Научная статья на тему 'Механизмы трансформации и функционирования традиционных ценностей в современной зрелищной культуре как основа культурного суверенитета России (на примере улично-площадного театра)'

Механизмы трансформации и функционирования традиционных ценностей в современной зрелищной культуре как основа культурного суверенитета России (на примере улично-площадного театра) Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Область наук
Ключевые слова
механизмы трансформации / традиционные ценности / зрелищная культура / как основа культурного приоритета / улично-площадной театр / традиционно-аксиологический подход. / transformation mechanisms / traditional values / spectacular culture / as the basis of cultural priority / street-square theater / traditionally axiological approach.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Павлов А. Ю., Хилько Н. Ф.

В статье рассматривается тема влияния механизмов трансформации и функционирования традиционных ценностей в современной зрелищной культуре (на примере улично-площадного театра). Цель исследования – раскрыть действие механизмов трансформации и функционирования традиционных ценностей в современной зрелищной культуре в соотнесении с ключевой стратегией современной культурной политики, которая определяет место культурного наследия в основе культурного суверенитета России. Результаты исследования: положения о двуединстве культурного пространства улично-площадного театра в современной зрелищной культуре, его включенности в контекст массовой праздничной культуры и преемственность с исторически сложившейся системой народной зрелищной культуры. Утверждается принцип аксиологической антиномии в динамике формирования культурного пространства улично-площадных театров в зрелищной культуре России, проявлением которого является действие противоположных механизмов трансформации традиционных ценностей. При этом установлено влияние позитивных ценностей (традиционализации ценностного мира, концентрации ценностей, диссипации, распространения и приближения к массам). которые является радикально противоположным по отношению к действию антимеханизмов массовизации и дистанцирования, противостоящих формированию ценностного мира зрелищной культуры. Статья содержит новый подход к формированию концептуальной научной парадигмы в исследовании зрелищной культуры в пространстве улично-площадного театра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms of transformation and functioning of traditional values in modern entertainment culture as the basis of Russia's cultural sovereignty (on the example of a street-square theater)

The article examines the topic of the influence of the mechanisms of transformation and functioning of traditional values in modern spectacular culture (using the example of a street-square theater). The purpose of the work is to reveal the effect of the mechanisms of transformation and functioning of traditional values in modern spectacular culture in correlation with the key strategy of modern cultural policy, which determines the place of cultural heritage at the heart of Russia's cultural sovereignty. and its Research Results: provisions on the twofold cultural space of a street-square theater in modern spectacular culture, its inclusion in the context of mass festive culture and continuity with the historically established system of folk spectacular culture. The principle of axiological antinomy is affirmed in the dynamics of the formation of the cultural space of street-area theaters in the spectacular culture of Russia, the manifestation of which is the action of opposite mechanisms of transformation of traditional values. At the same time, the influence of positive values has been established (traditionalization of the value world, concentration of values, dissipation, dissemination and approximation to the masses). which are radically opposite in relation to the action of anti-mechanisms of massization and distancing, opposing the formation of the value world of spectacular culture. The article contains a new approach to the formation of a conceptual scientific paradigm in the study of spectacular culture in the space of a street-square theater.

Текст научной работы на тему «Механизмы трансформации и функционирования традиционных ценностей в современной зрелищной культуре как основа культурного суверенитета России (на примере улично-площадного театра)»

Mechanisms of transformation and functioning of traditional values in modern entertainment culture as the basis of Russia's cultural sovereignty (on the example of a street-square theater)

Pavlov Andrey Yuryevich, Associate Professor, Department of Directing and Choreography, Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Omsk

Khilko Nikolay Fedorovich, DSc of Pedagogical sciences, Senior Researcher, Siberian Branch of Heritage Institute named after D.S. Likhachev, Professor, Department of Directing and Choreography, Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Omsk

The article examines the topic of the influence of the mechanisms of transformation and functioning of traditional values in modern spectacular culture (using the example of a street-square theater). The purpose of the work is to reveal the effect of the mechanisms of transformation and functioning of traditional values in modern spectacular culture in correlation with the key strategy of modern cultural policy, which determines the place of cultural heritage at the heart of Russia's cultural sovereignty. and its Research Results: provisions on the twofold cultural space of a street-square theater in modern spectacular culture, its inclusion in the context of mass festive culture and continuity with the historically established system of folk spectacular culture. The principle of axiological antinomy is affirmed in the dynamics of the formation of the cultural space of street-area theaters in the spectacular culture of Russia, the manifestation of which is the action of opposite mechanisms of transformation of traditional values. At the same time, the influence of positive values has been established (traditionalization of the value world, concentration of values, dissipation, dissemination and approximation to the masses). which are radically opposite in relation to the action of anti-mechanisms of massization and distancing, opposing the formation of the value world of spectacular culture. The article contains a new approach to the formation of a conceptual scientific paradigm in the study of spectacular culture in the space of a street-square theater.

