ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ЭКОНОМИКЕ ТЕРРИТОРИЙ Иванов Н.А. Email: [email protected]
Иванов Николай Александрович — аспирант, кафедра маркетинга, экономический факультет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва
Аннотация: эффективное использование ресурсного потенциала является неотъемлемым условием осуществления всех функций территории и может рассматриваться как важнейшая предпосылка качественного территориального развития. В статье рассматривается значимость эффективной реализации ресурсного потенциала территорий для достижения устойчивого развития. Описывается особенность современных подходов к организации и управлению ресурсным потенциалом. Оценивается роль государства в регулировании ресурсного потенциала территорий. Кратко представлен механизм реализации, который может быть использован в экономике и управлении территорией. Ключевые слова: развитие территории, ресурсный потенциал, ресурсы, человеческий потенциал, устойчивое развитие, стратегия.
MECHANISMS FOR REALIZING THE POTENTIAL OF RESOURCES IN THE TERRITORIAL ECONOMY Ivanov NA.
Ivanov Nikolaj Aleksandrovich — Postgraduate Student, MARKETING DEPARTMENT, FACULTY OF ECONOMICS, M.V. LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: еffective usage of resource potential is very important condition for the implementation of all functions of the territory. It can be considered as the most important prerequisite for qualitative territorial development. The article considers the importance of effective implementation of the resource potential of the territories for achieving sustainable development. The main part of the article is a feature of modern approaches to the organization and management of resource potential. Moreover, the role of the government stakeholders in the resource potential regulating of the territories is assessed in the article. The implementation mechanism is briefly presented; this instrument can be used in the territorial economy and management.
Keywords: development of territories, resource potential, resources, human potential, sustainable development, strategy.
УДК 332.13
Большое значение для стабильного развития территорий имеет наиболее эффективное использование ресурсного потенциала. Важность стратегического управления ресурсами для территории обусловлена тем, что именно ресурсы различных видов лежат в основе создания таких важных элементов национального богатства, как основные фонды. Ресурсы также напрямую участвуют в формировании характеристик социально-экономического территориального развития, к которым относятся валовый внутренний продукт, сумма инвестиций, привлеченных на данную территорию, высокий уровень жизни населения и его занятость.
Ресурсы - это категория многоплановая, включающая все факторы деятельности (материальные и нематериальные), которые позволяют территории осуществлять какие-либо виды деятельности в рамках заранее заданной стратегии развития [4, с. 97]. Ресурсный потенциал представляет собой возможности использования совокупности доступных на данной территории ресурсов для получения каких-либо полезных эффектов. При управлении ресурсным потенциалом территории необходимо помнить, что природно-климатические, экономические, информационные, инфраструктурные, социально-культурные, демографические, политико-правовые, технические и научно-технологические условия сформировались и действовали на территории на протяжении длительного исторического
периода и в значительной мере определяют ныне существующее состояние и тенденции развития территорий.
Каждая территория характеризуется определенным перечнем ресурсов, однако не все ресурсы данной территории имеют для неё равную значимость или потенциал для того, чтобы дать территории устойчивые конкурентные преимущества. Конкурентные преимущества - это преимущества над другими территориями в экономической, технической, организационной и других сферах деятельности, которые позволяют территории успешно преодолевать силы конкуренции и привлекать партнеров, потребителей и туристов [6, с. 39]. Согласно современной теории конкурентной борьбы, одним из видов конкурентных преимуществ как раз являются ресурсные.
Установка уникальных ресурсов в качестве конкурентных преимуществ территории является достаточно сложным вопросом, основательное осмысление которого дает возможность занять устойчивые конкурентные позиции на рынке. Ответ на эти обстоятельства возможно получить, используя модели ресурсного подхода. В рамках ресурсного подхода выделяют четыре главных свойства ресурсов, которые являются особенно важными характеристиками для формирования устойчивого конкурентного преимущества территорий. К ним относятся прозрачность, способность к воспроизводству, мобильность [6, с. 60]. Рассмотрев данный подход, можно сделать вывод о том, что для устойчивости территориального конкурентного преимущества важные ресурсы, которые наделены еще и такими чертами, как: уникальность и редкость, невозможность имитации/замещения, защищенность.
