Зарубежный опыт
УДК 336.5:001.895
МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИЙ ЗА РУБЕЖОМ
А. М. ЕРОШКИН, кандидат экономических наук, профессор кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга E-mail: [email protected] Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
В статье исследуется роль государства в обеспечении инновационного развития экономик развитых и развивающихся стран, связанная с прямым участием в финансировании науки, а также стимулированием при помощи различных налоговых и финансовых инструментов притока частного капитала в этот сектор. Особое внимание уделено изучению механизмов государственно-частного партнерства, способствующих концентрации ресурсов и интенсификации инновационного процесса на наиболее приоритетных для государств «прорывных» направлениях.
Ключевые слова: финансы, инновации, расходы, исследования и разработки, вложения в науку и технологии, бизнес-ангелы, стартап-компании, венчурные фонды, налоговые стимулы, механизмы,льготный кредит, гарантии, гранты, бизнес-инкубаторы, технопарки.
Государственная финансовая поддержка исследований и разработок во всех ведущих зарубежных странах играет ключевую роль в обеспечении инновационного процесса. Государство само выступает крупным, а в ряде стран и основным инвестором в новые знания и технологии. В США его доля во внутренних расходах на исследовательские работы составляет в настоящее время около 28 %, в Западной Европе — 33 %, Китае — 25 %, Индии — 66 %, Бразилии — 50 %. За счет бюджетных средств фи-
нансируются, в частности, большая часть затрат на фундаментальную науку, прикладные исследования оборонного назначения, а также наиболее сложные и дорогостоящие разработки, включая космические станции, ускорители и т. д. Наряду с этим государство выполняет функцию катализатора инновационной активности национального бизнеса, создавая для него с помощью различных финансовых и налоговых механизмов благоприятные условия для расширения вложений в высокотехнологичные проекты.
Следует отметить, что финансовый кризис, потрясший в 2008—2009 гг. мировую экономику, не только не привел в большинстве ведущих стран к сворачиванию бюджетных программ поддержки инновационной сферы, а напротив — стал мощным стимулом для их дальнейшего расширения. Об этом свидетельствует прежде всего значительный объем затрат на развитие инноваций, которые были предусмотрены в составе пакетов мер по стимулированию экономики, принятых государствами в ходе кризиса. Так, в США на поддержку исследований и разработок выделено 16 млрд долл. (0,11 % ВВП), Германии — 1,4 млрд евро (0,1 % ВВП) (табл. 1). Еще более существенные средства были заложены государствами на финансирование смежных секторов — образования и внедрения «зеленых»
Таблица 1
Объемы расходования средств по различным направлениям, предусмотренные пакетами мер по стимулированию экономики, принятыми государствами в период кризиса, в процентах к ВВП
Страна Инфра- Образо- Зеленые ИиР
структура вание технологии
США 0,70 0,58 0,48 0,11
Германия 0,50 0,60 0,20 0,1
Франция 0,24 0,04 - 0,00
Финляндия 0,48 0,02 0,02 0,01
Швеция 0,27 0,02 0,06 0,29
Канада 1,27 0,12 0,18 0,05
Австралия 0,82 1,40 0,48 0,25
Польша 0,07 - 0,01
технологий, способствующих охране окружающей среды. В совокупности государственные расходы на исследования и разработки (ИиР), образование и экологические цели в ряде стран превысили даже запланированные затраты на инфраструктуру — традиционное направление выделения бюджетных средств для поддержки экономики в кризисные периоды.
Поддержка инновационной деятельности обычно осуществляется в зарубежных странах в соответствии с национальными средне- и долгосрочными стратегиями развития науки, технологий и инноваций, устанавливающими приоритетные
Национальные программы развития нау
направления, объемы и механизмы государственного финансирования данной сферы. В частности, развернутыми стратегиями располагают США, Япония, Германия, Великобритания, Китай, Бразилия и Индия, т. е. те страны, которые либо являются признанными лидерами в области инноваций, либо активно претендуют на эту роль (табл. 2).
