ОМАРОВА З.К.,ЗОИДОВ Х.К.
МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ1
Аннотация. В статье рассматривается формирование механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности национальной экономики в решении проблем модернизации и повышения конкурентоспособности народного хозяйства. Показано, что научно-практическое обоснованное применение возможностей регулирования объемов и направлений движения экспортных (импортных) товарных потоков посредством ставок, видов форм и механизмов таможенных платежей, глубины их дифференциации может способствовать решению проблем устойчивого экономического развития, модернизации и повышения конкурентоспособности российской экономики в условиях интеграции в рамках ЕАЭС и глобальной нестабильности. Целью работы является анализ и регулирование внешнеэкономической деятельности страны для определения степени конкурентоспособности экономики. При исследовании влияния динамики таможенных платежей в формировании доходной части государственного бюджета используется циклический подход, который рассматривается как методологическая альтернатива другим подходам. Аргументировано доказано, что прямая зависимость между изменениями пошлин и внутренних цен, несомненно, существует, но она не всегда принимает форму прямой пропорциональности.
Ключевые слова: циклический подход, внешнеэкономическая деятельность, национальная экономика, конкурентоспособность, таможенные платежи, государственный бюджет, модернизация, глобализация.
оиаяоуа г.к.,гоюоу кн.к.
MECHANISMS OF REGULATION OF INTERNATIONAL BUSINESS ACTIVITY IN SOLVING PROBLEMS OF MODERNIZATION AND INCREASING THE COMPETITIVENESS OF THE NATIONAL ECONOMY
Abstract. The manuscript discusses the formation of mechanisms of regulation of international activity of domestic economy in solving problems of modernization and increasing the competitiveness of the national economy. It is shown that the scientifically and practically substantiated use of possibilities of regulating volumes and focus areas of movement of export (import) goods streams through rates, types of forms and mechanisms of customs payments, depth of their differentiation may assist in solving problems of sustainable economic development, modernization and improving competitiveness of the Russian economy in the conditions of integration within the context of the EEU and global instability. The goal of this paper is analysis and regulation of international activity of the country to determine the degree of competitiveness of the economy. When studying the impact of dynamics of customs payments in forming the income stream of the state budget we are using a cyclic approach that is discussed as a methodological alternative to other approaches. It has been proven through arguments that there is a positive direct dependence between changes of customs duties and domestic prices, but this dependence is not always directly proportional. Keywords: a cyclic approach, international activity, the national/domestic economy, competitiveness, customs duties, a state budget, modernization, globalization.
Пополнение доходной части бюджета является одной из важнейших функций Таможенной службы России не только в общепринятом формате выполнения фискальной функций таможенными структурами. Значимость пополнения бюджета РФ за счет налогообложения внешнеэкономической деятельности для России, являющейся экспортоориентированной страной в основном в сырьевом секторе, существенно возрастает с учетом выполнения Таможенной службой регулирующей (регуляторной) функции таможенных платежей [1-20]. Грамотное применение возможностей регулирования объемов и направлений движения экспортных (импортных) товарных потоков посредством ставок, видов, форм и механизмов таможенных платежей, глубины их дифференциации может способствовать решению проблем экономического развития, модернизации и повышения конкурентоспособности российской экономики.
1 Исследование проведено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 15-02-00436а).
Омарова З.К., Зоидов Х.К.
МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ _КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ _
Увеличение регулирующего значения таможенных платежей становится крайне актуальным и востребованным в условиях принятия правил международной торговли в рамках членства в ВТО, основным требованием которой является либерализация условий внешнеторговой деятельности. [9-13] В данном контексте совершенствование деятельности таможенной службы РФ требует серьезного форматирования, в основу которого должны быть положены принципы ситуационного стимулирования экспортных и импортных потоков в разрезе регионов и отраслей таким образом, чтобы растущие объемы экспорта формировались за счет увеличения доли продукции с большей глубиной переработки, что компенсировало бы снижение поступлений таможенных платежей от снижения ставок, уменьшения объемов поставок и изменения структуры внешнеторговых операций.
С момента создания ФТС преимущественно выполняет фискальную функцию, так как именно поступление таможенных сборов и платежей позволяют покрыть растущие расходы государственного бюджета. Поэтому основными критериями эффективности ФТС являются показатели выполнения плана сбора платежей, совершенствование администрирования деятельности таможенных структур, направленных на осуществление правоохранительной и фискальной функций.
