Научная статья на тему 'Механизмы альтернативного финансирования культуры в развитых странах -членах ВТО'

Механизмы альтернативного финансирования культуры в развитых странах -членах ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / FUNDING / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / CHARITY / МЕЦЕНАТСТВО / PATRONAGE / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щитова Наталья Геннадьевна

В статье отражены механизмы альтернативного финансирования культуры через некоммерческие организации и частные пожертвования меценатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Are reflected in the article the mechanisms of alternative financing culture through non-profit organizations and private donations patrons.

Текст научной работы на тему «Механизмы альтернативного финансирования культуры в развитых странах -членах ВТО»

ставления членов общества о самих себе и о своих действиях, своей активности в мире, система ментальной организации культуры, представлений о мире как они запечатлены самими носителями культуры, в их собственных терминах.

Но не стоит говорить о том, что картина мира является универсальной для всех членов данного общества, поскольку существуют различные культурные традиции — «большая традиция» — традиция школ и храмов, и «малая традиция» — традиция деревенской общины. В таком случае речь может идти об анализе типичных моделей социального поведения, методика которого была разработана еще М. Мид и Р. Бенедикт, системы обычных установок, ценностей, верований, принятых и поощряемых в обществе среди его членов («социальная личность» Э. Фромма). Определение национального характера на такой основе более уместно и правдоподобно. Его недостаток — почти полное игнорирование вопросов о культурном самоопределении личности, участии творческой личности

в формировании национального характера. Та или иная популярная ценностная ориентация далеко не всегда должна совпадать с личным выбором в культуре, а ведь он в конечном счете зачастую и определяет наиболее яркие духовные свершения. Именно личный выбор в истории создает тот духовный опыт, который может затем стать национальным достоянием и определить основное качество национального характера, в котором выражаются культурные различия. Вследствие этого национальный характер не может не быть явлением динамическим, находящимся в становлении и зависящем от личностного прорыва в бытие.

Итак, национальный характер можно проинтерпретировать как культурную универсалию, фиксирующую специфику культурных различий.

Исследования национального характера являются перспективными для современной культурологической науки. Они поднимают целый ряд новых проблем, относящихся к национальной культуре и сущности человека.

ЕХАНИЗМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТЫХ

СТРАНАХ — ЧЛЕНАХ ВТО

Н. Г. Щитова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье отражены механизмы альтернативного финансирования культуры через некоммерческие организации и частные пожертвования меценатов.

Ключевые слова: финансирование, культура, законодательство, благотворительность, меценатство, экономика.

Are reflected in the article the mechanisms of alternative financing culture through non-profit organizations and private donations patrons.

Key words: funding, culture, legislation, charity, patronage, economics.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 111-115 111

ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) определяет необходимость гармонизации механизмов функционирования отечественных предприятий и организаций с международным законодательством и практикой работы зарубежных компаний. Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО (2, с. 43—45).

Задачи ВТО состоят в оказании помощи в упорядочении процесса торговли в рамках системы, основанной на определённых правилах.

Напрямую соглашения России в рамках ВТО коснулись вопросов культуры, пожалуй, только в отношении регулирования сферы туризма. Так,Россия сохранила за собой возможность предоставлять финансовую помощь, направленную на развитие туризма в областях, связанных с культурой и национальной самобытностью. Для контроля иностранных инвестиций в наших обязательствах по доступу на российский рынок туристических услуг в рамках ВТО зафиксировано требование учреждения иностранными организациями юридического лица в Российской Федерации. При условии перенасыщения иностранного капитала на российском рынке туроператорских услуг, Россия также временно оставила за собой возможность ввести ограничение на долю иностранного участия в уставном капитале (голосующих акциях) совместного предприятия на уровне 49%.

Правила ВТО декларируют борьбу с протекционизмом, они ограничивают вмешательство государства в экономику своих стран, отдавая предпочтения созданию условий для свободно развивающихся международной коммерции и торговли. При этом во многих странах-участниках ВТО давно и успешно действуют различные механизмы благотворительной деятельности, меценатства, альтернативного финансирования сферы культуры. Остановимся на одной из актуальных форм поддержки культуры — поиске альтер-

нативных источников финансирования, так называемом фандрайзинге. К фандрайзингу относится деятельность по поиску финансовых средств, человеческих ресурсов (времени, всевозможных услуг, оборудования) и т.д., требуемых для обеспечения какой-либо деятельности, а также поиск средств из альтернативных источников для формирования денежных фондов, в том числе и с целью благотворительности и меценатства. Отличительной особенностью фандрайзинга вообще и в сфере культуры в частности является то, что средства привлекаются под некоммерческие проекты, которыми призваны заниматься различные виды некоммерческих организаций. Вопрос извлечения прибыли для них отходит на второй план. И основной целью является не формирование основных фондов, а обеспечение деятельности. И, прежде всего, деятельности в сфере культуры (5, с. 18—21).