Основной акцент в программах ведущих стран в настоящее время делается на следующие направления:
— дальнейшее наращивание государственных инвестиций в исследования и разработки в приоритетных отраслях;
— повышение экономической отдачи от вкладываемых бюджетных средств, в том числе за счет стимулирования внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию;
— принятие комплексных мер по стимулированию инновационной активности частного бизнеса, особенно малых и средних предприятий.
Кроме того, все страны особое внимание уделяют вопросам подготовки квалифицированных научных и инженерно-технических кадров — главной производительной силы в инновационной экономике, предусматривая в ближайшие годы значительное наращивание бюджетных ассигнований на эти цели.
Таблица 2
и технологий ведущих зарубежных стран
Страна Название программы Период действия Основные цели
США American Competitiveness Initiative С 2006 г. Наращивание государственных расходов на ИиР и подготовку научных и инженерно-технических кадров, стимулирование инвестиций бизнеса в инновации, в том числе за счет расширения практики предоставления налоговых кредитов
Германия High-tech Strategy 2006—2009 гг. Выделение в 2006—2009 гг. до 12 млрд евро бюджетных средств на финансирование ИиР в 17 приоритетных отраслях, развитие механизмов государственно-частного партнерства в инновационном секторе, поддержка молодых исследователей
Великобритания Science and Innovation Investment Framework 2004—2014 гг. Повышение эффективности госинвестиций в ИиР, стимулирование вложений бизнеса в инновации, увеличение расходов на подготовку научных и инженерно-технических кадров
Япония A Long-Term Strategic Guideline: Innovation 25 2007—2025 гг. Увеличение инвестиций в ИиР и подготовку кадров, широкое внедрение инноваций в социальную сферу
Финляндия Science, Technology, Innovation 2007—2011 гг. Увеличение национальных расходов на ИиР до 4 % ВВП, повышение отдачи от научных исследований, в том числе за счет их коммерциализации, наращивание инвестиций в человеческий капитал
Китай Medium — and Long-term National Plan for Science and Technology Development 2006—2020 гг. Изменение модели роста экономики Китая с инвестиционной на инновационную, в том числе за счет наращивания расходов на ИиР и превращение страны в ведущую инновационную державу
Бразилия Action Plan for Science, Technology and Innovation for National Development 2007—2010 гг. Стимулирование вложений бизнеса в ИиР, преодоление фрагментарности национальной инновационной системы за счет определения приоритетных целей и программ развития инноваций
В международной практике выработан широкий спектр механизмов государственной поддержки инноваций, ориентированных на различные категории субъектов инновационной деятельности, включая образовательные учреждения, исследовательские институты и лаборатории, крупные национальные корпорации, малый и средний бизнес. К числу основных механизмов, наиболее активно используемых в настоящее время за рубежом, относятся:
— прямое и опосредованное (через правительственные агентства) бюджетное финансирование исследовательских организаций и университетов в форме сметного финансирования операционных расходов, а также выделения целевых грантов и размещения государственных заказов на выполнение ИиР1;
— предоставление предприятиям, осуществляющим ИиР, различных налоговых льгот;
— инвестирование бюджетных средств в капитал венчурных фондов и других специализированных финансовых институтов, участвующих в реализации инновационных проектов;
— выделение субъектам инновационной деятельности льготных государственных займов и кредитных гарантий (страховок);
— осуществление целевых государственных закупок инновационной продукции и услуг;
— финансирование бизнес-инкубаторов, технопарков и других объектов инфраструктуры инновационной деятельности.
Рассмотрим современную практику использования указанных форм и методов государственной поддержки инноваций в зарубежных странах.
Налоговое стимулирование инновационной деятельности. Налоговые механизмы стимулирования исследований и разработок становятся за рубежом в последние годы все более популярными. Так, с середины 1990-х гг. число стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), активно использующих инструменты налоговой политики для ускорения инновационного процесса в экономике, выросло вдвое. В настоящее время их более двадцати. Расширение практики применения налоговых методов поддержки ИиР связано прежде всего с их общедоступным и недискриминационным характером, позволяющим воспользоваться ими всем субъектам инновационной деятельности.
