Научная статья на тему 'Механизмы формирования социальной компетентности дошкольника'

Механизмы формирования социальной компетентности дошкольника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIAL COMPETENCE / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ДОШКОЛЬНИК / PRESCHOOL CHILDREN / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY FORMATION / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / EDUCATIONAL SPACE / МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / MECHANISMS OF SOCIAL COMPETENCE FORMATION / РЕБЁНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовк Е. В.

Статья посвящена изучению проблемы формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста. В работе обоснована мысль о том, что процесс формирования социальной компетентности находится в тесной взаимосвязи с процессом социализации личности. Оптимальным возрастом для формирования основ социальной компетентности является период дошкольного детства. В статье анализируется сущность понятий «социальная компетентность», «социализация», «образовательное пространство», рассматриваются основные механизмы социализации личности, оказывающие влияние на процесс формирования социальной компетентности дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF PRESCHOOL CHILDREN

The article is dedicated to a study of the problem of formation of social competence of preschool children. The paper substantiates the idea that the process of formation of social competence is in close relationship with the process of socialization of the individual. The article analyzes the meaning of the concepts of “social competence”, “socialization”, “educational space”, considers the main mechanisms of socialization of the individual, which influence the process of formation of social competence of preschool children. The process of forming components of this competence in preschool children was closely linked with the process of socialization, the success of which depends on the nature of educational space and realization of mechanisms of socialization.

Текст научной работы на тему «Механизмы формирования социальной компетентности дошкольника»

3. Lazareva N.I. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya interesa k izobrazitel'noj deyatel'nosti podrostkov sredstvami tvorcheskih proektov. Omskij nauchnyj vestnik. 2008; 4 (69): 136 - 141.

4. Titov A.A. Aktivizacii tvorcheskoj deyatel'nosti podrostkov na urokah tematicheskogo risovaniya. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2012; 1 (45): 172 - 175.

5. Kanunnikova T.A. Diagnostika urovnya razvitiya kompozicionno-obraznogo myshleniya podrostkov. Nauka i shkola. 2015; 6: 168 - 175.

Статья поступила в редакцию 29.03.18

УДК: 371

Vovk E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Academy of the Humanities and Pedagogy (branch), V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]

MECHANISMS OF FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF PRESCHOOL CHILDREN. The article is dedicated to a study of the problem of formation of social competence of preschool children. The paper substantiates the idea that the process of formation of social competence is in close relationship with the process of socialization of the individual. The article analyzes the meaning of the concepts of "social competence", "socialization", "educational space", considers the main mechanisms of socialization of the individual, which influence the process of formation of social competence of preschool children. The process of forming components of this competence in preschool children was closely linked with the process of socialization, the success of which depends on the nature of educational space and realization of mechanisms of socialization.

Key words: social competence, socialization, preschool children, personality formation, preschool educational institution, educational space, mechanisms of social competence formation.

Е.В. Вовк, канд. пед. наук, ст. преп. каф. педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАО ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: [email protected]

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Статья посвящена изучению проблемы формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста. В работе обоснована мысль о том, что процесс формирования социальной компетентности находится в тесной взаимосвязи с процессом социализации личности. Оптимальным возрастом для формирования основ социальной компетентности является период дошкольного детства. В статье анализируется сущность понятий «социальная компетентность», «социализация», «образовательное пространство», рассматриваются основные механизмы социализации личности, оказывающие влияние на процесс формирования социальной компетентности дошкольников.

Ключевые слова: социальная компетентность, социализация, дошкольник, ребёнок дошкольного возраста, формирование личности, дошкольное образовательное учреждение, механизмы формирования социальной компетентности.

Одной из ключевых категорий системы образования является понятие социальной компетентности, связанной с особенностями развития соответствующих поведенческих установок, ценностных ориентаций, норм и образцов взаимодействия личности с окружающим миром. Социальная компетентность как один из показателей личностной зрелости требует развития еще в дошкольном возрасте. Так, социальная компетентность является компонентом жизненной компетентности человека.

По определению А.Г. Гогоберидзе, социальная компетентность - это «готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений ребёнка о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом» [1, с. 14].

По мнению большинства ученых в области психологии и педагогики, для формирования основ данной компетентности наиболее продуктивным является период дошкольного детства. В этой связи актуальной проблемой современной педагогической теории и практики является поиск оптимальных путей, механизмов и средств формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Формирование анализируемой в данном исследовании компетентности тесно связано с процессом социализации личности ребёнка.

Социализация как процесс состоит из отдельных взаимосвязанных компонентов. С одной стороны, это процесс усвоения индивидом социального опыта путем его вхождения в определенную социальную среду, систему социальных связей и его адаптации к культурным, психологическим и социологическим факторам окружающей действительности. С другой стороны, социализация трактуется в зарубежной и отечественной науке в значении процесса активного воспроизводства личностью системы социальных связей через активную деятельность, преодоление негативных влияний среды, которые оказывают сопротивление ее самоутверждению и саморазвитию.

По мнению Т.Н. Захаровой, «сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой, формирование определенного уровня ее социальной компетентности» [2, с. 114].

Прежде чем перейдем к рассмотрению основных механизмов формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста, укажем, что важнейшим условием реализации указанной цели является создание благоприятного образовательного пространства в условиях ДОУ.

В данном контексте целесообразно обратиться к определению сущности понятия «образовательное пространство». Так, И.В. Маричев и Э.Г. Малиночка определяют образовательное пространство «в виде условий для выполнения образовательной деятельности. Условия для этой деятельности подразделяются на внешние и внутренние. Компонентами образовательного пространства являются внешние. А внутренние тоже составляют пространство, но другое - самого образования. Это совокупность условий, создаваемых самими образовательными действиями для их же выполнения» [3, с. 14].

