Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОГО РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА'

МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОГО РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
механизм / управление / водные ресурсы / трансграничное водопользование / управление водными ресурсами / климат / изменение климата / регион. / механизм / идоракунӣ / захираҳои обӣ / истифодаи байнисарҳадии об / идоракунии захираҳои обӣ / иқлим / тағйирёбии иқлим / минтақа.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдураҳмонов Ф. А.

Статья посвящено изучению проблемам управления водных ресурсов Центрально-азиатского региона в условиях изменения климата. Приведены соответствующие факты и доказано важность рассмотрения управления водными ресурсами региона в условиях изменения климата. Определенно, что исходя из географического положения, климатическим особенностям, уровням расположения и других факторов Таджикистан расположен в начале формирования вод, озер и рек в данном регионе. Приведены данные характеризующие водный потенциал рек страны, выявлены проблемы с использованием водных ресурсов между странами региона. Предложены действенные меры по управлению водных ресурсов стран региона в условиях изменения климата, исходя из национальных интересов и региональных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR MANAGING WATER RESOURCES IN THE CENTRAL ASIAN REGION UNDER CLIMATE CHANGE

Мақола ба омӯзиши мушкилоти идоракунии захираҳои об дар минтақаи Осиёи Марказӣ дар шароити тағйирёбии иқлим бахшида шудааст. Далелҳои дахлдор оварда шуда, муҳиммияти баррасии идоракунии захираҳои оби минтақа дар шароити тағйирёбии иқлим собит шудааст. Муайян карда шудааст, ки Тоҷикистон вобаста ба мавқеъи ҷуғрофиёӣ, хусусиятҳои иқлимӣ, сатҳи ҷойгиршавӣ ва дигар омилҳо дар саргаҳи ташаккули обу кӯлҳо ва рӯдхонаҳои ин минтақа ҷойгир аст. Маълумотҳое оварда шудаанд, ки иқтидори оби дарёҳои кишварро тавсиф намуда, мушкилоти истифодаи захираҳои об миёни кишварҳои минтақа ошкор карда шудааст. Тадбирҳои муассир оид ба идоракунии захираҳои об дар кишварҳои минтақа дар шароити тағйирёбии иқлим дар асоси манфиатҳои миллӣ ва бартариҳои минтақавӣ пешниҳод шудаанд.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОГО РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА»

13. Юткина Т.Ф. Налогн и налогообложение: Учеб. для вузов /Т.Ф.Юткина. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 428 с.

Маълумот дар бораи муаллифон:

Вохидов Умар Махмадович - н.и.и, дотсенти кафедраи иктисоди ракамй ва логистикаи Донишгох,и давлатии молия ва иктисоди Точикистон. Сурога: 734067,Ч,умх,урии Точикистон, ш.Душанбе, кучаи Нахимов 64/14. E-mail: [email protected]. Телефон: +992934634040.

Холикзода Зулфия - унвончуйи кафедраи андоз ва сугуртаи Донишгох,и давлатии молия ва иктисоди Точикистон. Сурога: 734067,Чумх,урии Точикистон, ш.Душанбе, кучаи Нахимов 64/14. E-mail: Телефон: +992555520580.

Сведение об авторах:

Вохидов Умар Махмадиевич - к.э.н., доцент кафедры цифровой экономики и логистики Таджикского государственного финансово-экономического университета. Адрес: 734067, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Нахимова, 64/14. E-mail: [email protected]. Тел: +992934634040.

Халикзода Зульфия - соискатель кафедры налогов и страхования Таджикского государственного финансово-экономического университета. Адрес: 734067, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Нахимова 64/14. Email: Телефон: +992555520580.

Information about the authors:

Vohidov Umar Makhmadievich - PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Digital Economy and Logistics, Tajik State University of Finance and Economics. Address: 734067, Republic of Tajikistan, s. Dushanbe, st. Nakhimov, 64/14. E-mail: [email protected]. Phone: +992934634040.

