УДК 316.346; 316.344.24
МЕХАНИЗМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СЕМЬИ
Ф. с. Кудзиева
Северо-осетинский государственный университет им. к. Л. Хетагурова, владикавказ E-mail: kudz-fatima@yandex.ru
в современных социокультурных условиях, когда произошли трансформация прежней системы социализации молодежи, семья как среда формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения начинает приобретать доминирующее место в структуре факторов социализации. именно в семье происходит усвоение ценностных ориентации и выявление их духовно-культурной составляющей. Процесс трансформации функций семьи определяется, в первую очередь, радикальными изменениями, происходящими в современном мире под воздействием обще-цивилизационных тенденций (глобализации, информационной, сексуальной и иных революций). в то же время на эволюцию семейных функций оказывают существенное влияние и особенности российской социокультурной действительности. Ключевые слова: семья, ценностные ориентации, трансформация, социализация личности, молодежь, функции семьи, российское общество.
Mechanisms of Formation of Value orientation Younger Generation in Transformation of Family
F. s. Kudzieva
Under the modern social and cultural conditions, when the transformation of the previous system of socialization of youth occurred, the family as an environment of value orientations of the younger generation is beginning to acquire a dominant position in the structure of socialization factors. That kind of family is the assimilation of value orientations and it identifies their spiritual and cultural component. The process of transformation of the family functions is determined primarily by the radical changes taking place in the modern world under the influence of civilization trends (globalization and also informational, sexual and other revolutions). At the same time the evolution of family functions has a significant impact and features of the Russian socio-cultural reality.
Key words: family, value orientations, transformation, personal socialization, youth, functions of family, Russian society.
Современный период существования российского общества характеризуется коренными преобразованиями всех сфер общественной жизни, которые не обошли стороной и российскую семью. Сущность этих преобразований проявляется в переносе центра тяжести в системе взаимодействий «социум - семья - индивид» с общества на индивида. Подобная переориентация неизбежно приводит к изменениям в массовом сознании и поведении, когда на первый план выходят развитие и удовлетворение индивидуаль-
но-личностных потребностей отдельных представителей семейной общности.
На протяжении всей своей истории семья служила в большей степени обществу, чем индивиду. Однако в наши дни семья как малая группа становится фактором, жизненно необходимым для отдельной личности и особенно для детей. Это позволяет ей взять на себя ответственность за происходящее, в частности за формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения.
В результате трансформации система образования, которая традиционно в советском обществе занималась формированием ценностных ориентаций подрастающего поколения, утратила воспитательную функцию. Это привело к возрастанию влияния российской семьи на функции воспитания и социализации. Семья в условиях социально-экономических преобразований остается одним из немногих «островков» относительной стабильности и благополучия, символов сплоченности и близких отношений, трансляторов социокультурного «капитала», поступающего к ребенку со стороны родителей.
В то же время в современном обществе семья, являясь частью динамичной социокультурной реальности, испытывает изменения своих основных функций, их ценностного содержания. В связи с этим актуализируется необходимость исследования процесса трансформации семейных ценностей и механизма их влияния на систему ценностей подрастающего поколения. В этом контексте важным представляется выявление тех изменений, которые происходят в роли российской семьи с точки зрения социально значимых качеств и черт личности, позволяющих такой личности ориентироваться в кризисном социокультурном пространстве. Социализация ребенка являет собой длительный процесс становления личности, включающий в себя ряд воспитательных приемов, с помощью которых родители стремятся достичь наилучших результатов в этом процессе. Эти приемы образуют триаду - родительские контроль, поддержка и власть (авторитет).
Одним из признаков трансформаций общественной жизни в России является потеря социальными институтами своей устойчивости или частичная утрата ими своих функций.
Советскими социологами функции семьи подразделялись на основные и дополнитель-
© Кудзиева Ф. С., 2014
ные, материальные и духовные. А. Г. Харчевым и М. С. Мацковским в 1980-х гг. были выделены следующие функции семьи: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреативная, первичного социального контроля, эмоциональная, коммуникативная. В качестве основных рассматривались функции воспроизводства населения и социализации молодого поколения1.
В настоящее время в среднем в мире на 100 браков приходится от 40 до 60 разводов. Неполных семей в разных западных странах - от 10 до 30% и больше и матрифокальных 21%; внебрачных рождений - от 10 до 50% (в Швеции более 50%). Число неполных семей и внебрачных рождений в России колеблется от 20 до 40 % - по отдельным территориально-этническим регионам страны»2.
