38 (128) - 2012
Зарубежный опыт
УДК 336018
МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
КРЕДИТНЫХ ПОРТФЕЛЕЙ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ КАЗАХСТАНА
К. Г. ШУМКОВА,
кандидат экономических наук, консультант Е-mail: shu-ksenia@mail. ru
А. Л. ТАЖИБАЕВА,
студентка Московской бизнес-школы Е-mail: a. tazhibayeva@kazagro. kz Московская бизнес-школа Московского технологического института «ВТУ»
Просроченная задолженность в кредитном портфеле коммерческих банков России увеличивается непропорционально росту кредитной задолженности. Банк России рассматривает кредитные риски как существующую проблему в российском банковском секторе, поэтому механизмы повышения качества кредитных портфелей коммерческих банков, применяемые в Республике Казахстан, являются достаточно актуальными.
Ключевые слова: рост, просроченная задолженность, стратегия, развитие, банковский сектор, кредитный риск.
Анализ выполнения показателей принятого заявления Правительства РФ и Банка России [3] показывает, что банковская система развивалась с опережением по соотношению «активы к ВВП» (83,8 % на 01.01.2012 при требуемом уровне к концу 2015 г. минимум 90 %) и равномерно по соотношению «кредитный портфель к ВВП» (46,8 % при запланированном к концу 2015 г. диапазону 55-60 %) [6]. Динамика показателей банков представлена в табл. 1.
В то же время просроченная задолженность растет непропорционально росту задолженности по кредитованию: за период с 01.04.2009 по 01.04.2012
кредитный портфель увеличился в 1,56 раза, в то время как просроченная задолженность увеличилась в 2,4 раза (рис. 1, 2).
Банк России отмечает, что существует проблема оценки кредитного риска в российском банковском секторе [3]. В качестве отдельных проблем российских кредитных организаций можно отметить:
1) неудовлетворительное состояние системы управления, включая как корпоративный аспект, так и управление рисками (в результате, как правило, для российских кредитных организаций характерна ориентация на обслуживание бизнеса владельцев);
2) использование различных манипулятивных схем, что приводит к недостоверности учета и отчетности в отдельных банках, к искажению информации об их работе, к появлению так
Таблица 1
Динамика сравнительных показателей банков
в 2006-2011 гг., %
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Активы/ВВП 51,9 60,5 67,9 75,9 75,2 83,8
Капитал/ВВП 6,3 8 9,2 11,9 10,5 9,8
Кредиты/ВВП 29,8 37 40 41,5 40,4 46,8
Депозиты/ВВП 14,1 15,5 14,3 19,3 21,8 23,9
Зарубежный опыт
38 (128) - 2012
01.04.2012 01.01.2012 01.10.2011 01.07.2011 01.04.2011 01,01,2011 01.10.2010 01.07.2010 01.04.2010 01.01.2010 01.10.2009 01.07.2009 01.04.2009
О г ООО ООО 4 000 000 б ООО ООО 8 000 000 10 000 000 12 000 000 14 000 000 16 000 000
Рис. 1. Изменение задолженности по кредитам для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, млн руб. [5]
900 ООО 800 ООО 700 ООО 600 ООО 500 ООО 400 ООО 300 ООО 200 ООО 100 ООО о
■ ■ ■ I I
.1
I
. ■ 1111
III
чс о
ю о
со о
о о
о о
о о
о
о о
ю о
о о
га о
о о
rN О
О
о
о
•—I
о
■i о
Рис. 2. Изменение просроченной задолженности по кредитам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, млн руб. [5]
называемых непрозрачных направлении деятельности, оценка и анализ которых являются затруднительными как для надзорного и регулирующих органов, так и для участников рынка. В то же время Банк России не предлагает глобальных мероприятии, а проводит только лишь координацию системы управления кредитным риском на уровне коммерческих банков.
Требования к корпоративному управлению и системам управления рисками в кредитных организациях сводятся к необходимости уточнения функций и компетенции совета директоров (наблюдательного совета) в рамках Федерального закона от 02.12.1990 N° 395-1 «О банках и банковской деятельности» [2], закреплению требований об обеспече-
нии добросовестного и квалифицированного выполнения членами исполнительных органов и советом директоров (наблюдательным советом) своих функций, в том числе в отношении организации систем управления рисками, а также об обеспечении объективности при принятии советом директоров решений по стратегически важным для кредитной организации вопросам.
On ыт Республики Казахстан в преодолении проблем плохого качества кредитного портфеля. В настоящие время остается высокая доля проблемных займов в кредитном портфеле казахстанских банков, над решением которой работают все заинтересованные стороны. Крупнейшие банки Казахстана с высокой долей просроченных кредитов в ссудном портфеле представлены в табл. 2, 3.