Khalikzoda Zulfiya - applicant for the Department of Taxes and Insurance, Tajik State University of Finance and Economics. Address: 734067, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Nakhimova street 64/14. Email: Phone: +992555520580.

УДК: 338.58 (575.3)

МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА

Абдурахмонов Ф.А.

Аннотация. Статья посвящено изучению проблемам управления водных ресурсов Центрально-азиатского региона в условиях изменения климата. Приведены соответствующие факты и доказано важность рассмотрения управления водными ресурсами региона в условиях изменения климата.

Определенно, что исходя из географического положения, климатическим особенностям, уровням расположения и других факторов Таджикистан расположен в начале формирования вод, озер и рек в данном регионе. Приведены данные характеризующие водный потенциал рек страны, выявлены проблемы с использованием водных ресурсов между странами региона. Предложены действенные меры по управлению водных ресурсов стран региона в условиях изменения климата, исходя из национальных интересов и региональных преимуществ.

Ключевые слова: механизм, управление, водные ресурсы, трансграничное водопользование, управление водными ресурсами, климат, изменение климата, регион.

Для цитирования: Абдурахманов Ф.А. Механизмы управления водными ресурсами центрально-азиатского региона в условиях изменения климата / Ф.А. Абдурахманов // Вестник финансы и экономика. - 2024. - № 3(42). - С. 154-163.

МЕХАНИЗМ^ОИ ИДОРАКУНИИ ЗАХИРА^ОИ ОБИИ МИНТАКАИ ОСИЁИ МАРКАЗЙ ДАР ШАРОИТИ ТАГЙИРЁБИИ ИКЛИМ

Абдурах,монов Ф.А.

Аннотатсия. Мацола ба омузиши мушкилоти идоракунии захира^ои об дар минтацаи Осиёи Маркази дар шароити тагйирёбии ицлим бахшида шудааст. Далел^ои дахлдор оварда шуда, мущммияти баррасии идоракунии захира^ои оби минтаца дар шароити тагйирёбии ицлим собит шудааст. Муайян карда шудааст, ки Тоцикистон вобаста ба мавцеъи цугрофиёй, хусусият^ои ицлими, сатщ цойгиршавй ва дигар омил^о дар саргащ ташаккули обу кулуо ва рудхона^ои ин минтаца цойгир аст. Маълумот^ое оварда шудаанд, ки ицтидори оби дарёуои кишварро тавсиф намуда, мушкилоти истифодаи захира^ои об миёни кишвар^ои минтаца ошкор карда шудааст. Тадбир^ои муассир оид ба идоракунии захира^ои об дар кишвар^ои минтаца дар шароити тагйирёбии ицлим дар асоси манфиат^ои милли ва бартарщои минтацави пешнщод шудаанд.

Калидвожахр: механизм, идоракуни, захира^ои оби, истифодаи байнисар^адии об, идоракунии захира^ои оби, ицлим, тагйирёбии ицлим, минтаца.

MECHANISMS FOR MANAGING WATER RESOURCES IN THE CENTRAL ASIAN

REGION UNDER CLIMATE CHANGE

Abdurahmonov F. A.

Abstract. The article is devoted to the study of water resources management problems in the Central Asian region under climate change. Relevant facts are given and importance of consideration of water resources management in the region under climate change conditions is proved. It is determined that based on geographical location, climatic peculiarities, location levels and other factors Tajikistan is located at the beginning of formation of waters, lakes and rivers in this region. Data characterizing water potential of the country's rivers are given, and problems with

water resources use between the countries of the region are revealed. Effective measures for water resources management in the region under climate change conditions are proposed, based on national interests and regional advantages. Key words: mechanism, management, water resources, transboundary water use, water resources management, climate, climate change, region.