В ходе проведенного в 2012 г. в г. Владикавказе исследования были определены и проанализированы ценностные ориентации молодежи. Согласно квотной выборке по параметрам пола, типа учебного заведения, уровня образования было опрошено 500 учащихся колледжей и институтов в возрасте 17-22 лет. Среди опрошенных мальчики составили 43,8%, девочки - 56,2%.
В качестве цели исследования была выдвинута гипотеза о влиянии трансформаций функций семьи на ценностные ориентации молодежи.
Исследование предполагало анализ демографической и медицинской статистки, статистики правонарушений и школьных программ, анкетного опроса учащейся молодежи и интервьюирования экспертов. Были проанализированы особенности ценностных ориентаций молодежи.
В ходе исследования было подтверждено, что молодое поколение ориентировано на одиночный образ жизни, не спешит связывать себя брачными обязательствами, потому что супруги с детьми «упускают возможности для других радостей» - 17,3%, что «дети отнимают очень важную часть жизни взрослого» - 30,4% и что «уход за детьми требует слишком больших усилий», отвлекая от профессиональной карьеры - 68,7%. Именно поэтому девушки планируют замужество после 25 лет - по достижении «независимости и стабильности положения в обществе», а юноши - еще позже - 27-30 лет.
Если в 2000 г. среди всех мужчин, вступивших в брак, на группу до 18 лет приходился 1,0% всех браков, на группу 18-24 года - 52,5%, на группу 25-43 года - 29,5%, то к 2010 г. соответствующие показатели уже были 0,4, 45, 33,8%. Среди женщин - аналогичная динамика: в 2000 г. среди всех вышедших замуж 5,4% вступили в брак в возрасте до 18 лет, 59,1% - в возрасте 18-24 года, 20,7% - в 25-34 года, к 2010 г. соответствующие показатели составили: 3,3, 57,0, 23,7%3.
При этом видят себя бездетными 18 %, а более четверти опрошенных хотели бы иметь толь-
ко одного ребенка. Здесь отмечается еще одна тенденция изменения репродуктивных установок - положительное отношение к возможному отказу от рожденного ребенка вне брака или до совершеннолетия.
Так, лишь 5,1% боятся морального осуждения в случае отказа от ребенка. Процесс уменьшения потребности в детях продолжается. Все меньшая часть населения испытывает потребность иметь в семье то число детей, которое обеспечивает нормальное воспроизводство населения и социализацию социально компетентных личностей.
Семьи разных типов испытывают материально-технические трудности и в похожей степени ввиду наличия одной общей проблемы - низкого уровня заработной платы и, соответственно, невысокого уровня жизни в российском обществе.
Эффективность следующей, социализаци-онной, функции семьи трудно измерить в сравнении с влиянием на детей школ и дошкольных учреждений, а также других агентов социализации. Отсутствуют общепринятые критерии «хорошего» воспитания или «социальной компетентности» личности. Функция социализации семьей и другими институтами предполагает наряду с полноценной социализацией и девиант-ную. Характеризуя социализацию подрастающего поколения в семье, отметим, что важную роль играет практика в семье доверительных отношений детей и родителей, а высокий авторитет последних обеспечивает успешность воспитательных воздействий, эффективность реализации воспитательного потенциала семьи.
Если мы обратимся к обычным семьям, то обнаружим, что в большинстве своем дети чаще общаются с матерью, чем с отцом. При обращении за советом к родителям 72% выбирают мать и только 31% отца Следствия такого положения дел также весьма плачевны. В семьях традиционного типа авторитет родителей, особенно отца, был «вне критики», дети вырастали в условиях жесткой дисциплины и весь процесс их социализации шел по накатанной дороге. Наличие отца имеет важнейшее значение для развития с самого момента рождения ребенка: он является первым внешним объектом для ребенка и играет роль модели при ранней гендерной идентификации. Отцы к тому же поощряют процесс отделения ребенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации. Но в наши дни отцы не справляются со своей ролью, именно поэтому у многих детей наблюдается затянувшийся инфантилизм. Затягивание учебы и студенчества ставит подростков и юношей в положение социально не признаваемых взрослыми людей, не говоря уже об отсутствии финансового подтверждения полноценности. Результаты опроса молодежи в 2010 г. показали, что 72% молодых людей в возрасте 16-25 лет находятся на полном обе-
спечении родителей. Как показывают социологические исследования, не уменьшается помощь детям и в более старшем возрасте. В результате в 43% случаев родители помогают своим взрослым детям материально, в 55,7% - в уходе за детьми, в 42,6% - в бытовых делах, в 33,3% - в покупке продуктов и в 62,0% - советами.