1 В частности, в странах ЕС и Японии порядка одной четверти всех государственных вложений в ИиР осуществляется путем предоставления средств в университетские исследовательские фонды (General University Funds — GUF).
Кроме того, в условиях глобализации инновационно ориентированная налоговая политика государства становится важным фактором привлечения прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли национального хозяйства.
В мировой практике используются следующие основные формы налоговой поддержки компаний, осуществляющих ИиР (табл. 3):
— налоговые кредиты, представляющие собой отсрочку по уплате некоторых видов налогов на определенный период, который может достигать нескольких лет;
— ускоренная амортизация оборудования, вычислительной техники и других основных средств, приобретаемых для реализации инновационных проектов;
— повышающие коэффициенты (в среднем — 1,5) к текущим расходам на ИиР, позволяющие сократить базу для начисления корпоративного налога на прибыль;
— налоговое освобождение, дающее возможность компаниям не уплачивать или уплачивать в меньшем размере отдельные налоги, в основном социальные.
Кроме того, в ряде стран малые и средние инновационные компании пользуются специальным налоговым режимом с пониженными налоговыми ставками. Например, во Франции такие предприятия2 освобождены от уплаты большинства налогов в течение первых трех лет с момента получения соответствующего статуса, а в четвертый и пятый годы выплачивают налоги по ставкам, составляющим 50 % базовых.
Наряду с различными налоговыми механизмами стимулирования инновационной активности компаний ряд стран активно использует налоговые инструменты, поощряющие вложения граждан, в том числе бизнес-ангелов (физические и юридические лица, инвестирующие часть собственных средств в инновационные компании самых ранних стадий развития), в высокотехнологичные проекты. Так, в США лицам, инвестирующим в венчурные предприятия с капиталом менее 1 млн долл., разрешается учитывать потери от таких вложений при расчете подоходного налога. В Великобритании индивидуальные инвесторы могут получить частичное возмещение налогов в счет
2 К ним относятся компании, отвечающие следующим критериям: срок существования — менее 8 лет, число сотрудников — не более 250 чел., годовая выручка не превышает 50 млн евро, прямые затраты на ИиР составляют не менее 15 % общих текущих издержек фирмы, доля физических лиц и венчурных фондов в капитале компании превышает 75 %.
Таблица 3
Налоговые механизмы поддержки ИиР, применяемые ведущими зарубежными странами
Страна Виды налоговых механизмов
США Ежегодный налоговый кредит в размере 20 % прироста отдельных видов расходов на ИиР при условии, что они превышают уровень базового периода не менее чем в 1,5 раза
Япония Ежегодный налоговый кредит в размере 10 % текущих и капитальных расходов на ИиР. Дополнительный налоговый кредит в размере 5 % прироста расходов на ИиР по сравнению с их средним объемом в предшествовавшие три года
Великобритания Повышающий коэффициент для списания текущих расходов на ИиР в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на корпорации в размере 1,75 для малых и средних предприятий и 1,3 — для крупных компаний. Отнесение на расходы всех затрат по приобретению оборудования, используемого для ИиР, в том же году, когда они были произведены. Денежное возмещение в размере 24 % расходов на ИиР для малых и средних компаний, получивших по итогам года отрицательный финансовый результат
Франция Ежегодный налоговый кредит в размере 30 % расходов на ИиР с первых 100 млн евро вложенных средств, 5 % — с остальной суммы. Для компаний, обращающихся за налоговым кредитом впервые, его величина составит в первый год 50 % расходов на ИиР с первых 100 млн евро, во второй — 40 %. Денежная выплата вместо налогового кредита для малых и средних компаний, не сумевших воспользоваться им в силу слабых финансовых результатов. Освобождение от социальных налогов работников компаний малого и среднего бизнеса, более половины рабочего времени которых затрачено на ИиР
Италия Налоговый кредит в размере 40 % расходов на ИиР, но не более 50 млн евро для компании
Испания Налоговый кредит в размере 25 % текущих расходов на ИиР и 8 % — капитальных. Уменьшение налога на корпорации в размере до 40 % на величину социального налога, уплаченного за работников, занятых ИиР