Постановка проблемы. Проблемы изменения климата в настоящее время вызывают множество реакций среди ученых и экспертов. Доказательством этого мнения является то, что, хотя для анализа и исследования процессов изменения климата каждый год используется большое сотрудничество и финансирование, улучшений в этой области до сих пор нет. Такая ситуация заставляет нас объективно оценивать проявления этих проблем, чтобы глубже понять этот вопрос с разных точек зрения. Это мнение подкрепляется тем, что хотя в научной и периодической печати публикуются различные факты по данному вопросу, их содержание не в полной мере отражает действительность. Напротив, создается впечатление, что большинство опубликованных фактов не имеют близкого отношения к действительности. Эти и другие факторы заставляют исследовать тенденции изменения климата в различных сферах народного хозяйства с теоретической и практической точки зрения.

Анализ последных исследований и публикаций. Функциональная структура и особенности водных ресурсов, возможности рационального использования водных ресурсов изучались в работах российских ученых А.Б. Авакяна, О.Ф. Балацкого, Ю.Л. Беличенко, А.М. Гареева, Л.М. Корытного, С.Е. Крицкого, М.И. Львовича, Н.Ф. Менкеля и др. Вопросы управления водохозяйственными системами

исследованы в работах Мумладзе, Р.Г., Гужина Г.Н., Косолапова А.Е, Зузика Д.Т., Яковлева С.В. и др. Проблемам экономических отношений в водной сфере и особенностям экономического механизма управления водопользованием посвящены труды таких ученых, как Э.Д. Алиев, С.Д. Беляев, С.Н. Бобылев, А.Д. Выварц, А.А. Голуб, Е.П. Григорьев, П.Л. Комаров, М.

Лемешев, В.Я. Пахомов, К.К. Рихтер, Е.Б. Струкова, А.М. Черняев, А.Н. Шпагин, Я.Я. Яндыганов и др.

Вместе с тем, формирование организационно-экономических основ механизма управления трансграничным водопользованием в условиях изменение климата в регионе, все еще не завершено.

Цель статьи. Целью данной статьи является развитие теоретико-

методологических положений

формирования концепции устойчивого водопользования и разработки комплекса рекомендации по совершенствованию механизма управления трансграничным водопользованием в условиях изменение климата в Центральной Азии.

Основная часть статьи. Сейчас в науке существует теория, согласно которой повышение температуры на 40 градусов окажет негативное влияние на различные структуры экономики. В частности, в отчете Евразийского банка развития (ЕАБР) говорится, что "в случае недостаточного регионального сотрудничества страны Центральной Азии столкнутся с нехваткой оросительной воды к 2050 году". По данным анализа ФАО, потребление воды на душу населения региона сейчас сократилось вдвое по сравнению с советскими временами. Точнее, он увеличился с 3500 м3 до 1540 м3. В связи с этим вопросом в отчете ТОС ООН говорится, что в прошлом страны Центральной Азии входили в десятку крупнейших водопользователей. В частности, водой пользовался каждый житель Туркменистана (5319 м3/год), Казахстана (2345 м3/год), Узбекистана (2295 м3/год), Кыргызстана (1989 м3/год), Таджикистана (1895 м3/год).

На основе рекомендаций ООН разработана программа «Глобальная система мониторинга климата (ГСМ)». В настоящее время научные анализы

показывают, что из-за интенсификации процессов изменения климата в сфере сельского хозяйства распространяются различные виды болезней и вредителей. В результате урожайность

сельскохозяйственных культур с каждым годом снижается. С этой точки зрения, водное и климатическое обслуживание стало повседневным явлением в целях повышения социального и экономического уровня гражданского общества. Особенно с точки зрения качества и устойчивости экологических систем.Стоит отметить, что в Узбекистане и Казахстане ведется постоянный мониторинг качества воды, однако в Кыргызстане и Таджикистане подобные исследования не проводятся. Отсюда следует, что переход к «зеленой» экономике - это не процесс, а необходимость времени. В этом контексте настало время изучить влияние уязвимости к изменению климата в отдельных регионах в зависимости от географического положения нашей страны. [1] Потому что проблемы с водой в Таджикистане все еще существуют. В настоящее время 68% населения имеет доступ к

централизованному водоснабжению. Как бы мы это ни говорили, но на пороге XXI века процессы изменения климата стали причиной глобальной катастрофы.

