Джу О.С.,
преподаватель, Донской банковский колледж E-mail: [email protected]
МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ФИНАНСОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
В работе исследован процесс эволюции и смещения фокуса концепции устойчивости бюджетной системы по мере ее перехода от развивающихся стран к развитым странам. Автором выделены три измерения устойчивости бюджетной системы: платежеспособность, рост и стабильность и проанализированы через призму бюджетной системы РФ. В результате автор пришел к выводу, что бюджетная система РФ неустойчива и предложил механизмы и рекомендации по регулированию процессов финансовой интеграции для решения данной проблемы.
Ключевые слова: механизм регулирования, процессы финансовой интеграции, устойчивость, бюджетная система, современная Россия.
Dzhu O.S.
MECHANISMS OF PROCESS OF FINANCIAL INTEGRATION REGULATION FOR BUDGET OF RF SUSTAINABILITY PROVISION
The paper studied the evolution and shift in focus the concept of sustainability as its fiscal system transition from developing countries to developed countries. The author identifies three dimensions of sustainability budgetary system: the solvency, growth and stability, and analyzed through the prism of the budget system. As a result, the author has come to the conclusion that the Russian budget system is unstable and proposed mechanisms and recommendations on financial integration processes of regulation to address the problem.
Keywords: mechanism of regulation, processes of financial integration, sustaina-bility, budgetary system, the modern Russia.
Финансовая глобализация и интеграция, представляющие собой процесс снижения и устранения препятствий на пути свободного движения капитала в рамках мировых финансовых рынков [6], стали катализатором для усиления и распространения по всей мирохозяйственной системе кризиса, возникшего в результате системного шока на рынках капитала промыш-ленно развитых стран [7], который впоследствии привел к всемирной финансово-экономической депрессии [4]. Это послужило основанием для активизации научной и политической дискуссии по вопросам установления и поддержания глобальной финансовой стабильности [1], формирования новой финансовой архитектуры и координации денежно-кредитной политики [10], в центре внимания которой находится проблема регулирования процессов финансовой интеграции в целях обеспечения устойчивости бюджетной системы [9].
Если до глобальной экономической рецессии, начавшейся в 2008 г., финансовая устойчивость оставалась проблемой только для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, для которых характерны зарождающиеся рынки капитала, рост государственного долга (включая муниципальный долг) и высокая доля государственного сектора в экономике, что делало их уязвимыми к циклическим нарушениям и финансовым потрясениям, то в последнее время беспокойство по поводу финансовой устойчивости распространилось и на развитые страны, заинтересованные в поддержании своего стабильного финансового положения в течение длительного периода.
В переходе от развивающихся стран к развитым странам фокус финансовой устойчивости сместился от ближайшей перспективы на далекое будущее, и под ней стало пониматься поддержание экономического благосостояния для будущих поколений. Важно заметить, что устойчивость бюджетной системы - это нечто
большее, чем просто проектирование ее будущего состояния - речь идет о разработке и проведении соответствующей бюджетной политики, а также необходимости создания и применения новых инструментов для оценки состояния государственной бюджетной системы, поскольку обычные инструменты не могут справиться с данной задачей. Это определило постановку цели исследования, которая заключается в разработке перспективных механизмов регулирования процессов финансовой интеграции в целях обеспечения устойчивости бюджетной системы РФ.
Переход к долгосрочному горизонту расширил границы концепции устойчивости бюджетной системы. Этот термин сохранил свое первоначальное значение в качестве меры платежеспособности государства, а также приобрел несколько аспектов, связанных с регулированием бюджетов, которые не испытывают никаких трудностей с выполнением текущих обязательств. Современный анализ устойчивости фокусируется на финансовых условиях, которые могут замедлить экономический рост из-за роста налогового бремени и перенесения значительных расходов по выплате процентов и основного долга по государственным кредитам и займам на будущих налогоплательщиков.
Новая концепция устойчивости бюджетной системы отражает обеспокоенность тем, что государство накапливает долгосрочные обязательства, которые не появляются в текущих бюджетах или балансах, но могут поставить в невыгодное положение будущие поколения. Расширенное понятие устойчивости позволяет сформулировать определение ответственного управления бюджетной системой, отложенные негативные последствия которого не должны проявляться в будущем. В соответствии с этим в данном исследовании выделяются три измерения устойчивости:
-платежеспособность: способность государства покрывать свои финансовые обязательства;
-рост: содействие бюджетной политики экономическому росту;
-стабильность: способность покрытия будущих обязательств с помощью текущего уровня налогового бремени.
