Научная статья на тему 'Механизм взаимодействия налоговых органов с администраторами доходов бюджета в процессе мобилизации платежей в бюджет'

Механизм взаимодействия налоговых органов с администраторами доходов бюджета в процессе мобилизации платежей в бюджет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
557
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАВНЫЙ АДМИНИСТРАТОР ДОХОДОВ БЮДЖЕТА / АДМИНИСТРАТОР ДОХОДОВ БЮДЖЕТА / БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ЗАЧЕТ (ВОЗВРАТ) ПЛАТЕЖЕЙ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА / OFFSET (REFUND) OF PAYMENTS / THE CHIEF ADMINISTRATOR OF BUDGET REVENUES / THE ADMINISTRATOR OF REVENUES OF THE BUDGET / THE BUDGETARY POWERS / FORMS OF INTERACTION / EXCHANGE OF INFORMATION / ELECTRONIC DOCUMENT MANAGEMENT / BUDGET BALANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казарян Тигран Рубенович

В статье рассматриваются бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджета, формы взаимодействия между ними, обосновываются возможные направления их совершенствования, что обеспечит сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with budgetary authority chief administrators of budget revenues, the forms of interaction between them, justified by the possible areas of improvement that will ensure balanced budgets, the budgetary system of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Механизм взаимодействия налоговых органов с администраторами доходов бюджета в процессе мобилизации платежей в бюджет»

Т. Р. Казарян

МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ С АДМИНИСТРАТОРАМИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА В ПРОЦЕССЕ МОБИЛИЗАЦИИ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ

Аннотация

В статье рассматриваются бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджета, формы взаимодействия между ними, обосновываются возможные направления их совершенствования, что обеспечит сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Annotation

The article deals with budgetary authority chief administrators of budget revenues, the forms of interaction between them, justified by the possible areas of improvement that will ensure balanced budgets, the budgetary system of the Russian Federation.

2012 № 3

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Ключевые слова

Главный администратор доходов бюджета, администратор доходов бюджета, бюджетные полномочия, формы взаимодействия, обмен информацией, электронный документооборот, зачет (возврат) платежей, сбалансированность бюджета.

Key words

The chief administrator of budget revenues, the administrator of revenues of the budget, the budgetary powers, forms of interaction, exchange of information, Electronic document management, offset (refund) of payments, budget balance.

Известно, что доходы бюджета служат финансовой базой деятельности субъектов государственной власти и местного самоуправления и являются одним из важнейших методов государственного регулирования социальноэкономического развития через установление конкретных форм денежных отношений с организациями и физическими лицами, обеспечивающих динамичный рост отраслей экономики, устойчивость всех макроэкономических показателей, сбалансированность государственных и муниципальных финансов и повышение качества жизни населения.

Необходимо обратить внимание, что термин «администрирование доходов бюджета» был введен в российскую практику в 2005г. Как справедливо замечает Л.Д. Бежина: «Для основной части администраторов доходов бюджета это направление в их деятельности было новым. На тот момент они не имели понятия ни об объемах предстоящей работы, ни о методах ее выполнения, что, конечно же, вызывало определенные трудности в выполнении функции администрирования» [1,с.33]. Можно

выделить следующие негативные моменты, отрицательно повлиявшие на деятельность администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в ходе проведения бюджетной реформы:

отсутствие четких определений «главный администратор доходов бюджета» и «администратор доходов бюд-

жета», их законодательно закрепленных бюджетных полномочий;

несвоевременное представление главными администраторами нормативно-правовых актов;

отсутствие механизмов взаимодействия между администраторами доходов бюджета;

недостаточную разъясни-тельную работу администраторов доходов бюджета с плательщиками налоговых и неналоговых платежей по заполнению реквизитов платежных документов;

наличие огромного количества платежных документов на бумажных носителях, требующих внедрения электронного документооборота.

С 2007 г. механизм администрирования доходов бюджета коренным образом начал перестраиваться в связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в частности, были введены понятия: «главный администратор доходов бюджета», «администратор доходов бюджета», разграничены бюджетные полномочия между ними [2]. Ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главным администратором доходов бюджета является определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) яв-

ляющиеся администраторами доходов бюджета. К бюджетным полномочиям главного администратора доходов бюджета в соответствии со ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся:

формирование перечня подведомственных ему администраторов доходов бюджета;

представление сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;

представление сведений для составления и ведения кассового плана;

формирование и представление бюджетной отчетности главного администратора доходов бюджета.