С функцией социализации тесно переплетается хозяйственно-бытовая. Данная функция кардинально изменилась в российском обществе. В недалеком прошлом семья была не только первичной ячейкой воспроизводства населения, но и первичной экономической единицей, так как обеспечивала средствами к существованию своих членов4.
Важным фактором снижения уровня и качества жизни россиян является рост цен. Индекс потребительских цен возрос с 2008 по 2012 г. почти в 9 раз. По показателям уровня жизни, используемым экспертами ООН, Россия входит лишь в восьмую десятку стран. Исследования показывают, что у 60% населения произошло значительное падение реального уровня жизни. Всероссийские опросы (2010-2012 гг.) демонстрируют, что около 50% населения имеет доход ниже прожиточного уровня, 30,1% россиян являются малообеспеченными.
Следующая функция семьи - первичного социального контроля. Ее задачей являются моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, регулирование ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми. В прошлом данную функцию семья осуществляла крайне жестко, и в этом помогало все ее окружение. Человек постоянно находился на виду у всех окружающих. При этом его труд, быт, досуг, вся его жизнь до мельчайших деталей были строжайше регламентированы или ритуализированы вековыми традициями5.
Сегодня же в результате отсутствия родителей рядом с детьми лишь 43% родителей знают всегда, где и с кем их дети проводят свободное время; 47% - не всегда точно знают и 20%, как правило, не знают. Общественное мнение предполагает, что пребывание матери дома повышает социальный контроль над детьми, они растут более здоровыми, ухоженными. Но в то же время, как показывают социологические исследования, женщины, посвятившие себя семье, пребывают в домашней среде и это сужает их кругозор, их интересы замыкаются на домашних делах. Вследствие этого мать перестает быть авторитетом для детей, которые не обращаются к ней за советом и помощью, считая неспособной дать компетентные рекомендации.
Помимо этого, семья выполняет функцию духовного общения, направляя личностное развитие ее членов, их духовное взаимообогащение. С момента рождения ребенок через общение воспринимает от родителей социальный опыт, под-
ражая родителям, затем идентифицируя себя от окружающих его людей. В результате общения между ребенком и родителями возникает эмоциональная близость, которая психологически основана на аффилиации.
Для нормального психологического состояния ребенка очень важно, чтобы именно в семье, общаясь с близкими людьми, он чувствовал себя открытым, эмоционально раскрепощенным, защищенным, не метался между своими эмоциональными побуждениями и противоречивыми требованиями, исходящими от окружающих. Внутри семьи наиболее легко реализуется важная потребность, которую ребенок испытывает, вступая в общение: получить от родителей сочувствие, одобрение как подтверждение общего расположения к себе. В первую очередь, семья является основным источником сочувствия и поддержки и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Роль матери в семье чрезвычайно важна - мать удовлетворяет первичные потребности ребенка, ласкает его, стимулирует, общается с ним, дает ощущение защищенности, эмоционального тепла и уюта.
Немаловажное влияние на эмоциональную и духовную функцию семьи оказало изменение отношения супругов на совместное времяпровождение в кругу семьи. Распространены и такие семьи, где у детей вообще отсутствуют доверительные отношения как с отцом, так и с матерью. Поэтому неудивительно, что неудовлетворенность отношениями в семье с родителями компенсируется отношениями в неформальной группе сверстников, которая постепенно становится референтной для подростка, и он активно усваивает нормы и ценности, зачастую асоциального свойства.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что возникновение негативных качеств личности характерно при дефиците родительской любви, когда дети обделены вниманием близких и не получают необходимого заряда положительных эмоций, лишены родительской опеки.
Именно поэтому при отсутствии полноценных отношений дети ищут другие источники общения и информации. Согласно социологическим исследованиям А. Г. Харчева и В. Алексеевой, проведенным в конце 1970-х гг.6, основными источниками информации о половой жизни для подростков выступали литература (61,1%), друзья-одногодки (49,4%), старшие по возрасту товарищи (35,8%), а затем родители (10%) и учителя (8,2%). Сегодня картина несколько иная - родители и школа теряют свои позиции в вопросе сексуального просвещения молодежи. Современные подростки информацию о сексе получают в первую очередь из общения с друзьями и из личного опыта половых контактов. Тем не менее дети из благополучных семей чаще, чем другие, обсуждают с родителями проблемы секса, и чаще других говорят на эти темы с отцом (в 3 раза больше, чем
дети из конфликтных семей). Больше половины детей из конфликтных семей никогда не говорят о сексе с матерью и 78% - с отцом.