Водные ресурсы являются важнейшим и основным естественным компонентом геосистемы и одним из весьма важных элементов природного капитала. Рост благосостояния народа и устойчивое развитие отраслей экономики в значительной мере связаны с наличием, уровнем эффективности использования и охраны водных ресурсов. Объем, запасы и перспективы рационализации

использования водных ресурсов

трансграничных рек предполагают необходимость проведения структурной перестройки наиболее водоемких отраслей экономики, применение передовых методов водопользования и водопотребления, реализации мер стимулирования водопользователей с целью более эффективного и экономного использования имеющихся запасов водных ресурсов. [2]

Вода существует во всех естественных процессах, происходящих в биосфере. При непрерывном росте потребления благ скорость

водопотребления будет увеличиваться в экспоненте. Известно, что потребление воды используется на производственные нужды, на жилищно-коммунальные и бытовые хозяйства, которые не очищаются полностью перед использованием. Осознавая рост значения воды в региональном развитии, Президент Республики Таджикистан Э.Рахмон отмечал: «Вода обеспечивает несущие потребности человека, но кроме этого она способствует устойчивому развитию как основной источник энергии, а также вносит ключевой вклад в развитии сельского хозяйство и промышленности. Более того, реки часто являются неотъемлемой частью трансграничных систем, а связанные с водой экосистемы обеспечивают контроль за наводнениями, защиту от штормов и очищение воды». [3] Следует отметить, что очередная инициатива основоположника мира и национального единства - Лидера нации, Президента Республики

Таджикистан, Достопочтенного Эмомали Рахмона - провозгласить в 2018-2028 годах Международное десятилетие действий «Вода для устойчивого развития» в 20182028 годах получило очередную поддержку на международном уровне в Резолюцией Организации объединённых нации. По поводу географического положения водных источников и роли Таджикистана академик А.Э. Ферсман писал: «Таджикистан является узлом важных проблем не только Средней Азии, но и всего Азиатского континента». [4]

В действительности вклад Таджикистана в формирование

гидрографии Центральной Азии очень велик. Из 115,6 км3 воды бассейна Аральского моря почти 90% стекает с территории Таджикистана и Кыргызстана. В настоящее время в республике насчитывается 985 рек (длиной более 10 км), общая длина которых составляет 28 тыс. км. На территории республики сформировано 64 км3 рек, 44 км3 озер (из них 20 км3

пресной питьевой воды), на долю подземных вод приходится более 6 км3 пресной воды. [5]

Ледники Таджикистана имеют большие запасы питьевой воды. Сейчас на территории республики насчитывается более 10 тысяч ледников общей площадью 8,5 га. км2 (почти 6% территории Таджикистана). В этих ледниках хранится около 460 км3 высококачественной питьевой воды. Другими словами, эти ледники содержат 52% общего запаса питьевой воды в Центральной Азии. Крупнейшим ледниковым регионом республики является Памир, их общая площадь достигает 7100 км2, и они в 3,5 раза больше, чем все ледники Кавказского региона вместе взятые. На Памире 16 ледников длиной более 15 км. Один из крупнейших ледников мира — горный массив Федченко — имеет длину 77 км, а площадь достигает 907 км2.

Второй ледниковый район республики - часть Хисору-Олойского и Зарафшанского гор, общая площадь его ледников равна 1500 км2. Самый крупный ледник этого региона - Зарафшан - имеет длину около 25 км и расположен на высоте от 4200 до 5000 м. Как уже упоминалось, по территории Таджикистана проходят крупнейшие реки Средней Азии - Ому, Пяндж, Вахш, Сыр, Кофарнихан, Зарафшан и др.