Соотношение темпов роста таможенных платежей и величины торгового оборота свидетельствует о фискальном характере таможенных платежей. Подобная фискальная направленность вполне обоснована в период трансформации и рыночных преобразований экономики. Оправданность фискальной направленности характеризует низкий потенциал конкурентоспособности экспорта и необходимость защиты внутреннего рынка. К сожалению, указанные характеристики российского экспорта и уровня конкурентного потенциала экономики и сегодня остаются на низком уровне, что по логике требует продолжения фискально-протекционистской политики регулирования ВЭД. Однако затянувшийся период государственной защиты национальных производителей обуславливает низкую инновационность и активность отечественных производителей, привыкших к ограничению внешней конкуренции, что требует выработки стимулирующей стратегии инновационного роста. В рамках данной стратегии вступление в ВТО, сопровождающееся снижением таможенных тарифов, может стать таким стимулом, если эффективно использовать их регуляторную функцию и посредством дифференциации проводить стимулирующую рост технологичности продукции протекционистскую политику по отношению к отечественным производителям.
Значительная доля поступлений от внешнеэкономической деятельности свидетельствует о высокой зависимости экономики РФ от внешнеторговой деятельности, характер и структура которой определяет степень конкурентоспособности экономики.
Анализ структуры таможенных платежей позволит полнее раскрыть сущность действующей системы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в России. Прежде всего, следует отметить, что характер таможенных платежей всецело зависит от структуры налогооблагаемой базы. Поэтому оценка структуры таможенных платежей в разрезе импортных и экспортных операций дает возможность оценить фискальный потенциал внешнеторговых операций [9-13, 20].
Характер динамики экспортных и импортных таможенных платежей, собранных ФТС РФ в 2000-2014 годах, полностью отражает основные тренды развития внешнеторговых операций и не дает оснований для характеристики таможенно-тарифной политики. Большую информацию о характере и влиянии таможенно-тарифной политики на экономику содержит анализ структуры таможенных платежей по их видам. На конец 2014 года в РФ действовали следующие виды таможенных платежей, законодательно закрепленных в Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) и Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ). Внутренняя структура таможенных платежей определена в п. 1 ст. 70 ТК ТС, п. 1 ст. 70 ТК ТС, а также в п. 1 ст. 318 ТК РФ) [1, 17, 19]:
- ввозная (импортная) и вывозная (экспортная) таможенные пошлины;
- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
- акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС;
- таможенные сборы.
В соответствии с п. 2 ст. 70 ТК ТС специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины. Также специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины представляют отдельный предмет регулирования федерального закона РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», закона РФ «О таможенном тарифе» (ред. от 08.12.2010) и относятся к особым видам пошлин.
В целом характер развития таможенных платежей в России имеет тенденцию к снижению ставок тарифов, что приобрело актуальность после вхождения в ВТО. На сегодня уровень российских ставок приближен к мировым и перестал носить протекционистский характер; сократился удельный вес специфических ставок таможенной пошлины; происходит постепенное снижение величины ставок импортных (ввозных) пошлин, что и вызывает беспокойство отечественных производителей.
Тенденции либерализации тарифного регулирования посредством снижения ставок таможенных пошлин и сокращения видов таможенных платежей в РФ приводят к снижению поступлений в государственный бюджет от таможенных платежей, что требует разработки новой компенсационной таможенно-тарифной политики. Источников покрытия снижающихся объемов таможенных платежей два:
1. Увеличение налогооблагаемой базы (рост объемов экспортных и импортных поставок, оптимизация их структуры с целью сохранения положительного торгового баланса).
2. Совершенствование таможенно-тарифного регулирования ВЭД РФ (политика глубокой дифференциации таможенных платежей по видам, тарифной ставке, позициям и субпозициям в товарной группе по ТН ВЭД, по видам отраслевой и географической дифференциации платежей, введением компенсационных неналоговых выплат и т. п.).
