УДК 82-2
МЕЛОДРАМАТИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА В ПЬЕСЕ М.Н.МУРАВЬЕВА
«ДОБРЫЙ БАРИН»
© 2012 А.Н.Пашкуров
Казанский федеральный университет
Статья поступила в редакцию 21.03.2012
В статье рассматривается поэтика комической оперы М.Н.Муравьева «Добрый барин», раскрываются ее связи с жанрами мелодрамы и пасторали. Делаются выводы о влиянии данного явления на поэтику русского сентиментализма.
Ключевые слова: Мелодраматическая поэтика, комическая опера, «слезная» драматургия, процессы развития системы жанров в русской драматургии рубежа XVIII - XIX веков, межжанровые связи.
Полижанровая природа русской драматургии последней трети XVIII - начала XIX веков - одно из характерных проявлений новых закономерностей в историко-литературном процессе. Взаимопроникают и синтезируются друг с другом в пьесах русских авторов приметы «высокой комедии» и «высокой трагедии», «слезной драмы» и водевиля, комической оперы и мелодрамы. В ситуации русской литературной культуры диалог осложняется еще и переосмыслением - вхождением в ткань пьес подобного профиля высокой просветительской идеологии, с характерными представлениями о внесословной ценности личности и воспитании Добродетели в человеке1. При мягкой гармонии высокой морали с развлекательной поэтикой, нередки в структуре пьес (особенно -приближающихся к жанровому полюсу комической оперы) - вставные, в иных размере и стилистике созданные «арии» героев2.
Начало мелодраматическое реализует себя, прежде всего, через сквозной сюжетообразую-щий мотив страданий влюбленных - в его движении к высокой просветительской теме «восстановления Добродетели». В контексте современной Михаилу Муравьеву драматургии возможны два интересных варианта. Первый -«воспитательный»: герои, бывшие преградой на пути к счастью, отступаются или сами преображаются под обаянием добродетельных. Таковы Щедров в «Розане и Любиме» (1776) Н.П.Николева, староста с подельниками в
Пашкуров Алексей Николаевич, доктор филологических наук, доцент. E-mail: anp. 72@mail. ru
1 См. об этом в т.ч.: Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. - СПб.: 1994.
2 Мелодраматическому началу это придавало эффект
«усиления впечатления от лирических эпизодов», под-
черкивались общие «драматизм действия» и «значи-
тельность происходящих на сцене событий» (Кукуш-
кина Е.Д. Сюжет «Суд Соломона» в драматургии //
XVIII век. Сб.20. - СПб.: 1996. - С.121).
«Бобыле» (1790) П.А.Плавильщикова; несколько сложнее ситуация в пьесе Вл. Лукина «Мот, любовию исправленный» (1765), заглавный герой которой не просто преодолевает порок в себе, но и, примкнув позднее к добродетельной семье персонажей положительных, вместе с ними приступает к успешной битве с прежними своими «ложными друзьями». Второй вариант - «мелодраматический», Суть его
- в том, что Добродетель и счастье возвращаются в души и судьбы героев благодаря счастливому стечению обстоятельств3. Нередок здесь классический мотив покаянного возвращения «утерянных родителей» («Анюта» (1772) М.И.Попова, «Друг несчастных» (1774) М.М.Хераскова и т.д.).
Сюжетная ситуация в комической опере М.Н.Муравьева «Доброй барин» (дата неизв.) необычна. Благодетель влюбленных, молодого солдата Василия и красавицы приказчиковой дочки Машиньки, Любимов, в действии принять участие уже никак не может и не сможет: он погиб в недавней военной кампании («... в сраженье / На берегах твоих, Кагул, / Наш батюшка без нас глаза свои замкнул.»4. Дело
- в ином: его добрые дела продолжают жить -потому-то благодарные крестьяне и продолжают отмечать день его рождения, о чем говорит невесте добрый Василий: «Сегодня же его рожденье / И дорогое мы его изображенье /
3 Жанр мелодрамы в целом, уже в пору его становления, отличался, по замечанию Е.Д.Кукушкиной, «.острой интригой, перенесенной в сферу нравственных проблем, эмоциональностью, вниманием к внутреннему миру человека.» (Кукушкина Е.Д. Сюжет «Суд Соломона» в драматургии.. - С. 121).
4 РНБ ОР, Ф.499, ед.хр.36. Л.1 (об.). Касательно общественно-патриотической проблемы Добродетели в комической опере и поддержке жанра самою Екатериной Второй - см.: Немировская И.Д. Жанр русской комической оперы последней трети XVIII века: Генезис. Поэтика. Эволюция. - Самара: 2007. - С.151 -161.
Филология
Выносим на поля: / Печально радуясь ... / Ему, как самому, являем уваженье.»5.
Любимов, его душа и его добрые дела столь важны, что сама память о них становится, для влюбленных и для всех знавших «доброго барина» добрых людей, стимулом - к новой жизни и к продолжению в жизни этой благородной стези добрых дел. «Вся жизнь моя ему продлиться в воздаянье...» - признается жениху прекрасная Машинька, трогательно и наивно терзаясь от того, что, наверное, не сможет найти на Земле такие прекрасные цветы, которые были бы достойны украшать портрет благодетеля: «С каким почтением, почти со роботеньем.»6.
