120 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017, № 3 (47), с. 120-125
УДК 316.47
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
© 2017 г. О.Н. Чиркова
Чиркова Оксана Николаевна, н.с. отдела «Социопарк «Регионология» Научного центра социально-экономического мониторинга; аспирант кафедры социологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, Саранск
ox.chir@yandex.ru
Статья поступкла вредакцкю 20.03.2017 Статья пркнята к публккацкк 31.07.2017
Анализируются основные механизмы конструирования региональной и национальной идентичности в сознании населения региона и его влияние на создание благоприятного образа местности. На основе проведенного методом фокус-группового интервью социологического исследования «Народ России: что нас объединяет» рассматриваются основные социальные факторы и технологии конструирования региональной и общероссийской национально-гражданской идентичности в процессе их взаимодействия в полиэтническом российском регионе - республике в составе Российской Федерации, на примере Республики Мордовия. Изучается процесс самоопределения и самоидентификации человека посредством территории и существующих географических образов.
Ключевые слова: региональная идентичность, территориальная идентичность, самоидентификация, географический образ.
Проблема региональной идентичности наиболее актуальна для России в связи с её разнообразным этническим составом населения и административно-территориальным делением, сформировавшимся вследствие советской политики терри-ториализации этничности. Нельзя не отметить, что с этой проблематикой рано или поздно сталкиваются все государства, так как данный вопрос наиболее значим для построения мультикуль-турного общества.
Региональная идентичность во многом связана с отождествлением индивида с местом своего проживания, ядром данного процесса является связь человека с территорией, именно в такой момент формируется чувство принадлежности к самой территории и народу, проживающему на ней. Результатом такого процесса является устойчивое представление, образ места своего проживания, которое складывается из ряда символов: знаковых событий (мероприятий), авторитета и известности политических и культурных деятелей региона, географических особенностей местностей, а также социальных мифов о территории. Через них в сознании людей происходит формирование ассоциаций, связанных со своей малой родиной, эмоционально-аффективное отношение к региону, осознание чувства сопричастности с территорией.
В настоящее время регионы России столкнулись с нарастающей проблемой в социально-экономической сфере, где происходит борьба за инвесторов и потенциальных туристов, готовых
вкладывать либо тратить свой капитал на чужой территории. В данных обстоятельствах Республика Мордовия находится не в самой выигрышной позиции, так как, не обладая богатыми природными ресурсами, не имея особенных при-родно-географических объектов, будь это море или горы, а также будучи дотационным регионом, она вынуждена всеми способами пытаться обратить на себя внимание. Все это толкает местную власть на поиски уникальных особенностей территории, способных создать «дух места», усилить его узнаваемость, создать специфический образ региона, а также сформировать положительную микросреду для местных жителей. В силу сложившихся обстоятельств происходит формирование бренда региона. С. Анхольт определяет бренд как «доброе имя чего-либо, предлагаемого публике, не больше и не меньше», которое «делает вашу продукцию заметной и не позволяет ей пропасть среди тысяч почти идентичных товаров, произведенных конкурентами, ...побуждает потребителя попробовать любой новый продукт, выпускаемый под той же торговой маркой» [1]. О процессе брендинга территорий также упоминается в книге Ф. Котлера, К. Асплунда, И. Рейна «Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы», в которой рассматривались проблемы улучшения туристического и общего социального имиджа европейских стран и регионов [2]. Являясь полиэтниче-
ским регионом Российской Федерации, Мордовия свою особенность и самость строит исключительно на национально-этнических особенностях территории.
Л.М. Дробижева отмечает, что события конца 1980-х и начала 1990-х гг. прошлого столетия на советском и впоследствии постсоветском пространстве существенно изменили концептуальные подходы к пониманию этничности. Этническое самосознание стало чаще называться идентичностью, как на Западе, хотя социальные психологи видят некоторое различие между этими понятиями, акцентируя в идентичности культурно-психологические составляющие, а в самосознании - и социально-политические [3].
