Научная статья на тему 'Ментальность жителей Саранского уезда в имперский период: духовные традиции и современность'

Ментальность жителей Саранского уезда в имперский период: духовные традиции и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиция / религия / регион / культура / специфика национальной представительности. / tradition / religion / region / culture / specifics of national representation.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Елдин Михаил Александрович, Емелькина Ирина Владимировна, Мочалов Евгений Владимирович

Введение. Цель статьи – провести теоретический анализ ментальности жителей Саранского уезда в имперский период сквозь призму духовных традиций и современности. Выявить наиболее значимые специфичные черты характера жителей Саранского уезда, обосновать необходимость обращения к изучению ментальности жителей в контексте духовных традиций и современности. Материалы и методы. Теоретические методы: анализ научной литературы по изучаемой проблеме, сравнительный анализ, сопоставление, обобщение, систематизация. Эмпирические методы: метод экспертных оценок. Результаты исследования. Сделан ряд предварительных замечаний, указывающих на особенности характеристик мордовского этноса. Отмечены преимущества (опора на духовные ценности) и негативные (попытка сравнивать собственную культуру с культурами других этносов) тенденции в развитии ментальности жителей Саранского уезда в имперский период. Они могут способствовать изменению самосознания современного человека в условиях современной трансформации российского общества. Сделан вывод, что развитие российского общества в условиях глобализации достаточно благополучно может быть осуществлено и в этой связи требует серьезного исследования. Обсуждение и заключение. В результате исследования сделаны необходимые выводы и установлены закономерности функционирования ценностей в российском обществе. Выводы позволяют сделать заключение о возможности в России для обеспечения эффективной реализации оптимального функционирования ценностей внутреннего мира человека. Система духовных ценностей российского общества должна составлять основу для оптимизации функционирования всех сфер общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Mentality of the Inhabitants of Saransk District in the Imperial Period: Spiritual Traditions and Modernity

Introduction. The purpose of the article is to conduct a theoretical analysis of the mentality of the inhabitants of Saransk district in the imperial period through the prism of spiritual traditions and modernity. To identify the most significant specific character traits of the residents of Saransk district at that time, to justify the need to turn to the study of the mentality of residents in the context of spiritual traditions and modernity. Materials and Methods. Theoretical methods: analysis of scientific literature on the studied problem, comparative analysis, comparison, generalization, systematization. Empirical methods: the method of expert assessments. Results. A number of preliminary remarks were made indicating the characteristics of the Mordovian ethnic group. The advantages (reliance on spiritual values) and negative (an attempt to compare one’s own culture with the cultures of other ethnic groups) trends in the development of the mentality of residents of Saransk district during the imperial period are noted. They can contribute to changing the self-awareness of a modern person in the context of the transformation of Russian society. It is concluded that the development of Russian society in the context of globalization can be successfully carried out and in this regard requires serious research. Discussion and Conclusion. As a result of the research, the necessary conclusions have been drawn and the patterns of the functioning of values in Russian society have been established. The conclusions allow us to conclude that there are opportunities in Russia to ensure the effective implementation of the optimal functioning of the values of the inner world of a person. The system of spiritual values of Russian society should form the basis for optimizing the functioning of all spheres of public life.

Текст научной работы на тему «Ментальность жителей Саранского уезда в имперский период: духовные традиции и современность»

Фшлософия

Philosophy

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.24412/2078-9823.068.024.202404.343-352

УДК 130.125.27

М. А. Елдин1, Е. В. Мочалов2, И. В. Емелькина3

12 3 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия)

1 e-mail: [email protected]

2 e-mail: [email protected]

3 e-mail: [email protected]

Ментальность жителей Саранского уезда в имперский период: духовные традиции и современность

Аннотация

Введение. Цель статьи - провести теоретический анализ ментальности жителей Саранского уезда в имперский период сквозь призму духовных традиций и современности. Выявить наиболее значимые специфичные черты характера жителей Саранского уезда, обосновать необходимость обращения к изучению ментальности жителей в контексте духовных традиций и современности.