В современной литературе можно встретить различные подходы к классификации фан-драйзинга, отличающиеся по сравниваемым критериям (1).

В зависимости от цели финансирования различают проектный и оперативный файндрайзинг.

Проектный файндрайзинг, как следует из его названия, направлен на финансирование конкретного проекта, здесь меценат чётко знает, на что конкретно будут истрачены его деньги. Жертвователи охотно идут на вложение средств именно в проектный файндрай-зинг, так как в этом случае отчётность по затраченным средствам имеет наиболее простой и прозрачный вид, статьи затрат, как правило, заранее расписаны и согласованы с инвестором. Кроме того, именно проектный файн-драйзинг более остальных его видов подходит для извлечения прибыли в случае успешной реализации проекта.

Применение оперативного фандрайзинга предполагает направление средств жертвователей не на реализацию конкретных краткосрочных проектов, а на поддержание, на продолжение благотворительной или меценатской деятельности (например, заработная плата сотрудникам музея, медицинское об-

служивание персонала, осуществление ремонта помещений, закупка декораций, выплата аренды за выставочный зал и т.д.). Таким образом, благотворитель не имеет возможности немедленно увидеть конкретный результат своего пожертвования, ощутить целевую направленность меценатского воздействия на создание какого-либо объекта культуры. С другой стороны, привлекательность оперативного фандрайзинга заключается в том, что деньги будут вкладываться в долгосрочные проекты, функционирующие длительное время, что снижает степень инвестиционного риска и даёт возможность участвовать в масштабном культурном явлении. Финансирование таких проектов является, прежде всего, серьёзным имиджевым поступком мецената.

Классификация фандрайзинга по способу его осуществления исходит из возможных путей поиска потенциальных инвесторов (4, с. 85). Разделяют внешний и внутренний фандрайзинг.

При внешнем фандрайзинге поиск потенциальных благотворителей и меценатов осуществляют специальные агентства и консультанты, не входящие в штат организации, являющейся объектом привлечения средств. В этом случае логично применять также методы оперативного фандрайзинга, позволяющие отнести оплату услуг сторонней организации по поиску и работе с инвестором на затраты по поддержанию деятельности этой организации сферы культуры.

При внутреннем фандрайзинге поиск потенциальных инвесторов под конкретные проекты (равно как и поиск самих проектов) осуществляется силами сотрудников некоммерческих организаций сферы культуры, при этом все оплаты по осуществлению проектов проводятся только через собственные бухгалтерии.

Наибольшее распространение во всём мире получило финансирование проектов сферы науки и культуры через специально создаваемые некоммерческие фонды, что позволяет людям сугубо творческого труда (дирижёрам оркестров, главным режиссерам театров,

заведующим научными лабораториями и т.п.) заниматься научной, концертной и другой творческой деятельностью, а не выполнять функции завхозов и бухгалтеров.

Поиск спонсоров для осуществления альтернативного способа финансирования культурных, научных проектов несколько упростился в последнее время в связи с появлением сети Интернет. Возможности рассылки информации по электронной почте или общения в социальных сетях намного упрощают поиск потенциального жертвователя. Однако назойливая деятельность распространителей спама и компьютерных вирусов заставляет многих пользователей блокировать получение информации от неизвестных отправителей, что затрудняет донесение информации о возможности участия в благих делах.

Существуют национальные особенности финансирования культуры и фандрайзинга за рубежом, в том числе в странах — членах ВТО, к когорте которых присоединилась и Россия. Рассмотрим некоторые из них.

Различают следующие модели финансирования культуры: романская, германская, британская и американская.

Франция, Испания и Италия придерживаются романской модели финансирования, которая характеризуется тем, что основным спонсором культуры является государство.

Так, во Франции государство начало поддерживать национальную культуру с XVI века. Государственные учреждения культуры во Франции фактически финансируются государством, но и частные музеи и коллекции могут рассчитывать на государственную поддержку (до 80%). При этом финансирование сферы культуры не является убыточным для Франции. Так, французский Лувр, занимая первое место в мире по посещаемости туристами, полностью окупает расходы на своё содержание. Назовем некоторые организационные мероприятия, позволяющие сотрудникам музея повышать посещаемость музея и выходить на самоокупаемость:

• культурная служба Лувра занимается организацией конференций и подготовкой рекламно-информационных материалов;

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 . 6 (50) ноябрь-декабрь ^

• маркетинговая служба Лувра, включающая в себя четыре отдела, обеспечивает работу с посетителями, занимается распространением информации о музее и проходящих в нем экспозициях;

• в Лувре можно приобрести за 50 евро специальную музейную карту (Paris museum pass), которая позволяет в течение 4 дней неограниченное количество раз посетить 36 самых известных музеев Парижа, включая Лувр, Триумфальную арку, Парижскую оперу и др. При этом во всех посещаемых местах бесплатно предлагаются путеводители на разных языках, в том числе и на русском.

