Егорова Д.В.
механизмы, направления и формы сотрудничества государств в борьбе с транснациональными преступлениями
цель: Попытка осмысления понятий механизмов, направлений и форм сотрудничества государств в борьбе с транснациональными преступлениями.
Методология: Использовались историко-правовой, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.
Результаты: Автор исследовал многообразие механизмов международного сотрудничества для решения вопросов, связанных с расследованием и раскрытием транснациональной преступности, осуществил систематизацию направлений и форм сотрудничества государств в борьбе с транснациональными преступлениями.
Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает определенной научной ценностью, поскольку является одной из первых работ, в которых четко делается разграничение данных понятий в сфере международного сотрудничества.
Ключевые слова: международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, понятие сотрудничества, цели и задачи международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
Egorova D.V.
MECHANISMS, DIRECTIONS AND FORMS OF COOPERATION OF THE STATES IN THE FIGHT AGAINST TRANSNATIONAL CRIMES
Purpose: Attempt of judgment of concepts of mechanisms, the directions and forms of cooperation of the states in fight against transnational crimes.
Methodology: Historical and legal, comparative and legal and formal-legal methods were used.
Results: The author investigated variety of mechanisms of the international cooperation for the solution of the questions connected with investigation and disclosure of transnational crime has carried out systematiza-tion of the directions and forms of cooperation of the states in fight against transnational crimes.
Novelty/originality/value: The article has scientific value, because it is one of the first works in which are contains distinction between these concepts in the sphere of international cooperation is clearly.
Keywords: international cooperation in criminal court proceedings, the concept of cooperation, goals and objectives of international cooperation in criminal matters.
Бесспорно, наше общество достигло самой высокой ступени своего развития во многих сферах жизнедеятельности, к положительным аспектам которого можно отнести научно-технический прогресс, развитие международных экономических, политических, социальных, межкультурных отношений, транспортной и телекоммуникационной связи и многое другое. Все это высочайшие достижения цивилизации. Но отрицательным аспектом этого вроде бы положительного для нас процесса является то, что все это совершенствует преступную деятельность, уже с XIX века ставшую международной.
Транснациональная преступность - одна из базовых и опасных проблем на современном пути развития. Для её разрешения необходим контакт всех государств без конфликта и недопонимания. Подобное сотрудничество имеет ряд отличительных признаков, способов возникновения, а также индивидуальную классификацию.
Для начала необходимо определиться с терминологией. По определению, международное
сотрудничество - это взаимодействие субъектов (в нашем случае - различных государств) в определённой сфере для разрешения конкретного ряда вопросов. Подобное взаимодействие суверенных единиц возможно в различных правовых сферах: экологическая, социальная, экономическая. В любом случае подобное взаимодействие относится к отрасли публичного права. Мы рассмотрим уголовную отрасль, а точнее, международное сотрудничество государств, направленное на противодействие транснациональной преступности.
Уточним, что представляют собой транснациональные преступления. Это противоправные деяния, которые ставят цель разрушить настоящие дружественные мировые соглашения между странами путем совершения международных преступлений. На восьмом Конгрессе ООН в 90-х годах генеральный секретарь в своём докладе подразделил транснациональные преступления на следующие категории:
- терроризм (захват транспорта, пиратство, захват заложников);
eurasian
> 4 (29) 2017 <
advocacy
- действия или бездействия, нарушающие экологическую основу окружающей среды;
- противозаконный, несанкционированный торговый оборот предметами искусства;
- экономические преступления, которые совершаются как минимум в двух суверенных единицах (фальшивомонетничество, «отмывание денег»);
- преступления, совершенные организованной группой, цель которых состоит в получении прибыли (торговля людьми, незаконный оборот наркотиков или оружия).
Отличительными признаками транснациональных преступлений являются:
- совершение как минимум в двух странах;
- фактическая реализация преступного деяния в одном государстве, тогда как подготовка происходила в другом;
- преступление было совершено лишь в одном конкретном государстве, но преступной группой, которая организована в другой стране;
- преступное действие произошло в одной стране, тогда как последствия обрушились на другое государство.