Бассейн реки Ому является крупнейшим в регионе, и к этому бассейну относится большинство рек и ручьев Таджикистана. Площадь этого бассейна составляет 227 га. км2, ее граница проходит на севере с горными хребтами Олы и Туркестана, на востоке с горами Сарыкуль, на юге с горами Гиндукуш. Общая длина реки Ому достигает 1262 км, уровень воды в ней в три раза выше уровня реки Сыр. Он равен Нилу, крупнейшей реке Африки. Однако только от 18 до 22% воды в бассейне реки Ому используется и выбрасывается в Таджикистане. Остальное тратится в соседних республиках. В целом все реки, проходящие по территории Таджикистана (включая приграничные), дают 72 км3 воды в год, что составляет 12 тысяч. м3 на

человека в республике. По этому показателю Таджикистан занимает первое место среди стран СНГ. [6]

Несмотря на то, что по территории республики протекает большой поток речных вод, по решению Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР (1987 г.) для Таджикистана было выделено 14,3 км3 воды (это решение не сохранилось). потеряло свое значение и сейчас). При таком установленном нормативе по водосбережению и использованию передовых технологий республика способна сократить площадь орошаемых земель всего до 840 гектаров. В настоящее время на душу населения приходится лишь 0,1 га орошаемых земель, что более чем вполовину меньше, чем в других странах бассейна Аральского моря. [7]

В связи со сложной демографической ситуацией проблема обеспечения населения продуктами питания с каждым годом обостряется. Увеличение

сельскохозяйственного производства может быть достигнуто только при условии расширения площади обрабатываемых земель и повышения урожайности, что в свою очередь становится гарантией обеспечения продовольственной

безопасности страны. Высокие темпы роста населения и на этой основе увеличение сельскохозяйственного производства в республике требуют пересмотра норм водопользования и общей стратегии ее распределения между странами

Центральной Азии. Это означает, что в этом отношении должны соблюдаться все законы и правовые нормы, основанные на международных требованиях.

На мировой арене мы стали свидетелями большой напряженности и обострения взаимоотношений по поводу распределения воды. По имеющейся информации, за последние 50 лет произошло 37 случаев пограничных конфликтов между разными государствами по поводу распределения воды на нашей планете. [8]

Например, использование воды реки Иордан неоднократно становилось

причиной напряженности между Ливаном и Иорданией, Сирией и Израилем. Несколько лет назад совместное использование реки Евфрат Турцией и Сирией привело их в состояние, близкое к конфликту. С 1975 года между Индией и Бангладеш ведется спор по поводу распределения воды Ганга из водохранилища Фаракка. Во времена Советского Союза также существовали различия между Кыргызстаном и Таджикистаном и Узбекистаном и Таджикистаном относительно

использования воды в некоторых регионах.

Важнейшим направлением

совершенствования механизма управления водными ресурсами трансграничных рек в условиях Центральной Азии является оптимизации схем организационного обеспечения процессов совместного использования водных ресурсов между странами региона. При этом, развитие системы управления водными ресурсами по административным границам в условиях суверенитета стран региона, ставшей причиной фрагментации управленческих обязанностей, не может гарантировать требуемого уровня удовлетворения потребностей и росту конкуренции на дефицитные водные ресурсы. Наоборот, оно породило проблемы, связанные с дефицитом финансирования и созданием неблагоприятных условий для роста случаев вмешательства местных органов в управлении водопользованием. Кроме того, оно не может гарантировать или стимулировать привлечение

заинтересованных сторон к управлению водопользованию на демократических принципах.

