4. Иванов М.Ю. Методические основы развития и повышения конкурентоспособности российских морских портов: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук // Новороссийск. 2000. 183 с.
5. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: федеральный законРФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 1999.№ 85-86; 2016. № 146.
6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб. : Питер. 2006. 496 с.
7. Лимонов И.Л. Мартыненко В.В. Мультимодальное обеспечение морской внешней торговли и транзитных грузопотоков. - СПб. 1998. С. 28-31.
8. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: ИНФРА-М. 2009. XXVII. 887 с.
9. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Президентом РФ 27 июля 2001 г. Пр-1387. // Официальный сайт Совета Безопасности Российской Федерации. Документы. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/34.html (дата обращения 26.11.2016).
10. О естественных монополиях: федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Российская газета. 1995. № 164;2015. № 225.
11. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. ст. 5489; 2009. № 33. ст. 4127.
12. О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон РФ от 08.11.2007 № 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 03.07.2016) // Российская газета. 2007. № 254;2015. № 297.
13. О Стратегии развития морской деятельности в РФ до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2010 № 2205-р // Собрание законодательства РФ. 2010. № 51 (3 ч.). ст. 6954.
14. О Транспортной стратегии Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р(ред. от 11.06.2014) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 50. ст. 5977; № 52 (ч. 2)
(поправка); 2014. № 25. ст. 3349.
15. О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)»: постановление Правительства РФ от 05.12.2001 № 848(ред. от 29.07.2016).// Собрание законодательства РФ.2001.№ 51. ст. 4895; 2016, № 32, ст. 5107.
16. Перечень поручений Президента РФ по итогам заседание президиума Государственного совета, от 15 сентября 2016 года. Пр-1970ГС. // Официальный сайт Президента РФ. Документы. Поручения Президента. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/ orders/53094/print (дата обращения 26.11.2016).
17. Президиум Госсовета рассмотрел проблемы морских портов. [Электронный ресурс]// Российская газета. 2007.URL: https:// rg.ru/2007/05/03/gossovet.html(дата обращения 26.11.2016).
18. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года. // Официальный сайт ФГУП «Росморпорт». Инвесторам. URL: http://www.rosmorport.ru/seastrategy.html(дата обращения 26.11.2016).
19. НикулинаС.В.Морские порты как субъекты международной конкуренции: диссертация на соискание ученойстепени кандидата экономических наук // Санкт-Петербург. 2011. 204 с.
20. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Мир и Образование, Оникс. 2011. 736с.
21. ОстровскийГ. Конкурентоспособность предприятия как объект управления // Консультант директора. 2001. № 20. С. 34- 36.
22. Пахомова Н.В. Экономика отраслевых рынков и политика государства//Н.В. Пахомова, К.К. Рихтер. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2009. с. 162.
23. Портер М. Конкуренция / М. Портер ; пер. с англ. -М.: Вильямс, 2005. 608 с.
24. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер ; пер. с англ. - М. : Международные отношения. 2004. 896 с.
25. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие. - М. : ЮНИТИ-ДАНА. 2003. 271 с.
26. Verhoeff J.M. Seaport competition: Some Fundamental and Political Aspects, Maritime Policy and Management.1998. №8 (1).С. 49-60.
УДК 338 (470+571)
МЕХАНИЗМ ВЛИЯНИЯ САНКЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
Смоленская С.В., к.э.н., доцент кафедры «Экономическая теория», ФГБОУВПО «Ульяновский государственный технический
университет», e-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу механизма влияния санкций на развитие российской экономики, рассмотрению пакетов ограничительных мер в отношении России, российских компаний и физических лиц. Обсуждаются последствия введения санкций против России, а также предлагаются возможные пути преодоления сложившейся ситуации. Для более полного раскрытия темы при написании статьи были использованы публикации известных российских деятелей.
Ключевые слова: санкции, экономическая безопасность, многополярный мир, эмбарго, импортозамещение, внешнеэкономическая политика, экономические конфликты
THE MECHANISM OF THE EFFECT OF SANCTIONS ON RUSSIA'S ECONOMIC
DEVELOPMENT
Smolenskaya, S., Ph.D., associate professor, Economic theory chair, FSEIHPE «Ulyanovsk State Technical University», e-mail: lana.
The article is devoted to analysis of the mechanism of the effect of sanctions on the Russian economy, the review of packages of restrictive measures towards Russia, Russian companies and individuals. Discuss the implications of sanctions against Russia, as well as proposes possible ways to overcome the situation. For a more complete disclosure of the topic when writing the article were used the publications offamous Russian figures.