Keywords: transformation mechanisms; traditional values; spectacular culture; as the basis of cultural priority; street-square theater; traditionally axiological approach.

Цитировать: Павлов А.Ю., Хилько Н.Ф. Механизмы трансформации и функционирования традиционных ценностей в современной зрелищной культуре как основа культурного суверенитета России (на примере улично-площадного театра) // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 29-35. EDN: DWJJZM. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.5

Павлов Андрей Юрьевич, доцент кафедры режиссуры и хореографии, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск.

Хилько Николай Федорович, доктор педагогических наук, старший научный сотрудник Сибирского филиала Института наследия им. Д.С. Лихачева, профессор кафедры режиссуры и хореографии, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск

В статье рассматривается тема влияния механизмов трансформации и функционирования традиционных ценностей в современной зрелищной культуре (на примере улично-площадного театра). Цель исследования - раскрыть действие механизмов трансформации и функционирования традиционных ценностей в современной зрелищной культуре в соотнесении с ключевой стратегией современной культурной политики, которая определяет место культурного наследия в основе культурного суверенитета России. Результаты исследования: положения о двуединстве культурного пространства улично-площадного театра в современной зрелищной культуре, его включенности в контекст массовой праздничной культуры и преемственность с исторически сложившейся системой народной зрелищной культуры. Утверждается принцип аксиологической антиномии в динамике формирования культурного пространства улично-площадных театров в зрелищной культуре России, проявлением которого является действие противоположных механизмов трансформации традиционных ценностей. При этом установлено влияние позитивных ценностей (традиционализации ценностного мира, концентрации ценностей, диссипации, распространения и приближения к массам). которые является радикально противоположным по отношению к действию антимеханизмов массовизации и дистанцирования, противостоящих формированию ценностного мира зрелищной культуры. Статья содержит новый подход к формированию концептуальной научной парадигмы в исследовании зрелищной культуры в пространстве улично-площадного театра.

Ключевые слова: механизмы трансформации; традиционные ценности; зрелищная культура; как основа культурного приоритета; улично-площадной театр; традиционно-аксиологический подход.

УДК 008:79

5.10.1

Павлов А.Ю., Хилько Н.Ф.

Механизмы трансформации и функционирования традиционных ценностей в современной зрелищной культуре как основа культурного суверенитета России (на примере улично-площадного театра)

Проблема раскрытия механизмов трансформации и функционирования традиционных ценностей в современной зрелищной культуре явно соотносится с ключевой стратегией современной культурной политики, которая определяет культурное наследие в основу культурного суверенитета России. Рассмотрение этой проблемы на примере улично-площадного театра накладывает серьезный отпечаток на содержание площадных постановок, включающее в себя патриотические, духовно-нравственные, православные ценности русского народа, историко-культурную атмосферу прошлого.

Нельзя не заметить в этой проблеме значение необходимости в современных условиях средствами зрелищной культуры актуализировать культурное наследие, имеющее прямую связь через всевозможные механизмы коммуникации и передачи ценностей, заложенных в ценностно-смысловом ядре культуры через механизмы культурно-исторической преемственности. Это важно «в целях достижения результатов государственной культурной политики. В заключении отмечено, что наследие как феномен культуры имеет прямой доступ к ее смысловому и ценностному ядру» [20, с. 217].

Однако состояние этой проблемы не может не вызывать беспокойства в силу того, что в современной России, как отмечает В.В. Котлярова, имеет место комплексный (системный) кризис, основанный на отсутствии новых ценностей для целостного благополучного развития общества, что «порождает рост негативного отношения к истории, культуре, традициям и ведет к девальвации ценностей в современном мире». Особый акцент при этом делается на состояние духовности. При этом обновление ценностей требует переосмысления и даже кардинальной смены, включая заимствования, отсюда и действие этого механизма постоянного обновления достояния культуры» [10, с. 84].

