МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСНОВАННОЙ НА ЧЛЕНСТВЕ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОДГОТОВКУ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Паливода А.Ю., аспирант МУ им. С.Ю. Витте, [email protected], +7 (926) 566-5750
Рассмотрены механизмы формирования финансовых ресурсов саморегулируемых организаций в сфере архитектурно - строительного проектирования.
Ключевые слова: саморегулируемые организации, вступительный взнос, членский взнос, саморегулирование, законодательство, допуски.
MECHANISMS OF FORMATION OF FINANCIAL RESOURCES OF THE SELF-REGULATORY ORGANIZATION BASED ON THE MEMBERSHIP OF PERSONS ENGAGED IN THE PREPARATION OF PROJECT DOCUMENTATION
Palivoda A., the post-graduated student, Moscow Witte University The mechanisms offormation of financial resources of self-regulated organizations in the sphere of architectural and construction design. Keywords: self-regulatory organizations, entrance fee, membership fee, self-regulation, legislation, tolerances.
Строительная отрасль является одной из ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики страны.
Кардинальное повышение эффективности строительной деятельности, формирование оптимальных механизмов регулирования и контроля в данной сфере, нового уровня взаимодействия государства и строительного бизнеса являются важными задачами Государства.
Эти важные задачи могут быть успешно решены при реализации наиболее актуальных мероприятий по повышению эффективности строительной деятельности, обеспечивающих, в первую очередь, рост уровня конкурентоспособности и ответственности организаций строительной отрасли за выполнение обязательств перед гражданами и другими потребителями их услуг, путем создания саморегулируемых организаций.
Институт саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в России, как механизм общественного регулирования и коллективной ответственности, является инновационным с точки зрения регулирования рыночных отношений. Появление такого института связано с процессами либерализации и дебюрократизации государственного аппарата, повышением роли общественных и профессиональных объединений. Обеспечение высоких темпов и качества экономического развития организаций строительной отрасли предполагает решение одной из сложнейших стратегических задач - повышение качества и увеличение жизненного цикла продукции строительной сферы, тесно связанное с активизацией инновационных процессов, внедрением высоких технологий в производство, непрерывного повышения квалификаций специалистов строительной отрасли
Новые экономические процессы, в которых очевидна значимость саморегулирования, обусловливают необходимость обращения к проблеме устойчивого формирования и развития саморегулируемых организаций строительной отрасли.
Саморегулирование строительной отрасли включают в себя следующие виды областей строительства:
■ инженерные изыскания;
■ архитектурно-строительное проектирование;
■ строительство;
Саморегулирование в области архитектурно-строительного проектирования (проектной деятельности)введено в Российской Федерации с 1 января 2009 года взамен проектных лицензий (лицензий на деятельность в области проектирования зданий и сооружений I и II уровня ответственности). Это в свою очередь означает, что для проектирования зданий и сооружений в Российской Федерации проектным организациям необходимо вступить (стать членами) саморегулируемой организации.
Саморегулируемая организация в области архитектурно-строительного проектированияв соответствии с Градостроительным кодексом РФ - это некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций
и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих архитектурно-строительное проектирование.
Государственным органом регулирования и надзора в области саморегулирования строительной, проектной и изыскательской деятельности, осуществляющим контроль за деятельность СРО и ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Целями деятельности саморегулируемых организаций в проектной сфере (проектных СРО):
■ Объединение профессиональных участников проектной отрасли для предотвращения, предупреждения причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, био-миру, окружающей среде, экологии, объектам культурного наследия (памятникам культуры и искусства), имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу вследствие недостатков работ в области архитектурно-строительного проектирования выполняемые членами саморегулируемой организации;
■ Повышение качества выполняемых проектных работ;
■ Информированию профессиональных участников проектной деятельности
Преимущества СРО:
■ СРО осуществляет защиту прав и законных интересов членов СРО;
■ Членство в СРО ведет к повышению качества осуществляемых проектных работ;
■ Членство в СРО ведет к взаимной поддержке членов СРО;
■ СРО оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников членов СРО;
Высшим органом управления СРО является собрание членов СРО (проектных организаций), которое вправе утверждать локальные нормативно-правовые документы и годовую смету расходов СРО, устанавливать размеры членского, вступительного взноса, и принимать иные решения в рамках своей компетенции.
По состоянию на февраль 2014 года на территории Российской Федерации статус саморегулируемой организации имеют 188 организаций, которые объединяют в своем составе свыше 16500 проектных организаций и индивидуальных предпринимателей.
Как видно из рис. 1 основной пул (больше 80% от всех зарегистрированных СРО) саморегулируемых организаций был сформирован в 2009-2010 г.г., со второй половины 2013 года новых СРО в сфере архитектурно-строительного проектирования зарегистрировано не было [1].
