Научная статья на тему 'Механизмы управления модернизационными рисками в сфере образования на региональном уровне'

Механизмы управления модернизационными рисками в сфере образования на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ РИСК / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусова С. А., Орёл А. Е.

В данной статье представлены основные подходы к созданию механизмов управления модернизационными рисками в региональных образовательных системах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы управления модернизационными рисками в сфере образования на региональном уровне»

Библиографический список

1. Бордовская, Н., Реан А. Педагогика [Текст] // Электронная библиотека// Педагогика// www.5ka.ru

2. Варваров, В. И., Командир и подчиненные [Текст] / В. И. Варваров, Р. Е. Мерзляк - М.: Воениздат, 1986.

3. Егоров, В. В., Педагогика высшей школы: Учебное пособие [Текст] / В. В. Егоров, Э. Г. Скибицкий В. Г. Храпченков - Новосибирск: САФБД, 2008.

4. Иванов, В. П. Формирование личности офицера [Текст] / В. П. Иванов - М.: Воениздат, 1986.

5. Макаренков, Е. В. Военно-политическое решение: подготовка, принятие, проблемы реализации [Текст] / Е. В. Макаренков - М.: ВУ, 1999. - С. 5.

6. Панкратов, В. Н. Культура общения офицера [Текст] / В. Н. Панкратов - М.: ТОО «Тнтел Тех», О-во «Знание» России, 1993.

7. Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации № 1938 от 30. 09. 2005. «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации Высших Учебных Заведений» [Текст] // СПС Консультант-плюс, 2009.

8. Струминская, Л. М. Формирование системы менеджмента качества подготовки специалистов в вузе [Электронный ресурс] [Текст]: - Автореф. дис.... канд. пед. наук: 13. 00. 08./ Л. М. Струминская - Новосибирск, РГБ, 2007.

УДК 378

С. А. Белоусова, А. Е. Орёл

МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИОННЫМИ РИСКАМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ *

S. A. Belousova, A. Ye. Oryol

MANAGEMENT MECHANISMS AND MODERNIZATION RISKS IN EDUCATIONAL SPHERE AT REGIONAL LEVEL*

Риск - ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае

* Исследование осуществляется при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Исследование механизмов снижения, компенсации и контроля модернизационных рисков в сфере образования» (№ проекта 08-06-00829а)

неуспеха*. Риски в современной жизни возрастают по частоте, их природа становится более сложной, а их различные сочетания качественно меняют формат генерируемых ими последствий. По мнению одного из видных зарубежных исследователей, У. Бека, риск это всеобъемлющая характеристика общества на определенном уровне его развития, которое после индустриального и постиндустриального этапов превращается в «общество риска».** Основным понятием, характеризующим степень защищенности от влияния риска, является безопасность, которая рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, выступающих как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития (закон Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 «О безопасности»).

Интерес к природе различных видов риска стал предметом профессиональной деятельности специалистов различных областей знаний. Круг категорий риска, его понятийный аппарат существенно расширился. Помимо традиционных видов риска, все большее внимание уделяется таким его разновидностям, как цивилизационные, техногенные, политические, модерни-зационные риски. Для российской системы образования актуальной является проблема управления модернизационными рисками.

В современной образовательной практике модернизация рассматривается как усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.*** За последнее время сфера образования пережила и переживает несколько «модернизационных волн», определяемых Концепцией модернизации российского образования (2001 г.), Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002 г.), национальным проектом «0бразование»(2005 г.), комплексным проектом модернизации образования (2006 г.), образовательной инициативой «Наша новая школа» (2008 г.). Только комплексный проект модернизации образования предполагает такие существенные преобразования как введение новых систем оплаты труда работников образовательных учреждений, повышение эффективности расходования бюджетных средств путем введения нормативно-подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, реорганизацию сети общеобразовательных учреждений, разработку независимой системы мониторинга и оценки качества образования, обеспечение государственно-общественного характера управления образованием.

Несмотря на заявленные позитивные цели, модернизационные процессы предполагают и возможную вероятность наступления негативных последс-

* Социальная психология. Словарь / Под. ред. М. Ю. Кондратьева //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006.

** См.: Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну - М.: Прогресс-Традиция, 2000.- 384 с.

*** Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева Современный экономический словарь - М.:, ИНФРА-М, 2006.

твий для конкретного педагога, образовательного учреждения, образовательной системы, то есть вызывают соответствующие риски.

При идентификации опасности важно учитывать, что модернизационный риск есть систематическое взаимодействие общества с угрозами и опасностями, индуцируемыми и производимыми процессом модернизации как таковым. Риски являются следствием угрожающей силы модернизации и порождаемых ею чувств неуверенности и страха (У. Бек).

