Научная статья на тему 'Механизмы психологической адаптации спортсменов и их взаимосвязь с воспалительными заболеваниями пародонта'

Механизмы психологической адаптации спортсменов и их взаимосвязь с воспалительными заболеваниями пародонта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
210
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СПОРТСМЕН / ВОСПАЛИТЕЛЬНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ ПАРОДОНТА / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / THE SPORTSMAN / INFLAMMATORY PARODENTIUM DISEASES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Исаева Елена Рудольфовна, Антонова Ирина Николаевна

Изучены механизмы психологической адаптации спортсменов, страдающих воспалительными заболеваниями пародонта. ВЗП рассматривается как болезнь адаптации, результат истощения биологических и психических резервов человека. Показано, что обратимые процессы в пародонте характеризуются манифестацией психических нарушений, являющихся индикаторами дистресса. Высокий уровень психологических ресурсов на определенном этапе развития ВЗП может компенсировать нарушения гомеостаза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ADAPTATION MECHANISMS OF SPORTSMEN AND ITSCORRELATION WITH INFLAMMATORY PARODENTIUM DISEASE

Psychological adaptation mechanisms of sportsmen with inflammatory parodentium diseases were studied. It observes as disease of adaptation, as a result of exhaustion of biological and psychic reserves of human. It was revealed, that reversible processes in parodentium are characterized by beginning of psychic disorders that are indicators of distress. High level of psychological resources on the determinated stage of IPD could make up the disorders of homeostasis.

Текст научной работы на тему «Механизмы психологической адаптации спортсменов и их взаимосвязь с воспалительными заболеваниями пародонта»

гос. ин-т физ. культуры. - Омск : [б.и.], 1985. - 68 с.

2. Дмитриев, А.В. Социология юмора : очерки / А.В. Дмитриев ; Рос. Аккад, наук, Отд. философии, социологии, психологии и права. - М. : Изд-во РАН, 1996. -214 с.

3. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. -М. : Просвещение, 1987. - 190 с.

4. Козиев, В.Н. Профессионально значимые качества личности учителя и их самооценка / В.Н. Козиев // Творческая направленность деятельности педагога : сб. науч. тр. / Науч.-исслед. ин-т общ. образования взрослых Акад. пед. наук СССР ; под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской - JI. : [б.и.], 1978. - С. 37-51.

5. Лукьяненко, Т.П. Структура коммуникативных умений учителя и психологические условия их формирования у студентов педагогического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Лукьяненко Т.П. - М., 1991. - 21 с.

6. Николаев, А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте / А.Н. Николаев. - СПб. : [б.и.], 2005. - 344 с.

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ВОСПАЛИТЕЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ПАРОДОНТА

Елена Рудольфовна Исаева, кандидат психологических наук, доцент,

Ирина Николаевна Антонова, кандидат медицинских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова (СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова)

Аннотация

Изучены механизмы психологической адаптации спортсменов, страдающих воспалительными заболеваниями пародонта. ВЗП рассматривается как болезнь адаптации, результат истощения биологических и психических резервов человека. Показано, что обратимые процессы в пародонте характеризуются манифестацией психических нарушений, являющихся индикаторами дистресса. Высокий уровень психологических ресурсов на определенном этапе развития ВЗП может компенсировать нарушения гомеостаза.

Ключевые слова: психологическая адаптация, спортсмен, воспалительное заболевание пародонта.

PSYCHOLOGICAL ADAPTATION MECHANISMS OF SPORTSMEN AND ITSCORRELATION WITH INFLAMMATORY PARODENTIUM DISEASE

Elena Rudolfovna Isaeva, candidate of psychological sciences, senior lecturer,

Irina Nikolaevna Antonova, candidate of medical sciences, senior lecturer, Saint-Petersburg State Medical University of I.P. Pavlov

Abstract

Psychological adaptation mechanisms of sportsmen with inflammatory parodentium diseases were studied. It observes as disease of adaptation, as a result of exhaustion of biological and psychic reserves of human. It was revealed, that reversible processes in parodentium are characterized by beginning of psychic disorders that are indicators of distress. High level of psychological resources on the determinated stage of IPD could make up the disorders of homeostasis.