Изучением этнической идентичности занимались и продолжают заниматься большое количество как зарубежных ученых, так и отечественных специалистов. Все они отмечают высокую роль эмоционально-ценностной сопричастности населения к региональному сообществу, основанную на уникальности региона.
Как отмечают П.Л. Крупкин и С.Д. Лебедев, «каждый индивид в своей психике имеет «пучок» коллективных идентичностей, обычно к ним относятся: семья, круг друзей, коллеги (трудовой коллектив), профессиональные ассоциации, соседская община, территориальные (локальные и региональные) общности, политическая партия, этнос, нация». Данные коллективные идентичности во многом и определяют «самость», способствуют соотнесению себя с территорией своего проживания и населяющим ее этносом [4].
Территориальная идентичность чаще всего понимается как «переживаемые и/или осознаваемые смыслы системы территориальных общностей, формирующие практическое чувство и/или осознание территориальной принадлежности». Региональная идентичность основана на смыслах, которые возникают у человека по отношению к территории [5]. Посредством данных смыслов в сознании происходит отождествление человека с конкретной территорией.
Региональная идентичность является результатом самоопределения и самосознания данной региональной общности на историческом, политическом, экономическом и социокультурном уровнях. Тем самым изучение региональной идентичности невозможно без учета происходивших на данной территории всевозможных событий, которые впоследствии оказали воздействие на индивида и его отношение к малой родине. Формирование региональной идентичности является фактором, который позитивно влияет на эффективность системы региональных и межрегиональных взаимодействий, консолидацию регионального сообщества, устойчивость поступательного развития региона [6].
Основой региональной идентичности выступает население, которое проживает на данной территории и имеет схожие представления. Формирование таковых представлений происходит под воздействием окружающей среды и полученного социального опыта. К основополагающим характеристикам территориальной идентичности в большинстве случаев относят общность проживания, солидарность и сплоченность, а также общие интересы и представления о территории.
В целом региональная идентичность призвана обнаружить тесные связи, укореняющие местные сообщества и отдельных людей, процедуры самоидентификации, в которых образ региона может предстать как образы населяющих эту территорию людей [7].
С. Роккан и Д.В. Урвин в статье «Политика территориальной идентичности: Исследования по европейскому регионализму» в ходе исследования формирования нации в Западной Европе пришли к выводу, что, как правило, люди идентифицируют себя и с некоторой группой населения, и с некоторой территорией. Первое понятие можно назвать «пространством принадлежности», оно связано с принадлежностью к группе, которая обладает и, возможно, знает об этом своем обладании некоторыми общими социокультурными чертами, а второе - «территориальным пространством», которое представляет собой самоотождествление с особой географической областью и проживанием в ней [8].
К.Е. Тумакова в статье «Региональная идентичность и брендинг как социально-управленческий ресурс» определяет региональную идентичность как «состояние соотнесения личности с регионом, региональным сообществом и определенными социальными группами, вызывающее желание и потребность участвовать в региональных взаимодействиях, связывать свое настоящее и будущее с развитием данного региона» [6].
Основополагающей при конструировании региональной идентичности и наиболее значимой является территория. Формирование региональной идентичности в основном происходит под влиянием специфических географических маркеров относительно того или иного места, ландшафта или пространства. Существуют некоторые исходные точки в конструировании значимой географии:
1) определение и демонстрация типичного природного и культурного ландшафта;
2) наиболее известные памятники природного и культурного наследия;
3) исторические и политические события, связанные с местностью;
4) известные люди, чья биография или деятельность связаны с местом [7].
Географические образы представляют собой компоненты национальной и региональной идентичности, территория в данном случае играет одну из важных ролей и способствует усилению единства общности.
Для изучения процесса формирования региональной идентичности в июле 2016 г. методом фокус-группового интервью было проведено социологическое исследование «Народ России: что нас объединяет». Целью исследования стали основные социальные факторы и технологии конструирования региональной и общероссийской национально-гражданской идентичности в процессе их взаимодействия в полиэтническом российском регионе - республике в составе Российской Федерации на примере Республики Мордовия. Проведено 3 фокус-группы (по 7-9 человек в каждой). Информанты - жители Республики Мордовия, проживающие в городской (1-я, 3-я группы) и сельской (2-я группа) местности. При рекрутировании участников учитывались их пол, возраст, национальность и уровень образования. В результате группы оказались достаточно представительными по социальному составу. В каждой приняли участие мужчины и женщины разных этносов республики (русские, мордва, татары), разных поколений, профессий, религиозных взглядов.
