ОБМЕН ОПЫТОМ Щ
Т.А. Чупрова
Кемеровский областной медицинский колледж
МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ СЕСТРИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее медицинское и высшее сестринское образование.
В проекте Государственной программы развития сестринского дела в России отмечено, что комплекс неблагоприятных демографических, социально-экономических, политических факторов, возникших в последнее время в стране, крайне негативно сказался на здоровье населения. Повышение спроса на медицинские услуги происходит на фоне все возрастающего дефицита материальных и финансовых ресурсов. В сложившейся ситуации сестринский персонал, составляющий самую многочисленную категорию работников здравоохранения, и предоставляемые ими услуги, рассматриваются как ценный ресурс здравоохранения для удовлетворения потребности населения в доступной, приемлемой и экономически выгодной помощи.
Одной из задач, позволяющих систематизировать и организовать работу сестринского персонала, повысить эффективность и качество сестринской помощи, является разработка механизма внедрения инновационных сестринских технологий в практику учреждений здравоохранения.
Основными условиями реализации механизма внедрения новых сестринских технологий являются:
- теоретическая и практическая подготовленность медицинского персонала учреждения к реализации концепции сестринского дела;
- моральная готовность административного аппарата ЛПУ к реализации концепции сестринского дела;
- наличие системы профессионального усовершенствования;
- отработанный механизм материального стимулирования;
- наличие средств малой механизации.
Коллективом КОМК предложен трехэтапный
механизм внедрения новых сестринских технологий (в частности, сестринского процесса).
Первый этап — подготовительный, включающий теоретическую подготовку медицинского персонала по теории и практике сестринского дела, создание комплекта сестринской документации. При создании сестринской документации основной целью было не разгрузить медицин-
скую сестру от большого количества заполняемых форм и документов, а создать тот объем документов, который необходим для планирования и ведения сестринского процесса, без изменения функциональной нагрузки на медицинскую сестру. Перегрузка медицинской сестры документацией может привести к превращению сестринского процесса в формальное мероприятие, забрать время непосредственного общения медицинской сестры с пациентом.
На сегодняшний день разработаны и адаптированы дневники планирования сестринского ухода, листы сестринской оценки и динамического наблюдения за состоянием пациента.
Разработаны положения о сестре-консультанте, преподавателе-консультанте, медицинской бригаде и прочее. Составлены медико-технологические протоколы. Целями разработки медико-технологических протоколов являются:
- улучшение качества медицинского обслуживания;
- создание условий для активной и осознанной работы медицинской сестры, расширение возможностей для ее самостоятельной и свободной работы с пациентом;
- контроль эффективности и качества оказания медицинской помощи;
- адаптация современной теории сестринского дела к работе в практическом здравоохранении без значительной функциональной реорганизации;
- вовлечение пациента в процесс собственного лечения и реабилитации.
Осознанное участие больного в процессе своей реабилитации занимает значительное место в планируемых мероприятиях и переводит отношения сестра-пациент на качественно новый уровень, соответствующие современным представлениям о сестринском деле и сестринском процессе. Поскольку проблемы и цели ухода уникальны для каждого больного, система медико-технологических протоколов помогает сестре составить индивидуальный план ухода и облегчает ее работу.
Второй этап — практический. Внедрение, адаптация новых сестринских технологий, базовых положений, сестринской документации.
Внедрение сестринского процесса сопровождается созданием нормативно-правовой базы эксперимента, которая включает необходимую документацию:
- приказ о совершенствовании совместной деятельности учреждения системы среднего
с/^иьи^^гавс7^узбассе □3(11) 2002
■ МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ СЕСТРИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
профессионального образования и здравоохранения Кемеровской области;
- договор о совместной деятельности медицинского колледжа и ЛПУ;
- приказ по ЛПУ о проведении организационного эксперимента;
- положение о базовом ЛПУ;
- положение о службе сестер ЛПУ;
- сестринская документация: дневник планирования сестринского ухода, лист сестринской оценки состояния пациента, медико-технологические протоколы;
- контракт о выполнении обязанностей преподавателя-консультанта по вопросам сестринского дела;
- карта оценки качества сестринской помощи.
Заключительным, третьим этапом внедрения
сестринского процесса в практику здравоохранения является исследование адекватности адаптации новых сестринских технологий к условиям
ЛПУ, проведение анализа и статистической обработки сестринской документации с целью создания критериев эффективности качества сестринской помощи.
Позитивные аспекты внедрения сестринского процесса:
- закрепление сестринских кадров;
- интенсификация работы стационарной койки;
- повышение профессионализма (через практику, непрерывное совершенствование своих знаний);
- улучшение условий труда медицинской сестры (средства малой механизации);
- система документального подтверждения ухода за пациентом;
- четкое планирование и организация рабочего времени;
- внедрение элементов исследовательской работы в практику медицинской сестры.
В процессе трудовой деятельности меняли свои рабочие места в пределах своей специальности (2-3 раза) 64,2 % сестринского персонала. Наиболее частыми причинами этого были: отсутствие вакансий по ранее выбранной должности (35,4 %), неудовлетворенность условиями труда (21,7 %), состояние здоровья (18,8 %), изменение рабочего места по предложению администрации (6,9 %), возможность улучшения материального положения (8,3 %).
□3(11) 2002 с//^и^ивс)^узбассе