Следует отметить: несмотря на то что они разделены в данной работе для проведения анализа, на практике они, как правило, представляют собой совокупность и формируют общую систему. Рассмотрим данные измерения по отдельности более подробно через призму бюджетной системы РФ.
Платежеспособность считается
наиболее распространенной проблемой в странах с формирующимся рынком, особенно в тех, где государственные расходы превышают доходы. В сочетании с недостаточной налоговой базой это приводит к увеличению государственного долга (включая муниципальный долг). В условиях циклического спада или финансового кризиса в этих странах происходит «бегство капитала», из-за чего валюта падает в цене, и государство вынуждено брать новые долги под очень высокие процентные ставки, в то время как совокупный объем заимствования становится больше, чем размер государственных доходов.
Следует подчеркнуть, что платежеспособность может быть проблемой в любой стране, которая берет на себя чрезмерную задолженность. Несмотря на низкую вероятность оттока капитала в обозримом будущем, развитые страны иногда склонны к долговому финансированию текущих обязательств в ответ на политическое давление или из уверенности, что они могут это себе позволить, что снижает устойчивость их валютного курса.
Платежеспособность в бизнесе обычно измеряется по отношению к чистой стоимости активов предприятия. Однако этот метод трудно применить к государству, потому что оно, как правило, не представляет всестороннего баланса, который охватывает все обязательства и активы. Кроме того, чистая стоимость является недостоверной мерой в отношении государства, поскольку она не включает в себя право получать дополнительную прибыль за счет повышения налогов. Она также не включает стоимости будущих пенсионных
обязательств. В лучшем случае балансы национальных правительств представляют неполную, но тем не менее полезную информацию о финансовом состоянии.
Согласно официальным данным Министерства финансов Российской Федерации 1.01.2016 г. объем государственного долга России составлял 10630 млрд. руб. [3]. Объем доходов федерального бюджета на эту дату составлял 2014 г. (отчет) -14496,9 млрд. рублей, 2015 год (оценка) -13251,3 млрд. рублей [8], 2016 г. - 15795,5 млрд. рублей, 2278,9 млрд. руб. [11]. Следовательно, для покрытия долга необходим практически годовой доход федерального бюджета. Это свидетельствует о низкой платежеспособности бюджетной системы РФ.
Устойчивый рост является одной важнейших целей развития современных экономических систем. Считается, что он достигается, когда прирост ВВП составляет более 5% в год при условии, что дефицит федерального бюджета не превышает 3% от ВВП [2], а государственный долг составляет менее 60% от ВВП. Таким образом, расширенное понятие финансовой устойчивости включает в себя условие о том, что государство должно управлять своими финансами осмотрительно, с тем чтобы обеспечить дальнейший рост экономики.
В соответствии с этим долгосрочная финансовая цель современной России заключается в обеспечении стабильности государственных финансов, способствующей экономическому росту. В этом свете бюджетная политика, приводящая к снижению уровня и темпа роста ВВП, является неприемлемой. Логика этого аргумента с точки зрения устойчивости звучит следующим образом: лучшим способом погашения текущих обязательств является наличие надежной экономики, которая снабжает государство дополнительным доходом в виде дивидендов от экономического роста.
В случае если дефицит федерального бюджета и его долг возрастут и/или снизится уровень и темп роста ВВП, дивиденды от будущего роста экономики будут
меньше или исчезают вовсе, и государство не сможет покрыть свои обязательства. Это позволяет утверждать о том, что риск неустойчивости финансов значительно возрастает, если государство наращивает объем совокупного долга и его расходы превышают доходы. Это обусловливает необходимость совершения бюджетного маневра, который должен быть связан преимущественно с увеличением способствующих росту расходов (к примеру, направить дополнительные инвестиции в развитие сферы науки и образования), чтобы служить стимулирующим, а не сдерживающим механизмом в развитии экономики России.
В то же время поддержание стабильного экономического роста путем обеспечения сбалансированности федерального бюджета противоречит экономической доктрине развитых стран, которая, как правило, рассматривает дефицит федерального бюджета в качестве управляемого рычага и выгодной возможности увеличения уровня и качества жизни населения и полномасштабного проведения государственной политики, независимо от объема доходов бюджета. Поэтому переход к реализации концепции устойчивости бюджетной системы предполагает смену восприятия бюджета:
-от заявления о политике на ближайший год (или несколько лет) непосредственно перед его составлением к стратегическому плану будущего государственного финансового потенциала;
-от инструмента расширения возможностей государства к сдерживающему и стабилизирующему фактору.
