АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ТРУДОВОЕ ПРАВО
В.И. Стариков
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРВОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА, ПОСТРАДАВШЕГО ВСЛЕДСТВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «МАЯК»
Формирование социальной политики на уровне региона (субъекта РФ) - достаточно новое явление в Российской Федерации. С принятием Конституции 1993 г. субъекты РФ стали самостоятельными носителями социально-экономических отношений. Основополагающая роль, безусловно, принадлежит федеральным исполнительным органам.
Большое значение в механизме социальной защиты граждан, пострадавших от радиации, играют представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, а также муниципальные органы. Существенное влияние на решение данных вопросов оказывают общественные объединения. Так, в ст. 12 Федерального закона «О радиационной безопасности» (1996 г.) сказано, что общественные объединения осуществляют общественный контроль за выполнением норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности. В Федеральном законе от 1995 г. установлено право общественных организаций и граждан на участие в обсуждении проектов законодательных актов и программ в области использования атомной энергии, а также в обсуждении вопросов по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Таким образом, органы государственной власти и органы местного самоуправления, на территории которых предполагается разместить ядерные установки, радиационные источники или пункты хранения, обязаны проводить с участием общественных организаций и граждан обсуждения вопросов по размещению, проектированию и сооружению объектов использования атомной энергии.
Специфика производственного объединения «Маяк» заключается в переработке расщепляющего материала, в качестве неизбежного следствия производства которого образуются три вида радиоактивных отходов: низко-, средне-, высокоактивные (НАРАО, СРАРАО, ВАРАО). В ходе деятельности предприятия произошел ряд радиационных инцидентов и катастроф, приведших к радиоактивному загрязнению субъектов РФ Уральского региона.
Следует отметить, что открытая информация о последствиях деятельности ПО «Маяк» появилась в конце 80-х гг. прошлого века. После аварии 1957 г. руководство Челябинской области обратилось в Совет Министров СССР с просьбой поручить Академии наук СССР оценить экологическую ситуацию в Челябинской, Курганской и Свердловской областях.
В 60-е гг. населенные пункты, прилегающие к реке Тече, были эвакуированы. В 1991 г. вышло распоряжение РП-1283 Президента СССР М.С. Горбачева «Об изучении экологической ситуации в Челябинской области РСФСР». В тот же год был разработан проект Программы неотложных мер по ликвидации последствий деятельности ПО «Маяк» на 1991 - 1992 гг., который послужил правовой основой для начала финансирования реабилитационных работ.
12.10.1991 г. вышло Постановление Совета Министров РСФСР № 529 «О мерах по ликвидации последствий радиоактивного загрязнения в результате деятельности производственного объединения “Маяк” и защите населения от его воздействия», поручившее соответствующим министерствам и комитетам, а также Челябинскому, Курганскому и Свердловскому облисполкомам совместно с Уральским отделением АН СССР до ноября 1991 г. завершить разработку и представить в Совет Министров РСФСР:
1. Проект Государственной программы РСФСР по радиационной реабилитации Уральского региона и мерах по оказанию помощи пострадавшему населению на 1991 - 1995 гг.
2. Проект закона РСФСР «О социальной защите граждан РСФСР, пострадавших в результате радиационных загрязнений».
В рамках данного постановления был подготовлен проект закона о мерах социальной компенсации пострадавшему населению Уральского региона.
В январе 1993 г. Программа была одобрена на Президиуме Совета Министров Российской Федерации и передана в Верховый Совет Российской Федерации.
Группой уральских специалистов был разработан научно обоснованный комплекс мер, направленных на нормализацию экологической и социальной ситуации на загрязненных территориях Уральского региона. От Челябинской области в группу разработчиков входили следующие специалисты: В.В. Пантелеев, Э.М. Кравцова, Л.Г. Стоббе, Б. А. Песков и В. А. Ячменев.
В концепции Программы указывалось, что основными концептуальными целями являются:
- локализация источников и предотвращение возможности дальнейшего радиоактивного загрязнения Уральского региона и сопредельных территорий за счет потенциальных радиационных инцидентов, связанных как с накоплением радиоактивных отходов, так и с перераспределением радионуклидов, поступивших к настоящему времени в природные среды в районе размещения производственного объединения «Маяк»;
- экологическое оздоровление (реабилитация) тех участков загрязненной радионуклидами территории, где сохраняется ограничительный режим в отношении проживания и (или) трудовой деятельности населения;
- дальнейшее развитие системы мониторинга эколого-радиационной обстановки на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
- повышение уровня медицинского обслуживания и охраны здоровья населения, подвергшегося повышенному радиационному воздействию, особенно его критических групп, пострадавших от воздействия ионизирующей радиации в связи с загрязнением среды обитания долгоживущими радионуклидами антропогенного происхождения; снижение дополнительных техногенных нагрузок на облученное население за счет нерадиационных факторов;
- развитие социальной и производственной инфраструктуры, повышение уровня обеспеченности населения пострадавших территорий объектами социальной сферы до средних показателей по областям, снижение социально-психологической напряженности (социально-экономическая реабилитация пострадавших территорий).
