Научная статья на тему 'Механизмы частно-государственного партнерства в проектах создания систем мониторинга потенциально опасных объектов крупных муниципальных образований'

Механизмы частно-государственного партнерства в проектах создания систем мониторинга потенциально опасных объектов крупных муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белова А. Н., Павлов С. В., Черный А. Н.

В статье рассмотрены механизмы привлечения долгосрочных инвестиций в проекты создания систем мониторинга потенциально опасных объектов муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article there are viewed long-term investment mechanisms in monitoring system creation project of potentially dangerous municipal bodies.

Текст научной работы на тему «Механизмы частно-государственного партнерства в проектах создания систем мониторинга потенциально опасных объектов крупных муниципальных образований»

УДК 330.1:338.2 +614.8

А.Н. Белова, С.В. Павлов к.в.н., А.Н. Черный к.в.н. (НИИкосмических систем им. А.А.Максимова — филиал ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, г. Юбилейный Московской области) МЕХАНИЗМЫ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОЕКТАХ СОЗДАНИЯ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ КРУПНЫХ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

A. Belova, S. Pavlov, A. Cherny (NII of space systems named after Maksimov, Moscow region) PRIVATE AND STATE PARTNERSHIP MECHANISM IN PROJECTS OF CREATING MONITORING SYSTEMS OF POTENTIALLY DANGEROUS LARGE MUNICIPAL OBJECTS

о

VO re CP ro re CP

и cu

T X I

X

cu f— I

0

1

T

^

re I

В статье рассмотрены механизмы привлечения долгосрочных инвестиций в проекты создания систем мониторинга потенциально опасных объектов муниципальных образований.

In article there are viewed long-term investment mechanisms in monitoring system creation project of potentially dangerous municipal bodies.

А.Н. Белова

С.В. Павлов

А.Н. Черный

На современном этапе социально-экономического развития российского общества, когда частный бизнес обладает значительными инвестиционными возможностями, а сама России стала более привлекательной для иностранного инвестирования, в практику реализации различных проектов начали внедряться различные механизмы частно-государственного партнерства.

Актуальность использования механизмов частно-государственного партнерства для повышения эффективности развития различных сфер в российской экономике обусловлена следующими причинами.

Во-первых, в мировой практике в последние годы налицо тенденция роста стоимости и сроков реализации проектов, базирующихся исключительно на государственных источниках финансирования. В этой связи, использование смешанных вариантов финансирования проектов является одним из возможных путей снижения государственных расходов и сокращения сроков реализации.

Во-вторых, в настоящее время в связи с принятием программы использования средств стабилизационного фонда для финансирования инвестиционных проектов возникает проблема выбора форм государственного контроля, обеспечивающих эффективное регулирование всех аспектов их реализации. Одним из возможных вариантов взаимодействия государства и частного сектора в этой области является частно-государственное партнерство.

В-третьих, в связи с повышением рейтингов инвестиционной привлекательности российской экономики расширяется перечень отраслей, в которых нормы прибыли выше, чем в аналогичных отраслях других национальных экономик. Эта ситуация является предпосылкой для расширения перечня отраслей, в которых могут использоваться принципы и методы частно-государственного партнерства.

В-четвертых, в последнее время доля государства в промышленности растет — это происходит и за счет укрупнения существующих предприятий, и за счет дробления крупных государственных производственных комплексов. Осуществление программы перехода прав собственности к частному сектору в некоторых отраслях невозможно по соображениям безопасности. В этих отраслях государство вынуждено искать замену приватизационным процедурам. Одной из таких замен является частно-государственное партнерство.

В последнее время в России используются следующие формы частно-государственного партнерства.

1. Сервисные контракты:

♦ контракты на выполнение работ и оказание общественных услуг; поставка продукции для государственных нужд — прямая покупка государством конкретной продукции, услуг или имущества у частных

производителей;

♦ контракты технической помощи — использование частных компаний для решения конкретных задач, в которых у государства возникают проблемы, например, из-за недостатка конкретного ресурса (ликвидация последствий стихийных бедствий).