В целях реализации своих полномочий главный администратор доходов бюджета должен произвести последовательно следующие действия:

издание нормативного правового акта, обеспечивающего ведение подведомственными администраторами бюджетного учета поступлений;

принятие от подведомствен-ных учреждений бюджетной отчетности о поступлениях в установленном Минфином России порядке представления и составления бюджетной отчетности;

формирование бюджетной отчетности главного распорядителя средств бюджета;

представление главным распорядителем средств бюджета бюджетной отчетности в соответствующий финансовый орган (в Федеральное казначейство в части доходов федерального бюджета) и формирование прогнозов, поступлений, закрепленных за ним доходов бюджета и средств бюджета;

представление главным администратором доходов бюджета прогнозов в соответствующий финансовый орган: краткосрочных прогнозов - в порядке, установленном финансовым органом для составления кассового плана; прогнозов на среднесрочную перспективу -

в порядке, установленном финансовым органом для формирования проекта бюджета.

Администратором доходов бюджета согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации является орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Как следует из определения, основной обязанностью администратора доходов является начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Кроме того, на администраторов доходов возложены следующие полномочия, закрепленные в ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации:

взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление поручения в орган федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином РФ;

принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представление уведомления в орган федерального казначейства;

формирование и представление главному администратору доходов бюджета сведений и бюджетной отчетности, необходимых для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета.

Свои полномочия администраторы доходов осуществляют в порядке, установленном бюджетным законодательством, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов, в ведении которых они находятся, правовыми актами.

Перечень главных администраторов доходов бюджета устанавливается законом (решением) о бюджете. Закрепление за главными администраторами доходов бюджета кодов классификации доходов бюджета производится исходя из осуществляемых ими полномочий по

предъявлении требований о передаче публично-правовому образованию

имущества, в том числе денежных средств. Так, перечень главных администраторов доходов федерального бюджета утвержден Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012г. и плановый период 2013 и 2014 годов» от 30.11.2011г. [3]. В него вошли 88 федеральных органов исполнительной власти, основными из которых являются: ФНС России, ФТС России, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, администрирующих почти 96% всех доходов указанного бюджета.

В таблице 1 приведен перечень обязательных платежей (налоговых и неналоговых доходов), администрируемых ФНС России.

Таблица 1. Состав обязательных платежей, администрируемых ФНС России

Код бюджетной классификации Российской Федерации Наименование главного администратора доходов федерального бюджета

главног о админи стратор а доходо в доходов федерального бюджета

1 2 3

Федеральная налоговая служба

182 1 01 01000 00 0000 110 Налог на прибыль организаций

182 1 03 01000 01 0000 110 Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

182 1 03 02000 01 0000 110 Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

182 1 04 01000 01 0000 110 Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

182 1 04 02000 01 0000 110 Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации

182 1 07 01000 01 0000 110 Налог на добычу полезных ископаемых

182 1 07 02000 01 0000 110 Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции

182 1 07 03000 01 0000 110 Водный налог

182 1 07 04000 01 0000 110 Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

182 1 08 01000 01 0000 110 Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах

182 1 08 02010 01 0000 110 Государственная пошлина по делам, рассматриваемым Конституционным судом Российской Федерации

Продолжение таблицы 1

182 1 08 02010 01 0000 110 Государственная пошлина по делам, рассматриваемым Верховным судом Российской Федерации

182 1 08 07010 01 0000 110 Государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, за государственную регистрацию ликвидации юридического лица и другие юридически значимые действия

182 1 08 07030 01 0000 110 Государственная пошлина за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц

182 1 09 00000 00 0000 000 Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

182 1 12 02030 01 0000 120 Регулярные платежи за пользование недрами при пользовании недрами (ренталс) на территории Российской Федерации

182 1 12 02080 01 0000 120 Регулярные платежи за пользование недрами (ренталс) при пользовании недрами на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации

182 1 13 01010 01 0000 130 Плата за представление информации, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков

182 1 13 01020 01 0000 130 Плата за представление сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей

182 1 14 03011 01 0000 410 Средства от распоряжения и реализации выморочного имущества, обращенного в доход Российской Федерации (в части реализации основных средств по указанному имуществу)

182 1 14 03011 01 0000 440 Средства от распоряжения и реализации выморочного имущества, обращенного в доход Российской Федерации (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)

