НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
МЕХАНИЗМ ВОСПРОИЗВОДСТВА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОРПОРАЦИЙ
А.А. Сычев,
доцент кафедры институциональной экономики Государственного университета управления (г. Москва),
кандидат экономических наук [email protected]
И.В. Никитенко,
соискатель Государственного университета управления (г. Москва)
В статье обоснована необходимость создания механизма воспроизводства кадрового потенциала (резерва). Рассмотрен опыт подготовки кадров в высокотехнологичной корпорации ГК «Росатом». Выдвинута гипотеза о возможности использования имеющегося опыта подготовки высококвалифицированных кадров ГК «Росатом» в других высокотехнологичных корпорациях.
Ключевые слова: высокотехнологичные корпорации, ГК «Росатом», воспроизводство кадрового потенциала, инновационное развитие
УДК 334 ББК 65.29
Современное общество можно охарактеризовать стремительным развитием научного и технологического потенциала. В условиях глобальной конкуренции, приоритетной задачей экономического развития нашей страны становится ее модернизация и диверсификация, направленная на создание новых производств, в первую очередь в отраслях шестого технологического уклада. Приоритетным направлением развития высокотехнологичных корпораций и социально-ориентированной системы страны в целом, является подготовка инновационного кадрового потенциала для модернизации производства, внедрение научно-технических достижений, и, как следствие, повышение доли наукоемких, инновационно-ориентированных производств. В виду данных обстоятельств, вопрос о воспроизводстве интеллектуального потенциала является очень актуальным [4].
Большое внимание этому вопросу уделяет высокотехнологическая корпорация — ГК «Росатом». Уже имеющиеся разработки и опыт подготовки кадрового потенциала, а также определенные заделы по сотрудничеству университетов и бизнеса в области подготовки персонала, в том числе и в результате международного взаимодействия, могут быть весьма полезны и применимы в деятельности других высокотехнологичных корпораций.
Необходимо понимать, что на пути создания международного механизма взаимодействия, все заинтересованные стороны могут столкнуться с рядом проблем. Нами была проанализирована информация о существующих проблемах и ожидаемых результатах подобного сотрудничества в сфере атомной энергетики [8].
Проблемы:
• определение экономических и стратегических ориентиров;
• определение целевых университетов в странах-партнерах в сфере атомной энергетики;
• поиск ресурсов для поддержания сотрудничества (источники — правительство и бизнес);
• поиск наиболее эффективных путей и механизмов сотрудничества (совместные программы, обмен студентов и об-
414
мен опыта профессорско-преподавательского состава, совместные научные проекты и т.д.).
Ожидаемые результаты:
• надежное эффективное партнерство университетов, бизнеса и власти;
• подготовка высококвалифицированных специалистов для атомной отрасли в странах-партнерах;
• развитая образовательная инфраструктура в странах-партнерах (международные программы, приумножение знаний т.д.);
• популяризация ядерного образования и роста общественного признания в странах-партнерах.
В настоящее время в высокотехнологичной корпорации ГК «Росатом» существует консорциум ВУЗов, который является институциональным механизмом взаимодействия ВУЗов, ГК «Росатом» и стран-партнеров. Целью функционирования консорциума является формирование эффективной корпоративной системы подготовки квалифицированных кадров для выполнения задач высокотехнологичной корпорации, а также создания эффективной инновационной системы атомной отрасли и реализации инновационных проектов на основе интеграции научного, образовательного и инновационного потенциала. В состав консорциума ВУЗов ГК «Росатом» входит 13 учебных заведений и научно-исследовательских институтов. Функционирование данного института происходит при активном участии международных организаций и бизнес среды. Создание подобных консорциумов позволяет решить проблему дефицита квалифицированных кадров, в результате чего, в 2014 г. 60% высокотехнологичных кадров воспроизводятся благодаря функционированию данной институциональной структуры.
Хотелось бы отметить тот факт, что консорциум ВУЗов ГК «Росатом» занимается воспроизводством кадрового резерва не только для внутреннего пользования, но и предоставляет образовательные услуги таким странам как Вьетнам, Иордания, Монголия, Турция, Бангладеш, Финляндия, Алжир, ЮАР, Нигерия. По окончанию 2014 учебного года, плановая цифра
© ПСЭ, 2014
Рис.1. Процесс формирование кадрового потенциала для высокотехнологичных отраслей (составлено автором)
обучающихся из вышеперечисленных стран должна составить 719 студентов, что является свидетельством высокого уровня работы консорциума ВУЗов и эффективном механизме взаимодействия со странами-партнерами и международными организациями в сфере атомной энергетики, такими как ENEN, IAEA, WNU, EAEC Cooperation council.
