деятельность законодательного корпуса, придает правотворческому процессу облик планового проектного конструирования, чем во многом устраняется про-бельность и ошибочность законодательства.
Бланкетный метод эффективен в механизмах исключения из правового массива устаревших либо исчерпавших свой регулятивный потенциал правовых актов. Статья 70 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»10 признала утратившими силу: «1) Федеральный закон от 22 июня 1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, ст. 3006);
2) Федеральный закон от 2 января 2000 года №5-ФЗ «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О лекарственных средствах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 2, ст. 126)».
В общеправовом концептуальном ракурсе бланкетные нормы обеспечивают согласование законов, позволяют устанавливать связи разнообразных правовых актов, тем самым обеспечивают поступательный ход систематизации. В этой связи юридическая ценность бланкетных норм заключается в предотвращении разрывов и пробелов в общей конструкции законодательства и в целом правовой системы.
Примечания
1. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: В 2 т. — Ярославль, 2005. — Т. 1. — С. 127—128.
2. См.: Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник. — М., 2006; Головистикова А.Н. Теория государства и права / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. — М., 2007; Енгибарян Р.В. Теория государства и права / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. — М., 2007; Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие. — М., 2008. — С. 112.
4. СЗ РФ. — 2005. — № 12. — Ст. 975.
4. См.: Пункт 7 Постановления Правительства РФ от 5 марта 2009 года № 196 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» // СПС «Гарант».
5. См.: Приказ МВД РФ от 5 января 2007 года № 5 «Об утверждении Основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007—2010 годы» // СПС «Гарант».
6. См.: Информационный перечень о федеральных законах, которые применяются арбитражными судами в соответствии с содержащимися в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации бланкетными нормами, содержит Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 мая 2004 года № С1-7/УП-600 // http://www.rnk.ru
7. СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030.
8. ООН. Резолюции Генеральной Ассамблеи на XVII сессии. — Нью-Йорк, 1963. — С. 32.
9. СЗ РФ. — 1997. — № 5. — Ст. 610.
10. СЗ РФ. — 2010. — № 16. — Ст. 1815.
O.A. Иванова
Иванова Оксана Александровна — старший оперуполномоченный ООРИ Управления МВД России по г. Нижнему
Новгороду, соискатель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России
E-mail: [email protected]
Механизмы противодействия нарушениям трудового законодательства в России и за рубежом: сравнительно-правовой анализ
В статье анализируется зарубежный опыт противодействия деяниям, состоящим в нарушениях законодательства о труде, рассматриваются проблемы правоприменения норм российского и зарубежного трудового законодательства, делаются выводы о перспективах совершенствования законодательства в сфере охраны труда.
In this article the author analyzes the international experience of countering acts of disrupting the labour laws, it considers the problems of enforcement of russian and foreign labour law. The authour makes conclusions about the prospects of the legislative improvement in the field of labour safety.
Несвоевременная и не в полном размере оплата труда работников — грубое нарушение работодателем не только основополагающих норм
Трудового кодекса РФ (ст. 2, 21, 22), но и обязательного условия трудового договора (ст. 56 и 57 ТК РФ).
Иванова O.A. Механизмы противодействия нарушениям трудового законодательства в России и за рубежом: сравнительно-правовой анализ
Иванова O.A. Механизмы противодействия нарушениям трудового законодательства в России и за рубежом: сравнительно-правовой анализ
Вопросы противодействия нарушениям законодательства об оплате труда становятся все более актуальными, что обусловлено чрезвычайной распространенностью фактов невыплаты заработной платы, их массовым характером и длительностью невыплаты. Отметим, что из общей суммы невыплаченной заработной платы за 2012 год на долги, образовавшиеся в 2011 году, приходится 1297 млн рублей (42,8%), в 2010 году и ранее — 843 млн рублей (27,8%о). Задолженность по заработной плате на 1 марта 2012 года имели 141 тысяча человек. Наибольший размер просроченной зарплаты из общей суммы указанной задолженности приходится на Нижегородскую область (213,1 млн рублей, или 8,0%), Москву (140,5 млн рублей, или 5,3%), Пермский край (118,4 млн рублей, или 4%), Чувашскую Республику (113,6 млн рублей, или 4,3%), Удмуртскую Республику (110,8 млн рублей, или 4,1%), Кировскую область (106,4 млн рублей, или 4,0%)1.