Рост величины таможенных сборов и иных платежей за период 2000-2014 годов обусловлен ростом общего объема внешнеторговых операции РФ. Эти виды платежей носят административный характер и в основе своей представляют фискальные сборы, образующие собственные доходы таможенных органов. К ним относятся таможенные сборы за оформление, хранение товаров, перемещающихся через таможенную границу РФ, различные лицензионные сборы и т. п., поэтому их влияние на пополнение доходной части государственного бюджета России и внешнеторговые операции несущественно. Скорее, оно влияет на эффективность самой Таможенной службы и имеет функцию регулирования входного административного барьера в процедуре таможенной очистки товаров.
Динамика таможенных платежей показывает увеличение роли вывозных таможенных пошлин в формировании доходной части государственного бюджета, что обусловлено высоким коэффициентом зависимости российской экономики от величины экспортных торговых операций. Подобная зависимость от одного вида таможенных платежей формирует зависимость бюджета от неуправляемых факторов внешнего рынка, что делает крайне уязвимым всю систему государственных финансов. При этом практического воздействия результатов деятельности самой таможенной структуры на уровень сбора экспортных пошлин не наблюдается [213, 16].
Среди различных видов таможенных платежей наибольшее влияние на активность и объемы внешнеторговых операций в основном оказывают ввозные таможенные пошлины. От ввозных пошлин зависят уровень и динамика национальных цен. Широко распространено мнение, что уровень пошлин оказывает прямое влияние на уровень национальных цен, что между ними существует прямая пропорциональная зависимость: снижение пошлин приводит к снижению внутренних цен, а повышение их — к росту цен. На самом деле между таможенными ввозными пошлинами и ценами существуют весьма сложные связи и количественные зависимости.
Во-первых, ввозные пошлины являются тем элементом цены, который служит базой для расчета ряда других элементов цены: акциза, НДС, оптово-сбытовых и торговых наценок. Эти элементы цены изменяются, как правило, прямо пропорционально изменению ставок ввозных пошлин. Но под влиянием спроса и предложения пропорции между изменением пошлин и изменением этих элементов цены могут быть нарушены:
Омарова З.К., Зоидов Х.К.
МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ _КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ _
- при благоприятном для продавцов соотношении между спросом и предложением рост цен может опередить рост пошлин и прочих элементов цены, базой для расчета которых являются пошлины;
- при превышении предложения над спросом рост внутренних цен может быть минимальным и не обеспечивать роста зависящих от пошлин элементов цены пропорционально росту пошлин.
Следовательно, прямая зависимость между изменениями пошлин и внутренних цен, несомненно, существует, но она не всегда принимает форму прямой пропорциональности.
Во-вторых, ввозные пошлины влияют на объемы импорта национального производства, на баланс спроса и предложения. Это влияние зависит от ряда факторов и принимает сложные формы, что может быть обусловлено спецификой производства и реализации товаров.
Например, некоторые товары могут не производиться в стране, и потребность в них обеспечивается исключительно за счет импорта. Уровень пошлин и их изменение влияют на размеры импорта и, соответственно, на баланс спроса и предложения. Но в большинстве случаев импортируемый товар производится также и на национальных предприятиях внутри страны.
Таможенные пошлины влияют на спрос и предложение двояко. Они регулируют масштабы ввоза и вместе с тем оказывают влияние на динамику внутреннего производства. При оценке влияния ввозных пошлин на внутренние цены надо принимать во внимание оба эти фактора.
В-третьих, уровень пошлин оказывает влияние и на динамику внутренних издержек производства товаров. Динамика ввозных пошлин влияет на объем внутреннего производства, определяя тем самым влияние эффекта масштаба производства (единичного, мелко-, средне-, крупносерийного или массового) на динамику внутренних издержек. Этот фактор имеет исключительно важное значение при оценке влияния пошлин на состояние внутреннего производства и его эффективность, от которых в конечном счете зависят национальные издержки и цены.
Литература
1. Аналитический отчет Комиссии Таможенного союза «Об итогах внешней и взаимной торговли государств — членов Таможенного союза в 2011 году». — URL: http://www.tsouz.ru/db/stat/Pages/default.aspx.
2. Борталевич С. И., Логинов Е. Л., Омарова З. К. Стратегическое управление распределенными объектами в условиях самоорганизованной критичности внешней среды. Учебное пособие. — М.: ИПР РАН, 2015. — 202 с.