Материалы и методы. Теоретические методы: анализ научной литературы по изучаемой проблеме, сравнительный анализ, сопоставление, обобщение, систематизация. Эмпирические методы: метод экспертных оценок.

Результаты исследования. Сделан ряд предварительных замечаний, указывающих на особенности характеристик мордовского этноса. Отмечены преимущества (опора на духовные ценности) и негативные (попытка сравнивать собственную культуру с культурами других этносов) тенденции в развитии ментальности жителей Саранского уезда в имперский период. Они могут способствовать изменению самосознания современного человека в условиях современной трансформации российского общества. Сделан вывод, что развитие российского общества в условиях глобализации достаточно благополучно может быть осуществлено и в этой связи требует серьезного исследования.

Обсуждение и заключение. В результате исследования сделаны необходимые выводы и установлены закономерности функционирования ценностей в российском обществе. Выводы позволяют сделать заключение о возможности в России для обеспечения эффективной реализации оптимального функционирования ценностей внутреннего мира человека. Система духовных ценностей российского общества должна составлять основу для оптимизации функционирования всех сфер общественной жизни.

Ключевые слова: традиция, религия, регион, культура, специфика национальной представительности.

© Елдин М. А., Мочалов Е. В., Емелькина И. В., 2024

Для цитирования: Елдин М. А., Емелькина И. В., Мочалов Е. В. Ментальность жителей Саранского уезда в имперский период: духовные традиции и современность // // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2024. Т. 24, № 4. С. 343-352. DOI: 10.24412/20789823.068.024.202404.343-352.

MichailA. Eldin1, Evgeny V. Mochalov2, Irina V. Emelkina3

12 3 National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia)

1 e-mail: [email protected]

2 e-mail: [email protected]

3 e-mail: [email protected]

The Mentality of the Inhabitants of Saransk District in the Imperial Period: Spiritual Traditions and Modernity

Abstract

Introduction. The purpose of the article is to conduct a theoretical analysis of the mentality of the inhabitants of Saransk district in the imperial period through the prism of spiritual traditions and modernity. To identify the most significant specific character traits of the residents of Saransk district at that time, to justify the need to turn to the study of the mentality of residents in the context of spiritual traditions and modernity.

Materials and Methods. Theoretical methods: analysis of scientific literature on the studied problem, comparative analysis, comparison, generalization, systematization. Empirical methods: the method of expert assessments.

Results. A number of preliminary remarks were made indicating the characteristics of the Mordovian ethnic group. The advantages (reliance on spiritual values) and negative (an attempt to compare one's own culture with the cultures of other ethnic groups) trends in the development of the mentality of residents of Saransk district during the imperial period are noted. They can contribute to changing the self-awareness of a modern person in the context of the transformation of Russian society. It is concluded that the development of Russian society in the context of globalization can be successfully carried out and in this regard requires serious research. Discussion and Conclusion. As a result of the research, the necessary conclusions have been drawn and the patterns of the functioning of values in Russian society have been established. The conclusions allow us to conclude that there are opportunities in Russia to ensure the effective implementation of the optimal functioning of the values of the inner world of a person. The system of spiritual values of Russian society should form the basis for optimizing the functioning of all spheres of public life.

Keywords: tradition, religion, region, culture, specifics of national representation. For citation: Eldin M. A., Emelkina I. V. Mochalov E. V. The Mentality of the Inhabitants of Saransk District in the Imperial Period: Spiritual Traditions and Modernity. Gumanitarian: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2024; 24(4): 343-352. (In Russ.). DOI: 10.24412/2078-9823.068.024.202404.343-352.

Введение

Ценности конкретной исторической эпохи всегда отражают ее специфику. Духовные ценности, сохраняя собственную суть, связывают традиции и инновации, способствуя общественному развитию.

Особый смысл имеют ценности, необходимые для осуществления целей и задач развития страны, для управления государством.

В Новейшее время традиция духовности этносов в Средневолжье появляется к

концу XIX столетия в связи с демократической просветительской деятельностью разночинцев и народников. Многие христианские святоотеческие сочинения были переведены и изданы на национальных языках мордовского края.

