МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЕВЫМИ ИННОВАЦИЯМИ НАУКОЕМКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
INNOVATION MANAGEMENT MECHANISM OF HIGH-TECH ENTERPRISES
УДК 330.49
ЕНИКЕЕВА Лилия Аубакировна
профессор кафедры продюсирования и управления в социально-культурной сфере Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, доктор экономических наук, профессор, [email protected]
^ENIKEEVA, Liliya Aubakirovna
Professor of the Producing Business and Management in Social and Cultural Sphere Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Doctor of Economics, Professor, Enikeeva_ [email protected]
Аннотация.
В статье рассматривается необходимость управлeния знаниевыми инновациями наукоемких предприятий и разработки механизма их управления \ как комплекса методов и моделей управления бизнес-процессами. Разбираются основные этапы реализации предлагаемого механизма управления знаниевыми инновациями. Особое внимание уделено знаниевым инновациям как нематериальной составляющей в части управления нематериальными компонентами и обеспечения информационной безопасности как защиты информации бизнес-процессов на примере научно-производственного концерна.
Ключевые слова: инновационная модель развития, циклические процессы, институциональный подход, человеческий капитал, механизм управления инновациями, знаниевые инновации наукоемких предприятий, информационная безопасность.
Abstract.
The article discusses the need to manage knowledge based innovation research-intensive enterprises and the development of the mechanism of their management as a complex of methods and models of managing business processes. It shows the basic stages of implementation of the proposed management mechanism of knowledge innovation. The paper pays special attention to knowledge innovation as an intangible component of the management of intangible components and information security as information security business processes on the example of scientific-production concern.
Key words: innovative model of development, cyclical processes, the institutional approach, human capital, the mechanism of innovation management, knowledge innovation of high-tech enterprises, information security.
Статья подготовлена на основе исследований, поддержанных грантом Российского научного фонда №14-28-00065.
В условиях глобальной нестабильности экономических систем возрастает роль таких нематериальных составляющих, как знание-вые инновации. Знаниевые инновации - это стратегическая возможность национального развития и пополнения человеческого капитала как на макро-, так и на микроуровне.
Так как процесс накопления капитала сам по себе требует существования иерархической системы, то неизбежно приводит к демографической поляризации населения мира. К тому же развитие экономических систем является скорее циклическим процессом, чем хаосом. Как справедливо отмечает И. М. Валлерстайн в своей работе «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире» [1]: «Действительность такова, что мы живем в мире глубокого неравенства, и у нас нет морального права просить кого-то воздержаться от попыток уменьшить это неравенство. Следовательно, мы должны желать "устойчивого развития" для всех, и мы должны признавать требования "культурной" целостности, предъявленные любой группой, любой страной. Если эти требования создают для нас сегодня проблемы, это происходит не потому, что выдвигаются требования, а потому, что ослабевают репрессивные механизмы миросистемы». По его же мнению, «великий всемирный беспорядок» может быть вызван «не борьбой угнетенных, но кризисом структур, которые их угнетают» [1, с. 218].
Достигнутый к настоящему времени уровень глобализации в значительной степени синхронизирует экономическое развитие различных стран [2]. Но не до конца изучены механизмы взаимодействий кризисных явлений в мир-системах, что и объясняет тот факт, что кризисы не локализуются в отдельной части земного шара, а довольно быстро распространяются на все континенты. Например, в виде кризисов политических институтов (Египет, Сирия, Украина), финансовых кризисов (Греция), кризисов природно-климатических и технологических систем (Япония) и т. д.
На наш взгляд, под кризисами следует понимать кризисы институтов мир-систем в рамках единой миросистемы. Институциональный подход к определению кризисов, как эконо-
мических, так и политических, через кризисы институтов позволяет по-новому взглянуть на теорию трансфера кризисов экономической системы в другие системы [3].
Конечно, распространение знаниевых инноваций идет достаточно быстро, если нет искусственных мер их регулирования (например, санкций на распространение и внедрение новых технологий). И. М. Вал-лерстайн в своей работе говорит о том что: «...вообще-то это могут все. Но это не обязательно означает, что страна или, по крайней мере, большинство ее населения будут жить лучше. Состояние страны или населения может фактически ухудшиться, несмотря на видимое "развитие". Вот почему мы говорим теперь об "устойчивом развитии", подразумевая нечто реальное и прочное, а не статистический мираж» [1, с. 215].
В понятие инновационной модели развития макросоциальных систем включаются не только материальные компоненты структурных и технологических инноваций, но и нематериальные составляющие ресурсного потенциала, влияющие на экономический рост и благосостояние населения:
• человеческий капитал как совокупность особенностей отдельных индивидов (различные психологические характеристики, социальный статус, свобода [2], культурные ценности, сохранение которых является большим плюсом не только для населения, но и для мира в целом) является движущим фактором экономического роста в инновационной модели развития макросоциальной системы;
• интеллектуально-информационный капитал (интеллектуальная собственность, зна-ниевый капитал);
• инфраструктурный капитал, регулирующий институциональные условия функционирования экономических систем (интеллектуальные телекоммуникационные и информационные технологии, методы и процессы управления).
