Научная статья на тему 'Механизмы парирования рисков в современной экологической политике'

Механизмы парирования рисков в современной экологической политике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / ПАРИРОВАНИЕ / РИСКОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уварова Г. Г.

В статье с позиций системного подхода показано как происходит выработка и реализация подходов к парированию рискогенных факторов в современной экологической политике. Показаны компоненты данных политических механизмов и намечены подходы к изучению опыт их практического применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms of Fighting Risks of Moder Environmental Policy

From the point of the system approach the article demonstrates how the development and implementation of approaches of fighting risk factors in modern ecological policy take place. The components of the given political mechanisms are shown and the approaches to the usage are outlined.

Текст научной работы на тему «Механизмы парирования рисков в современной экологической политике»

УДК 338.2:504

УвароваГ.Г., к.э.н., доц.

Механизмы парирования рисков в современной экологической политике

В статье с позиций системного подхода показано как происходит выработка и реализация подходов к парированию рискогенных факторов в современной экологической политике. Показаны компоненты данных политических механизмов и намечены подходы к изучению опыт их практического применения.

Ключевые слова: механизм, парирование, рискогенные факторы, политика, экология.

К началу XXI века кардинально изменилась постановка многих проблем, связанных с выработкой эффективных механизмов парирования рискогенных факторов в экологической политике, и вообще в контексте обеспечения безопасностью современного общества, а именно центр тяжести явно сместился от явных опасностей к постоянно присутствующим в политическом поле рискогенным факторам. От катастрофических природных явлений, причина которых лежит пока еще вне человека, к техногенным и социальным катастрофам, непосредственно связанным с решениями, принимаемыми людьми и обществом в целом. Но когда оказывается в силах человека уничтожить существовавшее тысячелетия море и свести леса на огромной площади за считанные годы, то, очевидно, что должно принципиально измениться как отношение к рискогенным факторам, так и к ответственности за принимаемые решения по их парированию[3,с.155]. В кибернетике принципиально важным является понятие «обратной связи», характерное для любых систем -живых, экологических, технических, социальных и экономических. Это означает, что мы живем в мире систем, где принципиальными становятся взаимодействия и взаимосвязи, благодаря которым у целого, как у некоторой совокупности элементов, появляются существенно новые свойства, которыми ни один из элементов системы не обладает. Эта особенность связана с тем обстоятельством, что систему парирования рискогенных факторов, важнейшую для России всего мирового сообщества можно условно сравнить с иммунной системой в живом организме.

Понятие риска сочетает в себе, как минимум, две вероятности: вероятность реализации неблагоприятного воздействия и вероятность поражения, потерь, нанесенных этим воздействием объектам окружающей среды и населению. Риск означает вероятность возникновения конкретного эффекта в течение определенного времени или при определенных обстоятельствах.

При этом риск отличается как от вероятности воздействия, так и от вероятности причиненного ущерба. Риск может быть близок к нулю, несмот-

77

ря на то, что вероятность реализации неблагоприятного события (постоянно действующие негативные факторы) или вероятность поражения (чрезвычайно редкие явления разрушительной силы) близки к единице. В общем случае величина риска изменяется в пределах от нуля до единицы. Риск - это количественная или качественная оценка опасности; соответственно, экологический риск - это количественная или качественная оценка экологической опасности неблагоприятных воздействий на окружающую среду.

Из-за необходимости оперативного реагирования на большое количество чрезвычайных ситуаций, не привлекая слишком большие ресурсы, такая адаптивная система парирования рискогенных факторов в экологической сфере особенно важна для России, которая в этом отношении наиболее уязвима.

В данной статье риск, связанный с экологической политикой рассматривается как определенная вероятность возникновения конкретного негативного эффекта в экологической системе в течение определенного времени или при определенных обстоятельствах, который может отрицательно сказаться на политических отношениях в данном обществе или в межгосударственных отношениях. В частности экологический риск, может рассматриваться как высокая вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Занимаясь изучением подходов к выработке эффективных механизмов парирования рискогенных факторов в современной экологической политике нужно учитывать следующие категории. Приемлемый экологический риск - это риск, уровень которого оправдан с точки зрения как экологических, так и политических, экономических, социальных и других проблем в конкретном обществе и в конкретное время.

