Научная статья на тему 'Менталитет социокультурных обществ забайкальского края'

Менталитет социокультурных обществ забайкальского края Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
464
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Менталитет социокультурных обществ забайкальского края»

Рецензии на книги

Васильева К.К., Мельницкая С.А.

Менталитет социокультурных обществ Забайкальского края.

- Чита: ЧитГУ, 2008. - 191 с.

Рецензируемая монография К.К. Васильевой и С.А. Мельницкой знакомит нас с ментальными особенностями забайкальского регионального социума. Забайкальский край (в прошлом Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ) представляет собой полиэтнический, поликонфессиональный и поликультурный ареал, где на протяжении 350 лет мирно проживают представители более 120 этносов. В фокусе данного исследования находится менталитет коренных жителей региона - эвенков, бурят и русских (старообрядцев, казачества и т. д.).

По мнению авторов книги, менталитет представляет собой корневые духовно - нравственные ценности, мировоззренческие основания индивидуального и общественного поведения. Центральной зоной ментальности (вслед за С.В. Лурье) авторы монографии объявляют архетип "мы - они". Именно в соответствии с этим принципом и происходило формирование социокультурных общностей Забайкалья. В основе самоидентификации "мы - забайкальцы", по мнению авторов, лежат некоторые единые ментальные основания и стереотипы поведения, как например, горизонтальное структурирование пространства, неприятие мещанства и неприхотливость к условиям жизни, сострадание и веротерпимость, расовая и этническая толерантность, выносливость и упорство, осмотрительность и созерцательность и т.д. "Одинаковые климатические условия проживания, характеризующиеся крайней суровостью, - отмечается в монографии, - в не меньшей мере порождали и общие свойства менталитета, формируя совместную самоидентификацию "мы" (С. 162). Авторы книги попытались реконструировать тот тип ментальности, который оптимально соответствует требованиям выживания в условиях суровости климата и обширности пространства.

Онтологическими основаниями взаимодействия представителей множества культур и формирования общей региональной (забайкальской) идентичности, по мнению авторов, являются общая природноклиматическая среда обитания, социокультурные и нравственно - этические универсалии, общая историческая судьба и "проекция опыта" (с. 34).

Менталитет забайкальцев - продукт симбиоза культур различных народов, многовековых культурных и хозяйственных контактов людей различных национальностей. Менталитет забайкальцев - это контактная ментальность, позволяющая жить мирно с теми, кто принадлежит другой культуре или другому этносу, и признающая достоинство других, их право быть самим собой. Авторы справедливо полагают, что расселение русских в Забайкалье было по

преимуществу естественным, ненасильственным (не завоевательным) актом социального поведения. У прибывших в Забайкалье "по этапу", либо по "государеву велению" со временем выработалась ментальная установка на готовность и адаптивность к переменам - с одной стороны, и восприимчивость к инокультурному окружению - с другой. У аборигенного коренного населения (бурят и эвенков) также развивается ментальное свойство восприимчивости к инокультуре пришлых. Словом, обе стороны обнаружили в восприимчивости "зону совместного перекрытия", где ментальная установка эволюционировала в сторону толерантности - как конфессиональной, так и этнической (с. 162). Исходя из вышеизложенного авторы книги делают вывод о том, что Забайкалье может стать моделью (для России и мира) толерантных взаимоотношений между людьми различных конфессий и национальностей.

В принципе соглашаясь с этим выводом авторов, мы хотели бы обратить внимание на то, что опыт Забайкалья имеет более широкое культурно - цивилизационное значение. На наш взгляд, Забайкалье (включая Республику Бурятия) является моделью "контактной цивилизации" (И. Кузнецов). Здесь

сформировалась региональная модель гражданской (социокультурной) идентичности на основе взаимодействия различных культур и различных этносов. Коренные народы Забайкалья (буряты и эвенки) не являются самодостаточными социокультурными общностями вне российской цивилизации. Они являются носителями той же культурно - цивилизационной модели, что и русские. В свою очередь, русские впитали в себя ментальные основания бытия коренных народов Забайкалья, восприняли их культурные достижения, их модели жизни. Русские по своему менталитету, благодаря его пространственно

- горизонтальной устремленности (также как и буряты), более консолидированы с другими народами, живущими на одной территории, чем с " братьями по крови" за границей. Как говорит доктор культурологии В.Л. Кургузов, "мне гораздо ближе по ментальности буряты, чем русские, живущие где-то в Лондоне или даже Вологде".