Материалы и методы

В данной работе нашли отражение взгляды и подходы отечественных и зарубежных ученых. В работе использованы методы анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, аналогии, описания, сравнения, структурный. Объединяющей методологической идеей является методология системного анализа и экспертных оценок.

Результаты исследования

Культурная жизнь России XIX - начала XX в. и факты свидетельствуют о тяготении к симбиозу этноконфессиональных традиций.

С 1799 г., с созданием Пензенской епархии, города современной Мордовии стали ее частью. Исключением стали Темников и Ардатов, входившие в состав Тамбовской и Нижегородской епархий.

Только сотрудничество, основанное на взаимном признании и уважении культур народов, способствует организации совместной деятельности по поддержанию отношений в порядке. Реализация духовных ценностей народов России происходит при взаимосвязи традиционного и инновационного. Эти вопросы раскрываются в статье на основе исследования трудов ученых. Материал данной части опирается на исследование системы ценностей, необходимых для благополучия государства, которое проводилось на основе анализа общественного мнения.

По показателям значимости уровней ценностей для России и регионов видно, что на первом месте для населения России и регионов выступает ценность порядка, необходимого в государстве.

В общественном развитии важен баланс ценностей. Адаптация духовных ценностей

народа к историческим реалиям оптимизирует общественное развитие. Особенности развития и специфики традиционной духовной традиции Среднего Поволжья и россиян рассматривались В. К. Абрамовым, Р. Г. Абдулатиповым, Н. В. Заварю-хиным, Д. М. Исхаковым, С. М. Иткиным, Н. Ф. Мокшиным, Р. Г. Мухаммедовой, Р. К. Уразмановой, В. А. Юрченковым, Н. В. Шиловым и др.

Теоретические аспекты ценностей культуры российского общества глубоко раскрыли следующие ученые: Л. П. Буева, В. С. Барулин, М. Н. Громов, В. П. Зинчен-ко, Л. Н. Столович. Взаимосвязь традиций и инноваций в системе ценностей культуры - С. Ф. Анисимов, А. И. Арнольдов, В. А. Блюмкин, Н. А. Богданова, М. С. Каган, Т. И. Лавренова. Формирование системы ценностей культуры народа в процессе исторического развития - Т. В. Акулич,

A. И. Алексеев, А. И. Арнольдов,

B. А. Бабахо, М. И. Бойко, В. С. Из-мозик, А. С. Кармин, А. И. Кравченко, В. А. Кругликов, В. М. Розов, А. В. Шипшова, Г. К. Щедрина. Становление системы ценностей в рамках истории философии и культурологии - В. В. Зеньковский, Э. В. Ильенков, И. А. Ильин, М. А. Кис-сель, В. В. Сербиненко, Л. Н. Столович, В. В. Сильвестров.

Целью исследования является определение комплексного значения духовных ценностей российского общества в процессе культурно-исторического развития при взаимосвязи традиций и инноваций.

Смена исторических эпох приводит к замене ценностей, их структуры, формы, способов реализации, тогда как сущностная структура ценностей сохраняет константность. Процесс смены ценностей подводит человечество к уяснению надобности перемен. Изменения болезненны для общества, но наряду с переменами происходит и воспроизводство исторических событий, но на

более высоком уровне. В указанном плане важен нравственный фактор: «Мораль - как система базисных ценностей, выраженных в нормах социально приемлемого поведения» [6, с. 79].

По численности населения Поволжье в начале ХХ в. являлось одним из крупных регионов страны со значительным людским и экономическим потенциалом: численность населения к 1917 г. составляла около 16 млн чел. [8]. Количество городов к началу XX в. возросло до 57.

Крестьяне, особенно крепостные до крестьянской реформы 1861 г., находились в низком социальном статусе. Все эти факторы сформировали определенную для того времени систему ценностей. Элитарная культура, ее проявления были в большей степени доступны для привилегированных слоев населения, таких как представители дворянства, городская интеллигенция, купечество. Крестьянство же базировалось на народной культуре со своими традиционными фольклором, искусством, заложенными в древности и хранимыми поколениями.

