Научная статья на тему 'Механизмы реализации фискальной децентрализации'

Механизмы реализации фискальной децентрализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фискальная децентрализация / механизмы фискальной децентрализации / децентрализация расходов / экономический рост / налоговая децентрализация / местное самоуправление / финансовая автономия / макроэкономическая стабильность / fiscal decentralization / mechanisms of fiscal decentralization / decentralization of expenditures / growth of economic / tax decentralization / local government / fiscal autonomy / macroeconomic stability

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Палийчук Татьяна Владимировна

В статье предложены основные механизмы перехода к децентрализованной системы управления государственными финансами. Раскрыта сущность понятий «фискальная децентрализация», «механизмы реализации фискальной децентрализации». Определены основания и условия эффективного внедрения фискальной децентрализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR IMPLEMENTING FISCAL DECENTRALIZATION

The article proposes the main mechanisms for the transition to a decentralized system of public finance management. The essence of the concepts of “fiscal decentralization”, “mechanisms for implementing fiscal decentralization” is revealed. The basis and conditions for effective implementation of fiscal decentralization are determined.

Текст научной работы на тему «Механизмы реализации фискальной децентрализации»

Paliichuk Tatiana Vladimirovna, PhD, student, Academy of Financial Management Research Financial Institution E-mail: [email protected]

MECHANISMS FOR IMPLEMENTING FISCAL DECENTRALIZATION

Abstract: The article proposes the main mechanisms for the transition to a decentralized system of public finance management. The essence of the concepts of "fiscal decentralization", "mechanisms for implementing fiscal decentralization" is revealed. The basis and conditions for effective implementation of fiscal decentralization are determined.

Keywords: fiscal decentralization, mechanisms of fiscal decentralization, decentralization of expenditures, growth of economic, tax decentralization, local government, fiscal autonomy, macro-economic stability.

Палийчук Татьяна Владимировна, аспирант, Академия финансового управления Научно-исследовательский финансовый институт

E-mail: [email protected]

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

Аннотация: В статье предложены основные механизмы перехода к децентрализованной системы управления государственными финансами. Раскрыта сущность понятий «фискальная децентрализация», «механизмы реализации фискальной децентрализации». Определены основания и условия эффективного внедрения фискальной децентрализации.

Ключевые слова: фискальная децентрализация, механизмы фискальной децентрализации, децентрализация расходов, экономический рост, налоговая децентрализация, местное самоуправление, финансовая автономия, макроэкономическая стабильность.

Эффективное функционирование систе- сти органов местного самоуправления не хватает

мы управления государственными финансами эффективности, несовершенным есть механизм

определяется степенью согласованности работы трансфертов финансовых ресурсов государства,

взаимосвязанных звеньев этой системы, а имен- налоговая база недостаточная и искусственно

но оптимальным распределением доходных ограничена территориальной основой, особую

и расходных полномочий между государствен- актуальность приобретает вопрос внедрения фи-

ным и местными бюджетами. В ситуации, когда скальной децентрализации.

уровень доходов местных бюджетов находится Значительный вклад в развитие политики фор-

в прямой зависимости от положений законода- мирования финансового обеспечения местного

тельства центрального правительства, деятельно- самоуправления сделали такие ведущие ученые,

как В. Базилевич (V. Bazilevich), С. Буковинский (S. Bukovinsky), А. Вагнер (A. Wagner), А. Василик (A. Vasilik), Р. Гнейст (R. Gneist), В. Кравченко (v. Kravchenko), А. Кириленко (A. Kirilenko), В. Опарин (V. Oparin), А. Соколовская (A. Soko-lovskaya), В. Толубьяк (V. Tolubjak), А. Шишко (A. Shishko), А. Штейн (L. Stein), В. Федосов (V. Fedosov), С. Юр ий (S. Yuriy); научные и научно-методические разработки посвященные исследованию финансового аспекта государственного управления в условиях внедрения фискальной децентрализации внесли такие ученые и специалисты как Р. Айхенберг (R. Eichenberg), H. Акаи (N. Akai), В. Андрущенко (V. Andrushchenko), Д. Аронсон (D. Aronson), C. Аткинсон (S. Atkinson), Р. Берд (R. Bird), Т. Бондарук (T. Bondaruk), А. Гавриленко (A. Gavrilenko), С. Гасанов (S. Ha-sanov), А. Даниленко (A. Danilenko), Т. Ефименко (T. Iefimenko), А. де Мелло (L. De Mello), В. Оутс (w. Oates), M. Саката (M. Sakata), Ч. Тибу (Ch. Tiebout), Ф. Юсти (F. Justi).

Отдавая должное наработкам ученых в этой сфере, проблема укрепления финансовой основы местного самоуправления и самодостаточности местных бюджетов за счет повышения уровня децентрализации системы управления государственными финансами, актуальным является необходимость разработки механизмов реализации фискальной децентрализации.

Целью статьи: является обоснование основных механизмов реализации фискальной децентрализации для достижения эффективного использования бюджетных ресурсов.

