Научная статья на тему 'Менталитет и его влияние на властную деятельность лидера современности'

Менталитет и его влияние на властную деятельность лидера современности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
970
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / СУБЪЕКТ ВЛАСТИ / ВЛАСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕНТАЛИТЕТ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / АТРИБУТ / МОДУС ОПЕРАНДИ / ТРАНЗИТИВНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Галяс Ирина Анатольевна

Рассматривается опосредованное влияние менталитета как явления национальной культуры на властную деятельность лидера современности. Обращено внимание на специфику сознания субъекта власти, в котором этнокультурные архетипы бессознательного вычленяются как устойчивые стереотипы модусы (модус опреанди) в атрибутивном потенциале лидера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Менталитет и его влияние на властную деятельность лидера современности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК: 141.7: 316.46

Галяс Ирина Анатольевна

канд. философ. н., доцент СевГУ г. Севастополь, РФ E-mail: Korol_Irma9@mail. ru

МЕНТАЛИТЕТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВЛАСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИДЕРА

СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация

Рассматривается опосредованное влияние менталитета как явления национальной культуры на властную деятельность лидера современности. Обращено внимание на специфику сознания субъекта власти, в котором этнокультурные архетипы бессознательного вычленяются как устойчивые стереотипы - модусы (модус опреанди) в атрибутивном потенциале лидера.

Ключевые слова

Лидер, субъект власти, властная деятельность, менталитет, ментальность, атрибут, модус операнди,

транзитивность, глобализация.

Актуальность темы исследования обусловлена нерешенностью ряда теоретико-методологических проблем, касающихся феномена менталитета в целом, и национальной ментальности политической элиты, в частности. Социально - философская значимость изучения проявлений ментальности на уровне личности национального лидера связана так же с определением нового смысла и содержания его властной деятельности как пассионарного субъекта модернизационных процессов в современном мире. Мир в начале XXI века становится сложнее и неопределеннее, кардинально меняется духовно-психологический климат общества и содержание внутренней жизни человека. Происходит угасание национальной государственности, унификация социально-политических структур общества, разрыв культуры и цивилизации, разрушение форм исторической и духовной идентификации человека.

В этих сложных общеисторических процессах эволюции экономических, политико-правовых и культурно-институциональных структур общества у лидеров стран Запада и Востока возникает беспокойство за исторические судьбы своих народов и мировой цивилизации в целом. Однако, разрешая их, они по-прежнему заявляют о себе как представители конкретной ойкумены и носители ценностей собственной этно-и социокультурной традиции. Мировоззренчески большинство из лидеров уже перешло к глобалистским установкам видения мира (лидеры мыслят глобально), но в процессе своей властной деятельности действуют регионально и зачастую отражают основополагающие константы национального характера как «коллективного бессознательного» своего народа. Исследователь пассионарности В.Н. Лимарев подчеркивает, что в определенных условиях «лидеры - пассионарии выступают в роли двигателя прогресса и благодаря своей целеустремленности стремятся преобразовать окружающую действительность в соответствии с принятыми ими этническими ценностями и моральными нормами, исходящими из суперэтнических ценностей» своего народа [5]. Для России эта тема особенно актуальна, поскольку тенденции построения и развития современного общества востребуют и нового лидерства, тесно связанного с особенностями национальной системы духовных и политических ценностей.

Цель статьи: рассмотреть влияние национального менталитета как модуса операнди в атрибутивном потенциале современного лидера на его властную деятельность в условиях переходно-равновесного состояния общества и модернизационных процессов в глобализирующемся мире.

Исходные предпосылки для исследования национального менталитета, констант и детерминант его функционирования были разработаны еще в трудах классиков западноевропейской философской мысли -

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

М. Вебера, И. Г. Гердера, В. Вундта, В. Дильтея, А. Тойнби, О. Шпенглера. Среди выдающихся исследователей национального менталитета были американский философ Р. Эммерсон, психолог и этнограф Л. Леви-Брюль, швейцарский психиатр К. Г. Юнг, французские психологи Ш. Блондель и А. Баллон, основатель социологии Э. Дюркгейм. Социально-философская традиция исследования специфики русского менталитета заложена еще в XIX в. плеядой отечественных ученых, в числе которых были Н. Я. Данилевский, В. С. Соловьев, П. А. Сорокин, В. В. Розанов, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, Л. Н. Гумилев, И. А. Ильин и др.

