Научная статья на тему 'Механизм управления развитием самообучающегося региона'

Механизм управления развитием самообучающегося региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЙСЯ РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ СОР / УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / ИННОВАЦИИ / LEARNING REGION / STRATEGY SELF-LEARNING REGION / MANAGEMENT / DEVELOPMENT / COMPETITIVENESS / HUMAN FACTOR / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Снурницына Марина Алексеевна

Конкурентоспособность современной инновационной экономики регионов в значительной мере определяется человеческим фактором. Перед регионами поставлена задача по сокращению социального неравенства граждан страны, которое заключается в повышении образования, образованности, продолжительности жизни и иных показателях, отражающих текущее состояние человеческого капитала региона. В рамках данного исследования автором статьи были решены следующие задачи: изучены теоретические аспекты формирования и развития самообучающегося региона; рассмотрен практический опыт формирования и развития самообучающегося региона; описан механизм формирования и развития самообучающихся регионов. Изучение теоретических аспектов и практического опыта формирования СОР позволил сформулировать признаки СОР, систему функционирования СОР, обосновать механизм функционирования СОР, этапы развития СОР как объекта управления, кроме того, предложена технология управления человеческим капиталом на мезоуровне. В рамках настоящего исследования была проведена интегральная оценка регионов на соответствие стратегии СОР по центральному федеральному округу (ЦФО). Регионы были оценены по признаку «приращение неявных знаний», который является катализатором соответствия территории стратегии СОР. Данная методика может быть использована для оценки территорий, для формирования стратегии развития регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Снурницына Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism for Managing Self-Learning Region Development

The competitiveness of regions modern innovative economy is mainly determined by the human factor. The regions are tasked with reducing the social inequality of the country's citizens. It includes education improvement, life expectancy and indicators reflecting the state of the region's human capital. The author of the article has solved the following tasks: theoretical aspects of self-learning region formation and development as well as practical experience of self-learning region formation and development have been studied; the mechanism of self-learning regions formation and development is described. The study of theoretical aspects and practical experience of self-learning region development allowed us to formulate the characteristics of self-learning region functioning, to justify the mechanism of self-learning region functioning, the stages of self-learning region development as a management object. The technology of human capital management at the meso level is proposed. The integral assessment of regions on compliance to self-learning region strategy in the Central Federal district was carried out. The regions were evaluated on the basis of "implicit knowledge increment", which is a catalyst for self-learning region strategy development. This technique can be used to assess the territories and to form regional development strategy.

Текст научной работы на тему «Механизм управления развитием самообучающегося региона»

Снурницына М.А. Механизм управления развитием самообучающегося региона

Снурницына Марина Алексеевна — начальник отдела кадров, Образовательная организация высшего образования (частное учреждение) «Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ)», Ярославль, РФ. E-mail: sm13m@yandex.ru SPIN-код РИНЦ: 2537-2300

Аннотация

Конкурентоспособность современной инновационной экономики регионов в значительной мере определяется человеческим фактором. Перед регионами поставлена задача по сокращению социального неравенства граждан страны, которое заключается в повышении образования, образованности, продолжительности жизни и иных показателях, отражающих текущее состояние человеческого капитала региона. В рамках данного исследования автором статьи были решены следующие задачи: изучены теоретические аспекты формирования и развития самообучающегося региона; рассмотрен практический опыт формирования и развития самообучающегося региона; описан механизм формирования и развития самообучающихся регионов. Изучение теоретических аспектов и практического опыта формирования СОР позволил сформулировать признаки СОР, систему функционирования СОР, обосновать механизм функционирования СОР, этапы развития СОР как объекта управления, кроме того, предложена технология управления человеческим капиталом на мезоуровне. В рамках настоящего исследования была проведена интегральная оценка регионов на соответствие стратегии СОР по центральному федеральному округу (ЦФО). Регионы были оценены по признаку «приращение неявных знаний», который является катализатором соответствия территории стратегии СОР. Данная методика может быть использована для оценки территорий, для формирования стратегии развития регионов.

Ключевые слова

Обучающийся регион, стратегия СОР, управление, развитие, конкурентоспособность, человеческий фактор, инновации.

15 ноября 2017 года Президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ1. Данным указом глава государства задал вектор экономического развития регионам. Конкурентоспособность современной инновационной экономики регионов в значительной мере определяется человеческим фактором. Профессиональные кадры формируются через систему образования.

На сегодняшний день в Российской Федерации сохраняется проблема повышения качества образования на всех уровнях, что проявляется в месте российских образовательных организаций в международных рейтингах; в низкой мотивации

1 Президент утвердил 24 показателя эффективности региональных органов власти // Агенство стратегических инициатив [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/news/85656/ (дата обращения: 15.11.2018).