3. Дохолян А. С. Особенности потребительского поведения россиян в разрезе макрорегионов и социально -доходных групп / А. В. Ярашева, Ю. В. Бурдастова, А. С. Дохолян // Региональные проблемы преобразования экономики. — № 7. — 2014. — C. 27-35.
4. Дохолян С. В. Стратегический подход к формированию и реализации региональной социально-экономической политики // Экономика и предпринимательство. — № 9. — 2013. — С. 139-144.
5. Дохолян С. В. Управление устойчивым развитием территориальных социально-экономических систем мезорегиона // Экономика и предпринимательство. — № 6. — 2011. — С. 14-22.
6. Единое экономическое пространство (ЕЭП) — экономическая и политическая интеграция трех государств СНГ: России, Казахстана и Белоруссии. — РИА «Новости», 29.12.2011. URL: http://m.ria.ru/ spravka/20120101/529308191.html.
7. Зиядуллаев Н. С. Евразийский экономический союз: вызовы и императивы // Мир перемен. — 2015. — № 1. — С. 149-164.
8. Зиядуллаев Н. С. Формирование Евразийского экономического союза: риски и шансы в период турбулентности //Российский внешнеэкономический вестник. — 2015. —5. С. 3-18.
9. Зоидов К. X. Моделирование циклической динамики структурных изменений в экономике стран постсоветского пространства. Часть I // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2013. — № 4 (38). — С. 326-341.
10. Зоидов К. X. Совершенствование механизмов регулирования инфляционно-инвестиционных циклов в современной экономике // Актуальные проблемы экономики, права и социологии. — М.: ИПР РАН, Фонд поддержки ученых, 2013. — C. 108-131.
11. Зоидов К. X., Ионичева В. Н., Кобил Ш. Моделирование опыта участия в ВТО стран постсоветского пространства в условиях интеграции в рамках ЕАЭС и нестабильности. Часть I // Региональные проблемы преобразования экономики, 2015. — № 2 (52). — С. 97-116.
12. Зоидов К. X., Ионичева В. Н., Кобил Ш. Моделирование опыта участия в ВТО стран постсоветского пространства в условиях интеграции в рамках ЕАЭС и нестабильности. Часть II // Региональные проблемы преобразования экономики, 2015. — № 3 (53). — С. 87-105.
13. Зоидов К. X., Омарова З. К., Петросянц Д. В. Формирование механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях Евразийской интеграции и глобализации в рамках ВТО. Международная экономическая интеграция с участием российской федерации: опыт, проблемы, перспективы развития /Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 29-30 января 2015 года / Под ред. чл.-корр. РАН В. А. Цветкова. — М.: ЦЭМИ РАН / ИПР РАН, 2015. — С. 125-131.
14. Нужна госпрограмма // Транспорт России. — № 17. — 26 апреля 2012 года [Электронный ресурс]. — М., 2012. Режим доступа: http://www.transportrussia.ru/transportnaya-politika/nuzhna gosprogramma.html., свободный. — Загл. с экрана.
15. Омарова З. К., Зоидов X К. Развитие мирохозяйственных отношений и механизмов международной экономической интеграции // Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития. Секция 2 / Материалы III Международного форума. Москва, 21-22 октября 2014 года / Под ред. член-корр. РАН В. А. Цветкова. — М.: ИПР РАН, 2014. — С. 485-489.
16. Сагидов Ю. Н. Основные позиционные установки эффективной инвестиционной политики // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2005. — № 1-2. — С. 2-11.
17. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России // Таможенная служба РФ в 2011 году [Электронный ресурс]. — М., 2011. — Режим доступа: http://www.customs.ru., свободный. — Загл. с экрана.
18. Титаренко М. Л. Россия и ее азиатские партнеры в глобализирующемся мире. Стратегическое сотрудничество: проблемы и перспективы. — М.: ИД «ФОРУМ», 2012. — 544 с.
19. ФТС РФ [Электронный ресурс]. — М., 2011. Режим доступа: in-dex.php?option=com_content&view http://www.customs.ru., свободный. — Загл. с экрана.
20. Цветков В. А., Зоидов К. X. и др. Администрирование внешнеторговых грузопотоков // Труды ЭАЦ «Модернизация». — Вып. 7. М.: ЭАЦ «Модернизация», 2013. 480 с.