Китай Повышающий коэффициент 1,5 для списания текущих расходов на ИиР в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Единовременное списание на расходы затрат на приобретение отдельных видов оборудования, используемого для осуществления ИиР, если его стоимость составляет менее 300 тыс. юаней. Ускоренная амортизация оборудования, приобретаемого для осуществления ИиР, если его стоимость превышает 300 тыс. юаней. Отмена ввозных пошлин на отдельные виды оборудования, приобретаемого университетами и научными центрами для проведения ИиР
Индия Повышающий коэффициент 1,5 для списания текущих расходов на ИиР в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль
Бразилия Повышающий коэффициент 1,6 для списания текущих расходов на ИиР в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на корпорации. Коэффициент может быть увеличен до 1,8 при значительном числе работников, занятых ИиР
Мексика Налоговый кредит или денежное возмещение в случае отрицательного финансового результата в размере 30 % расходов на ИиР. Включение в состав расходов на ИиР затрат на приобретение и защиту интеллектуальных прав собственности
произведенных затрат на ИиР. Кроме того, потери от инвестиций в инновационные компании могут приниматься в уменьшение подоходного налога и налога на доходы с капитала. В отдельных странах, в частности Франции, Бельгии и Канаде, действуют налоговые схемы, стимулирующие вложения граждан в венчурные фонды. В Ирландии льготы в виде частичного возврата налогов, уплаченных в предыдущие годы, предоставляются предпринимателям, а также их родственникам и друзьям, организующим инновационные фирмы.
Механизмы государственной финансовой поддержки малых и средних инновационных предприятий. Малый и средний бизнес, играющий в большинстве
государств одну из ключевых ролей в обеспечении инновационного процесса в экономике, является за рубежом предметом особой заботы со стороны властей. Во многих странах (например Швейцарии, Канаде, Корее, Испании) в данный сектор направляется более 50 % всех средств, выделяемых правительством на поддержку исследований и разработок национальных корпораций (см. рисунок).
Для оказания финансовой поддержки растущим инновационным компаниям в ведущих странах используется широкий набор инструментов. К ним в первую очередь относятся различные кредитно-гарантийные и инвестиционные механизмы, призванные стимулировать приток
Австралия Ирландия Бельгия Швейцария Испания Канада Греция Норвегия
Южная Корея Финляндия Нидерланды Германия Италия Швеция США Франция Великобритания
0 20 40 60 80
■ Предприятия с численностью менее 50 чел.
■ Предприятия с численностью от 50 до 250 чел.
Доля малых предприятий в совокупном объеме средств, предоставляемых бизнесу государством для финансирования ИиР, %
акционерного венчурного капитала и банковских кредитов в малые и средние предприятия. Наряду с этим за рубежом активно применяются и другие методы государственной поддержки небольших высокотехнологичных компаний, включая выделение грантов на проведение стартовых исследовательских и опытно-конструкторских работ по реализуемым ими венчурным проектам, а также создание бизнес-инкубаторов и технопарков, в которых обеспечиваются благоприятные условия для роста таких компаний.
Инструменты государственной финансовой поддержки национальной венчурной индустрии. Учитывая ключевое значение венчурных фондов в обеспечении долгосрочным акционерным капиталом малых и средних инновационных предприятий на ранних стадиях развития, содействие развитию национальной венчурной индустрии выступает одной из приоритетных задач инновационной политики зарубежных государств. Практически во всех ведущих странах приняты крупные бюджетные программы, направленные на увеличение числа и укрепление ресурсной базы венчурных фондов. В частности, в США уже многие годы действует федеральная программа создания инвестиционных компаний малого бизнеса (Small Business Investment Com-panies — SBICs) — финансовых институтов,
вкладывающих средства в новые высокотехнологичные фирмы. Данная программа, в рамках которой при финансовой поддержке Администрации малого бизнеса США было учреждено несколько сот SBICs с совокупным капиталом, превышающим 20 млрд долл., внесла, по мнению экспертов, огромный вклад в становление американской венчурной отрасли. Масштабные программы развития венчурной индустрии в последнее время были развернуты также на уровне ЕС3 и во всех крупнейших западноевропейских странах, стремящихся преодолеть отставание от США в инновационной сфере.