2

граждан обучаться всю жизнь . Помимо нежелания трудоспособного населения повышать свой профессиональный уровень, государство, в свою очередь, в силу объективных причин не может поддерживать позиции образования на уровне стран-лидеров. Кроме того, имеющееся полярное социально-экономическое состояние человеческого капитала регионов объективно свидетельствует о том, что необходима методическая поддержка, подбор и отработка адекватных технологий управления человеческим капиталом на уровне региона. Перед регионами поставлена задача по сокращению социального неравенства граждан страны, которое заключается в повышении образования, образованности, продолжительности жизни и иных показателях, отражающих текущее состояние человеческого капитала региона3.

В рамках настоящего исследования были решены следующие задачи:

1) Изучены теоретические аспекты формирования и развития самообучающегося региона (СОР).

2) Изучен практический опыт формирования и развития самообучающегося региона.

3) Описан механизм формирования и развития самообучающихся регионов.

Обучающаяся территория (город, регион) рассматривалась в работах зарубежных и отечественных ученых: Б. Азхайма, Е.С. Бобровой, Т. Бойко, И.И. Ганчеренок, К. Дукаса, Л.В. Зеньковой, Н. Лонгворта, Л.А. Ивановой, Н. Кошель, А.В. Крупкина, В. Кулик, Н.П. Литвиновой, В.В. Маркушевой, А.С. Макарычева, Т.А. Пранник, В. Реут, И.Ю. Семенчуковой, Л.Ю. Слепцовой, С.И. Тарарышко, Э. Тоффлера, С. Шикшантара, Р. Фариса, Р. Флориды, С.Л. Фурашовой, Г.А. Яшевой. Обучение представляет собой одноименный процесс, фактор формирования обучающегося региона, однако вопросы организационно-методического инструментария по формированию, развитию, управлению обучающимся регионом не рассмотрены и не предложены этими авторами.

2 Сапегина О.П. Факторы, влияющие на формирование инновационного климата в российских регионах // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2018. № 1. С. 19-23. URL: http://intellekt-izdanie.osu.ru/arhiv-zhurnala/anons-ni 2018.html (дата обращения: 15.11.2018).

3 Оборин М.С., ШерешеваМ.Ю., Иванова С.А. Анализ результатов государственной поддержки и тенденций развития моногородов РФ // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 68. С. 211-241. URL: http://e-iournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2018/vipusk 68. iiiin 2018 g./problemi upravlenija teorija i praktika/ob orin sheresheva ivanova.pdf (дата обращения: 15.11.2018).

М. Портер, изучая обучающийся регион, выдвигал концепцию кластеров, рассматривая взаимные связи множества самостоятельных организаций одного региона.

Сегодня тема кластеров одинаково активно рассматривается и в теории экономической науки, и инициируется правительством Российской Федерации.

Дубровская Ю.В., Козоногова Е.В.4 считают, что кластерная политика в России должна выстраиваться через поиск «умной специализации» региона. Мировая практика универсальных подходов к образованию и развитию территориальных кластеров может быть применима в России с учетом институциональной и ментальной специфики экономики территории.

В 1997 году вышел труд Кевина Моргана «Обучающийся регион: институты, инновации и региональное возрождение», который повлиял на становление теории «обучающегося региона». В центре внимания оказались способность сетевой теории объединить экономическую географию и инновационную теорию, отношение социального капитала к сетям и регионам5.

Банников А.Ю. считает, что в целом региональная инновационная политика должна стимулировать процессы обмена знаниями между участниками инновационной деятельности. Открытость институциональных границ в инновационных проектах позволяет знанию и информации свободно перетекать между институтами и учеными. Развитие инновационной инфраструктуры предполагает снижение барьеров информационного обмена6.

Социальная интеграция образования, науки, бизнеса, политики в регионе способна создать среду для аккумулирования и генерализации наиболее ценных технологий, опыта, знаний. Вышеназванные исследования позволяют сделать вывод, что обучающаяся территория — конкурентное преимущество, которое приобретает на

7

мезоуровне регион, на макроуровне — страна .

4 Дубровская Ю.В., Козоногова Е.В. Анализ особенностей кластеризации экономики на основе мирового опыта // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. № 58. С. 126-146. URL: http://e-iournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2016/vipusk 58. oktjabr 2016 g./problemi upravlenija teorija i praktika/ dubrovskaya kozonogova.pdf (дата обращения: 15.11.2018).