Таким образом, мы видим, что на сегодняшний день дети испытывают недостаток общения с родителями. В результате среди подростков, лишенных общения с родителями, неадекватная самооценка встречается в 87,9% случаев. Среди подростков, имеющих доверительные отношения с родителями, только 8,3% имеют неадекватную (заниженную) самооценку.
При ослаблении эмоциональных и психологических связей не происходит духовного взаимообогащения и нарушается личностное развитие детей. Таким образом, мы можем сделать вывод, что лишь когда психологическое и социальное становление ребенка - цель родителей, только в этом случае можно говорить о надежном фундаменте отношений между поколениями, которое реализуется посредством общения в семье. Она имеет приоритеты перед другими социальными общностями в области воспроизводства и совершенствования социального механизма, направленного на удовлетворение потребности в коллективе, которое первоначально осуществляется через общение с близкими людьми.
Для характеристики текущего этапа современной семьи невозможно не упомянуть о такой стороне ее существования, как сексуальная. Патриархальная семья не допускала добрачных связей женщин и в то же время не осуждала за них мужчин. Мужчина мог требовать от женщины нежности и теплоты чувств, а она не всегда могла рассчитывать на взаимность.
Также в сознании молодых людей изменился взгляд на добрачные половые связи. Добрачное половое поведение становится более свободным, просматривается тенденция перехода к единой половой морали, с более динамичными оценками у женщин. Тем не менее традиционной «двойной» оценки полового поведения мужчины и женщины придерживается немалая часть населения. Степень данной свободы зависит от региональных и национальных особенностей, уровня урбанизации региона и интенсификации миграционных потоков7.
В начале прошлого века П. А. Сорокин отмечал, что «семья как священный союз мужа и жены, родителей и детей будет разрушаться, разводы и расхождения будут увеличиваться». При этом компонент семейной дезорганизации он видел в плохой брачной адаптации. Внутрисемейная дезорганизация определялась им «конфликтностью ролевых отношений, исходящей из демагогии равенства и фактического неравноправия мужчины и женщины, а внесемейная - разрушением системы родства и трудностью приспособления семьи к другим общественным институтам (школа, церковь и т. д.)»8.
Одной из причин семейной дезорганизации является ослабление действия внешних регуля-
торов брачно-семейных отношений, таких как общественное мнение, экономическая зависимость и подчиненность женщин и т. д. и, как правило, неспособность внутренних сил, внутренних регуляторов (чувства любви, долга, заинтересованности) обеспечить стабилизацию семьи. История человечества не знает примера, когда ценностные ориентации формировались бы без участия семьи. Ценностные ориентации молодежи и стиль воспитания детей зависят не только от социальной структуры общества, но и от социокультурной среды, которую создает семья.
Изменения в жизни затрагивают не столько состав, сколько структуру ценностей, т. е. их иерархическое соотношение. Параллельно изменение брачной структуры общества сказывается на ценностных ориентациях подрастающего поколения.
В связи с эти выделяют три фактора влияния семьи на личность ребенка: во-первых, это социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям; во-вторых, внутри- и внесемейная деятельность, по преимуществу работа по дому; в-третьих, семейное воспитание (как комплекс целенаправленных педагогических мер).
В современной системе ценностей размытой оказалась также важная социализирующая составляющая - трудовая. Трудовые заслуги родителей могут вызвать уважение у молодежи и готовность брать пример, если дом и быт снабжены всеми атрибутами высокообеспеченного существования. Деформация трудовой мотивации связана, на наш взгляд, и с ослаблением «трудовой ауры» в семье, с прекращением воспитания подрастающего потомства на примерах трудовых достижений семьи и рода.
Свою лепту внесли СМИ - «играйте, угадывайте - и вы разбогатеете!», быстрые и легкие деньги в челночном бизнесе, на тотализаторах, посредничестве. Как следствие - в числе первых жизненных ценностей «труд» не значится. Если труд и признается в качестве ценности, то только высокооплачиваемый. Разумеется, к ориентации молодежи на труд и учебу следует подходить дифференцированно: есть немало тех, кто настроен на хорошую учебу и получение профессии. Характер отношений в сфере труда абсолютно пропорционально отражает характер потребностей. Сама работа должна стать разновидностью развлечения, отдыхом.
