Научная статья на тему 'Ментально-концептуальная реконструкция образа мира'

Ментально-концептуальная реконструкция образа мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
278
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / ОБРАЗ МИРА / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / CONCEPT / MENTALITY / IMAGE OF THE WORLD / ETHNIC IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бетильмерзаева Марет Мусламовна

В рамках этнолингвистического исследования можно говорить о возможности реконструкции этнического пространства по данным языка. Личность ориентируется в мире посредством того мировоззрения, которое сформировалось в процессе воспитания. В самом общем виде концепт, будучи базовым ментальным образованием, отражает смысловую интерпретацию мира человеком, реконструкция которого позволяет увидеть общее и особенное в этом восприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mental and conceptual reconstruction of the world image

Within the frameworks of the ethno linguistic research one may speak about the possibility of reconstruction of the ethnic space according to the language data. A personality orientates in the world through the worldview that emerged in the process of education. In the most general aspect the concept as a basic mental formation reflects the semantic interpretation of a man in the world the reconstruction of which makes it possible to see general and specific in this perception.

Текст научной работы на тему «Ментально-концептуальная реконструкция образа мира»

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

УДК 130.2 ББК 71.0

М. М. Бетильмерзаева Ментально-концептуальная реконструкция образа мира

В рамках этнолингвистического исследования можно говорить о возможности реконструкции этнического пространства по данным языка. Личность ориентируется в мире посредством того мировоззрения, которое сформировалось в процессе воспитания. В самом общем виде концепт, будучи базовым ментальным образованием, отражает смысловую интерпретацию мира

человеком, реконструкция которого позволяет увидеть общее и особенное в этом восприятии.

Ключевые слова: концепт, ментальность, образ мира, этническая

идентификация.

Человек с древнейших времен обладает целостной системой

представлений о себе и окружающем мире, о своей роли и месте в нем, о пространственной и временной последовательности событий, их причинах, значении и целях. Такой целостной системой мироустройства обладает каждая культура, внутри которой формируется мировоззрение отдельной личности. Образ мира, будучи основным компонентом культуры, содержит в себе все существенные, с точки зрения данной культуры, знания, которые помогают каждому члену данной культуры адаптироваться к окружающей природной и социальной среде.

Язык, культура и этнос неразрывно между собой связаны и являют собой единую сферу сопряжения физического, духовного и социального «Я» личности. Язык, в свою очередь, с древнейших времен представляется

человеку не только как утилитарное средство передачи актуальной

информации, но и как специфический культурный код, орудие познания и даже преобразования мира. Человек и его мир тождественны друг другу, человек есть подобие своего мира и языка.

При анализе взаимодействия свойств мышления и структуры языка как социального явления интересен вопрос о том, каким образом язык репрезентирует мир. Известные мыслители разных эпох полагали, что, поняв структуру языка и суть происходящих в нем событий, можно многое сказать о природе реальности. Оттачивая умение правильно понимать слова, мы, тем самым, оттачиваем способность правильно понимать окружающие нас феномены.

Мысль в распространенном понимании связана со словом. «Язык есть орган, образующий мысль» [2, с. 75]. «Язык - это объединенная духовная энергия народа, чудесным образом запечатленная в определенных звуках» [2, с. 349]. В этих суждениях В. Гумбольдт акцентирует внимание на соотношении границ человеческого бытия и языка, отмечая их

несовпадение, человек больше того, что можно выразить в словах; но ему приходится заключать в слова свой неуловимый дух, чтобы скрепить его чем-то, и использовать слова как опору для достижения того, что выходит за их рамки. Разные языки - это отнюдь не различные обозначения одной и той же вещи, а различные видения ее, позволяющие говорить о том, что язык воплощает в себе своеобразие целого народа [2, с. 349]. Словесный язык является своеобразной материальной оболочкой мышления, мысль объективируется в языке. Созвучно В. фон Гумбольдту мнение Э. Сепира [8, с. 131-132], который пишет, что люди живут не только в материальном мире и не только в мире социальном, как это принято думать: в значительной степени они все находятся и во власти того конкретного языка, который стал средством выражения в данном обществе. «Реальный мир» в значительной мере неосознанно строится на основе языковых привычек той или иной социальной группы. Язык, по Б. Расселу [7, с. 67], служит не только для выражения мыслей, но и делает возможными мысли, которые без него не могли бы существовать.