Keywords: psychological adaptation, the sportsman, inflammatory parodentium diseases.

ВВЕДЕНИЕ

Симптомы перенапряжения, вызванные интенсивными физическими и эмоциональными нагрузками в спорте, со про вождаются сдвигами в нервной, гуморальной, иммунной системах и постепенно приводят к структурно-функциональной перестройке всего организма, т.е. происходит адаптация к существующим условиям профессиональной деятельности [7]. Вместе с тем, интенсивные спортивные нагрузки вызывают

не только адаптивные, но и дезадаптивные изменения в организме.

Воздействие хронического стресса на организм наиболее трудно диагностируемо и на сегодняшний день не имеет конкретных критериев. Анализ литературы последних лет свидетельствует о возрастании интереса исследователей к роли внешних неблагоприятных факторов в развитии стоматологических заболеваний, в частности, воспалительных заболеваний пародонта (ВЗП) [6; 8; 10]. Многие авторы рассматривают ВЗП как болезнь адаптации и механизмы патогенеза связывают не только с хорошо изученными местными повреждающими факторами, но и, преимущественно, с индивидуальными реакциями на внешние воздействия [3; 10]. В медицинской психологии ключевым понятием при изучении стресса является понятие личностной (психологической) адаптации, поскольку личность выступает как устойчивая целостность психических свойств и процессов, обнаруживающая себя в самых разных проявлениях активности. Механизмы психологической защиты (МПЗ) представляют собой продукты развития и научения, действующие в подсознании, они автоматически запускаются в ситуации конфликта, фрустрации или стресса. Копинг-поведение представляет собой сознательные способы преодоления стресса, опосредующие связь между стрессогенным событием и стрессорной реакцией и, в конечном счете, определяющие степень адаптации индивидуума к ситуации [12]. Таким образом, МПЗ и копинг-поведение являются важными и взаимодополняющими звеньями психологической адаптации личности и определяют успешность ее функционирования, особенно в условиях профессиональной спортивной деятельности, предъявляющей повышенные требования к адаптационным ресурсам.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В настоящем исследовании предпринята попытка изучения механизмов психологической адаптации к стрессу у лиц, находящихся в условиях интенсивных физических и эмоциональных нагрузок, и их взаимосвязи с признаками воспалительных заболеваний пародонта (ВЗП) на разных стадиях развития.

Было обследовано 96 спортсменов (кандидаты в мастера спорта и мастера спорта) в период интенсивных тренировок в возрасте от 14 до 25 лет. Условия проживания, питания, график соревнований на момент обследования были одинаковы для всех испытуемых.

Клиническое обследование проводилось на базе поликлиники СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова и Городского пародонтологического центра. Полученные в результате обследования врачами-стоматологами клинические данные позволили разделить обследованных спортсменов по уровню здоровья (критерием являлось наличие/отсутствие стоматологических заболеваний) на три группы в соответствии с поставленным диагнозом: 0 - здоровые (контрольная группа), 1- локализованные формы ВЗП, 2 - генерализованные формы ВЗП. Группы сравнивались между собой по психологическим характеристикам и биохимическим показателям, которые могли бы отражать или быть связанными с переживанием стресса.

МЕТОДИКА

Клинический метод был представлен лабораторными биохимическими исследованиями уровня гормонов кортизола в крови (ИФА) спортсменов. Психологические методы включали в себя: 1) опросник психопатологической симптоматики 8СЬ-90-11 в адаптации Н.В. Тарабриной (2001) [9]; 2) копинг-тест Лазаруса \¥ССЦ1988) [12]; 3) методику «Индекс жизненного стиля» Келлермана - Плутчика Ь81(1979) [2]; 3) опросник Айзенка, ЕР1 [11].

