13 (268) - 2012
Вопросы управления
УДК 334.7
МЕХАНИЗМЫ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ ПРИ ИЗМЕНЕНИЯХ РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ
В. А. ДОЛЯТОВСКИЙ,
доктор экономических наук, профессор кафедры системного анализа и управления E-mail: dvaleri@inbox. ru Южный федеральный университет
М. В. ГРЕЧКО,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления в образовании E-mail: Mishanya1981@mail. ru Педагогический институт Южного федерального университета
Авторами представлены постановки и решение задач адаптации вуза к изменениям рынков образовательных услуг, труда, НИР, внешних организаций. Разработана модель ситуационного управления вузом и приведены оценки адаптивных свойств вузов.
Ключевые слова: адаптивное управление, вуз, рынок труда, оценка, свойство.
Введение
В современном интеллектуальном обществе основой прогресса и роста экономики становятся интеллектуальные технологии, обучающиеся и адаптивные системы управления. Системы управления называются адаптивными, если они могут изменять свою структуру или функции в зависимости от изменения внешней или внутренней среды, а также внешних возмущений. Высокие
темпы обновления знаний (ежегодно обновляются 5 % фундаментальных и 20 % профессиональных знаний, объем информации удваивается в настоящее время за 20 мес.) требуют адаптации вузов к росту информационных потоков.
Существует несколько подходов к управлению вузом: вуз рассматривается как самоорганизующаяся система [3], как адаптивная открытая система [4], как информационно-развивающаяся система [2]. Рассмотрим суть адаптивного подхода к управлению вузом и проведем анализ уровней адаптации ряда высших учебных заведений.
Организация адаптивного управления вузом
Под адаптацией в широком смысле слова принято понимать процесс приспособления системы к изменению некоторых внешних условий. В понятие
адаптации как активного действия (управления) обычно вкладывают два смысла: приспособление к фиксированной среде (пассивная адаптация) и поиск среды, адекватной данной системе (активная адаптация).
Возникают два вопроса при создании адаптивных систем: какова цель адаптации, т. е. каковы показатели эффективности функционирования системы при использовании адаптации, и каков механизм реализации адаптивных свойств, т. е. какими способами достигается поставленная цель?
Поскольку вуз является открытой системой, то его функционирование определено взаимодействием с четырьмя элементами внешней среды (рис. 1).
Вуз получает информацию о состоянии рынка НИР и заказы на проведение исследований Ы, воздействуя на этот рынок контактами с фирмами п. Взаимодействие с рынком абитуриентов а определяется контактами со школами, рекламой, распространением информации, реакцией на которые является поток абитуриентов А. Взаимодействие с министерством, администрацией, муниципальными службами определяется потоками и1, и1, при этом вуз может участвовать в решениях региональных проблем. Рынок труда является источником информации о реальных потребностях в специалистах и2 и выполненных заказах на подготовку выпускников и2.
С системных позиций эти взаимодействия вуза с внешним окружением можно описать системой уравнений:
А = дао, г, ОП, /, ППС, Т], где А(0 - переменные, описывающие рынок абитуриентов;
г - вектор рекламных воздействий вуза; ОП - вектор образовательных программ вуза; / - векторная оценка имиджа вуза; ППС - вектор характеристик профессорско-преподавательского состава; Т - используемые технологии учебного процесса;
N = ЛЫ(0, Р, N Е, ¥, ППС],
Рис. 1. Схема основных взаимодействий вуза: А - поток абитуриентов; а - взаимодействие с рынком абитуриентов; N - информация о состоянии рынка НИР и заказы на проведение исследований;
п - контакты с фирмами; и1 - взаимодействие внешних организаций с вузом; и1 - взаимодействие вуза с внешними организациями; и2 - выполненные заказы на подготовку выпускников; и2 - информации о потребностях в специалистах
где N(0 - переменные, описывающие рынок научных исследований; Р - потребность в НИР;
N - количество инновационных предприятий; Е - уровень эффективности экономики; У - уровень проводимых НИР;
их = /з[Ц(0, с, Ь, ОП, д, 6нир, ¿], где и^) - вектор характеристик внешних организаций;
С - стандартные требования к работе вуза (государственные образовательные стандарты, качество подготовки);
L - ограничения вуза по ресурсам и возможностям;
q - требования к качеству работы вуза; QНИР - достигнутое качество НИР вуза, уровень исследований;
и2 = /4(П, /, ОП, Г, Е, р), где П - вектор потребностей экономики в специалистах;
р - вектор структуры безработных. Каждое уравнение характеризует зависимость реакций вуза на изменения ситуации в окружении. Например, при росте интереса на рынке абитуриентов к новым образовательным программам вуз расширяет их количество, ориентируясь на изменения спроса.