Совершенствование механизма управления трансграничными водными ресурсами исходит из принципа постепенного внедрения

институциональных изменений,

сопровождаемой техническими

инновациями. Применительно к странам Центральной Азии - внутри каждой страны и за их пределами, - основные предусматриваемые институциональные изменения будут олицетворять собой реформы распределения и управления

поверхностными и подземными водами, сопутствующей нормативно-правовой базы, а также создание системы действующих водных прав, справедливой и гибкой, для всех источников воды. Очевидно, что возможность использования всех наличных источников воды накладывает

дополнительные требования на

организационное устройство территории и регулирующих его нормативно-правовую базу.

В регионе можно заметить наглядное проявление зависимости между

нерациональностью водопользования и такими проявлениями, как дефицит водных ресурсов и сокращение продуктивности земли, рост числа болезней, загрязнение водных ресурсов. Основными причинами, способствующими появлению названных проблем, на наш взгляд, является низкий уровень эффективности процесса управления, недостаточное использование положительного мирового опыта, неучастие общественного сектора, недостаточность обмена информацией, отсутствие образовательных программ и др. Сегодня в водном хозяйстве национальной экономики преимущественную роль играют интересы сельскохозяйственного сектора, а потребности остальных отраслей являются идентичными к вышеуказанными второстепенными. Управление

водохозяйственным комплексом нуждается в модернизации для того, чтобы в равной степени представлять интересы всех отраслей экономики и обеспечивать соблюдение принципа ответственности и равноправия и всех водопотребителей. Но существующая конкуренция и

противоречия между различными ведомствами, которые уполномочены решать вопросы охраны окружающей среды, не способствуют заинтересованному сотрудничеству, даже при наличии подписанных между ними соглашений. Объединить действия можно не только опираясь на протоколы и соглашения, но и с учетом общей цели, то есть одной из актуальных задач ныне является интеграция приоритетов и целей.

Недостаточный потенциал

представляет собой серьезное препятствие в процессе организации оптимального управления. Министерства, ограниченные в возможностях, в которых перманентно происходит реорганизация и сокращение штатов, защищающие интересы общества -с одной стороны, а с другой - слабое гражданское общество и вялые НПО, отражающие мнение местного сообщества и природы, не способствуют практической реализации рекомендаций, касающихся вопросов управления водопользованием.

Однако такие малые

неправительственные организации только выступают как одной из форм индикаторов в процессе, демонстрирующих вопросы вокруг водных проблем. Такие организации, как НПО не имеют потенциала и это ощущается в технических вопросах, таких как образование в навыках анализа и готовности для сотрудничества.

Большинство международных и национальных экспертов сходятся во мнении о том, что выработку соглашения по какой-либо проблеме в водных отношениях между государствами можно ускорить после того, как страны региона примут общую стратегию рационального использования экосистем и их охраны, а также статус комиссий по координации в регионе будет повышен. В Душанбинском заявлении главы государств региона призвали повысить статус МФСА до органа ООН, что способствовало бы улучшению координации имеющихся проектов и программ для достижения целей устойчивого развития. [9]

Таким образом, водное хозяйство региона в современных условиях находится в непростом состоянии, так как у водопользователей недостаточно средств для оплаты услуг по водоподаче, а объем выделяемых бюджетных средств явно недостаточен для того, чтобы качественно и вовремя выполнить эксплуатационные и ремонтно-восстановительные работы.

Последнее может привести к дальнейшему ухудшению технического состояния большей части объектов и сооружений, снижению уровня их эксплуатационной надежности.

Наряду с вышеперечисленным, будущая стратегия водопользования должна состоять из таких направлений:

> Регулировать воду крупных рек республики на длительный срок. На первый момент это завершение строительства Рогунской ГЭС. Это позволяет регулировать воду реки Вахш в Рогунском и Норакском водохранилищах в течение длительного времени, обеспечивая условия для постоянного хранения от 15 до 20 км3 воды. С другой стороны, реализация этой операции при сохранении необходимого объема водных ресурсов (независимо от климатических факторов) позволит нашей стране проводить выгодную экономическую политику в отношении экспорта воды.

