УДК: 330.11 ББК: 65. 01
МЕХАНИЗМЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ В СТИМУЛИРОВАНИИ ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩЕГО
РОСТА
Алиджанов Джамшед Абдукаюмович,
к.э.н., доцент, декан факультета финансов и бухгалтерского учета Института экономика и торговли Таджикского государственного университета коммерции (Таджикистан, Худжанд)
MECHANISMS OF FOREIGN TRADE POLICY IN REGARD TO THE STIMULATING OF IMPORT SUBSTITUTION GROWTH
Alidjonov Djamshed Abdukayumovich,
dean of the faculty offinances and bookkeeping accountancy of the Institute of Tajik Economy under the Tajik State University of Commerce (Tajikistan, Khujand)
E-MAIL: alijonov_jamshed@mail.ru
Ключевые слова: внешнеторговая политика, счет текущих операций, импортозамещение, тарифное и нетарифное регулирование, протекционизм, экономическая безопасность
В статье на основе системного анализа механизмов внешнеторговой политики показываются их приоритеты в стимулировании импортозамещающего роста в условиях Республики Таджикистан. Цель заключается в определении направлений использования механизмов внешнеторговой политики в стимулировании импортозамещающего роста посредством применения тарифных и нетарифных методов. В связи с чем посредством использования элементов эмпирического анализа аргументированно доказывается приоритетность тарифных и нетарифных методов защиты отечественных производителей от влияния иностранной конкуренции. Предполагается, что реализация стратегии импортозамещения через призму использования протекционистских мер будет способствовать решению такой социально-экономической проблемы, как недогрузка производственных мощностей, способствовать снижению высокого уровня безработицы, оттоку трудовых ресурсов, удовлетворению потребности субъектов народного хозяйства в товарах местного производства, стимулировать рост отечественного производства, укреплять международные позиции Таджикистана, снизить степень его импортной и политико-экономической зависимости и обеспечить экономическую безопасность.
Key words: foreign trade policy, account of current operations, import substitution, tariff and non-tariff regulation, protectionism, economic security
Designing on the premise of the systemic analysis in reference to the mechanism of outward trade policy, the author shows their priorities in regard to the stimulating of import substitution economy growth under the conditions of Tajikistan Republic. The scientific goal of the given article lies in a determination of the streamlines of utilization of the stimulating of the latters in question aimed at application of tariff and non-tariff methods. In reference to it, by
- 17 -
Алиджанов Д.А. Механизмы внешнеторговой политики в стимулировании импортозамещающего роста
virtue of utilization of elements referring to empirical analysis the author proves convincingly the priority of tariff and non-tariff methods protection of home manufacturers from the influence of foreign conjuncture. He presupposes that realization of the strategy under consideration through the prism of application of the measures of selective protectionism will promote a solution of such socio-economic problems, as undercharge of production capacities, diminution of high unemployment level; to lower an exodus of labour resources, to cater the needs of national economy subjects in the goods of local production, to stimulate home production growth, to consolidate international positions of Tajikistan, to decrease the degree of import and politico-economic dependence and to ensure an economic security of the country.
С приобретением государственной независимости Республика Таджикистан стала самостоятельным и суверенным участником международных экономических отношений. Проводимые рыночные реформы придали такому участию особый колорит, выражающийся в увеличении экономических партнеров республики.
Положительной стороной расширения внешнеэкономических связей Республики Таджикистан после распада Советского Союза является устранение дефицитного характера национальной экономики. Это стало возможным вследствие либерализации внешней торговли страны.
Однако кроме положительных моментов перехода к рыночной экономике Республика, Таджикистан столкнулась с экономическими проблемами, свойственными переходному состоянию. К числу таких проблем можно отнести: недогрузку производственных мощностей, недостаточную адаптацию предприятий к рыночным условиям, низкий уровень жизни населения, потерю хозяйственных связей с союзными республиками, низкую конкурентоспособность национальных товаропроизводителей. В современных условиях особое значение для экономики Республики Таджикистан, наряду с этими проблемами, представляет постоянный и ощутимый рост импортных закупок.
Особую озабоченность вызывает увеличивающийся удельный вес импорта потребительских товаров к общему объему импорта. Если в 1995 году в структуре импорта импорт потребительских товаров составлял 2,8%, то в 2013 году этот показатель увеличился до 24,1% [2. 27], и такая тенденция продолжается по сегодняшний день.