Поддержка венчурной отрасли осуществляется в зарубежных странах главным образом с помощью механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), предусматривающих совместное участие государства и бизнеса в создании и финансировании венчурных фондов. Наиболее широкое распространение получила схема, при которой государство выступает соинвестором в капитал венчурных фондов, находящихся в частном управлении, предоставляя обычно до 50 % их установленного объема. Средства в такие смешанные (гибридные) фонды могут вкладываться напрямую из бюджета. Однако чаще для этого используются так называемые «фонды фондов», формируемые правительством в качестве постоянно действующих механизмов финансовой поддержки венчурной индустрии. Бюджетные вложения в частно-государственные фонды, как правило, осуществляются в форме долевых инвестиций, но могут использоваться и другие инструменты — прежде всего долгосрочные субординированные займы. Такие займы обычно предоставляются не единовременно при организации фонда, а лишь по мере начала финансирования им конкретных инновационных проектов, что заметно повышает эффективность расходования бюджетных средств.
Во многих странах (Финляндия, Швеция, Испания и Канада) на начальных этапах становления национальной венчурной индустрии широко применялась практика создания государственных венчурных фондов, управляемых правительственными агентствами. Однако в настоящее время эта практика оказывается все менее востребованной, что обусловлено как быстрым ростом рынков частного венчурного капитала в указанных странах, позволяющим успешно привлекать негосударственных
3 Большая часть программ реализуется при участии Европейского инвестиционного фонда, вкладывающего средства в капитал частных и государственных венчурных фондов стран — членов ЕС.
инвесторов к созданию гибридных фондов, так и более низкой эффективностью государственных фондов по сравнению с институтами со смешанным капиталом, пользующимися услугами профессиональных менеджеров. Сегодня такие фонды активно создаются главным образом в некоторых развивающихся странах, где венчурная отрасль еще не достигла достаточной зрелости и нуждается в сильной поддержке со стороны правительства.
Кредитно-гарантийная поддержка малого и среднего инновационного бизнеса. Предоставление займов и кредитных гарантий является традиционным инструментом государственной финансовой поддержки малых и средних инновационных компаний, широко используемым во многих странах мира. Кредитно-гарантийные операции могут производиться в рамках общих национальных программ стимулирования малого бизнеса. Однако в последние годы все большее число государств создают специальные, ориентированные именно на венчурные фирмы механизмы. Подобные целевые программы действуют во Франции, Испании, Финляндии, Китае и Бразилии (табл. 4). Государс-
твенные займы и гарантии инновационным компаниям обычно невелики по объему (в среднем — 100—500 тыс. долл.) и покрывают 50—75 % стоимости осуществляемых ими проектов. Они выделяются на льготных условиях, предусматривающих:
— низкие или даже нулевые процентные ставки по займам и гарантиям;
— длительные сроки погашения займов (действия гарантий);
— наличие льготного периода на погашение основной суммы займа, а также «привязаный» к динамике поступления проектной выручки график выполнения обязательств по займу;
— нередко субординированный характер государственных займов по отношению к другим долговым обязательствам заемщиков;
— минимальные требования к обеспечению обязательств по займам (гарантиям) или отсутствие таковых.