В науке трудового права неоднократно отмечалось, что одной из основных причин массовых задержек выплаты заработной платы является отсутствие в законодательстве действенных мер ответственности за такое правонарушение. В условиях фактической безнаказанности работодателя за несоблюдение сроков выплаты заработной платы все правовые средства, направленные на нормализацию ситуации в этой области, оказывались малоэффективными. Не принесло желаемого результата даже введение в Уголовный кодекс РФ специальной нормы, предусматривающей ответственность руководителя организации за преднамеренную невыплату заработной платы свыше двух месяцев подряд (ст. 1451). Обозначилась потребность во введении в законодательство таких рычагов воздействия на работодателя, которые бы соответствовали рыночному характеру трудовых отношений, в частности материальная ответственность за задержку заработной платы, а также иных выплат, причитающихся работнику (ст. 236 ТК РФ).
Идея всемерной охраны заработной платы наемных работников нашла отражение в различных отраслях российского законодательства. В частности, защита права работника на своевременную и полную выплату заработной платы в соответствии с его квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (ч. 1 ст. 21 ТК РФ) осуществляется на основе норм трудового законодательства, которое предусматривает ряд специальных способов, включая государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства, защиту трудовых прав работников профессиональными союзами, рассмотрение трудовых споров в досудебном и судебном порядке и прочее (ст. 390). Наряду с этим, российские работники вправе прибегнуть и к самозащите своего права на своевременную и полную выплату заработной платы (ст. 379 ТК РФ) в случае ее задержки на срок более 15 дней. Данное право реализуется ими путем приостанов-
ки работы на весь период до выплаты задержанной суммы (ч. 2 ст. 142 ТК РФ).
Реализация прав и свобод человека и гражданина, включая предусмотренное ТК РФ право работника на самозащиту права на своевременную и полную выплату заработной платы, не должна нарушать прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ), а в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, в том числе в сфере трудовых отношений (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Заслуживает поддержки высказанная в юридической литературе точка зрения, в соответствии с которой эффективным средством явилось бы установление за задержку выплаты заработной платы таких же строгих мер ответственности, которые предусмотрены в случае несвоевременной уплаты налогов2. Способствовало бы разрешению проблемы внесение изменений в статью 236 Трудового кодекса РФ, предусматривающих увеличение денежной компенсации от не выплаченных в срок сумм.
Противодействие нарушениям в сфере экономики должно носить многоплановый характер, должно включать профилактику этих нарушений, гласность и открытость мер, принимаемых правоохранительными органами. Сегодня не так часто можно увидеть представителей общественности в судебных заседаниях, а осуществление правосудия далеко не всегда носит публичный характер. Если говорить о трудоправовом аспекте решения названной проблемы, то нельзя не отметить, что переход к рынку (особенно работа в условиях экономического кризиса) выявил слабые стороны некоторых положений трудового права, трудности в достижении баланса интересов участников трудовых отношений, неспособность отдельных норм регулировать социально-трудовые отношения.
Нуждается в дальнейшем законодательном регулировании вопрос о представительстве интересов работников, а также роли представителей трудовых коллективов в управлении организациями. Речь идет как о демократизации процессов управления трудом, так и о возможности активно осуществлять досудебную и судебную защиту прав и интересов работников.
Не оправдана ориентация в осуществлении представительства только на профсоюзы. К сожалению, им не удалось предотвратить массовые нарушения прав и интересов работников3. Обращение в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы позволяет частично решить эту проблему. Но устраненные нарушения — это лишь надводная часть айсберга. Лучше, чем сами работники, положение дел в организации не знает никто. Необходимо развивать альтернативное профсоюзам представительство.