Перед переходной экономикой Республики Таджикистан, как свидетельствует реальная действительность, стоят задачи снижения степени импортной зависимости, создания огромного количества рабочих мест, обновления морально и физически устаревшей производственной техники, снижения уровня трудовой миграции, выбора приоритетных направлений международных экономических отношений в целях эффективного участия страны в международном разделении труда. В этом контексте реализация программы импортозамещения является весьма приоритетной.
Стимулирование импортозамещающего экономического роста в условиях Республики Таджикистан требует совершенствования всей совокупности экономических отношений, предполагающих оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных механизмов. Говоря иначе, импортозамещающий экономический рост тесно взаимосвязан с реализацией и совершенствованием внешнеторговой политики. Традиционно и наиболее популярно внешнеторговая политика рассматривается как одно из направлений бюджетно-налоговой политики государства. Такой подход связан прежде всего с тем, что, реализуя внешнеторговую политику, государство регулирует объемы внешней торговли посредством установления налогов, субсидий, тарифов и нетарифных
- 18 -
Alidjonov D. A. Mechanisms of Foreign Trade Policy in Regard to the Stimulating of Import Substitution Growth
инструментов, направленных в первую очередь на регулирование объемов экспорта и импорта. Вместе с тем, внешнеторговая политика в зависимости от конъюнктуры национального хозяйства может носить характер, стимулирующий объемы экспорта и сдерживающий объем импорта. В этом случае обычно говорят о политике протекционизма, т.е. защиты национальных производителей от влияния иностранных конкурентов. Если страна заинтересована в расширении масштабов национального рынка и либерализации внешнеторговых операций, то в этом случае речь идет о политике фритредерства (свободной торговли). В любом случае реализация внешнеторговой политики должна соответствовать основным целевым ориентирам социальноэкономического развития страны.
В условиях промышленных бумов и переворотов, связанных с подобным развитием национальной экономики, когда объемы отечественного производства превосходят масс-штабы внутреннего рынка, несомненно, на вооружение принимается торговая политика, стимулирующая экспорт, и либерализация торговли. Этого принципа придерживаются почти все страны мирового сообщества, получающие выгоду от расширения масштабов рынка сбыта произведенной ими продукции.
Возникают и противоположные условия, когда из-за стагнации отечественного производства и низкой конкурентоспособности отечественные производители не в состоянии обеспечить внутренний рынок необходимым количеством товаров и услуг. Результат - неизбежное увеличение объемов импорта и падение страны в омут импортной зависимости. Выражаясь образно, согласно Джону Итуэллу, «в экономике, рост которой сдерживается ограничением платежного баланса, необходимо принять действия для увеличения экспорта или ограничения импорта». По его мнению, «эта избитая истина получает дополнительное измерение, если принятая внешнеторговая стратегия рассматривается как часть общей стратегии развития» [3, C. 430].
Действительно, анализ состояния счета текущих операций платежного баланса Республики Таджикистан, который отражает поступления от экспорта товаров и услуг и все расходы резидентов на импорт товаров и услуг, а также доходы от факторных услуг и текущих трансфертов, демонстрирует, что с 2009 по 2013 гг. его отрицательное сальдо налагает свой отпечаток на процесс обеспечения экономического роста (таблица 1).
Таблица 1. Счет текущих операций платежного баланса Республики _____________________________Таджикистан (млн. долл. США)
Показатели Годы
2009 2010 2011 2012 2013
Счет текущих операций -180,7 -712,5 -171,3 -243,7 -59,0
Торговый баланс -1732,8 -2663,0 -2975,2 -3556,7 -3805,8
Баланс услуг -111,6 -194,4 -106,3 -72,4 -273,4
Доходы -71,3 -78,7 -39,6 -65,1 -51,3
Текущие трансферты 1734,9 2223,6 2949,8 3450,5 4071,5
Источник: Банковский статистический бюллетень. - Душанбе, 2015. - № 2 (235).-С. 94-95.
Приведенные данные счета текущих операций в таблице 4.1 показывают, что положительное сальдо наблюдается только по текущим трансфертам. По другим операциям счета текущих операций, в частности торгового баланса, баланса услуг и факторных доходов, за весь рассматриваемый период имеют отрицательное сальдо.
