МЕХАНИЗМЫ НОРМИРОВАНИЯ ЗАТРАТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ИЗ БАЗОВОГО (ОТРАСЛЕВОГО) ПЕРЕЧНЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И РАБОТ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
А.В. ГЕНЕРАЛОВ, С.Б. ЕРОШКИНА, А.С. ЕВСЕЕВ, А.Н. КНУТОВ,
ФГБУ ФНЦ ВНИИФК; Р.В. ПЕТУХОВ, АНО «РАКУРС»;
Аннотация
Переход на нормативно-подушевое финансирование при определении объема бюджетных ассигнований на выполнение государственного задания определил необходимость выработки механизмов нормирования затрат на выполнение работ из Базового (отраслевого) перечня государственных услуг и работ в сфере физической культуры и спорта. В статье рассмотрены механизмы нормирования затрат, в результате разработки которых возможно определить порядок определения нормативных затрат и рассчитать их значения.
Ключевые слова: государственная (муниципальная) работа, Базовый перечень, ведомственный перечень, Минспорта России, нормирование, нормативные затраты, государственное (муниципальное) задание.
Abstract
Transition to normative per capita financing in determining budgetary allocations for implementation of the state task identified the need to develop mechanisms for the valuation of costs for execution of works from the Base (branch) of the list of public services and works in the sphere of physical culture and sports. The article deals with the cost of rationing mechanisms, resulting in the development of which it is possible to determine the procedure for determining the target costs and calculate their values.
Keywords: the state (municipal) work, a Basic list, the departmental list of Russian Ministry of Sports, regulation, regulatory costs, government (municipal) task.
При обосновании финансирования бюджетных организаций в области физической культуры и спорта в соответствии с положениями п. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации [2] требуется использовать нормативные затраты. Необходимость расчета нормативных затрат обуславливает пункт 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2015 № 640 [5]. С 1 января 2017 года Министерством спорта Российской Федерации должны быть определены нормативные затраты на выполнение работ из Базового перечня услуг (работ), что обуславливает потребность в разработке научно обоснованных механизмов нормирования затрат на выполнение работ из Базового перечня государственных услуг (работ) в сфере физической культуры и спорта.
При условии, что расчет затрат на выполнение работ из Базового перечня государственных услуг (работ) в сфере физической культуры и спорта будет основан на научно обоснованных механизмах нормирования затрат, объем финансового обеспечения выполнения государственных работ из Базового перечня государственных услуг (работ) в сфере физической культуры и спорта будет точным и обоснованным.
Выделение финансовых ассигнований на выполнение государственного задания на основе нормативных затрат - относительно новый путь в государственном управлении. На сегодняшний день разработаны механизмы определения затрат на оказание услуг из Базового
перечня государственных работ (услуг) в сфере физической культуры и спорта. В связи с этим в статье проведен обзор вопросов нормирования затрат на выполнение работ из Базового перечня.
В настоящее время вопрос нормирования наиболее проработан в сфере образования, поскольку там можно четко выделить границы оказания услуги, получателя и условия оказания услуги. Аналогами финансирования по нормативам являются нормативная калькуляция, использовавшаяся в СССР, а также широко распространенная во всем мире система «Стандарт-кост», представляющая собой инструмент управления для планирования затрат и контроля за ними.
В настоящее время при расчете нормирования затрат требуется выполнение следующих работ из Базового (отраслевого) перечня:
1) Организация и обеспечение координации деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва.
2) Обеспечение подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации спортсменов-инвалидов к всероссийским спортивным соревнованиям и международным спортивным соревнованиям, Паралимпийским играм, Сурдлимпийским играм, Всемирным специальным Олимпийским играм.
3) Организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд.
4) Организация мероприятий по научно-методическому обеспечению спортивных сборных команд.
5) Организация мероприятий по антидопинговому обеспечению спортивных сборных команд.
6) Организация и проведение официальных спортивных мероприятий.