182 1 16 03010 01 0000 140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьями 116, 118, 119.1, пунктами 1 и 2 статьи 120, статьями 125, 126, 128, 129, 129.1, 132, 133, 134, 135, 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также штрафы, взыскание которых осуществляется на основании ранее действовавшей статьи 117 Налогового кодекса Российской Федерации

182 1 16 03030 01 0000 140 Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

По итогам 2009г. ФНС России как главный администратор доходов бюджета обеспечила поступления в бюджетную систему государства в объеме 6288, 3 млрд. руб., в 2010г. -7695,8 млрд. руб., в 2011г.- 9720,0 млрд. руб., то есть прирост доходов составил

почти 55%, что связано не только с восстановительным ростом экономики, но и совершенствованием налогового администрирования, в то числе

взаимодействия с налогоплательщиками.

В таблице 2 представлены данные о поступлениях, администрируемых ФНС России, в федеральный бюджет и

консолидированные субъектов РФ.

бюджеты

Таблица 2. Динамика поступлений, администрируемых ФНС России, в бюджетную систему Российской Федерации, млрд.руб.

(Составлена автором по данным официального сайта ФНС России - электронный ресурс.

Режим доступа: www.nalog.ru)

2010г. 2011г. В % к 2010г.

Поступило, всего 7695,8 9720,0 126,3

в том числе: - в федеральный бюджет 3207,2 4480,8 139,7

- в консолидированные бюджеты субъектов РФ 4488,6 5239,1 116,7

удельный вес, % 58,3 53,9

Таким образом, ФНС России обеспечивает доходными источниками, в первую очередь, бюджеты субъектов РФ, где доля администрируемых ею платежей составила 58,3% в 2010г.,

53,9% - в 2011г. от всего объема поступлений.

В таблице 3 приведена структура налоговых платежей,

администрируемых ФНС России.

Таблица 3. Структура налогов, поступивших в бюджетную систему России, администрируемых ФНС России.

(Составлена автором по данным официального сайта ФНС России - электронный ресурс.

Режим доступа: www.nalog.ru)

Наименование доходов 2010г. 2011г.

млрд.руб. % млрд.руб. %

Поступления, всего 7695,8 100,0 9720,0 100,0

в том числе: Налог на прибыль организаций 1774,4 23,1 2270,3 23,3

Налог на доходы физических лиц 1666,5 21,7 1994,9 20,5

НДС 1383,9 18,0 1844,9 18,9

Акцизы 441,4 5,7 603,9 6,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоги на имущество из их: 628,2 8,2 678,0 7,0

- налог на имущество физических лиц 15,6 0,2 4,9 0,00

- налог на имущество организаций 421,7 5,5 467,5 4,8

- транспортный налог 75,6 0,98 83,2 0,86

- земельный налог 115,4 1,5 122,2 1,3

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1440,8 18,7 2085,0 21,4

Анализ данных таблицы 3

свидетельствует, что наибольший

удельный вес в администрируемых ФНС России поступлениях приходился на налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц, имеющих тенденцию к росту в

абсолютных показателях. Увеличение объемов поступлений налогов, сборов и регулярных платежей за пользование

природными ресурсами связано с ростом цен на нефть с 76,7$ в декабре 2009г. - ноябре 2010г. до 108,0$ в декабре 2010г. - ноябре 2011 г., почти на

41%.

В процессе зачисления доходов в бюджетную систему страны ФНС России находится в непосредственном взаимодействии с другими главными администраторами доходов бюджета.

Схема их взаимодействия при исполнении доходов бюджетов разных уровней имеет многоплановую структуру, состоящую из трех направлений. Под первым

направлением взаимодействия

понимается информационный объем между главными администраторами доходов бюджета. Участниками второго направления взаимодействия являются главные администраторы доходов бюджета и органы, организующие планирование и исполнение бюджетов разных уровней. К третьему

направлению относятся органы Федерального казначейства и органы, организующие планирование и исполнение всех бюджетов.

Взаимодействие ФНС России с другими главными администраторами доходов бюджета регулируется 69 соглашениями о сотрудничестве между ними. Такие соглашения заключены с Федеральным казначейством, МВД России, ФТС России, Росфиннадзором, Росфинмониторингом, Росреестром, органами государственных внебюджетных фондов, другими главными администраторами доходов бюджета. Анализ результатов взаимодействия главных администраторов доходов бюджета позволил отметить недостатки:

- низкое качество информационного обмена данными;

- несовершенство законо-

дательства, регулирующего отношения в области налоговых и неналоговых доходов бюджета;

- сложность и длительность процедур осуществления зачета и возврата платежей из бюджетов бюджетной системы РФ. Устранение данных недостатков требует решения ряда проблем.

