УДК 316.32
ББК 60.522
Ч 93
И.Д. Чуринов,
аспирант кафедры философии и социологии Адыгейского государственного
университета, г. Майкоп, тел.: +79184501122, e-mail: emirtu@yandex.ru
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье показано, что социальное сознание представляет собой результат коммуникации носителей различных мировоззренческих установок. Рассмотрены механизмы и факторы формирования социального сознания в контексте проблем экологической безопасности. Проанализированы позитивная и негативная роль современного информационного пространства, информационной продукции в актуализации экологической проблематики. Выявлены и проанализированы проблемы отражения экологической тематики на уровне социального сознания.
Ключевые слова: экологическая безопасность, экологическая культура, социальное сознание, социальные установки, коммуникация.
I.D. Churinov,
Post-graduate student of Philosophy and Sociology Department, Adyghe State
University, Maikop, ph.: +79184501122, e-mail: emirtu@yandex.ru
MECHANISMS OF FORMATION OF SOCIAL CONSCIOUSNESS IN THE CONTEXT OF ECOLOGICAL SAFETY
Abstract. The author shows that the social consciousness represents result of communication of carriers of various outlook principles. The paper studies the mechanisms and factors of formation of social consciousness in the context of problems of ecological safety. The positive and negative role of modern information space, and information products in actualization of ecological problems are analyzed. Problems of reflection of ecological subject at the level of social consciousness are revealed and analyzed.
Keywords: ecological safety, ecological culture, social consciousness, social principles, communication.
Для формирования целостного представления о динамическом аспекте проблемы экологической безопасности необходимо рассмотреть механизмы развития и содержательного наполнения социального сознания. Искаженный уровень информированности членов
общества о наличии определенных проблем социального развития является результатом срабатывания механизмов информационного обеспечения общества.
Социальное сознание представляет собой крайне сложное явление, формирующееся посредством
объединения индивидуальной
познавательной деятельности и социально-коммуникативных процессов, направленных на обмен и репрезентацию полученного опыта, а также в рамках деятельности основных социальных институтов, деятельность которых прямо или косвенно затрагивает момент социализации личности. При этом социальное сознание характеризуется полипарадигмальностью, поскольку представляет собой результат коммуникации множества носителей различных мировоззренческих установок. Любые суждения, производимые о содержании социального сознания, по большей части выступают в качестве обобщений, поскольку на деле оно не является мировоззрением в привычном для нас смысле - оно включает в себя несколько типов, каждый из которых (в основных своих позициях) может иметь различную степень количественной представленности. Соответственно, анализируя специфику социального сознания на уровне конкретного общества, мы, по большей части, производим определение наиболее значимых тенденций, не исчерпывая в полной мере его вариативный, полипарадигмальный характер. Вместе с тем, исследование социального сознания как содержательно наполненного поля коммуникации, по сути - мировоззренческой сетевой структуры, позволяет выделить основные закономерности развития, трансляции и принятия отдельных социальных установок. В этом отношении приобретает интерес вопрос о том, каким образом в настоящее время меняются условия трансляции отдельных форм мировоззрения, что детерминирует процесс принятия отдельными членами общества установок социального сознания, а также какова содержательная наполненность современного информационного пространства (что определяет текущие тенденции актуализации социальных проблем).
Обратимся к проблеме факторов и основных тенденций актуализации отдельных проблем на уровне социального сознания. С учетом того, что нами была определена важность рассмотрения мировоззренческого и коммуникативного аспектов проблемы социального сознания, для настоящего исследования имеет непосредственную значимость раскрытие современного их состояния. Основные аспекты, которые необходимо осветить на данном этапе, сводятся к следующему:
- проблема распространения информации в современном социокультурном пространстве (что непосредственно определяет динамику актуализации социальных проблем);
- тематика факторов актуализации в общественном сознании конкретных проблем;
- взаимосвязь социального мировоззрения и актуальных потребностей;
- современное состояние основных механизмов актуализации социальных проблем (в приложении к исследуемой проблематике экологической безопасности).
В первую очередь теоретический интерес представляет вопрос о том, каковы основные информационные каналы, посредством которых на уровне индивидуального или массового сознания может происходить актуализация социальных проблем (и, в частности, проблемы экологической безопасности). Здесь существует несколько ведущих информационных источников:
- личное осмысление приобретенного социального опыта;
- полученные в ходе коммуникации данные относительно специфики развертывающихся в обществе тенденций;
- доступные для ознакомления результаты научных исследований;
- образовательная деятельность и основные ее компоненты (публичные лекции, учебная литература и т.д.);
- информационная продукция средств массовой информации.