Образ мира не следует смешивать с мировоззрением или идеологией. Картина мира, которую вычленяет исследователь, нигде не оформлена, она содержится в общих установках к окружению и представлениях о нем, которые пронизывают жизнь современников независимо от их положения и сознательных воззрений. Генерализованные черты мировидения погружены в еще более аморфную массу эмоций, представлений и образов, массу, которая называется ментальностью.

Ментальность как «образ мира» прослеживается в первую очередь в языке. И в рамках этнолингвистического исследования можно говорить о возможности реконструкции этнического пространства по данным языка. Это направление связывается по преимуществу с постановкой и решением задач реконструкции, воссоздания древнейшей системы онтологических, космологических, социальных представлений, отражаемых «культурной» лексикой, с этимологизацией слов мифологического характера и т. п. Также проводится реконструкция материальной и духовной культуры этноса на основе языкового материала. Это направление в качестве первоочередного выдвигает требо-

вание максимальной дескрипции, выявления насколько возможно полного инвентаря форм традиционной культуры, ритуалов. И то и другое направление задают основную координату этнолингвистических исследований - этнический язык и традиционная духовная культура народа. Таким образом, в первом случае в качестве предмета исследования выступает фрагмент традиционной культуры - концепт, - выраженный средствами разных кодов, в том числе и вербальным. Концепты, по мысли Дж. Лакоффа и М. Джонсона [5, с. 25], которые управляют нашим мышлением, не просто порождения ума. Они влияют на нашу повседневную деятельность. Вплоть до самых тривиальных деталей. Наши концепты структурируют наши ощущения, поведение, наше отношение к другим людям. Тем самым наша концептуальная система играет центральную роль в определении реалий повседневной жизни.

Бытие языка, будучи глобальным текстом, являет собой три слоя своего постепенного сложения и отражения в мозгу человека. К первому

слою относится момент означивания, собственно озвучение слова, второй слой - понятие, наполнение слова содержанием, и третий слой - концепт, складывающийся на основе многофункциональности языка. Концепты, рождаемые культурой, предстают, как «сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека», «это тот «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, которые сопровождают слово»[10, с. 40-41]. «Концепт -основная ячейка культуры в ментальном мире человека» [10, с. 41]. В основе концептуального образа мира лежит архаическая конструкция «знака», которая стимулировала ту или иную модификацию слова в концепт. Итогом данной модификации стала претензия концепта на роль, будучи означенным словом, быть больше, чем слово, и даже больше, чем понятие.

Личность ориентируется в мире посредством той системы оценок внешнего мира, того мировоззрения, которые сформировались в процессе воспитания. Эта мировоззренческая призма восприятия мира в сознании человека закрепляется в виде системы концептов. От концептуальной системы личности зависят не просто ее взгляды на мир - зависит ее судьба. Как известно, «одному и тому же имени (слову) в психике разных людей могут соответствовать разные ментальные образования. Тем самым не только разные языки “концептуализируют” (т. е. преломляют) действительность по-разному, но и за одним и тем же словом данного языка в сознании разных людей могут стоять разные концепты» [11, с. 3].

В реальной культуре система концептов коррелирует с системой культурно значимых фактов, объектов и явлений. При этом важно отметить, что «поскольку механизм мышления нам до сих пор не известен (по словам А. А. Леонтьева, мы знаем, что имеем на входе и выходе, но сам процесс мышления остается для нас "черным ящиком") исходным материалом при решении вопроса об отношении мышления и речи по необходимости служит речь, в которой проявляются наиболее общие результаты человеческого познания в виде значений слов. Однако механизм отражения и даже первичного фиксирования этих результатов в языке / речи наблюдению пока не доступен и может быть смоделирован только предположительно. Именно поэтому открывается широкое поле для различных интерпретаций этого процесса, философских обобщений и домыслов, которые пока не могут быть проверены никакими строгими методами» [6, с. 18]. Именно поэтому также возможны самые разнообразные интерпретации того, как выстраивается личностная концептуальная система, ведь изучение любой культуры личностно.