Во второй половине XIX в. Россия приобретала все больший авторитет среди европейских держав. Вместе с тем в мире укреплялись позиции православной церкви, империя Романовых была близка к овладению Константинополем. Содержанием осмысления русской социальной традиции имперского периода в философии становится осмысление социальных проблем общества, юридических и исторических основ империи Третьего Рима. Ключевой в этом процессе стали идеи практической ценности имперскости, наследия византинизма, панславизма российским обществом.

Система духовных ценностей российского общества всегда имела свою специфику. Так, до революции 1917 г. ценности - добро, красота, справедливость, трудолюбие, человечность - выражались в конкретных формах в определенной сфере

346

и на разных его уровнях. Например, духовная сфера - в культуре, литературе, искусстве, архитектуре, музыке, гуманитарных науках. Культура России в данный период отличалась преобладанием духовных начал и направленностью на раскрытие душевности и человеколюбия, в том числе в отношении людей к происходящим событиям.

Проблема России начала ХХ столетия в культуросфере - отсутствует единый культурный подход к проблеме этноиден-тификации региональных традиций. В указанных условиях: «Православная религия -стержень русской культуры. Православная церковь - единственный социальный институт, оставшийся в России неизменным на протяжении тысячи лет» [13, с. 304].

Историческим предназначением Церкви на Руси было воплощение христианских добродетелей в человеке и социуме. Решение проблем личности и социума - стержневая цель социальных ценностей.

У этнографа Н. Н. Оглоблина о мордве говорится: «В характере мордвы невольно наблюдается какое-то горделивое спокойствие, порядочность и сдержанность, полная сознания своего собственного достоинства и чуждая всякого рода выходок, резкостей, крайностей» [9].

По М. Веберу, для каждой культурно-исторической эпохи развития человечества характерно преобладание определенного вида социального действия: аффективное, традиционное, целерациональное и ценностно-рациональное. Для общества постиндустриальной эпохи характерны ценностно-рациональный и нравственно-религиозный типы социального действия с преобладанием ценностно-рационального. Л. Е. Шапошников указывает: «В современном православии наблюдается интенсивный и широкомасштабный процесс синтеза религиозных и философских начал» [13, с. 205].

Татары, проживающие в Саранске и его окрестностях, не утрачивали этническую и

культурную самобытность так же и потому, что никогда не прекращали отношений с единоверцами и соплеменниками. Саранский регион показывал среднероссийские темпы развития: «Саранский уезд, находясь в составе Пензенской губернии, до революции принадлежал к числу сельскохозяйственных уездов. По переписи населения 1897 г. на его территории проживало около 140 тыс. человек, из которых более 15 тыс. человек в городе» [4, с. 15].

Особенностью русской специфики было сравнение истории и духовной культуры собственного этноса с историей народов других культур. Важно не воспринимать этничность как константную категорию, необходимо апробировать новейшие теоретические и практические аспекты, связанные с установлением границ этничности и других ее контекстов для достижения объективности в восприятии.

Процесс перехода от одной эпохи к другой был бы менее трагичным для общества при эволюционном пути развития цивилизации. Для построения оптимальных моделей развития различных сторон российского общества необходимо оптимизировать взаимодействие системы духовных ценностей российского народа с историческими реалиями и направлять с их помощью общественное развитие в более стабильном русле эволюционного потока.

Во все исторические эпохи система ценностей российского общества имела смысловое значение, во многом определяющее путь развития. Система ценностей приобретает значимость и решающее значение в своей целостности и в глубокой связи с духовностью народа, выраженной через культуру. Система духовных ценностей российского общества имеет свою иерархичность.

Е. В. Тарле замечал: «В России не промышленный, а именно торговый капитал смог толкать правительственный организм к экспансии, мог поощрять завоевательные тенденции еще тогда, когда русская промышленность была слабо развита... торговый капитал был стародавней политической силой на Руси» [11, с. 343].