Таким образом, физиологический стресс определялся по уровню кортизола в крови, а уровень психологического (эмоционального) стресса - по степени выраженности различной психопатологической симптоматики невротического регистра. Успешность психологической адаптации определялась с помощью оценки совладающего

со стрессом поведения (копинг-поведение) и уровня выраженности психологической защиты (МПЗ). Статистическая обработка данных проводилась с использованием стандартного пакета программ 81аП5Пса 6.0 и 8Р88 12.0.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Выполненное исследование показало, что в представленной выборке спортсменов преобладали люди с экстравертированными чертами характера (М>12) и высокой эмоциональной стабильностью (М<12). Данные характеристики являются одними из показателей общей стрессоустойчивости индивида. Примечательно, что наиболее эмоционально устойчивыми и интровертированными оказались спортсмены в группе с генерализованными формами ВЗП (группа 2). Для них характерны эмоциональная сдержанность, организованность, старательность, надежность и упорство в достижении цели (табл. 1).

Таблица 1

Средние значения механизмов психологической адаптации и исихоэмоциональ-

ного состояния у спортсменов с ВЗП (в сравнении с нормой)

Психологические характеристики Группа 0 (контроль) Г руппа 1 Группа 2 Норма

Копинг-поведение (п=19) (п=54) (п=23) (п=924)

Конфронтация 47,22 44,44 50,00 50,67

Дистанцирование 44,44 52,38 48,61 49,36

Самоконтроль 54,76 49,32* 58,92 63,68

Поиск поддержки 50,00* 50,39* 61,11 62,82

Принятие ответственности 70,83* 54,16* 57,29 62,89

Бегство 43,75 33,92** 38,54 45,17

Планомерное решение проблемы 59,9 52,3* 64,5 67,83

Положительная переоценка 47,61 46,59* 57,73 56,09

Психологическая защита

Отрицание 88,50* 80,35* 86,25* 66,99

Вытеснение 52,50 68,28* 50,12 50,90

Регрессия 55,6 64,7 48,2* 62,93

Компенсация 66,00 59,42* 68,50 72,00

Проекция 58,50 32,28* 51,00 52,64

Замещение 42,50* 66,07 71,37 61,35

Рационализация 81,50* 54,64 62,13 54,62

Г иперкомпенсация 61,00 56,57 50,50 60,90

Симптоматика (8СЬ-90-Л)

Соматизация ,54 ,72 ,46 0,69

Обсессивность-компульсивность ,70 ,80 ,55 0,76

Межличностная тревожность ,94 ,78 ,62 0,83

Депрессивность 1,50* 2,18** 1,06 0,68

Тревожность ,45 ,49 ,33* 0,62

Враждебность ,58 ,53 ,42* 0,71

Фобии 0,00** ,20 ,30 0,35

Паранойяльность 92** ,61 ,56 0,67

Психотизм ,65* ,44 ,23 0,42

Общий индекс дистресса ,57 ,54 ,40* 0,64

Личностные ха рактеристики (по Айзенку)

Экстраверсия - интроверсия 14,3 13,4 13,2 N=12

Нейротизм 11,7 10,9 10,6 N=12

Клинические данные

Уровень кортизола 531,6 560,5 533,1 N <600

Условные обозначения: уровень достоверности различий *- при р<0,05;** - при р<0,01;*** - при р<0,001. Обозначения звездочками основаны на результатах попарного сравнения только с группой нормы.

Исследование механизмов совладания со стрессом выявило, что активность конструктивного проблемно-решающего поведения (копинг-стратегии «планомерное решение проблем», «поиск социальной поддержки», «самоконтроль») у большинства спортсменов оказались значительно ниже, чем у людей с нормальным уровнем психического здоровья данной возрастной группы (во внимание принимался уровень достоверности различий р<0,05). Получены статистически значимые различия между группой 1 и группой 2 по частоте использования копинга «планомерное решение проблемы». Спортсмены с локализованными формами ВЗП достоверно реже прибегали к проблемно-решающему поведению, чем спортсмены с хроническими заболеваниями пародонта (соотв.: М=52,3 и М=64,5; р<0,05).