7) Участие в организации официальных спортивных мероприятий.
8) Организация и проведение официальных физкультурных (физкультурно-оздоровительных) мероприятий.
9) Обеспечение участия сборных команд Российской Федерации в международных спортивных соревнованиях, Олимпийских играх.
Нормативные затраты представляют собой тщательно рассчитанные предопределенные затраты, которые обычно выражаются в расчете на единицу продукции. Они включают три элемента производственных затрат:
• Прямые материальные затраты.
• Прямые затраты труда.
• Общепроизводственные расходы.
При разработке вопроса нормирования работ в первую очередь необходимо дать определение понятия «работа». В соответствии с позицией Министерства финансов Российской Федерации работа - это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, создание театральной постановки, организация выставок и соревнований, благоустройство территории) [4].
Таким образом, если границы оказания и конечного получателя услуги можно определить, в случае работы однозначно сделать это сложно. В сфере физической культуры и спорта эта проблема стоит особенно остро. Следует отметить, что все услуги, включенные в Базовый перечень, однородны (спортивная подготовка по направлениям спорта, с детализацией по видам спорта и этапам спортивного мастерства). Получатель услуги в каждом случае - лицо, проходящее спортивную подготовку на этапе спортивной подготовки (спортсмен). Весь процесс оказания услуги регламентируется Федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта, содержащими достаточную информацию для нормирования затрат.
В случае с государственными (муниципальными) работами из Базового перечня услуг и работ в сфере физической культуры и спорта возникает проблема их неоднородности. В соответствии с Постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640 государственное задание содержит показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы). Для части государственных работ из Базового перечня в сфере физической культуры и спорта показатели объема не установлены. Например, для работы «Организация мероприятий по научно-методическому обеспечению спортивных сборных команд» не установлен показатель объема. В качестве категории потребителей значится «В интересах общества». Научно-методическое обеспечение реализуется в отношении спортивных сборных команд, при этом спортивные сборные команды по различным видам спорта включают разное количество членов, и окончательный состав спортивной сборной команды Российской Федерации утверждается Мини-
стерством спорта Российской Федерации по согласованию со спортивной федерацией. Важно учитывать, что содержание и состав работы будет неоднородным и для различных видов спорта. Таким образом, при нормировании конкретной работы некорректно брать за основу количество спортивных сборных команд либо количество мероприятий.
При определении объема финансового обеспечения государственного задания, в случае если Базовым и ведомственным перечнем государственных услуг не установлен показатель объема для работы, значение затрат определяется в целом по работе.
Из этого можно сделать вывод о том, что подход, который используется при определении нормативов затрат на оказание услуг из Базового перечня государственных и муниципальных услуг и работ в сфере физической культуры и спорта применительно к работам, является несостоятельным.
При нормировании государственных и муниципальных работ в сфере физической культуры и спорта необходимо учитывать ряд требований, которые накладываются как бюджетным законодательством и законодательством в сфере физической культуры и спорта, так и особенностями выполнения работ из Базового перечня:
- индивидуальный порядок определения нормативных затрат, связанный со спецификой выполнения работ;
- соблюдение требований к структуре нормативных затрат;
- требования к условиям выполнения работы для организаций разных уровней;
- особенности выполнения работ (особенности имущественного комплекса, материально-технического оснащения и прочее).
- требования к гибкости нормативных затрат, обусловленных неоднородностью содержания выполнения различных мероприятий в рамках одной работы.
- требования к гибкости и оптимизации исходных данных для расчетов.
Анализ нормативных правовых актов, утвержденных Министерством спорта Российской Федерации, в части вопросов нормирования затрат на выполнение государственных работ из Базового перечня государственных услуг (работ) в сфере физической культуры и спорта и обоснование механизмов нормирования затрат позволили выявить основные направления расходов при определении нормативных затрат на выполнение работ, а также несоответствия политики в области бюджетирования, связанных с отсутствием норм расходования ресурсов на выполнения работ (в натуральном выражении) [6-8]. В качестве механизма, позволяющего учесть эти особенности, целесообразно выделение минимальных структурных компонентов в рамках каждой из рассматриваемых работ, позволяющих при изменении объемов требуемых ресурсов корректно применять рассчитанные нормативные затраты.