Несмотря на значительное количество работ в области психологии, социологии, этнологии, семиотики, истории, феномен ментальности по-прежнему остается одним из самых трудноуловимых и поддающихся рациональному истолкованию явлений этнической жизни, сложная структура, уровни и элементы которой находятся в синкретном и аморфном состоянии, Представители разных дискурсов, учитывая знания смежных наук, проводят исследования в соответствии с требованиями своей сферы, но выявлено далеко не все в интересующей автора сфере научных изысканий. В частности, продолжают быть востребованными работы социально-философского и культурантропологи-ческого содержания, в которых проявление устойчивых ментальных структур личности тесно связано с проблемой сущности человека и анализом его с позиций измерений - природное, родовое, социальное, духовное и космическое начала. В условиях переходности общества и модернизационных процессов в глобализирующемся мире интересен так же аксиологический анализ деятельности конкретной личности - национального лидера, ключевые ценности и ценностные ориентации которого несут на себе как «печать» объективных условий современной эпохи, так и этнокультурных архетипов бессознательного, имплицитно содержащихся в сознании субъективного фактора и отражающих изменение существующих реальностей.

Переосмысление социальных реалий в эпохальный перелом мировоззрения и менталитета в начале третьего тысячелетия, происходящий сегодня в России и мире в целом, обусловило формирование в философии новой научной парадигмы лидерства - гуманистической, в центре которой находится человек, его жизнь и здоровье. Социально - философское исследование особенностей национального менталитета лидера современного общества тесно связано с проблемой сущности человека, анализа его указанных выше измерений. Именно эти начала позволяют рассматривать субъект власти как трехуровневую интегральную целостность - индивид, личность и индивидуальность.

Природное и биологическое на уровне индивида выражается в генетических проявлениях склонности к лидерству. Под психическим понимаются сознательные и бессознательные (в том числе ментальные) психофизиологические процессы индивидуального характера лидера, его задатки, психологические черты и особенности, стиль мышления, образ чувствования и переживания. Как личность лидер проявляет себя в отношениях, через которые он реализует свои социальные потребности, в том числе и в духовной сфере -потребность жить и действовать для других. Феномен личности лидера представляет собой центр и единство взаимосвязанных актов, нацеленных на другие личности. В этих актах и характеризуется субъект власти со стороны своей целостности, осознанно-волевых проявлений в рамках конкретной деятельности. Такая структура лидера отражает специфику его властного сознания и проявляется в направленности социальной активности.

Приоткрыть «занавес на загадку» сущности лидера, его ментальность и деятельность, как способ бытия в условиях переходности современного общества позволит анализ его особых, неотъемлемых признаков, проявляющихся в атрибутивности. В философии Декарта и Спинозы атрибут - это фундаментальный, «существенный признак неизменной субстанции, в отличие от её конкретных проявлений в отдельных изменяющихся предметах» [4, с. 361]. В работе Спинозы «Этика» конкретные проявления субстанции в отдельных изменяющихся предметах определяются как «модусы». Модус есть «воспринимаемое или объективное состояние субстанции, но не самой по себе, а по отношению к другим вещам» [9, с. 383].

В основе пирамиды атрибутивности лежат, как фундаментальные природные - властные задатки лидера, вытекающие из онтологических оснований бытия человека, так и способности, проявляющиеся в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

сущностных силах личности, его сознании и реализуемые им в духовном влиянии на социум. Все атрибуты лидера можно рассмотреть с позиций трех уровней:

^ на фундаментальном (онтологическом) уровне (на уровне индивида) - атрибуты первого порядка: природность, социальность, духовность;

^ на субъектно - личностном уровне (на уровне личности) - атрибуты второго порядка: сущностные силы лидера и его сознание, которые являются промежуточным звеном, связывающим атрибуты и модусы;

^ на идеально-духовном уровне субъектно-субъектных отношений (на уровне индивидуальности) -модусы, как проявление особенностей лидера.

