Научная статья на тему 'Механизмы повышения эффективности функционирования межтерриториальных этноэкономических кластеров'

Механизмы повышения эффективности функционирования межтерриториальных этноэкономических кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этническая экономика / этническое предпринимательство / межтерриториальный этнокластер / этнопродукция / этноуслуги / этнобренды / этнорынки / этническая кооперация / регион / субрегион / сельские территории / Республика Башкортостан. / ethnic economy / ethnic entrepreneurship / interterritorial ethnocluster / ethnoproduction / ethnoservices / ethnobrands / ethnoryncs / ethnic cooperation / region / sub-region / rural territories / Republic of Bashkortostan.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахметов Вилюр Ямилевич, Садыков Рамиль Мидхатович

В статье на примере Республики Башкортостан раскрывается понятие межтерриториальных этноэкономических кластеров и обосновывается необходимость их развития в регионах России для диверсификации экономики и расширения ассортимента товаров и услуг на селе, повышения доходов и занятости сельского населения, роста уровня его жизни. Производственная и потребительская кооперация субъектов этнобизнеса, производящих уникальные этнопродукты и предоставляющих специфические этноуслуги, характерные для определенных этносов, рассматривается как один из эффективных механизмов реализации социальной и кластерной политики в сельской местности. Организация межтерриториальных этноэкономических кластеров в форме сети аутентичных этнодеревень с различной производственной специализацией может рассматриваться как фактор сохранения историко-культурного материального и нематериального наследия, традиций и обычаев народов России за счет развития этнокультурного и других видов туризма, активизации этнопредпринимательской деятельности и открытия новых рабочих мест, предприятий, повышения спроса на различные виды этнопродукции и этноуслуг, возрождения на рыночной основе исчезающих уникальных народных промыслов и ремесел, технологий производства национальной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахметов Вилюр Ямилевич, Садыков Рамиль Мидхатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms for improving the efficiency of the functioning of interterritorial ethno-economic clusters

Using the example of the Republic of Bashkortostan, the article reveals the concept of interterritorial ethno-economic clusters and substantiates the need for their development in the regions of Russia to diversify the economy and expand the range of goods and services in rural areas, increase incomes and employment of rural population, increase their standard of living. The production and consumer cooperation of ethno-business entities producing unique ethnoproducts and providing specific ethno-services characteristic of certain ethnic groups is considered as one of the effective mechanisms for the implementation of social and cluster policy in rural areas. The organization of interterritorial ethno-economic clusters in the form of a network of authentic ethnic villages with various industrial specialization can be considered as a factor in preserving the historical and cultural material and intangible heritage, traditions and customs of the peoples of Russia through the development of ethno-cultural and other types of tourism, the activation of ethno-entrepreneurial activity and the opening of new jobs, enterprises, increasing demand for various types of ethnoproducts and ethnoservices, revival on a market basis of disappearing unique folk crafts and crafts, technologies for the production of national products.

Текст научной работы на тему «Механизмы повышения эффективности функционирования межтерриториальных этноэкономических кластеров»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_11_84 УДК 332.133.6

МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЭТНОЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ

Ахметов Вилюр Ямилевич,

кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора экономики и управления развитием территорий Института социально-экономических исследований, Уфимский федеральный исследовательский центр РАН, Уфа, Россия, [email protected]

Садыков Рамиль Мидхатович,

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник сектора социально-политических исследований Института социально-экономических исследований, Уфимский федеральный исследовательский центр РАН, Уфа, Россия, [email protected]

В статье на примере Республики Башкортостан раскрывается понятие межтерриториальных эт-ноэкономических кластеров и обосновывается необходимость их развития в регионах России для диверсификации экономики и расширения ассортимента товаров и услуг на селе, повышения доходов и занятости сельского населения, роста уровня его жизни. Производственная и потребительская кооперация субъектов этнобизнеса, производящих уникальные этнопродукты и предоставляющих специфические этноуслуги, характерные для определенных этносов, рассматривается как один из эффективных механизмов реализации социальной и кластерной политики в сельской местности. Организация межтерриториальных этноэкономических кластеров в форме сети аутентичных этно-деревень с различной производственной специализацией может рассматриваться как фактор сохранения историко-культурного материального и нематериального наследия, традиций и обычаев народов России за счет развития этнокультурного и других видов туризма, активизации этнопред-принимательской деятельности и открытия новых рабочих мест, предприятий, повышения спроса на различные виды этнопродукции и этноуслуг, возрождения на рыночной основе исчезающих уникальных народных промыслов и ремесел, технологий производства национальной продукции.

Ключевые слова: этническая экономика; этническое предпринимательство; межтерриториальный этнокластер; этнопродукция; этноуслуги; этнобренды; этнорынки; этническая кооперация; регион; субрегион; сельские территории; Республика Башкортостан.

UDC 332.133.6

MECHANISMS FOR IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE FUNCTIONING OF INTERTERRITORIAL ETHNO-ECONOMIC

CLUSTERS

Akhmetov Vilyur Ya.,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Senior Researcher in the Sector of Economics and Territorial Development Management of the Institute of Socio-Economic Research, Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Ufa, Russia, [email protected]

Sadykov Ramil M.,

Candidate of Sociological Sciences, Senior Researcher of the Socio-Political Research Sector of the Institute of Socio-Economic Research, Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Ufa, Russia, SadikovRM@ mail.ru

Using the example of the Republic of Bashkortostan, the article reveals the concept of interterritorial ethno-economic clusters and substantiates the need for their development in the regions of Russia to diversify the economy and expand the range of goods and services in rural areas, increase incomes and employment of rural population, increase their standard of living. The production and consumer cooperation of ethno-business entities producing unique ethnoproducts and providing specific ethno-services characteristic of certain ethnic groups is considered as one of the effective mechanisms for the implementation of social and cluster policy in rural areas. The organization of interterritorial ethno-economic clusters in the form of a network of authentic ethnic villages with various industrial specialization can be considered as a factor in preserving the historical and cultural material and intangible heritage, traditions and customs of the peoples of Russia through the development of ethno-cultural and other types of tourism, the activation of ethno-entrepreneurial activity and the opening of new jobs, enterprises, increasing demand for various types of ethnoproducts and ethnoservices, revival on a market basis of disappearing unique folk crafts and crafts, technologies for the production of national products.