Разработанный механизм нормирования затрат на выполнение работ из Базового перечня является гибким инструментом, применимым к работам с различными структурами затрат, учитывающим отраслевую и терри-
ториальную специфику, а также позволяющим учитывать пределы бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству спорта Российской Федерации на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
В общем виде расчет базовых нормативных затрат на выполнение ¿-ой государственной работы N баз) ведется по формуле:
N баз = NГбГр + №бЩз , (1)
где:
^б™оср - базовые нормативные затраты, непосредственно связанные с выполнением ¿-ой государственной работы;
^°ббащ - базовые нормативные затраты на общехозяйственные нужды на выполнение ¿-ой государственной работы.
Базовые нормативные затраты, непосредственно связанные с выполнением ¿-ой государственной работы ЖГ), вычисляются по формуле:
N непоср = N ОТ1 + N МЗ + N ОЦДИ + N ИНЗ
i баз ¿ баз I баз i баз I баз
(2)
где:
Л7-ОТ1
Ni баз - затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с выполнением ¿-ой государственной работы;
^МЗз - затраты на приобретение материальных запасов, а также затраты на приобретение движимого имущества (основных средств и нематериальных активов), не отнесенного к особо ценному движимому имуществу, используемого в процессе оказания государственной услуги, с учетом срока полезного использования и затраты на аренду указанного имущества;
№ЦДИ - затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, используемого в процессе выполнения работы (основных средств и нематериальных активов, амортизируемых в процессе выполнения работы) с учетом срока его полезного использования;
ИНЗ
Ni баз - иные затраты, непосредственно связанные с выполнением 1-ой государственной работы.
Базовые нормативные затраты на общехозяйственные нужды на выполнение ¿-ой государственной работы ( -^¿Щ) рассчитываются по следующей формуле:
N общ = N КУ + N СНИ + N СОЦДИ + N АОЦДИ + i баз i баз i баз I баз i баз
+ NУС + ЫТУ + NОТ2 + NПНЗ
i баз I баз i баз I баз
(3)
где:
NКУаз - затраты на оплату коммунальных услуг;
N СНИ - затраты на содержание объектов недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания (а также затраты на арендные платежи);
NСОЦДИ - затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества и имущества, необходимого для выполнения государственного задания (а также затраты на арендные платежи);
i баз
N7
NОТ2
NАОаЦДИ - затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд (основных средств и нематериальных активов) с учетом срока его полезного использования;
N^y5аз - затраты на приобретение услуг связи;
затраты на приобретение транспортных услуг;
затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в выполнении ¿-ой государственной работы, в том числе административно-управленческий персонал;
N ¿б!3 - затраты на прочие общехозяйственные нужды.
Для каждой отдельной организации нормативные затраты должны учитывать территориальные особенности выполнения работ из Базового перечня услуг (работ) и отраслевую специфику. Для этого применяются отраслевой корректирующий коэффициент (Котр) и территориальный корректирующий коэффициент (Ктер). Отраслевой корректирующий коэффициент рассчитывается к базовым нормативным затратам на выполнение ¿-ой государственной работы исходя из показателей отраслевой специфики, установленных для государственных услуг, оказываемых учреждениями соответствующего типа. Территориальный корректирующий коэффициент устанавливается к базовым нормативным затратам на выполнение ¿-ой государственной работы, скорректированным на отраслевой коэффициент, и рассчитывается по формуле:
К =
тер
N °Т1
г баз баз
-КОТ + (1-
тер
NОР
—) К СИ
N ' тер
(4)
i баз
где:
К°еТ - территориальный корректирующий коэффициент на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда;
Кте^ - территориальный корректирующий коэффициент на коммунальные услуги и на содержание недвижимого имущества.