Атрибуты первого и второго порядка отражают всеобщие свойства лидера как субъективного фактора и проявляются в его сущностных силах таких как интеллект, чувства и воля. Именно они отражают определенную степень социальной зрелости индивида, его специализированность, готовность к актуализации в труде, мышлении, общении и познании. Однако, атрибуты лидера скрыты в пирамиде «айсберга» атрибутивности, но на вершине о себе заявляют его модусы, как личностные характеристики, которые несут на себе «печать» индивидуальности субъекта власти. Каждый модус лидера, как форма проявления его качества, востребованная при определенных объективных условиях, обеспечивает дискурс конкретного поведенческого акта личности

Так фундаментальный атрибут лидера - «воля к власти» имеет свои модусные проявления. Это индивидуальные способности личности: преодолеть инстинкт самосохранения, умение управлять и повелевать массами, мужественность и решительность, организованность, твердость характера, психологическая устойчивость и уверенность перед лицом неопределенности, Атрибут «воля к истине» заявляет о себе через модусы: способность стратегически мыслить, проявлять инициативу, критиковать и анализировать обстановку, генерировать идеи достойного ответа историческим вызовам. Атрибут «воля к духовному совершенству» проявляется в нравственных основах лидера: гуманность, справедливость, солидарность, мудрость, умение сочувствовать и сопереживать, любить ближнего и служить человечеству.

Среди модусов, как множественных качественных форм проявления атрибутов лидера, особо выделяется модус операнди (лат - «образ действия») - устойчивый стереотип, в котором проявляется предрасположенность личности к определённому типу поведения. Этот особый способ выполнения тех или иных действий, в том числе и инстинктивный путь принятия решений. Он заложен в человеке с рождения и не изменяется на протяжении всей жизни. Модус операнди в деятельности лидера, можно, рассматривать как фундаментальный компонент его атрибутивности, который вычленяется через менталитет. Исследователи считают, что само слово «менталитет» произошло от латинского mens, что означает «ум», а от него было образовано прилагательное mentalis, появившееся в XIV в. и обозначавшее в средневековой схоластике «принадлежность уму, рассудку, разуму». В «Новой философской энциклопедии» менталитет (от лат. mens - ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) - «глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; относительно устойчивая совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы воспринимать мир определенным образом» [10]. По мнению большинства отечественных исследователей (Н. С.Южалиной, О. М. Казаковой, Э.М. Думновой и др.) понятие «менталитет» востребовано для характеристики более широких, общих явлений. Его соотносят с метасоциальным уровнем самоидентификации общности и рассматривают как атрибут этнокультурного плана. Р.А. Додонов в своей монографии «Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования», подчеркивает, что «этническое выступает в качестве функционального «лифта», поднимающего биологические общности до уровня общностей социальных. Если под биологическим началом понимать существование (existence), а под социальным - сущность (essence) человеческого общества, то можно сказать, что этнический феномен представляет из себя единство сущности и существования. Т. о., этническая ментальность по форме является механизмом наследственного закрепления и передачи социально значимой информации, а по содержанию - порождением человеческого окружения, среды, как естественной, так и социальной» [3, с.172]. В основе этнического менталитета лежат

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

базовые ценностные ориентации, выражающиеся в дихотомии: коллективизм/индивидуализм, духовное/материальное.