Конечно, распространение знаниевых инноваций идет достаточно быстро, если нет искусственных мер их регулирования (например, санкций на распространение и внедрение новых технологий).
Таким образом, трансформации в макросо-циальных системах в виде инноваций могут стать действенным катализатором долговременного и устойчивого экономического роста всей системы в фазе оживления, что очень важно для преодоления глобальной нестабильности макросоциальных систем [3].
Для России потенциал роста в рамках ее прежней экспортно-сырьевой модели практически исчерпан. Следует переходить от экспортно-сырьевой модели экономического роста к «национальной инновационной модели», включающей накапливание знаний.
На наш взгляд, нематериальная составляющая, влияющая на экономический рост и благосостояние граждан, так же важна, как и материальная [4]. Повышение качества жизни определяет вектор социально-экономического развития России.
Например, М. С. Ширшиковой [4, с. 383] предлагается классификация факторов, определяющих качество жизни населения, с делением на нематериальный (внутренний, жизненный и внешний потенциалы) и материальный компоненты.
В то же время нельзя не согласиться с мнением В. Н. Соколова, что, как и в любой сложной системе, в экономике можно выделить несколько структурных уровней (макроэкономика - отрасль - фирма), и каждый характеризуется только ему присущими свойствами и взаимосвязями [5, с. 159]. Там же отмечается, что разработка методологии моделирования стратегий для количественной оценки структурных изменений на всех уровнях имеет стратегическое значение для развития национальной экономики России.
В современных условиях вопросы управления знаниевыми инновациями наукоемких предприятий достаточно актуальны, когда правительством Российской Федерации взят курс на локализацию производства технологического оборудования на территории России, на стимулирование роста российской экономики за счет введения мер, направленных на внедрение хозяйствующими субъектами передовых технологий, базирующихся на инновациях.
Об идее создать в России фонд развития отечественной промышленности Президент РФ
В. В. Путин высказался еще во время участия в Петербургском экономическом форуме 2014 года. Фонд сформирован в рамках поручений Президента РФ о мерах по стимулированию экономики и замещению импортной продукции отечественной. Разрабатываются меры, направленные на обновление предприятиями своего производственного оборудования. В противном случае с данных предприятий будет взиматься дополнительный налог.
Являясь естественной реакцией на объективные процессы расширения масштабов научной и инновационной деятельности, современные промышленные предприятия будут переориентированы на использование таких технологий управления, которые способны интегрировать научную, техническую и производственную функции.
Наиболее интересными, на взгляд автора, в этом смысле являются такие организационные формы, как научно-производственные концерны (НПК).
Научно-производственный концерн - это предприятие, в рамках которого реализуется весь жизненный цикл изделия - от выявления и прогнозирования потребностей рынка до поставки потребителю нужной ему продукции, а также специфические бизнес-процессы, направленные на активное взаимодействие промышленных знаний [6, с.159].
Завершив автоматизацию бизнес- процессов организаций на уровне материальных ресурсов, специалисты-управленцы осознали необходимость управления нематериальными ресурсами.
Так как основным результатом инновационной деятельности НПК являются новые или усовершенствованные продукты (услуги), усовершенствованные технологические процессы или способы производства, нематериальные ресурсы как продукт также нуждаются в управлении.
Система управления бизнес-процессами НПК, таким образом, выступает в качестве инструментальной основы для успешной реализации ее бизнес-процессов в НПК, повышения оперативности принятия управленческих решений, направленных на осуществление инновационно-ориентированных стратегий его развития.
В результате мониторинга ряда промышленных предприятий, проведенного автором, выявлены тенденции отсутствия пристального внимания к проблемам управления нематериальными ресурсами на фоне готовности высшего руководства внедрять комплексные решения по управлению технологическими инновациями.
Такой подход к управлению знаниями, как инновациями, например, позволил бы выявить отправные положения управления нематериальными ресурсами: связь с бизнес-процессами, человеческими ресурсами, инновациями, информационными технологиями. Однако существующие концепции управления промышленными предприятиями еще не адаптированы к существующим бизнес-процессам НПК и не реализуются на предприятиях.
Актуальным, как представляется, является подход к проблемам управления НПК с позиций управления его бизнес-процессами, как материальными, так и нематериальными, в части знаниевых инноваций, что предполагает интеграцию экономических и технологических аспектов с привязкой к существующей системе управления НПК.
Таким образом, все вышеперечисленное обусловливает актуальность разработки механизма управления знаниевыми инновациями наукоемких предприятий на примере НПК, в составе которого необходима разработка моделей управления бизнес-процессами в части управления нематериальными компонентами НПК.