Таким образом, международное сотрудничество в сфере образования развивается в двух направлениях — обучение на территории РФ (для таких стран, как Вьетнам, Турция, Бангладеш, Финляндия, Алжир, ЮАР, Нигерия, Монголия) и обучение в периметре стран-партнеров (для таких стран, как Вьетнам, Турция, Бангладеш, Финляндия).
Положительный эффект от подобного рода сотрудничества будет иметь не только РФ, но и международная бизнес среда, которая получит высококвалифицированный персонал для работы в сфере атомной промышленности и энергетики.
Мы считаем возможным адаптировать опыт ГК «Росатом» к другим высокотехнологичным корпорациям. В результате исследования, мы пришли к выводу о необходимости создания консорциума опорных ВУЗов, как институционального механизма взаимодействия ВУЗов и высокотехнологичных корпораций. Целью создания консорциума является формирование эффективной корпоративной системы подготовки квалифицированных кадров для выполнения задач высокотехнологичных корпораций, а также создания эффективной инновационной системы высокотехнологичных отраслей и реализации инновационных проектов на основе интеграции научного, образовательного и инновационного потенциала отрасли [7].
Организация механизма взаимодействия и координация образовательных учреждений, входящих в периметр консорциума опорных ВУЗов, необходимы для обеспечения инновационного характера образования, обеспечения адаптивного характера образования, возможность формирования системы
комплексной оценки качества, развития региональных структур образования, формирования системы непрерывного образования, формирования научно-образовательных центров высокотехнологичных корпораций. Меры по обеспечению эффективного взаимодействия с консорциумом опорных ВУЗов могли бы реализовываться на основании конкретных исследовательских, инновационных и кадровых проектов каждой высокотехнологичной корпорации. Среди них могли бы быть — реализация согласованных с вузами программ повышения качества образования и подготовки кадров для работы в высокотехнологичных отраслях [6].
Результатом организации консорциума опорных ВУЗов будет формирование кадрового потенциала для высокотехнологичных отраслей. Процесс их подготовки и трудоустройства, по нашему мнению, мог бы выглядеть следующим образом (рис. 1).
В рамках нашего исследования показано, что предложенный процесс формирования кадрового потенциала является непрерывным. Считаем возможным предусмотреть участие представителей высокотехнологичных корпораций в совершенствовании учебных программ и планов, а также участие их сотрудников в преподавательской работе, развитие системы практик и стажировок студентов, аспирантов и научно-преподавательского состава вузов в высокотехнологичных корпорациях, развитие системы непрерывного образования персонала, совместное участие в технологических платформах и проектах поддержки развития малого и среднего инновационного бизнеса (например, создание бизнесинкубаторов).
Реализация всех предложенных рекомендаций будет способствовать эффективному механизму воспроизводства кадрового потенциала и инновационному развитию высокотехнологичных отраслей экономики России.
Литература
1. Варфоломеев В.П. Управление высокотехнологичным производством. — М.: Экономика, 2009. — 366 с.
2. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. — М.: Экономика, 2010.
3. Дементьев В.Е. Госкорпорации и стратегия экономического развития России: Доклад на семинаре «Стратегическое планирование». Московская Школа Экономики, МГУ им М.В. Ломоносова, Центр стратегического планирования, 6 марта 2008 г. — М., 2008.
4. Институциональные резервы инновационного развития экономики России / П.С. Толкачев, А.А. Сычев, А.С. Савостицкий, Е.В. Зайцева; Госуд. ун-т управления. — М.: ГУУ, 2009. — 214 с.
5. Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем. — М.: Наука, 2004. — 240 с.
6. Никитенко И.В. Управление инновационным развитием высокотехнологичных отраслей // Вестн. ун-та (Государственный университет управления). — 2013. — № 10. — С. 128-132.
7. Сычев А.А., Никитенко И.В. Управление научно-производственной сферой высокотехнологичной Госкорпорации «Росатом» // Вестн. ун-та / Госуд. ун-т управления. — 2013 — №19 — С. 104-110.
8. Карезин В.В. Эффективное сотрудничество университетов и бизнеса в области подготовки персонала для новых ядерных стран / Госкорпорация «Росатом» [Электронный ресурс]: http://2014.atomexpo.ru (дата обращения: 30.08.2014).
41 5