Обозначенные сдвиги соответствуют изменениям в современных политических настроениях. Уверенность в способности государства поддерживать рост путем взимания налогов и увеличения расхода все больше ослабевает. Кроме того, признание того, что финансирование государственных расходов должно осуществляться в виде трансфертных платежей, субсидирующих потребление, ослабило аналитическую поддержку экспансионистской политики, которая еще недавно была популяр-
на. В 2015 г. Дефицит федерального бюджета составил 1520 млрд. руб. [5], это 1,9% ВВП, а федерального долг составил 13,15% от ВВП [3]. Однако наблюдалось снижение уровня ВВП на 3,7% [10]. В связи с этим в РФ не происходит устойчивый рост экономики.
Стабильность налоговой системы становится доминирующей целью фискальной политики во многих странах ОЭСР. Сбалансированный бюджет в среднесрочной перспективе, учитывая достаточную степень стабильности в общей налоговой нагрузке, представляет собой одно из ключевых требований к устойчивости финансовых механизмов. Это предполагает, что доля государственных доходов от ВВП должна оставаться постоянной, а также налоговое бремя не должно повышаться.
В течение второй половины 20-го века и начала 21-го века налоговое бремя возрастало по мере увеличения ВВП по всей зоне ОЭСР, а также в России. Во многих странах было принято считать, что, образованная рабочая сила, эффективная транспортная система, безопасность доходов, а также другие социальные блага, предоставляемые государством, создают благоприятные условия для экономического роста. Налоги были той ценой, которую платили домашние хозяйства и предпринимательские структуры за доступ к этим государственным услугам, обеспечивающим рост уровня жизни.
Сегодня рост налогов сопровождается уменьшением доверия и снижением уверенности в работе государства. Концепция устойчивости стремится удержать рост налогов путем определения налоговой стабильности в качестве основной цели фискальной политики. По официальным данным Министерства финансов Российской Федерации, в РФ налоговое бремя возросло с 10% в 2010 г. до 13% в 2015 г. [12], что является негативной тенденцией с точки зрения стабильности налоговой системы.
Проведенный структурно-
функциональный анализ бюджетной системы РФ показал, что она не соответству-
ет большинству критериев устойчивости. Тем не менее к настоящему времени в России осуществлен переход к формированию бюджетов на 3 года, что свидетельствует о смене восприятия бюджета от инструмента краткосрочного регулирования в сторону инструмента долгосрочного регулирования.
Это отражает противоречивое влияние на нее процессов финансовой интеграции: одновременно и позитивное, и негативное и свидетельствует о необходимости регулирования данных процессов. Для минимизации негативного такого влияния и максимизации положительного эффекта от финансовой интеграции в данной работе предлагаются два перспективных механизма.
Первый из них направлен на сдерживание процесса оттока капитала из экономики. Он предполагает поддержание благоприятного инвестиционного климата в стране путем обеспечения макроэкономической стабильности, создания офшорных зон, а также улучшения делового климата и укрепления институциональной среды для ведения бизнеса. Действие данного механизма позволит предотвратить снижение курса национальной валюты, приводящее к увеличению государственного долга (включая муниципальный долг).
Второй предлагаемый механизм ориентирован на стимулирование притока иностранных инвестиций в те отрасли отечественной экономики, которые способствуют ее инновационному развитию. Он предполагает предоставление преференциальных условий для размещения иностранных инвестиций в научно-исследовательские проекты и инновационные предприятия, то есть содействие венчурному инвестированию.
Это будет способствовать развитию предпринимательства и повышению его глобальной конкурентоспособности, что обеспечит рост налоговых поступлений в федеральный бюджет, а также снижение и последующее предотвращение возникновения дефицита федерального бюджета. Действие данных механизмов представлено графически на рисунке 1.
Рисунок 1 - Механизмы регулирования процессов финансовой интеграции в целях обеспечения устойчивости бюджетной системы РФ
В данном исследовании также предлагаются дополнительные рекомендации по управление процессом устойчивого развития бюджетной системы РФ в контексте финансовой интеграции:
- расширение базовых бюджетных прогнозов за пределы среднесрочной перспективы и построение долгосрочных бюджетных сценариев;
- постоянная оценка влияния текущих политических изменений на бюджетную систему в долгосрочной перспективе;
- перенастройка финансовых рисков так, чтобы большая часть из них была перенесена на нынешнее поколение.
Таким образом, можно сделать вывод, что в современной России существует высокая потребность в регулировании процессов финансовой интеграции, так как она оказывает негативное влияние на бюджетную систему РФ, снижая ее устойчивость. Использование предложенных механизмов и разработанных рекомендаций по регулированию процессов финансовой интеграции позволит обеспечить устойчивость бюджетной системы РФ, повышая ее платежеспособность, рост и устойчивость.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бирюкова, Е.А. Системный риск в процессе финансовой интеграции на фон-
довом рынке / Е.А. Бирюкова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 15 (306). - С. 50-54.