Централизованное финансирование культуры из государственных средств характерно и для Италии, в которой находится больше объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, чем в какой-либо другой стране. Традиции трепетного отношения к объектам культурного наследия наложили свой отпечаток на формы и объёмы финансирования культуры, определили более строгие, чем в других странах, ограничения на работу с ними. Например, культурные мероприятия в Италии разрешено организовывать только правительственным организациям, а частным лицам — только если они имеют специальное разрешение.

В Испании также действует романская модель финансирования культуры. Значительная часть доходов этой страны составляет туризм в сфере культуры. Его доля в ВВП страны выросла за прошлый год на 2,6%, что дало дополнительно 17000 рабочих мест и 2 млрд. 678 млн. евро прибыли.

Для Германии, Швеции, Финляндии, Норвегии и Дании характерна германская модель финансирования культуры, заключающаяся в преобладании в этой сфере средств местных бюджетов и независимых фондов при административной поддержке центральной власти. В этих странах распространена грантовая поддержка культурных проектов, механизмы которой отличаются в зависимости от особенностей местного законодательства. Гранты выделяются на поддержку концертной деятельности, на организацию художественных выставок, постановку

спектаклей, съемку кинофильмов, на «создание временного творческого коллектива», организацию конкурсов и фестивалей и т.п. Гранты выдаются как организациям, так и частным лицам.

Британская модель финансирования культуры предполагает диверсификацию источников поступаемых средств. Совместное финансирование культуры бизнесом и государством было вызвано сокращением государственного финансирования культуры в связи с увеличением расходов на оборону в период «холодной войны». Фандрайзинг заключается в концентрации средств корпораций, выделяемых на культурные проекты, на специальных счетах агентств-посредников. Эти агентства занимаются поиском перспективных проектов в области культуры и искусства с целью их дальнейшего финансирования совместными усилиями государства и частного капитала. По такому принципу уже более 30 лет действует Европейское агентство «Arts&Business», работая одновременно, казалось бы, в таких далёких друг от друга в банковской и театральной сферах. Через это агентство проходит свыше 10% от всех средств, выделяемых на финансирование искусства Великобритании. Оно регулярно устраивает конкурсы проектов в сфере культуры и искусств, благодаря чему финансирование получают самые привлекательные среди них.

Американская модель альтернативного финансирования — самая старая модель, так как сам фандрайзинг зародился именно в США. Правда, первоначально сфера деятельности некоммерческих негосударственных организаций была крайне узка и мало касалась культуры. Некоторые объясняют это тем, история США (Нового Света) слишком молода и не имеет столь богатых культурных традиций, как в Европе. Распространение финансового кризиса привело к существенному снижению государственного финансирования социально-культурных проектов, что приводит к появлению всё новых видов и форм фандрайзинга, среди которых и те, что не подлежат налогообложению. Известно, что основная часть учреждений культуры

США является частной, а не государственной, и поэтому отсутствуют прямые государственные субсидии в культурную сферу. Однако государственная власть постоянно подчерки-

вает важность культуры в жизни общества, и отсутствие прямого финансирования компенсируется поддержкой в виде широко распространенных грантов значительного размера.

Примечания

1. Куликова, Ю. П. Фандрайзинг в сфере культуры / Ю.П. Куликова // Клаузура. — 2012. — 30 марта.

2. Любимов, А. П. Рецензия на книгу Е.В. Скурко «ВТО: введение в правовую систему» / А.П. Любимов // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. — Москва. — 2003. — Вып. 6. — С. 43—45.

3. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2006. — 495 с. — (Библиотека словарей «ИНФРА-М»).

4. Тульчинский, Г. Л. Привлечение и аккумулирование финансовых средств: фандрайзинг в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский. — Санкт-Петербург, 1998.

5. Щитова, Н. Г. Проблемы благотворительности, меценатства и спонсорства / Н.Г. Щитова // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. — 2010. — № 2, 3 (97, 98). — С. 18—21.

СУ ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ

Е. В. Сигаева

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассмотрена правовая культура общества через существующие нормы административной ответственности по валютному регулированию с учетом последних изменений в законодательстве

РФ.

Ключевые слова: правовая культура, административная ответственность, валютное регулирование, валюта, штрафные санкции.

In this article discussed legal culture of society through the existing rules of administrative responsibility on currency regulation to reflect the latest changes in the legislation of the Russian Federation. Key words: legal culture, administrative responsibility, currency regulation, currency, penalties.

Соблюдение законодательных актов государства обществом — одно из условий развития России как цивилизованного и правового государства. В 2012 году Президентом РФ утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». Принятие вышеперечисленных основ,

в частности, направлено на формирование высокого уровня правовой культуры населения, безусловного уважения к закону, правопорядку и суду.

Нарушение норм права должно вести к неотвратимости наказания и надлежащей ответственности по самым различным основаниям с учетом принципов права (4).

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 115-118 115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.