Положительным результатом является наличие свободы творческой реализации личности, соответствующее законам, нормам и правилам. Развитие конфессиональных учреждений региона было к эпохе модерна в Саранском регионе показательно: «В уезде действовало более 70 православных церквей и 7 магометанских мечетей»1.

Русская православная церковь живет только за счет установленных расценок на требы и общественной работой особо не заинтересована. В русской церкви общественная работа если и ведется, то лишь отдельными священниками и только на их энтузиазме. Наиважнейшей задачей аксиологии является раскрытие фундаментальной значимости системы духовных ценностей и ее адаптация к историческим эпохам развития. А. И. Ракитов отмечал, что исходным пунктом любой модернизации в обществе оказываются знания, а ее предпосылками и следствием становятся «опережающая трансформация систем управления всех уровней и массового менталитета». Постоянно обновляемые научные знания должны «имплантироваться» в общество путем модернизации общества и человеческого капитала, «систем технологического и социального управления» [10, с. 13].

Ценности культуры народов в промышленности представляли собой выражение значимости ее роли для жизни народа. Они формировались в непосредственных общественно-исторических условиях строитель-

Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. 30: Пензенская губерния. URL: https://elib.rgo.ru/ handle/123456789/217246 (дата обращения: 03.06.2024).

ства заводов и фабрик в регионах. Правовая сфера играла большую роль в установлении справедливости, в соблюдении законов. Жандармерия следила за порядком и тем самым обеспечивала права граждан. В правах выражались духовные ценности, такие как справедливость, ценность человеческой личности, свобода, равенство, ценности имущества, ценность труда и т. д. Судебная система проходила через период своего становления и развития. Институт права делал акцент на соблюдении прав прежде всего таких сословий, как дворяне, мещане, так как на этих сословиях держалось управление всем циклом производства. Элита обеспечивала развитие государства. В меньшей мере обеспечивалось соблюдение прав крестьян, особенно крепостных до отмены крепостного права.

Образ русской культуры ассоциируется прежде всего с православием, с духовностью православия, традициями Византии. Все это позволяет говорить об уникальном культурно-историческом облике, который сформировался в процессе эволюции.

Социальная общность - это система ценностей, взглядов и убеждений каждого участника социума, гармонично сочетающаяся с нормами, позицией, целями других; позволяюшая продуктивно взаимодействовать и любому реализовывать свой потенциал.

Это так называемое согласованное поведение людей при взаимопонимании, уважении и признании достоинств и позиции человека. Важно гармоничное взаимодействие общей системы ценностей для коллектива и системы ценностей каждого участника при организации совместной деятельности. При наличии общих интересов, целей и ценностей в группе необходимо учитывать и поощрять позицию личности, основанную на нравственных убеждениях, интересах, ценностях каждого из участников социальной группы [12, с. 129].

348

Обсуждение и заключение

Во-первых, проанализированы научные философские и культурно-исторические источники, выявлено значение духовных ценностей российского общества, преемственности и трансформации системы ценностей в различные исторические эпохи.

Во-вторых, построена модель структуры духовных ценностей, являющаяся смысловой основой устойчивого развития российской цивилизации. Данная структура отражает комплексный характер значимости духовных ценностей для взаимосвязанных структурных компонентов российского общества. Она представляет собой шестигранную пирамиду, имеющую шесть уровней. Каждая сторона системы российской аксио-сферы представляет ценности определенной сферы общественной жизни, каждый уровень - ценности определенного уровня общественной структуры. Современный российский философ А. А. Гагаев верно указывал на яркие приметы ценностного кризиса: «Дети начинают матершинить с 1-3 лет. В целом это показатель отсутствия высших психических функций человека: зверство в смысле Аристотеля, становление вида хомо дебилис» [2, с. 124].

На государственном и региональном уровнях создаются программы по развитию культуры, осуществляется руководство и поощрение создания различных творческих проектов во всех отраслях культуры.

В основе пирамиды лежат ценности духовной культуры как наиважнейшей основополагающей сферы общественной жизни. На духовной культуре, ее корнях прочно стоит, растет и развивается древо истории. Следует согласиться с В. К. Кантором в том, что литературность русской философии и философичность русской литературы особенно ярко проявились в прошлом [5, с. 40-51].