Ресурсное обеспечение стратегического развития территории должно вестись органами власти в соответствующей форме и основываться на четких ресурсных стратегиях, способствующих решению следующих задач:
- определение потребностей территории в ресурсах всех видов на будущее;
- расчет допустимых ограничений использования ресурсов;
- определение «зон стратегических ресурсов», путей наиболее эффективного сбалансированного использования данных ресурсов;
- разработка мероприятий по рациональной транспортировке, хранению и использованию ресурсного потенциала территории;
- использование ресурсов с точки зрения логистического подхода.
Характерная особенность современных подходов к организации и управлению ресурсным обеспечением территорий, прежде всего, заключается в достижении органической взаимосвязи и интеграции многочисленных функциональных видов деятельности, развиваемых на данной территории (торговли, производства, туризма, инфраструктуры и т.д.) в единую сквозную управляющую управленческую систему Концептуальным основой для реализации такого подхода выступает необходимость обязательного соблюдения жестких требований к оптимизации управления совокупностью ресурсных потоков, создаваемые для удовлетворения потребностей территории в ресурсах [3].
В рамках современного подхода к использованию ресурсного потенциала территории необходимо строить ресурсную стратегию на основе изучения конкурентных позиций территории с точки зрения её внутренней уникальности. При этом особый акцент должен быть сделан на определении характеристик ресурсов, позволяющих генерировать устойчивые конкурентные преимущества территории: ресурс должен создавать экономическую ценность и быть редким, трудным для имитации, не заменимым и не свободно доступным на рынке факторов производства [1, с. 10].
Использование ресурсной концепции для территорий основывается на следующих эмпирических обобщениях:
- существуют стабильные системные различия в осуществлении контроля за ресурсами, необходимыми для реализации стратегии развития территории;
- различия между наборами ресурсов ведут к формированию различий в хозяйственных результатах, получаемых территорией по сравнению с конкурентами;
- территории пытаются повысить или максимизировать эти результаты.
В целях реализации эффективного механизма использования ресурсного потенциала территории, ресурсы и способности можно сгруппировать по четырем группам [2, с. 36]:
- стратегически важные, и такие, что являются сильной стороной;
- стратегически важные, и такие, что являются слабой стороной;
- стратегически не важные, но такие, что являются сильной стороной;
- стратегически не важные, но такие, что являются слабой стороной.
Для каждой группы формируются правила, указывающие, что и как необходимо делать, чтобы правильно использовать ресурсы и способности данной территории. Эти правила формализуются в виде стратегических направлений и стратегических инициатив в рамках системы управления территорией - органами исполнительной власти.
При нехватке ресурсов, их ограниченности, высокой стоимости или недоступности на уровне территории важным становится учет ресурсообеспечения каждой предложенной к реализации стратегии территориального развития.
При этом необходимо помнить, что ограниченность ресурсов постоянно растет, что и увеличивает актуальность максимально эффективного использования ресурсного потенциала территории. План использования ресурсов должен быть продуманным и логичным, четким и сбалансированным, чтобы обеспечить оптимальное использование ограниченных ресурсов для территории и её субъектов. Выбор конкретных критериев и показателей, в свою очередь, требует наличия методик формирования каждого из них с учетом особенностей территории.
Совершенствование системы управления ресурсным потенциалом территории требует многих усилий со стороны государственных органов власти и органов местного самоуправления. Прежде всего, надо разработать эффективную региональную политику, что является основой в управлении территорией. Чтобы разработать эффективную систему управления ресурсным потенциалом территории, необходимо выявить факторы негативного влияния на территориальное развитие и пытаться как можно быстрее ликвидировать их с помощью государства и управления «сверху» [1, с. 11].
Следовательно, эффективное управление ресурсным потенциалом территории - важнейшая задача социально-экономического территориального развития, а также основная составляющая территориальной политики. В основе такой экономической политики лежат соответствующие планы социально-экономического развития страны в территориальном разрезе. При этом данные планы определяют направления и мероприятия, финансовые источники, сроки и ответственность за выполнение разработок.
В условиях ограниченности бюджетных и других финансовых ресурсов именно внутренний потенциал территорий следует считать основным ресурсом территориального развития. Стремление к максимально эффективному использованию и дальнейшему увеличению ресурсного потенциала территории представляется одним из главных приоритетов деятельности местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и территориальных общин [4, с. 98].