Проектные организации в соответствии с действующим законодательством для выполнения определенного перечня работ, закрепленного в Приказе Министерства регионального развития Российской Федерации [2] должны получить свидетельство о допуске к работам по подготовке проектной документации, которое
Рис. 1. Формирование СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.
выдает СРО после вступления проектной организации в члены такой СРО.
С этого момента СРО должна контролировать проектную организацию, которой СРО выдала свидетельство на предмет соответствия проектной организации установленным требованиям законодательства и при этом СРО несет солидарную ответственность со своими членами соразмерно средствам компенсационного фонда, в случае причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица, из-за недостатков работ при подготовке проектной документации. При этом общее собрание членов СРО вправе установить дополнительные требования к членам СРО. Таким образом, с введением института саморегулирования государство переложило контроль за проектными организациями на СРО, а мерой ответственности такого контроля является компенсационный фонд СРО.
Законодательное требование о наличии компенсационного фонда у саморегулируемой организации базируется на принципе коллективной ответственности, при которой за наполнение фонда отвечают все члены СРО, а СРО является гарантом выплаты в рамках компенсационного фонда вреда причиненного вследствие причинения вреда из-за недостатка работ при подготовке проектной документации.
Некоммерческое партнерство должно сформировать компенсационный фонд минимальный размер, которого должен быть не менее 500 тыс. рублей на каждого члена Некоммерческого партнерства получающего статус СРО в проектировании. Однако в случае страхования членами Некоммерческого партнерства гражданской ответственности перед третьими лицами, минимальный размер компенсационного фонда должен быть не менее 150 тыс. рублей на каждого члена некоммерческого партнерства; Средства компенсационного фонда могут размещаться на депозитных счетах в банковских организация и могут быть израсходованы исключительно в случае причинения вреда.
Компенсационный фонд саморегулируемой организации является финансовой гарантией безопасности продукции - проектных организаций, членов СРО, но при этом фактическая покупательская
способность средств компенсационного фонда со временем нивелируется реальной инфляцией в секторе недвижимости. Обязательное размещение средств компенсационного фонда в банковской организации несет в себе экономические риски, выраженные в возможности отзыва у банковской организации лицензии на осуществление деятельности с последующим банкротством.
Планирование расходов саморегулируемой организацией осуществляется на общем собрании членов СРО и закрепляется путем утверждения сметы. В данной смете указываются основные расходы СРО.
Членский взнос - обязательный платеж проектной организации - члена СРО. Членский взнос саморегулируемой организации, уплачивается членом СРО в размере и сроках предусмотренных локальным документами СРО. Членский взнос уплачивается проектной организацией, членом СРО в сроки, предусмотренные локальными документами, как правило, порядок уплаты членского взноса может быть следующий: ежемесячно/ежеквартально/каждые полгода/каждый год. Обязанность по оплате членского взноса у члена проектной СРО возникает в силу закона и прекращается в связи с выходом из членства СРО или ликвидацией проектной организации[3]. Членский взнос является основным источником формирования финансовых ресурсов СРО и расходуется на текущую деятельность СРО, а также на мероприятия, предусмотренные по решению общего собрания членов СРО. Оплата членских взносов, как правило, происходит на основании платежных документов выставляемых СРО своим членам - проектным организациям.
В случае неуплаты в установленный срок членских взносов, СРО вправе обратиться в Арбитражный суд с требованием о взыскании денежных сумм подлежащих оплате в качестве членского взноса. Иными словами можно сказать, что проектная организация, оплачивая членский внос, обеспечивает контроль со стороны СРО на предмет соответствия данной проектной организации требованиям законодательства. Таким образом, государство с отменной лицензирования и созданием института саморегулирования не несет расходов на содержание штата сотрудников, а перекладывает обязанность по контролю над проектной организацией на плечи СРО, деятельность которой финансируется за счет уплаты членских взносов проектными организациями, - членами СРО.
Членский взнос, по сути является основным источником осуществления текущей деятельности СРО. Под текущей деятельностью подразумевается оплата труда работников СРО, оплата затрат связанных с эксплуатацией помещения и иных затрат предусмотренных в утвержденной смете СРО. Величина членского взноса утверждается на общем собрании членов СРО. На данный момент величина среднего членского взноса проектной организации остается на уровне 2013 года и составляет 7800 рублей. Как видно из рис. 1 и рис. 3 с увеличением количества саморегулируемых организаций, величина членского взноса уменьшается, что положительно сказывается на затратах проектных организаций.
Вступительный взнос - взнос уплачивается единовременно проектной организацией при вступлении в члены СРО в размере, установленном по решению общего собрания членов СРО. Вступительный взнос расходуется на текущую деятельность СРО.