Keywords: ethnic economy; ethnic entrepreneurship; interterritorial ethnocluster; ethnoproduction; ethnoservices; ethnobrands; ethnoryncs; ethnic cooperation; region; sub-region; rural territories; Republic of Bashkortostan.

Развитие малого и среднего предпринимательства в реальном секторе экономики в сельской местности является в настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в области развития сельских территорий [1]. Однако российский малый и средний агробизнес в регионах России, в том числе в Республике Башкортостан, активно развивается только в сфере торговли и традиционных отраслях сельского хозяйства: зерноводстве, молочном и мясном скотоводстве. Предпринимательство еще не получило должного развития в сфере переработки леса, сельскохозяйственной продукции, народных промыслов и ремесел, в массовом производстве специфических национальных, органических, экологически чистых продуктов питания, сувенирной продукции и ряде других отраслей экономики села.

В рамках данной статьи на примере Республики Башкортостан актуализируется необходимость организации межтерриториальных этноэкономических кластеров в реги -онах России за счет активизации межмуниципальной и межрегиональной кооперации в сфере этнической экономики и этнического предпринимательства. Этнопредприни-мательство как результат роста товарности сектора этноэкономики рассматривается в качестве перспективного направления роста производства и экспорта органической, экологически чистой этнопродукции и этноуслуг, диверсификации и кластеризации экономики современного села, повышения занятости и доходов сельских жителей.

Проблемам этноэкономики в последнее время стало уделяться значительное боль-

шее внимание. Во многом это объясняется следующими причинами:

1. Роль «этнических» регионов в экономическом пространстве России весьма значительна: на долю национальных республик и автономий приходится более 52 % территориальных ресурсов страны, 18 % ее населения, 21,7 % основных фондов отраслей экономики [28].

2. Этноэкономика играет в кризисных ситуациях роль своеобразного стабилизатора экономики села, она способна снимать остроту всплеска уровня безработицы и решать злободневные социальные проблемы, создавая новые рабочие места и новые источники дохода селян. Одним из важных качествообразующих признаков этноэконо-мики является органическая связь производственной деятельности, имеющей товарную направленность, с ведением домашнего хозяйства. Это позволяет реализовывать в этой специфической сфере деятельности частичную занятость всех категорий населения, в том числе, домохозяек, подростков, инвалидов, пенсионеров [8].

3. Этноэкономика может инициировать стартовый импульс, достаточный для запуска масштабных инвестиционных проектов, например, в области этнокультурного туризма, матового производства сувенирной продукции. В ситуации перехода к рынку ресурсы этноэкономики регионов России оказались способными не только обеспечить социальное воспроизводство населения в период кризиса, но и инвестировать в развитие малого и среднего предпринимательства, сферы услуг и торговли, добычу дополнительных сырьевых ресурсов для отраслей пищевой,

перерабатывающей, легкой промышленности, строительства.

С точки зрения В. Н. Овчинникова, роль этноэкономики в развитии региона наиболее ярко проявляется в ряде ее специфических функций:

- стабилизирующая функция: этноэконо-мика выполняет роль структурообразующего каркаса аграрной сферы экономики полиэтнического региона;

- амортизирующая функция: этноэкономи-ка смягчает разрушающее воздействие кризисно-деструктивных явлений на экономику региона;

- социально-экономическая функция: эт-ноэкономика, впитывая высвобожденные из других сфер экономики трудовые ресурсы, способствует снятию напряженности в сфере занятости населения;

- функция сохранения традиций и обычаев этносов [22].

Исходя из вышеизложенного, наряду с принципиально новыми, инновационными отраслями экономики в качестве одного из направлений устойчивого развития сельских территорий должны рассматриваться возрожденные на новой основе традиционные, характерные для тех или иных этносов виды хозяйственной деятельности, объединяемые в сферу этноэкономики. Этноэкономика в случае регулярной, массовой реализации этнотоваров и этноуслуг, роста товарности может в идеале вырасти до уровня этнопред-принимательства (этнобизнеса).

Этноэкономика рассматривается в настоящее время с различных точек зрения. Во многих международных исследованиях понятие «этноэкономика» рассматривается и как наука, и в контексте официально незарегистрированной, не учитываемой статистикой и не облагаемой налогами занятости людей по производству традиционных товаров и услуг. Российские исследования этноэкономики представлены работами О. И. Авериной, Н. А. Горбуновой, И. Ф. Меркуловой [2], В. Я. Ахметова [4], С. Л. Бакше-ева [7], А. А. Барлыбаева [8], Б. М. Бижоева [9], Г И. Бердниковой (Адельмурзиной) [5], Т. В. Визера [10], Р. Ф. Гатауллина [14], П С. Де -нисовой, М. Р. Радовель [11], М. В. Ивановой [13], М. Н. Исянбаева [14], Н. Н. Киселевой [16], Е. Н. Клочко, Е. М. Кобозевой [17], Ю. С. Колесникова [18], П. А. Кропоткина

[19], Н. Н. Лебедевой, О. А. Ломовцевой [20], С. А. Мадюковой [21], В. Н. Овчинникова [22], Е. Ю. Перовой [24], О. А. Персидской [25], А. Х. Тамбиева [28], Л. Х. Узденовой [зо], Т. Е. Хорольской [31] и др. [26], где приводятся определения и классификационные признаки данного сектора экономики. Этно-экономическая проблематика с позиции развития этнокластеров применительно к республикам Тыва и Калмыкия, отрасли экономики села которых во многом схожи с Республикой Башкортостан, представлена в работах А. Н. Асаула [3], Э. П. Бакаевой [6], Б. А. Донгака [12], В. К. Севека, А. К. Монгуш [27], К. Д. К. Ооржака [23], С. П. Тюхтеневой [29].