С этим связано определение предельно допустимого экологического риска, под которым понимается максимальный уровень приемлемого экологического риска. Он определяется по всей совокупности неблагоприятных экологических эффектов, которые могут негативно отражаться на политической сфере и которые не должны превышаться независимо от интересов экономических или социальных систем.

Далее идет категория пренебрежимого риска в экологической политике - это минимальный уровень приемлемого экологического риска. Находится на уровне флуктуаций уровня фонового риска или определяется как 1% от предельно допустимого экологического риска.

Парирование рискогенных факторов в самом общем подходе будет связана с необходимостью достижения гармонии и паритета политических интересов в экологической сфере, что мы с достаточными основаниями можем отнести к «вечным» проблемам, которые в любые времена наука неизменно держит в своем поле зрения. Кратко коснемся общенаучной значимо-

сти этой фундаментальной проблемы, посвященные проблеме гармонии систем разной природы [8,с. 11].

Управление процессами воспроизводства среды основано на процессно-целевом методе (определенном нормативными документами), который включает процессы планирования, организации и организационного обеспечения, мотивации и контроля изменений качественного состояния сре-дового продукта. Поэтому каждая сфера и направление развития среды должны быть прогнозируемы и скоординированы с общей политикой государства (земельно-хозяйственное устройство, экология, продовольственная, экономическая и экологическая безопасность, социальное развитие или институциональные изменения, экология семьи и воспитания, культура или бизнес и т.д.).

Решение этих проблем определяет систематизированную управленческую, научно-исследовательскую, методическую и технологическую деятельность, позволяющую получить эффективную систему управления по стабильному развитию политической системы России в широком смысле. При этом формирование политической системы и выработка эффективных подходов к парированию рискогенных факторов и управления условиями среды обитания немыслимо без рациональной структуризации стоящих в настоящее время экологических проблем.

Гармония в ее «собственном смысле» может возникать лишь там, где имеется то или иное противоречие. Именно гармония и есть мера разре-шенности политических противоречий, которые, разумеется, не должны иметь жестко антагонистического характера. Отсюда следует, что диалектика непосредственно сопричастна гармонии, определяя ее сущностное начало и глубокое содержание. И сегодня проблема гармонии в политической науке относится к числу наиболее актуальных и трудных. Очевидно, что наиболее продуктивным средством получения такого рода знаний является системный подход и, в первую очередь, анализ и синтез систем на основе общенаучных методов и подходов. Системный подход отражает взгляд на явления и процессы как на особого рода целостности, обладающие устойчивостью своей природы в изменяющейся среде, т.е. системным качеством. В этом контексте экологическая политика представляет собой стремление к сохранению природной среды, внедрение научной системы природопользования, включая сырьевые ресурсы, создание зон чистой экологии, мониторинг и предотвращение возможных технических катастроф.

Это феномен, связанный с явлением самоорганизации систем. Отсюда следует, что с точки зрения рискогенные факторы к ключевым явлениям связанных с изменением системных свойств нашего мира и общества. Выделим некоторые из таких наиболее характерных изменений. В первую очередь это: возникновение рискогенных факторов, обусловленных длинными причинно-следственными связями; междисциплинарный характер к поиску подходов и методов их парирования. При этом должны учитываться самые разнообразные аспекты связанные как с внешнеполитическими факторами,

обусловленными глобальными изменениями в окружающей природе и обществе; здесь цивилизация в отношении рискогенных факторов оказалась в такой области политических параметров, с которыми оно ранее не сталкивалась. Это делает прогноз возможного развития событий в определении рискогенных факторов, особенно актуальным переход в парировании рискогенных факторов от силовых аспектов воздействий к более гибким[1;2,с.77-86;6]. Другим аспектам является внутриполитический. Здесь смещаются многие аспекты и угрозы становятся более явными с точки зрения непосредственных последствий.

