152
Высшее образование в России • № 6, 2010
Е.В. Караваева и др. М.: Изд-во МГУ, 2007. 96 с.
5. Наумов В. Новые игровые технологии в обучении персонала. URL: http://www.e-xecutive.ru/community/intellectual/ 692469/
6. Антикризисное управление: Учебник / Под
ред. проф. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2008. 620 с.
7. Лукашенко М.А. К вопросу о методике пре-
подавания в среде е-Learning // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 65-69.
А.С. КОМЛЕВА, соискатель Механизмы финансового
Ижевский государствешъш обеспечения региональных
технический тшерситет высших учебных заведений
Статья посвящена проблеме финансового обеспечения российских региональных высших учебных заведений. Выделены перспективные механизмы финансирования и выявлены причины их неразвитости на региональном уровне.
Ключевые слова: региональные вузы, бюджетные ассигнования, образовательный кредит, эндаумент-фонды, фандрайзинг.
Общие тенденции развития мировой экономики показывают, что инновации и знания становятся главными факторами, определяющими конкурентоспособность региона. Поэтому значение университета в современном обществе выходит за рамки непосредственных задач, решаемых высшим учебным заведением. У местных университетов появляется особая миссия, направленная на выполнение следующих функций:
• стабилизация процесса воспроизводства регионального кадрового потенциала; подготовка кадров высшей категории;
• создание системы непрерывного образования, в т. ч. и профессионального;
• формирование распределенной сети учреждений с использованием филиалов и представительств университета, обеспечивающих частичное перемещение учебного процесса в города и районы региона;
• развитие научных школ, фундаментальных и прикладных исследований, нацеленных на решение проблем региона;
• сохранение социокультурных традиций.
Вуз является центром образования, науки, культуры, аккумулирующим в себе интеллектуальные, производственные, коммерческие, финансовые, благотворительные ресурсы региона [!]•
Федеральный бюджет является глав-
ным источником финансирования высших учебных заведений России, на его долю в 2009 г. приходилось 96% всех государственных ассигнований. На протяжении текущего десятилетия расходы федерального бюджета на ВПО имели тенденцию к росту (рис. 1.). До 2002 г. наблюдался компенсационный рост расходов на высшее образование после спада 1998 г. Прирост бюджетных ассигнований в 2007 г. по сравнению с 2006 г. (почти 30%) свидетельствует о фактическом развертывании национального проекта «Образование ». Несмотря на рост государственных расходов на высшее образование в последние годы, в структуре доходов учреждений ВПО средства федерального, регионального и местного бюджетов составляют 52% [2] (рис. 2.), покрывая потребности вузов сегодня только на 25% [3]. Кризисная ситуация в экономике усугубляет положение дел в высшей школе: сокращается финансирование ряда федеральныхпрограмм, не оправдываются ожидания относительно продолжения масштабной поддержки развития сети федеральных и исследовательских университетов.
Оплата труда в сфере отечественного ВПО недостаточна в сравнении с оплатой труда в частном секторе (заработная плата профессора российского вуза в 2001 г.
Научный дебют
153
і і Расходы федерального бюджета на ВПО ♦ Цепные темпы роста расходов на ВПО
Рис. 1. Динамика расходов федерального бюджета на ВПО
Следствием этого является отток кадров в бизнес и за границу.
Основной источник внебюджетных доходов вуза - средства, получаемые от реализации платных образова-тельныхуслуг. Рыночные механизмы в сфере образования, общественная ценность которого имеет определяющее, главное значение, требуют регулиро-
* В основном заказы службы занятости на подготовку и переподготовку. вания со стоооныггосу-
** Включая доходы от производственной деятельности; собственные средства г .£
в значительной части представляют доходы от внебюджетной деятельности дарства [4]* В развитЫХ прошлых лет.
□ Средства федерального бюджета
□ Средства регионального и местного бюджетов
□ Средства внебюджетных фондов*
□ Средства организаций
□ Средства населения
□ Средства из иностранных источников
□ Собственные средства**
Рис. 2. Источники доходов учреждений ВПО в 2008 г., %
составляла 73% от средней заработной платы в промышленности, на сегодняшний день - 92% от ее уровня [3]; сорок лет назад должностной оклад профессора университета в 4,5 раза превышал среднюю зарплату в промышленности), а также в сравнении с оплатой труда работников соответствующих категорий за рубежом.
странах(США, Германия, Великобритания и др.) и некоторых стра-нахСНГ (Казахстан, Узбекистан, Республика Беларусь, Украина и др.) проблема доступности высшего образования решается через систему государственного и частного (с государственной поддержкой) образовательного кредитования. По данным ОЭСР, доля государственных студенческих ссуд в государственных субсидиях частному сектору
154
Высшее образование в России • № 6, 2010
(кроме частных вузов) составляет в среднем 44% (рис. 3.).
Рис. 3. Доля студенческих ссуд в государственных субсидиях частному сектору (за исключением частных вузов) в 2005 г.