В рамках данной статьи под разработкой механизма управления знаниевыми инновациями наукоемких предприятий на примере НПК понимается разработка комплекса методов и моделей управления бизнес-процессами, включающая следующие обязательные этапы:
• разработку концептуальной модели управления бизнес-процессами НПК как сложного социально-экономического объекта, ориентированную на управление знаниями как нематериальным ресурсом НПК;
• формирование блока управления нематериальными ресурсами в системе управления НПК с обозначением его места и роли в системе управления НПК;
• разработку комплекса моделей управления бизнес-процессами НПК с учетом нематериальной составляющей, с помощью которых может быть осуществлена подборка методов количественной оценки эффективности управления в рамках принятой стратегии улучшения промышленной и инновационной политики для обеспечения национальной безопасности РФ;
• разработку методического обеспечения встраивания комплекса экономико-математических моделей управления нематериальными ресурсами в систему управления НПК;
• разработку системы экономической оценки результативности всей системы управления НПК.
С учетом выбранного процессно-ориенти-рованного подхода управления знаниевыми инновациями следует также разработать ком-петентностно-ориентированную архитектуру системы управления бизнес-процессами НПК на основе особенностей информационной инфраструктуры с использованием инфо-коммуникационных технологий, подобрать инструменты ее реализации в НПК.
Информационная инфраструктура НПК как наукоемкого промышленного предприятия включает совокупность программно-технических средств и организационно-административных мероприятий, обеспечивающих в совокупности безопасную обработку данных и информационное обеспечение бизнес-процессов внутри промышленного предприятия, а также адекватные возможности по обмену информацией с внешней средой [7, с. 354].
В рамках информационной инфраструктуры НПК необходимо создать четко работающую инфраструктуру защиты информации бизнес-процессов с точки зрения обеспечения непрерывности бизнес-процессов предприятия. Защита информационных ресурсов прежде всего направлена против различного вида угроз и рисков. Подробнее в [7, с. 357-358; 8]. Информационным ресурсам могут грозить:
• несанкционированный доступ к конфиденциальным данным как извне, так и изнутри структуры, их корыстное использование и разглашение;
• перехват, подмена и искажение информации в процессе передачи;
• целенаправленное искажение, фальсификация или подмена данных при несанкционированном доступе;
• информационное вмешательство в бизнес-процесс.
Процесс управления рисками информационной безопасности включает следующие этапы: планирование, реализацию, проверку, совершенствование и выполнение следующих процедур:
• выбор объектов защиты;
• выбор методологии оценки рисков;
• идентификация активов;
• анализ угроз и их последствий;
• обработка рисков;
• выбор защитных мер;
• переоценка и оценка остаточного риска.
Критерии оценки рисков информационной безопасности должны учитывать стратегическую ценность информационных активов НПК, защищенность информации с позиции конфиденциальности, целостности и доступности. На этапе планирования определение контекста заключается в формулировании цели менеджмента рисков информационной безопасности, разработке критериев принятия риска и определении допустимых уровней риска
В заключение следует отметить, что такой механизм управления знаниевыми инновациями позволит не только сократить затраты на поддержание инфраструктуры НПК, но и улучшить качество инфраструктуры защиты информации, оценить защищенность бизнес-процессов промышленных предприятий, снизить риски, в результате которых информационные активы теряют конфиденциальность, целостность и доступность.
Список литературы
1. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / Пер. с англ. П. М. Кудюкина, под общ. ред. Б. Ю. Кагарлицкого. СПб.: Университетская книга, 2001.
2. Попова С. М., Шахрай С. М., Яник А. А. Измерение прогресса / Институт социально-политических исследований РАН. М.: Наука, 2010. 272 с.
3. Enikeeva L. A, Torosyan E. K. Formulating Strategies Towards Economic and Technological Retrofitting of Macrosocial Systems // Mediterranean Journal of Social Sciences, MCSER Publishing, Rome-Italy. 2015. Vol 6. № 4. P. 637-641.
4. Ширшикова М. С. Проблемы моделирования качества жизни населения // Научное обозрение. 2015. № 7. С. 382-385.
5. Акаев А. А., Сарыгулов А. И., Соколов В. Н. Структурные изменения в развитых и развивающихся экономиках. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. 171 с.
6. Аксенов В. В. Научно-производственные концерны: модели управления // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. 2012. № 6(57). С. 158-161.
7. Enikeeva L. A, Stelmashonok E. V., Stelmashonok V. L. Models of optimizing the information security industry infrastructure // Mediterranean Journal of Social Sciences, MCSER Publishing, Rome-Italy. 2015. Vol 6. № 5. P. 353-359.
8. Булочников П. А. Организационная инновация по внедрению системы управления качеством на основе процессного подхода // Петербургский экономический журнал. 2015. № 2. С. 33-40.