Эффективной борьба с этим явлением может быть только в том случае, если будет осуществляться сотрудничество всех органов государств с безусловным исполнением принятых на себя международных обязательств. Российская Федерация активно сотрудничает с иностранными государствами и международными организациями.
Из всего перечисленного следует один логичный вывод: с подобным видом противоправности страны не способны бороться в одиночку. Это и послужило причиной создания такой межнациональной организации, как ООН, которая и на данный момент всеми силами пытается сохранять дипломатическое, развитое сотрудничество между странами всего мира. Можно сказать, что общество пришло к пониманию того, что, только действуя «бок о бок», государства смогут добиться успехов в борьбе с преступностью.
Факторы, порождающие взаимные отношения между разными государствами, весьма обширны. Формами (источниками) международного сотрудничества являются следующие акты:
- международные договоры, затрагивающие множество сторон, например Конвенция против транснациональной группированной преступности 2000 г.;
- международные соглашения на региональном уровне, например Европейская конвенция о предотвращении терроризма 1977 г.;
- договоренность между государствами о разрешении вопросов в сфере уголовного публичного права, а также экстрадиции;
- двусторонние договоры, к примеру, соглашение между Соединенными Штатами и Россией о взаимной правовой поддержке по уголовным делам 1999 г.;
- уставы организаций, занимающихся преступностью на международной ступени, например Римский закон Международного уголовного суда 1998 г.;
- соглашения меж ведомствами, например договоренность между МВД России и аналогичными подразделениями других государств;
- национальное законодательство. В пример можно привести УК РФ, а также УПК РФ.
Как видим, подобные взаимоотношения между странами имеют весьма регламентированный и официальный характер, что подтверждает серьезность и нацеленность на разрешение возникших проблем.
Международные взаимоотношения стран в борьбе с транснациональными преступлениями имеют следующую классификацию:
1. Совместное изучение и анализ возникшей проблемы, поиски путей для ее разрешения.
2. Добровольный обмен информацией.
3. Взаимная помощь как материального, так и технического плана.
4. Правовая помощь в сфере публичного уголовного права.
5. Экстрадиция.
6. Проведение необходимых операций оперативно-розыскной деятельности, когда того просит противоположная сторона.
7. Передача осужденных.
8. Усовершенствование национального законодательства в сфере уголовного публичного права.
Исходя из вышеназванного сообщения генерального секретаря ООН о классификации транснациональной преступности, можно выделить следующие конкретные направления сотрудничества государств непосредственно в борьбе с подобными противоправными деяниями:
1. Борьба с террористическими актами;
2. Борьба с противоправными деяниями против человечества и мирового порядка;
3. Борьба с наркоторговлей, а также торговлей людьми;
4. Пресечение контрабанды оружия;
5. Борьба с фальшивомонетничеством;
6. Антикоррупционные действия;
7. Пресечение противоправной деятельности в сфере экологической безопасности.
евразийская
4 (29) 2017
адвокатура
Данный список не является исчерпывающим.
Что касается понятия «направление» сотрудничества, то в юридической науке нет единого подхода к его определению [1, с. 56; 2, с. 3].
И.Б. Осмаевым международное сотрудничество в борьбе с преступностью рассматривается в усечённом виде посредством двух направлений:
- сотрудничество при осуществлении уголовного правосудия (допросы, обыски, аресты, предоставление информации и вещественных доказательств и т. д.) [4, с. 193];
- сотрудничество при оперативно-розыскной деятельности (обмен информацией, обмен сотрудниками, проведение совместных операций) [7, с. 76]
В качестве форм международного сотрудничества необходимо назвать такие как:
- договорное направление;
- выработка стандартов превентивного характера;
- разработка правил для борьбы с международными преступными деяниями;
- консультативные взаимоотношения [9, с. 32].