По данным исследователей истории социального развития Саранского уезда, «... в начале XIX в. дети низшего сословия могли

учиться в приходских училищах, в которых учебными предметами являлись закон Божий, церковно-славянская грамота, русский язык, чистописание, арифметика и церковное пение» [4, с. 36].

Порядок, свобода и традиция - это ценности, значимые для всего населения России. В дореволюционную эпоху система ценностей России находила выражение в виде становления капиталистических товарно-денежных отношений, определенной идеологии, основанной на царской власти и на религиозных традициях. Важно было мнение общины крестьян: «Общественное мнение крестьян высоко оценивало трудолюбие как важнейшее качество человека. Оно воспитывалось в крестьянских детях» [3, с. 106].

В основе процесса унификации российского этнокультурного пространства лежала русская душевная и духовная традиция. Ядром образцов, вводимых в жизнь, были элементы архетипического или бессознательного.

Новейшая история Мордовии является свидетельством удивительного феномена выживаемости мордовского уклада православных традиций духовной жизни народа. Ценности культуры активно реализуются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Это проявляется в сохранении культурного наследия.

Духовные ценности российского государства представляют собой сложную систему, связанную с функционированием государства, интересами людей и организаций. Они имеют большое значение в современности. Вопросы об структуре и духовном контексте создания и разветвления системы социокультурного единства возникали еще в рамках традиционной духовной парадигмы и становились наследием последующих поколений и эпох как естественное основание пространственного и временного господства человека политического, образ которого появляется в самом средоточии проблем: «Непременным свойством

человека, отвечающего нравственному идеалу подавляющего большинства крестьян, являлась вера. Судили о ней по аккуратным посещениям церкви, по соблюдению постов и обрядов, по хождениям на богомолья, но особенно - по степени выполнения нравственных норм в целом» [3, с. 111].

После Октябрьской революции 1917 г. в России система ценностей изменилась в соответствии с образом жизни и типом общественных отношений. В обществе стала преобладать марксистско-ленинская идеология, капиталистические товарно-денежные отношения сменились социалистическими с государственной формой собственности, религиозные традиции заменились атеистическими. Стала преобладать новая социалистическая культура и связанные с ней ценности. Однако определенная часть культурного наследия в виде достижений его различных сфер прошлых исторических эпох сохранилась, выполняя новые функции в связи с изменившимися общественно-историческими реалиями. Сущность таких ценностей, как доброта, человечность, красота, любовь, дружба, труд, сохранилась и в советский период, находя проявления в определенных формах, характерных для того времени.

Система ценностей современного российского общества функционирует на основе свободы вероисповедания и возрождения религиозного сознания.

В объяснении понимания религиозной деятельности человека в обществе у Н. А. Бердяева находим мысль: «Благодать - вот сущность религиозной жизни, и не верится в ту религию, которая не сделает жизнь благодатной» [1, с. 6].

На основе мнения населения большинства регионов выявлено, что значение семьи непосредственно связано с благополучием. Благополучие достигается с помощью независимости человека и его работы, а также с помощью инициативности.

Показатели ценностей для регионов отличаются от общероссийских показателей по уровню их значимости для населения. Показатель значимости благополучия для населения России будет ниже показателей ее значимости для рассмотренных регионов. Митрополит Будапештский пишет: «В паству Русской Православной Церкви входят не только русские, но и представители других многочисленных народов, проживающих на канонической территории нашей церкви. Попечение о том, чтобы Библия была доступна этим народами на их родном языке, - наш долг» [Цит. по: 7, с. 42].

В российской действительности происходит перемещение населения из села в город, из одной бывшей советской республики в другую. Проблема России - отсутствует единый культурный подход к проблеме этноидентификации.

В России почти все государства строились по идеологическое схеме, но то были естественные идеологии. Пока социальная идея в советской России была сильна, СССР чувствовал свою несокрушимость. Русские и сегодня убеждены, что инородцы обязаны жить в империи.

