2008 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА № 127
серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов
УДК 629.735.118
МЕХАНИЗМЫ И МОДЕЛИ ГАРМОНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ НОРМАТИВНЫХ БАЗ ПО ОДОБРЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Ю.М. ЧИНЮЧИН, Е.А. КУРОЧКИН
В статье рассматриваются методологические подходы к решению задачи гармонизации нормативнотехнической документации, определяющей порядок проведения работ по одобрению (подтверждению соответствия) Организаций по техническому обслуживанию и ремонту отечественной и зарубежной авиационной техники.
Общие положения
В условиях расширения международных связей России по различным направлениям деятельности особое место занимает авиационная сфера, в рамках ее - международные авиаперевозки, осуществляемые как воздушными судами (ВС) российского, так и иностранного производства.
Совместная с зарубежными авиакомпаниями летная и техническая эксплуатация ВС требует безотказных действий со стороны авиационных властей России по сближению (гармонизации) требований, регламентирующих деятельность отечественных авиакомпаний и Организаций по техническому обслуживанию и ремонту (ОТОиР) авиационной техники (АТ), в том числе по гармонизации нормативной базы, связанной с проведением работ по одобрению (сертификации) Организаций по ТОиР АТ.
Работы по гармонизации нормативно-технической документации (НТД) по технической эксплуатации и сохранению летной годности (СЛГ) отечественных и зарубежных ВС ведутся в ГА России более 15 лет, однако эти работы носят бессистемный характер и не имеют какого-либо научно-практического сопровождения. В то же время следует отметить, что вопросами гармонизации НТД многие годы и очень серьезно занимаются авиационные специалисты США совместно со специалистами европейских стран, где завершается организационное преобразование европейской авиационной администрации и переход от JAA к EASA (Европейскому Агентству безопасности полетов).
Применительно к деятельности инженерно-авиационной службы ГА России в рамках ранее действовавших систем сертификации (ССВТ - с 1997г. по 2001 и ССГА - с 2001 г. по 2006) разработан комплекс НТД по проведению сертификации основных объектов системы технической эксплуатации ВС, в том числе и НТД по одобрению ОТОиР АТ (процедурные документы, определяющие порядок сертификации) [1], [2].
За указанный период накоплен значительный опыт по реализации нормативной базы в области сертификации объектов ГА, однако вопросам дальнейшего совершенствования НТД, и прежде всего с учетом международных требований, до настоящего времени уделялось недостаточное внимание.
В дальнейшем рассматриваются некоторые варианты построения механизма гармонизации разнородных систем НТД по одобрению ОТОиР АТ в России и за рубежом, в частности с использованием ГОЕБ0 - методологии [3], [4] и метода МБО-3 анализа [5], [6].
1. Модель гармонизации НТД на основе ГОЕРО — методологии
Рассмотрим формализованную математическую модель декомпозиции функциональных блоков (групп НТД по одобрению ОТОиР АТ) на основе ГОЕБО - методологии [7], [8], [9] (рис.1).
1. Должны быть известны входные данные (а - ресурсы; Ь - управляющие воздействия; с- механизм) и выходные данные (результаты) функционального блока W ( рис. 2).
W = {а, Ь, с}.
2. Ресурсное состояние (обеспечение) 1-го элемента блока описываем индикатором вида:
= <
1, если ф| => 1
О, если ф| < 1
где 1 = 1, 2, ..., п;
п - число испытываемых вариантов системы;
- достаточность ресурсов для решения задачи.
Рис. 1. Схема ГОЕБО - методологии
Рис. 2. Схема создания функциональной модели
3. Необходимость выполнения каждого j -го требования или задачи описываем как:
1, если есть необходимость
—
О, если нет необходимости
где j — 1, 2, ..., т,
т - число требований к блоку.
4. На состояние элементов блока системы и на систему НТД в целом воздействует широкий спектр внешних факторов. Их влияние может быть описано индикатором вида:
1, если есть влияние О, если нет влияния
где к = 1, 2, 3, ..., 1,
1 - общее число учитываемых воздействий.
5. Выходные данные по функциональному блоку описываются функцией вида: = { Х1ш(1), Yjw(t), :Гкш(1:) } или
Rw —
ХіШ, X2w, ..., XnW Ут, Y2W, ..., YmW :Т^, f2w, ., fkw
6. В итоге, получив финальные результаты, проводится сравнение анализируемых вариантов системы НТД или их элементов с учетом затрат времени и стоимости (затраченных ресурсов).
Полные затраты стоимости С определяются по формуле:
С = с + к * ^
где с - текущие затраты; t - текущее время;
к - коэффициент эквивалента стоимости и времени.
Полные затраты времени T определяются по аналогичной формуле:
T = t - с / к.
Рациональный вариант решения определяется коэффициентом относительной эффективности Кэф:
- по затратам времени - КэфВ = Тс / Тн;
- по стоимостным затратам - КэфС = Сс / Сн,
где: Тс и Сс - полные затраты времени и ресурсов при применении старой системы НТД, соответственно; Тн и Сн - полные затраты времени и ресурсов при применении новой системы
НТД, соответственно.
Г армонизированный (новый) вариант НТД более эффективный, если Кэф => 1.
2. Механизм гармонизации НТД на основе метода MSG-3 анализа
Метод MSG-3 анализа используется за рубежом для построения Программ ТОиР конкретных типов ВС. Данный метод укрупненно представляет собой два основных этапа работ:
1) подготовка отчета Наблюдательного совета по ТОиР ВС - MRB-Report (Maintenace Review Board - Report);
2) формирование документа по планированию ТОиР ВС - MPD (Maintenance Planning Data).