Одной из самых острых проблем современной России является гармонизация межнациональных отношений. Позором России являются скинхеды, безжалостно убивающие ни в чем не повинных людей только потому, что они имеют другую форму носа и глаз или другой цвет кожи. Ничем не лучше безответственные политиканы и журналисты, открыто проповедующие националистическую идеологию и провоцирующие межнациональную рознь. На наш

взгляд, националистические идеологии и движения (скинхеды, неофашисты и т.д.) не имеют ничего общего с менталитетом русских. Радикальный национализм - это фашистская модель социальной организации, возникшая в Европе в условиях закрытых этнокультурных систем, в условиях жестокого соперничества различных этносов за жизненное пространство. Ничего подобного не было на огромной российской (евроазиатской) территории. В условиях контактной цивилизации и обширности пространства невозможен этнический национализм (фашизм). В этом отношении опыт Забайкалья может стать парадигмой диалога различных культур. Здесь сформировалась социокультурная общность, характеризуемая общей региональной идентичностью и менталитетом. Опыт Забайкалья говорит о том, что при формировании национально - культурной политики необходимо соединить "достоинство различия" (Дж. Сакс) с фактом единства человеческого рода, с философией трансуниверсализма. Иначе говоря, следует обращать внимание не только на то, что различает людей, но прежде всего на то, что их объединяет, а именно на эколого - этические и социокультурные

универсалии. Люди различаются по своему внешнему физическому виду, но они схожи в своем внутреннем духовно - нравственном бытии. Как справедливо заметил известный специалист в области деловых и межкультурных коммуникаций Р. Д. Льюис, "чем дальше мы движемся в глубь человеческого духа, тем более мы приближаемся друг к другу". Исследование забайкальских ученых подтверждает эту духовную истину. Заслуживает всяческой поддержки предложение авторов рецензируемой книги о разработке государственной программы по развитию диалога культур, межэтнического согласия и взаимопонимания народов. Ядром такой программы, должно стать, как показывает опыт Забайкалья, формирование интернационального менталитета, основанного на общечеловеческих ценностях, на универсальных императивах духовности и гуманизма.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что монография К.К. Васильевой и С.А. Мельницкой является актуальным научным исследованием, отличающимся научной новизной, теоретической глубиной и практической востребованностью.

В.В. Мантатов, доктор философских наук, А.А. Ангархаев

Формула успеха бурятских ученых О книге В.И.Антонова "Под сенью университетской вознесшиеся имена”

- Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009)

Мне кажется, мы все еще не до конца осознали значение университета в жизни общества. И хотя высшее профессиональное образование в Бурятии существует десятки лет, именно долгое отсутствие университетов в его структуре, может быть, не позволяло достигать самым талантливым ее представителям крупнейших высот в постижении фундаментальных истин в науке. Университетский мир, безусловно, возвышает поступательное движение мысли. Т акие мысли приходят на ум, когда читаешь очередную книгу известного бурятского ученого-философа и публициста Владимира Иосифовича Антонова под символическим названием " Под сенью университетской вознесшиеся имена", опубликованную в 2008 г., в Улан-Удэ, издательстве БНЦ СО РАН.

Книга посвящена таким известным в мире российской науки и университетского сообщества именам, как профессор Иркутского госуниверситета Бу-янто Сайнцакович Санжиев, профессор Московского госуниверситета Арчжил Якимович Ильин, профессор Санкт-Петербургского (Ленинградского) госуни-верситета Асалхан Ользонович Бороноев. В среде представителей гуманитарных наук нет, пожалуй, людей, которые бы не знали имен этих уважаемых ученых и организаторов науки, педагогов и общественных деятелей. Представители университетского сообщества Бурятии поистине гордятся своими талантливыми земляками, добившимися признания на общероссийском и международном уровнях, более того, ставшими одними из символов крупнейших и

передовых университетов страны. Если брать в целом все гуманитарные науки, то, пожалуй, в перечне этих имен не хватает только имени академика Академии педагогических наук Петра Родионовича Ату-това.

Я с особым интересом прочитал эту книгу, в которой собраны публикации автора об этих людях в самых различных изданиях - газетах "Бурятия" и "Буряад унэн", и в таких авторитетных научных журналах, как "Вестник Московского университета" и "Вопросы философии". Владимир Иосифович уже много лет с удивительным постоянством приоткрывал нам эти имена. С одной стороны, когда персонажей книги знаешь сам, то и восприятие особое. С Асалханом Ользоновичем доводилось много общаться и сейчас с удовольствием продолжаем общение. Буянто Сайнцаковича приходилось видеть на конференциях. Арчжила Якимовича по понятным причинам не доводилось не только видеть, но и слышать о нем - впервые я услышал о нем от Владимира Иосифовича. Правда, это было уже два десятка лет назад. С другой стороны, мы впервые в таком систематизированном виде встречаемся со столь цельными портретами ученых-земляков, описанием их личностных черт и направлений научнопрофессиональной и педагогической деятельности. И написаны эти строки с такой большой любовью, чувством уважения и гордости за земляков, что имеет очень важное не только научно-методологическое, но и патриотическое и воспитательное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.