Из приведенных данных видно, что просроченная задолженность возрастает (за исключением AO «Kaspi Bank») во всех крупнейших банках Казахстана более чем на 100 %.
Таким образом, из шести рассматриваемых банков пять увеличили долю плохих кредитов в своем портфеле. Объем просроченной задолженности крупных коммерческих банков Казахстана превышает 10 % (табл. 4)
Существенный вклад в ухудшение качества портфеля банковской системы вносят нефункци-онирующие займы АО «БТА Банк» и АО «Альянс Банк», которые провели реструктуризацию кредитного портфеля в 2009-2010 гг. Высокая доля проблемных активов казахстанских банков обуслов-
ш о
га о
о
О
О
о
о
ю о
7х"
55
38 (128) - 2012
Зарубежный опыт
Таблица 2
Доля кредитов с просрочкой платежей от ссудного портфеля на конец 2011 г., % [1'
Банк 2008 2009 2010 2011
АО «БТА Банк» 7,8 40,8 43,6 72,8
АО «Альянс Банк» 21,5 70,2 70,7 57,6
АО «АТФБанк» 16,8 34,9 39,7 42,6
АО «Казкоммерцбанк» 10,3 25,4 31,2 32
АО «Народный банк Казахстана» 13,9 26 21,9 23
AO «Kaspi Bank» 17 20,8 21,5 2,7
Таблица 3
Рыночная доля крупных банков с высокой долей просрочки на кредитном рынке Казахстана, °% [1]
Банк 2008 2009 2010 2011
АО «БТА Банк» 25,6 25,9 18,6 20,4
АО «Альянс Банк» 7,5 6,5 6,1 5,4
АО «АТФБанк» 8,8 8,7 9,5 8,5
АО «Казкоммерцбанк» 23,6 24,3 25,8 21,8
АО «Народный банк Казахстана» 13 12,5 13,6 12,7
AO «Kaspi Bank» 2 2,6 3,1 3,4
Таблица 4
Объем просроченных платежей, провизий и кредиты, списанные за баланс крупных банков Казахстана [1]
Показатель 2008 2009 2010 2011
АО «БТА Банк»
Выданные кредиты, всего, млрд тенге 2 339,4 42 550 91 665 2 088,2
Кредиты с просрочкой платежей свыше 90 дней, доля от портфеля, % 2,8 25,3 39,4 69,1
Сформированные провизии, доля от ссудного портфеля, % 8,2 77,5 60,7 62,6
Кредиты, списанные за баланс, доля от портфеля, % 0,7 2,4 46,7 15,3
АО «Альянс Банк»
Выданные кредиты, всего, млрд тенге 684,5 641,7 544,9 556,2
Кредиты с просрочкой платежей свыше 90 дней, доля от портфеля, % 10,9 60,8 66,1 52,5
Сформированные провизии, доля от ссудного портфеля, % 9,1 75,7 58,3 46
Кредиты, списанные за баланс, доля от портфеля, % 1,4 1,9 13,3 12,5
АО «АТФБанк»
Выданные кредиты, всего, млрд тенге 801,9 854,1 848,6 872,9
Кредиты с просрочкой платежей свыше 90 дней, доля от портфеля, % 6,7 12,8 32,2 33,8
Сформированные провизии, доля от ссудного портфеля, % 9,3 12,3 16,6 19
Кредиты, списанные за баланс, доля от портфеля, % 0,7 3,3 3,3 3,9
АО «Народный банк Казахстана»
Выданные кредиты, всего, млрд тенге 1 184,5 1 233,9 1 216,9 1 300,5
Кредиты с просрочкой платежей свыше 90 дней, доля от портфеля, % 6,4 16,7 17,3 19,7
Сформированные провизии, доля от ссудного портфеля, % 9,7 19,2 23 24,8
Кредиты, списанные за баланс, доля от портфеля, % 0,6 0,5 0,3 0,4
AO «Kaspi Bank»
Выданные кредиты, всего, млрд тенге 181 252,3 277,6 346,8
Кредиты с просрочкой платежей свыше 90 дней, доля от портфеля, % 7 8,2 10 15,7
Сформированные провизии, доля от ссудного портфеля, % 8,4 10,5 14,2 16,9
Кредиты, списанные за баланс, доля от портфеля, % 2,4 1,7 1,5 1,2
лена также тем, что банки не стремятся списывать неработающие займы с баланса. Это связано с неурегулированностью налогообложения доходов от восстановления провизий в случае списания займов. Вопросы с налогообложением доходов от восстановления провизий к настоящему времени уже фактически решены. Это должно послужить катализатором процессов списания неработающих займов с балансов банков.