2. Богославцева, Л.В. Генезис дефиниции «финансовые потоки» с точки зрения эволюции теоретической экономической мысли / Л.В. Богославцева // Финансовые исследования. - 2012. -№ 4 (37). - С. 13-21.
3. Государственный долг Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/ public_debt/subdbt/2016/ (дата обращения: 8.11.2016 г.).
4. Дагаев, А.А. Влияние уровня финансовой интеграции на изменение макроэкономических показателей в условиях кризиса / А.А. Дагаев // Экономические стратегии. - 2014. - Т. 16. - № 10 (126). -С. 46-53.
5. Дефицит бюджета России превысил полтора триллиона рублей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2016/07/13/budget/ (дата обращения: 8.11.2016 г.).
6. Мухин, И.В. Финансовая интеграция и экономическая безопасность России / И.В Мухин, Т.Н. Мустафин // Международная экономика. - 2013. - № 12. - С. 50-54.
7. Паздникова, Н.П. Новшества в оценке бюджетной устойчивости региональных социально-экономических систем / Н.П. Паздникова // Инновационное развитие экономики: тенденции и перспективы. - 2016. - Т. 1. - С. 350-359.
8. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.ru/ common/upload/library/2016/08/main/Maket _PZ_2016-2018_dlya_GAD_0I_i_GRB S_k_ vozvratnomu_raspredel eniu_itog .doc (дата обращения: 1.02.2017 г.).
9. Ронжина, И.А. Механизм сбалансированности финансовых потоков для целей обеспечения финансовой устойчивости бюджетной системы России / И.А. Ронжина, А.И. Пилипенко // Вестник экономической интеграции. - 2013. - № 12 (69). -С. 73-78.
10. Росстат: ВВП России сократился в 2015 г. на 3,7% [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/ articles/67006 (дата обращения: 08.11.2016 г.).
11. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год» от 14.12.2015 № 359 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_190535/ (дата обращения: 1.02.2017 г.).
12. OECD Tax Database [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. oecd.org/tax/tax-policy/tax-database.htm (дата обращения: 8.11.2016 г.).
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Biryukova, E.A. Systemic risk in the process of financial integration in the stock market / E.A. Biryukova // Herald of Chelyabinsk State University. - 2013. - № 15 (306). - pp. 50-54.
2. Bogoslavtseva, L.V. The genesis of the definition of "financial flows" from the perspective of the evolution of the theoretical economic thinking / L.V. Bogoslavtseva // Financial Research. - 2012. - № 4 (37). -S. 13-21.
3. State debt of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/su bdbt/2016/ (date accessed: 8.11.2016).
4. Dagaev A. Influence of the level of financial integration in the change of macroe-conomic indicators in the crisis / A.A. Dagaev // Economic strategies. - 2014. - T. 16. - № 10 (126). - pp. 46-53.
5. The Russian budget deficit exceeded half a trillion rubles [Electronic resource]. -Access mode: https://lenta.ru/news/2016/07/ 13/budget/ (date accessed: 8.11.2016).
6. Mukhin I.V. Financial integration and economic security of Russia / I.V. Mukhin, T.N. Mustafin // International Economics. - 2013. - № 12. - pp. 50-54.
7. Pazdnikova, N.P. Innovation in assessing fiscal sustainability of the regional socio-economic systems / N.P. Pazdnikova // Innovative Economy Development: Trends and Prospects. - 2016. - T. 1. - pp. 350-359.
8. The explanatory note to the draft federal law "On the Federal Budget for 2016" [Electronic resource]. - Access mode: http://minfin.ru/common/upload/library/2016/ 08/main/Maket_PZ_2016-2018_dlya_GAD _OI_i_GRBS_k_vozvratnomu_raspredeleniu _itog.doc (date accessed: 02.01.2017).
9. Ronzhina, I.A. The mechanism of balance of financial flows for the purpose of ensuring financial sustainability of Russian fiscal system / I.A. Ronzhina, A.I. Pylypenko // Bulletin of economic integration. - 2013. -№ 12 (69). - pp. 73-78.
10. Rosstat: Russian GDP declined in 2015 by 3.7% [Electronic resource]. - Access mode: http://www.vestifinance.ru/articles/67006 (date accessed: 8.11.2016).
11. OECD Tax Database [Electronic resource]. - Access mode: http://www.oecd. org/tax/tax-policy/tax-database.htm (date accessed: 8.11.2016).
12. The Federal Law "On the Federal Budget for 2016" dated 12/14/2015 number 359 [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_190535/ (date accessed: 02.01.2017).