5 Morgan K. The learning region: institutions, innovation and regional renewal // Regional Studies. No. 31(5). P. 491-503.

6 Банников А.Ю. Опыт стран ЕС и АТЭС по развитию инновационных кластеров // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. № 57. С. 265-286. URL: http://e-iournal.spa.msu.ru/vestnik/item 835 (дата обращения: 15.11.2018).

7 Лосева О.В. Интеллектуальный потенциал региона: оценка и механизм управления в инновационной деятельности // Управленческие науки. 2016. № 6(2). С. 38-47.

Роберт Стернберг придерживается положения о важности практического интеллекта в сравнении с собственно интеллектом. Неявные знания — составляющая практического интеллекта. В отношении организации/региона неявные знания будут отражать опыт организации/региона, и практическая значимость знаний будет применима для региона, который данный опыт приобрел8.

Таким образом, важно подчеркнуть, что формирование неявных знаний — существенный отличительный признак СОР, основная цель взаимодействий участников экономических отношений в регионе, которая реализуется созданием инновационных

9

продуктов в регионе .

Результаты анализа подходов к самообучающемуся региону позволяют сделать некоторые частные выводы о недостаточно изученных вопросах: в частности, само понятие самообучающийся регион требует уточнения, вопросы формирования и развития СОР, признаки и этапы развития СОР для российской действительности, а также способы оценки соответствия региона стратегии СОР мало изучены.

Для описания механизма управлением развитием СОР рассмотрим мировую практику СОР, опыт европейских стран, цели создания и средства реализации стратегии обучающегося региона. Данные представлены в таблице 1 и таблице 2.

8 СтернбергР. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002.

9 Мильнер Б.З. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями. М.: ИНФРА-М, 2018; Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях. М.: Дело, 2006.

270

Таблица 1. Опыт европейских стран и цели создания и реализации стратегии10

Состояние обучающегося региона Страна, ^^^^ регион, город, проект ^^^ Оптимизировать меры в сфере регионального развития Стимулировать развитие экономики Стимулировать занятость Стимулировать политику Использовать творческие импульсы Использовать образование Поощрять новые города и регионы, принявшие статус «обучающихся» Поощрять эффективные коммуникативные механизмы Поощрять прозрачность деятельности и результатов работы каждого участника сети Поощрять обратную связь Создавать инфраструктуру

Швеция, город Линчепинг + + + + + +

Евросоюз, стратегические программы: «Региональные инновации и технология трансферта стратегий и инфраструктур» (RITTS), «Планы региональной технологии» (RTP) + +

Евросоюз, проект Европейской комиссии «В направлении европейского обучающегося общества» (Towards A European Learning SocietY — TELS) + +

Евросоюз, сети обучающихся регионов: PENR3L и PASCAL (European Network of + + +

10 Составлено автором по источникам: Горбунова Т. В. 2006.03.021. Эцковиц X., Клофстен М. Инновационный регион: теория «Знаниеёмкого» регионального развития // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 8, Науковедение: Реферативный журнал. 2006. №3. С. 112-120. URL: https://cYberleninka.ru/article/n/2006-03-021-etskovits-x-klofsten-m-innovatsionnYY-region-teoriYa-znanieYomkogo-regionalnogo-razvitiYa-etzkowitz-h-klofsten-m-the (дата обращения: 15/12/2018); Найман Е.А. Становление концепции «обучающегося региона» в западной науке // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2013. № 1(9). С. 83-84. URL: http://cYberleninka.ru/article/n/stanovlenie-kontseptsii-obuchaYuschegosYa-regiona-v-zapadnoY-nauke (дата обращения: 15.11.2018); Проекты в Беларуси при финансовой поддержке Европейского союза // Euprojects [Электронный ресурс]. URL: https://euproiects.bv/ru/proiects/ (дата обращения: 15.11.2018); PENR3L — A European Commission Project to establish an expertise network on Learning Regions // EUROlocal [Электронный ресурс]. URL: http://eurolocal.info/proiect/penr3l-european-commission-proiect-establish-expertise-network-learning-regions (дата обращения: 15.11.2018); Концепция «Обучающийся регион» в странах ЕС: через образование на протяжении всей жизни к конкурентоспособности регионов // UniversitY of Limerick [Электронный ресурс]. URL: http://adukatar.net/wp-content/uploads/2014/06/Adukatar 23 Pages 2-5.pdf (дата обращения: 15.11.2018); The Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD) [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/ (дата обращения: 15.11.2018); Developing lifelong learning // Cedefop [Электронный ресурс]. URL: http://www.cedefop.europa.eu/EN/ (дата обращения: 15.11.2018).