Изучение обозначенной проблемы теоретико-аксиологического осмысления улично-площадного театра в контексте зрелищной культуры распадается на шесть аспектов. С одной стороны, это теоретическое осмысление этого феномена в плоскости народной и массовой культуры. Сюда входит: изучение соотношения этнокультурной идентичности и толерантности в трансляции традиционных ценностей через зрелищную культуру (Е.В. Бастрыгина, А.Ю. Павлов, Д. А. Федорова), специфики и функций улично-площадного театра в зрелищной массовой культуре (С.С. Соковиков, Е.А. Гавриленко, М.В. Комарова, В.А. Луков, А.Н. Шеремет).

С другой стороны, существуют исследования по эстетическому осмыслению зрелищной культуры в пространстве улично-площадного театра (Е.В. Верхотуров, Т.Н. Федоренко), выходящее на зрительское его восприятие, медиатизацию (Ю.А. Мкртычян, Л.И. Санникова, Е.А. Семенова, С.С. Соковиков). Имеют место практико-ориентированные разработки, направленные на обобщение опыта действия механизмов инновационной трансформации форм (О.В. Красноперова, Р.А. Красный, Т.Н. Федоренко, Л.И. Санникова, С.С. Соковиков, А.Ф. Некрылова).

В то же время особого внимания заслуживает историко-генетический анализ ретроспективы развития улично-площадного театра в зрелищной культуре России (С.П. Сорокина, А.А. Белкин, П.Н. Берков, А.Э. Греф, Е.А. Слонимская, К. Дженсен, И. Майер, А. Конечный, Н.И. Савушкина и др.). Существующие исследования и концепции развития зрелищной культуры в пространстве улично-площадного театра лишь отчасти затрагивают концептуальные механизмы ее динамики. При всем этом механизмы трансформации и функционирования традиционных ценностей в современной зрелищной культуре в достаточной степени остаются не раскрытыми. Отсутствует также единая концептуальная научная парадигма в исследовании зрелищной культуры в пространстве улично-площадного театра.

Рассмотрим место культурного пространства улично-площадного театра в современной зрелищной культуре. Как нам представляется, это пространство двуедино: с одной стороны, оно целиком и полностью входит в контексте массой праздничной культуры. С другой стороны, оно является прямым продолжением истерически сложившейся системы народной зрелищной культуры (народных драм, райка, театрализации, инсценировки). В современной интерпретации народные зрелища воплощаются в этно-ориентированные формы празднично-обрядовой, фестивальной и ярмарочной культуры. Массовые формы в свою очередь воплощаются в стилизованные формы фестивальной массовой уличной культуры в гражданской парадигме сатиры и смеховой культуры (см. рис. 1).

Рисунок 1 - Место культурного пространства улично-площадного театра в современной зрелищной культур

Необходимо отметить, что далеко не все эти формы имеют прямое отношение к традиционным ценностям и дифференциация эта проходит по линии «народная/ массовая культура». Нужно сказать, что уже в определении традиции (от лат. traditio - передача; предание) отмечается ее ценностная и коммуникативная основа, выходящая на духовно-нравственные нормы, мировоззрение, взгляды, обычаи и т.д. Отсюда становится ясным, почему традиционные ценности рассматриваются как нравственные ориентиры, «формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые из поколение в поколение, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское общество, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России».

В их число, по мнению большинства исследователей, включают: доминирование духовного над материальным, соборность, православие, труд, справедливость, свободолюбие, любовь к земле, любовь к женщине – матери и супружнице, любовь и служение Отчизне, готовность к защите Отечества, вплоть до самопожертвования, приоритет государства над личностью.

При этом ключевая традиционная ценность – патриотизм, являющийся неотъемлемой составляющей национальной культуры, значительной частью населения трактуется как «чувство национальной гордости, один из способов национальной самоидентификации, как ценность, определяющая основные жизненные позиции, выступающий как осознанная каждым гражданином принадлежность к единому социокультурному пространству, как творческое начало, благодаря которому каждый человек воспринимает свой внутренний духовный мир.), а также традиционные духовно-нравственные качества русского человека – простота, терпение, стойкость и нравственный авторитет русской интеллигенции. На вершине аксиосферы, по-прежнему, находится традиционный триумвират ценностей – ценность семьи, дружбы и любви; за последние годы их положение в иерархии ценностей не только не ослабло, а еще более утвердилось [10, с. 85].

