Научная статья на тему 'Механизмы и инструменты подготовки научных кадров к инновационной деятельности'

Механизмы и инструменты подготовки научных кадров к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНЫЙ ПРОДУКТ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / МЕХАНИЗМЫ / ИНСТРУМЕНТЫ / PREPARATION OF RESEARCH PERSONNEL / INNOVATIVE ACTIVITY / SCIENTIFIC PRODUCT / COMMERCIALIZATION / MECHANISMS / TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гитман Михаил Борисович, Кузнецова Татьяна Александровна, Матушкин Николай Николаевич, Столбов Валерий Юрьевич, Южаков Александр Анатольевич

В статье показано, что инновационная деятельность включает две основные составляющие: разработку научного продукта и его коммерциализацию. Проведен анализ механизмов, применяемых при теоретической и практической подготовке выпускников аспирантуры к инновационной деятельности. Рассмотрены инструменты, реализующие эти механизмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гитман Михаил Борисович, Кузнецова Татьяна Александровна, Матушкин Николай Николаевич, Столбов Валерий Юрьевич, Южаков Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms and professional training tools for innovative activity

The paper shows that innovative activity includes two basic components: preparation of the scientific product and the process of its commercialization. The analysis of the mechanisms applied by theoretical and practical preparation of postgraduates to innovative activity is carried out. The tools realizing these mechanisms are considered.

Текст научной работы на тему «Механизмы и инструменты подготовки научных кадров к инновационной деятельности»

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

)

М.Б. ГИТМАН, профессор Т.А. КУЗНЕЦОВА, доцент Н.Н. МАТУШКИН, профессор В.Ю. СТОЛБОВ, профессор А.А. ЮЖАКОВ, профессор Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Механизмы и инструменты подготовки научных кадров к инновационной деятельности

В статье показано, что инновационная деятельность включает две основные составляющие: разработку научного продукта и его коммерциализацию. Проведен анализ механизмов, применяемых при теоретической и практической подготовке выпускников аспирантуры к инновационной деятельности. Рассмотрены инструменты, реализующие эти механизмы.

Ключевые слова: подготовка научных кадров, инновационная деятельность, научный продукт, коммерциализация, механизмы, инструменты.

В условиях экономики, основанной на знаниях, университеты оказываются центрами инновационного развития, генераторами передовых научных идей, местом подготовки кадров высшей квалификации. При этом университетам необходимо не только обеспечить выпускников прочными, системными, глубокими знаниями и умениями, но и воспитать кадры, способные к научной, инновационной и организаторской деятельности.

Подготовка научного персонала, способного к эффективной инновационной деятельности (ИД), ведется на основе определенных принципов построения и реализации образовательного процесса. Имеются в виду:

■ сочетание фундаментальности и инновационной направленности образования;

■ обеспечение междисциплинарности и практико-ориентированности;

■ ориентация на широту и глубину образования;

■ осуществление индивидуализации образования;

■ развитие непрерывности и преемственности образования.

Реализация образовательных программ

осуществляется в научно-образовательной среде, располагающей необходимыми условиями для применения современных механизмов и инструментов научно-образовательного процесса, обеспечивающих подготовку выпускника к эффективной инновационной деятельности. Это означает, что образовательные программы послевузовского профессионального образования (ППО) должны способствовать формированию необходимых компетенций выпускников как в области получения новых научных знаний, так и в сферах коммерциализации научного продукта.

Инновационная деятельность направлена на введение неких значимых изменений в практику путем реализации новых идей и методов [1]. ИД включает две основные составляющие: разработку научного продукта и его коммерциализацию [2]. При этом разработка научного продукта предполагает получение новых научных знаний, которые являются необходимой базой инновационной деятельности. Коммерциализация научного продукта предусматривает его внедрение в производство и продвижение на рынок. Результатом является инновационный продукт. Готовность

современных специалистов к инновационной деятельности включает подготовку к генерации новых научных знаний, внедрение этих знаний в практическую деятельность предприятий и достигается применением специфических механизмов и инструментов.

Механизмы, обеспечивающие подготовку научных кадров к инновационной деятельности

Большинство проблем в подготовке научных кадров возникает, как правило, из-за того, что за правильной декларацией целей образования нередко следует набор действий и мероприятий, не приводящих к их достижению. Мало правильно сформулировать цели программ подготовки научных кадров, необходимо предусмотреть эффективные механизмы их реализации.