2. Управляющие контракты:

♦ контракт на обслуживание — государство заключает контракт с частным сектором на обслуживание объекта;

♦ контракт на управление объектом — государство заключает контракт с частным сектором на управление объектом;

♦ контракт "под ключ" — государство финансирует, частный сектор проектирует, строит и управляет объектом.

3. Аренда и временная передача прав:

♦ лизинг — контракт, близкий по содержанию аренде; арендатор не участвует в строительстве, получая объект от государства; обязанности арендатора: обслуживание, взимание платы и платежи государству за пользование;

♦ соглашения о разделе продукции — передача частным производителем части выпускаемой продукции государству в качестве оплаты права реализации конкретного проекта;

♦ инвестиционный контракт — государство отказывается на определенный в контракте срок от получения фискальных доходов, давая частному предпринимателю завершить с использованием указанных средств инвестиционный проект, реализация которого имеет социально-экономический эффект.

4. Концессионное соглашение, которое может ре-ализовываться на основе следующих схем:

♦ BOT (Build — Operate — Transfer) — «Строительство — управление — передача» — классический вариант концессии. Концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию (в основном — на праве собственности) в течение установленного срока, после чего объект передается государству;

♦ BTO (Build — Transfer — Operate) — «Строительство — передача — управление» — классическая концессия. Концессионер строит объект, который передается государству (концеденту) в собственность сразу после завершения строительства, после чего он передается в эксплуатацию концессионера;

♦ ВОО (Build — Own — Operate) — «Строительство — владение — управление». Концессионер строит объект и осуществляет последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности, срок действия которого не ограничивается;

♦ ВООТ (Build — Own — Operate — Transfer)

— «Строительство — владение — управление — передача» — владение и пользование построенным объектом на праве частной собственности осуществляется в течение определенного срока, по истечении которого объект переходит в собственность государства;

♦ BBO (Buy — Build — Operate) — «покупка

— строительство — управление» — форма продажи, которая включает восстановление или расширение существующего объекта. Государство продает объект частному сектору, который делает необходимые усовершенствования для эффективного управления.

По акционированию, долевому участию час-

Таблица

Формы частно-государственного партнерства

Формы ЧГП Продолжительность Компенсация для исполнителя Функции исполнителя

Сервисные контракты Короткий срок (1-3 года) Вознаграждение от заказчика за выполнение услуг Определенный, всегда связанный с техникой вид услуг

Управляющие контракты Средний срок (3-8 лет) Вознаграждение от правительства за оказание услуг Управление деятельностью, переданной государством

Аренда и временная передача прав Длительный срок (8-15 лет) Все доходы, вознаграждения и сборы от потребителя за оказанные услуги; поставщик услуг выплачивает государству ренту за объект Управление, ремонт и техническое обслуживание (возможно, инвестирование) муниципальным имуществом, которое оказывает услуги по специфическим стандартам

Концессионное соглашение Длительный срок (15-30 лет) Все доходы от потребителя за оказанные услуги; поставщик услуг выплачивает государству установленные договором выплаты и может брать на себя выплату существующих задолженностей Управление, ремонт, техническое обслуживание и инвестирование в государственную/муниципальную инфраструктуру по заданным параметрам

Создание региональных и муниципальных производственных кластеров на основе участия в капитале Неограниченный срок Доходы компании с участием государственного и частного капитала распределяются пропорционально участию В соответствии с ГК РФ

о

VO га ср

го «

ср

и

CU т X I X CU

0

1 т

I

0

Ю

а р

го

а р

е и к

с е

т

и н

х

е т

1

о н

т

у

а

I

тного капитала в государственных предприятиях (совместных предприятиях) основные формы частно-государственного партнерства могут быть классифицированы следующим образом.

Анализируя зарубежный опыт использования ЧГП, следует обратить внимание на один из инструментов реализации приоритетных проектов — создание фондов поддержки развития технических средств и технологий с привлечением государственных и региональных банков развития для привлечения долгосрочных инвестиций в приоритетные проекты.

Банк развития действует в целях стимулирования экономического роста и обеспечения развития экономики Российской Федерации путем стимулирования инвестиционной деятельности, привлечения инвестиций, в том числе прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, развития производственной и финансовой инфраструктуры, обеспечения поддержки инновационной деятельности, поддержки экспорта российских товаров, работ и услуг, а также малого и среднего бизнеса.