К мелодраматическому мотив «союза чистых душ» присоединяется, также «овеянный» образом Доброго Барина, просветительский мотив наставления-завещания. Из признаний молодого солдата Василия мы узнаем, что Любимов, поняв его любовь к Машиньке, не только выхлопотал своему крепостному отставку из солдатчины, но и, прощаясь с ним незадолго до гибели, завещал ему счастье с любимой. Даруя солдату свободу («Ты волен: полетай (поспешай? - А.П.) к любовнице из стану.»7, по-отечески тепло радуясь юности своего подопечного («Ты молод, бодр, до-суж...»8), «боярин Командир» не забывает и о самом главном в предстоящей жизни питомца - а это не что иное, как именно «уроки Добродетели» от Доброго Барина: «. будь доброй сын и муж.»9. Интересная метонимия возникает в развитие лирической сцены: влюбленная Машинька - самого Василия воспринимает как дар: и небес и доброго барина: «В тебе я буду зреть его благодеянье.»10. Подобно тому, как в фонвизинском «Бригадире» свою Софьюшку успокаивал в житейских невзгодах благородный жених - Добролюбов («Наша же любовь основана на честном намерении и достойна того, чтоб всякий пожелал нашего счастия.»11), у Муравьева - Машинька ободряет Василия: «Ах! друг мой, поспешим друг другу быть подвластны. / Сердца, которые утехе не причастны / Добро творить / Те могут во любви согласье раззо-
5 РНБ ОР, Ф.499, ед.хр.36. Л.1 (об.). Налицо феномен, в свое время чутко и тонко названный современником М.Н.Муравьева, А.Н.Радищевым, в романе «Путешествие из Петербурга в Москву» - «соблаго-словением чувствительных душ»).
6 РНБ ОР, Ф.499, ед.хр.36. Л.2.
7 РНБ ОР, Ф.499, ед.хр.36. Л.1.
8 РНБ ОР, Ф.499, ед.хр.36. Л.1.
9 РНБ ОР, Ф.499, ед.хр.36. Л.1.
10 РНБ ОР, Ф.499, ед.хр.36. Л.2.
11 Фонвизин Д.И. Недоросль: Драматургия. Поэзия. Проза. - М.: 2007. - С.22.
рить.»12 (выделенное нами курсивом: идеал девушки, твердо ею соблюдаемый - А.П.).
Вл.Н.Топоров считал, что главную роль в поэтике замысла пьесы суждено было сыграть идиллии13, отметив, что в будущем той же сюжетной моделью - «отставной солдат возвращается в родные места за счастьем» - воспользуется А.А.Дельвиг в известной своей «русской идиллии» «Отставной солдат»14. В такое течение событий вполне органично мог бы вписаться и вдвойне неожиданно счастливый финал: Любимов - «. не погиб, вопреки сведениям Василия, и мог появиться неожиданно в финале.»15. Идиллия как мировоззрение удивительно сближает пьесу М.Н.Муравьева и с современной ему «слезной драмой» высокого сентиментализма16. В стремлении молодого драматурга запечатлеть «портрет души» своих персонажей вновь на первые роли выступает высокая психология идиллии. «Вздыхает сладкое любви забы-тие.» - проникновенно поет жениху Машинька17, а он, уже в первые мгновения действа, еще более приблизится ко взгляду на мир самого писателя: «Безделка, ничего / Когда произойдет от сердца твоего / В душе моей все чувства пробуждает.»18.
12 РНБ ОР, Ф.499, ед.хр.36. Л.2
13 Одним из первых дух идиллии на уровне пейзажных ремарок обстановки стремился передать в контексте исканий ранней русской комической оперы Н.П.Николев - см.: Витковская Л.В. Две редакции пьесы Н.П.Николева «Розана и Любим». // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Вопросы метода и стиля. - Л.: 1984. - С.85 - 96.
14 Топоров В.Н. Из истории русской литературы. - Т. II. . Муравьев М.Н.: Введение в творческое наследие. Кн. I. - М.: 2001. - С. 363.
15 Топоров В.Н. Из истории русской литературы. - Т. II. . Муравьев М.Н..... - С.357.
16 Ср. пьесы М.Хераскова, В.Федоров и ряда забытых драматургов начала XIX века (общие обзоры проблемы: Варнеке Б.В. История русского театра. Ч.1: XVII и XVIII век. Типо-литография Императорского университета. - Казань: 1908; Стенник Ю.В. Становление жанра сентиментальной драмы в России XVIII века // Русская драматургия и литературный процесс. - СПб.; Самара: 1991. - С.53 - 83; Пивоварова Н.С. Эстетический гуманизм русской сентиментальной драмы // Друг несчастных, или Пробуждение сердца.. - М.: 2005. - С.3 - 32.
17 РНБ ОР, Ф.499, ед.хр.36. Л.1 (об.).
18 РНБ ОР, Ф.499, ед.хр.36. Л.1.
MELODRAMATIC POETICS IN COMIC OPERA «KIND BARIN» BY M.N.MURAVIEV
© 2012 A.N.Pashkurov
Kazan Federal University (KFU)
The article deals with the poetics of Comic Opera «Kind Barin» by M.N.Muraviev, its connection with melodrama and pastoral is analyzed. A conclusion about the influence of this phenomenon on the poetics of Russian sentimentalism is made.
Key words: melodramatic poetics, Comic Opera, «tearful» dramaturgy, genre system development process in Russian dramaturgy of the border of the 18th and the 19th centuries, inter-genre relations.
о
Alexei Nikolaevich Pashkurov, Doctor of Philology, Assistant Professor. E-mail: anp. 72@mail. ru