Наряду с кредитно-гарантийными механизмами, способствующими поступлению долгового финансирования в сектор высоких технологий, ряд стран также развивает программы выделения
Таблица 4
Государственные программы ряда стран по предоставлению льготных займов и гарантий малым и средним инновационным предприятиям
Страна Название программы Основные условия
Великобритания Enterprise Finance Guarantee, реализуемая агентством Capital for Enterprise Limited Предоставление кредитных гарантий компаниям с годовым оборотом до 25 млн фунтов стерлингов на сумму до 1 млн фунтов стерлингов на срок до 10 лет, покрывающих до 75 % стоимости кредита и оплачиваемых по ставке 2 % годовых от непогашенного остатка кредита
Германия ERP Innovation Programme, реализуемая банком KfW Mittelstandsbank Предоставление малым фирмам льготных кредитов и субординированных займов, предусматривающих освобождение от уплаты процентов и платежей по основному долгу на период от 2 до 7 лет, выдача гарантий по кредитам банков и инвестициям венчурных фондов
Франция Программы агентства OSEO Предоставление льготных займов вновь созданным компаниям, а также гарантий по кредитам банков, инвестициям венчурных фондов и бизнес-ангелов в размере до 70 % вложенных сумм
Испания Программы агентства Centro para el Desarrollo Tecnotogico Industrial Предоставление перспективным технологическим компаниям долгосрочных беспроцентных займов на сумму от 150 тыс. до 3 млн евро, но не более 60 % стоимости проекта
Нидерланды SME Credit Guarantee Scheme Предоставление частичных гарантий на банковские кредиты малым и средним предприятиям на сумму до 1 млн евро сроком до 6 лет, стоимость гарантий от 2 до 3,6 % размера кредита
Финляндия Программы агентства финансирования технологий и инноваций Tekes Предоставление необеспеченных займов новым технологическим компаниям в размере до 100 тыс. евро, но не более 80 % расходов по проекту, сроком до 10 лет, с 5-летним льготным периодом, ставка по займу соответствует базовой ставке, но не ниже 4 % годовых
Индия Программы банка SIDBI и гарантийного фонда CGTMSE Предоставление льготных кредитов, выдача гарантий по необеспеченным кредитам, стоимость гарантий от 1 до 1,5 % суммы кредита
Бразилия Program Juro Zero агентства FINEP Предоставление беспроцентных кредитов малым инновационным предприятиям на сумму от 60 до 600 тыс. долл.
Программы Innovative Capital Facility и Technological Innovation банка BNDES Предоставление долгосрочных (до 12—14 лет) кредитов компаниям, в том числе малым и средним предприятиям для реализации инновационных проектов, процентные ставки от 0 до 4,5 %
льготных гарантий по инвестициям венчурных фондов, а в некоторых случаях и индивидуальных инвесторов (бизнес-ангелов), стимулируя тем самым расширение масштабов их операций и увеличение притока акционерного капитала в небольшие инновационные фирмы. Подобные программы реализуются, в частности во Франции, агентством поддержки малого бизнеса OCEO, а также в Германии банком KfW.
Предоставление грантов на выполнение ИиР. Государственное грантовое финансирование в последние годы все более активно используется во многих зарубежных странах в качестве инструмента поддержки малых инновационных компаний, находящихся на самых ранних — «предпосевной» и «посевной» — стадиях своего развития, когда основные параметры, и тем более коммерческие перспективы реализуемых ими венчурных проектов, обычно еще весьма неопределенны, а возможности привлечения инвестиций даже со стороны склонных к повышенному риску бизнес-ангелов и венчурных фондов крайне ограничены. Проведение за счет грантов дополнительных исследований и разработок по проектам позволяет уточнить их техническую выполнимость и финансовую эффективность и в случае положительных результатов изысканий значительно повысить инвестиционную привлекательность планируемого бизнеса. Гранты тем самым выполняют важную экономическую функцию, спо-
собствуя успешной коммерциализации генерируемых в стране научных знаний и увеличивая отдачу от затрат, понесенных обществом на их получение.
С целью повышения эффективности выдачи грантов в международной практике выработан ряд мер:
— привлечение к экспертизе заявок на получение грантов ведущих национальных исследовательских организаций;
— поэтапное — по мере осуществления ИиР и прояснения перспектив финансируемых проектов предоставление грантов;
— частичное (до 70—80 %) финансирование сметы работ по проекту с условием покрытия оставшейся части затрат средствами грантополучателя, что способствует повышению его заинтересованности в конечных результатах работ.