Адаптивный механизм управления эффективностью вуза как хозяйствующего субъекта (рыночный подход) состоит из двух контуров управления: стратегического, который определяет политику развития вуза, сформированную исходя из миссии и ситуации
Стратегическая
Изменение политики, целей.
Новые формы обучения. Новые образовательные программы. Перспективные НИР
Адаптация вуза
Тактическая
Изменение технологий обучения. Расширение НИР. Изменение структуры. Изменение менталитета. Целевая подготовка
Рис. 2. Структура процессов адаптивного управления вузом
Оперативная
Реклама вуза. Взаимодействие с предприятиями.
Внедрение новых форм обучения и образовательных программ
а —
п —
М -►
и -N
Оценка реакции рынков
Обратная связь
Рис. 3. Схема адаптивного управления вузом
внешней для вуза среды, и оперативно-тактического, включающего мониторинг рынка труда, НИР и рынка образовательных услуг, оценку сложившейся ситуации и выработку реакций приспособления к изменяющимся условиям функционирования (рис. 2).
Для реализации адаптивного управления можно применить схему получения и обработки информации и принятия адаптивных решений (рис. 3).
Вуз осуществляет мониторинг сегментов рынков, анализирует их отдельные параметры и формирует оценку ситуации. На основе анализа состояний внешней и внутренней среды выбираются адаптивные решения а, п, ир и2, которые вуз реализует и оценивает реакции среды.
Модель ситуационного управления вузом
Для управления вузом рассматриваются несколько подходов: Б. Сторн определяет факторы изменений структуры и функций вуза, децентрализации и гибкости управления [1], П. Сенге обра-
щает внимание на наращивание технологического потенциала вуза [3], М. Болдридж акцентирует внимание на изменениях организационной культуры и разнообразия элементов вуза [5].
Рассмотрим модель ситуационного управления вузом. Рыночные сигналы формируют вектор состояния внешней среды вуза 5в, при этом состояние внутренней среды вуза описывается вектором 5. Декартово произведение (5" = 5в 5) состояний внешней и внутренней среды вуза формирует множество ситуаций «5, которые формируют матрицу. На множестве ситуаций определяются адекватные им решения Я.. в клетках матрицы, которые и формируют модель ситуационного управления вузом (табл. 1).
Таблица 1
Модель ситуационного управления вузом
Состояния $ $в1 $в2 вп
51 Я11 Я12 Я1п
52
5 т Ят 1 Я тп
Таблица 2
Адаптация некоторых университетов к окружающей среде
Университет Характер деятельности Вызовы внешней среды Адаптивные реакции вузов
Нью-Йоркский университет Один из самих крупных многопрофильных частных университетов США Сокращение государственного финансирования Развитие структур бизнеса, соединение бизнеса кафедр с обучением. Сильный президент и попечительский совет (централизация власти). Сетевая структура университета. Децентрализованные факультеты и структурные подразделения, централизованное финансовое планирование
Мичиганский университет Крупный государственный многопрофильный университет США Многонациональный контингент студентов Адаптация менеджмента к среде студентов с разными национальными культурами, культурное разнообразие жизни студентов, учет особенностей культур в процессах обучения
Университет Калифорнии Крупный государственный, многопрофильный университет США Сокращение государственного финансирования Стабилизация стоимости обучения через реструктуризацию университета и расширение объемов НИР. Интегрированное планирование. Корпоративное управление. Эффективное финансовое управление (на счетах университета 28 млрд долл.)
Рассмотрим состояния для первой ситуации.