Под механизмами в социальных системах в общем случае понимаются процессы и явления, определяющие порядок какого-либо вида деятельности [3]. Система подготовки научных кадров включает совокупность научно-образовательных процессов и объединяет людей, реализующих эти процессы в рамках некоторой образовательной программы ППО и действующих на основе определенных процедур и правил.

Все механизмы, действующие в системе ППО, можно условно разбить на две группы:

1) механизмы управления, обеспечивающие структуру и содержание образовательной программы, исходя из сформулированных целей подготовки;

2) механизмы реализации образовательных программ подготовки научных кадров с инновационной направленностью; они охватывают прежде всего образовательные технологии и касаются обеспечения условий выполнения программы.

В соответствии с особенностями ИД механизмы управления можно разбить на три класса (рис. 1):

■ механизмы, направленные на подготовку к генерации (поиску) новых научных знаний;

■ механизмы подготовки к осуществлению коммерциализации научного продукта;

■ механизмы, формирующие научно-инновационную среду.

К механизмам, обеспечивающим подготовку выпускников к генерации новых научных знаний в рамках инновационной деятельности, следует отнести фундамента-лизацию образования и интеграцию образования и науки [4]. Фундаментализация образования присуща университетам всех ведущих стран, и в большинстве из них она осуществляется в рамках государственной политики. Этот механизм подготовки научных кадров отличает и ведущие университеты России, в которых большое внимание уделяется именно фундаментальным исследованиям. Интеграция образования и науки как механизм управления подготовкой научных кадров в российских университетах применяется достаточно широко, интенсивно развиваясь с использованием различных форм и видов интеграции для достижения единства образовательной и научно-исследовательской деятельности.

К механизмам подготовки научных кадров к коммерциализации научного продукта относятся деятельностная направленность образования и интеграция образования и бизнеса [5]. Обеспечение дея-тельностной направленности образования основывается на использовании практико-ориентированного, а также проектного подходов к организации образования. При этом практико-ориентированный подход позволяет конкретизировать приложения научного результата, а проектный - обеспечивает необходимую систематичность и организованность в достижении проектного решения. Интеграция образования и бизнеса как механизм управления подготовкой научных кадров направлена на достижение единых требований к компетенциям вы-

Рис. 1. Механизмы управления, обеспечивающие подготовку научных кадров к инновационной деятельности

пускников университета, которые обеспечивают успешную деятельность по подготовке и реализации коммерческого продукта на основе новых научный знаний [6].

Механизм управления подготовкой научных кадров, формирующий научно-образовательную среду, включает:

- межвузовскую кооперацию;

- диверсификацию образования;

- взаимодействие вузов и органов региональной власти.

Межвузовская кооперация обеспечивает формирование объединенной научно-образовательной среды университетов, располагающей более эффективными ресурсами в области научного оборудования, программными продуктами и кадровым потенциалом. Благодаря масштабам ресурс-

ной обеспеченности научно-образовательной среды нескольких вузов создаются лучшие условия для подготовки выпускников к инновационной деятельности [7]. Диверсификация образования сегодня основывается на значительном увеличении числа образовательных программ, прежде всего - в области перспективных технологий. Наличие большого количества разнообразных образовательных программ, в свою очередь, создает условия для практической реализации междисциплинарной подготовки, обеспечивающей генерацию новых научных знаний. Взаимодействие вузов и органов региональной власти в качестве механизма управления подготовкой научных кадров направлено на развитие современных организационных форм для

продвижения научных идей и результатов и их практического осуществления. Такими формами являются бизнес-инкубаторы, бизнес-парки и пр. [8].

Механизмы реализации образовательных программ с инновационной направленностью (рис. 2) можно разбить на четыре класса: информатизация образования, индивидуализация образования, опережающее образование и междисциплинарное образование [9].

Информатизация научно-образовательного процесса является эффективным механизмом реализации образовательных программ, обеспечивающих подготовку обучающихся к инновационной деятельности. Безусловным является использование механизма информатизации в сфере создания научного продукта. Вместе с тем информатизация образования является и необходимым механизмом формирования компетенций выпускника в сфере коммерциализации научного продукта на основе высокоразвитой информационно-образовательной среды университета с использованием баз знаний по различным направлениям науки, техники и технологий.

я

а Я

я

Индивидуализация процесса подготовки научных кадров как механизм реализации образовательных программ с инновационной направленностью основывается на студентоцентрированном подходе к процессу образования, позволяющем реализо-вывать индивидуальные программы с использованием индивидуальных планов и индивидуальных образовательных траекторий. Это делает возможным получить индивидуальный набор необходимых компетенций.