При прекращении социалистического строя после распада СССР начался переход к демократическому режиму с развитием рыночных отношений, возрождением религиозных традиций, духовности, свойственной российскому народу. Сходство современной эпохи с дореволюционной Россией заключается в функционировании товарно-денежных рыночных отношений, в свободе религий, а также в возрождении ряда духовных ценностей.

Все это придает особую актуальность исследованию проблем духовных ценностей и их значения в развитии культуры. Каждая эпоха в зависимости от целей деятельности претерпевает свои трансформации. Меняются задачи, ценности, но общими для любого исторического этапа

350

остаются духовные ценности, объединяющие людей, времена и народы, обеспечивающие общественное развитие и пронизывающие собой всю общественную структуру со всеми общественными достижениями. Изучая человека, мы «должны учитывать человека в целом, а в идеале следует учитывать духовные соображения» [14].

От оптимального функционирования системы духовных ценностей зависит благополучие российского общества.

В результате исследования сделаны необходимые выводы и установлены закономерности функционирования ценностей данного уровня в российском обществе. Произведенные исследования и полученные на их основе выводы позволяют заключить о наличии возможностей в России для обеспечения эффективной реализации и оптимального функционирования ценностей внутреннего мира человека.

Во-первых, российское общество динамично развивается, меняются общественно-исторические реалии, происходит развитие системы духовных ценностей, которые являются смысловыми и определяющими основами для общественного развития. В связи с этим система духовных ценностей российского общества должна составлять основу для оптимизации функционирования всех сфер общественной жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, исследование взаимосвязи традиционного и инновационного в структуре ценностей российского общества позволит обеспечить ее эффективную реализацию в сферах реальной общественной жизни.

В-третьих, в философии существует еще ряд недостаточно исследованных вопросов о значении духовных ценностей в общественной и личной жизни людей. Все это придает актуальности исследованию духовных ценностей еще и потому, что в реальной жизни происходит крутой поворот в отношениях к духовным ценностям советского общества в условиях бурного роста.

Список источников

1. Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. СПб.: Изд. М. В. Пирожкова, 1907. 286 с.

2. Гагаев А. А. Философия культуры города Рузаевки. Рузаевка: Рузаевский печатник, 2011. 311 с.

3. ГромыкоМ. М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. 446 с.

4. Житаев В. Л. Культурно-просветительская деятельность земства Саранского уезда Пензенской губернии. Саранск: Изд-во Мордов. гос. пед. ин-та, 2011. 131 с.

5. Кантор В. К. Российская ментальность // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 40-51.

6. Кашников Б. Н. Блеск и нищета самоопределения народов // Вопросы философии. 2021. № 10. С. 77-90.

7. Митрополит Волоколамский Иларион. Переводы Библии: история и современность // Современная библеистика и Предание Церкви: материалы VII междунар. богосл. конф. Русской Православной Церкви. М., 2016. 616 с.

8. Никулин В. И. Пензенское земство: Уроки культурно-просветительской деятельности 18651917 гг. Пенза: Изд-во ПГТУ, 1996. 186 с.

9. Оглоблин Н. Н. В мордовском краю // Масторава. 2000. № 6-7. С. 3-10.

10. Ракитов А. И. Пролегомены к идее технологии // Вопросы философии. 2011. № 1. С. 3-13.

11. Тарле Е. В. Политика: история территориальных захватов. XV-XX века. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 800 с.

12. Флоренский П. А. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 1. Статьи по искусству. Париж: YMCA-PRESS, 1967. 600 с.

13. Шапошников Л. Е. Философско-педагогические концепции в отечественной мысли XVIII-XXI веков. СПб.: РХГА, 2022. 406 с.

14. Holmes C., Lindsay D. In Search of Christian Theological Research Methology // Sage Open. 2018. October-December. P. 4-11.

References

1. Berdyaev N. A. New religious consciousness and the public. St. Petersburg: Publishing house of M. V Pirozhkov, 1907. 286 p. (In Russ.)