Regions of Lifelong Learning)

Евросоюз, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD) + +

Евросоюз, Европейский центр по развитию профессионального образования (Centre Européen pour le Développement de la Formation Professionnelle, Cedefop) +

Германия, программа «Обучающиеся регионы — стимулирование создания сетей» + + + + + + +

Таблица 2. Опыт европейских стран и средства реализации стратегии11

Аспекты индикации умного города Страна, регион, город, проект Обмен опытом Использование синергетических эффектов и долгосрочной кооперации территориальных факторов Горизонтальные и вертикальные связи Обучение и инновации Грамотно организованное управление, решение кадровых проблем

Швеция, город Линчепинг + +

Евросоюз, стратегические программы: «Региональные инновации и технология трансферта стратегий и инфраструктур» (RITTS), «Планы региональной технологии» (RTP) +

Евросоюз, проект Европейской комиссии «В направлении европейского обучающегося общества» (Towards A EuropeanLearningSocietY — TELS) +

Евросоюз, сети обучающихся регионов: PENR3L и PASCAL (European Network of Regions of Lifelong Learning) +

11 Составлено автором по источникам: Горбунова Т. В. 2006. 03. 021. Эцковиц X., Клофстен М. Инновационный регион: теория «Знаниеёмкого» регионального развития // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 8, Науковедение: Реферативный журнал. 2006. №3. C. 112-120. URL: https://cYberleninka.ru/article/n/2006-03-021-etskovits-x-klofsten-m-innovatsionnYY-region-teoriYa-znanieYomkogo-regionalnogo-razvitiYa-etzkowitz-h-klofsten-m-the (дата обращения: 15.12.2018); Найман Е.А. Становление концепции «обучающегося региона» в западной науке // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2013. № 1(9). С. 83-84. URL: http://cYberleninka.ru/article/n/stanovlenie-kontseptsii-obuchaYuschegosYa-regiona-v-zapadnoY-nauke (дата обращения: 15.11.2018); Проекты в Беларуси при финансовой поддержке Европейского союза // Euprojects [Электронный ресурс]. URL: https://euprojects.bv/rii/proiects/ (дата обращения: 15.11.2018); PENR3L — A European Commission Project to establish an expertise network on Learning Regions // EUROlocal [Электронный ресурс]. URL: http://eurolocal.info/project/penr3l-european-commission-project-establish-expertise-network-learning-regions (дата обращения: 15.11.2018) Концепция «Обучающийся регион» в странах ЕС: через образование на протяжении всей жизни к конкурентоспособности регионов // UniversitY of Limerick [Электронный ресурс]. URL: http://adukatar.net/wp-content/uploads/2014/06/Adukatar_23_Pages_2-5.pdf (дата обращения: 15.11.2018) The Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD) [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/ (дата обращения: 15.11.2018); Developing lifelong learning // Cedefop [Электронный ресурс]. URL: http://www.cedefop.europa.eu/EN/ (дата обращения: 15.11.2018); Lernende Regionen — Forderung von Netzwerken. Programmdarstellung // Netzwerk Westmunsterland [Электронный ресурс]. URL: http ://www. netzwerk-

westmuensterland.de/fileadmin/redaktion/zukunft unternehmen/downloads Presseartikel/BMBF-21 Lernende-Regionen Master 03.pdf (дата обращения: 15.11.2018).

Евросоюз, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР Organisation for Economic Coopération and Development, OECD) +

Евросоюз, Европейский центр по развитию профессионального образования (Centre Européenpourle Développementdela Formation Professionnelle, Cedefop) +

Германия, программа «Обучающиеся регионы — стимулирование создания сетей» + + +

Данные таблицы 1 демонстрируют, что самой популярной среди целей,

представленных для самообучающихся территорий (проектов), является

цель оптимизировать меры в сфере регионального развития и использовать обучение.

Исходя из европейской практики обучающихся территорий (проектов), можно

заключить, что у европейцев обучающийся регион дает конкурентное преимущество за

счет использования умного города, где все разумно организовано. Основополагающий

процесс в нем — это обучение.

Анализируя таблицу 2, можно отметить, что самыми популярными ответами

также выступает обучение и создание инноваций, обучение через всю жизнь. Так как

обучение в европейской практике обучающихся территорий (проектов) является и

целью, и средством, правомерно, рассматривая эволюцию самообучающихся регионов,

рассматривать теорию обучения, включая формирование неявных знаний.