Образ является начальным звеном и одновременно результатом любого познавательного акта. Современные исследователи понимают образ как когнитивную гипотезу, сопоставимую с объективной реальностью. Образ мира функционально и генетически первичен по отношению к любому конкретному образу или отдельному чувственному переживанию. Отсюда результатом любого познавательного акта будет не отдельный образ, а измененный образ мира, обогащенный новыми элементами. Это означает, что в понятии образа мира воплощена идея целостности и преемственности в зарождении, развитии и функционировании

познавательной сферы личности. И образ мира выступает как многоуровневая целостная система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности.

С.Д. Смирнов отмечает, что вырванный из контекста сам по себе чувственный образ не несет никакой информации, так как «ориентирует не образ, а вклад этого образа в картину мира» [9, с. 18]. Причем, для построения образа внешней реальности первичным является актуализация определенной части уже имеющегося образа мира, а уточнение, исправление или обогащение актуализированной части образа мира происходит во вторую очередь. Таким образом, не мир образов, а образ мира регулирует и направляет деятельность человека.

Проблема адекватного самоопределения и самосознания человека, органически связана с определением его отношения к окружающей действительности, возможности ее осмысления и изменения в соответствии с найденной истиной бытия. Очевидно, что в личностной сфере самосознания как ментально-культурном пространстве вызревают убеждения, ценностные ориентиры, духовные смыслы, которые закрепляются в нем как эквиваленты Я-сознания. Таким образом, формируются модусы культуры, которые действуют в сознании индивидов и в общественном сознании и задают общий характер всех взаимодействий в социуме. В силу сказанного, модус культуры определяет параметры национального самосознания, которые есть степень сближения, а затем и единения устремлений и ценностных ориентиров всех членов социума к некой Идее, способной стать фундаментом для дальнейшего существования и успешного развития данного сообщества людей. Для чеченского народа таким концептом стал в прошлом концепт земли -«латта» (чеч.). Земля / латта является основанием жизни для чеченского этноса поныне. Данный концепт свое присутствие обнаруживает во многих этнических культурах, и в дискурсе о ментально-концептуальной реконструкции образа мира обнаружению его концептуального содержания способствует качественная экспликация.

«Основополагающим компонентом этнической идентичности чеченцев,

- пишет В. Х. Акаев, - является сакральное пространство - земля, рассматриваемая в национальной ментальности как источник жизни и благополучия. Свою родину чеченцы называют «Землей отцов» (Дай мохк -чеч.) и отношение к ней глубоко сакрально. Предпочитая хоронить умерших на земле предков, тело умершего где-то в России чеченца его родственники непременно перенесут в свое родное село и похоронят рядом с могилами предков [1, с. 123]. Толкование понятия «земля» требует к себе пристального внимания. «Земля» как «латта» или «мохк» несет в себе информацию не только характеризующую естественную для всего человеческого рода зависимость от земли, но «земля» определяет в целом образ мира народа. Для чеченского этноса «земля» и в собственном значении латта - земля и в значении мохк - страна, Даймохк - Земля отцов, «земля» есть основной идеал. В известной чеченской песне есть такие слова: «Даймахкахь каш доцуш, дайх ала дош доцуш, дала ма лойла вай, к1ентий!» - «Без могилы на земле отцов, не имея, что сказать об

отцах, не приведи нам умереть, друзья!» Характер представлений о мире способствует формированию определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план. Иначе говоря, в образе мира отражается интеллектуальный и эмоциональный опыт людей, образ мира способствует формированию мировоззрения людей, их миропониманию, мировосприятию и мироосвоению в единстве. Прослежение ментальных истоков миропонимания, мировосприятия и мироосвоения доступно герменевтическому анализу слова. В восприятии и мироосвоении представлены ментальность данного этноса, его образ мыслей, выраженный в его образе жизни. Интересна ссылка В. П. Кожевникова на Л. А. Зеленова: «...Можно разрушить религию и науку, искусство и философию народа, но если остается народное мировосприятие и мироосвоение, то они своим фундаментальным, бесконечным потенциалом возродят народу данному присущую религию, науку, философию, искусство» [4, с. 98].