Остальные ценности также тесно связаны с традиционной народной культурой. Механизмом интеграции ценностей в духовный мир была и остаётся соборность. По мнению Н.О. Лосского, «соборное единение различных народов предполагает возможность взаимопроникновения национальных культур», при котором «одно и то же пространство может и сочетаться воедино, не утрачивая своей определенности, так и творения различных национальных культур могут проникать друг в друга и образовать высшее единство» [13, с. 160]. Нужно отметить, что соборность в современной интерпретации находит яркое отражение в улично-площадных зрелищах.

В процессе функционального анализа зрелищной культуры, с точки зрения ценностно-культурного подхода к ней (М.С. Каган), возникает необходимость обращения к аксиологической асимметрии ценностей, что связано с тем, что «качественно различные объекты ценностного отношения вызывают и качественно различные переживания» субъекта, и, соответственно, различное содержание ценностного отношения, являющегося достоянием индивида» [9, с. 24]. В нашем случае в процессе формирования асимметрии доходит до аксиологической антиномии. Первым ее проявлением является действие противоположных механизмов трансформации традиционных ценностей в зрелищной культуре в контексте аксиологической антиномии (рис. 2). Как видно из рисунка, позитивное влияние ценностей традиционализации ценностного мира, концентрации ценностей, диссипации, распространения и приближения к массам является радикально противоположным по отношению к действию антимеханизмов массовизации и дистанцирования, противостоящих формированию ценностного мира зрелищной культуры (рис. 2).

Рисунок 2 - Противоположные механизмы трансформации традиционных ценностей в зрелищной культуре в контексте аксиологической антиномии

Вторым проявлением аксиологической антиномии является доминирование этнокультурной функции среди других в отражении традиционных ценностей находит отражение в большинстве 14-ти традиционных ценностей. При этом распределение механизмов трансформации и функционирования традиционных ценностей зрелищной культуре в улично-площадном театре выглядит следующим образом:

Первый механизм - традиционализация ценностного мира проваляется в восьми важнейших гуманистических ценностях: жизнь, великодушие и милосердие, ответственность и целеустремленность. Справедливость, сборность, коллективизм, приоритет духовного над материальным, любовь и служение Отчизне. Это находит отражение в четырёх важнейших функциях: социализации, возрождения социальной памяти и передачи традиций (трансляции ценности), духовного объединения и этнокультурной.

Механизм диссипации направлен на закрепление высших гуманистических ценностей достоинства, прав и свобод человека, честности и справедливости, искренности и верности, доброты и благодарности. При этом срабатывает функция возрождения социальной памяти.

Распространение ценностей как механизм зрелищной культуры проявляется в волевых духовно-нравственных ценностях: духовности и жертвенности, крепкой и надежной семьи, смирения, надежды и веры, гуманизма, взаимопомощи и взаимоуважения, патриотизма и гражданственности. Ведущей здесь является этнокультурная функция.

Механизм концентрации ценностей находит отражение в ценностях культурно-исторической памяти и преемственности поколений. При этом срабатывают функции: этнокультурная и брендинговая.

Механизм приближения к массам направлен на главнейшую ценность - единство народов России, что может быть осуществимо в зрелищных улично-площадных формах в проявлении духовно объединяющей функции (см. табл. 1).

Таблица 1 - Механизмы трансформации и функционирования традиционных ценностей зрелищной культуре в улично-площадном театре

Сравнивая между собой традиционные зрелищные формы улично-площадного театра (Карнавал, Балаган, Ярмарка, Раек, Придворной театр, Театр Петрушки) и их собственную интерпретацию (социальный театр, театрализацию, фестивали, Хайп, уличные постановки), можно заметить, что традиционные ценности в современной зрелищной культуре претерпели значительную функциональную трансформацию. Так, в этой сфере появились четыре из 11 функций, не имеющие никакого отношения к традиционным цененоятм, в частности: рекреативная, брендинговая, релаксирующая и рекламная. В то же время большая часть функций (7) из них остались принадлежностью традиционных ценностей: социальная, нравственная, социализации, духовно объединяющая, передачи традиций (транслирующая ценности), творческая, этнокультурная.