В ходе проведенного исследования мы выяснили, какие ассоциации возникают у респондентов при упоминании России. У большинства участников фокус-группы в подсознании всплывали образы, связанные с обширной территорией и ее внешним видом, а также природным разнообразием страны (богатая и красивая природа). «Когда я слышу слово «Росскя», мне всегда представляется вкд кз окна поезда с ка-ккмк-то пейзажамк, к для меня в первую очередь, наверное, богатая пркрода...» (женщина, 20 лет, русская); «Мне почему-то сразу представляются поля бескрайнке клк просто какке-то просторы. Так как Росскя - самая большая страна, поэтому сразу что-то большое...» (женщина, 25 лет, русская). Географические особенности расположения России и ее масштабы оказывают сильное воздействие на восприятие людей, что впоследствии формирует образ страны, огромной территории, воспетой великими русскими поэтами и писателями, которая местами еще не освоена и в отдельных уголках которой еще не ступала нога человека. «Для меня это огромнейшая терркторкя, которую еще осваквать к осваквать...» (мужчина, 53 года, русский).
Естественно, Россия ассоциируется у жителей Мордовии не только с природой, немало-
важную роль играет также политическая составляющая. Участники отмечали, что при упоминании России в подсознании у них всплывает символика государства - герб и флаг Российской Федерации, а также президент В.В. Путин. Некоторые видят в России большую сильную державу, обладающую огромным потенциалом и военной мощью, многим вспоминаются достижения в области спорта и богатая история государства: «...когда я слышу слово «Росскя», мне хочется спкну выпрямкть, гордую осанку, то есть мы же Росскя, то есть какое-то велкчке, какая-то вот мощь» (женщина, 53 года, русская); «..какие образы вознккают? Это образы русских героев, победктелей, богатырей, к те, кто сделал нашу страну такой - огромной, полководцы, вое-начальнккк, руководктелк государства за всю её ксторкю» (мужчина, 27 лет, татарин).
В ходе исследования мы выяснили, что в формировании у жителей региона общероссийской идентичности велика роль существующих социальных стереотипов, тиражируемых массовой культурой и СМИ, которые характерны для восприятия России как иностранцами, так и самими россиянами, включая самые распространенные: балалайка, матрешка, гармошка, шапка-ушанка и медведь: «...образ медведя, снег. В общем, все этк стереоткпы, которые нам навязывают, балалайкк, водкк, шапкк-ушанкк...» (мужчина, 24 года, русский).
В основном все возникшие ассоциации имели положительную окраску, за время дискуссии не прозвучало откровенно негативных мнений, что говорит о положительном образе России у жителей РМ.
Участникам фокус-группы также были заданы вопросы, касающиеся ассоциаций относительно региона их проживания - Республики Мордовия. Образ территории в массовом сознании можно определить как относительно устойчивую и воспроизводящуюся в массовом или индивидуальном сознании совокупность эмоциональных и рациональных представлений о регионе, складывающуюся на основе всей информации, полученной о нем из различных источников, а также собственного опыта и впечатлений [7].
Бесспорным лидером в прозвучавших ответах стала лисица, достаточно распространенное животное, обитающее в лесах Мордовии. Лисица присутствовала на дореволюционном гербе Саранска, а в постсоветский период появилась на гербах и республики, и её столицы. Со временем руководству региона удалось превратить изображение зверька в один из наиболее узнаваемых символов Мордовии, который стал неотъемлемой частью любого значимого мероприятия. Данный случай демонстрирует имид-
жевую политику региона, в которой наиболее популярный образ был взят за основу и постепенно превратился в бренд региона, в нечто отличающее Мордовию от других территориальных образований и делающее ее визуально узнаваемой: «Лиса. Первая ассоциация» (женщина, 34 года, мордовка); «Лиса как символ Мордовии, везде её изображения...» (мужчина, 64 года, татарин); «Лисичка.» (женщина, 53 года, русская).
