Научная статья на тему 'Механизмы регулирования отношений несостоятельности предпринимательских структур в Российской экономике'

Механизмы регулирования отношений несостоятельности предпринимательских структур в Российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР / МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ САНАЦИИ ЭКОНОМИКИ / СУБЪЕКТЫ / ОБЪЕКТ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / INSOLVENCY OF ENTERPRISE STRUCTURES / REGULATION MECHANISMS OF THE ECONOMY REHABILITATION PROCESSES / SUBJECTS / OBJECT AND MEANS OF REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриева Екатерина Игоревна

В статье отражены системы механизмов регулирования отношений несостоятельности предпринимательских структур на различных уровнях управления экономикой: на уровне государства, региональной экономической системы и предприятий (организаций). На основании представленных систем механизмов регулирования процессов санации экономики был предложен совокупный механизм управления несостоятельностью предпринимательских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation mechanisms of insolvency relations of enterprise structures in Russian economy

In this article the author shows the regulation mechanisms of insolvency relations of enterprise structures on different levels, i.e. on the levels of the state, regional economic system and enterprises (organizations). According to the given systems of regulation mechanisms of the economy rehabilitation processes, the joint mechanism of insolvency control of enterprise structures is offered.

Текст научной работы на тему «Механизмы регулирования отношений несостоятельности предпринимательских структур в Российской экономике»

бой потребности делает человека сильным, позволяет ему брать ответственность за свою судьбу исключительно на себя, дает возможность быть архитектором и строителем своей жизни, позволяет быть счастливым, удовлетворенным, жизнерадостным, тем самым внося свой вклад в общественное благосостояние и гармонизацию общества, что особо важно в свете происходящих трансформационных изменений экономических систем.

Итак, экономическая теория на современном этапе должна быть системным описанием взаимосвязей и взаимозависимостей внутри экономической системы, в которой каждый человек способен достигать своих целей, используя практически безграничные собственные возможности. И действительно, ряд экономистов мира уже это осознали. Процитируем повторно блестящее определение экономической науки, данное Фридрихом Август фон Хайеком, уже ставшее эпиграфом к настоящей статье: «... Экономическую науку можно определить как метатеорию - теорию о теориях, создаваемых людьми для уяснения того, как наиболее эффективно обнаруживаются и используются различные средства для достижения всевозможных целей».

1. Хайек Ф. Познание, конкуренция и свобода: Антология соч. СПб., 1999.

2. Абалкин Л.И. Новый тип экономического мышления. М., 1987.

3. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб., 1998.

4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.

5. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

Поступила в редакцию 7.09.2008 г.

Pozdnyakov N.A. New insight in the subject of the economic theory in the current context of nano-economical transformations of economic systems. The modern transformational changes of economy are accompanied with a focusing of researches on a human problem, organization of human process, its knowledge, skills, intellect and creativity into a center of the economic systems, dictate the urgent necessity to look at the economic theory subject at absolutely different angle varying from the traditional approach. Under conditions of the dominating role of human in economy it is inadmissible to categorically state that the resources are limited and the needs are unlimited. It is required to demonstrate the potential of each human to achieve the set goals using practically unlimited own potential.

Key worlds: economic theory subject, unrestrictedness of resources, unrestrictedness of needs.

МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Е.И. Дмитриева

В статье отражены системы механизмов регулирования отношений несостоятельности предпринимательских структур на различных уровнях управления экономикой: на уровне государства, региональной экономической системы и предприятий (организаций). На основании представленных систем механизмов регулирования процессов санации экономики был предложен совокупный механизм управления несостоятельностью предпринимательских структур.

Ключевые слова: несостоятельность предпринимательских структур, механизм регулирования процессов санации экономики, субъекты, объект и инструменты регулирования.

Для преодоления спада производства и экономической несостоятельности предпринимательских структур необходимы механизмы регулирования отношений несостоятельности на различных уровнях управления экономикой: на уровне государства, региональной экономической системы и предприятий (организаций).

Процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и хозяйственную деятельность предпринимательских структур и связанные с ними социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основан на определенных доктринах:

1) формирование благоприятных условий для поддержания экономического разви-

тия и общественной стабильности, защита общенациональных интересов;

2) создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развития конкуренции, стимулирование эффективного экономического роста, поддержание национальных производителей на внешнем рынке и др.

Основными элементами технологии воздействия государства на экономику являются выделение и обоснование функций воздействия, а также определение экономических инструментов и проблем, возникающих при их практической реализации (рис. 1).

