Научная статья на тему 'Механизмы государственной поддержки инвестиционных проектов в электроэнергетике'

Механизмы государственной поддержки инвестиционных проектов в электроэнергетике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
459
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЫНОК МОЩНОСТИ / МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веденеев А. Н.

в статье обоснована необходимость представления государственной поддержки инвестиционного процесса в электроэнергетической отрасли. Рассмотрены основные существующие механизмы государственной поддержки инвестирования в электроэнергетике, такие как долгосрочный рынок мощности, перспективный технологический резерв мощностей, метод доходности на инвестированный капитал. В целях более детального изучения необходимости представления государственной поддержки и целесообразности использования ее различных механизмов, а также методов оценки получаемых эффектов автором предлагается классифицировать инвестиционные проекты по степени их эффективности. Кроме того, описан принцип механизма государственной поддержки инвестиционных проектов, разработанный автором, с представлением краткого алгоритма его применения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы государственной поддержки инвестиционных проектов в электроэнергетике»

Удельные затраты труда (на единицу ремонтной продукции) характеризует производительность труда ремонтного персонала, продуктивность его труда (не только интенсивность) и определяются по следующему выражению:

Тр

Зк

обс

ТПЗ _ 1

обс

X тзо

Тр R эг N

X ТЗ^бс

где 1 - трудовые затраты на ремонтно-эксплуатационное обслуживание

оборудование (калькуляционные), чел.-ч.

Показатели, обратные приведенным, являются характеристиками производительности труда, специфичными для обслуживания оборудования отраслей сферы потребительского рынка.

При наличии нормативных значений удельных затрат на ремонтно-эксплуатационное обслуживание оборудования может быть определен нормативный уровень показателя производительности труда в стоимостном выражении - в виде нормативной выработки продукции на одного работающего. С этим показателем должны сравниваться используемые в управлении и экономическом анализе расчетные показатели выработки продукции на одного работающего.

Литература

1. Жданов С.А. Основы теории экономического управления предприятием: Учебник. - М.: Финпресс, 2000.

2. Раицкий К. А. Экономика предприятия. Учебник для вузов. - М.: Изд-во «Торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002.

А.Н. Веденеев

МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

MECHANISMS OF THE STATE SUPPORT OF INVESTMENT PROJECTS IN POWER INDUSTRY

Аннотация: в статье обоснована необходимость представления государственной поддержки инвестиционного процесса в электроэнергетической отрасли. Рассмотрены основные существующие механизмы государственной поддержки инвестирования в электроэнергетике, такие как долгосрочный рынок мощности, перспективный технологический резерв мощностей, метод доходности на инвестированный капитал. В целях более детального изучения необходимости представления государственной поддержки и целесообразности использования ее различных механизмов, а также методов оценки получаемых эффектов автором предлагается классифицировать инвестиционные проекты по степени их эффективности. Кроме того, описан принцип механизма государственной поддержки инвестиционных проектов, разработанный автором, с представлением краткого алгоритма его применения.

© А.Н. Веденеев, 2012

Ключевые слова: электроэнергетика, инвестиции, государственная поддержка, рынок мощности, механизмы государственной поддержки, эффективность проектов, государственные меры, инвестиционная привлекательность.

Abstract: in article need of representation of the state support of investment process for power industry is proved. The main existing mechanisms of the state support of investment in power industry such as the long-term market of capacity, a perspective technological reserve of capacities, a profitability method on invested are considered. With a view of more detailed studying of need of representation of the state support and expediency of use of its various mechanisms, and also methods of an assessment of received effects the author offers to classify investment projects on degree of their efficiency. Besides, the principle of the mechanism of the state support of the investment projects, developed by the author, with representation of short algorithm of its application is described.

Keywords: power industry, investments, state support, capacity market, mechanisms of the state support, efficiency of projects, state measures, investment appeal.

В настоящее время остается актуальным вопрос совершенствования существующих и разработки новых форм и способов привлечения инвестиций в электроэнергетику России для ее устойчивого развития, своевременной модернизации устаревшего оборудования, реализации новых капиталоемких проектов. Повышение инвестиционной привлекательности инфраструктурной отрасли страны является важной задачей для государства, которое при помощи законодательных инициатив, специальных механизмов и различных мер способно повлиять на оптимизацию инвестиционного процесса в электроэнергетике.

Электроэнергетика отличается особой социальной ответственностью реализуемых проектов, в то же время практически все объекты являются дорогостоящими инвестиционными решениями и имеют длительный срок окупаемости. Реализация некоторых проектов, таких как строительство гидростанций, крупных угольных КЭС, газовых ПГУ большой мощности, энергообъектов в регионах со значительными затратами в сопутствующую инфраструктуру (Сибирь, Дальний Восток) требуют отдельного рассмотрения при выборе способов финансирования и механизмов государственной поддержки.

