Механизмы конвергенции национальных электроэнергетических комплексов в рамках Евразийского экономического союза
Статья посвящена вопросам развития Евразийского экономического союза, в рамках которого планируется создание общих рынков топливно-энергетических ресурсов. В проведенном исследовании анализируются основные проблемы, связанные с конвергенцией национальных электроэнергетических комплексов в единую наднациональную структуру ЕАЭС. Автором исследования предложены механизмы наиболее эффективной конвергенции, которые связаны с необходимостью создания наднационального паритетного органа, гармонизацией национального законодательства в области электроэнергетики и создание наднационального органа, отвечающего за управление энергетической системой Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: электроэнергетика, Евразийский экономический союз, конвергенция, национальное государство, энергетическая система, Общий рынок электрической энергии, электрическая энергия, сальдо перетоки.
Convergence mechanisms for national electric power complexes within the Eurasian Economic Union
Artur Arturovich GIBADULLIN,
Candidate of Economic Sciences, Moscow technological institute (Leninskij prospekt, 38a, Moscow, Russia 119334), Department of Power - Associate Professor, E-mail: [email protected]
The article is devoted to the development of the Eurasian economic union, within the framework of which it is planned to create common markets for fuel and energy resources. The study analyzes the main problems associated with convergence of national electric power complexes into a single supranational structure of the EAEU. The author proposes the mechanisms of the most effective convergence that require creation of a supranational parity body, harmonization of national legislation in the field of electric power and establishment of a supranational body responsible for managing the energy system of the Eurasian economic union.
Keywords: electric power industry, Eurasian economic union, convergence, national state, energy system, Common electricity market, electric energy, net power flow.
УДК 339.9 + 061.1 (ЕАЭС) ББК 65.5 + 65.428 (4+5) Г-461
Артур Артурович ГИБАДУЛЛИН,
кандидат экономических наук, Московский технологический институт (119334, Россия, Москва, Ленинский проспект, 38а), кафедра «Энергетики» - доцент, E-mail: [email protected]
Аннотация
Abstract
4 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
95 Q
Развитие современных мирохозяйственных связей Российской Федерации строится на опыте ряда зарубежных стран. Завоевание лидерских позиций на мировой экономической и политической арене Россия пытается реализовать через создание подконтрольных международных организаций, в которых она играет лидирующую роль, таких как Содружество Независимых Государств (СНГ), Таможенный союз, зоны свободной торговли с отдельными государствами и т.д. Безусловно, формирование подобных организаций положительно влияет на государственную политику и экономику, а наднациональный блок разрабатывает и реализует проекты с точки зрения глобальности и мировой экономической ситуации1.
Одним из важнейших шагов в объединении является вопрос конвергенции всех экономических, политических, организационных и структурных элементов национального государства в наднациональный политико-экономический орган. Современная практика международных отношений свидетельствует о том, что конвергенция не может происходить в интересах отдельных стран, а должна строиться на паритетном участии всех заинтересованных сторон.
Современный Европейский союз начал зарождаться в послевоенный период, когда возникла потребность в восстановлении послевоенной Европы. В первоначальном виде в его состав вошли 6 государств, объединенные в рамках общих рынков угля, газа и безопасного использования атомной энергии, в дальнейшем к странам присоединились соседние государства, которые планировали создать общий экономический союз. Однако создание экономического союза затянулось на десятилетия, так как ряд государств ставили национальные интересы выше общеевропейских и полное объединение произошло только через 35 лет - к 1992 году, -именно этот период ознаменовался полной конвергенцией национальных хозяйств в единую структуру2.
Процессы зарождения международных экономических объединений на территориях постсоветских стран наблюдались после распада СССР, послесоветский период ознаменовался необходимостью восстановления народнохозяйственных связей по ключевым отраслям экономики, так как фактически была разрешена существовавшая десятилетиями технологическая цепочка производства продукции. Первым, наиболее популярным, союзом становится Содружество Независимых Государств, в рамках которого предполагалось объединить национальные экономики, но через некоторое время СНГ превратилось больше в статусную площадку, не приносящую экономической и политической выгоды для ее участников. Следующим этапом конвергенции бывших советских государств становится создание Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Подобный интеграционный блок постоянно развивается и претерпевает как количественные, так и качественные изменения. В 2014 году Таможенный союз был преобразован в Евразийский экономический союз Республики Армения,
^ 96
Российский внешнеэкономический вестник
4 - 2018
Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан и Российской Федерации (ЕАЭС).