Выводы

1. В раскрытии механизмов трансформации и функционирования традиционных ценностей в современной зрелищной культуре возникает необходимость их соотнесения с ключевой стратегией современной культурной политики, которая определяет место культурного наследия в основе культурного суверенитета России.

2. Культурное пространство улично-площадного театра в современной зрелищной культуре двуедино. С одной стороны, оно целиком и полностью находится в контексте массой праздничной культуры. С другой стороны, оно является прямым продолжением истерически сложившейся системы народной зрелищной культуры.

3. В ходе формирования культурного пространства улично-площадных театров в зрелищной культуре России сработает принцип аксиологической антиномии. Первым его проявлением является действие противоположных механизмов трансформации традиционных ценностей. При этом позитивное влияние ценностей традиционализации ценностного мира, концентрации ценностей, диссипации, распространения и приближения к массам является радикально противоположным по отношению к действию антимеханизмов массовизации и дистанцирования, противостоящих формированию ценностного мира зрелищной культуры.

Литература:

1. Бастрыгина Е.В. Ценностные аспекты этнокультурной идентичности в уличных театрах / Е.В. Бастрыгина, А.И. Вахрамеева, Е.П. Тагильцева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2022. – №61. – С. 158-166.

2. Белкин А.А. Театр скоморохов на Руси: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. - М. [б.и.], 1971. - 20 с.

3. Верхотуров Е.В. Зрелищная культура современного города как предмет эстетического осмысления / Е. В. Верхотуров // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2020. – №5(97). – С. 64-70.

4. Гавриленко Е.А. Функции уличного театра в культурном пространстве современной России / Е.А. Гавриленко // АСADEMIC SUCCESS 2022: сб. ст. Международного научно-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 11 мая 2022 года. – Петрозаводcк: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 42-46.

5. Греф А.Э., Слонимская Е.А. Человек первичный. Петрушка как феномен примитивного сознания // Временник Зубовского института. Вып. 5: Петрушка круглый год. - СПб.: Российский институт истории искусств, 2010. - С. 62-78.

6. Дженсен К., Майер И. Придворный театр в России XVII века. Новые источники. - М.: Индрик, 2016. - 200 с.

7. Комарова М.В. Уличный театр в пространстве современной культуры / М. В. Комарова // Культура и образование. – 2017. – № 4(27). – С. 46-52.

8. Конечный А. Раек в системе петербургской народной культуры // Былой Петербург. Проза будней и поэзия праздника. - М.: Новое литературное обозрение, 2021. - С. 116-152.

9. Каган М.С. Философская теория ценностей. - СПб.: Петрополис, 1997. - 205 с.

10. Котлярова В.В. Традиционные ценности в современной культуре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2010. - №1(5). - C. 84-86.

11. Красноперова О.В. Использование инновационной деятельности в социально-культурном проекте "Уличный театр "Комедия масок" / О.В. Красноперова, А.В. Дмитриева // Культура и время перемен. – 2020. – №2(29). – С. 3.

12. Красный Р.А. Уличный театр: разнообразие современных форм / Р.А. Красный // Искусство - образование - культура: традиции и современность: Сборник трудов всероссийской научно-практической конференции, Москва, 21–22 апреля 2019 года. – М.: Институт современного искусства, 2019. – С. 200-205.

13. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М., 1992. - 300 с.

14. Луков В.А. Уличный театр / В.А. Луков // Информационный гуманитарный портал Знание. Понимание. Умение. – 2013. – № 3. – С. 9.

15. Мкртычян Б.А. Исследование популярности уличного театра в интернет-пространстве России / Б.А. Мкртычян // Театр [независимый и любительский]: актуальные вопросы теории, практики: материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства (институт), 2022. – С. 40-41.

16. Московских Н.С. Уличный театр как форма урбанизации зрелищного искусства / Н.С. Московских // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – №1(22). – С. 39-43.

17. Некрылова А.Ф. Русский народный кукольный театр «Петрушка» в свете этнографии // Искусство театра вчера, сегодня, завтра. - 2005. - № 4. - С. 105—121.

18. Павлов А.Ю. Специфика деятельности улично-площадных театров в условиях Омского Прииртышья / А.Ю. Павлов // Наследие М.М. Бахтина: культура-наука-образование-творчество: сб. докл. и ст. Международного круглого стола, посвященного М.М. Бахтину (22 мая 2018 года, Орёл. / редактор-составитель, переводчик Е.А. Семенова. - М.: ИХОиК РАО, 2018. – С. 321-326.