В настоящее время в России действует банковское образовательное кредитование, индифферентное к проблемам доступности высшего образования и не получившее широкого распространения. О неразвитости данного инструмента финансового обеспечения вуза свидетельствуют следующие цифры: в 2004 г. Сбербанком России выдано 496 кредитов, за период 2005-2007 гг. -около 1900 [5].
Выдачу образовательных кредитов решено было сделать не федеральной практикой, а экспериментом, ограниченным по времени проведения и по количеству участвующих вузов. По данным Рособразования, в рамках первого эксперимента по государственной поддержке образовательных кредитов (завершен в сентябре 2009 г.) в настоящее время обучаются 970 студентов, а вместе с программой «Кредо », не затронувшей в силу своих условий основную массу региональных вузов, - более 5 тыс. [6].
С 1 сентября 2009 г. стартовал новый эксперимент по государственной поддержке образовательных кредитов, в рамках ко-
торого кредитные договора будут заключаться до 31 декабря 2013 г. В отличие от условий первого эксперимента, студенту не требуется предоставлять обеспечение по кредиту. Государство будет на 3/ 4 ставки рефинансирования ЦБ РФ субсидировать действующую процентную ставку кредитора.
С момента вступления в силу Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30.12.2006 г. № 275-ФЗ государственно-частное партнерство в сфере высшего образования реализуется через перспективный инструмент финансовой поддержки вуза -фонды целевого капитала (эндаумент-фон-ды). На сегодняшний день в системе профессионального образования функционирует более 15 эндаументов, сосредоточенных главным образом при столичных вузах и сформированных за счет средств влиятельных выпускников [7].
«Недоразвитость» института благотворительности, отсутствие в налоговом законодательстве стимулов для его развития, слабая информированность о фондах целевого капитала предприятий и организаций - потенциальных доноров, а также самих вузов, недостаточность опыта функционирования фондов ресурсного капитала, сложная экономическая ситуация, с которой столкнулось бизнес-сообщество в последнее время, - факторы, тормозящие развитие эндаументов при региональных вузах. Управленческим структурам региональных вузов необходимо более активно осуществ-
Научный дебют
155
лять фандрайзинговые мероприятия с теми предприятиями и организациями региона, с которыми сложились нормальные деловые отношения.
Непосредственное участие государства в процессе формирования эндаумент-фон-дов, особенно на первых порах, положительно скажется на их развитии, т.к. это будет отражать признание со стороны государства высокого статуса вуза и являться определенным признаком инвестиционной привлекательности конкретного научно-образовательного центра. Законом №275-ФЗ запрещено формировать целевой капитал за счет бюджетных средств. При этом согласно ст. 1 Закона особенности формирования целевого капитала за счет бюджетных средств могут устанавливаться иными федеральными законами.
В связи с принятием Федерального закона от 02.08.2009 г. №217-ФЗ вузы получили право создавать совместно с другими лицами хозяйственные общества с целью практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности без согласия органов государственной власти и местного самоуправления, в ведении которых они находятся [8]. Бюджетные высшие учебные заведения вправе не только использовать результаты интеллектуальной деятельности, но и направлять средства, полученные от приносящей доход деятельности, на создание хозяйственных обществ с вышеуказанной целью. Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, а также часть прибыли хозяйственных обществ, полученная образовательными учреждениями (дивиденды), поступают в самостоятельное распоряжение образовательных учреждений и направляются на выплату вознаграждения авторам резуль-
татов интеллектуальной деятельности, а также на осуществление уставной деятельности учреждения. По информации, представленной Рособразованием, на конец января 2010 г. было создано 144 хозяйственных общества [7]. Принятие указанного закона способствует усилению интеграционных процессов, активизации инновационной деятельности в стране, укреплению финансовой базы бюджетных учреждений высшего профессионального образования.
Литература
1. Чурекова Т.М. Миссия университета в ре-
шении региональных проблем // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 2.
2. Кузьминов Я.И. Вероятное воздействие
экономического кризиса на систему образования и качество человеческих ресурсов России // Вопросы образования. 2009. № 2. С. 172-186.
3. Кольчугина М. Бизнес-образование в Рос-
сии // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 2. С. 61-69.
4. Ильинский И. Об экономической природе
современного отечественного образования // Высшее образование в России. 2004. №9. С. 39-52.
5. Профессия в кредит! URL: www.creditos.ru
6. Чучалова Ю. Минобразование обещает ре-
шить вопрос с оплатой обучения по образовательным кредитам; Первого сентября стартовал новый эксперимент по государственной поддержке образовательных кредитов. URL: www.mon.gov.ru
7. Ивойлова И. ГЧП на вырост // Российская
газета. 2010, 3 марта.
8. Тодосийчук А.В. Организация малого и среднего инновационного предпринимательства в государственном секторе науки и образования // Администратор образования. 2009. № 23. С. 94-101.
KOMLEVA A. MECHANISMS OF REGIONAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS FINANCING
The article is devoted to the problem of Russian regional higher educational institutions financing. Perspective mechanisms of funding are considered and the reasons of their insufficient spreading in the regions are revealed.
Keywords: regional higher educational institutions, budgetary appropriations, student loan, endowment, fundraising.