Рассмотрим по порядку, каким образом в рамках современных условий может произойти повышение интенсивности экологической проблематики на каждом из рассмотренных уровней.
На уровне индивидуального осмысления окружающей действительности интенсификация обращения к экологической тематике может быть обусловлена столкновением с неблагоприятными природными условиями, имеющими антропогенный характер. При этом немаловажно и то, что первоначальная постановка проблемы требует значительно больших познавательных способностей и внешних условий, нежели осмысление уже поставленной проблемы. В этом отношении практика осмысления экологической тематики может выступать в качестве своеобразной парадигмы (в куновском значении термина) [1]. Это свидетельствует о том, что первоначальная разработанность экологической тематики является одним из оснований интенсификации обращения к ней на уровне индивидуального сознания.
Следующий канал актуализации экологической проблематики связан с процессом непосредственной коммуникации [2]. И здесь также имеет место ряд специфических условий, характерных для современности и в существенной мере определяющих динамику постановки и интенсификации проблемных вопросов. Речь идет об изменении условий коммуникации, связанном с развитием научно-технического прогресса и, в частности, совершенствованием средств связи. На настоящем этапе процесс коммуникации не ограничивается рамками географического пребывания человека. Кроме того, процесс общения, производимый на уровне различного рода электронных ресурсов, обладает важным отличием от «живого» общения - количество
людей, участвующих в процессе обсуждения либо имеющих возможность ознакомления с ним, практически неограниченно (за исключением общения на различного рода «закрытых» ресурсах). Таким образом, на настоящем этапе происходит развитие смешанной по своему масштабу коммуникации, в рамках которой общение малого количества людей может стать достоянием тысяч пользователей. В результате можно судить о возникновении механизмов стихийного освещения конкретных проблем на информационном уровне. Это свидетельствует о постепенном размытии грани между индивидуальным и массовым в процессе цифровой коммуникации, а также о возникновении функционального аналога средств массовой информации на уровне ведущих Интернет-ресурсов. Что существенно, процесс передачи информации в современном мире является практически мгновенным, в силу чего значительно быстрее происходит информационное воздействие конкретных событий на структуру общества, прочем распространение информации происходит не на локальном уровне, но становится достоянием общественности на глобальном уровне информационной сети. Следует отметить, что как на уровне индивидуальной коммуникации, так и на уровне коммуникативного освещения в сети Интернет объектом рассмотрения по большей части становятся события, непосредственно произошедшие, либо условия, с которыми столкнулся субъект рассмотрения в недавнем по отношению к информационному сообщению времени. Это отчасти характеризует поверхностный и ситуативный характер коммуникативного освещения экологической проблематики, поскольку в качестве предмета обсуждения выступают, в первую очередь, события, а не их движущие факторы и причины. Экологическая проблематика не исчерпывается сферой
феноменальности природных нарушений антропогенного характера. Оценка результатов деструктивной по отношению к природе деятельности человека еще не дает ключ к разрешению проблемы. Вместе с тем, актуализация экологической проблематики даже на таком, по большей части поверхностном, уровне способствует повышению внимания к проблемам охраны целостности природной среды.
Следует, однако, отметить, что для многих социальных групп наличие экологических нарушений выступает в качестве своеобразной нормы, издержки цивилизованной жизни. Кроме того, не имеющее под собой развитой теоретической базы обсуждение экологических проблем является во многом поверхностным. Основным результатом таких процессов может стать, с одной стороны, повышение уровня волеизъявления населения в пользу реализации экологических программ, с другой - актуализация для ряда членов общества на индивидуальном уровне конструктивных установок на сохранение окружающей среды. Однако незначительное углубление в экологическую проблематику может быть причиной абстрактной реализации экологических установок, что значительно снижает эффективность их воздействия на складывающуюся ситуацию.
Отражение экологической проблематики на уровне процесса образования имеет чрезвычайно важное значение, так как способствует раскрытию на углубленном уровне основных аспектов, связанных с ней. Однако данный канал актуализации экологической проблематики обладает ограниченным характером, поскольку далеко не все члены общества являются объектами образовательной деятельности.
Наибольшее значение для постановки и интенсификации на уровне общественного сознания
экологических проблем играют публичные научные исследования, а также деятельность средств массовой информации. При этом если научные исследования требуют активной деятельности по ознакомлению с их содержанием, что уже требует наличия заинтересованности в понимании экологической тематики, то средства массовой информации ориентированы на пассивное восприятие, в силу чего их продукция становится достоянием значительно более широких масс [3].