В узком смысле под этноэкономикой понимается сегмент национальной экономики, представленный традиционными архаическими хозяйственными укладами, в широком смысле - это специфическая форма национальной экономики [11].

В научной литературе сформировались два подхода к определению категории «этноэкономика». Наиболее распространенным является трактовка этноэкономики как традиционного вида трудовой деятельности, развитого в соответствующих этнических сообществах и тесно связанного с традиционным образом жизни, хозяйственной ориентацией, семейно-бытовым укладом населения на данной территории [16].

В соответствии с другим подходом выделяются две относительно самостоятельных и в то же время взаимообусловленных, взаимосвязанных в единой экономической системе составляющих этноэкономики: традиционная, связанная с наследованием этносом типов, форм и способов хозяйствования, и новационная, обусловленная адаптационными способностями этноэкономики в условиях ее включения в глобальные воспроизводственные процессы [18]. Данный подход позволяет определить этноэкономику как совокупность отношений, складывающихся в процессе регионального воспроизводства на основе трудовых традиций этноса, его производственного опыта, культуры, менталитета. Также распространенным является толкование этноэкономики как традиционного (до-индустриального) типа хозяйствования. Так, А. Х. Тамбиев определяет данную сферу как «традиционные виды трудовой деятельности, развитые в соответствующих этнических

сообществах. Они, как правило, тесно связаны с традиционным образом жизни, хозяйственной ориентацией, семейно-бытовым укладом населения на данной территории» [28].

Этноэкономика представляет собой сложную, многоступенчатую систему, в которой можно выделить три уровня: макроуровень (экономика этнически однородных стран), мезоуровень (хозяйство регионов, краев, областей) и микроуровень (хозяйство отдельных производственных единиц) [10].

Этноэкономику также определяют как науку о взаимовлиянии традиций, обычаев, культуры, психологии, идеологии, религиозных воззрений различных этносов, а также уровня развития производительных сил и производственных отношений.

Несмотря на увеличивающееся количество публикаций и защит диссертаций в области этноэкономики, данная проблематика остается недостаточно разработанной в организационно-экономическом плане, в том числе применительно к условиям конкретных территорий, не находит должного отражения в программах, стратегиях и концепциях развития территориальных социально-экономических систем различного уровня, в том числе сельских территорий.

Республика Башкортостан является одним из ведущих не только индустриальных, но и аграрных регионов Российской Федерации. Так, по объему валовой продукции сельского хозяйства по многолетним показателям она занимает первое место в Приволжском федеральном округе и четвертое - в стране. В Башкортостане более 7 млн га земельных угодий, из них около 5 млн га занимают пашни. Если по производству картофеля республика занимает второе место, то по поголовью крупного рогатого скота и лошадей, производству молока, товарного меда она уверенно занимает первую позицию не только в округе, но и в Российской Федерации [4].

Однако в разрезе отдельных субрегионов и муниципальных образований Республики Башкортостан ситуация не такая радужная. Для экономики республики характерны значительные структурные диспропорции, основная масса инвестиций приходится на районы Предуралья, города Уфа, Стерли-тамак, Салават. Большая часть стабильно и устойчиво работающих промышленных,

сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий размещена в центральном, южном и западном субрегионах. А в некоторых других, в частности в дотационном и депрессивном Башкирском Зауралье, занимающем 27,9 % площади Республики Башкортостан, насчитываются лишь единицы стабильно работающих предприятий. Этот субрегион характеризуется более низкими по сравнению со среднереспубликанскими показателями производства агропромышленной продукции, преобладанием экстенсивных факторов экономического роста, загрязнением почв, воды и воздуха, ухудшением здоровья населения и другими экономическими, социальными и экологическими аномалиями. Здесь средний уровень доходов и качество жизни населения на порядок ниже, чем в целом по республике. Одной из главных проблем экономики этого субрегиона является ее моноструктурный характер. В сельском хозяйстве преобладают выращивание зерновых и мясо-молочное животноводство (около 95 % от общего объема сельхозпроизводства). Экономика Башкирского Зауралья напрямую зависит от положения дел в этих доминирующих отраслях, что с учетом суровых погодных условий ведения сельскохозяйственной деятельности создает предпосылки для неустойчивого состояния ее экономики и серьезные ограничения для перспектив ее развития [14].

Затяжной системный кризис юго-восточных районов Башкортостана обусловлен во многом историческими причинами, диспропорциональным развитием экономики региона в послевоенные годы, ходом рыночных преобразований в 1990-2000-е годы, массовым банкротством предприятий и, как следствие, резким сокращением количества рабочих мест. Экономические проблемы способствовали обострению и многих социальных проблем. Растут преступность в сельской местности, заболеваемость населения, количество суицидов. Закрываются школы, поликлиники, дома культуры. В некоторых районах Зауралья Республики Башкортостан (Абзелиловский, Баймакский, Хайбул-линский) социально-экономическая ситуация усугубляется острыми экологическими проблемами, связанными с бесконтрольной добычей полезных ископаемых.