Бък = <имеется большой спрос на направление «менеджмент> & ^ = <мало заявлений на направление «экономика» >.
Решение Яи: <увеличить набор на направление «менеджмент» и уменьшить набор на направление «экономика» >.
Теперь состояния для первой ситуации.
Если 5"вк = <предприятия заинтересованы в консалтинге по реальному маркетингу> & ^ = <вуз имеет квалифицированных специалистов с опытом консалтинга> то решение: <организовать малое консалтинговое предприятие по проблемам маркетинга>.
Таким образом, можно формализовать в виде матрицы основные решения на изученных ситуациях.
Для более гибкого приспособления вуза целесообразно выделить центры прибыли (стратегические зоны хозяйствования), в качестве которых могут выступать факультеты, кафедры, которым должна быть предоставлена достаточная автономия. Тогда оперативно-тактический уровень управления можно рассматривать как уровень взаимодействующих между собой подсистем (центров прибыли), причем данные подсистемы являются самоорганизующимися.
Реализация стратегии управления вузом в условиях неопределенной внешней среды должна использовать способности его структурных единиц к самоорганизации. По сути дела, центры формирования прибыли - факультеты, кафедры выпускают готовые продукты: специалистов, научные
разработки, новые образовательные программы, соответствующие новым требованиям рынка, технологии и методики и реализуют их на рынках. И реакция вуза на изменения ситуаций формируется в основном на структурном уровне своих подразделений, функционирующих для удовлетворения потребностей (конъюнктурного спроса) рынка труда и конечных потребителей. Например, университеты, входящие в первую двадцатку лидирующих вузов мира, вырабатывают адекватные среде адаптивные реакции (табл. 2).
Методика оценки адаптивных свойств систем управления вузами
Адаптивные свойства управления ростовских вузов можно оценить на основе экспертных оценок проявлений адаптивных качеств в управлении вузами. Используя некоторые оценки, предложенные в работе [1], введем характеристики адаптации вузов в виде списка: х1 - степень реакции на проведение реформы образования; х2 - степень автономии коммерческой деятельности; хз - уровень внедрения изменений; х4 - уровень собственных источников финансирования; х5 - уровень качества адаптивных решений; х6 - уровень менеджмента в вузе; х7 - степень ориентации на адаптивные изменения вуза; х8 - степень ориентации на требования рынка труда; х9 - степень децентрализации структур и принятия решений; х10 - степень отдачи НИР; у - общая оценка адаптивных свойств управления вузом.
В качестве объектов исследования выбраны десять вузов, занимающих конкурентные позиции на региональном рынке образовательных услуг. Восемь экспертов, изучающих проблемы высшего образования, дали оценки введенных качеств по десятибалльной шкале (1 - низкий уровень качества, 9 - высокий уровень), сначала давалась лингвистическая оценка (низкий - 1, средний - 3, существенный - 5, значительный - 7, высокий - 9), которая затем переведена в балльную оценку. Для определения весовых коэффициентов качеств применена априорно заданная шкала соотношений показателей. Если 7 - ранг качества, 1 = 1, 2,..., 10, а w1 - максимальное значение весового коэффициента, то весовые коэффициенты распределены в соответствии с уравнением Ж (1) = к (1 - 1) +w1.
Задав соотношение весов О = м>п / Ж1 > 1, получаем формулу расчета весовых коэффициентов адаптивных качеств вуза
Ж(1) = wi= {2 / [п (О + 1)]} / {О - [(1 - 1) (О - 1) / (п - 1)}.
На основе усредненных оценок экспертов (коэффициент конкордации q = 0,74 >0,7) построена матрица оценок показателей адаптации вузов (табл. 3).
Экспертные оценки ад
Расчеты взвешенных оценок адаптивности вузов дали следующие показатели: Е1 = 6,97, Е2 = 5,379, Е3 = 4,87, Е4 = 3,99, Е5 = 4,87, Е6 = 3,87, Е7 = 3,71, Е8 = 5,35, Е9 = 5,27, Е10 = 4.3, т. е. показатели адаптивности вузов существенно различаются. Кластерный анализ методом Варда выделил четыре кластера:
- Южный федеральный университет;
- Южно-Российский государственный технический университет, Ростовский международный институт экономики и управления, Таганрогский государственный педагогический институт;
- Донской государственный технический университет, Ростовский государственный строительный университет;
- остальные вузы (им нужно корректировать свою политику и повысить адаптивные свойства). Оценку влияния факторов на адаптивность вуза
можно получить на основе анализа совокупности факторных признаков, отражающих влияние различных аспектов внешней среды на результирующий показатель.