Следует отметить, что функционирование СМИ в настоящее время вышло за рамки организованной социальной деятельности, что связано с информационными возможностями сети Интернет. Все более популярной становится культура ведения блогов, на уровне которых производится авторское рассмотрение актуальных для создателя данного информационного ресурса вопросов. По сравнению с Интернет-ресурсами, на уровне которых происходит публичная коммуникация, блоги выступают в качестве свободных авторских изданий. Это свидетельствует о том, что процессы информационного обмена (в том числе и массового характера) в современном обществе выходят на самостоятельный уровень, происходит их самоорганизация. В приложении к экологической проблематике это свидетельствует о возникновении расширенных возможностей для постановки и актуализации важнейших проблем охраны природной среды. Однако именно в силу того, что интернет-издания практически не подвержены цензуре, одной из общих тенденций становится релятивизация значения информации, связанная с многочисленными фальсификациями. Возникают тенденции роста недоверия как к сетевым изданиям, так и к официальной прессе, при этом основной спектр информации об окружающих событиях люди
получают именно благодаря деятельности СМИ.
Общий обзор основных каналов информации, посредством которых может быть произведена интенсификация проблемы экологической безопасности в социальном сознании, свидетельствует о наличии противоречивых тенденций. С одной стороны, в настоящее время произошел колоссальный скачок как в динамике информационного обмена, так и в объемах транслируемой информации. Это свидетельствует о том, что возникли беспрецедентные в человеческой истории условия для массового освещения конкретных проблем. При этом стирается грань между индивидуальным и общесоциальным уровнями информационной деятельности: современные цифровые технологии делают возможной практически неограниченную репрезентацию информационных сообщений. С другой стороны, именно колоссальные объемы доступной информации приводят к тому, что экологическая проблематика, будучи отраженной на уровне прессы или интернет-изданий, может не получить должного отклика.
Подводя итог проведенному обзору, отметим следующие концептуальные выводы:
Социальное сознание характеризуется наличием сложной многоуровневой структуры. Интенсификация конкретных проблем может производиться на количественном уровне - посредством роста числа обращений к проблемной тематики, либо на качественном уровне - посредством формирования углубленной модели проблемного объекта.
В приложении к экологической проблематике высокую значимость имеют как количественный, так и качественный аспекты интенсификации проблемы сохранения окружающей среды. При этом существует широкий ряд тенденций развития социального
мировоззрения, объектно не связанных с экологической проблематикой, но имеющих ключевое значение в ее развитии. К таким тенденциям относится формирование культуры потребления, развитие индивидуалистических установок, формирование в ходе межкультурной коммуникации смешанного типа мировоззрения, характеризующегося высоким уровнем эклектичности.
В соответствии с этим для оптимизации социальных факторов развития взаимоотношений человека с окружающей средой критическое значение приобретают такие процессы, как развитие целостной парадигмы мышления у членов общества (что требует эффективной деятельности института образования), формирование социальной идентичности, повышение информированности в области основных тенденций и факторов развития экологической обстановки.
Развитие информационных технологий создает расширенные возможности по актуализации экологической проблематики, однако повышение объемов доступной информации и ее преимущественно поверхностный характер не способствуют формированию экологической парадигмы мышления; напротив, реализуется тенденция релятивизации отношения к приобретаемой информации, что способствует развитию эклектичного мировоззрения.
Наиболее серьезное воздействие на формирование социальных установок производится в рамках информационной продукции, имеющей массовый характер и ориентированной на пассивное восприятие; по этой причине, подходя к анализу проблемы отражения экологической тематики на уровне социального сознания, целесообразно проведение рассмотрения ведущих тенденций раскрытия данной сферы на уровне прессы.
Примечания:
1. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. 300 с.
2. Сухов Е.И. Информационные и телекоммуникационные технологии как фактор развития информационного общества // Теория и практика общественного развития. 2011. № 7. С. 43-46.
3. Яницкий О.Н. Экологическая культура. Очерки взаимодействия науки и практики. М.: Наука, 2007. 271 с.
References:
1. Kuhn T. The structure of scientific revolutions. M.: Progress, 1977. 300 pp.
2. Sukhov E.I. Information and communication technologies as a factor in the development of the information society // Theory and practice of social development. 2011. No. 7. P. 43-46.
3. Janitsky O.N. Ecological culture. Essays on the interaction of science and practice. M.: Nauka, 2007. 271 pp.