Многие авторы объединяют понятия «механизм» и «форма» сотрудничества. Так, Л.Н. Га-ленская выделяет две основные формы сотрудничества государств: на основе международных соглашений и с использованием международных органов организаций [3, с. 9]. Ее точку зрения поддерживают С.В. Бородин, Е.Г. Ляхов [1, с. 11]. Е.Г. Моисеев выделяет многостороннюю и двустороннюю форму сотрудничества государств. В свою очередь, многостороннее подразделяется им на универсальное, т. е. в рамках мирового сообщества, и региональное сотрудничество [5, с. 9]. Исследование научных классификаций форм сотрудничества позволяет сказать об их многообразии [8, с. 32].
Таким образом, политическое и экономическое развитие стран порождает транснациональные преступления. На сегодняшний день это является одной из базовых проблем. Предотвратить негативные последствия может только добровольное и согласованное сотрудничество всех стран мира, ведь на кону - безопасность. Сотрудничество государств - это всего лишь последствие развития общества и государства. Все государства очень разные, что обусловлено темпами их развития, менталитетом населения, экономическим уровнем. Именно различия между государствами и их населением влекут за собой своеобразие тех форм взаимодействия, о которых было упомянуто. Эффективные приемы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизвод-
ства нарабатывались на протяжении длительного времени и будут продолжать формироваться по мере развития общества.
Пристатейный библиографический список
1. Бородин С.В., Ляхов Е.Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью (проблемы деятельности ООН в области предупреждения преступности и обращения с правонарушителями). М., 1983.
2. Богатырев А.Г. Международное сотрудничество государств по борьбе с преступностью. М., 1989.
3. Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью. М., 1972.
4. Международное уголовное право. М., 1999.
5. Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ: учеб. пособ. М., 1997.
6. Нигматуллин Р.В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера в XX - начале XXI столетия (историко-правовой аспект): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007.
7. Осмаев И.Б. Международные и национальные правовые средства борьбы с отмыванием преступных доходов. М., 1999.
8. Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел стран - участниц СНГ в сфере борьбы с организованной преступностью от 17 февраля 1994 года// Сборник международных соглашений МВД России. М., 199б.
9. Цепелев В.Ф. Уголовно-правовые, криминологические и организационные аспекты международного сотрудничества в борьбе с преступностью: дис. . д-ра юрид. наук. М., 2001.
References (transliterated)
1. Borodin S.V., Ljahov E.G. Mezhdunarodnoe sotrud-nichestvo v bor'be s ugolovnoj prestupnost'ju (problemy dejatel'nosti OON v oblasti preduprezhdenija prestupnos-ti i obrashhenija s pravonarushiteljami). M., 1983.
2. Bogatyrev A.G. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo gosudarstv po bor'be s prestupnost'ju. M., 1989.
3. Galenskaja L.N. Mezhdunarodnaja bor'ba s prestupnost'ju. M., 1972.
4. Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo. M., 1999.
5. Moiseev E.G. Mezhdunarodno-pravovye osnovy sotrudnichestva stran SNG: ucheb. posob. M., 1997.
6. Nigmatullin R.V. Sotrudnichestvo gosudarstv v bor'be s prestuplenijami mezhdunarodnogo haraktera v XX - nachale XXI stoletija (istoriko-pravovoj aspekt): dis. . d-ra jurid. nauk. M., 2007.
7. Osmaev I.B. Mezhdunarodnye i nacional'nye pra-vovye sredstva bor'by s otmyvaniem prestupnyh dohodov. M., 1999.
8. Soglashenie o sotrudnichestve ministerstv vnu-trennih del stran - uchastnic SNG v sfere bor'by s organi-zovannoj prestupnost'ju ot 17 fevralja 1994 goda// Sbornik mezhdunarodnyh soglashenij MVD Rossii. M., 199б.
9. Cepelev V.F. Ugolovno-pravovye, krimino-logicheskie i organizacionnye aspekty mezhdunarodnogo sotrudnichestva v bor'be s prestupnost'ju: dis. . d-ra ju-rid. nauk. M., 2001.