Фискальная децентрализация это процесс перераспределения между различными уровнями бюджетной системы:

- во-первых, расходных полномочий, что имеет целью обеспечения стабильного и объективного порядка осуществления расходов для предоставления общественных услуг, повышение ответственности за своевременность и качество их предоставления;

- во-вторых, доходов, а именно закрепление за местным самоуправлением перечня собственных доходов, достаточных для надлежащего и качественного выполнения установленных для соответствующего уровня местного самоуправления задач и функций, а также права самостоятельно устанавливать размеры этих доходов;

- в-третьих, расширение самостоятельности органов местного самоуправления по использованию средств, получаемых в результате осуществления местных заимствований [1].

Задачами фискальной децентрализации является переход от централизованной к децентрализованной модели управления государственными финансами, обеспечение бюджетной способности местного самоуправления и построение эффективной системы территориальной организации власти, реализация положений Европейской хартии местного самоуправления.

Механизмы реализации (углубление, повышение уровня) фискальной децентрализации — набор методов, рычагов, инструментов финансовой, налоговой и бюджетной систем, использование которых направлено на достижение более децентрализованной системы формирования и использования субнациональных финансовых фондов [2, С. 130]. Основными механизмами фискальной децентрализации являются [3; 4; 5]:

1. Децентрализация расходных полномочий (функций и задач) — достижение оптимального распределения полномочий между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти в соответствии с их кадровым, финансовым, инфраструктурным потенциалом и ресурсов административно-территориальных единиц.

Показателями уровня децентрализации расходных функций являются: доля расходов местных бюджетов в ВВП; доля расходов государственного бюджета в расходах сводного бюджета; доля расходов государственного бюджета в ВВП; доля расходов местных бюджетов в расходах сводного бюджета.

2. Децентрализация доходов и фискальных полномочий — усиление стимулирования органов местного самоуправления к наращиванию доходной базы путем обеспечения субнациональных властей достаточным объемом финансовых ресурсов и фискальных функций.

Показателями, используемыми для определения уровня децентрализации доходов и фискальных полномочий являются: доля доходов местных бюджетов в ВВП; доля доходов государственного бюджета в ВВП; соотношение доли доходов местных бюджетов в ВВП и доли доходов государственного бюджета в ВВП; доля доходов государственного бюджета в доходах сводного бюджета; удельный вес собственных доходов местных бюджетов в структуре доходов местного самоуправления; доля налоговых поступлений местных бюджетов в налоговых поступлениях сводного бюджета; удельный вес местных налогов в доходах местных бюджетов; доля доходов местных бюджетов в доходах сводного бюджета.

3. Совершенствование системы регулирования межбюджетных отношений — повышение эффективности методики расчета расходов местных бюджетов, учитываемых при определении объемов межбюджетных трансфертов и предоставление в общегосударственном бюджете средств для бюджетов субнациональных органов власти на уменьшение дифференциации в обеспечении местного самоуправления средствами для выполнения делегированных полномочий.

4. Децентрализация кредитных ресурсов — доступ местных органов власти на рынок внутренних и внешних заимствований, повышение эффективности деятельности финансово-кредитных учреждений, находящихся в собственности органов местного самоуправления разных уровней.

Механизмы углубления фискальной децентрализации взаимосвязаны с инструментами и мерами других реформ — административно-территориальной реформы, политической децентрализации, децентрализации управления, экономической децентрализации и основываются на институциональных, организационных и экономических составляющих, в свою очередь содержат определенные меры и средства повышения уровня децентрализации системы управления государственными финансами и совершенствование других сфер экономики страны.

Подводя итоги исследования, можем сделать следующие выводы.

Для повышения эффективности процесса перераспределения доходной и расходной частей местных бюджетов, децентрализации управления бюджетными средствами необходимо:

1. Оптимально распределить полномочия между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти на разных уровнях административно-территориальной системы.

2. Конкретизировать расходные полномочия местных бюджетов в отраслях бюджетной сферы (расходы на обеспечение функционирования учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, социальной защиты и т. п.).

3. Определить достаточную налоговую базу, что позволит обеспечить выполнение органами местного самоуправления собственных полномочий с учетом объективных критериев финансирования государством делегированных полномочий.

4. Усовершенствовать систему привлечения общественности к разработке управленческих решений и контроля над их реализацией.

Список литературы:

1. Палшчук Т. В. Теоретичш основи фюкально!' децентрал!заци / Т. В. Палшчук // Проблеми та перспективи фшансового забезпечення аграрного сектору: вггчизняний та зарубiжний досвЦ

[колективна монографiя]. - Нащональний унiверситет бюресурав i природокористування Укра-1ни. - 2017.

2. Палшчук Т. В. Мехашзми пiдвищення рiвня фккально'1 децентралiзацii в Укра'ш / Т. В. Палшчук // Науковий вiсник Мiжнародного гуманiтарного унiверситету. Серiя: «Економша i менеджмент». - 2016. - № 19. - С. 130-133.

3. Fiscal Federalism - 2016: Making Decentralisation Work / Hansjorg Blochliger, Junghun Kim // OECD Fiscal Federalism Studies. - 2016. - 152 p.

4. Герчаювський С. Д. Теоретичний логос фккально'1 децентралiзацii / С. Д. Герчаювський, О. Р. Ка-баш // Регюнальна економiка. - 2009. - № 2. - С. 133-141.

5. Деркач М. I. Фокальна децентралiзацiя як фактор забезпечення сталого розвитку Украши / М. I. Деркач // Фшанси Украши. - 2011. - № 2. - С. 56-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.