Обращает на себя внимание и создание системы фондов поддержки инновационной инфраструктуры, включая создание технико-внедренческих объединений и производственных кластеров.

Инновационная инфраструктура — это система взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций различной направленности и различных организационно-правовых форм, а также порядок их взаимодействия, которые обеспечивают реализацию этапов инновационного процесса, начиная с технологического освоения законченной научной разработки. Инновационная инфраструктура является одним из основных элементов национальной инновационной системы. Важнейшим элементом формируемой в инновационной инфраструктуре должно стать производственно-технологическое направление, ядром которого будут являться небольшие инновационные центры. Применительно к российской экономике целесообразно использование трех моделей инновационных центров:

- национальные технопарки;

- региональные инновационные центры;

- территории высоких технологий.

Под термином «производственный кластер» понимается группа расположенных в достаточной географической близости, взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих и услуг, научно-исследовательских институтов, ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга. Как правило, кластеры формируются в условиях рыночной экономики, когда предприятия заинтересованы в усилении своих конкурентных преимуществ при одновременном сохранении своей независимости.

Среди выгод для бизнеса от развития производственных кластеров стоит выделить, прежде всего:

♦ повышение эффективности работы с поставщиками;

♦ повышение гибкости и инновационного потенциала при создании новых продуктов и технологий;

♦ доступность специализированных и производительных человеческих ресурсов и т.п.

Следует обратить внимание, что, исходя из зарубежного опыта, использование частно-государственного партнерства для повышения эффективности деятельности промышленных предприятий заключается в следующем:

1) для привлечения инвестиций через частно-государственное партнерство государство должно создать благоприятный налоговый механизм;

2) наиболее целесообразно для инфраструктурных проектов использовать концессионную схему;

3) эффективность частно-государственно -го партнерства наиболее высока в тех отраслях, в которых наблюдается дефицит ресурсов, если потенциальные участники партнерства действуют по отдельности;

4) для интенсификации внедрения частно -государственного партнерства может быть создан специальный орган, в который входят представители государства и частного бизнеса. Его задачей является выделение и развитие различных механизмов частно-государственного партнерства, совершенствование договорных форм, устранение юридических препятствий, создание институциональных структур и использование опыта других стран.

В настоящее время в России в той или иной мере используются все указанные формы ЧГП, однако распределение ресурсов и количественные показатели форм имеют достаточно сильную дифференциацию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании данных показанных на рисунке можно сделать вывод о том, что в настоящее время наиболее высокая степень участия государства в экономике наблюдается через прямое участие в капитале компаний, при этом очень высока динамика концессионных соглашений (рост с 2001 г. по 2005 г. — 11 раз).

В мировой практике концессии — это наиболее развитая, перспективная и комплексная форма партнерства.

Во-первых, они, в отличие от контрактных отношений, носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности.

Во-вторых, в концессиях частный сектор обладает наиболее полной свободой в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений, что отличает их от совместных предприятий и контрактов на выполнение работ.

В-третьих, у государства в рамках, как концессионного договора, так и законодательных норм остается достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения им условий концессии, а также при возникновении необходимости защиты общественных интересов.

В-четвертых, государство передает концессио-

Распределение участия государства по формам ЧГП

неру только права владения и пользования объектом своей собственности, оставляя за собой право распоряжения ею.

Свое место механизмы ЧГП должны найти при разработке и реализации мониторинговых систем. Сегодня проводятся первые шаги по использованию механизмов ЧГП при разработке технических средств и технологий повышения безопасности населения и защищенности потенциально опасных объектов крупного муниципального образования в рамках пилотного проекта. Опыт работы в этом направлении довольно ограничен. Перед исследователями стоит вопрос выбора наиболее приемлемых форм ЧГП и механизма его финансирования.