Самое же страшное для будущего села от-

рицательное последствие трансформационного периода заключается в том, что регион ускоренными темпами теряет свой человеческий капитал. Эти потери и количественные: молодежь покидает село, сельское население неумолимо сокращается и стареет; и качественные: на селе очень мало остается грамотных, квалифицированных и умеющих добросовестно трудиться рабочих и специалистов. Сельский житель деградирует и социально, и профессионально. Ухудшение социально-экономической ситуации в сельской местности угрожает продовольственной и, как следствие, экономической и национальной безопасности Российской Федерации.

Несмотря на современное кризисное состояние, вызванное преимущественно неумелым административным управлением территориями и плохим качеством менеджмента большинства предприятий, экономика Республики Башкортостан, в том числе Зауралья, обладает значительным потенциалом для развития, основанным во многом на имеющихся земельных и трудовых ресурсах сельских территорий районов. В сельской местности здесь более 50 % населения, около 20 % трудоспособного населения занято сельскохозяйственным трудом. Доля аграрного сектора в региональном валовом продукте составляет около 30 %.

Для полной реализации социально-экономического потенциала районов Республики Башкортостан, в том числе Зауралья, на наш взгляд, наряду с федеральными, целесообразно разрабатывать более конкретизированные региональные, субрегиональные и муниципальные программы развития отдельных отраслей - «точек роста» социально-экономического развития территорий, в том числе отраслей этноэкономики.

В настоящее время стоит задача выработки механизмов оптимального взаимодействия этноэкономики с модернизируемой экономикой регионов. Необходимо определение приоритетных направлений развития этноэкономики и этнопредпринимательства применительно к конкретным сельским территориям, в нашем случае - применительно к юго-восточным районам Республики Башкортостан - Башкирскому Зауралью.

Этноэкономическая структура данного субрегиона детерминирована национальным составом населения (более 90 % - башкиры),

природно-сырьевыми и рекреационно-кли-матическими условиями, геополитическим положением в стране. Можно выделить три основных направления развития этконоэко-номики исследуемого субрегиона:

- рыночно-этническое (например, этно-туризм) [15]. Этнотуризм предполагает исследование традиций и обычаев коренных жителей экзогенных мест. Преимущества этнотуристического бизнеса для местного населения в том, что его можно превратить в семейный бизнес, так как он не требует больших капиталовложений и подойдет для семей, которые проживают в сельской местности. Есть даже возможности создавать целые этнодеревни. Этнотуризм имеет огромные перспективы развития на исследуемых нами территориях Башкортостана, в силу благоприятных природно-климатических условий и сохранения самобытного уклада жизнедеятельности, определенных традиций, навыков среди местного населения;

- индустриально-этническое (промышленная переработка сельскохозяйственного и лесного сырья);

- традиционно-этническое (сельское и лесное хозяйство, народные промыслы и ремесла).

Основными объектами этноэкономики коренного населения Башкортостана являлись природа и его ресурсы. Данный фактор предопределял отраслевые приоритеты хозяйственной системы (скотоводство, бортничество, коневодство, рыболовство, охота, народные промыслы и ремесла). Отсюда берут свои начала образ жизни башкир (отгонно-пастбищное скотоводство), материальная культура, воплощенная в орудиях и предметах труда, домашней утвари, хозяйственных сооружениях, жилище и одежде, технологические знания и трудовые навыки, экономические институты, проявляемые в укоренившихся обычаях, традициях и коллективном сознании, неформальных правилах и нормах, стереотипах экономического мышления. Многие из этих элементов сохранились и поныне, особенно в сельской местности, где компактно проживают башкиры [8].

В настоящее время многие традиционные виды хозяйственной деятельности возрождаются и получают развитие. Среди них можно отметить такие отрасли и виды деятельности, как коневодство и кумысоделие,

войлоковаляние, изготовление валенок, вязание и пуховязание, ткачество, лоскутное творчество, изготовление традиционных подарочных швейных изделий, переработка продукции аграрного сектора, производство уникальных этнопродуктов (курут, талкан, катык, казы и др.), вышивка, изделия из конского волоса, обработка древесины и бересты, пчеловодство и бортничество и т. д. При незначительной поддержке со стороны государства население пытается выживать, развиваться, вырабатывая собственные стратегии экономической адаптации, находясь в поиске своей ниши в изменившихся социально-экономических условиях жизнедеятельности.

Однако, несмотря на рост популярности этнических продуктов и услуг, наличие многих федеральных, региональных и муниципальных программ по поддержке и развитию сельского хозяйства, малого и среднего предпринимательства, развитие этнобизне-са в сельской местности оставляет желать лучшего. Одной из главных причин современного недостаточного развития этнического предпринимательства в районах Республики Башкортостан является низкая предпринимательская активность населения и практическое отсутствие кооперации между субъектами этнобизнеса. Это объясняется относительно небольшим по сравнению с другими странами историческим опытом предпринимательской деятельности и работы в условиях рыночной экономики, сменой поколений и потерей многих навыков производства национальных продуктов и услуг, особенностями менталитета селян, их низкой финансовой и правовой грамотностью, элементарной ленью, отсутствием современных навыков бизнес-планирования, нехваткой финансов для начала бизнеса и недостаточным доверием к кооперативным отношениям.

Поэтому в настоящее время необходима популяризация кооперативных принципов работы на селе для эффективной организации межтерриториальных этнокластеров и целесообразна четкая адресная поддержка субъектов этнопредпринимательства в следующих направлениях:

1. Производство и переработка сельскохозяйственной продукции (коневодство и ку-мысоделие, бортничество и пчеловодство,

зерноводство, скотоводство, овцеводство и козоводство, птицеводство), в том числе развитие индустрии общественного этно-питания за счет производства экологически чистой этнопродукции (кумыс, буза, курут, ка-зылык, талкан, кызыл эремсек, башкирский мед и др.), произведенной с использованием традиционных национальных рецептур и технологий.