Keywords: sanctions, economic security, multi-polar world, embargo, import substitution, foreign policy, economic conflicts
Мир - это единая система взаимодействия различных государств в общественно-значимых сферах. Последние десятилетия происходит необратимый процесс глобализации, который означает всемирный процесс интеграции и унификации экономической, политической, религиозной и культурной сторон жизнедеятельности общества [2]. В ходе данного процесса государства объединяются и создают различные межнациональные организации, которые затем способствуют концентрации тех или иных мировых проблем.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что процесс глобализации и интеграции непрерывно охватывает все страны
так, что в конечном итоге это может привести к существованию единого мира. «Мир - это одна большая паутина. Никто не может прикоснуться к одной нити, не потревожив остальные» [3]. Все, что ежедневно происходит в отдельных государствах, отражается на всем мире. Ограничения, введенные против России в 2014 году со стороны ЕС, США и ряда других стран, повлияли на многие страны в мире: пострадала экономика России, некоторых стран ЕС, США, но также Россия обнаружила в числе других стран новых партнеров, для которых сотрудничество с РФ является выгодным.
Первые санкции против России были введены в феврале 2014
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №5 2016 | 33
года, в связи с тяжелой геополитической ситуацией в мире: переход Крыма в состав Российской Федерации, начало вооруженных столкновений на Юго-Востоке Украины. Введение санкций совпало по времени с развитием экономического кризиса в России, усугубив этим последствия для российской экономики.
Начиная с 2012 года, в Российской Федерации наблюдается замедление макроэкономической динамики. Замедление носит преимущественно структурный характер, и связано, прежде всего, с истощением ресурсов экстенсивного роста, основанного на сырьевом экспорте, а также ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры. В 2000-е годы динамика прироста ВВП Российской Федерации во многом определялась изменением нефтегазовых доходов. Поэтому изменение направленности динамики мировых цен на нефть в 2012 году создало предпосылки для возникновения экономического спада в российской экономике, которые к тому же усугубились введением в 2014 году экономических санкций в отношении России. Санкции затронули четыре сектора российской экономики: банки, оборонная промышленность, ТЭК и поставки отдельных видов продовольствия. В банковском секторе запреты направлены на перекрытие источников финансирования. Российские коммерческие банки лишились возможности занимать денежные средства на международных рынках капитала по низким процентным ставкам. Это привело, в первую очередь, к психологическому воздействию на инвесторов и кредиторов. Что выражается в снижении уровня доверия к российским эмитентам и финансовым организациям. Мировая конкурентоспособность российского банковского сектора упала.
После введения санкций, привлечение внешнего заемного капитала обходится дороже для России на 3-4%, чем это было до объявления всех ограничений. Что касается оборонной промышленности и ТЭК, то тут запреты направлены на перекрытие каналов поступления технологического оборудования в Россию. Это в первую очередь отразилось на специфике производства страны: переход к импортозамещению, энергозамещению, развитие альтернативной энергетики. Также следует отметить, что США, наконец, стало лидером по добыче нефти, газа (сланцевые месторождения). Так, по этой причине цена на нефть сильно упала, что отразилось на российской экономике. Россия теряет свои лидирующие позиции на мировом рынке по поставке важных природных ресурсов. Стране необходимо приложить максимальные усилия для открытия новых производств, которые будут способны обеспечить страну ранее импортируемыми товарами и услугами.
Если говорить о санкциях, то их введение имеет длительную предысторию и основания, которые выходят далеко за рамки украинских событий. Фактически, в современных условиях происходит противостояние США и стремящейся вперед группы развивающихся стран: США видят себя в роли международного арбитра, который не обязан ориентироваться на международные нормы, и диктует свои интересы всем остальным странам мира, и активно развивающиеся объединения стран, самые крупные из которых, включая Индию, Китай, Россию в одиночку не в состоянии противостоять диктату США ни в военно-политической, ни в экономической сферах.
Для Российской Федерации, проводящей самостоятельную и независимую внешнюю политику, диктуемую национальными интересами, такое противостояние порождает нарастание геополитической напряженности и серьезные риски, примером которых служит текущий конфликт России с США и странами Европейского союза, спровоцированный событиями вокруг Украины, и введенные формально на основании позиции России в этих событиях санкции.
По оценкам международных организаций и независимых исследователей, существуют три основных канала влияния секторальных экономических санкций на экономику России в целом. Во-первых, санкции в 2014 году способствовали массовому оттоку капитала из российской экономики, что повлияло на волатильность финансовых рынков и явилось одной из причин девальвации рубля, имевшей, в свою очередь, негативные экономические последствия. Во-вторых, ограничения на доступ к зарубежным финансовым рынкам сделали внешние заимствования для некоторых компаний и банкам невозможными, а для остальных значительно более дорогими. В-третьих, санкции, в сочетании со структурным экономическим кризисом, вызванным долгосрочным падением цен на энергоносители и сопутствующим ухудшением макроэкономической ситуации, негативно повлияли на ожидания бизнеса и населения относительно будущего развития событий, что отразилось на потреблении и инвестициях -как в реальной капитал, так и в финансовые инструменты.