^ Переход на современные виды технологий рационального использования и экономии воды во всех отраслях экономики, прежде всего в сельском хозяйстве.

> Широкое использование гидроэнергетического потенциала малых рек Таджикистана (их мощность достигает почти 14 млрд кВтч). Прежде всего, осуществление строительства малых ГЭС (на ручьях и прудах) в отдаленных горных селах. Это дает возможность для развития местного производства и фермерского хозяйства и, в свою очередь, способствует улучшению экономического положения населения горных сел [6].

> Анализ зарубежного опыта управления трансграничного водопользования показал, что только на основе общности правовых позиций, взаимного соблюдения и уважения интересов можно обеспечить региональную стабильность, решение проблем совместного управления и охраны от загрязнений водных ресурсов трансграничных рек и, тем самым, успешно решать проблемы безопасности в регионе. Устойчивое эколого-экономическое развитие региона во многом зависит от эффективного межгосударственного взаимодействия и сотрудничества, требуя для этого повседневного совершенствования правовой базы в сфере водных отношений.

^ Бассейновый принцип

представляет собой единственно обоснованный принцип управления водными ресурсами и наряду с использованием административно-

территориального принципа может способствовать рациональному

использованию и охране водных объектов, которые являются едиными природно-хозяйственными комплексами в случае безусловного обеспечения безопасности водосборного бассейна с экологической точки зрения.

^ В условиях, когда в некоторых странах Центрально-азиатского региона отмечается дефицит водных ресурсов, единственным способом решения проблем обеспечения населения и хозяйственного комплекса водой является охрана и рациональное использование водных ресурсов. С учетом того, что почти большая часть поверхностных водных ресурсов региона является трансграничными, особое место в водной политике государств должны занимать вопросы взаимодействия с сопредельными странами по водопользованию на базе разумного и справедливого использования водных ресурсов, путем решения острых вопросов на основе взаимодоверия и взаимной выгоды [2].

> Оптимизация водохозяйственной политики в регионе должна основываться на следующих моментах:

- водный бассейн должен рассматриваться как единая экосистема, а управление водными ресурсами и охрана поверхностных вод строится по бассейновому принципу;

- ориентация системы водоснабжения на широкое использование современных технологий водоочистки, комплексном использовании водных ресурсов и минимизация транспортных потерь воды;

- основой устойчивого развития водного сектора предусматривается участие водопотребителей в возмещении затрат на эксплуатацию и содержание водохозяйственных объектов;

- приоритетность питьевого водоснабжения и природоохранных попусков перед производственным и сельскохозяйственным водопотреблением;

- приоритетность сохранения и улучшения состояния горных экосистем региона.

> Программу рационального использования и охраны водных ресурсов в разрезе бассейнов крупных рек с развитием экономического механизма рационального использования и охраны водных ресурсов, путем оптимизации и дифференциации за пользование водными ресурсами, а также создать условия по внедрению экономического механизма и совершенствования действующих нормативно-правовых актов в области рационального использования и охраны водных ресурсов; формировать общественное мнение о необходимости бережного использования и охраны водных ресурсов.

> Повышения эффективности управления водопользованием в регионе предполагают необходимость создания -информационного научного центра для привлечения в широком объеме экспертов, общественности и бизнесменов к проблемам охраны и использования водных ресурсов. Информационный научный центр должен иметь наиболее полную информацию о всех видах региональных природных ресурсов, в т.ч. водных ресурсов, о проблемах водных объектов и профиле предприятий промышленности и сельского хозяйства, занимающихся вопросами оздоровления вод.

^ Достижение устойчивого

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

водопользования будет определяться эффективностью управления спросом на воду, включающего совершенствование действующего законодательства,

экономического механизма и нормативов экологической безопасности водных экосистем, изменением структуры экономики, ориентированной на

водосбережение. Институциональные

преобразования в водном секторе должны обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем

восстановления и сохранения водно-ресурсного потенциала бассейна Аральского моря. Регулирующая роль государств во всем этом является основополагающей, а хозяйственная деятельность промышленных,

сельскохозяйственных и иных предприятий должна включать экологические приоритеты.