2. Этнографический, агро- (сельский), оздоровительный и другие виды туризма, учитывая благоприятные природно-климатические условия и огромный рекреационный потенциал территории.

3. Охота и рыболовство, рыбоводство и рыболовный туризм, звероводство и охотничий туризм, учитывая большое количество рек, озер, лесов и уникальную природу.

4. Народные промыслы и ремесла (войло-коваляние, изготовление валенок, вязание и пуховязание, ковроткачество, деревообработка, производство изделий из дерева и бересты, лозоплетение, художественная обработка камня, лоскутное творчество, вышивка, изготовление традиционных подарочных швейных изделий, изделий из кожи, конского волоса, ювелирное производство и производство этносувениров).

5. Сбор, заготовка и переработка даров природы (грибов, плодов, ягод, лекарственных растений и др.).

6. Этническое устное и письменное творчество, этномузыка (народные песни, танцы, горловое пение, курай, кубыз, кыл-кубыз) [4].

Многие этнические продукты и услуги нуждаются в законодательной защите через патентование, лицензирование, официальное закрепление за производителями товарных знаков (брендов). Очень важна правовая охрана как существующих и относительно охраняемых этнобрендов Башкортостана («Салават Юлаев», «Курай», «Башкирская лошадь», «Яктыкуль», «Абзаково», «Капова пещера (Шульган-Таш)», «Башкирский мед» и др.), так и разработка, продвижение и правовая защита новых («Баймакский кумыс», «Аб -зелиловский кумыс», «Зианчуринские шали», «Зерновая фабрика», «Буранбай», «Талкас», «Ирандык», «Гадельша», «Темяс», «Сибай-ская яшма» и др.).

Как нам представляется, некоторые отрасли этнобизнеса весьма перспективны для образования межтерриториальных экс-

портоориентированных этнокооперативов-этнокластеров по производству этнических товаров и услуг, в том числе по производству органических продуктов (башкирский мед, кумыс, талкан и др.) и этносувениров [5].

Кооперирование этнобизнеса способствовало бы укреплению производственно-экономических связей между предпринимателями, а патентование, лицензирование и брендирование с учетом зарубежного и отечественного опыта - повышению узнаваемости продукции и услуг Башкортостана, подчеркиванию ее уникальности и конкурентных преимуществ, оберегало бы местных производителей от недобросовестной конкуренции. Например, в Российской Федерации наиболее известны следующие направления народных промыслов и ремесел: росписи («Гжель», «Жостовский поднос», «Палехская миниатюра», «Федоскинская миниатюра», «Хохлома», «Городецкая роспись», «Мезенская роспись»); изделия из ткани («Вологодское», «Елецкое», «Мценское» кружева, «Оренбургский пуховый платок», «Павлово-посадские шали», «Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка)»); игрушки («Дымковская», «Каргопольская», «Филимоновская», «Абашевская», «Старооскольская глиняная», «Кожлянская» игрушки, «Матрёшка»); изделия из металла («Каслинское литьё», «Скань» и др.). Многие из них превратились в своеобразные этнобренды не только отдельных городов и сел, но и России в целом и широко вошли в инструментарий территориального маркетинга и брендинга.

Начиная с I национального конкурса региональных брендов продуктов питания «Вкусы России» в 2021 г. республику ежегодно представляют более 15 башкирских брендов, в том числе «Башкирский учпоч-мак», «Башкирский талкан», «Ремесленный шоколад из Башкирии», «Башкирский соус», «Башкирский кумыс», «Башкирская безалкогольная медовуха», «Бурзянский бортевой мёд», «Федоровский гусь», «Башкирский выдержанный сыр», «Башкирский сыровяленый казы», «Башкирский корот», «Башкирский медовый сыр», Минеральная вода «Кургазак» и др., которые по потенциалу не уступают «Тульскому прянику», «Оренбургскому пуховому платку», «Адыгейскому сыру», «Астраханскому арбузу», «Вологодскому маслу» [5].

В настоящее время для целенаправ-

ленного продвижения этих и других этно-брендов на российский и международный рынки необходимо целенаправленное исследование российского и зарубежного опыта в сфере этнобрендинга руководством предприятий и Правительством Республики Башкортостан для формирования межтерриториальных этнокооперативов и этнокласте-ров.

Башкортостан имеет огромный потенциал не только в производстве уникальных национальных продуктов, но и в области развития этнографического туризма, сети этнокафе, этноресторанов башкирской национальной кухни. Для развития этнотуризма в юго-восточных районах Республики Башкортостан необходимо популяризовать событийный туризм: проведение широкомасштабного башкирского сабантуй, свадеб в национальном стиле, различных башкирских обрядов, фестивалей кумысоделов, пчеловодов и т. д. Это будет способствовать лучшему познанию туристами культуры, традиций, быта местного населения. В сельской местности есть перспективна организация целого комплекса этнографических (этнических) деревень, использования домов местных жителей, исторических построек в качестве живых декораций для проведения мероприятий, построенных на элементах народной культуры и быта.

Кооперативная основа кластеризации межтерриторального этнобизнеса, исходя из зарубежного и отечественного опыта, является, в отличие от корпоративной, менее затратной, более оптимальной организационной формой. Кооперация способствует институциональной самоорганизации сельских сообществ. Формирование в сельской местности кооперативов различных форм и уровней, в том числе межмуниципальных (2-й уровень кооперации) и межрегиональных (3-й уровень кооперации) должно идти по инициативе, прежде всего, самих производителей сельскохозяйственной продукции и граждан. Насильственная организация кооперативов, как показал опыт коллективации в СССР, не дает ожидаемых результатов. Поэтому сейчас с привлечением ресурсов научно-образовательных учреждений и общественных организаций необходима активная информационно-разъяснительная работа на местах (публичные лекции, статьи в местной

прессе, передачи на телевидении и радио, выпуск брошюр и буклетов) об истории и опыте кооперативного движения, роли кооперации в развитии этнобизнеса и повышении качества жизни сельского жителя.