156
Юридическая наука и практика
Если обратиться к опыту других стран, то нельзя не отметить, что традиционно во многих из них создаются совместные производственные советы из равного количества представителей работников и менеджмента. Например, к полномочиям производственных советов в Германии относятся регулирование правил поведения работников, наложение вето (в установленных законом случаях) на решения администрации. В последнем случае при возникновении спора окончательное решение выносится судом4.
В Норвегии в настоящее время, наряду с советами, на отдельных предприятиях создаются объединенные производственные советы в масштабах компаний, фирм, концернов. Советы призваны следить за выполнением на предприятии трудового законодательства и условий коллективных соглашений (коллективных договоров), контролируют они поведение работников, осуществляют охрану производственной сферы.
Во Франции на каждом предприятии выбираются профсоюзные делегаты, которые представляют трудящихся в руководящих органах предприятий (компаний, фирм). В их функции входит представление руководству предприятий жалоб работников, защита их личных прав, в том числе в отношении распорядка рабочего дня, социальной, культурной работы, проводимой на предприятии5.
В трудовом законодательстве некоторых зарубежных стран установлена специальная ответственность предпринимателей за задержку выплаты заработной платы, которая существует наряду с гражданско-правовой ответственностью за нарушение обязательства по трудовому найму. Например, Закон Португалии № 17 (1986 г.) устанавливает ответственность за задержку выплаты заработной платы в случае, когда задержка составляет более 30 дней, а размеры задержанной заработной платы равны месячному заработку работника или когда задержка выплаты заработной платы превышает 90 дней независимо от величины невыплаченной суммы. В указанных случаях министр занятости по заявлению заинтересованных лиц специальным постановлением объявляет, что данное предприятие является должником своих работников в отношении заработной платы. Принятие такого административного акта предоставляет право любому работнику либо приостановить трудовой контракт, либо потребовать его прекращения с выплатой соответствующих компенсаций.
Приостановка трудового контракта не лишает работника права на получение задержанной заработной платы с процентами. В период приостановки трудовых отношений заработная плата не выплачивается, однако работник получает пособие по безработице и прочие выплаты из фондов социального страхования.
В случае прекращения по своей инициативе трудового отношения работник получает пособия и возмещения, предусмотренные трудовым зако-
нодательством в связи с расторжением трудового договора по вине предпринимателя.
В Законе Израиля (1958 г.) предусмотрено следующее: нарушение работодателем установленных сроков выплаты заработной платы предоставляет работникам право на получение компенсационного возмещения за задержку вознаграждения. Отсчет возмещения начинается с девятого дня после того, как выплаты должны были быть произведены. Согласно Закону суд может признать задержку выплаты заработной платы уважительной, в частности, если она вызвана обстоятельствами, находящимися вне контроля работодателя. Так, судебная практика не считает экономические трудности, неплатежи контрагентов и т. д. уважительными причинами задержки выплаты заработной платы, но признает в качестве такой причины призыв индивидуального предпринимателя-работодателя на военную службу6.
Участие в управлении организацией требует значительного багажа знаний. Некоторые юристы связывают с этим необходимость повышения роли адвокатуры в обеспечении юридической помощи работникам. Этот вывод заслуживает внимания. Адвокаты независимы, оказывают доверителям квалифицированную помощь на профессиональной основе. Способствовало бы усилению защиты прав работников внесение изменений в статьи 31, 384 Трудового кодекса РФ, предусматривающие, что работники вправе избирать своих представителей в комиссии по трудовым спорам, в иных случаях не только из числа работников организации, но и из числа адвокатов, правозащитников, депутатов представительных органов и др.
Это соответствовало бы статье 45 Конституции РФ, закрепляющей, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В то же время нельзя не учитывать, что доверители по таким делам, как правило, лишены работы, а следовательно, и заработка. Для основной массы населения услуги, например, адвоката «неподъемны». Выходом из положения могут быть создание государственных юридических контор либо оплата услуг адвокатов за счет государства, что находится в стадии реализации, развитие общественного представительства по месту работы и жительства граждан.