References:
1. The analytical report of the Commission of the Customs Union On the results of external and mutual trade of states — members of the Customs Union in 2011. URL: http://www.tsouz.ru/db/stat/Pages/default.aspx.
2. Bortalevich S.I., Loginov E.L., Omarova Z.K. Strategic management of distributed objects in a self-organized criticality of the environment. Tutorial. M: MEIRAS, 2015. 202 p.
3. Doholyan A.S. Peculiarities of consumer behavior in the context of macro-regions and socio-income groups / A. V. Yarasheva, Y. V. Burdastov, A.S. Doholyan // Regional problems of transformation of economy. No. 7. 2014. P. 27-35.
4. Doholyan S.V. Strategic approach to the formation and implementation of regional socio-economic policy // Economics and entrepreneurship, No. 9. 2013. P. 139-144.
5. Doholyan S.V. Management of sustainable development of territorial socio-economic systems of the region // Economics and entrepreneurship. No. 6. 2011. P. 14-22.
6. Common Economic Space (CES) is the economic and poly-Atlantic integration of three CIS states: Russia, Kazakhstan, andBe-Lorusso. RIA Novosti, 29.12.2011. URL: http://m.ria.ru/ spravka/20120101/529308191.html.
7. Ziyadullaev N.S. Formation of the Eurasian Economic Union: risks and chances in the period of turbulence // Russian Foreign Economic Herald. 2015. No. 5. P. 3-18.
8. Ziyadullaev N.S. Eurasian Economic Union: Challenges and Imperatives // The world changes. 2015. No. 1. P 149-164.
9. Zoidov K.Kh. Improving the mechanisms for regulating inflation-investment cycles in the modern economy. Proc. Actual problems of economics, law and sociology. M.: MEI RAS Foundation for Scholars, 2013. P. 108131.
10. Zoidov K.Kh. Simulation of cyclical dynamics of structural changes in the economies of the former Soviet Union. Part I //Regional problems of transformation of the economy. 2013. No. 4 (38). P. 326-341.
11. Zoidov K.Kh. Omarova Z.K., Petrosyants D.V. Formation of mechanisms of regulation offoreign economic activity in the context of the Eurasian integration and globalization in the WTO. International economic integration with the participation of the Russian Federation: experience, problems and prospects of development / Proceedings of the international scientific-practical conference. Moscow, 29-30 January 2015 / Ed. corr. RAS VA Tsvetkov. M: CEMI RAS /IPR RAS, 2015. P. 125-131.
12. We need a state program. Transport of Russia. No. 17. April 26, 2012. URL: http://www.transportrussia.ru/ transportnaya-politika/nuzhna gosprogramma. html.
13. Omarova Z.K., Zoidov Kh.K. The development of global economic relations and mechanisms of international economic integration. Russia in XXI century: global challenges and prospects for development. Section 2 / Proceedings of the Third International Forum. Moscow, 21-22 October 2014, ed. Corresponding Member. RAS VA Tsvetkov. M.: MEI RAS, 2014. P. 485-489.
14. Reference materials for the meeting of the board of the FCS of Russia. Customs Service of the Russian Federation in 2011. URL: http://www.customs.ru.
15. Titarenko M.L. Russia and its Asian partners in a globalizing world. Strategic cooperation: problems and prospects, M.: Publishing House Forum, 2012. 544 p.
16. Sagidov Yu. Basic positional installation of an effective investment policy // Regional problems of transformation of economy. 2005. No. 1-2. P. 2-11.
17. FCS. URL: in-dex.php? Option = com content & view http://www.customs.ru.
18. Tsvetkov V.A., Zoidov K.Kh., et al. Administration of foreign trade cargo flows. Proceedings of the EAC Modernization. Vol. 7. M.: EAC Modernization, 2013. 480 p.
19. Zoidov K.Kh., Ionicheva V.N., Kobil SH. Modeling experience of participation in the WTO post-Soviet countries in terms of integration within the EAEU and instability. Part I // Regional problems of economic transformation, 2015. No. 2 (52). P. 97-116.
20. Zoidov K.Kh., Ionicheva V.N., Kobil S.H. Modeling experience of participation in the WTO post-Soviet countries in terms of integration within the EAEU and instability. Part II // Regional problems of economic transformation, 2015. No. 3 (53). P. 87-105.