Государственная символика, как и в ситуации с Россией, играет немаловажную роль в представлениях респондентов. Это также один из основополагающих ассоциативных рядов, возникающих при упоминании малой родины, сюда входят флаг, герб республики и солярный знак, так называемая розетка, которая стала отличительным знаком и впоследствии превратилась в запатентованный товарный знак, которым помечается продукция, произведенная на территории Мордовии. Важным остается и национальный колорит - мордовские костюмы со своей вышивкой, блюда национальной кухни, своеобразные традиции и обычаи народа, а также проводимые на территории республики национальные праздники и мероприятия: «Герб Мордовии, наряды мордовские, костюмы» (мужчина, 20 лет, не указал национальность); «Костюмы в первую очередь. Традиции, обычаи» (женщина, 35 лет, мордовка).
Не остались без внимания и культурные объекты, наибольшей популярностью у местных жителей пользуется Музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова, площадь Тысячелетия и парк им. А.С. Пушкина: «Сразу пришла картинка - площадь Тысячелетия, именно орнамент, который ты видишь на фонтане сверху, когда поднимаешься на Дом быта» (мужчина, 31 год, татарин).
В ходе исследования мы выявили, с какими людьми у респондентов ассоциируется Россия. В большинстве своем таковыми оказались политические лидеры разных лет - И.В. Сталин, Петр I, В.В. Путин, П.А. Столыпин: «Петр I, который прорубил окно в Европу, нам, России, ввез много чего, много чего изобрел. Кроме того, я родился в 1996 г., поэтому у меня Россия ассоциируется с Путиным» (мужчина, 20 лет, не указал национальность); «Первое, что приходит на ум - Пушкин, как ни странно. Столыпин, кстати. Пьяный Ельцин, обязательно. Путин, то есть больше по политической линии идёт ассоциация историческая...» (женщина, 34 года, мордовка).
Предпочтения отдавались былинным героям, военным деятелям, великим полководцам -Александру Невскому и генералам времен Вто-
рой мировой войны: «Я пять имён набросал сразу, как только Вы сказали. Илья Муромец, как-то такая с картины Репина «Три богатыря», очень уж мне нравится, Александр Невский ..., Пётр I, - собираю монеты, у меня монет как раз много с изображением Петра, Юрий Гагарин и Иосиф Сталин» (мужчина, 27 лет, татарин).
Не менее важными, по мнению опрошенных, являются русские писатели, поэты, композиторы, которые широко известны за пределами России (Пушкин, Солженицын, Шолохов и т.д.): «...конечно же, поэты, писатели - Пушкин, Достоевский и все остальные» (мужчина, 33 года, татарин).
При ответах на идентичный вопрос, касающийся Республики Мордовия, большинство респондентов ответили, что ассоциируют регион в основном со знаменитым скульптором С.Д. Эрьзей, политиком Н.И. Меркушкиным и художником Ф.В. Сычковым. Несмотря на то, что Н.И. Меркушкин уже несколько лет не является главой республики, именно с его именем ассоциируется регион. Стоит отметить, что больше ни один политический лидер Республики Мордовия не упоминался столько раз, как бывший глава, опрошенные не давали оценку его деятельности, не говорили о его заслугах или промахах, а лишь называли его фамилию и изредка говорили такие слова, как «наш Меркушкин», «в первую очередь Н.И. Меркушкин»: «Не буду оригинальной. Это, конечно же, Николай Иванович Меркушкин и Степан Эрьзя» (женщина, 34 года, мордовка); «Ну, видимо, Степан Эрьзя и Николай Меркушкин» (мужчина, 27 лет, татарин).