На первом этапе для подготовки Отчета создаются Управляющие группы по ТОиР, в состав которых входят рабочие группы по ТОиР, представляющие собой группы ведущих специалистов от разработчика, от эксплуатантов и от авиационных властей. Основной задачей управляющей группы является разработка Плана ТОиР (объема и периодичности выполнения работ, направленных на сохранение летной годности ВС и обеспечение безопасности полетов). План ТОиР является основой Отчета наблюдательного совета по ТОиР, который направляется Разработчику (Изготовителю) для последующего окончательного формирования MPD.
Эксплуатанту дается право на построение на основе MPD своего варианта Программы ТОиР, учитывающего особенности ожидаемых условий эксплуатации ВС данным Эксплуатантом.
Рассмотренный подход к построению Программ ТОиР на основе метода MSG-3 анализа может быть использован для создания комплекса НТД по одобрению ОТОиР АТ в условиях ГА России.
Данный метод позволяет проводить последовательную оценку проводимой декомпозиции функциональных блоков (элементов) IDEF0 - диаграмм с учетом основных обязательных требований, предъявляемых к блокам НТД по одобрению Организаций по ТОиР АТ. На рис. 3 представлен один из фрагментов многоплановых процедур MSG-3 анализа, создаваемого с учетом требований (степени влияния) по обеспечению безопасности полетов.
Таким образом, применение действующих методологий вида IDEF0 для исследования бизнес-процессов и сложных технико-экономических систем и MSG-3 анализа, применяемого при построении новых Программ ТОиР зарубежных типов ВС, позволяют успешно решать организационно-технические задачи гармонизации отечественной нормативной базы по технической эксплуатации воздушных судов с учетом международных стандартов.
(_ оздание документа с рассмотрением фактора /Та
Учитывается ли фактор оезотказности AI!
Нет г
г 1
Создание документа с /Та Учитываются ли режимы ТОиР АТ?
рассмотрением фактора
1 Нет г
г 1
Создание документа с /Та Учитываются ли технологические процессы
рассмотрением фактора и процедуры?
1 Нет г
г 1
Создание документа с /Та Учитывается ли человеческий фактор?
рассмотрением фактора
Нет г
4 Г 1
Создание документа с Ла Учитывается ли фактор доработок и
рассмотрением фактора модификаций?
1 Нет г
4 Г 1
Создание документа с Я а Учитывается ли фактор метрологического
рассмотрением фактора обеспечения?
1 Нет г
4 Г 1
Создание документа с Я а Учитывается ли фактор увеличения и
рассмотрением фактора продления ресурсов АТ?
1 Нет г
4 Г 1
Документ учитывает Я а Существует ли тема или комбинация тем
все требования и может применимая к данному документу?
быть применен Нет
Документ должен быть переработан
Рис. 3. Процедура создания (гармонизации) блока НТД по одобрению ОТОиР АТ с учетом требований по безопасности полетов на основе МБО-3 анализа
ЛИТЕРАТУРА
1. ФАП - 145, пр.ФАС РФ от 19.02.99 №41;
2. МОС-145, от 12.11.2001;
3. Чинючин Ю.М., Тарасенко А.В., Курочкин Е.А. Метод декомпозиции системы нормативно-технической документации на основе MSG-3 анализа. // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Эксплуатация воздушного транспорта, № 109, 2006.
4. Чинючин Ю.М., Тарасенко А.В., Курочкин Е.А. Применение современных методологий для создания системы нормативно-технической документации в сфере эксплуатации авиационной техники. // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Эксплуатация воздушного транспорта, № 109, 2006.
5. MSG-3, Revision 2001.1, 2001;
6. Барзилович Е.Ю., Кулешов А.А. Логические и численные методы формирования программ технического обслуживания и ремонта авиационной техники по состоянию. - М.: Воздушный транспорт, 2005.
7. IDEF 0-14 - a structure approach to enterprise modeling and analysis, family of methods.
8. Richard J. Mayer, Ph.D. John W. Crump. Information integration for concurrent engineering compendium of methods report, USA, 1995.
9. Репин В.В., Елиферов В.Г. Стандарт описания, регламентации и аудита бизнес-процесса, 2002.
HARMONIZATION MECHANISM AND MODELS OF RUSSIAN AND FOREIGN MAINTENANCE ORGANIZATION APPROVAL REGULATION SYSTEM
Chinyuchin U.M., Kurochkin E.A.
The article is examining methodology point of view to the harmonization objects of regulating documentation. This documentation is determining carrying out work sequence for Russian and Foreign manufactured aircraft Maintenance Organization approval.
Сведения об авторах
Чинючин Юрий Михайлович, 1941 г.р., окончил КуАИ (1965), доктор технических наук, профессор, декан механического факультета, заведующий кафедрой технической эксплуатации ЛА и АД МГТУ ГА, автор свыше 300 научных работ, область научных интересов - техническая эксплуатация и поддержание летной годности воздушных судов, повышение конструктивно-эксплуатационных свойств авиационной техники.
Курочкин Евгений Анатольевич, 1981 г.р., окончил МГТУ ГА (2004), работает инженером по ТО АТ в отделе инжиниринга АТЦ службы технического обслуживания иностранных воздушных судов ОАО “Аэрофлот”, область научных интересов - техническая эксплуатация и поддержание ЛГ ВС.