Научная статья на тему 'МЕЛИЗМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖАНРА СОУЛ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В.'

МЕЛИЗМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖАНРА СОУЛ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
вокал / мелизматика / музыка / жанр соул / vocal / melismatics / music / soul genre

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шатверова Л. А.

В статье выявляется роль мелизмов в произведениях жанра соул второй половины XX в. Используя методы структурного анализа и сравнения, автор рассматривает мелизм как ритмико-интонационный инструмент, который был распространен в музыкальной среде соул-вокалистов и стал их неотъемлемой характерной чертой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MELISMAS IN WORKS OF THE SOUL GENRE OF THE SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY

The article reveals the role of melismas in works of the soul genre of the second half of the 20th century. Using the methods of structural analysis and comparison, the author considers melismas as a rhythmic-intonational instrument that was widespread in the musical environment of soul vocalists and became their integral characteristic feature.

Текст научной работы на тему «МЕЛИЗМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖАНРА СОУЛ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В.»

музыкальными жанрами: соулом, джазом и R&B. Эти жанры стремятся нарушить классическую структур, предлагая эксперименты над звучанием. Зачастую эти приёмы - индивидуальность исполнителя или особенность жанра. В соул-музыке мелизмы являются неотъемлемой частью исполнения. Они используются для добавления драматизма, эмоций и разнообразия вокальным партиям.

Типы мелизмов, используемых в соул-музыке:

Форшлаг: С немецкого языка - удар перед (нотой). Чтобы украсить грядущий звук, сперва исполнитель производит «удар» по ноте. Форшлаг бывает коротким и длинным. Разница в том, что на длинном форшлаге вспомогательная нота не перестаёт звучать при наступлении основной.

Мордент: В морденте основной звук расщепляется на два при помощи вспомогательного звука. Звучит основной-вспомогательный-основной. Вспомогательный звук определяется знаком мордента.

Группетто: Опевание основного звука соседними. Зачастую композиторы не ставят знака, а просто прописывают группетто по нотам.

Однако в эстрадном вокале чаще всего встречаются не академические мелизмы, а именно:

"Пробежки": Перебег от одной ноте к другой посредством пропевания каждого звука между ними.

"Завитки": Путь от одной ноты к другой, но затем возвращаетесь к одной из промежуточных и вновь устремляетесь к целевой ноте.

"Петли": Завершённый завиток с акцентом в конце. Открывает возможности для комбинации мелизмов.

В соул-музыке мелизмы выполняют ряд функций. Мелизмы могут усиливать эмоции, выражаемые в вокале. Они могут создавать напряжение и драматизм в мелодиях. Мелизмы могут добавлять дополнительную гармонию и текстуру вокальным партиям. Их использование исполнителем также может демонстрировать вокальные навыки вокалиста.

Примеры исполнителей соул-музыки, использующих мелизмы: Арета

Франклин, Рэй Чарльз, Отис Реддинг, Уитни Хьюстон, Стиви Уандер.

Для структуры произведений в жанре соул характерны разнообразные мелизмы. В основном, они используется не в инструментальной аранжировке, а вокалистами [1].

"Трель" в жанре соул нацелены на усиление эмоциональной окраски мелодического рисунка, а также на углубление чувственности музыкальной композиции за счет создание контраста в ритмико-интонационной структуре произведения [8]. В качестве примера для структурного анализа были использованы "Ain't No Sunshine" Билла Уизерса и "Chain of Fools" Ареты Франклин, а также был проведен общий анализ репертуара Уитни Хьюстон, Глэдис Най, Донни Хатауэй, Стиви Уандер и Мэрайя Кэри [3].

«Ain't No Sunshine» — композиция, написанная и выпущенная Биллом Уизерсом в 1971 году. Она была выпущена на Sussex Records, лейбле, основанном самим Б. Уизерсом. Песня получила признание критиков и имела огромный коммерческий успех. Она достигла первого места в чарте Billboard Hot 100 и получила три премии «Грэмми», в том числе за лучшую песню в стиле R&B и лучшее мужское вокальное исполнение в стиле R&B [5, 11]. С тех пор песню перепевали многие исполнители, и она стала классикой в мире соул-музыки. Биллом Уизерсом в данной песне используется Пробежки. Этот прием становится очевидным при сравнении нот и спектограммного рисунка этой композиции. Так, в мелодической структуре можно заметить высокую степень колебаний вокала. Именно это придает композиции более чувственный, глубокий и меланхоличный окрас [6]. Наиболее четко данный прием выражен в первом и втором куплетах.

Рисунок 1. Ain't no Sunshine.

Рисунок 2. Ain't no Sunshine - спектрограмма.

Изобразив данную спектрограмму более схематично, мы получим волнообразную функцию с сравнительно высокой степенью колебаний в временном отрезке с 00:00 по 00:17.

Другим ярким примером использования мелизма в жанре соул является произведение Ареты Франклин. Песня «Chain of Fools» Ареты Франклин была выпущена в 1967 году лейблом Atlantic Records. Песня имела большой успех, достигнув первого места в чарте Billboard Hot 100 и став одним из знаковых хитов А. Франклин. Она также получила признание критиков за мощный вокал и влияние R&B и соул, присутствующее в песне. Выход песни совпал с расцветом карьеры Франклин и способствовал укреплению ее репутации как «королевы соула» [7, 1-3].