Мировосприятие и мироосвоение являются сложным духовным образованием и характеризуют антропо-психологическое, эмоционально окрашенное, не отрефлексированное отношение субъекта к явлениям и объектам. Их содержание черпается из обобщенного социальнокультурного опыта многих эпох и народов и включает множество житейских наблюдений, оценок, поучений в форме пословиц и поговорок, народных сказаний, мифов. Опыт народа исходит из прошлого. В основе специфики чеченского мироощущения и мироосвоения лежит, в первую очередь, земля

- латта. Экспликация слова видится следующим образом: латта - земля, латта (второе значение) - стоять; продолжаться. Это то, что нам дает первый пласт экспликации. Здесь очевидна ментальная особенность концепта «земля», заключающаяся в том, что «земля» несет в себе устойчивость. «Земля» дает человеку уверенность в стабильности своего бытия. Составляющим второго пласта, по мысли исследователя, является пересечение слова земля / латта со словом - лата - побороться, подраться; загореться; прилепиться. По определению М. Фуко, мир - это всеобщая «пригнанность» вещей. «Пригнанность» у него является одной из категорий сходства. «Пригнанными являются такие вещи, которые, сближаясь, оказываются в соседстве друг с другом. Они соприкасаются краями, их грани соединяются друг с другом, и конец одной вещи обозначает начало другой. Благодаря этому, происходит передача движения, воздействия, страстей, да и свойств от вещи к вещи» [12, с. 55]. И вот, воспользовавшись действием категории «пригнанности», мы можем предложить в свете содержания данных выше слов следующую экспликацию концепта земля. Не случайно слова земля / латта, побороться (загореться, прилепиться) / лата перекликаются не только фонетически, но и семантически. Глаголы «побороться, загореться, прилепиться» выражают действия, сопряженные наличием двух сторон: побороться - кто-то с кем-то, загореться - что-(кто-)-то от чего-то, прилепиться - что-то к чему-то. Земля / латта - главное сопряжение: человек - земля. Земля досталась чеченцу не без борьбы (лата / побороться). Ему пришлось ее отстоять (латта / тоять). Его плоть

срослась с ней. И уже не так важно, кто к кому так «прилип» (лата / прилепиться): этнос ли к земле своих отцов (Даймохк), не только в смысле места рождения, но и, буквально, в смысле земли, почвы, трансформировавшегося праха отцов, земля ли не отпускает этнос, который и кормит, и поит ее своей плотью, потом, кровью веками. «Земля» материальна, она, властвуя над чеченцем, являясь для него опорой, основанием, демонстрирует, вживленность в ментальный пласт этноса концепта «земля».

Земля есть крепость человеческого бытия. Генетическая власть земли (плоть, кровь, пот), с одной стороны, и, с другой стороны, другой не менее важный концепт - свобода / маршо: «настойчивое стремление к свободе -базисный компонент бытия чеченцев»[1, с. 124].

Первая фраза, с которой чеченцы встречают человека: «Марша вог1ийла!» («Приходи свободным!») Сблизив этимологически родственные слова к «маршо», мы можем отметить, что, оказавшись в соседстве, друг с другом, эти слова, взаимодействуя, дополняют друг друга: мар - муж (хозяин, желанный человек - мар веза), мара (волла) - обнять, объять (желание приближения), мар - нос, свободно выступающая часть лица, марабаьлла меттиг - мыс; шо - год, ша - шаг, отрезок, шо - зарубка («шо яккхана» - зарубка, отсчет времени). Отсюда следует, «маршо» - отрезок времени, проведенный в соответствии со своими желаниями, т. е. свободно. И это время выделяется, выступает вперед на фоне бытийности человека.