19. Павлов А.Ю. Деятельность улично-площадных театров как способ развития межкультурной толерантности у сибиряков / А.Ю. Павлов // Третьи Ядринцевские чтения: материалы III Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 300-летию Омска, Омск, 26–28 ноября 2015 года. – Омск: Омский государственный историко-краеведческий музей, 2015. – С. 365-367.

20. Пиляк С.А. Понятие культурного суверенитета в структуре основ государственной культурной политики // Философия и культура. - 2023. - №4. -С. 217-226.

21. Русская народная драма XVII-XX веков: тексты пьес и описания представлений / ред., вс. ст. и коммент. П. Н. Беркова. – М.: Искусство, 1953. - 354, [1] с.

22. Савушкина Н.И. Русский народный театр. - М.: Наука, 1976. - 151 с.

23. Санникова Л.И. Организация зрительного восприятия представления уличного театра / Л.И. Санникова // Диалоги о культуре и искусстве: материалы X Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Пермь, 15–17 октября 2020 года. Том 2. – Пермь: Пермский государственный институт культуры, 2020. – С. 174-180.

24. Семенова Е.А. Уличный театр как универсальное пространство формирования карнавальной культуры личности: от детства к взрослости: монография / Е.А. Семенова. – М.: Сам Полиграфист, 2018. – 170 с.

25. Семенова Е.А. Дистанционный карнавал (проблемы коммуникации в цифровую эпоху) / Е.А. Семенова // Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019: сб. науч. тр. Международной научно-практической конференции, Москва, 04–06 июня 2019 года / под ред. С.В. Ивановой. – М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2019. – С. 467-485.

26. Семенова Е.А. От балагана до хайпа (Проблемы современной интернет-коммуникации) / Е.А. Семенова // Наука телевидения. – 2019. – Т. 15, №2. – С. 43-64. DOI 10.30628/1994-9529-2019-15.2-43-64.

27. Семенова Е.А. Традиции народно-смеховой культуры в современном уличном театре в России / Е.А. Семенова // Учитель музыки. – 2018. – № 2(41). – С. 26-38.

28. Соковиков С.С. "Переходность" и "разноместность" уличного театра в культурном пространстве / С.С. Соковиков // Искусство - образование - культура: традиции и современность: сб. тр. Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 21–22 апреля 2019 года. – М.: Институт современного искусства, 2019. – С. 324-330.

29. Соковиков С.С. Уличный театр в пространстве зрелищной культуры / С. С. Соковиков // Россия - Узбекистан. Международные образовательные и социально-культурные технологии: векторы развития: сб. материалов Международной научной конференции, Челябинск, 04–05 июля 2019 года / под общ. ред. В.Я. Рушанина. – Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2019. – С. 99-103.

30. Сорокина С.П. Городской уличный театр в России XIX – первой трети XX века: формы, бытование, отражение в литературе и пластических искусствах: специальность 10.01.09 "Фольклористика": автореф. дис. … д-ра филологических наук / Сорокина Светлана Павловна, 2022. – 36 с.

31. Федоренко Т.Н. Исторический и современный опыт европейских и российских уличных театров в контексте культурной жизни современного мегаполиса / Т.Н. Федоренко // Вопросы культурологии. – 2018. – №2. – С. 43-46.

32. Федоренко Т.Н. Фестивали и уличный театр как их составляющая часть в эстетической среде современной культуры Европы и России / Т.Н. Федоренко // Вопросы культурологии. – 2020. – №6. – С. 22-27.

33. Федоренко Т.Н. Шутовство и юродство как феномен русской культуры в контексте уличного городского театра / Т.Н. Федоренко // Вопросы культурологии. – 2020. – № 11. – С. 15-21. DOI 10.33920/nik-01-2011-02.

34. Федорова Д.А. Уличный театр как актуальный формат современной культуры / Д.А. Федорова // Современная праздничная культура России: от истоков традиционной культуры к современным формам: сб. докладов Региональной научно-практической конференции, Белгород, 09 октября 2020 года / отв. ред. М.В. Литвинова, Т.Ю. Вереитинова. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2020. – С. 39-42

35. Шеремет А.Н. Уличный социальный театр как инновационная технология мобильной социальной работы / А.Н. Шеремет // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. – 2021. – №2. – С. 77-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.