Необходимы конкретные меры правового характера, направленные на лишение работодателей возможности получения сверхприбыли. В 2007 году Конгрессом США был принят Закон, предусматривающий санкции до 150 млн долларов для фирм за неоправданное повышение цен на бензозаправках. У нас речь может идти не только о бензине, но и о получении неоправданно высокой прибыли за счет заработной платы работников. Способствовало бы решению этой проблемы принятие федерального закона «О минимальных государственных стандартах». Акцент на правах че-
Иванова O.A. Механизмы противодействия нарушениям трудового законодательства в России и за рубежом: сравнительно-правовой анализ
Иванова O.A. Механизмы противодействия нарушениям трудового законодательства в России и за рубежом: сравнительно-правовой анализ
ТРИБУНИ МОЛОДОГО УЧЕНОГО
ловека, доминирующий в современных условиях в анализе большинства социальных проблем, усиливает необходимость разработки и утверждения в законодательном порядке государственных гарантий в социальной сфере. Реализация гарантий и прав работников должна осуществляться в таких областях, как:
— оплата труда (справедливое вознаграждение за труд);
— охрана здоровья и безопасность на производстве;
— профессиональная подготовка.
Недостаточное соответствие трудового законодательства современным реалиям не способствует повышению уровня социальной защиты.
Примечания
1. www.gks.ru
2. См.: Зайцева О. Б. Заработная плата и ее роль в правовом регулировании трудовых отношений // Трудовое право. — 2005. — № 5. — С. 21—22.
3. См.: Дульман П. Открытый урок в школе капитализма // Российская газета. — 2006. — 15 ноября.
4. См.: Киселев И. Я. Сравнительное и международное трудовое право. — М., 1999. — С. 361—362.
5. См.: О правовом и материальном положении профессиональных функционеров в развитых странах // Вести профсоюзов. — 2004. — № 15. — С. 26—27.
6. См.: Киселев И.Я. Сравнительное трудовое право. — М., 2005. — С. 190, 191.
К.И. Ивашина
Ивашина Ксения Игоревна — преподаватель-методист адъюнктуры (докторантуры) Нижегородской академии
МВД России
E-mail: [email protected]
Методологические предпосылки общетеоретического анализа юридического делегирования
В статье раскрываются методологические предпосылки общетеоретического анализа юридического делегирования. Показано научно—познавательное, правореализационное и дидактическое значение исследуемого предмета, его общеправовой характер. Определены наиболее актуальные направления исследования функциональной ценности юридического делегирования.
The article describes the methodological prerequisites obscheteoretical analysis of the legal delegation. Displaying thematic, pravorealizatsionnoe and didactic value of the investigated object, its general legal nature. Identify the most relevant areas in the study of functional values of the legal delegation.
В условиях модернизации социального и государственного устройства существенное значение имеют не только политические ориентиры, но и используемые правовые формы, способы и приемы достижения высокой эффективности функциональной деятельности каждого организационно-управленческого звена. Как справедливо отмечается в научной литературе, одним из главных принципов стабильного функционирования системы публично-правового управления является «оптимальность разграничения между различными уровнями прав осуществлять полный цикл управленческой деятельности, в том числе принимать окончательные решения по определенным видам деятельности и в рамках своей компетенции»1.
Одним из широко распространенных и высокоэффективных средств, оказывающих весомое управленческое, правовое и морально-психологическое воздействие на регуляцию, ход и динамику об-
щественных отношений, выступает юридическое делегирование. Данный феномен фигурирует практически во всех фундаментальных отраслях действующего российского права, на всех уровнях федеративной структуры государства, обнаруживает глубокие переплетения форм реализации на стыке национального и международного права, поэтому обоснованно вести речь о том, что это комплексный общеправовой институт, требующий четкой фиксации в системе российского права и должного научно-методологического освещения.
Отдельные аспекты юридического делегирования, прежде всего, в сфере реализации законодательных полномочий привлекают пристальное и постоянное внимание ученых-правоведов2. Проблемы юридического делегирования неоднократно становились предметом судебных процессов3. Между тем общеправовых монографических исследований по данной проблематике в
15Й
Юридическая наука и практика