- 19 -
Алиджанов Д.А. Механизмы внешнеторговой политики в стимулировании импортозамещающего роста
Несмотря на положительный баланс по текущим трансфертам, из-за его отрицательного значения по всем другим операциям, итоговое сальдо счета текущих операций на протяжении всего рассматриваемого периода имеет отрицательное значение. Это свидетельствует о таком состоянии национальной экономики, при котором возрастают обязательства страны по отношению к другим странам-партнерам по внешнеэкономической деятельности.
Следует подчеркнуть, что из-за отрицательного сальдо счета текущих операций национальная экономика республики подверглась негативному влиянию в плане формирования валового располагаемого национального дохода. Дело в том, что валовый располагаемый национальный доход формируется за счет суммы конечного потребления частного сектора, конечных расходов государства, валовых внутренних инвестиций и сальдо платежного баланса по счету текущих операций. Исходя из методологических основ определения валового располагаемого национального дохода и фактических материалов, отраженных в таблице 1, можно отметить, что за период с 2009 по 2013 гг. Республика Таджикистан недополучила в структуре этого показателя порядка 1367,2 млн. долл. США, что равно примерно 16% объема ВВП за 2013 г.1
Проведенный структурный анализ счета текущих операций показывает, что его отрицательный баланс в основном сформировался за счет внешнеторговых сделок, т.е. экспортно-импортных операций. Из данных таблицы 1 нетрудно заметить систематический рост дефицита торгового баланса страны. Если в 2009 г. этот дефицит составлял 1732,8 млн. долл. США, то в 2013 г. он составил 3805,8 млн. долл. США, или в относительном выражении увеличился в 2,2 раза.
В экономической науке бытует мнение, что дефицит торгового баланса отнюдь не является негативным показателем социально-экономического развития. Данное утверждение верно в том случае, когда такой дефицит происходит в условиях достаточного развития реального сектора экономики, при относительно низком уровне фактической безработицы и отсутствии стагнационных ситуаций в отраслях национального хозяйства. В условиях Республики Таджикистан такое состояние торгового баланса, дефицит которого принял хронический характер из-за полного или частичного отсутствия отечественного производства, является тревожным сигналом о неэффективности проводимой стабилизационной и структурной экономической политики. В этом плане внешнеторговая политика - не исключение. В результате негармоничной реализации всей совокупности мер стабилизационной и структурной экономической политики, в республике наблюдается феномен, когда основная масса инвестиционных и потребительских товаров завозится из других стран. За более чем 20-летний опыт реформирования экономики в республике не были предприняты какие-либо серьёзные попытки расширения экспортного потенциала и диверсификации его структуры в пользу готовой продукции и не уделено достаточного внимания не менее важной программе реализации импортозамещающей стратегии развития.
Таким образом, исходя из принципов причинно-следственных связей можно уверенно отметить, что отрицательное сальдо платежного баланса по текущим операциям за
1 Рассчитано по: данным таблицы 1 и Национальным счетам Республики Таджикистан за 2014 г. -Душанбе, 2014. - С. 16.
- 20 -
Alidjonov D. A. Mechanisms of Foreign Trade Policy in Regard to the Stimulating of Import Substitution Growth
рассматриваемый период объясняется несоответствием внутренней и внешней политики, сложившимся условиям национальной экономики.
В экономической теории и на практике распространено мнение о том, что либеральная торговая политика является наиболее эффективной по той причине, что способствует эффективной аллокации ресурсов. Распределение ресурсов происходит в пользу наиболее эффективных производств. При импорте потребительских товаров страны выигрывают от либерализации торговли, так как они будут покупать эти товары по более низким ценам. При экспорте товаров производители получают выгоду от продажи своих товаров по более высоким мировым ценам. Имея это в виду, Республика Таджикистан в начале 90-х годов избрала путь либерализации внешней торговли. Согласно данным официальной статистики, среднегодовые темпы прироста внешнеторгового оборота Республики Таджикистан с 1991 по 2013 гг. составил 24,2%, среднегодовой прирост объема экспорта -19,5%, среднегодовой прирост объема импорта - 26%. Вместе с тем, объем внешнеторгового оборота в 2013 г. по отношению к 1991 г. увеличился в 40,5 раза, объем экспорта - в 17,1 раза, и объем импорта - в 65,7 раза.1 За 24 года осуществления рыночных преобразований ни один из показателей социально-экономического развития не имел такой феноменальной картины изменения, как показатели внешнеторговой деятельности, особенно увеличение объемов импорта высокими темпами.