Программы выделения грантов в настоящее время приняты в целом ряде государств, включая ведущие развивающиеся страны (табл. 5). Особенно широко грантовое финансирование используется в США, где только на федеральном уровне действует несколько крупных программ в этой области. Наиболее масштабной из них является программа «Инновационные исследования в малом бизнесе» (The Small Business Innovation Research — SBIR), ежегодные объемы финансирования в рамках которой составляли в 2000-е гг. в среднем около 2 млрд долл. Программа SBIR предусмат-
Таблица 5
Государственные программы ряда стран по предоставлению грантов на проведение ИиР
Страна Название программы Основные условия
США Small Business Innovation Research (SBIR)* Small Business Technology Transfer (STTR) * Гранты на сумму до 100 тыс. долл. на срок до 1 года на этапе технической проработки инновационного предложения. Гранты на сумму до 750 тыс. долл. на срок до 2 лет на этапе коммерциализации инновации на срок от 6 мес. до 2 лет
Advanced Technology Program (ATP) Гранты на сумму до 2 млн долл. на срок до 3 лет на покрытие прямых затрат, связанных с финансированием инновационной деятельности
Великобритания Grant for Research and Development Гранты на сумму от 20 до 250 тыс. фунтов для предприятий с численностью не более 250 чел. для финансирования подготовительной стадии реализации инновационных проектов со сроком от 6 мес. до 3 лет
Индия Technopreneur Promotion Programme (TePP) Small Business Innovation Research Initiative (SBIRI) Гранты для изобретателей и «посевных» компаний в размере от 35 до 110 тыс. долл., покрывающие от 50 до 90 % расходов на коммерциализацию инновационной идеи. Гранты на сумму до 600 тыс. долл., покрывающие до 80 % стоимости стартовых затрат по реализации инновационных проектов, реализуемых в сфере биотехнологий
Бразилия Primeira empresa (PRIME) Гранты в размере до 60 тыс. долл. для инновационных компаний, существующих на рынке менее 2 лет, для финансирования расходов, связанных с оплатой ИиР, маркетинговых и консультационных услуг
Китай Программа Innofund Гранты на формирование стартового капитала инновационных компаний или финансирование начального этапа реализации инновационного проекта в размере до 150 тыс. долл., но не более половины их стоимости
* Программы SBIR и STTR предполагают сходные условия выделения грантов.
ривает поэтапное предоставление небольшим инновационным компаниям с числом сотрудников менее 500 чел. грантов в размере до 850 тыс. долл. на осуществление ИиР. На первом этапе выдается до 100 тыс. долл. на срок до 6 мес. для подготовки технико-экономического обоснования проекта. В случае подтверждения его жизнеспособности предприятиям выделяется финансирование второго этапа в размере до 750 тыс. долл. на проведение дальнейших разработок. Продолжительность второго этапа может составлять до 2 лет. Предполагается, что после его завершения получатели грантов приступят к коммерциализации своей продукции с использованием частного венчурного капитала.
Проводимый в США периодический анализ результатов SBIR показывает, что программа является эффективным инструментом стимулирования предпринимательской активности национальных научно-исследовательских кадров. Большинство учредителей компаний, получающих гранты SBIR, — это сотрудники университетов. Если бы данных грантов не было, то, по оценкам экспертов, 20 % учредителей не смогли бы организовать свою компанию и 40 % не имели бы возможности продолжить работу открытой фирмы. Темпы роста фирм-грантополучателей также существенно более высокие, чем у компаний, не имевших государственной поддержки.
Формирование национальных систем бизнес-инкубаторов и технопарков. Государственное финансирование бизнес-инкубаторов и технопарков, а также других объектов инфраструктуры инновационной деятельности (информационных и учебных центров, постоянно действующих технологических выставок, центров трансфера технологий и т. д.) в настоящее время широко используется за рубежом в качестве инструмента косвенной финансовой поддержки венчурного бизнеса4. Инвестируя в подобные объекты, государство способствует улучшению условий деятельности малых и средних высокотехнологичных компаний, стимулируя тем самым их рост.