В рамках ЕАЭС уже созданы свободные рынки товаров и услуг, обеспечены свободные перетоки рабочей силы и капиталов, приняты решения о создании общих рынков топливно-энергетических ресурсов. Исторически сложилось, что среди стран Евразийского экономического союза богатыми энергетическими ресурсами оказались Российская Федерация и Республика Казахстан, на их территории добывается более 90% всех энергетических ресурсов ЕАЭС (см. рисунок 1).
Рисунок 1
Показатели национальных топливно-энергетических комплексов государств-членов Евразийского экономического союза3
Республика Республика Республика Республика Российская
Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Федерация*10
Б Добыча газа, млрд. куб.м.
ЕЗ Добыча нефти и газового конденсата, млн. т.
Ю Производство электрической энергии, млрд. кВт*ч
Запуск Общего рынка электрической энергии Евразийского экономического союза намечен на 2019 год, а Общих рынков нефти и газа - на 2024 и 2025 годы соответственно.
Вместе с тем, нужно отметить, что в рамках общих рынков отменяются таможенные барьеры на подобные ресурсы и устанавливаются единые правила приобретения ресурсов всеми участниками рынка. В этой связи, ряд стран заинтересованы в скорейшей конвергенции национальных топливно-энергетических комплексов в единую структуру, что позволит им приобретать энергетические ресурсы по более дешевым ценам.
Представляется интересным рассмотреть электроэнергетические отрасли Евразийского экономического союза, так как электрическая энергия становится
4 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
97 0
первым рынком для подобного специфического товара. Его создание преследует следующие цели:
□ обеспечение устойчивым и надежным электроснабжением государств-членов ЕАЭС;
□ повышение энергетической эффективности и проведение политики в области энергосбережения;
□ реализацию инновационных проектов в электроэнергетической сфере;
□ удовлетворение спроса на электрическую энергию;
□ обеспечение экономических интересов всех субъектов общего рынка электрической энергии;
□ развитие возобновляемой и нетрадиционной энергетики4.
Создание общего рынка принесет дополнительную выгоду национальным государствам за счет продажи дополнительной энергии или ее приобретения по более низким ценам, кроме этого, в рамках ЕАЭС открывается возможность государствам поставлять электрическую энергию в третьи страны.
На наш взгляд, среди барьеров к последующей конвергенции в данном контексте можно выделить следующее:
1. Республика Беларусь приложила особое мнение к концепции о создании общего рынка электрической энергии с требованием формирования в первую очередь рынка газа. Заинтересованность отдельных государств в создании общих рынков нефти и газа и блокирование Республикой Беларусь общего рынка электрической энергии свидетельствует о том, что Республика ставит национальные интересы выше наднациональных5.
2. Исторически сложилось, что Республика Армения не граничит с государствами-членами ЕАЭС. В рамках функционирования общих рынков товаров и услуг, перетоков рабочей силы и капиталов данная специфика не влияет на устойчивость этих направлений, однако, согласно технологическим принципам передача электрической энергии возможна только по линиям электропередач, которые отсутствуют у Армении с государствами-членами ЕАЭС, что затруднит участие Республики в общем рынке электрической энергии.
3. Рассмотрим показатели национальных электроэнергетических комплексов государств-членов Евразийского экономического союза (см. таблицу 1).
Таблица 1
Показатели электроэнергетических комплексов государств-членов ЕАЭС
за 2016 год6
Показатель Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Республика Кыргызстан Российская Федерация
Установленная мощность, ГВт 3,3 9,8 22,0 3,6 244,1
^ 98
Российский внешнеэкономический вестник
4 - 2018
Показатель Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Республика Кыргызстан Российская Федерация
Выработка, млрд кВт*ч 7,31 33,31 94,0 12,84 1071,64
Потребление, млрд кВт*ч 6,36 36,33 92,3 12,97 1054,32
Экспорт, млрд кВт*ч 1,22 0,16 3,10 0,20 20,48
Импорт, млрд кВт*ч 0,27 3,18 1,40 0,33 3,16
Из представленной таблицы видно, что масштабность отдельных электроэнергетических комплексов превышает другие в десятки, а то и в сотни раз. Подобная ситуация создаст дополнительные проблемы малым государствам, которые вынуждены будут перестраиваться под требования крупных стран, не только в рамках ведения бизнеса, маркетинга и организационно-управленческого направления, но и в части изменения собственных технико-технологических принципов производства, передачи, распределения и сбыта электрической энергии.