Для построения линейного многофакторного уравнения регрессии отобраны факторы Х1 Х2 Х4
Таблица 3
1тивных свойств вузов
Вуз Толчок: реформа Степень автономии коммерческой деятельности Степень ведения изменений Наличие собственных источников финансирования Коллегиальные формы принятия решений Степень профессионального менеджмента Ориентация на изменения Степень ориентации на рынок труда Децентрализованная структура и принятие решений Развитие НИР Адаптационные свойства
Южный федеральный университет - 7 7 5 7 6 5 6 6 5 6
Южно-Российский государственный технический университет 7 6 6 4 6 6 5 6 6 5 6
Ростовский государственный строительный университет 8 5 5 4 5 4 4 5 4 4 4
Ростовский государственный экономический университет 6 5 5 4 4 4 3 3 3 3 3
Донской государственный технический университет 7 6 6 6 4 3 5 4 3 4 5
Северо-Кавказская академия государственной службы 6 4 5 3 4 3 3 4 3 3 3
Институт управления, бизнеса и права 5 7 4 4 3 3 3 3 3 2 3
Ростовский международный институт экономики и управления 6 7 6 7 4 5 5 5 4 4 5
Таганрогский государственный педагогический институт 7 6 6 5 5 5 5 4 4 4 5
Ростовский государственный университет путей сообщения 6 5 5 5 3 4 4 4 3 3 4
Х5 Х6 Х7 Х8 Х10 Остальные факторы имели слабую корреляцию с результирующей оценкой у адаптивных свойств вузов. Эконометрическая модель имеет следующий вид:
У = -0,188 - 0,282х1 + 0,306х2 - 0,271х4 -- 0,035х5 - 0,118х6 + 0,718х7 - 0,082х8 + 1,047х10, Д2 = 0, 89, 8,9.
Заключение
Полученное уравнение регрессии адекватно исходным данным и его коэффициенты статистически значимы. Разработанная методика позволяет выбрать, из общего числа факторов, оказывающих влияние на адаптивные свойства вуза, существенные; определить их предельные коэффициенты влияний на адаптивность вуза и оптимизировать механизм позиционирования вуза на рынке образовательных услуг.
Таким образом, показана возможность улучшения адаптации вузов к изменениям основных элементов внешней среды путем решения системы уравнений реакций вузов на факторы внешнего окружения. Построенная модель ситуационного управления вузом позволяет систематизировать опыт адаптивного управления и перейти к построению обучающейся организации. Методика сравнительного анализа адаптивных свойств вузов позволила
ранжировать вузы по их адаптивности и определить недостатки в организации менеджмента вуза. Эти результаты применимы для улучшения систем управления вузами в не полностью определенной среде.
Список литературы
1. Адаптивные структуры // Информационно-справочный портал поддержки систем управления качеством. URL: http://www. quality. edu. ru/quality/ sk/menedjment/vuzstructure/663/.
2. Гречко М. В. Формализация ситуационного управления фирмой // Анализ экономических процессов и информационные технологии: м-лы 4-й Междун. науч.-практ. конф. Днепропетровск: ДНУ, 2011.
3. Долятовский В. А., Золотарев В. С., Ивах-ненко А. В., Гамалей Я. В. Адаптивное управление экономическими объектами в неопределенной среде. Ростов н/Д: РГЭУ, 2005.
4. Долятовский В. А., Рябченко Т. Н., Мазур О. А. Конкурентоустойчивость и управление развитием вуза на рынке образовательных услуг: монография. Невинномысск: НИЭУП, 2007.
5. Долятовский В. А., Рябченко Т. Н., Мазур О. А. Стратегическое планирование деятельности вуза на рынках образовательных услуг: монография. Невинномысск: НИЭУП, 2005.