2. Gagaev A. A. Philosophy of culture of the city of Ruzaevka. Ruzaevka: Ruzaevsky printer, 2011. 311 p. (In Russ.)

3. Gromyko M. M. The world of the Russian village. Moscow: Molodaya Gvardiya, 1991. 446 p. (In Russ.)

4. Zhitaev V. L. Cultural and educational activities of the zemstvo of the Saransk district of the Penza province. Saransk: Saransk: publishing house of Mordovia State Pedagogical Institute, 2011. 131 p. (In Russ.)

5. Kantor V. K. Russian mentality. Voprosy filosofii = Questions of Philosophy. 1994; 1: 40-51. (In Russ.)

6. Kalinnikov B. N. Brilliance and poverty of self-determination of peoples. Voprosy filosofi = Questions of Philosophy. 2021; 3: 77-90. (In Russ.)

7. Metropolitan Hilarion of Volokolamsk. Bible Translations: History and Modernity. Modern Biblical Studies and the Tradition of the Church: Proceedings of the VII International Theological Conference of the Russian Orthodox Church. M.: St. Petersburg General Church Postgraduate and Doctoral Studies. Cyril and Methodius, 2016. 616 p. (In Russ.)

8. Nikulin V. I. Penza Zemstvo: Lessons of cultural and educational activities in 1865-1917 / V I. Nikulin. Penza: Publishing House of the State Technical University, 1996. 186 p. (In Russ.)

9. Ogloblin N. N. In the Mordovian region. Mastorava. 2000; 6-7(9-10): 3-10. (In Russ.)

10. Rakitov A. I. Prolegomena to the idea of technology. Voprosy filosofii = Questions of Philosophy. 2011: 1: 3-13. (In Russ.)

11. Tarle E. V. Politics: the history of territorial seizures. XV-XX century. Moscow: Eksmo-Press, 2001. 800 p. (In Russ.)

12. Florensky P. A. Collected works in 11 Volumes, vol. 1. Articles on art. Paris: YMKA-PRESS, 1967. 600 p. (In Russ.)

13. Shaposhnikova L. E. Philosophical and pedagogical concepts in Russian thought of the XVIII-XXI centuries. St. Petersburg: RHGA, 2022. 406 p. (In Russ.)

14. Holmes C., Lindsay, D. In Search of Christian Theological Research Methodology. Sage Open. 2018. October-December. P. 4-11. (In Russ.)

Поступила 05.09.2024.

Сведения об авторах

Елдин Михаил Александрович - доктор философских наук, профессор кафедры философии Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия). Область научных интересов: философия религии, религиоведение, история конфессионалной культуры народов РФ, византология. Автор более 200 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0071-0163.

E-mail: [email protected]

Мочалов Евгений Владимирович - доктор философских наук, заведующий кафедрой философии Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия). Область научных интересов: история русской и западноевропейской философии, философия религии, философия антропологии, релевантная логика. Автор более 300 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid. org/0000-0002-0071-0163.

E-mail: [email protected]

Емелькина Ирина Владимировна - доктор философских наук, профессор кафедры философии Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия). Область научных интересов: философия образования и воспитания; социально-философский анализ менталитета, логика. Автор более 136 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcidK>org/0000-0002-0071-0163.

E-mail: [email protected]

Submitted 05.09.2024.

About the authors

Mikhail А. Eldin - Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Philosophy, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia).. Research interests: philosophy of religion, religious studies, history of confessional culture of the peoples of the Russian Federation, Byzantology, author of more than 200 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid. org/0000-0002-0071-0163.

E-mail: [email protected]

Evgeny V. Mochalov - Doctor of Philosophy, Head of the Department of Philosophy, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: history of Russian and Western European philosophy, philosophy of religion, philosophy of anthropology, relevant logic. He is the author of more than 300 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid/org/0000-0002-0071-0163.

E-mail: [email protected]

Irina V. Emelkina - Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Philosophy, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia).. Research interests: philosophy of education and upbringing; socio-philosophical analysis of mentality, logic. The author of more than 136 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0071-0163.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.