Кооперативная система должна становится многоуровневой. Только тогда она будет устойчивой в долгосрочном плане. Объединяясь, местные (первичные) кооперативы должны образовывать локальные отраслевые кооперативные союзы, которые, в свою очередь, могут послужить основой зональных и региональных ассоциаций, союзов кооперативов - межтерриторальных эт-нокластеров, создаваемых на уровне административных районов или региона в целом. Региональные ассоциации (этнокластеры), в свою очередь, могут входить в национальные кооперативные союзы на уровне Российской Федерации.

В настоящее время необходимы совершенствование системы федерального, регионального и местного законодательства, выработка формальных и неформальных норм и правил, создание организационных форм, обеспечивающих целенаправленное, поэтапное включение институтов этноэкономики в систему рыночных отношений. Необходимо рассмотреть, в частности, роль и перспективы формирования локальных территориально-хозяйственных кластеров мелких товаропроизводителей, объединенных общими интересами и развивающих взаимодополняющие отрасли и подотрасли этноэкономики; усиление роли образовательных учреждений (школ, ССУЗов и вузов) в возрождении старых и развитии новых знаний, навыков и умений сельского населения в области этноэко-номики, кадрового потенциала села через включение в региональные компоненты образовательных программ новых учебных дисциплин, спецкурсов по отдельным направлениям этноэкономики и этнобизне-са; создание устойчивых интеграционных и кооперационных связей между мелкими товаропроизводителями.

Исходя из проведенного комплексного анализа современных проблем и тенденций развития этнического предпринимательства, производственной и потребительской кооперации, можно сделать следующие общие выводы относительно дальнейшего развития

сферы этнобизнеса в регионах России, в том числе в Республике Башкортостан.

1. Для развития этнической кооперации и сети этнокооперативов в сельских районах необходимо использовать богатый мировой и отечественный опыт руководителей центров народных промыслов и ремесел, этнотуристических фирм, специалистов системы Центрсоюза Российской Федерации и Башпотребсоюза, консультантов в области бизнес-планирования, руководителей кооперативов, обладающих практическим опытом предпринимательской деятельности; также ЛПХ и КФХ, сохраняющих и возрождающих навыки и технологии производства уникальных этнопродуктов. К исследованиям в области этнического бизнеса и этнокооперации надо широко привлекать научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов вузов и ССУЗов региона.

2. В настоящее время наиболее актуальны разработка типовых бизнес-планов и алгоритмов организации этнофирм, этно-кооперативов и этнодеревень, выпуск электронных учебников, брошюр, методических рекомендаций в области бизнес-планирования, организации сельскохозяйственных и потребительских кооперативов с учетом зарубежного и отечественного опыта развития этнобизнеса. Целесообразна разработка отдельного интернет-сайта, групп в социальных сетях, посвященных описанию успешных мировых и отечественных практик, нормативно-правовой базы этнического предпринимательства.

3. Кооперативная система должна становиться многоуровневой. Только тогда она будет устойчивой в долгосрочном плане. Объединяясь, местные (первичные) этнокоо-перативы должны образовывать локальные отраслевые кооперативные союзы второго и последующего уровней, которые, в свою очередь, могут послужить основой зональных и региональных ассоциаций, союзов кооперативов - межтерриториальных этнокластеров, создаваемых на уровне административных районов или региона в целом. Региональные ассоциации, в свою очередь, могут входить в национальные кооперативные союзы на уровне Российской Федерации.

4. Министерству по предпринимательству и туризму Республики Башкортостан, Мин-сельхозу Республики Башкортостан, Фонду

развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан целесообразно предусмотреть отдельные меры поддержки этнопредпринимательства и этно-кооперации: необходима разработка отдельной подпрограммы развития этнического предпринимательства и этнической кооперации для сельских районов Башкортостана в рамках «Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства», в которой должны быть предусмотрены меры финансовой поддержки, правовой защиты и продвижения этнобрен-дов, предоставления субсидий из бюджета республики субъектам этнического предпринимательства, их микрофинансирования.

Таким образом, развитие различных направлений этнобизнеса будет способствовать комплексному социально-экономическому развитию проблемных сельских районов за счет диверсификации их экономики и открытия новых предприятий, рабочих мест, расширения направлений малого, среднего и крупного предпринимательства, активизации процессов кооперации, совершенствование инфраструктурного обеспе-

чения предпринимательской деятельности, туризма, формирования агро- и этнокла-стеров, продвижения местных этнических брендов на региональный, национальный и международный рынки через использование инструментария интернет-маркетинга и интернет-продаж, агро- и этномаркетинга, этнобрендинга, широкой ярмарочно-выста-вочной деятельности.

Практическое значение исследования заключается в том, что рекомендации авторов по развитию отраслей этноэкономики и эт-нобизнеса могут быть реализованы при разработке региональных, субрегиональных и муниципальных программ развития малого предпринимательства, АПК, регулирования занятости населения и др., а также при оптимизации механизмов взаимодействия администраций муниципальных образований с хозяйствами населения.

Данное исследование выполнено в рамках государственного задания Уфимского федерального исследовательского центра РАН № 075-01134-23-00 на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Список источников _

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». URL: http://static.government.ru/media/files/aNtA ARsD8scrvdizD7rZAw0FaFjnA79v.pdf (дата обращения: 20.01.2023).