Здесь певица использует быструю, пульсирующую вибрацию голоса, чтобы придать ноте или группе нот красочность и эмоциональную глубину. Эта техника часто используется в песнях с высоким темпом, чтобы добавить энергичности и задора. Так, проводя ранее использованный сравнительный анализ спектрограммного рисунка и нотного стана. Наиболее очевидным является значительно низкая в сравнении с «Ain't No Sunshine» степень колебаний.

Words and Music by DON CGVAY

Soul groove (J = 117)

Cm С

Рисунок 3. «Chain of Fools».

Рисунок 4. «Chain of Fools» - спектрограмма.

Подобный эффект был достигнут, используя "Трель". Вокалистка растягивает звук в слове цепь (Chain), создавая стабильный мелодический рисунок и вызывает в слушателе чувство задора. Это усиливает смысловой вес лирики. Таким образом, можно сделать вывод, что мелизмы преимущественно направлены на усиление смыслового посыла композиции.

Далее, рассмотрим более обширный культурный ландшафт жанра соул с целью выявить специфические тренды и особенности музыки данного периода. Как было упомянуто ранее, качественный анализ будет проведён по ряду исполнителей и произведений их авторства, которые относятся к

рассматриваемому периоду.

1) Уитни Хьюстон (1963-2012):

- Greatest Love of All (Трель),

- I Will Always Love You (Трель + "Пробежки" + "Завитки").

2) Глэдис Най (1944):

- Midnight Train to Georgia (Трель + Пробежки),

- I Heard it Through the Grapevine (Трель + Пробежки + Завитки).

3) Донни Хатауэй (1945-1979):

- This Christmas (Трель),

- The Ghetto (Трель + Пробежки).

4) Стиви Уандер (1950):

- I Just Called to Say I Love You (Трель + Завитки),

- Isn't She Lovely? (Трель).

5) Мэрайя Кэри (1969):

- Hero (Трель),

- Always Be My Baby (Трель).

Таблица 1. Количественное сравнение мелизмов.

Исполнитель Трель Пробежки

Уитни Хьюстон (19632012) Greatest Love of All I Will Always Love You I Will Always Love You

Глэдис Най (1944) Midnight Train to Georgia I Heard it Through the Grapevine Midnight Train to Georgia I Heard it Through the Grapevine

Донни Хатауэй (19451979): This Christmas The Ghetto The Ghetto

Стиви Уандер (1950) Isn't She Lovely? —

Мэрайя Кэри (1969) Hero Always Be My Baby —

Трель - 9, Пробежки - 4, Завитки - 3.

Качественный анализ части произведений второй половины двадцатого века показывает явную тенденцию к применению "петель". Этот вид мелизмы показал себя наиболее универсальным и простым в применении и интеграции в музыкальную композицию. Так, "пробежка" преобладает в произведениях с более специфичным смысловым окрасом, а также определенным эмоциональным вектором. Необходимо отметить, что данный обзор носит поверхностный характер и нацелен на определение общих трендов в музыкальной среде на макроуровне.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что мелизм как ритмико-интонационный инструмент был распространен в музыкальной среде соул музыкантов во второй половине ХХ века.

Структурный анализ "Ain't No Sunshine" Билла Уизерса и "Chain of Fools" Ареты Франклин показывает роль "трели" и "пробежек" в усилении идейного посыла композиции, а также мелодического рисунка произведения. Так, "пробежка", создавая высокую степень колебаний в звуке придает мелодии более глубокую эмоциональность. Трель же направлена на создание и усиление ощущения энергичности в мелодическом рисунке.

Наиболее распространённой вариацией была Трель. Его использование увеличивалось к концу ХХ века, однако по итогам данной работы нельзя сказать о преобладании "Трели" в соул-музыке второй половины ХХ века.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бурматов М.А. Идеологические начала и профессионализация отечественного эстрадного вокального искусства в 20-30 годы ХХ в. // Государство-политика-право-управление: сб. науч.-исслед. работ проф.-преподават. состава, аспирантов, магистрантов и студентов Ин-та социально-гуманит. образования. М.: МПГУ, 2016. Вып. 10. С. 89-100;

2. Махлина С. Т. Семиотика в системе современного научного знания // Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства. 2-е изд., расшир. и испр. СПб.:

Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 1 (82) Том 2. ЯНВАРЬ 2025 г. Композитор, 2003. Кн. 2. С. 128-132;

3. Конен В. Д. Третий пласт: новые массовые жанры в музыке XX века. М.: Музыка, 1994. 160 с;

4. Махлина С. Т. Музыка - синтез языков // Махлина С. Т. Избранные статьи по эстетике и искусствознанию. Санкт-Петербург, 2017. С. 490-503;

5. Коллиер Дж. Становление джаза: популяр. ист. очерк. М.: Радуга, 1984. 390 с;

6. Запесоцкий А. С. Из истории рок-музыки: творчество «Битлз». 3-е изд. СПб.: СПбГУП, 2013. 32 с;

7. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. М.: Академический проект, 2017. 964 с;

8. Таниева Г. М. Музыкальные аспекты социальной идентификации в молодежной среде // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2011. No 1 (21). С. 86-91

Shatverova L.A.

Institute of Contemporary Art (Moscow, Russia)

MELISMAS IN WORKS OF THE SOUL GENRE OF THE SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY

Abstract: the article reveals the role of melismas in works of the soul genre of the second half of the 20th century. Using the methods of structural analysis and comparison, the author considers melismas as a rhythmic-intonational instrument that was widespread in the musical environment of soul vocalists and became their integral characteristic feature.

Keywords: vocal, melismatics, music, soul genre.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.