Результаты проведенного исследования, в котором участвовали профессиональные группы специалистов органов управления образованием (42 человека), руководители образовательных организаций (187 человек), педагоги образовательных учреждений (1881 человек), свидетельствуют о преобладании в общественном сознании (по группам субъектов и объектов риска) ощущения рискованности ситуации в связи с внедрением модернизацион-ных механизмов. Самое напряженное состояние вызывает внедрение новой отраслевой системы оплаты труда. На втором месте по напряженности -оценка реструктуризации сети образовательных учреждений, на третьем и четвертом местах - оценка внедрения нормативного финансирования и формирование новой системы оценки качества образовательных услуг. Меньшее напряжение вызывает развитие государственно-общественного управления. Рейтинг индексов напряженности оценок совпадает у представителей разных уровней управления образованием. При этом около 19 % участников исследования оценили ситуацию в сфере образования как в высшей степени рискованную.

Вместе с тем, приходится признать, что в органах власти, инициирующих модернизационные изменения, фиксируется идея «нулевого риска» для вовлекаемых в любую инновационную программу, зачастую не учитываются психосоциальные составляющие безопасности труда.

Ключевыми фигурами модернизационных процессов, по нашему мнению, являются руководители образовательных организаций, которые включаются в модернизационные процессы, а, следовательно, подвержены модерниза-ционным рискам по воле вышестоящих органов управления образованием, формирующих образовательную политику.

Результаты исследований позволяют идентифицировать и оценить риски образовательных организаций в связи с модернизацией сферы образования. В частности, нами выявлены основные группы рисков - антропогенные и технологические. Антропогенные риски связаны с человеческим фактором и классифицированы нами как риски прогноза, риски управления, риски реализации. Все антропогенные риски зависят, прежде всего, от опыта и квалификации персонала, от его мотивации. Среди технологических рисков, проявляющихся в связи с модернизационными изменениями, можно выделить правовые риски, связанные с состоянием правового поля, временные риски, связанные с неопределенной длительностью инновационных процессов, риски «поставщиков», связанные с возможным отсутствием в полном

объеме «комплектующих» для инновационного продукта, риски потребителей, связанные с наличием у них барьеров восприятия нового продукта.

В зависимости от степени воздействия на образовательную систему нами выделены следующие виды риска: критический существенный, умеренный, незначительный и игнорируемый, распределенные на трех уровнях: приемлемом - риски, оказывающие незначительное воздействие на образовательную систему, оправданном - риски, приводящие к деформации образовательной системы, недопустимом - риски, разрушающие образовательную систему (см. табл. 1).

В связи с тем, что исключение модернизационных рисков в управленческой деятельности руководителей в процессе управленческой деятельности в принципе невозможно, необходимо говорить о механизмах управления рисками. Управление риском определяется нами как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.

Управление рисками необходимо рассматривать на двух уровнях - как взаимодействие управляемой подсистемы (образовательная система локального, муниципального, регионального, федерального уровней) и управляющей подсистемы (руководители, которые посредством управленческих воздействий осуществляют функционирование управляемой подсистемы). Основная цель процесса управления рисками при принятии управленческих решений - увеличение вероятности успешной реализации модернизационных процессов через снижение степени воздействия рисков до приемлемого уровня. Основными принципами, на которых строится управление рисками, являются:

- принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков в рамках существующего правового поля;

- принцип локализации риска - риск, порождаемый решениями вышестоящих органов, наиболее эффективно локализуется на уровне данных органов;

- принцип командного управления рисками - процессы управления рисками должны проводиться с применением методов командной работы; для наиболее эффективной работы необходима кооперация усилий, навыков и знаний специалистов;

- принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях управления;

- принцип адекватности реакции - ресурсы, затраченные на управление риском, не должны превышать возможный вред от риска.

Мы выделяем базовые стратегии, применяемые для управления различными видами рисков, среди которых:

Таблица 1

Классификация модернизационных рисков по степени воздействия на образовательную систему

Уро- вни писка Виды риска Степень воздействия Ресурсная потребность Базовые стратегии управления

недопустимый ' Критический Крайняя степень воздействия на образовательную систему, приводящая к ее разрушению, требуют включения в управление риском вышестоящих органов Требуют привлечения ресурсов из вне системы образования Уклонение

оправданный Существенный Воздействие на отдельные элементы образовательной системы, приводящее к их разрушению либо воздействие на всю систему образования, приводящее к ее деформации, требуют согласования с вышестоящими органами Требуют привлечения ресурсов с вышестоящих уровней управления Смягчение