К настоящему времени сформировались единые организационные, информационные и научные подходы к управлению и парировании. рискогенных факторов, основанные на системных, политико-манипулятивных, коммуникативных, синергетических и ситуационных подходах, суть которого кратко состоит в том, что многие сложные системы, в том числе и те, где происходят катастрофические события, обычно характеризуются различным количеством переменных так называемых, изменение которых однозначно детерминирует поведение всех остальных политических процессов. При этом изменение множества отдельных локальных политических процессов часто оказывается несущественным для формирования ситуации актуализирующей рискогенные факторы.

Добровольными мерами, такими как двусторонние соглашения, о которых договариваются между собой правительства и частные фирмы и обязательствами, взятыми на себя фирмами, независимыми от правительственного давления, являются другие инструменты, используемые в экологической политике. Другой инструмент - выполнение более эколого-ориентированных политических и общественных программ [3,с.127].

Часто, несколько инструментов объединены в соединении инструмента, сформулированном, чтобы обратиться к определенной проблеме охраны окружающей среды. Так как у современных экологических проблем часто присутствует много различных политических аспектов, и несколько научнопознавательных и аналитических инструментов могут быть необходимы, чтобы соответственно обратиться к каждому аспекту, связанному с экологической политикой. Кроме того, использование широкого комплеска различных политических инструментов в парировании рискогенных факторов, могут позволить заинтересованным сторонам политического процесса связанного с решением экологических проблем проявить большую гибкость в разработке различных способов отведения возникающих угроз, уменьшая неуверенность и недоверия между заинтересованными сторонами. Однако, данные комплексы различных политических инструментов, формирующих механизмы парирования рискогенных факторов, должны быть тщательно сформулированы так, чтобы отдельные меры в пределах них не подорвали действия друг друга и не создали неэффективную эммитацию политических решений в деле парирования рискогенных факторов связанных с современной экологической политикой. Здесь буде важен вопрос о том, как распределить накла-

дывающиеся административные расходы, при этом нужно помнить, что делать выполнение экологической политики более дорогостоящей чем необходимо нельзя, так же нужно позаботиться о целерациональном распределении политической ответственности за результаты, а так же, что немало важно и о том, как распределять такой трудно фиксируемы фактор, как политические дивиденды от успешных решений в данной сфере.

Парирование рискогенных факторов современной экологической политики, посредством использования политических механизмов, состоит из следующих этапов:

идентификация рисков;

оценка риска;

выбор методов управления риском и их применение.

По нашему мнению идентификация риска заключается в систематическом выявлении и изучении рисков, которые характерны для политической деятельности. При этом определяются:

1. опасности, представляющие угрозу;

2. ресурсы политической системы, которые могут пострадать, или наоборот быть задействованы в преодолении опасной ситуации;

3. факторы, влияющие на вероятность реализации риска;

Инструменты составляющие политические механизмы парирования

рискогенных факторов в современной экологической политике, используются правительствами, чтобы осуществить продвижения их интересов в экологической сфере. Правительства могут использовать много различных типов инструментов составляющих политические механизмы. Например, экономические стимулы и основанные на рыночных и политических механизмов инструменты, такие как налоги и освобождения от налогов, эмбарго на поставку определенных товаров и услуг, запрает определенных видов производств с мотивировкой об их высокой эклогической опасности[7,с.39]. Здесь речь идет о парировании рискогенных факторов косвенно связанных с экологией, но которые с ее проблематикой взаимодейтсвют и прикрываются ее интереса-ми[4,с.45.].

Действие политических механизмов парирования рискогенных факторов в современной экологической политике мы можем представить в следующих ракурсах.

1. предотвращение или снижение степени риска - принимаются меры, направленные на снижение степени существующих факторов риска;

2. предотвращение или ослабление влияния факторов риска -принимаются меры, направленные на полное исключение или снижение вероятности событий, которые могут быть спровоцированы факторами риска;

3. смягчение последствий риска - принимаются упреждающие меры, направленные на обеспечение возмещения на случай спровоцированных риском потерь[9,с.68].

Для политических систем, при парировании различных рискогенных факторов важна задача по созданию эффективного механизма для перевода

их из одного состояния в желаемое, что по нашему мнению будет возможно осуществить тремя основными способами управления: структурно-силовым, параметрическим и синергетическим.