Таким образом, результаты проведенного опроса подтвердили, что ориентации на семью с несколькими детьми, семейный образ жизни, родительство становятся менее значимыми, чем ориентации на профессиональную деятельность и статусные характеристики. Подавляющее большинство опрошенных, имеющих несовершеннолетних детей, ориентированы на продолжение профессиональной деятельности даже в
случае достижения высокого уровня материального благосостояния. Вероятно, это объясняется возникновением определенных трудностей в процессе воспитания ребенка. Последнее, в свою очередь, делает более напряженной семейную жизнь, на фоне которой внесемейная деятельность представляется более предсказуемой и захватывающей.
В группе респондентов как из полных, так и из матрифокальных семей доминируют современные ценностные ориентации. На первое место выходят материальный успех и семья, здоровье и образование делят вторую и третью позиции, четвертое место делят карьера и работа, на последнем месте оказывается свобода и независимость. Здесь явно просматривается приоритет достиженческого комплекса ценностей, хотя и с российской спецификой. Семья увеличивает свою автономию, а влияние традиций, норм и ценностей со стороны общества становится менее значимым по сравнению с индивидуальными нормами и ценностями.
Если раньше традиционным было противостояние таких ценностей, как работа vs семья, то сейчас семья становится жизненной целью, достижение которой возможно только в результате финансовой независимости посредством стабильной и хорошо оплачиваемой работы. Это, по-видимому, является примером в матри-фокальных семьях и из-за отсутствия другой альтернативы, дети из этих семей в большей степени ориентированы на получение образования, что подтверждается данными исследования. Его результаты выявили следующее:
- в иерархии жизненных ценностей подростков наблюдается относительное единообразие: материальный достаток, здоровье, семья;
- семья в оценках молодого поколения остается важной организацией жизни людей;
- сложные отношения между родителями способствуют увеличению дистанции и отчужденности между родителями и детьми;
- оценка сексуальных установок и норм полового поведения не выявила значительных различий у подростков из разных типов семей, наиболее оказались различия по полу;
- наблюдается тенденция сведения к минимуму роли отца в реализации воспитательной функции в полной семье.
В ценностном сознании преобладают пассивность и потребительство. Вместе с тем обнаруживаются и положительные тенденции, связанные с формированием и распространением новых ценностных ориентаций, раскрывающих
возможности карьерного роста, самосовершенствования, образования. Юноши и девушки сегодня смотрят на жизнь прагматично, полагаясь больше на себя, нежели на оказавшиеся призрачными идеи или властные структуры, не способные создать молодому поколению условий для достойного существования, что зачастую определяет массовый характер ценностных ориента-ций подрастающего поколения9.
Именно изменение ценностных ориентаций под воздействием семьи и современных социокультурных условий обусловливает трансформацию старых и формирование новых ценностных ориентаций, содействуя в достижении молодежью формирующихся у нее своих новых целей.
Но все-таки семья сохраняет в условиях нестабильности относительно устойчивый набор ценностей. Это неизбежно отражается на процессе формирования ценностных ориентаций молодежи. В системе которых приоритет сохраняют те ценности, которые являются социально значимыми для семьи, например: семья как психологический образ дома, образование, материальный достаток, здоровье.
В наши дни российское общество актуализирует ценностные ориентации, отвечающие требованиям общества с рыночной экономикой, а именно: работа как карьера, диплом о высшем образовании, деньги, свобода. Эти ценности нередко находятся в антагонизме с теми, которые традиционно были характерны для российской семьи: взаимопомощь, дружба, забота. Значимость семьи для подрастающего поколения как фактора, определяющего ее ценностный мир, актуализирует проблему защиты семьи и повышения ее престижа.
Примечания
1 См.:ХарчевА. Г., МацковскийМ. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978. С. 3-47.
2 См.: Демографический ежегодник России. М., 2011. С. 62.
3 Там же. С. 53.
4 См.: Российская социологическая энциклопедия. М., 1999. С. 207.
5 Магомедов А. А. Семья на Северном Кавказе. Ставрополь, 1999. С. 132.
6 См.: Харчев А. Г., Мацковский М. С. Указ. соч.
7 Карцева Л. В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социс. 2003. № 7. С. 68.
8 Сорокин П. А. Кризис современной семьи // Ежемесячный журнал для всех. 1916. № 2. С. 174.
9 Карцева Л. В. Указ. соч. С. 66.