Для достижения каждой из этих целей предусматривается осуществить комплекс соответствующих мероприятий
Снижение риска повторения крупномасштабного радиоактивного загрязнения территорий и радиационных аварий, связанных с ранее накопленными радиоактивными отходами, в том числе депонированных в природных средах, обеспечивается следующими крупномасштабными мерами:
- ликвидация озера Карачай, локализация загрязненных подземных вод;
- перевод высокоактивных жидких отходов в отвержденное состояние, удовлетворяющее требованиям длительного безопасного хранения;
- сокращение объемов накопленных и вновь образующихся радиоактивных отходов;
- обеспечение безопасности каскада промышленных водоемов-хранилищ низко активных отходов.
Главное внимание в настоящей Программе сосредоточено на вопросах смягчения и преодоления неблагоприятного воздействия радиационного фактора на человека и природную среду. Вместе с тем в ней также сформулированы основные требования и определены мероприятия по ограничению воздействия общеэкологического загрязнения.
При расчетах затрат на радиационную и экономическую реабилитацию территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, а также социальнопсихологическую реабилитацию населения учтены и расходы, связанные с ограничением неблагоприятного воздействия на общеэкологическое состояние этих территорий других факторов.
В Программе предусмотрен мониторинг радиационного и химического загрязнения объектов природной среды и продуктов питания, а также научные исследования по сочетанному воздействию радиационного и других факторов, сформулированы требования по недопущению размещения в районах радиоактивного загрязнения новых и развития действующих экологически вредных производств. Учитывается двойное назначение мер защиты населения от радиационного загрязнения и, одновременно, от неблагоприятного воздействия других факторов, что обеспечивается улучшением медико-санитарного обслуживания населения, его полноценным питанием, контролем природной среды и продуктов питания, экономическими и социально-психологическими мероприятиями.
Медико-психологическую реабилитацию и оздоровление облученного населения планируется осуществить за счет:
- проведения лечебно-профилактических мероприятий для всех облученных лиц (и, в первую очередь, для облученных детей и детей, родившихся от облученных родителей) на основе сплошной целевой диспансеризации;
- повышения уровня медицинского обслуживания облученного населения путем улучшения материально-технического оснащения существующих лечебнопрофилактических учреждений и создания новых необходимых диагностических и лечебных кабинетов и отделений;
- перепрофилирования существующих и создания новых специализированных лечебно-оздоровительных отделений, больниц и центров, а также санаториев, домов отдыха, оздоровительных круглогодичных и летних детских учреждений и лагерей;
- повышения жизненного уровня облученного населения посредством предоставления льгот, предусмотренных соответствующими законодательными актами и правительственными постановлениями.
Для повышения уровня здоровья облученного населения необходимо также улучшение социально-экономических условий проживания в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Поэтому одной из основных концептуальных установок Программы является ликвидация сложившегося отставания социальной и производственной инфраструктуры территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и вывод их в 1995 г. на средний уровень развития соответствующих областей Российской Федерации.
Экологическое оздоровление территорий, загрязненных радионуклидами, планируется обеспечить посредством:
- радиационной реабилитации поймы реки Течи;
- оптимизации землепользования, направленной на минимизацию уровней загрязнения растениеводческой и животноводческой продукции как в государственных, так и в фермерских и личных хозяйствах;
- оздоровления Иртяшско-Каслинской системы озер и других источников водоснабжения населения, проживающего на территории, загрязненной радионуклидами.
Многоплановость защитных мер (медицинские, социально-экономические и т. д.), их разнонаправленность и многообразие не позволяют сформулировать конкретные количественные оценки эффективности предусмотренных в Программе мероприятий, их конечных результатов. В связи с этим целесообразно оценивать эту эффективность с качественных позиций исходя из сформулированных целей разработанных мер.
Реализация Программы осуществляется через годовые (квартальные) прогнозы-задания за счет государственного бюджета и централизованных капитальных вложений.
Затраты на мероприятия, предусмотренные Программой, определены в ценах на
01.01.1991 г.
В целях обеспечения возможности контроля за использованием выделяемых средств из государственного бюджета администрациями Челябинской, Курганской и Свердловской областей, Минатомом России, исходя из положений и показателей настоящей Программы, разрабатываются и утверждаются по согласованию с Гос-комчернобылем России подпрограммы по соответствующим областям и ПО «Маяк» с конкретными мероприятиями и заданиями по ее реализации.
Как справедливо отмечает В. В. Пантелеев, при разработке данной концепции не были известны и, соответственно, не учтены уровни и специфика воздействий деятельности ПО «Маяк» на население и территорию региона 1.
Следует отметить, что реализация данной Программы осуществлялась в условиях экономического кризиса в стране. В итоге из-за недостаточного финансирования не удалось решить многие важные задачи. Так, Программой предусматривалось улучшить социально-бытовую инфраструктуру и снизить уровень социальнопсихологической напряженности в населенных пунктах, расположенных на радиоактивно загрязненных территориях.
М.И. Губенко
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данный принцип предполагает наличие и функционирование в организациях определенной системы охраны труда, однако администрация не всегда уделяет ей должное внимание.
1 См.: Пантелеев В.В. // Вопросы радиационной безопасности. 2001. № 3. С. 6.