СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 342.7
В.В. Денисова
Магистр 2 курса Институт государства и права ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
г. Тюмень, РФ E-mail: [email protected]
МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА РОДНОЙ ЯЗЫК КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Аннотация
Одной из задач государства является обеспечение необходимых условий для сохранения и развития уникального традиционного образа коренных народов, их самобытной культуры. Как показывает современный опыт процессы развития общества ставят под вопрос сохранение и развитие культурного наследия коренных малочисленных народов, которые проживают на северных и арктических территориях Российской Федерации.
Ключевые слова:
родной язык, коренные малочисленные народы, механизмы защиты, механизм реализации, ответственность.
В Конституции Российской Федерации [1] закреплено право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (часть 2 статьи 26), а Российская Федерация гарантирует право всем её народам на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (часть 3 статьи 68). Указанные конституционные законоположения предопределяют создание как на федеральном, так и на региональном уровнях правового механизма реализации этих прав.
В российском законодательстве языки коренных народов защищены в основном только через общие механизмы защиты языков народов России. Особым механизмом защиты языковых прав, в соответствии с Законом Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов России» [2] (далее - Закон «О языках народов России»), является создание государством необходимых условий для сохранения и развития языков коренных малочисленных народов и национальных меньшинств (статья 6).
Интересным представляется утверждение, высказанное Е.М. Доровских: «установление правового равенства языков чаще всего не способно устранить их функциональное неравенство. По сути дела, обладая разновеликими коммуникативными потенциалами, каждый язык занимает свою социокультурную «нишу»» [3]. В связи с этим А.Ю. Винников пишет, что установленное равноправие языков необходимо понимать, как принцип равных возможностей [4].
Статья 6 Закона «О языках народов России» относит к ведению Российской Федерации создание условий для сохранения и развития языков малочисленных народов. Но по факту данная компетенция отдана на усмотрение субъектов, что противоречит федеральному законодательству.
Механизм реализации государственной гарантии по сохранению и всестороннему развитию родных языков закреплен в статье 7 Закона, так Правительство Российской Федерации разрабатывает программы по сохранению, изучению и развитию языков народов. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут разрабатывать соответствующие региональные целевые программы. Можно говорить о том, что данный закон не в полной мере учитывает этнические особенности коренных малочисленных народов, проживающих на территории Российской Федерации. В таком случае необходимо обязать органы власти субъектов, на которых проживают коренные народы создавать программы по
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019
сохранению, изучению и развитию языков народов Российской Федерации, которые будут предусматривать обеспечение функционирования языков коренных малочисленных народов.
Исходя из вышеизложенного на федеральном уровне считаю целесообразным усилить правовое регулирование с целью сохранения родных языков путём принятия Федерального закона «О языках коренных малочисленных народов», учитывающий особый статус данных народов и их этнокультурные особенности.
Ещё одной проблемой видится не раскрытый характер ответственности за нарушение языковых прав коренных малочисленных народов. Как пишет Б.А. Кистяковский: «для соблюдения основных прав и свобод «мало еще одних законов о свободах, а нужны также правильные законы об ответственности должностных лиц» [5].
В Законе «О языках народов Российской Федерации» содержаться лишь общие положения ответственности за нарушение языковых прав, согласно которым действия, нарушающих законодательство, влекут за собой ответственность и обжалуются в установленном порядке.
Как отмечает Л.Н. Васильева, «институт ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о языках народов Российской Федерации в целом сформирован. При этом он является комплексным институтом. Его положения находятся в таких отраслях российского законодательства, как конституционное, гражданское, уголовное» [6].
На территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов, лишь в трёх субъектах говорится об ответственности (Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, Красноярский край, Сахалинская область). В качестве субъектов определены юридические и физические лица. Однако, необходимо определить объект правовой охраны, субъектов, подлежащих привлечению к ответственности, собственно деяния (действия или бездействия), иначе не представляется возможности привлечения к ответственности за нарушение языкового законодательства.
Во многих регионах выделяется проблема, касающаяся возможности получения образования на родном языке. Такой метод является одним из наиболее важных признаков модернизации, осуществляющейся на условиях культуры коренных народов. Это также один из лучших индикаторов, предсказывающих дальнейшую жизнеспособность языка. Везде, где была создана школьная система, функционирующая на языке меньшинства, перспективы выживания этих языков и культур стали значительно более радужными. Право на образование на родном языке является также правом человека, которое закреплено как в собственно российском законодательстве, так и во многих международных соглашениях. Именно в школе воспитывается человек, здесь формируются его знания, убеждения, основы общечеловеческой морали и системы ценностей. Конституция РФ гарантирует всем народам России право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Для более качественного изучения, распространения и сохранения родного языка необходимо предпринять некоторые меры. К ним можно отнести: разработка и принятие программного документа, направленного на сохранение и развитие языков коренных малочисленных народов, предусматривающий разработку специальных программ и учебно-методических комплектов для обучения родным языкам по различным возрастным категориям; разработка нормативно-правовой базы в части реализации региональных программ развития образования с учетом социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации.
Языки играют решающую роль в повседневной жизни людей, не только как инструмент для общения, но и как хранилище уникальной личности каждого человека, его истории, традиций и памяти. Право человека использовать выбранный им язык является предпосылкой свободы мысли, мнения и выражения, доступа к образованию и информации, занятости, построения инклюзивных обществ и других ценностей, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21 июля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. //
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019
Ведомости Съезда НД и ВС РСФСР. - 1991. - № 50. - Ст. 1740.
3. Доровских Е.М. Русский язык: совершенствование правового регулирования // Журнал российского права. 2007. № 4. С. 39.
4. Винников А.Ю. Декларация о языках народов России 1991 года как реализация права народов на самоопределение // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 29. С. 9.
5. Кистяковский Б. А. Философия и социология права. СПб., 1998. С. 571.
6. Васильева Л.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» (постатейный). М., 2007. С. 38.
© Денисова В.В., 2019
УДК 343
Э.Р. Кагарманова
магистрант 2 курса Набережночелниский институт К(П)ФУ г. Набережные Челны, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: Г.М. Аглямова канд. юрид. наук, доцент Набережночелниский институт К(П)ФУ г. Набережные Челны, РФ E-mail: gulnaz-kgu@ mail.ru
ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА Аннотация
В данной статье раскрывается проблемы сложившиеся при изучении личности преступника. Анализ личности преступника дает непосредственную возможность раскрыть существенные и характеризующие ее свойства, которые являются основным моментом в организации и осуществления предупреждения преступности.
Ключевые слова
Личность, личность преступник, антиобщественная направленность, социальная значимость,
сущность личности преступника.
Вопрос о личности преступника занимает центральное место в криминологической науке. Актуальность изучения вопроса о личности преступника состоит в том, что «преступление, будучи актом осознанным и волевым в человеческой деятельности в значительной мере обусловлено сущностью и особенностями лица, избирающего подобную форму поведения. Личность - центральный и главный элемент всего механизма преступного поведения. Анализ личности преступника, возможность выявить основные характеризующие ее свойства являются главным моментом в организации и осуществления предупреждения преступности» [2, с. 495].
Анализ личности преступника криминологами проводится в первую очередь для выявления и оценки тех ее свойств и особенностей, которые обуславливают преступное поведение. Кроме того, это центральная проблема криминологии, поскольку личность является источником, субъективной причиной преступных действий.
Стоит обратить внимание, что даже в такой специфической сфере, как преступление, человек действует в качестве общественного существа. Он является носителем различных форм общественной