Для более глубокого понимания необходимости совершенствования механизмов привлечения инвестиций в электроэнергетику и актуальности данного вопроса целесообразно проанализировать объемы вводов генерирующих и электросетевых мощностей, требующихся для устойчивого функционирования не только самой отрасли, но и экономики страны в целом. Долгосрочная картина развития электроэнергетики России впервые была представлена в Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года (далее Генеральная схема), утвержденной распоряжением Правительства РФ в феврале 2008 г. [3]. Мировой финансово-экономический кризис потребовал оперативной актуализации данного стратегического документа, в результате чего позже Правительством РФ была одобрена скорректированная Генеральная схема до 2030 г. Согласно скорректированной Генеральной схеме потребность в вводах генерирующих мощностей на территории страны в период до 2030 года при базовом варианте составляет 173,3 ГВт, а при максимальном - 228,5 ГВт, что практически сопоставимо с уровнем сегодняшней установленной мощности всех электростанций на территории нашей страны [6]. Потребность в капиталовложениях для реализации столь объемной программы вводов генерирующих объектов составляет 9,8 трлн. руб. в ценах 2009 года или 19,7 трлн. руб. в прогнозных ценах. С учетом потребности в строительстве электросетевых объектов, а именно, ЛЭП напряжением выше 220 кВ протяженностью 125 629 км и трансформаторов мощностью 307 544 МВА суммарная потребность в инвестициях увеличивается до 20 трлн. в ценах 2009 г. и до 39,3 трлн. руб. в прогнозных ценах.

Необходимо отметить, что благодаря продаже генерирующих активов стратегическим инвесторам, проведенной в рамках реформы российской электроэнергетики, в отрасль удалось привлечь значительный, как казалось на тот момент, объем инвестиций, который на конец июня 2008 года превысил 837 миллиардов рублей. Очевидно, что у частных компаний отрасли не хватит собственных и заемных средств для реализации столь масштабной программы вводов энергообъектов, как и не хватит их у государства при одностороннем финансировании всей программы вводов. В связи с этим, актуальным становится процесс более тесного взаимодействия государства и частного бизнеса, которое смогло бы удовлетворить интересы обеих сторон и в тоже время обеспечило необходимый уровень капитальных вложений в электроэнергетику.

Далее в статье кратко рассмотрены основные существующие механизмы государственной поддержки инвестирования в электроэнергетике. Соответствующие нормативно-правовые акты [1, 2] определили основы развития долгосрочного рынка мощности, ценовые параметры торговли мощностью на оптовом рынке электроэнергии и, фактически, стали одним из наиболее важных этапов в затянувшемся процессе становления рынка мощности в электроэнергетике России. С принятием данных постановлений владельцы генерирующих активов, а также потенциальные инвесторы получили определенную модель функционирования рынка мощности, конкретные долгосрочные ориентиры возврата капитальных и эксплуатационных затрат для тепловых электростанций, что в свою очередь должно привести к повышению инвестиционной привлекательности отрасли в целом для притока частных инвестиций в тепловую генерацию. Долгосрочный рынок мощности будет дорабатываться и совершенствоваться в процессе ее практического использования, но при этом можно считать, что вектор повышения инвестиционной привлекательности тепловой генерации задан. Наиболее привлекательным механизмом в настоящее время является договор о предоставлении мощности, жестко фиксирующий сроки ввода станции в эксплуатацию, но в тоже время дающий определенные привилегии при конкурентном отборе мощности и последующей ее оплаты на десятилетнем периоде.

Остаются актуальными вопросы поддержки проектов строительства ГЭС, ГАЭС, АЭС, ВИЭ на стадии их финансирования и реализации, а также условия их функционирования на рынке электроэнергии и мощности с целью не только обеспечения возврата вложенного капитала, но и создание возможности реинвестирования денежных средств в новые мощности. Наиболее явным механизмом в этой части генерирующих объектов является установление обоснованных и экономически достаточных ценовых надбавок. Проведение конкурсов на формирование перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии и оптимизация данного механизма с точки зрения интересов частного капитала также может способствовать решению задачи привлечения стратегических инвесторов для реализации масштабных инфраструктурных проектов.

В электросетевом комплексе начался процесс регулирования тарифов с помощью метода доходности инвестированного капитала (метод RAB), первые результаты применения которого можно будет получить в ближайшей перспективе [4]. Но уже сейчас рядом экспертов опубликованы материалы, критикующую применяемую модель расчета и даны предложения по внесению исправлений и изменений в данную методику. Развитие метода ЯЛЬ эволюционным путем послужит дополнительным стимулирующим фактором увеличения инвестиций в инфраструктуру России.

В целях более детального изучения необходимости представления государственной поддержки и целесообразности использования ее различных механизмов, а также методов оценки получаемых эффектов предлагается классифицировать инвестиционные проекты по степени их эффективности. В

результате чего все проекты в области электроэнергетики разделяются на три основные группы:

- Инвестиционные проекты с отрицательным чистым приведенным денежным потоком (NPV) или неэффективные проекты;

- Инвестиционные проекты с положительным чистым приведенным денежным потоком (NPV) и внутренней нормой доходности (IRR) от 0 до 14% или проекты с недостаточной эффективностью;

- Инвестиционные проекты с положительным чистым приведенным денежным потоком (NPV) и внутренней нормой доходности (IRR) более 14% или эффективные проекты.