Если термин «менталитет» эффективно применяется при анализе общественно-исторических и политических процессов развития мировой цивилизации, при рассмотрении своеобразия отдельных этнокультурных особенностей наций, то «ментальность» - при исследовании более частных уровней, изучении духовно-нравственного мира человека, его склада ума и личностных особенностей. Ментальность функционирует в сфере индивидуального сознания и обусловлена спецификой деятельности человека. Она выражает свое архетипическое содержание посредством культуры, через определенный культурный код, носителем которого, в первую очередь, является этнос. Общие для всех народов базовые цивилизационные ценности в культуре разных этносов имеют разный смысл и разные акценты, но проявляются они в личностной культуре через ментальность, как генетически обусловленные устойчивые качества характера, мышления и психики индивида. В уровневой структуре этнической ментальности личности Р.А. Додонов предлагает свою схему образования ментальных автоматизмов: «наиболее оптимальные приемы мышления становятся «привычками сознания», аксиомами, «стилями мышления», их очевидность получает наследственное закрепление («мыслительный уровень), далее эта очевидность вытесняется в бессознательное, превращаясь в архетипы (бессознательный уровень) и даже в «осадочный», лишенный непосредственной связи с мышлением, психоэнергетический уровень». Следует учитывать, что «отягощенная «психологической оснасткой» ментальность не может быть отнесена к полноправным духовным образованиям, а являет собой, скорее, информационный хаотический субстрат, из которого черпают свое содержание элементы духовной сферы. Содержание ментальности попадает в «высшие этажи» духовной жизни в преображенном виде, оно как бы растворяется в национальном характере, в массовом сознании, общественном мнении, в образованиях институционального уровня духовного производства в формах архетипов, символов, ритмов, симпатий или антипатий и т.д.» [3, с.172-173]. Политика, право и мораль, в отличии от искусства, религии, философии как духовных форм, направлены больше на регулирование общественных отношений, чем на создание «образа мира». По этой причине взаимодействие их с этнической ментальностью носит характер «обратной связи», и не ментальность определяет состояние элементов духовной сферы, а скорее, наоборот, политика, право и мораль детерминируют содержание ментальности субъектов власти.

Ментальность современных отечественных лидеров заявляет о себе в нестандартных объективных хаотичных условиях транзитивности общества, когда на фоне складывающейся постиндустриальной цивилизации возникают глобальные, региональные, социально-духовные ситуативные конфликты, требующие гуманистического разрешения. Эти конфликты в большинстве своем основаны на геополитических, межэтнических, межконфессиональных и культурно-языковых противоречиях, сопоставленности этносов, характеров различных групп, и именно в способах лидера разрешить их проявляются не только его интеллектуально-моральные качества, этический принцип свободы воли личности, но и матрицы национальных прототипов поведения, генетически «закодированные» в глубинных структурах сознания и национального характера субъекта власти. Конечно, при анализе этих проблем нельзя не учитывать влияние на деятельность национального лидера рыночных отношений, политических интересов и новой системы духовных ценностей, построенной на основе глобалистских принципов - любви, справедливости, солидарности и неприятия насилия. Используя их, лидер задаёт смысловую базу своей мировоззренческой ориентации, выражает национальную модель восприятия и поведения, которая влияет на политическую и экономическую жизнь страны. Российский исследователь А. А. Вилков отмечает, что «многие представления и ценностные ориентиры участников современного политического процесса» невозможно понять «без исследования глубинных структур менталитета, сформировавшихся на протяжении длительного исторического периода», которые и обусловливают политическую культуру общества [2, с. 1112].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

По мнению В. В. Крамника «наряду с общей ментальностью, присущей в той или иной мере всем гражданам, имеются и отдельные виды ментальности: ментальность правящей элиты и ментальность народа. Оттого, насколько верно они будут поняты, насколько легитимно и эффективно будет организована политическая жизнь и будут проведены необходимые преобразования» [7, с. 90-91]. Духовный (моральный, эмоционально-волевой) потенциал личности лидера «окрашен» особенностями его «осевой ментальности», обусловленной межполушарной асимметрией головного мозга, предопределившей различия между мыслительными матрицами культурных пространств Запада (экстравертной) и Востока (интровертной). Так лидеры стран Востока ментально защищены привычкой предпочитать свое чужому и в своей деятельности сориентированы на корпоративность, демонстрируют готовность сохранять традиции и обычаи страны, Национальный эгоизм как ментальная черта лидеров Востока порождает навык скрывать истинные чувства, которые в рамках цивилизации принимают форму вежливости, прикрытой нормами этикета.

Лидеры же западных стран по-прежнему формируют установки на целеполагание с ориентацией в будущее, демонстрируют рационализм и прагматизм. Рационализм утверждает тождество логической мысли и поиск истины ради самой истины, а политичность ориентирует субъекта властной деятельности быть гражданином, жить и действовать в соответствии с законами конкретного государства, определенного общества, проявлять в общении толерантность и готовность к компромиссу. Единство рациональности и политичности в европейской культуре находит свое выражение в таких системообразующих идеях западного лидерства как свобода, гражданское общество, закон и естественные права человека.