В ходе фокусированного интервью были названы спортсмены, занимающиеся спортивной ходьбой, и знаменитый олимпийский чемпион А. Мишин, которые своими победами, по мнению опрошенных, способствовали узнаваемости Мордовии в мире, да и в Российской Федерации: «Кроме Эрьзи и патриарха Никона, который строил, протопопа Аввакума, и спортсмены, ходоки в большом количестве, и Стан-кина. Много их. Кто знает в мире Мордовию? Ходоков, ну и борца Мишина. Вот и всё» (мужчина, 42 года, русский).
В процессе формирования региональной идентичности и положительного образа региона имеет огромное значение событийный ряд. Мероприятия и события, произошедшие в регионе, способны оказать влияние на самоидентификацию индивида и соотнесение себя с территорией своего проживания. В связи с этим мы выяснили, с какими знаковыми событиями ассоциируется Республика Мордовия. Несомненно, главенствующую позицию в ответах занял пред-
стоящий Чемпионат мира по футболу 2018 г., благодаря которому, как полагают респонденты, Мордовию заметит и узнает мировое сообщество: «Спортквные событкя - то, что Саранск будет пркнкмать чемпконат мкра по футболу, к то, что Мордовкя наша славктся спортсменамк...» (мужчина 20 лет, не указал национальность); «Я, наверное, прксоедкнюсь, чемпконат, благодаря которому вся Росскя узнала о Мордовкк» (женщина, 25 лет, русская).
На чемпионат возлагаются большие надежды как руководства региона, так и жителей республики. Проведение чемпионата мирового уровня накладывает определенные обязательства на принимающую сторону, то есть все в регионе должно соответствовать принятым стандартам, в связи с чем жители Мордовии надеются на скачок в развитии инфраструктуры региона, а руководство республики - на большие финансовые вливания и создание привлекательной инвестиционной среды. Для большинства обывателей, не посвященных во все тонкости проведения Мундиаля, это остается величайшим праздником мирового масштаба.
Знаковым событием, оставшимся в памяти людей, является празднование Тысячелетия единения мордовского народа с народами России. Прошедшие пышные торжества, приезд В.В. Путина, выступление знаменитых российских артистов оставили неизгладимое впечатление у жителей республики: «Ну как же, зна-менктое Тысячелетке едкненкя народа, я участвовал, было очень грандкозно. Такое массовое зрелкще, массовое шоу - для жктелей рес-публккк - это большой подарок» (мужчина, 42 года, русский); «.Мне запомнклось празднованке Тысячелеткя. Ну к вот, наверное, ходокк нашк. Все-такк я кх счктаю чемпконамк настоящк-мк. То есть, кх победы - радость для всей Мордовкк» (женщина, 35 лет, мордовка).
Спортивная ходьба в Мордовии до определенного момента, так же как и предстоящий чемпионат по футболу, оставалась так называемой «фишкой» региона. После нескольких громких побед подопечных В. Чегина о мордовской школе ходьбы заговорили во всем мире. Легкоатлетам из «Региона 13» практически не было равных на проходивших чемпионатах мира и даже двух олимпиадах, но разразившийся антидопинговый скандал нанес значительный урон как имиджу Мордовии, так и легкоатлетической федерации России. Несмотря на это, часть опрошенных заявили, что именно с этим видом спорта связаны знаковые события Мордовии, также они с сочувствием относились к произошедшим событиям и высказали свои опасения относительно олимпиады в Рио-де-
Жанейро: «...скандал вокруг нашкх легкоатлетов, он тоже на слуху. Очень обкдно за нкх, за нас, за Росскю, за республкку. Мы тогда так скльно пережквалк, а сейчас с олкмпкадой вообще некзвестно что будет. И болеть там уже не за кого, не осталось» (женщина, 27 лет, русская); «...меня волнуют нашк легкоатлеты. Я прямо беспокоюсь, как онк пережквают это все. Мне просто жалко кх...» (мужчина, 64 года, русский).