Либерализация внешней торговли в начале 90-х годов для Республики Таджикистан, не имевшей до этого времени возможности самостоятельно участвовать в международных экономических отношениях, открыла, на первый взгляд, совершенно новые горизонты для дальнейшего развития страны. Однако по причине неопытности в самостоятельном регулировании внешнеэкономических, и в частности внешнеторговых отношений, в республику хлынули импортные товары. Продукция отечественных производителей из-за низкой конкурентоспособности и отсутствия должной государственной поддержки не смогла выдержать натиска иностранных конкурентов. Вдобавок в этот период приватизированные предприятия из-за политической нестабильности и недостаточности оборотных средств потеряли возможность осуществлять даже простое воспроизводство. В последующем насыщение внутреннего рынка товарами импортного происхождения продолжало расти.
Практика многих стран мира показывает, что несмотря на убедительные доказательства выгод от свободной торговли, в них реализуется внешнеторговая политика, направленная на защиту внутреннего рынка от импортной конкуренции, т.е. применяются механизмы протекционизма. В этих целях внешнеторговая политика оперирует определенными инструментами, наиболее распространенными из которых являются тарифное и нетарифное регулирование.
Согласно Постановлению Правительства Республики Таджикистан (от 25 октября 2004 года № 450), предусмотрен дифференцированный тариф по импортным товарам, который в зависимости от вида товаров варьируется от 0 до 15% (0%, 2,5%, 5%, 7%, 10% и 15%). Следует отметить, что такой подход к тарифному регулированию вполне соответствует нормам ВТО.
1 Рассчитано по: Таджикистан: 20 лет государственной независимости: статистический сборник.-Душанбе, 2011. - С. 18-19; Статистический ежегодник Республики Таджикистан - 2014. Душанбе,
2014. - С. 14.
- 21 -
Алиджанов Д.А. Механизмы внешнеторговой политики в стимулировании импортозамещающего роста
Если тарифные меры оказывают прямое влияние на цены товаров и косвенным образом отражаются на объемах экспортно-импортных операций, то нетарифные методы регулирования оказывают прямое воздействие на объемы внешней торговли и косвенно влияют на их цены. Если, с одной стороны, применение тарифного регулирования внешней торговли направлено на стимулирование экспорта продукции и ограничение импорта, то, с другой стороны, этот механизм внешнеторговой политики служит одним из источников пополнения доходов государства. Данный тезис может быть подтвержден данными о доле таможенных платежей в государственном бюджете и ВВП (таблица 2).
Таблица 2. Динамика доли таможенных платежей в государственном бюджете и ВВП
Республики Таджикистан (в %)
Показатели Годы
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Доля таможенных платежей в государственном бюджете 40,3 42,4 35,0 39,2 41,6 46,1 43,2
Доля таможенных платежей в ВВП 11,8 12,5 10,1 11,2 12,4 12,3 13,1
Рассчитано по: данные Таможенного комитета при правительстве Республики Таджикистан; Статистический ежегодник Республики Таджикистан - 2014. - Душанбе,
2014.-С. 410-434.