Государственное регулирование процессов санации экономики

Средства

государственного

регулирования

1. Административноправовые:

• правовое обеспечение;

• разработка рекомендаций по выходу из кризиса;

• контроль деятельности;

• участие в делах о несостоятельности (банкротстве)

2. Экономические:

• оптимизация налоговой системы;

• госзакупки;

• бюджетные ассигнования;

• реструктуризация задолженности перед бюджетом;

• вложения в уставный капитал предприятия

Формы

государственного

регулирования

долгосрочное регулирование (перманентное стратегическое планирование); антицикличное регулирование;

► краткосрочное регулирование (воздействие на экономику с помощью отдельных административно правовых и экономических методов)

Меры

государственного

регулирования

нормативно-законодательная деятельность (ГК РФ и Закон о банкротстве);

финансовые меры (бюджет, фонды); перераспределение доходов;

налоговое регулирование; государствен ная инвестиционная политика;

* регулирование процедур банкротства

Общие нормы санации Специальные нормы

санации

Ко нъюн кт урное направление: формирование рынка

Структурное направление: реформирование структуры

хозяйства

Социальное направление: решение социальных проблем

Рациональное направление: формирование федеральных

отношении

Рис. 1. Структурная схема системы механизмов государственного регулирования процессов санации экономики

Особенность государственного регулирования экономики через средства, формы и меры воздействия на экономическое поведение участников рынка состоит в разделении всего множества норм на функциональные группы [1]:

1) общесистемные нормы санации, ориентирующие предприятия на самоорганизацию, т. е. механизм выживания на рынке предпринимательских структур при выполнении коммерческих критериев (в т. ч. нормативов функциональной структуры и деятельности предприятий);

2) специальные нормы санации - по сферам рыночной экономики, в частности финансовой сферы (производство товаров и оказание услуг). Подобное выделение сфер обусловлено использованием двух основных подходов (финансовым и кредитноденежным) к достижению главных целей развития экономики.

Таким образом, первым направлением деятельности государства по регулированию национальной экономики является конъюнктурное управление, главной функцией которого выступает формирование рынка.

Обеспечение развития и структурной перестройки экономики представляет второе направление деятельности государства. Формирование структурной политики отличается тем, что любая негативная тенденция может быстро превратиться в главное направление развития экономики. Несовершенство рыночных механизмов, неполнота и не-комплексность институтов рынка, недостаточный опыт государственного регулирования приводят к быстрому возникновению негативных явлений. Подобное положение обусловливает усиление вмешательства государства в экономику.

Третьим направлением деятельности служит выполнение государством социальных функций, прежде всего в области образования, здравоохранения и защиты социально уязвимых слоев населения. Анализ российской практики решения социальных проблем показывает, что проблема сводится к выбору одной из следующих альтернатив: инициировать необходимые для общества изменения, даже если они непопулярны среди населения (например, подорожание товаров и услуг), и тем самым поставить граждан перед необходимостью решать финансовые

проблемы личного бюджета или двигаться в направлении все большего привлечения квалифицированных специалистов к участию в конкретных делах, иными словами, развиваться в направлении замены самостоятельной деятельности граждан работой чиновников. Следует помнить, что недовольные будут всегда, особенно в условиях недостатка средств.

К четвертому направлению относится формирование федеральных отношений. Речь идет, прежде всего, о создании самодостаточных муниципальных образований, роль которых в решении социально-экономических проблем постоянно возрастает [1].

Управление несостоятельностью предпринимательских структур со стороны региональных органов власти необходимо для создания благоприятного инвестиционного климата, повышения международного рейтинга региона. Следует учитывать также, что массовые банкротства сопровождаются негативными процессами: переделом собственности, коррупцией чиновников, криминалом, ростом безработицы, социальной напряженности в обществе. Органами власти субъекта Федерации должна быть выработана стратегия проведения структурной политики в отдельных секторах экономики, включая внешнеэкономическую деятельность, научно-техническую, финансовую и др. Особое внимание должно уделяться реструктуризации промышленности и сельского хозяйства.

Особую тревогу вызывает число пред-приятий-банкротов в сельскохозяйственной отрасли. Такая ситуация приводит к массовой безработице в сельской местности, к миграции населения из приграничных районов РФ, к критическому уровню угроз экономической и продовольственной безопасности региона. Провалы рынка, а также высокие трансакционные издержки сельскохозяйственных товаропроизводителей выступают основными причинами их теневой деятельности, которая, по оценкам экономистов, является в АПК самой высокой после торговли. К трансакционным издержкам относят издержки заключения контракта, спецификации и защиты прав собственности и защиты от третьих лиц.

Контроль деятельности предпринимательских структур со стороны государственных органов проявляется, прежде всего, в

отслеживании ритмичности и своевременности платежей в бюджет. Однако этого недостаточно для принятия своевременных мер по предотвращению несостоятельности крупных социально и стратегически важных предприятий региона. Органы власти субъектов Федерации должны проводить мониторинг финансового состояния крупных предприятий, осуществлять контроль за их реструктуризацией.