Опыт расчета субсидии на государственные задания по нормативным затратам [для услуг из Базового перечня услуг (работ)] позволяет выявить необходимость в доведении объема финансового обеспечения выполнения государственного задания до уровня финансового обеспечения в текущем финансовом году в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству спорта Российской Федерации на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Для этих целей предлагается использовать коэффициент бюджетной обеспеченности (Кбо), который рассчитывается к базовым нормативным затратам на выполнение ¿-ой государственной работы, скорректированным на отраслевой и территориальный корректирующие коэффициенты.
С*)
Расчет значений нормативных затрат на выполнение работ из Базового перечня государственных услуг в сфере физической культуры и спорта позволит рассчитывать объем финансового обеспечения выполнения государственного задания в соответствии с действующим законодательством. При этом будет обеспечиваться единый подход для всех организаций в сфере физической культуры и спорта вне зависимости от уровня организации,
учитывать территориальные особенности и особенности материально-технической базы.
Результаты расчета позволят сформировать единый подход к определению стоимости выполнения работ из Базового (отраслевого) перечня государственных и муниципальных услуг и работ в сфере физической культуры и спорта.
Литература
1. Брусенцова, В.И. Нормативный учет затрат в непрерывных производствах. Учебное пособие. - М.: изд. «Экзамен», 2002.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (http:// budkod.ru/).
3. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».
5. Приказ Минспорттуризма РФ от 15.03.2011 № 197 «Об утверждении основных видов и требований к содержанию программ по научно-методическому обеспечению спортивных сборных команд Российской Федерации».
6. Приказ Минспорттуризма РФ от 27.05.2010 № 525 «Об утверждении Порядка материально-технического обеспечения, в том числе обеспечения спортивной
экипировкой, научно-методического и антидопингового обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета».
7. Приказ Минспорта России от 30.10.2015 № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации».
8. Письмо Министерства Финансов России от 01.10.2014 № 02-01-09/49180 «О направлении Методических рекомендаций по установлению общих требований к порядку расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)».
9. Нефедова, Т.Г. Сельская Россия на перепутье: географические очерки. М.: Новое издательство, 2003. -С.200-304.
10. Яговкина, В.А. Особенности финансирования государственных и муниципальных учреждений различной отраслевой принадлежности. - «Финансовое право», 2012. - № 8 - С. 23-25.
References
1. Brusentsova, V.I. Regulatory cost accounting in the continuous production. Tutorial. M.: "Exam" Publishing, 2002.
2. Budget Code of the Russian Federation. (http:// budkod.ru/).
3. Federal Law of 04.12.2007 No. 329-FZ "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation".
4. The decision of the Russian Federation from 6/26/2015 No. 640 "On the order of formation of state order for the provision of public services (works) for federal government agencies and financial support of the state order".
5. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation from 15.03.2011 No. 197 "On Approval of the main types and content requirements for scientific and methodological support of sports national teams programs".
6. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation from 27.05.2010 No. 525 "On approval of the logistics, including the provision of sports equipment,
scientific, methodical and sports doping ensure Russian national teams at the expense of the federal budget".
7. Order of the Ministry of Sports of Russia on 10.30.2015 No. 999 "On approval of requirements to ensure the preparation of sports reserve for the sport of Russian national teams".
8. Letter from the Russian Ministry of Finance of 01.10.2014 No. 02-01-09 / 49180 "On the direction of the Methodological Recommendations to establish common requirements for the procedure for calculating the amount of financial support the implementation of the state (municipal) task for the provision of state (municipal) services (works)".
9. Nefedova, T.G. Rural Russia at a crossroads: geographical essays. - M.: New Publishing House, 2003. -Pp. 200-304.
10. Yagovkina, V.A. Features of financing of the state and local government agencies in various industrial branches // "Financial Law". - 2012. - No. 8. - Pp. 23-25.