2. Аверина О. И., Горбунова Н. А., Меркулова И. Ф. Развитие этноэкономики - как фактора обеспечения экономической устойчивости Республики Мордовия // Финно-угорский мир. 2013. № 4 (17). С. 92-96.

3. Асаул А. Н., Донгак Б. А. Перспективы кластерной организации предпринимательства в агропромышленном комплексе Тувинской республики // Научные труды Вольного экономического общества России. 2016. Т. 199. № 3. С. 375-393.

4. Ахметов В. Я. Этническое предпринимательство и его роль в развитии экономики современного села (на примере юго- и северо-восточных районов Республики Башкортостан // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 5. С. 77-81.

5. Ахметов В. Я., Бердникова Г И. Роль этноэкономических факторов в управлении социально-экономическими процессами в Республике Башкортостан // Проблемы и перспективы конкурентоспособного воспроизводства в Башкирском Зауралье: материалы республиканской научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. 1. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. С. 8-11.

6. Бакаева Э. П. «Пицца дербетская, торгутская, хошутская, балдырская»: этническое предпринимательство в современной Калмыкии в контексте традиционных этнических приоритетов // Монголоведение. 2018. № 12. С. 48-71.

7. Бакшеев С. Л. К понятию сущности и места этноэкономики в экономике региона // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 5. С. 146-150.

8. Барлыбаев А. А. Традиционная экономика башкир и современность // Ватандаш (Соотечественник). 2003. № 5. С. 25-30.

9. Бижоев Б. М. Концептуализация этноэкономики: инструментарно-методический анализ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 11-2. С. 143-148.

10. Визер Т. В. Экономика. Этнос. Культура // Региональная экономика и управление. 2008. № 3 (15). URL: http://region.mcnip.ru (дата обращения: 19.07.2022).

11. Денисова Г С., Радовель М. Р. Этноэкономика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. С. 23-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Донгак Б. А. Оптимизации транспортных потоков в этнокластере республики Тыва // ТДР. 2014. № 4.

13. Иванова М. В. Этническая экономика: подходы к определению // Труды Кольского научного центра РАН. 2018. № 7-14 (9). С. 7-13.

14. Исянбаев М. Н., Гатауллин Р. Ф., Ахметов В. Я. Этнопредпринимательство в юго-восточных и северовосточных районах Башкортостана: проблемы и перспективы развития // Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем: материалы X международной научно-практической internet-конференции (14 октября - 14 ноября 2016, г. Уфа, Россия). Уфа : ИСЭИ УНЦ РАН, 2016. С. 77-81.

15. Кедрова И. В. Этнотуризм как перспективная форма сохранения этнической культуры // Этническая культура. 2020. № 2. С. 10-13.

16. Киселева Н. Н. Этноэкономическая составляющая системной организации Юга России // Успехи современного естествознания. 2007. № 11. С. 91-93.

17. Клочко Е. Н., Кобозева Е. М. Этноэкономика региона: потенциал, функции, барьеры развития // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 4. С. 38-42.

18. Колесников Ю. С. Этноэкономика в судьбах модернизации Юга России // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т. 1. № 2. С. 19-24.

19. Кропоткин П. А. Взаимопомощь как фактор эволюции. URL: http://iph.ras.ru/elib/Kropotkin_Vzaimopom.html (дата обращения: 29.03.2022).

20. Лебедева Н. Н., Ломовцева О. А. Социальный капитал и модернизация этноэкономики Юга России // Общественные науки и современность. 2006. № 2. С.109-117.

21. Мадюкова С. А., Персидская О. А. Этноэкономика в действии: опыт Тувы и Алтая // ЭКО. 2018. № 5. С. 45-64.

22. Овчинников В. Н., Колесников Ю. С. Этноэкономика как фактор развития // Проблемы прогнозирования. 2006. № 1. С. 118-123.

23. Ооржак К. Д. К. Этноэкономика Тувы: современное состояние и перспективы развития // Экономические отношения. 2019. Т. 9. № 3. С. 1759-1774.

24. Перова Е. Ю. Этническая экономика как направление повышения эффективности использования социальных ресурсов региона // Известия Байкальского государственного университета. 2016. Т. 26. № 5. С. 705-712.

25. Персидская О. А. Роль ценностных ориентаций молодых тувинцев в пространственном развитии Республики Тыва // Новые исследования Тувы. 2019. № 3. С. 41-51.

26. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2001. 495 с.

27. Севек В. К., Севек Ш. В. У., Монгуш А. К.-О. Этнокластер как новая организация экономики региона // В центре экономики. 2022. № 3.

28. Тамбиев А. Х. Регион в системе национальной экономики: экономические модели и механизмы : дис. ... д-ра эконом. наук. Ростов н/Д, 2000.

29. Тюхтенева С. П. Этническое предпринимательство без миграции (на примерах из Тувы и Калмыкии) // Новые исследования Тувы. 2018. № 2. С. 149-167.

30. Узденова Л. Х. Типологические признаки отнесения традиционных видов деятельности населения к сфере этноэкономики // МИТС - НАУКА. 2005. URL: http://www.roseis.ru (дата обращения: 05.07.2022).

31. Хорольская Т. Е. Разработка векторов развития теории этноэкономики в контексте современных социально-экономических преобразований // ЕГИ. 2019. № 25 (3).

References _

1. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 696 of May 31, 2019 «On Approval of the State Program of the Russian Federation «Integrated Development of Rural Territories» and on Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation». URL: http://static.government.ru/media/files/aNtAARsD8scrvdizD7rZAw 0FaFjnA79v.pdf (accessed: 01/20/2023).