Данные таблицы 2 показывают, что доля таможенных платежей в государственном бюджете за рассматриваемый период, кроме 2009 и 2010 гг., составляет не менее 40%. Соответственно этому, их долю в ВВП республики, исходя из специфики её применения, также можно считать высокой. Несмотря на внушительные размеры таможенных платежей в структуре доходов государственного бюджета, некоторые отечественные экономисты утверждают, что «более либеральная торговля Таджикистана при прочих равных условиях, сильно не влияет на доходы бюджета» [6, с. 207]. Данное утверждение Л.Х. Саидмуродова, на наш взгляд, является спорным. Дело в том, что, согласно приведенным данным, более либеральная внешнеторговая политика окажет непосредственное влияние на формирование доходов государственного бюджета. Отметим, что такая картина по таможенным платежам в условиях Республики Таджикистан обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, высокий удельный вес таможенных платежей в структуре государственного бюджета еще не говорит о защитных свойствах используемого таможенного тарифа. Во-вторых, тарифное регулирование в стране используется преимущественно в фискальных целях, а не для адекватной реализации внешнеторговой политики. В-третьих, государство сознательно и вместе с тем очень широко использует этот источник пополнения доходной части государственного бюджета из-за жесткого ограничения налоговой базы национальной экономики. Это является неизбежной и вынужденной мерой пополнения доходной части государственного бюджета в условиях, когда отечественное производство находится в системном упадке. Защитные свойства тарифной политики в условиях Таджикистана не срабатывают по той причине, что у предприятий, имеющих возможность конкурировать с импортными аналогами, наблюдается острая нехватка оборотных средств и недоступность банковских кредитов из-за их дороговизны. Кроме того, на уровень их конкурентоспособности влияют внутренние ценообразующие налоги. В результате получается некий парадокс. Государство, с одной
- 22 -
Alidjonov D. A. Mechanisms of Foreign Trade Policy in Regard to the Stimulating of Import Substitution Growth
стороны, как бы защищает отечественных товаропроизводителей посредством использования импортных тарифов, а с другой, - облагает отечественных товаропроизводителей достаточно высокими ценообразующими налогами (особенно НДС в объеме 18%). Следует подчеркнуть, что по характеру применения таможенные пошлины в Республике Таджикистан преимущественно являются адвалорными, а не протекционистскими.
В Таджикистане в деле защиты отечественных производителей посредством применения импортных тарифов уже имеется хороший опыт. В качестве такого примера Л.Х. Саидмуродов приводит рынок газированных напитков в Республике Таджикистан. По его словам, «высокие тарифы на ввоз такой продукции (0,2 долл. за литр в 1999 г. и 0,5 долл. за литр в 2000 г.) способствовали увеличению внутреннего производства. В результате предприятия, работающие в этой отрасли, не имеют стимулов к инновациям и повышению качества продукции» [6, с. 208]. Действительно, в начале 2000 г. в Таджикистане развитие производства газированных напитков приобрело положительный импульс. Однако в вопросе о потере стимулов к инновациям и повышению качества продукции в этой отрасли мы не можем согласиться с Л.Х. Саидмуродовым. Дело в том, что в последующем эта отрасль получила большие возможности для диверсификации производимой продукции. Многие предприятия этой отрасли смогли вытеснить импортные аналоги и, плюс к этому, прочно заняли свои рыночные ниши и наравне конкурируют с иностранными производителями. К числу таких успешных предприятий, сумевших воспользоваться плодами внешнеторговой политики государства в начале 2000х, можно назвать компании «Оби Зулол», «GMH Asia Ltd», компанию «33» и т.п.
В интересы Таджикистана входит укрепление экономической безопасности и защита отечественных производителей от влияния иностранных конкурентов в сложившихся условиях стагнации отечественного производства. Однако в условиях преодоления последствий трансформационного кризиса недопроизводство внешнеторговой политики в части тарифного регулирования не всегда способствует развитию отечественного производства. В этом случае неизбежно возрастает роль нетарифных методов регулирования внешней торговли, направленных на защиту отечественных товаропроизводителей. При существующих таможенных тарифах возможности для защиты отечественных производителей от влияния импортной конкуренции очень ограничены, и в связи с вступлением республики в ВТО защитные свойства этих тарифов будут еще более сужаться. Учитывая специфические социально-экономические условия Республики Таджикистан, можно отметить, что страна поспешила с вступлением в ВТО. Тем не менее, вступление Республики Таджикистан в ВТО не исчерпывает всех возможностей защиты национальных интересов и укрепления экономической безопасности в контексте стимулирования импортозамещающего экономического роста. Согласно регламентирующим нормам ВТО, государство праве использовать защитные меры, которые могут быть введены в конкретных случаях на определенный срок. В этом плане особо хочется отметить антидемпинговые мероприятия, применение компенсационных пошлин, тарифов и квот в целях справедливой конкуренции с импортом. Другими словами, даже при членстве в ВТО государство вправе использовать тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики в пользу поддержания отечественных производителей.