•Структурно-силовой метод парирования рискогенных факторов в экологической политике. Суть этого метода состоит в том, что на выявленный рискогенный фактор действуют извне так, чтобы переменные, отражающие ее текущее состояние, с течением времени приняли желаемые значения. Этот метод наиболее часто используется в задачах управления, в первую очередь, сложными и искусственными системами. В результате такого внешнего воздействия система, в данном случае рискогенный фактор состоящий из нескольких взаимосвязанных составляющих элементов переходит в желаемое для заинтересованных сторон состояние. При этом структура исходной системы дополняется различными «силовыми блоками». Силовой метод можно реализовать, во-первых, путем жестко детерминированного внешнего политического воздействия - это можно назвать как «программное управление» и, во-вторых, путем введения соответствующих, обычно отрицательных обратных связей - это политико-коммуникативное управление.

• Параметрический метод парирования рискогенных факторов в экологической политике. Его суть состоит в переводе системы из одного состояния в другое за счет изменения ее соответствующих параметров каждого рискогенного фактора. В результате система сама начинает движение в сторону нового состояния, которое она и занимает по истечении некоторого времени, которое обычно больше, чем в случае силового управления. Однако отличительная особенность параметрического управления заключается в том, что оно, как правило, более выгодно, т.к. на перевод системы в новое, желаемое состояние затрачивается меньше ее ресурсов, чем при жестко силовом управлении. Именно поэтому параметрический метод может получить достаточно широкое распространение.

•Синергетический метод парирования рискогенных факторов в современной экологической политике. Этот метод объединяет идею обратных связей из и идею направленной деятельности на целевых политических инвариантах . данный метод объединяет идеологию, основанную на активном воздействии на природные и искусственные политические системы.

- во-первых, каждый целевой политический инвариант в парировании рискогенных факторов имеет свою область притяжения и поэтому можно выделить границу, разделяющую эти области. Тогда достаточно малое управляющее воздействие может привести к качественно различному поведению всей системы. Отсюда следует важный вывод: прилагая к системе достаточно малые корректирующие политические воздействия, согласованные с ее внутренними свойствами политической системы и характеристиками поставленных задач, можно обеспечить качественно новое поведение всей политической системы в целом. Это свойство можно объяснить эффектом взаимодействия в сложных системах, что открывает новые возможности в реше-

нии задач успешного парирования рискогенных факторов в современной экологической политике;

- во-вторых, следствием образования целевых структур - аттракторов является направленность процессов самоорганизации в социальных системах.

Данный подход к выработке эффективных механизмов парирования рискогенных факторов связанных с современной экологической политикой опирается на идею введения взаимодействующих целевых структур, заинтересованных в предотвращении возможных угроз связанных с экологией и политическими последствиями экологических катастроф в превентивном порядке, на которых наилучшим образом согласуются естественные свойства системы и требования задачи управления рисками. Целевые аспекты формируют внутрисистемные социальные связи, в результате чего и возникает коллективное движение компонентов системы для поиска приемлемого решения общей проблемы. Данный подход позволяет существенно продвинуться в решении фундаментальной проблемы поиска общих объективных принципов эффективного парирования рискогенных факторов связанных с современной экологической политикой.

Литература

1.Архипова Н.И., Кульба В.В. Управление в чрезвычайных ситуациях. - М.: Рос. гос. гуманит. университет, 1998.

2.Бауман 3. Возвышение и упадок труда //Социологические исследования. 2004. №5.

3. Владимиров В.А., Воробьев Ю.Л., Малинецкий Г.Г. Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика. М.: Наука, 2000.

4. Воробьев Ю.Л. Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций. - М.: УРСС, 1998.

5. Воробьев Ю.Л., Малинецкий Г.Г., Махутов Н.А. Управление рисками и устойчивое развитие. Человеческое измерение //Общественные науки и современность. 2000. №4.

6.Катастрофы и общество. - М.: Контакт-Культура, 2000.

7.Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами математика. М.: Молодая гвардия, 1988.

8.Bak P. How nature works: the sense of self-organized criticality. -New York: Springer-Verlag. Inc., 1996.

9.Eisenstadt S.N. Social differentiation and stratification. London,

1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.