Технологии опережающего образования являются важным механизмом реализации образовательных программ подготовки научных кадров [10]. Суть этого механизма раскрывает тезис: «Не догонять прошлое, а создавать будущее » [11]. Практическое осуществление этого механизма основано на применении прогнозных ком-петентностныхмоделей выпускников и использовании технологий развития креативного мышления.

Междисциплинарное образование как механизм реализации образовательных программ предусматривает целенаправленное усиление междисциплинарных связей. ---

Междисциплинарное образование

Информатизация

Рис. 2. Механизмы реализации образовательных программ, обеспечивающие подготовку научных кадров к инновационной деятельности

Междисциплинарность преодолевает фрагментарность осваиваемых знаний, устанавливает связи между дисциплинами на стыках областей исследований, обеспечивая тем самым получение новых научных знаний [10].

Инструменты функционирования механизмов подготовки аспирантов к инновационной деятельности

Функционирование механизмов управления и реализации образовательных программ осуществляется с помощью соответствующих инструментов. В общем случае инструмент - это предмет, модель, процедура, операция, используемые для воздействия на объект с целью обеспечения его функционирования, изменения, изучения [3].

Рассмотрим инструменты, с помощью которых могут быть реализованы механизмы управления подготовкой научных кадров к инновационной деятельности.

Фундаментализация образования основывается на следующих инструментах:

• создание национальных программ поддержки системы фундаментальной подготовки научных кадров;

• выделение приоритетных направлений развития науки, техники и технологий;

• открытие инвестиционных фондов;

• создание системы грантов для поддержки фундаментальных исследований;

• развитие научных школ;

• поддержка элитных университетов и программ элитной подготовки научных кадров.

Эффективными инструментами интеграции образования и науки являются:

• создание научно-образовательных центров (НОЦ);

• привлечение ведущих ученых к процессу подготовки научных кадров;

• использование научно-лабораторной базы национальных и транснациональных научных центров.

Деятельностная направленность обра-

зования может быть обеспечена следующими инструментами:

• привлечение работодателей к разработке образовательных программ с инновационной направленностью;

• участие аспирантов в реальных инновационных проектах;

• создание инновационной инфраструктуры вуза (бизнес-инкубаторов, малых предприятий и т.п.).

Интеграция образования и бизнеса предполагает использование следующих инструментов:

• создание учебно-производственных центров (УПЦ);

• создание технопарков;

• привлечение ведущих отраслевых специалистов-производственников к процессу подготовки научных кадров к инновационной деятельности.

Инструментами международной и межвузовской кооперации являются:

• заключение соглашений и договоров между вузами о совместной подготовке научных кадров;

• гармонизация дипломов в рамках Болонского соглашения;

• разработка межвузовских образовательных программ;

• организация образовательной сети для подготовки научных кадров по приоритетным направлениям науки и техники.

Диверсификация образования предполагает использование следующих инструментов:

• трансформация структуры и содержания образовательных программ за счет увеличения их элективной составляющей;

• введение уровневой подготовки специалистов в рамках компетентностной парадигмы образования;

• расширение вариативности подготовки научных кадров за счет дуальных образовательных программ.

Инструментами взаимодействия вузов и региональной власти являются:

• введение системы регионального

стимулирования для подготовки научных кадров к инновационной деятельности;

• привлечение талантливой молодежи к исследованиям по приоритетным направлениям развития региона;

• социальная поддержка молодых ученых.

Рассмотрим инструменты, используемые в механизмах реализации образовательных программ подготовки научных кадров к инновационной деятельности.

Инструментами индивидуализации образования являются:

• построение индивидуальных образовательных траекторий с учетом заявленных целей образования и возможностей реализуемых образовательных программ;

• переход к кредитно-модульной технологии организации процесса обучения;

• предоставление расширенного выбора элективных дисциплин для формирования индивидуальной образовательной траектории.

Информатизация образования предполагает применение следующих инструментов:

• развитие базы знаний для разработки инноваций;

• создание вузовских и межвузовских информационных сетей;

• внедрение дистанционных образовательных технологий;

• создание вузовских и межвузовских компьютерных кластеров;

• внедрение в образовательный процесс пакетов прикладных программ по отраслям знаний.

Инструментами опережающего образования являются:

• формирование прогнозных компе-тентностных моделей выпускника аспирантуры с учетом тенденций развития науки, техники и технологий;

• использование образовательных технологий, направленных на развитие креативности мышления, в том числе проблемных лекций, проектных методов и т.п.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• внедрение компетентностно-ориен-тированных технологий, предполагающих последовательное формирование частей и компонентов компетенций, в том числе инновационной направленности.