Говоря о построении учебного процесса в ДОУ, а также о реализации системы деятельности, направленной на совершенствование процесса социализации личности дошкольника и формирования его социальной компетентности, целесообразно привести суждение исследователей В.Н. Белкиной и Т.Н. Захаровой, которые утверждают, что «в качестве одного из серьезных факторов приобретения ребёнком социального опыта выступает образовательное пространство дошкольного учреждения, формирование которого является ведущим направлением деятельности современного детского сада» [4, с. 15].

Необходимость рассмотрения сущности и значения образовательного пространства в данном исследовании была вызвана тем, что именно в рамках данного пространства реализуются

основные механизмы социализации ребёнка и формирования социальной компетентности дошкольника.

Эффективность процесса социализации и формирования социальной компетентности дошкольника зависит от ряда факторов, в частности:

- от его индивидуальных особенностей, таких как: тип личности, интеллекта т. п.;

- от его психических состояний (стеническое / астеническое);

- от его типичного настроения;

- от уровня и формы общения и взаимодействия с другими людьми.

Указанные факторы должны учитываться при подборе механизмов социализации личности ребёнка дошкольного возраста и формирования у него компонентов социальной компетентности.

Как было указано, социализация и формирование социальной компетентности должны реализовываться с учетом индивидуальных особенностей личности. С этой точки зрения, социализация каждого ребёнка, результатом которой является формирование компонентов социальной компетентности, -процесс индивидуальный. Однако, несмотря на это, в процессе социализации и формировании социальной компетентности можно выделить определенные закономерности и механизмы реализации указанных процессов. Согласно теории С.И. Розум, классификация механизмов социализации личности выглядит следующим образом: традиционный механизм (через семью и ближайшее окружение); институциональный механизм (через различные социальные институты); стилизованный механизм (через влияние субкультур); межличностный механизм (путем воздействия значимых лиц); рефлексивный механизм (путем переживания и осознания) [5].

Обратимся к более подробному изучению указанных механизмов социализации. Традиционный механизм заключается в стихийном усвоении индивидом норм, взглядов, эталонов пове-

Библиографический список

дения, стереотипов, характерных для его семьи и ближайшего социального окружения. В данном контексте процесс социализации реализуется на подсознательном уровне за счет запечатле-ний, эмоций, некритического восприятия окружающей действительности. Институциональный механизм реализуется через взаимодействие индивида с различными социальными институтами, организациями (производственными, общественными, клубными) которые могут быть специально функционально нацелены на социализацию личности, так и совмещать её с другими основными функциями. В качестве средств реализации институционального механизма выступают также средства массовой коммуникации.

Стилизованный механизм реализуется через влияние определенной субкультуры на личности путем формирования комплекса морально-психологических черт, поведенческих проявлений, свойственных людям по различным критериям: возрасту, профессии, увлечениям, культурному слою, стилю жизни и т. д.

Межличностный механизм реализуется путем взаимодействия индивида с субъективно значимыми для него личностями.

Рефлексивный механизм социализации функционирует через осмысление индивидом собственного места в системе взаимоотношений с другими представителями социума, благодаря чему чего происходит его личностное становление, формирование и качественное изменение.

Резюмируя вышеизложенное, заключим, что формирование социальной компетентности является одним из важнейших условий полноценной реализации личности во всех смыслах. Оптимальным возрастом для формирования основ социальной компетентности является период дошкольного детства. Процесс формирования компонентов данной компетентности у детей дошкольного возраста тесно связан с процессом социализации, успешность которого зависит от характера образовательного пространства и реализации механизмов социализации личности.

1. Гогоберидзе А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста). Управление в ДОУ. 2006; 1: 10 - 19.

2. Захарова Т.Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников. Ярославский педагогический вестник. 2011; 2: 113 - 117.

3. Маричев И.В., Малиночка Э.Г. Сущность понятия «образовательное пространство». Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008; 5: 11 - 16.

4. Белкина В.Н., Захарова Т.Н. Образовательное пространство детского сада как фактор социализации дошкольника. Ярославский педагогический вестник. 2016; 1: 14 - 19.

5. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. Санкт-Петербург, 2006.

References

1. Gogoberidze A.G. Predshkol'noe obrazovanie: nekotorye itogi razmyshlenij (Koncepciya obrazovaniya detej starshego doshkol'nogo vozrasta). Upravlenie vDOU. 2006; 1: 10 - 19.

2. Zaharova T.N. Mehanizmy i usloviya formirovaniya social'noj kompetentnosti doshkol'nikov. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2011; 2: 113 - 117.

3. Marichev I.V., Malinochka 'E.G. Suschnost' ponyatiya «obrazovatel'noe prostranstvo». VestnikAdygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2008; 5: 11 - 16.

4. Belkina V.N., Zaharova T.N. Obrazovatel'noe prostranstvo detskogo sada kak faktor socializacii doshkol'nika. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2016; 1: 14 - 19.

5. Rozum S.I. Psihologiya socializacii isocial'noj adaptacii cheloveka. Sankt-Peterburg, 2006.

Статья поступила в редакцию 26.03.18

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

GUIDELINES FOR ORGANIZING INTERACTION OF STUDENTS IN A GROUP. The problem of activation of cognitive activity of students, today, is one of the central problems that is acute before the domestic education, regardless of the level and form of education. This article substantiates the importance of the organization of group interaction of students as a necessary way to increase the cognitive activity of students. The article describes the method of application of the interactive method "work in small groups", reveals the possibilities of this method in the formation of students' readiness for collective group interaction in the conditions of interactive learning.

Key words: group interaction, work in small groups, collective training, group.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.