Мы имеем возможность наблюдать наличие в этнической ментальности чеченцев двух концептов, по своим истокам все-таки полярных: земля, - вбирающая в себя, свобода, - влекущая вне. На этой основе никак нельзя говорить о противоречивости чеченской души. Ибо ментальной особенностью в данном явлении становится диалектическое соглашение между реальной (земля) и идеальной (свобода) действительностью. Свобода - маршо - в чеченце не подразумевает под собой свободу вне своей земли, это свобода - необходимое право жить на своей земле. Земля, будучи материальной, не становится оковой и бременем, она представляет собой хранилище обычаев, традиций, кормилицу, питающую не только живот, но и душу этноса.

Личность является и субъектом и объектом познания. Поэтому исследователя и интересует в культуре также эталонные представления о личности. Они позволяют ответить на вопрос: каким должен быть я сам? Одна из главных составляющих культурного содержания - комплекс представлений об эталонной личности: ее мировидение, жизненные и поведенческие установки. В чеченском обществе одно из направлений поиска эталонной личности связано с кодексом «къонахалла» (рыцарства). Фольклорные тексты «илли» (эпические песни), пословицы, поговорки -важнейший материал, через концептуальный анализ которых можно понять чеченскую культуру, представления об идеале - прежде всего личностном.

Храбрость и самоотверженность, вежливость и скромность, доброта и щедрость, забота о ближнем и воздержанность в своих желаниях, бескомпромиссное противоборство с грубой силой зла и самоотверженная

защита слабого и обиженного, готовность служить общественным интересам в ущерб личным - все это есть необходимые атрибуты высшей формы вайнахской этики «къонахалла». В старину этим высоким званием -къонах - народ награждал достойнейших из достойных своих сыновей не по происхождению или социальному положению, а по личным гражданским, нравственным качествам [3, с. 64].

Таким образом, языковая картина мира, образ мира, образ самое себя, исторически сложившийся у конкретного языкового коллектива, свод представлений о мире, зафиксированный языком, есть определенный способ концептуализации мироздания в рамках данного языка. Каждый естественный язык, как известно, отражает определенный способ восприятия и кодировки мира. Выражаемые в языке значения складываются в единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая усваивается всеми носителями данного языка. Этот способ мироздания в известной мере универсален, однако, у каждого народа он обладает, скажем, национальной спецификой, и в итоге носители разных языков воспринимают мир по-своему, отличным от носителей других языков способов. «Границы моего языка определяют границы моего мира», - пишет в известном «Логико-философском трактате» Л. Витгенштейн. Мысль Л. Витгенштейна философски осмысляется так, что реальность опосредуется языком, который «пересоздает» ее внутри себя и тем самым творит образ мира, уникальный для конкретного языка.

В русле нашего дискурса позволительно отметить, что ментальноконцептуальный анализ помогает воссоздать этнокультурный образ мира своего носителя, отражает смысловую интерпретацию мира человеком, реконструкция которого позволяет увидеть общее и особенное в этом восприятии.

Список литературы

1. Акаев В.Х. Чеченское общество в поисках геополитической и социокультурной идентичности // Современные проблемы геополитики Кавказа. Вып. 5. - Р/н-Д, 2001.

2. Гумбольдт В. фон. О различении строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества / Гумбольдт В. фон. // Избр. тр. по языкозн. - М.: Прогресс, 2000.

3. Исаев Э. А. Вайнахская этика. - Назрань, 1999.

4. Кожевников В.П. Ментальность Российской цивилизации. - М., 1998.

5. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. - М.: Едиториал УРСС, 2004.

6. Пищальникова В. А. Общее языкознание: учеб. пособие. - Барнаул, 2001.

7. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. - М.: Терра -Книжный клуб; Республика, 2000.

8. Сепир Э. Статус лингвистики как науки // Языки как образ мира. - М.: АСТ; СПб.: Тегга Ра^авИса, 2003.

9. Смирнов А. Д. Мир образа и образ мира // Вестн. Мос. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1981. - № 2.

10. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М., 1997.

11. Фрумкина Р.М. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога / Р.М. Фрумкина // Науч.-техн. информ. Серия 2: Информационные процессы и схемы. - М., 1992. - №3.

12. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб.: A - Cad,

1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.