Россия, как евроазиатская, промежуточная цивилизация, локально расположенная на стыке Востока и Запада, имеет свои - особые социокультурные архетипы, которые по сути своей основаны на принципах отечественного менталитета. Их системообразующей доминантной основой является русская духовность, которая проявляется в базовом сочетании христианской религиозности с ориентиром на синтез Добра и Красоты (византийские традиции) и общинной морали с присущим ей настроем на смирение и терпение (восточные традиции). Единство христианской (православной) религиозности и особой морали находит свое выражение в системообразующих ценностях отечественного лидера - в идеях правды, милосердия, служения и сострадания, стремлении к взаимному доверию, кооперации и сотрудничеству.

Эта русскость как качество Души всех русских по Духу, а не только по национальности людей говорит об их внутренней ментальной открытости и включает в себя: уважительное и благородное отношение к другим народам, дружелюбие и желание жить в ладу с соседями, соборность и коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сочувствие чужому горю, жертвенность и любовь к отечеству. Наряду с этими общеизвестными чертами российский менталитет на протяжении многовековой истории отличался еще одной характерной особенностью - огромной ролью, которую традиционно играл правитель в России. Причем, неважно кем был глава государства - царем, императором, генеральным секретарем или президентом - ему доверяли. До сегодняшнего дня, даже под влиянием мощных трансформационных процессов, у россиян не иссякла сформированная за столетия самовоспроизводящаяся лояльность к власти. Этот основополагающий компонент феноменологии русских следует отметить как архетип, укоренившийся в вековых культурных традициях и типичных мифах. Французский политолог, историк социологии и философии, специалист по истории России и СССР А. Безансон, подчеркивает, что властвующая российская элита «до сих пор претендует на истину в последней инстанции, на особую, исключительную правоту своих взглядов. Вопреки разнообразию и конкуренции разных точек зрения на одни и те же явления и процессы, она заведомо определяет свои взгляды как «единственно верные», «правильные» и «бесспорные», как «окончательное миропонимание». Властвующая элита объявляет себя инстанцией, которая знает интересы народа лучше самого народа, тем самым в противовес множеству различных знаний утверждает единый взгляд из центра, на основании которого устанавливает иерархию знания обо всем и при этом имеет поддержку большинства [1, с.23].

Особенно ярко специфика менталитета проявляется в периоды модернизаций, когда возникает противоречие между ментальными установками общества и его модернизационными устремлениями.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

Современный национальный лидер России. - это лидер элитарного слоя социально-политической системы, являющийся одновременно и собирателем, и созидателем новой страны. Он строит государство с сильной центральной властью, контролирующей различные сферы общественной и экономической жизни и проводит достаточно независимую внешнюю политику. Лидер представляет собой новое поколение российских политиков - трезвых прагматиков, умеющих использовать опыт, накопленный на Западе и в своей стране за десятилетия реформ, обладающий способностью мыслить глобально, стратегически и тактически, но действовать регионально. Все его фундаментальные атрибуты как субъекта власти - «воля к власти», «воля к истине» и «воля к духовному совершенству» «прорастают» на фундаменте естественной культуры и ярко отражают особенности русской ментальности.

В условиях геополитического противостояния Западу современный национальный лидер России проявляет в своей властной деятельности уникальные черты русского менталитета, такие как устремленность к царству правды, справедливости и к абсолютным социальным ценностям, Эти диапазоны выступают в качестве легитимных норм реакций, обусловленных долговременной адаптацией русской этнической общности к существованию. Эта скрываемая за средой обитания субстратная основа, даже будучи неосознаваемой самим лидером, «просвечивает» через систему его ценностных ориентаций и заявляет о себе на идеально-духовном уровне субъектно-субъектных отношений - на уровне индивидуальности личности.

Современная модернизация российского общества требует от отечественного лидера-созидателя особого гуманистического мировоззрения, глубины замыслов, экономической грамотности, политической справедливости, дальновидности прогнозов и ответственности за свою деятельность перед будущим обществом. Только субъект реформ, генеририрующий социальные и культурные новации, адекватные вызову эпохи, и принимающий решения в «интересах всех» сможет идти на трансформационные риски, управлять кризисным социумом и обеспечить его перспективу.