В зависимости от того в какую группу попадает инвестиционный проект целесообразно применять определенный набор механизмов государственной поддержки и методы оценки эффектов от их использования.

Принцип предлагаемого автором механизма государственной поддержки инвестиционных проектов в области электроэнергетики заключается в том, что государство гарантирует инвестору экономическую целесообразность и эффективность проекта, которая на практике обеспечивается благодаря эффективному функционированию рыночной модели, наличию прозрачных и понятных правил работы рынка электроэнергии и мощности, оптимальному налоговому, экологическому и техническому регулированию отрасли. Если государство заинтересовано в привлечении инвестиций для успешной реализации капиталоемких проектов строительства генерирующих объектов и выстраивает четкие долгосрочные ориентиры в электроэнергетике, способные обеспечить прибыльность произведенных инвестиций, то оно может выступить гарантом капиталовложений, направленных на развитие отрасли, принимая на себя риск неуспешности реализации проекта. Предлагаемый автором механизм заключается в выкупе у инвестора объекта генерации государством или государственной компанией при определенных условиях с последующим управлением данным объектом. При этом в случае реализации благоприятного сценария развития отрасли и сохранении стабильной макроэкономической среды, а также рациональном исполнении государством регулирующих функций частный инвестор будет заинтересован в сохранении проекта с целью увеличения капитализации и получения прибыли на всем жизненном цикле, и в этом случае, государственная поддержка не потребуется.

Для оценки объема государственной поддержки в виде гарантированного возврата средств предлагается ориентироваться на эталонные показатели стоимости строительства, которые определены в Постановлении Правительства РФ № 238 для тепловых электростанций и на удельные стоимости строительства согласно Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики для ГЭС/ГАЭС, АЭС и ВИЭ. Объем государственной гарантии определяется умножением установленной мощности реализуемого проекта на удельную стоимость государственной поддержки в пересчете на 1 кВт, после чего прибавляется норма гарантированной доходности. С одной стороны, государство приобретает активы по эталонной цене, которые само и установило, но учитывая возможность отказа от ряда проектов различными инвесторами, может возникнуть риск возникновения непосильных обязательства со стороны государства по данным проектам в части возврата капитальных вложений. С другой стороны, если государство будет заинтересовано в привлечении инвестиций в отрасль, оно будет создавать условия и правила игры, которые позволят инвесторам не выходить из проектов, тогда не возникнет ситуации по исполнению опциона на выход.

Для дополнительного стимулирования притока источников финансирования в инвестиционные проекты в области электроэнергетики предлагается рассмотреть возможность внедрения механизма по выкупу государством части акций инвестиционного проекта. Инициатор инвестиционного проекта (далее - ИИП)

привлекает инвестиции при помощи выпуска акций с присоединенным пут-опционом, тем самым ИИП обязуется выкупить данные акции по определенной цене с установленной нормой доходности [5]. Согласно теории опционов для минимизации своего риска ИИП должен составить хеджирующий портфель следующим образом: продать часть акций с присоединенным пут-опционом, другую часть этих же акций следует продать без опциона государству. Деньги от продажи акций для хеджирования своих обязательств помещаются на банковский счет под безрисковую процентную ставку [7]. В случае негативного сценария развития проекта ИИП выкупает у частных инвесторов акции с пут-опционом и реализует их по текущей цене, оставшуюся часть средств для исполнения обязательств по опциону он получает за счет возврата вложенных в банк денежных средств.

Данный механизм не повышает основные показатели экономической эффективности инвестиционного проекта, а позволяет создать условия по привлечению источников финансирования, стимулирует приток денежных средств в отрасль. При этом государство заинтересовано в достижении высокой приведенной стоимости проекта в целях неиспользования инвесторами права на продажу акций по оговоренной цене. В перспективе государство может продать свою долю или сократить свое присутствие в проекте до блокирующего пакета или ниже его.

Разработка и внедрение на практике новых способов и механизмов инвестирования в электроэнергетике является стратегической государственной задачей. Наличие большого количества различных способов инвестирования в электроэнергетике приведет к росту привлекательности отрасли для притока частного капитала, что в свою очередь способствуют проведению необходимой модернизации действующего энергетического оборудования, а также вводу новых современных мощностей.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 24.02.2010 г. № 89 «О некоторых вопросах организации долгосрочного отбора мощности на конкурентной основе на оптовом рынке электрической энергии (мощности)»

2. Постановление Правительства РФ от 13.04.2010 г. № 238 «Об определении ценовых параметров торговли мощностью на оптовом рынке электрической энергии (мощности) переходного периода»

3. Распоряжение Правительства РФ от 22.02.2008 № 215-р «Об утверждении Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года».

4. Приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 30.03.2012 г. № 228-э «Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала»

5. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ. Н. Барышниковой. - М., 2008. - 1008 с.

6. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2030 года, -М., ЗАО «АПБЭ», 2010. - 1207 с.

7. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов / Пер. с англ. - М., 2004. - 1342 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.