Умеренный Воздействие на отдельные элементы образовательной системы, приводящее к их деформации, требует информирования вышестоящих органов Требуют перераспределения ресурсов внутри локальной системы Передача

й ы и р п Незначитель- ный Минимальное воздействие на отдельные элементы образовательной системы, последствия воздействия легко устраняемы и не требуют информирования и согласования с вышестоящими органами Решаются за счет имеющихся ресурсов Распределение

Игнорируемый Отсутствие какого-либо воздействия на образовательную систему Не требует привлечения ресурсов Принятие

- уклонение - полное устранение угрозы или источника риска через исключение потенциальной возможности негативной ситуации;

- смягчение - уменьшение вероятности возникновения или величины возможных потерь, при этом источник риска не устраняется;

- передача - перенесение ответственности за управление рисками на другие структуры без устранения источника риска;

- распределение - разделение ответственности по риску между структурными подразделениями либо с другими структурами;

- принятие - подтверждение возможности негативной ситуации и сознательное решение принять ее последствия и компенсировать ущерб.

Выбор базовой стратегии определяется возможным влиянием риска на образовательную систему.

Исследователями в области риск-менеджмента (И. Т. Балабанов, В. М. Гранатуров, Н. В. Хохлов, Э. О. Човушян, М. А. Сидоров и др.) сформированы разные представления об этапах управления рисками. При этом, большинство исследователей выделяет два обязательных этапа - анализ риска и выработка мер по устранению и минимизации риска.

Результаты анализа управленческой практики позволяют нам утверждать необходимость включения в управление рисками в сфере образования следующих этапов:

- идентификация, анализ рисков - определение рисков, способных оказать негативное влияние, документирование их характеристик, качественная (при необходимости количественная) оценка рисков;

- планирование реагирования на риски - определение последовательности действий по ослаблению отрицательных последствий рисковых событий и использованию возможных преимуществ;

- непосредственное управление рисками - выполнение плана управления рисками;

- мониторинг эффективности управления и реабилитация системы -оценка эффективности действий по минимизации рисков, определение остающихся рисков, устранение негативных последствий рисковых событий.

На каждом из этапов ставятся промежуточные цели и задачи, достигаются соответствующие результаты, которые в свою очередь становятся исходными данными для последующих этапов, образуя систему принятия решений с обратной связью. Такая система обеспечивает максимально эффективное достижение целей, поскольку знание, получаемое на каждом из этапов, позволяет корректировать не только методы воздействия на риск, но и сами цели управления рисками.

Сущность каждого этапа управления рисками предполагает применение адекватных методов.

Таблица 2

Методы управления рисками

Идентификация, анализ риска Планирование реагирования на риски Управление рисками Мониторинг эффективности управления и реабилитация системы

методы сбора методы методы методы сбора

информации; планирования; локализации информации;

методы методы уклонения риска; методы методы

качественного и от риска; методы смягчения риска; лимитирования

количественного передачи части методы принятия рисков;

анализа; или всего риска риска на себя; методы контроля

методы третьим лицам, методы качества объектов

моделирования методы правовой распределения образовательной

деятельности; подготовки; риска; среды;

статистические методы методы методы создания

методы; реструктуризации объединения (резервирования)

творческие системы рисков (в т.ч. ресурсов;

методы; управления сложение рисков методы

методы оценки в «противофазе»; прогнозирования;

вероятных потерь методы диверсификации рисков; методы принятия решений в кризисных ситуациях методы предупреждения последующих (цепочных или волновых) рисков

Система по управлению модернизационными рисками в сфере образования должна быть сформирована прежде всего на региональном уровне, так как регионы значительно отличаются по качеству образования, профессионализму кадров, доле расходов на образование в консолидированном бюджете региона, соотношению бюджетного и внебюджетного финансирования, сбалансированности спроса и предложения на рынке образовательных услуг, характеристикам системы управления образованием, уровню восприимчивости системы образования к инновациям и др. параметрам. Региональная образовательная система может двигаться проблематикой своего места обитания, основываясь на традициях, смыслах, ценностях (национальнорегиональный компонент), коалиции с местной наукой и производством, общественным движением. В соответствии с региональной реальностью формируются и поддерживаются свои региональные нормы деятельности и отношений, правила существования.

Для создания целостной системы управления рисками в региональной образовательной системе востребована система взаимосвязанных организационных, медико-социальных, финансовых и правовых механизмов управления профессиональными рисками вообще и такой их разновидностью как модернизационные риски.

Минимизация модернизационного риска предполагает развитие в региональной системе образования научной и информационной инфраструктур, действующих во взаимосвязи и обеспечивающих реализацию диагностической, компенсационной, превентивной и реабилитационной функций риск-менеджмента.