2. Averina O. I., Gorbunova N. A., Merkulova I. F. The development of ethnoeconomics as a factor in ensuring the economic stability of the Republic of Mordovia. Finno-Ugric World. 2013. No. 4 (17). Рp. 92-96.

3. Asaul A. N., Dongak B. A. Prospects of cluster organization of entrepreneurship in the agro-industrial complex of the Tuva Republic. Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2016. Vol. 199. No. 3. Рp. 375-393.

4. Akhmetov V. Ya. Ethnic entrepreneurship and its role in the development of the economy of a modern village (on the example of the south- and north-eastern regions of the Republic of Bashkortostan. The economics of agriculture in Russia. 2018. No. 5. Рp. 77-81.

5. Akhmetov V. Ya., Berdnikova G. I. The role of ethnoeconomical factors in the management of socio-economic processes in the Republic of Bashkortostan. Problems and prospects of competitive reproduction in the Bashkir TransUrals: materials of the Republican scientific and practical conference. At 3 p.m. 1. Ufa: RIC Bashgu, 2008. Рp. 8-11.

6. Bakaeva E. P. «Pizza derbetskaya, torgutskaya, khoshutskaya, baldyrskaya»: ethnic entrepreneurship in modern Kalmykia in the context of traditional ethnic priorities. Mongolovedenie. 2018. No. 12. Рp. 48-71.

7. Baksheev S. L. On the concept of the essence and place of ethnoeconomics in the economy of the region. Humanities, socio-economic and social sciences. 2016. No. 5. Рp. 146-150.

8. Barlybaev A. A. Traditional Bashkir economy and modernity. Vatandash (Compatriot). 2003. No. 5. Рp. 25-30.

9. Bizhoev B. M. Conceptualization of ethnoeconomics: instrumental and methodological analysis. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2021. No. 11-2. Рp. 143-148.

10. Vizer T. V. Economics. Ethnic group. Culture. Regional economics and management. 2008. No. 3 (15). URL: http:// region.mcnip.ru (date of reference: 07/19/2022).

11. Denisova G. S., Radovel M. R. Ethnoeconomics. Rostov-on-Don: Phoenix, 2000. Pp. 23-57.

12. Dongak B. A. Optimization of transport flows in the ethnocluster of the Republic of Tyva. TDR. 2014. No. 4.

13. Ivanova M. V. Ethnic economy: approaches to definition. Proceedings of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2018. No. 7-14 (9). Pp. 7-13.

14. Isyanbayev M. N., Gataullin R. F., Akhmetov V. Ya. Ethno-entrepreneurship in the south-eastern and north-eastern regions of Bashkortostan: problems and prospects of development. Problems of functioning and development of territorial socio-economic systems: materials of the X International Scientific and Practical Internet Conference (October 14 -November 14, 2016, Ufa, Russia). Ufa : ISEI UNC RAS, 2016. Pp. 77-81.

15. Kedrova I. V. Ethnotourism as a promising form of preservation of ethnic culture. Ethnic culture. 2020. No. 2. Pp. 10-13.

16. Kiseleva N. N. The ethnoeconomical component of the systemic organization of the South of Russia. Successes of modern natural science. 2007. No. 11. Pp. 91-93.

17. Klochko E. N., Kobozeva E. M. Ethnoeconomics of the region: potential, functions, barriers of development. Business. Education. Right. 2017. No. 4. Pp. 38-42.

18. Kolesnikov Yu. S. Ethnoeconomics in the fate of modernization of the South of Russia. Economic Bulletin of Rostov State University. 2003. Vol. 1. No. 2. Pp. 19-24.

19. Kropotkin P. A. Mutual aid as a factor of evolution. URL: http://iph.ras.ru/elib/Kropotkin_Vzaimopom.html (accessed: 03/29/2022).

20. Lebedeva N. N., Lomovtseva O. A. Social capital and modernization of ethnoeconomics of the South of Russia. Social sciences and modernity. 2006. No. 2. Pp. 109-117.

21. Madyukova S. A., Persian O. A. Ethnoeconomics in action: the experience of Tuva and Altai. ECO. 2018. No. 5. Pp. 45-64.

22. Ovchinnikov V. N., Kolesnikov Yu. S. Ethnoeconomics as a factor of development. Forecasting problems. 2006. No. 1. Pp. 118-123.

23. Oorzhak K. D. K. Ethnoeconomics of Tuva: current state and prospects of development. Economic relations. 2019. Vol. 9. No. 3. Pp. 1759-1774.

24. Perova E. Yu. Ethnic economy as a direction of increasing the efficiency of the use of social resources of the region. Proceedings of the Baikal State University. 2016. Vol. 26. No. 5. Pp. 705-712.

25. Persianskaya O. A. The role of value orientations of young Tuvans in the spatial development of the Republic of Tuva. New studies of Tuva. 2019. No. 3. Pp. 41-51.

26. Porter M. Competition. M.: Williams, 2001. 495 p.

27. Sevek V. K., Sevek S. V. U., Mongush A. K.-O. Ethnocluster as a new organization of the region's economy. In the center of the economy. 2022. № 3.

28. Tambiev A. H. Region in the system of national economy: economic models and mechanisms: dis.... Dr. economy. sciences'. Rostov n/A, 2000.

29. Tyukhteneva S. P. Ethnic entrepreneurship without migration (using examples from Tuva and Kalmykia). New Studies of Tuva. 2018. No. 2. Pp. 149-167.

30. Uzdenova L. H. Typological signs of attribution of traditional activities of the population to the sphere of ethnoeconomics. MITS - NAUKA. 2005. URL: http://www.roseis.ru (accessed: 05.07.2022).

31. Khorolskaya T. E. Development of vectors of development of the theory of ethnoeconomics in the context of modern socio-economic transformations. EGI. 2019. No. 25 (3).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.