Следует подчеркнуть, что в XXI веке все национальные лидеры Запада и Востока, в том числе и России, имеют общие ценностные ориентациии - это единение человечества и формирование нового гуманистического облика земной цивилизации. Однако, средства для достижения цели, к сожалению, различны и определяются они не только экономической и политической целесообразностью, но и духовной (в том числе и ментальной) направленностью сознания субъектов власти. Западные лидеры навязывает народам Востока свой образ жизни, демократию, идеологию, лишают их самостоятельности, используя при этом не всегда гуманные средства и не учитывая специфуку объективных условий и факторов. Запад со своей ментальной исключительностью - исключительными правами её правителей на истину, демонстрирует миру псевдодемократию, цель которой - покорение, подчинение и господство на международной арене. В этих условиях сложного геополитического противостояния в мире цивилизационная миссия России и ее национального лидера заключается в сохранении и дальнейшем обеспечении развития эволюционно ориентированного на гармонию и гуманизм человечества.

Обобщая всё выше изложенное по теме данного научного исследования, можно сделать следующие выводы. В современной науке назрела объективная необходимость взглянуть на личность лидера как субъекта властной деятельности комплексно, как на человека во всей совокупности проявлений его биопсихосоциальных свойств и качеств, с учетом ментальных особенностей национального характера, которые детерминированы объективными внешними и внутренними условиями и факторами. Ментальность как модус операнди лидера современности опосредованно влияет на его властную деятельность, но как фундаментальный компонент атрибутивности через социокультурные константы мышления определяют направленность сознании субъективного фактора и проявляется в его поведении.

Наработанная за последние столетия смысловая аура понятия «менталитет» позволяет учитывать этот национальный феномен как непознанную «тайну», влияющую на властную деятельность лидеров современности. Суверенная и секулярная современная личность национального лидера как воплощения субъективного фактора исторической эпохи сегодня содержит в себе три свойства: общее - ответственность за судьбу человечества в целом, особенное - ответственность за «судьбу» своего народа и страны -

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№9/2015

ISSN 2410-700Х

менталитет и единичное -внутрення ответственность за свои деяния, как индивидуально-духовное, неповторимое в человеке (лидере), зависящее от культуры и географической среды (ойкумены) модусное проявление - ментальность.

В условиях переходно-равновесного состояния российского общества и новых исторических вызовов складывается и обретает аксиологические смыслы новая гуманистическая парадигма лидерского влияния, возвышающая человека и направленная на служение человечеству. Выделенные автором на основании различных исследований особенности отечественного менталитета, которые проявляются в деятельности современного российского лидера, позволяют говорить о русскости как позитивном элементе национальной ментальности, способной объединить все прогрессивное человечество в борьбе за преодоление глобальных кризисных явлений и переходу к новому состоянию общества.

Список использованной литературы:

1. Безансон А. Запретный образ: Интеллектуальная история иконоборчества / Перевод с французского М. Розанова. — М.: Издательство «МИК», 1999. — 424 с.

2. Вилков, А. А. Менталитет крестьянства и российский политический процесс / А. А. Вилков. - Саратов, 1997. - 159 с.

3. Додонов Р.А. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования. - Запорожье: РА «Тандем-У», 1998. -191 с.

4. Декарт Р. Замечания на некую программу / Р. Декарт // Сочинения в 2 т. М.: Мысль,1989. - Т.1. - С. 461 -480.

5. Лимарев В. Н. Теория пассионарности / В. Н. Лимарев [Электронный ресурс]. Режим доступа: < Ьйр://Пшагеу 10.narod.ru/tp.htm>

6. Кантор В.К. Любовь к двойнику - Миф и реальность русской культуры - Очерки. М. : Научно-политическая книга, 2013. — 654 с.

7. Крамник, В. В. Власть и мы: ментальность российской власти - традиции инновации / В. В. Крамник // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / под ред. В. Ю. Большакова. - СПб., 1995. - 118 с.

8. Кусов, В. Г. Категория ментальности в социологическом измерении / В. Г. Кусов // Социологические исследования. - 2000. - № 9.

9. Спиноза Б. Этика / Б. Спиноза // Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Соцэкгиз, 1957. С. 383.

10.Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010. —Т. 2 - 634 с

© И.А. Галяс, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.