Установлено, что проблема достоверности и полноты сведений, получаемых ФНС России и ее территориальными органами от других главных администраторов доходов бюджета, напря-

мую влияет на результаты работы. Как видно из данных, представленных в таблице 3, фискальное значение имущественных налогов невелико в доходах бюджетной системы РФ. В 2010 г. их удельный вес составил 8,2% в общем объеме администрируемых платежей, в 2011 г. - 7,0%. Между тем меры по увеличению роли имущественных налогов в доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ рассматриваются как одно из приоритетных направлений работы налоговых органов. Налоговая база до сих пор по указанным налогам определяется на основании сведений, представленных другими главными администраторами доходов бюджета, которые могут быть неполными, неактуальными и некорректными, что приводит к невозможности правильного исчисления налогов, возникновению споров с налогоплательщиками, образованию налоговой задолженности. Так, налоговые органы на основании данных Росреестра (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии) рассчитывают земельный налог и налог на имущество физических лиц. Росреестр, созданный в марте 2009 г., объединил информационные ресурсы Роснедвижимости, Росрегистрации,

Роскартографии с целью организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Законодательством РФ предусмотрено ведение в электронном виде Государственного кадастра недвижимости с 2000 г., единой регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним -только с 2008 г. Учет объектов капитального строительства в Государственном кадастре недвижимости в полном объеме в электронном виде будет осуществляться только с 1 января 2013 г. Общий объем сведений, который в

электронном виде должен содержаться в базах данных Росреестра, составляет около 150 млн. объектов недвижимости. Безусловно, одномоментно обеспечить полноту и достоверность этих сведений непросто. В настоящее время налоговые органы и Росреестр осуществляют верификацию информационных ресурсов. Следовательно, эффективность администрирования имущественных налогов напрямую зависит от качества информации, представленной главными администраторами доходов бюджета друг другу.

ФНС России активно взаимодействует с таким администратором доходов бюджета, как Федеральное казначейство. Особенно следует отметить систему электронного документооборота между службами, внедрение которой позволило поднять работу администраторов доходов бюджета на более высокий уровень и обеспечить сокращение сроков обработки огромного количества документов. Особого внимания требует проблема невыясненных поступлений. Несмотря на систематически осуществляемую работу, направленную на их сокращение, объем невыясненных поступлений остается достаточно большим. Ежедневно к выписке банка по электронным каналам связи поступает около 15-20% платежных документов плательщиков, не соответствующих требованиям, что свидетельствует о неэффективной работе администраторов доходов бюджета по своевременному и правильному доведению платежных реквизитов до организаций и физических лиц. Несмотря на принимаемые меры, также не удается решить вопрос автоматизации по уплате платежей в бюджетную систему страны, на основании квитанции формы ПД-4.

Все вышеизложенное подтверждает необходимость дальнейшего совер-

шенствования механизма взаимодействия всех администраторов доходов бюджетов в процессе мобилизации платежей в бюджетную систему Российской Федерации в части формирования транспорентной правовой базы и качественной информации, разработки информационных технологий для обеспечения ее сбалансированности.

Библиографический список

1.Бежина Л. Д. Администрирование доходов бюджета - взгляд казначея// Фи-нансы.-2012.-№2.-С.33-35.

2.Федеральный закон «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от

31.07.1998г. с изменениями и дополне-ниями//СПС «Консультант-Плюс».

3.Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012г. и плановый период 2013 и 2014 годов» от 30.11.2011г.// СПС «Консультант-Плюс».

4.Указ Президента РФ «О федеральной

службе государственной регистрации, кадастра и картографии» от

25.12.2008г.// СПС «Консультант-

Плюс».

Bibliographic list

1.Begina L.D. Administration of budget revenues is the view of the Treasurer// Finance. -2012. -№2. -P. 33-35.

2.The Federal law «Budget code of the Russian Federation» from 31.07.1998 with the amendments and additions//SPS «Consultant-Plus».

3.The Federal law «on the Federal budget for 2012 and the planning period of 2013 and 2014» from 30.11.2011// The URF «Consultant-Plus».

4. The decree of the President of the Russian Federation «On the Federal service of state registration, cadastre and cartogra-phy» dated 25.12.2008// The URF «Consultant-Plus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.