Среди механизмов психологической защиты у подавляющего большинства спортсменов ведущую роль играло «отрицание» (М>80 во всех группах), показатели выраженности которого были значительно выше нормативных значений (р<0,05). На начальных этапах ВЗП (группа 1) в большей степени представлена защита «регрессия», чем на отдаленных этапах развития заболевания (группа 2). У спортсменов группы 2 на фоне устойчивого отрицания проблем и игнорирования психологического дискомфорта наблюдается преобладание активных стратегий преодоления трудностей.

Полученные данные свидетельствуют об особом, специфическом стиле защит-но-совладающего поведения у спортсменов, вероятно имеющем профессиональную значимость. Спортсмены не замечают или отрицают наличие каких-либо проблем, и, следовательно, не ищут конструктивных способов их решения, в большей степени они ориентированы на конкретные профессиональные задачи, которые ставятся перед ними тренером. При возникновении психологических трудностей большинство из них стремятся обесценивать проблемы, не склонны обращаться за помощью и поддержкой к окружающим.

В психоэмоциональном состоянии спортсменов обращают на себя внимание высокие показатели депрессивной симптоматики (соотв.: М=1,50, М=2,18 и М=1,06). В группе О отмечалась высокая напряженность, подозрительность, тревожность, особенно в области взаимоотношений с окружающими. В группе 1 отмечались наиболее высокие показатели депрессии. В группе 2 на фоне повышенного уровня депрессивной симптоматики не обнаружено никаких других признаков психической дезадаптации. Более того, в группе 2 наблюдаются самые низкие показатели эмоционального дистресса. Наибольшее количество соматических жалоб и симптомов, указывающих на психологическое неблагополучие, обнаруживала контрольная группа спортсменов (группа О, условно здоровые). Т.о., высокий уровень эмоциональной напряженности и психологического неблагополучия был выявлен только в группах 0 и 1.

По результатам клинического исследования в группе О не обнаруживалось изменений в слизистой и тканях полости рта, а изменения пародонта в группе 1 носили локализованный характер, что свидетельствовало о сохранении резерва биологической защиты организма. Но, как показало психологическое исследование, на этом фоне уже появились первые признаки психической дезадаптации и напряжения (показатели методики 8СЬ-90 - достаточно чувствительный индикатор переживаемого индивидом дистресса). В группе 1 обнаруживались наиболее высокие показатели уровня кортизола, что свидетельствовало также о выраженности переживаемого ими физического стресса (табл. 2).

Таблица 2

Психологические особенности спортсменов в зависимости уровня физического

стресса

Параметр Г руппа Кортизол Средние Стандарт, откл. Уровень достоверности

Экстраверсия интроверсия №2 >600 14,39 2,64 р<0,05

№1 <600 13,06 2,86

Таким образом, для локализованных форм ВЗП установлена некоторая взаимосвязь между повышением уровня кортизола и состоянием психического стресса. Уровень стресса определялся как текущим функциональным состоянием организма, так и через оценку эмоционального состояния и реагирования спортсмена. Вероятно, что только совпадение психического стресса и провоцирующих биологических факторов приводит к локальным клинически видимым проявлениям ВЗП. Когда заболевание становится хроническим, то симптомы психического перенапряжения и психической дезадаптации сглаживаются, происходит переход на соматический уровень (низкие субъективные оценки психологического дистресса в группе 2). Вместе с тем, нельзя исключить, что некоторые спортсмены по личностному складу не склонны замечать или бессознательно подавляют какие-либо симптомы неблагополучия, не умеют жаловаться на проблемы, что приводит к несвоевременному обращению к врачам, запущенности заболевания.