Одной из приоритетных задач, стоящих перед казахстанским банковским сектором и Национальным банком Республики Казахстан, является очи-
щение кредитных портфелей банков второго уровня (БВУ) от неработающих активов. Для реализации поставленных задач регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков используются три основных механизма очистки банков [4]:
- упразднение налога на списание в 2012-2018 гг.;
- создание фонда стрессовых активов, основной задачей которого будет выкуп плохих активов у банков и последующее управление и продажа активов (этот фонд будет капитализирован государством и частными инвесторами);
Зарубежный опыт
38 (128) - 2012
- создание дочерних организаций в структуре
банков для работы с плохими займами.
Самой обсуждаемой из всех тем является создание фонда стрессовых активов. Схема проста: государство выкупает у банков проблемные кредиты и как бы консервирует их до лучших времен. Эта модель работает во всем мире, а казахстанский фонд будет выкупать только ипотечные кредиты. Планируется, что фонд для решения вопроса проблемных кредитов выпустит облигации на сумму около 150 млрд тенге для выкупа неработающих активов у БВУ, если средний дисконт при выкупе этих кредитов составит порядка 50 %. Облигации фонда будут продаваться тремя траншами, причем первый предназначен для накопительного пенсионного фонда, второй - для банков и третий будет выкуплен Национальным банком Республики Казахстан. Общий объем переданных активов в виде сомнительных кредитов БВУ составит порядка 2 млрд долл. Дочерние организации банков смогут иметь долю в капитале проектов заемщиков, в отличие от самих банков, которым запрещено иметь доли в капитале нефинансовых организаций [1].
В период финансового кризиса 2007-2010 гг. в Республике Казахстан в конце 2008 г. был учрежден Государственный фонд стрессовых активов банков второго уровня (при 100 %-ном участии государства) -АО «Фонд стрессовых активов» для поддержки экономики Казахстана. При создании фонда была определена первоначальная основная цель - улучшение качества активов банков второго уровня путем выкупа у них невозвращенных ипотечных кредитов граждан и проблемных кредитов, обеспеченных недвижимостью. Общий объем выделенных денежных средств фонду из республиканского бюджета Казахстана на капитализацию за 2008-2009 гг. составил 314 млрд тенге. В ходе работы первоначальная цель была пересмотрена. Правительство пришло к выводу о том, что фонду могут быть переданы любые проблемные активы, даже те, риски по которым в перспективе способны ухудшить качество кредитного портфеля БВУ. В конце 2009 г. министерство финансов пришло к выводу о том, что фонд не выполнил своей первоначальной задачи, он так и не приступил к выкупу сомнительных кредитов банков второго уровня по причине их возможного обесценивания. Ввиду того, что реализация первоначальной концепции стала невозможной, функция фонда по скупке стрессовых активов отпала. Министерство финансов решило отстранить фонд от проблем в
отечественном банковском секторе, было принято решение о выделении 72 млрд тенге и направлении их для последующего кредитования предпринимателей, занятых в сфере обрабатывающей промышленности. Было подписано генеральное соглашение между АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Ка-зына», АО «Фонд стрессовых активов», АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» и пятью БВУ о размещении денежных средств в банках. Таким образом, фонд напрямую будет спасать отечественный бизнес путем реструктуризации их проблемных активов. Фактически АО «Фонд стрессовых активов» был деактивирован, прекратив свое существование в том виде, в котором предполагалось.
Увеличение просроченной задолженности банков свидетельствует о том, что Банком России не применяются адекватные мероприятия по работе с возрастающими объемами кредитования. Опыт Республики Казахстан с использованием трех основных механизмов «очистки» банков путем упразднения налога на списание, создания дочерних организаций и создания АО «Фонд стрессовых активов» мог быть достаточно полезным для улучшения кредитных активов российского банковского сектора.
Список литературы
1. Банкам с большой просрочкой не удержать рыночные доли. URL: http://www. banker. kz/index. php/topic/42082-bankam-s-bolshoi-prosrochkoi-ne-uderzhat-rinochn.
2. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1.
3. О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г.: заявление Правительства РФ от 05.04.2011 № 1472п-П13, ЦБ РФ №01-001/1280.
4. О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан: постановление правления Национального банка Республики Казахстан от 24.02.2012 № 64.
5. Общая сумма просроченной задолженности по кредитам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рублях по видам экономической деятельности и отдельным направлениям использования средств. URL: http://www. cbr. ru/statistics/UDStat. aspx?TblID=302-09&pid=pr&sid=ITM_45484.
6. Повышение роли банков в обеспечении экономического роста России. Материал для дискуссии к XXIII съезду АРБ. URL: http://www. arb. ru/site/docs/XXIII/ARB-XXIII-Doklad. pdf.