Проведенный выше анализ различных форм ЧГП и их применение в промышленности свидетельствует о развитости в России использования механизмов ЧГП. Но однозначных выводов по приоритетному использованию той или иной формы ЧГП при реализации систем мониторинга потенциально опасных объектов крупных муниципальных образований сделать не представляется возможным. Здесь важную роль играет специфика городского хозяйства и масштабы контроля потенциально опасных объектов.

Например: в соответствии с государственным контрактом, заключенным с МЧС России, НИИ космических систем выполнил первый этап работ по созданию пилотного проекта системы технических средств и технологий повышения безопасности населения и защищенности потенциально опасных объектов крупного муниципального образования (на примере г. Тулы) с привлечением механизмов частно-государственного партнерства.

В результате проведенных исследований, исходя из специфики муниципального образования «г. Тула», применительно к задаче выбора

рациональных форм частно-государственного партнерства, был сформирован облик пилотного проекта, основными частями которого являются:

♦ магистральная телекоммуникационная подсистема ЕДДС;

♦ технические средства мониторинга на отдельных (включенных в зону пилотного проекта) потенциально опасных объектах г. Тулы;

♦ прототипы стационарных и подвижных пунктов управления ЕДДС.

Создание магистральной телекоммуникационной подсистемы ЕДДС является каноническим вариантом для реализации механизмов ЧГП вследствие наличия у данного сегмента значительного коммерческого потенциала. В настоящее время применительно к таким проектам целесообразно использовать концессионные соглашения. Это определяется следующими причинами.

Во-первых, концессионные соглашения, в отличие от контрактных отношений, носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности на перспективу.

Во-вторых, в концессиях частный сектор обладает наиболее полной свободой в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений, что отличает их от совместных предприятий и контрактов на выполнение работ.

В-третьих, у государства в рамках, как концессионного договора, так и законодательных норм, остается достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения им условий концессии, а также при возникновении необходимости защиты общественных интересов.

В-четвертых, государство передает концессионеру только права владения и пользования объектом своей собственности, оставляя за собой право распоряжения объектом собственности.

о

ю

а р

го

а р

к

с е

т

и н

х

е т

I

о н

т

у

а

I

Исходя из этого, рациональной формой ЧГП для данного случая является концессионное соглашение типа «Строительство — владение — управление». Специфика его реализации будет состоять в том, что концессионер-инвестор при поддержке администрации города строит телекоммуникационную сеть, некоторая часть которой используется в качестве телекоммуникационной подсистемы ЕДДС. Осуществляя последующую эксплуатацию телекоммуникационной сети и владея ею на праве собственности, концессионер-инвестор извлекает выгоду в интересах покрытия своих расходов.

Развертывание технических средств мониторинга на отдельных (включенных в зону пилотного проекта) потенциально опасных объектах г. Тулы и создание прототипов стационарных и подвижных пунктов управления ЕДДС являются наиболее емкими в плане инновационной окраски элементами пилотного проекта. Исходя из имеющегося российского и зарубежного опыта, наличия в г. Туле значительного интеллектуального и промышленного потенциала, в качестве рациональной формы частно-государственного партнерства применительно к этому направлению следует считать создание муниципального технико-внедренческого объединения — группы взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих и услуг, научно-исследовательских институтов, ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг

друга. Технико-внедренческое объединение применительно к пилотному проекту финансируется из средств федерального и муниципального бюджетов, а также использует собственные средства предприятий с различной формой собственности.

Использование средств федерального бюджета может осуществляться в рамках пункта 14 ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» через головного исполнителя — НИИ космических систем. Направленность финансирования — проведение научных исследований в области технологий обеспечения безопасности, определение порядка сбора информации, обеспечение соответствия разработок стандартам и регламентам АИУС РСЧС.

Использование средств муниципального бюджета имеет прямую направленность на реализацию разрабатываемых технических средств и технологий в рамках мероприятий по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Направленность использования собственных средств предприятий варьируется от собственных вложений в инновационную деятельность до предоставления условий для размещения и отработки разрабатываемых технических средств и технологий в натурных условиях.

Литература

1. Грицай С.В. Классификация форм частно-государственного партнерства в России. — М.: ИНИОН,

2004.

0

ю

а р

го

а р

е и к

с е

т

и н

х

е т

1

о н

т

у

а

I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.