Иные взносы- взносыустановленные по решению общего собрания членов СРО и расходуемые на предусмотренные сметой СРО цели..
Поскольку еще не сформирован корпоративный бренд СРО, у заказчика нет понимания какую пользу он получает от членства исполнителя в том или ином СРО, поэтому основным критерием проектной организации при вступлении в СРО на данном этапе
Рис. 2 Источники формирования финансовых ресурсов СРО
2009 2010 2011 2012 2013
Рис. 3 Средний членский взнос, руб
является размер членского взноса и требования к страхованию гражданской ответственности.
Литература:
1. Паливода А.Ю. Саморегулируемые организации в сфере архитектурно-строительного проектирования [Текст] /А.Ю, Паливода // Транспортное дело - 2013 №3(106) - С 16-19.
О саморегулируемых организациях [Электронный ресурс]: федер. закон от 1 дек. 2007 г. № 315-Ф3 [Электронный ресурс]: Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
2. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 дек. 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня
видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» [Электронный ресурс]: Справочно-информационная система «Кон-сультантПлюс».
3. О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 дек. 2004 г. № 191-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 19 июл. 2011 г. № 246-ФЗ): [принят Гос.Думой 22 дек. 2004 г.: одобрен Советом Федерации 24 дек. 2004 г.]: Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
4. Викторов М.Ю. «САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ КАКФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ», диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Москва, 2010 г..
5. Пупырев Е.И.. Доклад: "Роль и место саморегулирования в развитии проектной отрасли".Научно-практическая конференция в области проектирования и строительства инженерной инфраструктуры "ИНФРАДИЗАЙН-2011" - М., 2011
7. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики [Текст]: учебное пособие / Под.ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. - 832 с.: ил.
8. http://www.mrsp.ru/. Официальный сайт СРО НП «Межрегиональный союз проектировщиков»: [Электронный ресурс].
9. http://www.nop.ru/. Официальный сайт Национальное объединение проектировщиков: [Электронный ресурс].
УДК 338.332
ПРОБЛЕМЫ РЕИНЖИНИРИНГА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ РОССИЙСКОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Чиналиев В.У., к.э.н., соискатель ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»,
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы создания интегрированной системы оперативного и стратегического управления предприятиями для повышения конкурентоспособности российской промышленности.
Ключевые слова: управление, модернизация, предприятие, инновации, информационная система.
PROBLEMS REENGINEERING ORGANIZATIONAL MECHANISMS OF PRODUCTION AND TECHNOLOGICAL CENTERS OF THE RUSSIAN INDUSTRY
Chanaliev V., Ph.D., the applicant of FGBOUInstitution «Russian State Humanity University», e-mail: [email protected]
This article discusses the creation of an integrated system of operational and strategic management of enterprises to improve the competitiveness of Russian industry.
Keywords: management, modernization, enterprise, innovation, the information system.
Инновационная парадигма управления развитием предприятий поративных управленческих механизмов путем стратегического кони организаций в российской экономике базируется на принципи- фигурирования организационно-экономических мер, реализуемых ально новой роли инновационных факторов на любом уровне по государственными ведомствами в отношении научно-технической вертикали и горизонтали российских государственных ведомств и производственно-технологической деятельности предприятий и и корпораций в соответствии с возникающими потребностями организаций для их соответствия модернизационными приорите-осуществления новой индустриализации [11]. Модернизация на там, определенным Президентом и Правительством Российской новой технологической базе предполагает превращение российской Федерации [1].
промышленности в единый научно-технический и производственно- Время требует новых научно обоснованных управленческих
технологический стратегический комплекс все части которого взаи- действий, координированного изменения корпоративных стратегий
модействуют в едином многомерном виртуальном управленческом повышения конкурентоспособности российской промышленно-
пространстве сетецентрического характера [8]. сти в условиях необходимости оптимизации порядка и способов
В условиях преодоления последствий глобального финансово- функционирования организаций и систем, а также формирования
экономического кризиса и вступления России в ВТО, определяющих и развития эффективных методов, механизмов, инструментов и тех-
необходимость технологического перевооружения промышленности нологий научно-технической и производственно-технологической
нашей страны, возможность формирования управленческого меха- деятельности в промышленности нашей страны [2]. Эти меры реа-
низма, структурирующего организационно-экономические форматы лизуются на основе формирования и реализации организационно-
научно-технической и производственно-технологической деятель- экономических мероприятий в сфере развития науки и техники для
ности предприятий и организаций в направлении их соответствия изменения в пользу России территориально-отраслевой структуры
государственным модернизационным приоритетам превратились в мировой промышленности, бизнес-циклов и соответствующих
значимый фактор развития экономики нашей страны. производственно-товарных цепочек в рамках международного
В связи с этим требуется трансформация государственных и кор- разделения труда [12].