Таким образом, выбор направлений внешнеторговой политики в Республике Таджикистан должен опираться на поддержку и защиту отечественного производства, способствующего реализации стратегии импортозамещения. В этом контексте важно
- 23 -
Алиджанов Д.А. Механизмы внешнеторговой политики в стимулировании импортозамещающего роста
учесть необходимость ограничения импорта и полагаться на поддержку развития отечественных производителей всеми доступными способами. Несмотря на необходимость защиты отечественных производителей тарифными и нетарифными методами, по мнению некоторых отечественных экономистов, «для малой открытой экономики Республики Таджикистан таможенный тариф не может выступать эффективным инструментом защиты и развития отраслей экономики» [6, с. 210]. Действительно, с помощью одних таможенных тарифов невозможно защищать и развивать отечественное производство. Для это нужно провести реструктуризацию отраслей экономики, обеспечить доступность оборотных средств для предприятий, создать условия для развития конкуренции, развивать рыночную инфраструктуру и т.п. Но, вместе с тем, применение таможенных тарифов для защиты отечественных производителей на первых порах просто необходимо. Выше мы привели пример из книги Л.Х. Саидмуродова о том, как высокие импортные тарифы создали почву для развития отрасли по производству газированных напитков.
Мы не отрицаем, что в долгосрочной перспективе такая защита обернется еще более глубоким отставанием в техническом и технологической плане. Поэтому мы предполагаем, что реализация мер по стимулированию импортозамещающего роста без использования тарифных методов регулирования объемов импорта неосуществима. Особенно в условиях Республики Таджикистан, которая все еще чувствует на себе последствия затянувшегося трансформационного кризиса. В этом контексте уместно процитировать российского ученого Т.М. Исаченко, который в своей книге «Торговая политика Европейского Союза» отмечает: «Те страны, которые для защиты своих отраслей полагались на импортные ограничения, развивались более медленными темпами по сравнению со странами аналогичного уровня развития, но проводящими более открытую экономическую политику. В то же время в условиях экономического кризиса для всех стран характерно использование защитных мер и их преобладание над мерами стимулирующего характера» [4, с. 19].
Действительно, в условиях продолжающегося кризиса в производственной сфере основная задача внешнеторговой политики заключается в оказании повсеместной помощи экспортерам для наибольшей продажи их продукции и ограничении объемов импорта, что сделает его менее конкурентоспособным на внутреннем рынке, и тем самым стимулировать деятельность импортозамещающих производств. На данном этапе Таджикистан не может претендовать на широкое форсирование экспорта готовой продукции, поэтому все усилия необходимо направлять на поддержку отечественных производителей при иностранной конкуренции. В этом контексте характерной является активизация механизмов цивилизованного и умеренного протекционизма, поскольку в нынешних условиях Республики Таджикистан отечественное производство нуждается в такой государственной поддержке. Другими словами, возрождение отечественного производства в условиях существования негативных последствий трансформационного кризиса недопроизводства и натиска импортных товаров на внутреннем рынке неизбежно предполагает реализацию защитных и стимулирующих мер.
Как показали результаты проведенного нами анализа, применение тарифных методов регулирования на данном этапе не в полной мере способно защитить отечественных производителей от влияния иностранных конкурентов. Поэтому для реализации внешнеторговой политики в условиях Таджикистана немаловажная роль должна
- 24 -
Alidjonov D. A. Mechanisms of Foreign Trade Policy in Regard to the Stimulating of Import Substitution Growth
отводиться нетарифным методам регулирования. В этом плане наряду с тарифными методами следует широко использовать механизмы нетарифного регулирования, особенно квотирование и лицензирование.
Квотирование объемов импорта в условиях Таджикистана может дать положительный эффект в случае, если будут определены необходимые объемы импорта для наполнения внутреннего рынка. Другими словами, надо определить необходимое количество импортных товаров, по которым есть намерение использовать защитные меры внешнеторговой политики исходя из существующих возможностей внутреннего производства, и ежегодно корректировать объемы установленных квот по каждому товару исходя из возрастающих объемов отечественного производства. Наличие импортных аналогов на внутреннем рынке, безусловно, будет стимулировать отечественных товаропроизводителей к повышению конкурентоспособности. Это мероприятие, как мы полагаем, будет возможным в условиях стимулирования импортозамещения низшего порядка, предусматривающего широкое использование зарубежной производственной техники и технологий. Такой алгоритм реализации внешнеторговой политики позволит удержать внутренний спрос, удовлетворяя его за счет наращивания производства отечественных товаров. По этому поводу Джон Итуэлл делает весьма правильное заключение: «Если при расширении внутреннего спроса не выпускать его за границу с помощью протекционистских мер, то внутренние сбережения и налоговые поступления будут финансировать внутренние инвестиции и государственные расходы. Кроме того, прибыльность защищенного от конкуренции внутреннего производства будет способствовать дальнейшим инвестициям. Процесс экономического роста будет тем самым самоподдерживающимся». [3, с. 431].