По оценкам Международного Валютного Фонда влияние
санкций на экономику России в краткосрочном периоде связано с уменьшением инвестиций в основной капитал и потребления [6]. Потери российской экономики за счет воздействия этих факторов оцениваются в 1 - 1,5% ВВП. При этом в долгосрочной перспективе в случае продолжительного сохранения санкций совокупные потери могут возрасти до 9% ВВП, что будет обусловлено уменьшением накопления капитала, и ограничением импорта высокотехнологичной продукции, что в свою очередь приведет к снижению и без того невысокой производительности в экономике России.
Негативные последствия ограничений:
• Эмбарго, т. е. запрет на продажу и приобретение определенной продукции. В России в этот список попали: молоко и молочные продукты, фрукты и овощи, рыба и мясо. В связи с этим, компаниям необходимо найти пути для выхода из сложившегося положения, что требует капитальных затрат;
• Срыв финансовой деятельности. Санкции влекут за собой коренные изменения для всех стран в мире. Экономическая стабильность находится под угрозой. В России, на данный момент времени, экономической стабильности не наблюдается. Произошло банкротство многих российских предприятий. Трудно прогнозировать дальнейшее развитие экономики;
• Закрытость границ - отделение страны от общего процесса глобализации;
• Кризис. В России последствием санкций стал экономический кризис 2014 года. Экономисты отмечают, что это последствия кризиса 2008 года, но если бы не были введены уже существующие санкции против России, возможно, кризис 2014 года не наступил. Следствием этого кризиса является обесценивание рубля на рынке валют, инфляция, сокращение рабочих мест на производстве, закрытие множества мелких и средних предпринимательских компаний;
• Потеря важных экономических партнеров. Как следствие, Россия перестала сотрудничать с рядом стран на мировом рынке, с которыми сотрудничала долгое время, что привело к проблеме с импортозамещением и поиском новых экономических партнеров.
Положительные последствия санкций:
• Сдерживание агрессивных стран. Санкции помогают странам удерживать агрессию той или иной страны, с целью обеспечения экономической безопасности в своих государствах;
• Развитие национальной экономики. Вследствие торгового эмбарго, государству пришлось искать новых партнеров и развивать национальное производство. Произошли улучшения в сфере сельскохозяйственного производства, открылись новые предприятия по производству различной продукции, ранее не изготавливаемой на территории России (например, завод по производству волоконно-оптического кабеля в Воронежской области);
• Поиск более выгодных экономических связей. Произошло расширение торговых отношений России со странами Южной Америки, Азии, Бразилии, Аргентины, Ирана [7].
Рассматривая сложившуюся ситуацию в России, следует отметить, что она в достаточной степени зависима от ввоза наукоемких технологий, лекарств, продукции машиностроения и продовольствия. Следовательно, запрет на экспорт и импорт резко отразился на экономике страны. Кроме этого пострадала кредитная привлекательность страны, что выразилось в оттоке иностранных инвестиций. Возможности по внешним займам также сократились.
Но с другой стороны, санкции могут повлиять более чем положительно на страну, против которой они были введены. Так, для более эффективного развития, экономика РФ должна измениться структурно. Долгое время Россия была ориентирована на экспорт нефти, и развитие других отраслей не имело прямой необходимости. Россия, как никакая другая страна, имеет достаточную сырьевую и технологическую базу для производства большинства товаров, экспортируемых из-за границы. В данный период времени разрабатывается долгосрочная стратегия экономической безопасности России - к 2030 году.
Таким образом, уже к концу первого квартала 2016 года Россия смогла достигнуть определенных положительных изменений. К таким достижениям относят осуществление некоторых программ импортозамещения (открытие предприятий по переработке молочной продукции, производству мяса и сыра, фармацевтики, промышленного производства). Произошло соединение энергосистем Крыма и России, освоение новых месторождений нефти. Это привело к количественному увеличению объема, добываемого «черного золота». Кроме этого, произошло увеличение экспорта ТЭК на 7%, переход на дизельное топливо экологического класса 5. Также были внедрены
34 ТКАШРОЮТ БШШБББ Ш ЮШБТА | 5 2016 |
новые технологии в производственную сферу страны [8].
Глава российского Совета безопасности также поддерживает позицию позитивных последствий всех ограничений против России. «Санкции позволили по-новому взглянуть на экономическую безопасность страны и вплотную заняться вопросом диверсификации поступлений в российский бюджет». Он отмечает, что благодаря санкциям Россия, наконец, обратила внимание на проблемы российской экономики. В настоящее время разрабатывается проект по изменению ориентирования экспорта и импорта [9].