В нынешних условиях наиболее оптимальным вариантом считается тот, когда в целях выхода из сложившейся ситуации необходимы меры, связанные с широким участием самих

водопользователей в содержании объектов водохозяйственной инфраструктуры. Для оптимизации организационной структуры целесообразнее может быть создание ассоциации водопользователей (АВП). Их преимущества как раз состоит в том, что они могут взять на себя функции, с которыми уже трудно или вообще не справляются госструктуры, функционирующие на уровне

районов или отдельных крупных водохозяйственных систем. В странах региона повсеместно активизировались меры по созданию АВП, однако несовершенство законодательной базы создает определенные трудности относительно ускорению решения вопросов оптимизации организационных структур в сфере управления водопользованием. Представляется, что активизация деятельности по решению проблем в сфере водопользованию тесно связана с реализацией эффективных мер

государственной финансовой поддержки объектов водохозяйственного комплекса, прежде всего, крупных водохозяйственных систем, а также ростом привлечения как собственных, так внешних инвестиций в целях ускорения модернизации и повсеместной реконструкции сооружений и объектов инфраструктуры регионального водохозяйственного комплекса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асоев X,. Тагйирёбии иклим ва муаммохои он дар Точикистон / X,. Асоев // Гузоришхои Академияи илмхои кишоварзии Точикистон. - 2023. - №. 2(76). - P. 109-112.

2. Одинаев Х.А., Абдурахмонов Ф.А. Развитие механизма управления трансграничным водопользованием в условиях Центральной Азии. - Душанбе, "Эр-граф", 2020. - 172 с.

3. Выступления Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона на международной конференции по региональному сотрудничеству в бассейне трансграничных рек (г. Душанбе, 30 мая - 1 июня 2015 г.). - Душанбе, 2015. - С.10.

4. Проблемы Таджикистана. Л., нашр. АФСССР, чилди 1, 1934, 237с.

5. Об манбаи хаёт, нашриёти "Ирфон", Душанбе, 2003,175с

6. Мухаббатов, Х. М. Стратегияи истифодаи манбаъхои оби Точикистон дар шароити тагйирёбии иклим / Х. М. Мухдббатов, А. М. Самиев // Захирахои обй, энергетика ва экология. - 2022.

7. Экономика Таджикистана. Стратегия развития, №1, 2005. 217с

8. Международная конференция "Региональному сотрудничеству в бассейнах трансграничных рек", Душанбе, 2005, 352 с.

9. Душанбинская Декларация глав государств Центральной Азии//«Программа конкретных действий по улучшению экологической и социально-экономической обстановки в бассейне Аральского моря», 2002 г.

Сведения об авторе:

Абдурахмонов Фаррух Абдуллоевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных систем в экономике Таджикского национального университета. Адрес: 734005, Республика Таджикистан, г.Душанбе, проспект Рудаки, 17. Телефон: +992-918-3506-81. Электронная почта: abdurakhmonov [email protected].

Маълумот дар бораи муаллиф:

Абдурах,монов Фаррух Абдуллоевич - номзади илмх,ои иктисодй, дотсенти кафедраи системаи иттилоотй дар иктисодиёти Донишгох,и миллии Точикистон. Сурога: 734005, Чумхурии Точикистон, Душанбе, хиёбони Рудакй, 17. Телефон: +992-918-35-06-81. Почтаи электронй: abdurakhmonov [email protected].

Information about the author:

Abdurahmonov Farrukh Abdulloevich - Candidate of Economic Sciences, Docent of the Department of Information Systems in Economics, Tajik National University. Address: 734005, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Avenue, 17. Phone: +992-918-35-06-81. E-mail: abdurakhmonov [email protected]_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.