Организационной основой управления рисками является ресурсный центр, обеспечивающий подготовку и сопровождение администраторов образования по вопросам предупреждения и минимизации модернизаци-онных рисков.

Миссией центра является создание условий для предупреждения и минимизации модернизационных рисков в сфере образования. Целевая аудитория центра - работники образовательных учреждений, принимающие управленческие решения (директора (заведующие) их заместители), работники органов управления образованием. Цель деятельности центра - организационное, информационное, правовое обеспечение принятия управленческих решений в деятельности администраторов образования. Достижение цели предполагает реализацию следующих задач:

- доведение до администраторов образования актуальной информации о модернизационных процессах в системе образования Российской Федерации, региональной и местной системах образования;

- обеспечение администраторов образования актуальной базой нормативных правовых актов в сфере образования федерального, регионального и местного уровня;

- предоставление администраторам образования алгоритмов действий в стандартных ситуациях, требующих правового, психологического и иного сопровождения (внедрение новой системы оплаты труда, привлечение средств родителей, лицензирование, проверка надзорных органов и т.д.);

- консультирование администраторов образования по вопросам предупреждения и минимизации рисков;

- обеспечение взаимодействия администраторов образования и образовательных учреждений, в том числе для разрешения однотипных проблемных ситуаций в указанной сфере;

- формирование и подготовка резерва кадров руководителей образовательной системы.

Диагностическая функция реализуется посредством:

- фиксации проблемных ситуаций, возникающих в образовательных системах и связанных с модернизационными изменениями, и выявления возникающих при этом профессиональных и информационных потребностей администраторов образования;

- мониторинга реализации основных направлений модернизации образования в региональной образовательной системе;

- анализа изменений правового обеспечения развития образования на федеральном и региональном уровнях;

- изучения и анализа проблемных ситуаций, возникающих в деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений.

Превентивная функция осуществляется посредством:

- подготовки экспертных заключений на этапе разработки нормативных правовых актов, обеспечивающих модернизационные изменения отрасли;

- создания «переговорной площадки» для согласования позиций органов управления образованием и непосредственных участников образовательного процесса;

- разработки и реализации программ повышения квалификации администраторов образования по правовым, экономическим вопросам, проблемам современного менеджмента, в том числе, управления рисками;

- создания механизмов апробации отдельных модернизационных изменений до момента их массового внедрения.

Компенсационные механизмы реализуются через:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработку алгоритмов действий администраторов образования в кризисных ситуациях;

- подготовку разъяснений, рекомендаций, методических материалов по повышению эффективности модернизационных изменений в образовании;

- создание механизмов on-line сопровождения и консультирования руководителей учреждений по вопросам правовым, экономическим вопросам, вопросам управления рисками;

- форсирование группы (службы) экспертов по вопросам управления рискам в области образования.

Реабилитационная функция реализуется через:

- инициирование разработки правовых и экономических механизмов регулирующих воздействий;

- разработку рекомендаций по уточнению и совершенствованию управленческих воздействий с помощью оценки эффективности модернизационных изменений;

- осуществление контроля в режиме реального времени в ходе реализации модернизационных изменений;

- разработка механизмов защиты (систематическое информирование работников о существующих рисках, необходимых мерах защиты и профилактики; медицинская, профессиональная и социальная реабилитация руководителей и др.).

Итак, исследование механизмов снижения, компенсации и контроля модернизационных рисков в сфере образования показывает, что управление рисками в территориальной образовательной системе предполагает последовательную реализацию идентификации и анализа антропогенных и технологических рисков; планирования реагирования на риски с применением стратегий уклонения, смягчения, передачи, распределения и принятия; непосредственное управление рисками посредством реализации диагностической, превентивной, компенсационной и реабилитационной функций; мониторинг эффективности и реабилитации системы.

Библиографический список

1. Романов, В. С. Управление рисками: этапы и методы. Факты и проблемы практики менеджмента: Материалы научно-практической конференции 30 октября 2001 г. [Текст] / В. С. Романов. - Киров: Изд-во Вятского ГПУ, 2001. - С. 71-77.

2. Човушян, Э. О. Управление риском и устойчивое развитие: Учебное пособие для экономических вузов [Текст] / Э. О. Човушян, М. А. Сидоров. - М.: Издательство РЭА им. Г. В.Плеханова, 1999. - 528 с.

3. Оценка и управление социальными рисками, связанными с неоднородностью развития образовательных систем субъектов Российской Федерации [Текст] //Университетское управление: практика и анализ. - 2002. -№3 (22). - С. 36-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.