Механизм управления процедурами банкротства на региональном уровне с учетом отмеченных особенностей представлен на рис. 2.

Процедуры банкротства регламентируются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также подзаконными нормативными актами. Одним из самых актуальных аспектов реализации положений закона о банкротстве является обеспечение участия в процедурах банкротства субъектов РФ и органов местного самоуправления и возможность их влияния на ход этих процедур. Уполномоченные органы (управление Федеральной налоговой службы) запрашивают от соответствующего органа исполни-

тельной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления только информацию о задолженности предприятий-банкротов перед бюджетами различных уровней и мнение о введении той или иной процедуры банкротства. При этом вопрос подачи заявления в суд об объявлении предприятия-должника банкротом решается налоговыми органами самостоятельно. То есть налоговые органы заинтересованы в осуществлении фискальной функции, в то время как органы исполнительной власти субъекта заботятся о финансовом оздоровлении и успешной деятельности предпринимательских структур. Действующее законодательство практически полностью исключает возможность формирования собственной политики в сфере банкротства на региональном уровне, оставив только информационное взаимодействие с уполномоченным органом. Очевидно, что влияние органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на ход процедур банкротства необходимо, поскольку именно на региональном и муниципальном уровне сказывается основная масса экономических, социальных и иных последствий применения процедур банкротства [2].

Управление процедурами банкротства на региональном уровне

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Законодательные и судебные органы власти

УВД;

Прокуратура; Арбитражный суд; С аморе гулиру емая организация арбитражных управляющих (СРО)

Проведение процедур банкротства по погашению обязательств перед различными категориями кредиторов

Своевременное предупреждение банкротства социальнозначимых предприятий (организаций)

Органы У полномоченные

исполнительной оргш 1 ы

власти

• Органы местного са- • Управление ФНС;

моуправления • Управление ФРС

Контроль за полной и своевременной уплатой налоговых платежей в бюджет

Рис. 2. Структурная схема системы механизмов управления процедурами банкротства на региональном уровне

Таким образом, для предотвращения возникающих противоречий требуется слаженная организация взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти, основополагающим моментом должно стать своевременное предупреждение процедур банкротства (в особенности стратегических и градообразующих). Как только предприятие начинает испытывать финансовые трудности, его деятельность должна попадать под контроль органов власти субъекта и органов местного самоуправления с целью восстановления платежеспособности должника, сохранения рабочих мест, недопущения социальных конфликтов и улучшения экономической ситуации региона в целом.

Безусловно, важной целью государственного регулирования национальной экономики является формирование системы конкурентных отношений среди предпринимательских структур. Однако необходимо отметить, что формирование механизма конкуренции для решения определенных задач представляется сложной проблемой.

В современных условиях, когда еще не сложилась позитивная практика создания механизмов конкуренции в отдельных сферах экономики, решение вопросов финансового оздоровления предприятий требует иного подхода. Ключевыми моментами для этого подхода являются, с одной стороны, комплекс мер, направленных на формирование предприятий и соответствующей инфраструктуры, с другой - специальные нормы и процедуры санации предприятий с подобной направленностью основной деятельности.

Системное представление о содержании работ по управлению процессом санации на уровне предприятий (организаций) дает структурная схема (рис. 3).

Развитие предприятия соответствует стратегиям роста или стабильности. Планирование, организация и мотивация осуществляются по традиционным схемам управления с применением превентивных мер, направленных на устранение выявленных единичных отклонений. Цель принятия превентивных мер - придание управлению предприятием антикризисного характера для предотвращения возможного перехода предприятия в предкризисное состояние.

В состав превентивных мер входят меры финансовой стабилизации и меры санации. В основе мер финансовой стабилизации лежат меры по устранению неплатежеспособности, использующие принцип «отсечения лишнего», и меры по восстановлению финансовой устойчивости, в числе которых оптимизация структуры капитала, активов, денежных источников, инвестиций. Цель принятия мер финансовой стабилизации - вернуться в нормальное финансовое состояние (максимум) или остаться в предкризисном финансовом состоянии (минимум).

В свою очередь меры санации направлены на улучшения финансово-экономического положения предприятия с целью вернуться в предкризисное финансовое состояние (максимум) или остаться в кризисном финансовом состоянии, не допуская банкротства предприятия (минимум).

Дальнейшее развитие кризиса предприятия при наличии юридических оснований переводит предприятие в разряд несостоятельных с проведением судебных процедур банкротства, в числе которых: наблюдение; финансовое оздоровление, включающее известные меры санации; внешнее управление и мировое соглашение. Цель выполнения данных процедур - восстановление платежеспособности предприятия-должника. При отрицательном результате этих процедур предприятие юридически признается банкротом с открытием конкурсного производства и ликвидацией предприятия [3].