Стратегия укрепления ресурсного потенциала территории и повышение её конкурентоспособности предусматривает:
- формирование организационных, экономических, нормативно-правовых и кадровых условий для внедрения основных принципов устойчивого территориального развития;
- широкое развитие предпринимательства, прежде всего - малого и среднего бизнеса, так как именно малый и средний бизнес выступает в качестве основного фактора социально-экономического развития территории, служит повышению занятости населения территории, позволяет увеличить поступления в местные бюджеты [1, с. 12];
- укрепление экономической интеграции территории через как можно более эффективную реализацию её конкурентных преимуществ в виде уникального ресурсного потенциала;
- поддержка активного развитию человеческого потенциала через обеспечение условий для социальной и демографической стабилизации, достижение продуктивной занятости населения, развития социальной инфраструктуры;
- совершенствование комплекса мер по охране окружающей среды и более полноценного и эффективного использования природных ресурсов территории, механизмов и инструментов реализации территориальной экологической политики [2, с. 36].
Главными направлениями деятельности центральных и местных органов власти относительно развития ресурсного потенциала территории должны быть реструктуризация экономики, расширения ее отраслевой специализации, создание на современной технологической базе перерабатывающих отраслей промышленности на данной территории, экологизация производства, развитие производственной, транспортной и рыночной инфраструктуры территории, содействие развитию предпринимательства, реализация инновационной политики на данной территории, обеспечение эффективного управления коммунальной собственностью.
Обеспечение всестороннего развития человеческого потенциала территории требует выработки системы мер для их развития. Среди этих мер должны быть совершенствование порядка разработки социальных программ, направленных на решение острых проблем территории, таких как
обеспечение занятости населения, создание новых рабочих мест, а также развитие финансирования отраслей образования, здравоохранения, социальной защиты и культуры.
В современном мире инноваций и быстрого развития технологий необходимо обращать внимание и на нематериальные ресурсы территории. Эта необходимость уже нашла отражение в ряде исследований - например, Дорофеевой А.Е., Ребриной Т.Г., Усковой Т.В. [2, 4, 5]. Так, ресурсный подход в теории стратегического планирования развития территории нашел выражение в -акцентирование динамических способностей как одного из ресурсов. Акцентирование динамических способностей как одного из ресурсов территории выражается через: быстрое возрастание приоритета нематериальных активов; учет возрастающей роли экономии от масштаба; отход от главенства принципа минимизации издержек к принципу создания дополнительной ценности и даже к учету фактор времени в этих бизнес-процессах (скорость разработки и коммерциализации инноваций); относительное снижение важности принципа максимизации доли рынка (ввиду сокращения жизненных циклов продукции и высокой динамики потребностей потребителей) [6, с. 87].
Таким образом, что государственное регулирование ресурсного потенциала территории должно быть ориентировано на инновационный и инвестиционный путь территориального развития.
Итак, результаты устойчивого развития территории зависят от многих факторов, для изучения и оценки которых нужны системный подход и системный анализ. Прежде всего, они зависят от количественных и качественных характеристик ресурсов, технологий, внутренних и внешних факторов. Следовательно, эффективное использование ресурсного потенциала является объективным условием осуществления всех функций территории и может рассматриваться важнейшей предпосылкой эффективного территориального развития. Реализация такого подхода происходит с помощью ресурсной концепции, которая направлена на эффективную реализацию территориального ресурсного потенциала в условиях острой рыночной конкуренции между территориями за партнеров, потребителей и туристов.
Список литературы / References
1. Головина С.Г., Пугин С.В. Ресурсный потенциал - основа устойчивого развития АПК и сельских территорий // Достижения науки и техники АПК, 2015. Т. 29. № 1. С. 9-12.
2. Дорофеева А.Е., Полушкина Т.М. Совершенствование системы управления природно-ресурсным потенциалом территории // Международный студенческий научный вестник, 2017. № 1. С. 32-38.
3. Иванов Н.А. Территориальный маркетинг как источник повышения экономической привлекательности региона // Economics, 2016. № 9 (18). С. 29-37.
4. Ребрина Т.Г. Природно-ресурсный потенциал России как основа экономического развития ее территории // Наука вчера, сегодня, завтра, 2017. № 5 (39). С. 97-102.
5. Ускова Т.В. Социально-экономическое развитие территорий: проблемы эффективности региональной политики / Проблемы развития территории, 2016. № 2. С. 7-18.
6. Ускова Т.В., Ворошилов Н.В., Гутникова Е.А., Кожевников С.А. Социально-экономические проблемы локальных территорий: монография / Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. 196 с.