Таким образом, пик психического перенапряжения с полным спектром симптомов наблюдается в группе спортсменов, у которых не обнаруживается какой-либо соматической патологии. На этапе локализованных форм заболевания ВЗП на фоне усиливающегося состояния физического стресса снижается общая активность копинг-поведения, доминируют эмоциональные формы реагирования и психической защиты от стресса, уже отчетливо осознаются симптомы неблагополучия, проявляющиеся в ухудшении физического самочувствия. На этапе генерализованных форм заболевания соматические эквиваленты тревоги и дистресса утрачивают свою актуальность, перестают замечаться, однако, усиливаются активные и сознательные виды совладающего поведения. При этом объективно физический стресс сохраняется, хотя ресурсы биологической и психической защиты (приспособляемости) организма уже претерпели изменения (табл. 3).

Таблица 3

Психологические особенности спортсменов в зависимости от уровня психологи-

ческого стресса (сравнительный анализ средних значений)

Параметр Г руппа 1 (>43) Г руппа 2 (<43) Достоверность различий

Психологическая защита М Р

Регрессия 63,6 50,4 р<0,023

Проекция 53,7 37,7 р<0,008

Замещение 68,2 55,8 р<0,038

Рационализация 65,4 54,4 р<0,045

Копинг-поведение

Бегство 44,6 32,4 р<0,001

Принятие ответственности 58,9 45,3 р<0,002

Положительная переоценка 53,3 44,8 р<0,027

Свойства личности

Нейротизм 12,9 9,3 р<0,000..

Личностная тревожность 42,2 37,1 р<0,000..

Клинические данные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень кортизола 557 609 р=0,302

На основании полученных результатов можно предположить, что возникновение соматической патологии - это результат истощения биологических и психических резервов человека в период, начавшийся несколько раньше с появления признаков психической дезадаптации, и психопатологические симптомы явно указывали на риск, угрозу начала развития болезни. Характерно ли это только для данного заболевания или другой соматической патологии - требует дальнейшего изучения. Полученные результаты также свидетельствуют о том, что отсутствует прямая связь между осознаваемым психологическим (эмоциональным) стрессом и физическим перенапряжением. Лица с высоким самоконтролем, эмоциональной сдержанностью и активным проблем-

но-решающим поведением демонстрируют слабую способность к пониманию (осознанию) своего эмоционального состояния, игнорируют первые признаки психологического неблагополучия и соматические проблемы.

В целом, результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы.

ВЫВОДЫ

1. Врожденные и приобретенные механизмы психологической адаптации влияют на возникновение и течение ВЗП. Более того, высокий уровень психологических ресурсов может компенсировать на определенном этапе развития заболевания (ВЗП) нарушения гомеостаза, и наоборот.

2. В процессе развития заболевания (на отдаленных этапах ВЗП) истощаются механизмы биологической и психологической защиты, и повышается роль приобретенных в процессе жизни форм поведения.

3. Возникновение ВЗП определяется не уровнем кортизола или наличием стресса, а соответствием психической и физической нагрузки индивидуальным адаптационным возможностям организма спортсмена.

4. Психологическую диагностику следует проводить на начальных стадиях воспалительного процесса в пародонте. Обратимые процессы в пародонте характеризуются манифестацией психических нарушений, проявляющихся в симптомах невротического уровня и являющихся индикаторами переживаемого индивидом дистресса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. /

B.А. Абабков, М. Пере. - СПб., 2004

2. Вассерман, Л.И. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: Пособие для врачей и психологов. / Л.И. Вассерман и др. - СПб., 1998 .

3. Жуков, Д.А. Психогенетика стресса. / Д.А. Жуков. - СПб., 1997. - 176с.

4. Исаева, Е.Р. Защитно-совладающий стиль и его роль в психологической адаптации личности / Е.Р. Исаева, Л.И. Вассерман //Психологические проблемы самореализации личности. Вып.8 /Под. ред.Л.А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.-С.206-216

5. Медведев, В.В. Основы и методы регуляции и саморегуляции психических состояний спортсмена. / В.В. Медведев. - Москва, 1989, - 22с.