Структурная схема системы механизмов (рис. 3) дает возможность в сжатом виде представить основное содержание, последовательность и взаимосвязь важнейших элементов управления с процессом санации предпринимательских структур в экономике.

Обобщая приведенные выше структурные схемы систем механизмов регулирования процессов санации экономики, как на государственном и региональном уровнях, так и на уровне хозяйствующего субъекта, можно предложить совокупный механизм управления несостоятельностью предпринимательских структур. Схематично данный механизм, с учетом отмеченных особенностей, представлен на рис. 4.

Рис. 3. Структурная схема системы механизмов управления процессом санации предпринимательских структур

В качестве субъектов регулирования несостоятельности предпринимательских

структур выступают государственные органы власти различных ветвей управления (законодательной, судебной и исполнительной), а также уполномоченные органы власти в лице управления Федеральной налоговой службы и управления Федеральной регистрационной службы.

Основные задачи Федерального управления:

1) проведение государственной политики, направленной на предотвращение несостоятельности предприятий;

2) представление интересов государства при решении вопросов, связанных с возбуж-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дением производства по делу о несостоятельности предприятий;

3) оказание помощи предприятиям, имеющим признаки несостоятельности, по восстановлению их платежеспособности;

4) контроль за целевым расходованием средств, выделяемых в форме государственной финансовой поддержки, в т. ч. за возвратностью средств, предоставленных на контрактной основе.

Арбитражные суды и саморегулируемые организации арбитражных управляющих (негосударственные органы) осуществляют

проведение и контроль над процедурами банкротства компаний.

Несостоятельность предпринимательских структур

ЛА

1. Меры финансовой стабилизации:

• устранение неплатежеспособности;

• восстановление финансовой устойчивости(оптимизация структуры капитала, активов, денежных потоков, инвестиций)

2. Меры санации:

• реструктуризация задолженности;

• экономия постоянных оперативных расходов:

• работа с заказчиками и поставщиками:

• санация кадрового потенциала;

• санация инвестиционного потенциала

Рис. 4. Структурная схема совокупного механизма регулирования экономической несостоятельно -сти предпринимательских структур

В качестве объекта регулирования выступает несостоятельность предпринимательских структур, отрицательно сказывающаяся на состоянии экономики в целом.

Данный механизм регулирования содержит меры организационного, нормативноправового и экономического воздействия со

стороны субъектов управления, направленные на защиту предпринимательских структур от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или на ликвидацию их в случае нецелесообразности дальнейшего функционирования.

Итак, какой бы механизм осуществления выхода из финансового кризиса не был осуществлен, основными принципами всегда остаются следующие:

1) учет интересов всех вовлеченных лиц как со стороны кредитора, так и со стороны должника;

2) охрана собственности как таковой, независимо от того, кто будет ее следующим владельцем;

3) недопущение растраты собственности без соответствующего возмещения какой бы то ни было стороной ни должником, ни кредитором, ни судебными исполнителями.

Таким образом, институт несостоятельности предпринимательских структур в настоящее время сводится к перераспределению прав собственности между экономическими агентами так, чтобы, каким бы способом ни распределялась собственность в окончательном варианте, ее совокупная величина после признания банкротства у всех агентов была не меньше, чем до банкротства. Финансовые трудности в целом и банкротство в частности служат своего рода индикаторами «слабости», неэффективности предыдущего распределения прав собственности, сигнализируя о неспособности данного конкретного собственника выполнять свою функцию в экономической системе оптимальным образом. Процесс устранения такого неэффективно функционирующего собст-

венника и замены его теми, кто может справиться с делом наилучшим способом, составляет элемент закономерной эволюции рыночной экономики, является частью ее динамизма, придает ей саморазвивающийся характер, в результате чего экономическая система такого рода сохраняет стабильность в движении.

1. Баринов В.А. Антикризисное управление. М., 2005.

2. Фролова Л.И. Состояние дел в сфере несостоятельности // Арбитражный управляющий. 2008. № 1 (32). С. 18-21.

3. Вишневская О.В. Механизмы антикризисного управления предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 3. С. 105-113.

Поступила в редакцию 3.09.2008 г.

Dmitrieva E.I. Regulation mechanisms of insolvency relations of enterprise structures in Russian economy. In this article the author shows the regulation mechanisms of insolvency relations of enterprise structures on different levels, i.e. on the levels of the state, regional economic system and enterprises (organizations). According to the given systems of regulation mechanisms of the economy rehabilitation processes, the joint mechanism of insolvency control of enterprise structures is offered.

Key words: insolvency of enterprise structures, regulation mechanisms of the economy rehabilitation processes, subjects, object and means of regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.