Немалую популярность имеют мероприятия, связанные с национальной самобытностью титульного этноса региона. Так, спустя 9 лет не забывается международный фестиваль национальных культур финно-угорских народов «Шумбрат, Финно-Угрия!», который принимал Саранск в 2007 г.: «Мне сразу вспомнклся празднкк фкнно-угорской культуры «Шумбрат, Фкнно-Угркя!». Когда пркезжалк презкденты Венгркк, Фкнляндкк, Путкн был. Большой был празднкк тогда» (женщина, 25 лет, русская).
Среди глобальных событий, ассоциирующихся с Россией, главенствующую позицию заняли ответы о военном прошлом нашего государства - это, конечно же, победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., а также военные события, связанные с революцией 1917 г., становлением советской власти (падением Российской империи), распад СССР и возникновение на постсоветском пространстве Российской Федерации. Имели место и отдельные упоминания о Ледовом побоище и военных действиях российской армии в Сирии. Большое значение, по мнению опрошенных, имеет первый полет в космос Ю.А. Гагарина. События, связанные со спортом, также ассоциируются у респондентов с Россией, самыми большими и запоминающимися стали: летняя Олимпиада в Москве 1980 г. и зимняя Олимпиада в Сочи 2014 г.: «Олкмпкада в Сочк 2014 г., Олкмпкада в Москве в 80-х гг. Почему-то олкмпкады, почему-то спорт» (мужчина, 24 года, русский); «Победа в Велккой Отечественной войне к первый полет в космос.» (мужчина, 27 лет, татарин).
На основе полученных данных можно сделать вывод, что у населения Республики Мордовия сформирован позитивный образ как страны в целом, так и региона. В обоих случаях основу образа территории составляют представления о пространстве и природно-географической среде, включая огромные расстояния (Россия) и наиболее типичные, с точки зрения информантов, ландшафты, а в случае с Мордовией это еще и представительница местной фауны - лисица с герба Саранска, которая, таким образом, представляет собой и природный, и политический символ, подчеркивающий своеобразие террито-
рии. Сильным визуальным эффектом обладает государственная символика России и Республики Мордовия.
Статья подготовлена при поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Формирование и гармонизация общероссийской и региональной идентичности в полиэтническом регионе Российской Федерации на примере Республики Мордовия» (грант РГНФ 16-03-00145 а).
Список литературы
1. Анхольт С., Хильдрет Д. Бренд Америка: мать всех брендов. М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2010. 232 с.
2. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. 382 с.
3. Дробижева Л.М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет. М.: Новый хронограф, 2013. 336 с.
4. Крупкин П.Л., Лебедев С.Д. К сакральным основаниям локальных идентичностей в сегодняшней России: опыт структурного анализа // Социологический журнал. 2013. № 4. С. 35-48.
5. Шматко Н.А., Качанова Ю.Л. Территориальная идентичность как объект социологического исследования // Социологические исследования. 1998. № 4. С. 94-98.
6. Тумакова К.Е. Региональная идентичность и брендинг как социально-управленческий ресурс // Власть. 2010. № 3. С. 70-73.
7. Культура и пространство: историко-культурные бренды и образы территорий, регионов и мест / Под ред. В.К. Мальковой, акад. В.А. Тишкова. Ростов н/Д: Издательство ЮНЦ РАН, 2012. 312 с.
8. Роккан С., Урвин Д. Политика территориальной идентичности: Исследования по европейскому регионализму // Логос. 2010. № 6 (40). С. 117-132.
MECHANISMS OF REGIONAL IDENTITY DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA
O.N. Chirkova1' 2
'Scientific Center of Social-Economic Monitoring 2National Research Mordovia State University
The article presents an analysis of the key mechanisms for the construction of regional and national identity in the minds of the region's population and its impact on the creation of a favorable image of the area. We sum up the results of sociological research conducted in the Republic of Mordovia using the method of focus group interview "The people of Russia: what unites us". The main social factors and technologies for constructing regional and all-Russian national-civic identity in the process of their interaction in a multi-ethnic Russian region - a republic within the Russian Federation are considered. The process of self-determination and self-identification of a person by means of the territory and the existing geographical images is also examined.
Keywords: regional identity, territorial identity, self-identification, geographical image.