4. После распада СССР национальная электроэнергетическая отрасль оставалась в государственной собственности, а управление ей осуществлялось подконтрольными компаниями. В результате рыночных преобразований электроэнергетические комплексы Республики Армении, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан и Российской Федерации перешли на рыночные отношения, а в Республике Беларусь отрасль функционирует под жестким государственным контролем и регулированием. При этом в отдельных государствах генерация принадлежит частным компаниям, а сети остались в государственной собственности, в других странах все компании электроэнергетики принадлежат государству, но, считается, что у них созданы и функционируют конкурентные рынки электрической энергии. Сформированные квазиконкурентные национальные электроэнергетические рынки не всегда поддаются анализу и объяснению механизмов формирования себестоимости и тарифов на электрическую энергию.
5. Отдельные государства выступали против присоединения Республики Армении к Евразийскому экономическому союзу, это было озвучено не только в публичном пространстве, но и высказано непосредственно руководству Республики. Более того, Республика Армения активно сотрудничает с Европейским союзом, в рамках которого приняли пакет документов, позволяющих Республике интегрироваться в ЕС, что в дальнейшем может отрицательно повлиять не только на развитие ЕАЭС, но и привести к выходу Республики из состава Евразийского экономического союза. Республика Беларусь в последние годы лоббирует свои интересы
4 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
99 0
перед Российской Федерацией, при этом активно взаимодействует по стратегическим вопросам с Европейским союзом.
Представленный комплекс проблем не позволит национальным государствам сформировать Общий рынок электрической энергии ЕАЭС. Предложенный Евразийской экономической комиссией механизм конвергенции национальных электроэнергетических комплексов содержит идею сохранения существующей структуры и квазиконкурентных национальных рынков, при этом, о возможности перетоков электрической энергии внутри Союза и ее продажи третьим государствам необходимо заявлять примерно за год, указывая предполагаемый объем передачи энергии.
На наш взгляд, предложенный механизм реализуемый, но ожидаемого эффекта от создания Общего рынка электрической энергии ЕАЭС не будет. Это связано, во-первых, с отсутствием решения по ряду серьезных проблем, во-вторых, национальные электроэнергетические комплексы не будут полностью интегрированы, а функционирование рынка не будет осуществляться по общим правилам и принципам.
Таким образом, необходимо рассмотреть механизмы, направленные на конвергенцию национальных электроэнергетических комплексов в единую наднациональную структуру Евразийского экономического союза.
Первым шагом на пути конвергенции энергетических отраслей должно стать создание паритетного наднационального органа, функции которого предусматривали бы объединение национальных электроэнергетических комплексов в общую структуру. Стоит отметить, что специфика отрасли заключается в том, что одновременно происходит производство, передача, распределение и потребление электрической энергии. Более того, выработанная энергия не поддается хранению и транспортировке на далекие расстояния, производственный процесс зависит от потребителей и невозможности самостоятельно наращивать количество выработанной энергии, планирование энергопотребления осуществляется на каждый час, сутки и год. Наднациональный орган должен в первую очередь оценить потенциальные проблемы в объединении электроэнергетических комплексов государств-членов ЕАЭС, решить которые необходимо до разработки и принятия соответствующих программ и дорожных карт по конвергенции.
Следующий шаг целесообразно основывать на оценке технико-технологического состояния национальных электроэнергетических комплексов. Бурное развитие электроэнергетики на территории Советского Союза наблюдалось еще в 60-70-е годы прошлого века, когда все государства-члены ЕАЭС были в составе единого государства, строительство, в основном, носило директивный характер, а объекты размещались с целью максимального удовлетворения потребителей и минимизации затрат на производственно-хозяйственную деятельность. В этот период существовала Единая энергетическая система СССР, в рамках которой осуществлялись
^ 100
Российский внешнеэкономический вестник
4 - 2018
перетоки электрической энергии и помощь соседним республикам в удовлетворении спроса на электрическую энергию. После распада Советского Союза произошло разделение Единой энергетической системы на составные части, и в каждом государстве образовалась собственная энергосистема. Безусловно, в этот период технические и технологические возможности позволяли осуществлять передачу электрической энергии в другие республики, однако, спустя двадцать пять лет не были проведены соответствующие мероприятия по оценке пропускной способности межсистемных линий электропередач, а также технической возможности передачи энергии на глобальный энергетический рынок. Стоит отметить, что одной из главных целей создания Общего электроэнергетического рынка ставится возможность продажи электрической энергии национальными государствами на общем рынке и ее поставка в третьи государства через национальные энергетические системы государств-членов ЕАЭС ( см. рисунок 2).