Санкции находят отражение не только в той стране, против которой они были введены, но и в тех странах, которые ввели эти ограничения. Для многих стран ЕС поставки в Россию своей продукции были гарантией рентабельности, а для отдельных стран основным каналом сбыта и источником сырьевой базы. Так, к примеру, экспорт из Германии в Россию снизился в несколько раз, особенно это стало заметно в сфере машиностроения. Но сильнее всех остальных стран пострадала Финляндия, доля ее экспорта в Россию упала до 4%. Экспорт транспортных средств и оборудования снизился до 30% после Российского эмбарго, который раньше составлял 38% [5]. Общий объем импорта в Россию из Финляндии на 2012 год составлял около 29%, в 2014 году - 6,5%, а в 2015 году - 3,3%. На долю ЕС в 2015 году приходилось 45,3% российского товарооборота (в 2014 году - 48,8%) [9]. Импорт России в 2015 году снизился на 40,0% по сравнению с 2014 годом, а экспорт на 29%. Внешнеторговый оборот со странами СНГ уменьшился на 42% в 2015 году. Внешняя торговля с ЕС упала на 39% [4].
Принимая во внимание все вышеизложенное, можно подчеркнуть, что санкции на самом деле не предстают перед Россией, как что-то чрезвычайное. Тем не менее, не смотря на всеобщее ликование российских СМИ и небывалый патриотический подъем политиков по поводу самодостаточности российской экономики и возможности самообеспечения сельскохозяйственной продукцией, стоит взглянуть на проблему с другой стороны:
• Россия в огромной степени зависит от ЕС в инвестиционной сфере;
• ЕС является чистым донором капитала;
• Продовольственное эмбарго не является действенным, так как, по мнению некоторых экспертов, экспортные поставки не являются основным источником прибыли для фермеров ЕС, а снижение закупочных цен, в конечном счете, будет компенсировано за счет дотаций [8].
В конечном итоге вся сложившаяся ситуация в большей степени относится к политике, а не к экономике. На этом фоне мы наблюдаем усиление роли России на мировой политической арене. Безусловно, США при содействии стран ОПЕК в любую минуту могут усложнить ситуацию, «играя» на объемах добычи нефти и, соответственно, на ценах на данный весьма важный для нашей страны энергоресурс. Однако, как бы то ни было, мы является свидетелями продолжающегося процесса формирования многополярного мира.
Сегодня Россия готова противостоять санкциям. В этом контексте санкции должны стать стимулом для перехода страны на рельсы суверенного социально-экономического развития, для создания экономически и политически независимой России, развивающей собственное производство.
Литература:
1. Ассоциация «Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы»
- Последствия введенных санкций для экономического развития России. - [Электронный ресурс] // Режим доступа: Ьйр://'№№й'.гезсие. org.ru/publ_1_posledstviya-vvedennyh-sankcii-dlya-ekonomicheskogo-razvitiya-rossii.html (Дата обращения 20.11.2016).
2. Муравьев, Черняков и партнеры - Основания введения ответных мер Российской Федерации. - [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://sanctionsregulations.ru/wp-content/uploads/ Основания-введения-ответных-мер-Российской-Федерацией1^£ (Дата обращения 20.11.16).
3. Информационно-аналитическое сетевое издание ПРОВЭД -Обзор внешней торговли России. - [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/research/24545-obzor-vneshney-t... (Дата обращения 20.11.16).
4. Дж. Мартин - Танец с драконами. Статистика, 2011 г. -[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://samlib.ru/m7milla_p/ tanecsdrakonamipolnyichernowoiwariantperewoda... (Дата обращения 20.11.16).
5. Все о таможне - Импорт свинины в РФ резко увеличился.
- [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.tks.ru/news/ nearby/2014/10/31/0004 (Дата обращения 20.11.16).
6. Российская Федерация: консультации 2015 года в соответствии со статьей IV / Доклад МВФ по стране №15/211. - Вашингтон: МВФ, апрель 2015. - с. 5(67).
7. Экспортеры России. Единый информационный портал - Обзор товарооборота России и Аргентины. - [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rusexporter.ru/research/country/detail/2146/ (Дата обращения 20.11.16)
8. Патриот - Обзор новых производств в России за 2015 год.
- [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://patriotikus.ru/ russia/4365-obzor-novyh-proizvodstv-v-rossii-za-20... (Дата обращения 20.11.16).
9. РИА НОВОСТИ - Санкционные списки против российских граждан и компаний. - [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ria.ru/politics/20140718/1016514535.html (Дата обращения 20.11.16).
10. Климова М. Сидорова Е. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом // «Вопросы экономики». - 2014 - №12. - с. 67-79.
11. Кудрин А. Новая модель роста для российской экономики / А. Кудрин, Е. Гурвич // Вопросы экономики. - 2014. - №12.
ТКАШРОЮТ БШШБББ Ш ЮШБ^ | №5 2016 | 35