Аргументы в пользу реализации защитительной внешнеторговой политики в условиях Таджикистана определяются тем, что механизмы такой политики, устанавливая барьеры, могут дать импульс развитию определенных отраслей национального хозяйства, которые могут сыграть ключевую роль в успешном применении стратегии импортозамещающего роста. К таким отраслям в Республике Таджикистан можно отнести легкую и пищевую промышленность, развитие которой посредством комплекса мероприятий, в частности с применением элементов защитительной внешнеторговой политики, укрепит экономическую безопасность страны и послужит предпосылкой для решения многих накопившихся социально-экономических проблем. Использование защитных мер в условиях Таджикистана обусловлено тем, что без такой торговой политики республика не сможет выйти из порочного круга импортной и миграционной зависимости.
Безусловно, применение на практике защитных мер внешнеторговой политики будет связано с определёнными издержками, связанными со снижением конкурентоспособности национальных производителей импортозамещающей продукции, навязыванием потребителям переплаты за товары и услуги, временным дефицитом определенных товаров и т.п. Однако в последующем эти издержки будут компенсированы развитием отечественного производства, снижением степени импортной зависимости, сокращением числа трудовых мигрантов, снижением фактического уровня безработицы, укреплением национальной экономической безопасности и, в конечном итоге, созданием предпосылок для более эффективного участия страны в международном разделении труда.
- 25 -
Алиджанов Д.А. Механизмы внешнеторговой политики в стимулировании импортозамещающего роста
Список использованной литературы:
1. Банковский статистический бюллетень. - Душанбе, 2015. - № 2 (235).- 332 с.
2. Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан. - Душанбе, 2014. 548с.
3. Итуэлл Джон. Импортозамещающий и экспортоориентированный экономический рост. // Экономическая теория. Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена. -М.: Инфра-М, 2004. - XII, 931с. - (New Palgrave). - 931с.
4. Исаченко Т.М. Торговая политика Европейского Союза. - М.: Издательский дом ГУВШЭ, 2010.- 400 с.
5. Национальные счета Республики Таджикистан -2014. - Душанбе, 2014.-178.с.
6. Саидмуродов Л.Х. Экономическая теория открытого хозяйства и проблемы современного Таджикистана. - Душанбе: Ирфон, 2005. - 398 с.
7. Статистический ежегодник Республики Таджикистан - 2014. Душанбе, 2014.- 682 с.
8. Таджикистан: 20 лет государственной независимости (Статистический сборник). Душанбе 2011.-734 с.
Reference Literature:
1. Banking Statistical Bulletin. - Dushanbe, 2015. №2 (235). - 332 pp.
2. Outward Economic Activities of Tajikistan Republic. - Dushanbe, 2014. - 548 pp.
3. Ituell John. Import Substitution and Export-Oriented Economic Growth. // Economic theory. Under the editorship of John Ituell, M. Milgeyt, P. Nyumen. - M.: Infra-M, 2004, - XII, -931 pp. - (New Palgrave ). - 931 pp.
4. Isachenko T.M. The Trade Policy of European Union. M. : GUVSHEpublishing-house, 2010. - 400 pp.
5. National Accounts of Tajikistan Republic 2014. - Dushanbe, 2014. - 178 pp.
6. Saidmurodov L.Kh. The Economic Theory of Opened Economy and Problems of Contemporary Tajikistan. - Dushanbe: Knowledge, 2005. - 398pp.
7. Statistical Annual of Tajikistan Republic - 2014. - Dushanbe, 2014. - 682 pp.
8. Tajikistan 20 Years of State Independence. Statistical collection. -Dushanbe, 2011. - 743 pp.
- 26 -