Рисунок 2
Сальдо перетоки электрической энергии (минус - экспорт, плюс - импорт),
млрд кВт*ч
Источник: Электроэнергетика Содружества Независимых Государств 2005-2015. М., 2017. 175 с.
Из представленного рисунка видно, что сальдо перетоки электрической энергии у Российской Федерации не превышают 1% от общего количества произведенной энергии, что свидетельствует о незначительном экспорте электрической энергии на глобальный энергетический рынок. В последние годы Республика Армения наращивает экспортные показатели, которые составили в 2016 году порядка 15%, в Республике Казахстан наблюдается нестабильность с экспортными и импортными
4 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
101 ^
показателями, а Республика Беларусь и Республика Кыргызстан являются импортерами энергии.
Все это свидетельствует о наличии некой части работоспособных межсистемных линий электропередач. При этом невозможно без проведения соответствующих технических мероприятий определить максимально возможный потенциал передачи, а, следовательно, спрогнозировать работу энергосистемы, что отрицательно скажется на экономической составляющей Общего рынка электрической энергии ЕАЭС.
Создание паритетного наднационального органа позволит решить проблему участия Республики Беларусь в общем рынке. Технологически сложилось, что Республика Беларусь вынуждена закупать сырье для работы электрических станций у Российской Федерации, вследствие чего, тарифы на электрическую энергию в Республике Беларусь выше на порядок, чем в других государствах-членах ЕАЭС, что делает республиканскую энергию неконкурентоспособной в рамках общего рынка. В этой связи, существует вероятность, что потребители Республики Беларусь перестанут покупать электрическую энергию у отечественных производителей и уйдут на Общий рынок электрической энергии ЕАЭС, в связи с чем, республиканский бюджет понесет потери, более того, ряд электростанций прекратят свое функционирование. Паритетный наднациональный орган может решить подобную проблему, например, за счет введения временных ограничений на продажу электрической энергии со стороны Российской Федерации или за счет сокращения стоимости передачи электрической энергии по межсистемным линиям электропередач Республики Беларусь для Российской Федерации.
Второй глобальный шаг - это гармонизация национального законодательства и приведение его к единым требованиям. На сегодняшний день на территории государств функционируют разные рынки с участием как государственных, так и частных компаний, формирование тарифа происходит по-разному, производством и передачей электрической энергии занимаются иногда иностранные компании. С целью эффективного становления и функционирования Общего рынка электрической энергии ЕАЭС необходимо предусмотреть и разработать единые нормативно-правовые положения функционирования национальных отраслей.
Третье направление целесообразно основывать на формировании единого центра, функции которого будут заключаться в регулировании энергетической системы Евразийского экономического союза, и осуществление контроля на Общем рынке электрической энергии ЕАЭС. В период Советского Союза эту функцию выполняло отраслевое министерство, в дальнейшем, в Российской Федерации до соответствующего реформирования подобными функциями обладало РАО «ЕЭС России», а после - Системный оператор Единой энергетической системы Российской Федерации.
^ 102
Российский внешнеэкономический вестник
4 - 2018
Таким образом, конвергенция национальных электроэнергетических комплексов является сложным и стратегически важным направлением, как для всего Евразийского экономического союза, так и для отдельных государств. В результате проведенного исследования были выявлены причины, препятствующие эффективному функционированию Общего рынка электрической энергии ЕАЭС. В статье были предложены механизмы решения указанных проблем, которые связаны с необходимостью создания на наднациональном уровне паритетного органа гармонизации национального законодательства в области электроэнергетики под общие требования и правила, образование наднационального органа отвечающего за эффективное функционирование энергетической системы Евразийского экономического союза.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Глазьев С.Ю., Чушкин В.И., Ткачук С.П. Европейский союз и Евразийское экономическое сообщество: сходство и различие процессов интеграционного строительства. М.: ООО «ВИКОР МЕДИА», 2013. 240 с.
2 Гибадуллин А.А., Борталевич С.И. Формирование общего рынка электрической энергии Евразийского экономического союза: перспективы и проблемы // Энергетика Татарстана. 2016. №2. С. 9-13.
3 Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник; Евразийская экономическая комиссия. М., 2017. 204 с.