4 Под бизнес-инкубатором в международной практике обычно понимают организацию, предоставляющую малым и средним предприятиям, находящимся на ранних стадиях развития, арендные площади и услуги делового характера, в том числе по привлечению внешнего финансирования, необходимые для их успешного роста. Технопарки, как правило, организуются на базе крупных учебных или научно-исследовательских центров с целью оказания поддержки компаниям, ведущим разработки в области высоких технологий, в том числе за счет обеспечения им доступа к лабораторной и производственно-технической базе этих центров. Технопарки обычно крупнее бизнес-инкубаторов и включают в себя научные лаборатории, производственные объекты, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты.
Во всех ведущих странах—глобальных лидерах в области инноваций и высоких технологий государство внесло решающий вклад в формирование национальных сетей бизнес-инкубаторов и технопарков, предоставив для этого необходимые финансовые ресурсы, объекты недвижимости, административное содействие. В США, по оценкам Национальной ассоциации бизнес-инкубаторов, в середине 2000-х гг. около 50 % из более чем 1,5 тыс. всех действовавших инкубаторов полностью спонсировалось правительственными агентствами и еще порядка 15 % — частично. В странах ЕС также почти половина из 1 тыс. таких организаций использовали бюджетные средства в качестве основного источника финансирования и еще 40 % — в качестве дополнительного к вложениям частных инвесторов. Наконец, в Китае за последнее десятилетие благодаря усилиям государства практически «с нуля» была создана мощная индустрия технологи -ческих бизнес-инкубаторов (Technology-based business incubators — TBBIs). В 2005 г. в КНР насчитывалось 534 таких организаций (для сравнения в 1998 г. — только 77), услугами которых пользовались почти 40 тыс. инновационных предприятий. Большая часть TBBIs имеет статус государственных институтов и финансируется из бюджета.
Государственные бизнес-инкубаторы и технопарки, как правило, являются некоммерческими организациями, оказывающими зарегистрированным в них компаниям арендные и иные бизнес-услуги (в том числе информационные, консультационные и правовые) по льготным тарифам, что делает их доступными для самого широкого круга пользователей. Кроме того, фирмам-арендаторам обычно обеспечивается возможность получения льготного финансирования по линии правительственных программ поддержки малого и среднего инновационного бизнеса (в ряде стран приняты даже специальные программы, ориентированные именно на клиентов инкубаторов и технопарков). Все это создает комфортную среду для стартовых предприятий и содействует их успешному развитию. Как показывает практика США и западноевропейских стран ЕС, средняя выживаемость новых фирм, пользующихся услугами бизнес-инкубаторов и технопарков, составляет порядка 80—90 %, что существенно превышает аналогичные показатели предприятий, осуществляющих свою деятельность самостоятельно.
Список литературы
1. Россия и страны мира. 2010: статистический сборник. Росстат. M. 2010.
2. Enhancing the Innovative Performance of Firms: Policy Options and Practical Instruments. UNECE.
2009.
3. OECD Reviews of Innovation Policy: China. OECD. 2008.
4. OECD Science. Technology and Industry Outlook 2008. OECD. 2008.
5. OECD Science. Technology and Industry Outlook
2010. OECD. 2010.
6. OECD Science. Technology and Industry Scoreboard 2009. OECD. 2009.
7. Policy Options and Instruments for Financing Innovation: A Practical Guide to Early-Stage Financing. UNECE. 2009.
8. Revest M, Sapio S. Financing Technology-Based Small Firms in Europe: A Review of the Emperical Evidence // LEM Working Paper Series. 2009. № 2008/23.
9. R&D and the financing of innovation in Europe. Stimulating R&D, innovation and growth // EIB Papers. Volume 14. 2009. № 1.
10. R&D and the financing of innovation in Europe. Financing innovative firms // EIB Papers. Volume 14. 2009. № 2.
11. The 2010 EU Industrial R&D Investment Scoreboard. European Commission. 2010.
12. UNESCO Science Report 2010. The Current Status of Science around the World. UNESCO. 2010.