6. Орехова, Л.Ю. Возможности диагностики влияния хронического психофизического стресса на возникновение воспалительных заболеваний пародонта / Л.Ю. Орехова и др. //Ученые записки СПбГМУ им. Акад. И.П.Павлова. Том XII- №2-2005. -

C.21-22

7. Субботина, Т.Ф. Биохимические аспекты занятий спортом. / Т.Ф. Субботина, Ю.А. Борисов. - СПб: изд-во СПб ГМУ им. И.П.Павлова-2000, - 42 с.

8. Тарасенко, Л.М. Патогенез повреждения пародонта при стрессе. Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. / Л.М. Тарасенко. - М., 1985 - 32 с.

9. Тарабрина, Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. / Н.В. Тарабрина. - СПб.: Питер, -2001. - С.146-165.

10. Цепов, Л.М. Заболевания пародонта: взгляд на проблему / Л.М. Цепов. - М.: «МЕДпресс-информ», 2006. - 192 с.

11. Eysenck H.J. (ed.) A model of personality. Berlin, 1981.

12. Lazarus R.S., Folkman S. Coping and adaptation // The handbook of behavioral medicine / Ed. by W.D. Gentry. - New York, 1984. - P.282-325.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ-СИРОТ

Владимир Владимирович Исмиянов, старший преподаватель,

Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС)

Аннотация

Обучение в Иркутском государственном университете путей сообщения характеризуется влиянием различных факторов на организм студентов-сирот. Совокупное влияние элементов атлетической гимнастики и внедрение ее в учебно-тренировочный процесс для студентов-сирот отражается в изменениях показателей: антропометрических, физиометрических, функционального состояния, уровня физической подготовленности, а также психологического состояния данной категории студентов.

Ключевые слова: антропометрические, физиометрические, функциональное состояние, физическая подготовленность, психологическое состояние, физическое воспитание.

EFFICIENCY OF INTRODUCTION OF ELEMENTS OF ATHLETIC GYMNASTICS FOR STUDENTS-ORPHANS IN TRAINING PROCESS ON PHYSICAL EDUCATION

Vladimir Vladimirovich Ismiyanov, senior teacher,

Irkutsk State Railway Transport University

Abstract

The education in the Irkutsk State Railway Transport University is characterized by influence of various factors on the organism of students-orphans. The cumulative influence of the technique of physical education and its introduction in the educational-training process on lessons of physical education for students - orphans is reflected in changes of parameters: anthropometrical, physical condition, a functional condition, a level of physical readiness and also a psychological condition of this category of students.

Key words: anthropometrical, physical condition, a functional condition, a level of physical readiness, psychological condition, physical education.

Учебно-тренировочный процесс наряду с другими физическими качествами развивает и силу, однако, в атлетической гимнастике и занятиях в воде обязательно применяются разнообразные дополнительные специальные и специальновспомогательные упражнения.

Основными средствами развития силы являются: гимнастические упражнения с отягощениями, отжимания в упоре лежа, подтягивания на перекладине из виса, наклоны и выпрямления туловища, приседания и т.д.; разнообразные прыжки; специальные силовые упражнения с малыми отягощениями (с гантелями, эспандерами, резиновыми амортизаторами, облегченными гирями, с облегченной штангой); специально-силовые упражнения с большими отягощениями.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Экспериментальное исследование проводилось с 2006 по 2009 годы во дворце спорта «Изумруд» Иркутского государственного университета путей сообщения. В исследовании приняли участие 106 студентов-сирот. Испытуемые были разделены на две однородные группы по 53 человека (экспериментальная и контрольная группы) с первого по четвертый курс всех факультетов вуза.

Учебно-тренировочные занятия у студентов-сирот всех специальностей происходили в 1 семестре - 2 раза в неделю (теоретическое и практическое); во 2, 3, 4 семестрах -2 раза в неделю практические; в 5, 6, 7, 8 семестрах -1 раз в неделю практические.

У студентов-сирот, занимающихся атлетической гимнастикой и гимнастикой в воде, выявлены более высокие темпы повышения уровня функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, физической работоспособности, кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.