Междисциплинарное образование реализуется с помощью следующих инструментов:

• трансформация структуры образовательных программ за счет включения в них междисциплинарных компонентов;

• организация междисциплинарных семинаров;

• использование образовательных технологий, направленных на развитие междисциплинарных знаний, необходимых для формирования специалиста высшей квалификации в области инноватики (кейс-технологии, проектные методы и т.п.).

Решение задач подготовки особого типа специалистов высшей квалификации, способных не только генерировать новые научные идеи, но и осуществлять процесс коммерциализации полученного научного продукта, требует модернизации системы послевузовского профессионального образования путем формирования новых целей образования через разработку прогнозных компетентностных моделей выпускников аспирантуры и совершенствования механизмов и инструментов управления и реализации ООП ППО.

Применение современныхмеханизмов и инструментов подготовки научных кадров к инновационной деятельности в управлении и реализации образовательных программ позволит более эффективно формировать компетенции аспирантов как в сфере получения новых научных знаний, так и в области коммерциализации научного продукта.

Литература

1. Федоров И.В, Лезина О.В. Технология проектирования научно-инновационно-образовательной программы подготовки

инженерно-технических кадров // Инженерное образование. 2007. № 4. С. 45-51.

2. Матушкин Н.Н, Столбова И.Д. Модель

системы управления подготовкой научных кадров в области техники и технологии к инновационной деятельности // Инновации в образовании. 2009. № 5. C. 4-13.

3. Новиков Д.А. Теория управления органи-

зационными системами. М.: Изд-во физ.-мат. литературы, 2007. 504 с.

4. Пахомов С.И, Гуртов В.А, Аристер Н.И,

Венсковский Н.У. Послевузовское профессиональное образование: состояние, проблемы и тенденции развития // Высшее образование сегодня. 2009. № 12. С. 8-16.

5. Ташкинов А.А. Инновационная инфраструктура университета // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 76-81.

6. Матушкин Н.Н, Гитман М.Б, Столбов

В.Ю, Гитман Е.К. Подготовка кадров высшей квалификации: некоторые интеграционные механизмы // Высшее образование в России. 2007. № 1. С. 119-127.

7. Петров В.Ю, Кузнецова Т.А, Матушкин

Н.Н, Пахомов С.И. Проблемы развития межвузовской кооперации в сфере подготовки научных кадров // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 3. С. 14-20.

8. Манушин Э, Добряков А. Модель подго-

товки элитного специалиста // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 3-16.

9. Матушкин Н.Н, Столбова И.Д. Роль меж-

дисциплинарного компонента образовательных программ, реализующих компе-тентностную парадигму // Инновации в образовании. 2010. № 11. С. 5-17.

10. Тяпунова Т.Е. Университетское образование в Швейцарии в условиях инновационного развития экономики. URL: http:// charko.narod.ru/ tekst/ an14/14.pdf

11. Как в рамках национального проекта планируется развить инновационное образование // Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов демографической политики. URL: http://www.rost.ru// education/ ed3/ cd3/printned31.shtml

GITMANM, KUZNETSOVA T, MATUSHKINN, STOLBOVV, YUZHAKOVA. MECHANISMS AND PROFESSIONAL TRAINING TOOLS FOR INNOVATIVE ACTIVITY The paper shows that innovative activity includes two basic components: preparation of the scientific product and the process of its commercialization. The analysis of the mechanisms applied by theoretical and practical preparation of postgraduates to innovative activity is carried out. The tools realizing these mechanisms are considered.

Key words: preparation of research personnel, innovative activity, scientific product, commercialization, mechanisms, tools.

«Американский стандарт»: СВ-АН> дщет образовательная среда,

Международный славянский учебный процесс, оценка университет им. Г.Р. Державина г '

успеваемости (взгляд изнутри)

В статье описана модель организации учебного процесса в образовательном учреждении, построенном по американскому стандарту. Автор подробно рассматривает принятую в школе систему оценивания знаний студентов. Особое внимание уделено корпоративной культуре, принятой в вузе модели общения и характеру взаимоотношений между преподавателями и студентами.

Ключевые слова: американский стандарт организации учебного процесса, кодекс чести студента, кредитная система, система оценивания знаний.

Введение хи и тех фундаментальных катаклизмов,

Проблемы российской образовательной через которые прошла страна, но с другой

системы в целом, с одной стороны, явля- - они являются генетическим наследием

ются порождением новой «рыночной » эпо- советского периода. Если наиболее весомый

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.