4 Решение №12 от 8 мая 2015 года Высшего Евразийского экономического союза «О Концепции формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза».
5 Гибадуллин А.А. Анализ технико-технологической устойчивости электроэнергетической отрасли Республики Беларусь в период формирования Общего рынка электрической энергии Евразийского экономического союза // Надежность и безопасность энергетики. 2017. Т. 10, №2. С. 106-112. DOI: 10.24223/1999-5555-2017-10-2-06-112
6 Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник; Евразийская экономическая комиссия. М., 2017. 204 с.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Biryukov V V., Romanenko E.V. The formation of territorial innovation models // Indian Journal of Science and Technology. - 2016. - Vol. 9. - No 12. P. 89534.
2. Гибадуллин А.А., Борталевич С.И. Формирование общего рынка электрической энергии Евразийского экономического союза: перспективы и проблемы // Энергетика Татарстана. 2016. №2. С. 9-13.
3. Гибадуллин А.А. Анализ технико-технологической устойчивости электроэнергетической отрасли Республики Беларусь в период формирования Общего рынка электрической энергии Евразийского экономического союза // Надежность и безопасность энергетики. 2017. Т. 10, №2. С. 106-112. DOI: 10.24223/1999-5555-2017-10-2-06-112
4 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
103 Q
4. Глазьев С.Ю., Чушкин В.И., Ткачук С.П. Европейский союз и Евразийское экономическое сообщество: сходство и различие процессов интеграционного строительства. М.: ООО «ВИКОР МЕДИА», 2013. 240 с.
5. Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник; Евразийская экономическая комиссия. М., 2017. 204 с.
6. Мансуров Т.А. Создание общих рынков энергоресурсов Евразийского экономического союза. Общий электроэнергетический рынок // Энергорынок. 2015. №5. С. 26-33.
7. Решение №12 от 8 мая 2015 года Высшего Евразийского экономического союза «О Концепции формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза».
8. Цветков В.А., Борталевич С.И., Логинов Е.Л. Стратегические подходы к развитию энергетической инфраструктуры России в условиях интеграции национальных энергосистем и энергорынков. М.: ИПР РАН, 2014. 511 с.
9. Электроэнергетика Содружества Независимых Государств 2005-2015. М., 2017. 175 с.
BIBLIOGRAFIJA:
1. Biryukov V.V, Romanenko E.V. The formation of territorial innovation models // Indian Journal of Science and Technology. - 2016. - Vol. 9. - No 12. P. 89534.
2. Gibadullin A.A., Bortalevich S.I. Formirovanie obshhego rynka jelektricheskoj jenergii Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza: perspektivy i problemy // Jenergetika Tatarstana. 2016. №2. S. 9-13.
3. Gibadullin A.A. Analiz tehniko-tehnologicheskoj ustojchivosti jelektrojenergeticheskoj otrasli Respubliki Belarus' v period formirovanija Obshhego rynka jelektricheskoj jenergii Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza // Nadezhnost' i bezopasnost' jenergetiki. 2017. T. 10, №2. S. 106-112. DOI: 10.24223/1999-5555-2017-10-2-06-112
4. Glaz'ev S.Ju., Chushkin V.I., Tkachuk S.P. Evropejskij sojuz i Evrazijskoe jekonomicheskoe soobshhestvo: shodstvo i razlichie processov integracionnogo stroitel'stva. M.: OOO «VIKOR MEDIA», 2013. 240 s.
5. Evrazijskij jekonomicheskij sojuz v cifrah: kratkij statisticheskij sbornik; Evrazijskaja jekonomicheskaja komissija. M., 2017. 204 s.
6. Mansurov T.A. Sozdanie obshhih rynkov jenergoresursov Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza. Obshhij jelektrojenergeticheskij rynok // Jenergorynok. 2015. №5. S. 26-33.
7. Reshenie №12 ot 8 maja 2015 goda Vysshego Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza «O Koncepcii formirovanija obshhego jelektrojenergeticheskogo rynka Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza».
8. Cvetkov V.A., Bortalevich S.I., Loginov E.L. Strategicheskie podhody k razvitiju jenergeticheskoj infrastruktury Rossii v uslovijah integracii nacional'nyh jenergosistem i jenergorynkov. M.: IPR RAN, 2014. 511 s.
9. Jelektrojenergetika Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv 2005-2015. M., 2017. 175 s.
^ 104
Российский внешнеэкономический вестник
4 - 2018