Другие цели и средства обучающихся территорий (проектов) связаны с

обучением, например коммуникации, обратная связь, обмен опытом, горизонтальные и

12

вертикальные связи . Влияние территориальных факторов системы управления указывает на самобытность каждой территории, на то, что не может быть универсальных методов формирования обучающегося региона. Каждый регион

13

уникален . Обучающийся регион — это подход, стратегия, цель. Единая черта всех обучающихся территорий — это образование и обучение, которое является фундаментом процесса формирования условий обучающегося региона14.

Европейский опыт формирования СОР показывает, что регионы не копируют друг друга, а выбирают свой путь. Сущность вышеизложенного сводится к следующему: территориям, ориентированным на самообучение, следует опираться на опыт зарубежных обучающихся регионов в части принципа перехода, подхода к

12Дудяшова В.П., Кипень Н.А. Взгляд на интеллектуальный капитал с позиции экономики знаний // Научный вестник костромского государственного технологического университета. 2012. № 2. URL: http://ksu.edu.ru/index.php/nauchnaYa-deYatelnost/publikatsionnaYa-deYatelnost/arkhiv-periodicheskikh-izdanij.html (дата обращения: 15.11.2018); Дудяшова В.П., Кипень Н.А. Цикл производства знаний и его длительность // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-1(86). С. 804-810.

13 Леонтьева Л.С., Воронов А.С., Доронина И.Э. Управление ресурсами при развитии предпринимательского потенциала региона // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 67. С. 203-222. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2018/vipusk 67. aprel 2018 g./ekonomitcheskie voprosi upravlenija/leon tyeva voronov doronina.pdf (дата обращения: 01.12.2018).

14 ИльинА.Б., ЛеонтьеваЛ.С. Теоретические аспекты инновационного потенциала вузов // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 15. С. 50-52.

формированию СОР, но при этом выбирать свой путь развития с учетом цели, для чего формируется СОР, территориальных факторов, а также микро-, мезо- и макросреды.

В российской практике также есть опыт развития обучающихся регионов. Если анализировать научную современную литературу, то можно отметить тот факт, что значительное количество публикаций посвящено изучению кластеров. Ученые рассматривают взаимодействия акторов кластера, роль коммуникаций, обмена информации, связи образовательной, научной сферы и бизнеса. В российской действительности развитие экономических кластеров также инициируется и финансируется правительством, что дает дополнительные возможности для развития и формирования обучающихся регионов.

Опыт обучающихся территорий дает основание выделить следующие критерии успеха формирования и развития СОР15:

1) доверительное взаимодействие основных субъектов территории;

2) поддержка правительства;

3) удовлетворение потребностей целевых групп территории;

4) доступные коммуникационные структуры;

5) наличие научного потенциала для сопровождения развития регионального образовательного маркетинга;

6) наличие лидера процесса.

Пункты 4-6 особо актуальны для России, так как низкая доступность коммуникационных структур создает препятствия для мировых достижений в отраслях, отсутствие лидера не создает импульс и не способствует распространению и пропаганде СОР16.

На основе анализа опыта зарубежных стран и отечественного опыта, предлагаем следующий механизм функционирования СОР, представленный на рисунке 1.

15 Найман Е.А. Становление концепции «обучающегося региона» в западной науке // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2013. № 1(9). С. 81-91. URL: http://cYberleninka.ru/article/n/stanovlenie-kontseptsii-obuchaYuschegosYa-regiona-v-zapadnoY-nauke (дата обращения: 15.11.2018).

16 Пржедецкая Н.В., Шевелева В.В., Кулькова Е.П. Механизм государственной поддержки продвижения инноваций на рынке интеллектуальной собственности: региональный аспект // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 1. С. 104-109. URL: http://upravlenie.uriu.ranepa.ru/wp-content/uploads/2018/04/104-109-2.pdf (дата обращения: 15.11.2018).

17

Рисунок 1. Механизм функционирования СОР

Таким образом, механизм функционирования СОР направлен на достижение цели региона — повышение его конкурентоспособности через приращение знаний, совершенствование технологий и развитие человеческого капитала региона18.

Теоретическое изучение мировой и отечественной практики формирования и развития СОР позволило выйти на разработку методики оценки фактического соответствия региона стратегии СОР, разработку методики оценки готовности сфер региона принять стратегию самообучения, обоснование направлений развития самообучающегося региона, оценку инновационности СОР.

В соответствии с предложенным механизмом функционирования СОР на регион оказывает влияние макро-, мезо- и микроуровень19. Цель СОР — повышение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработано автором: Снурницына М.А. Методика оценки готовности субъектов региона принять стратегию самообучающегося региона // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 3. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/146EVN315.pdf (дата обращения: 15.11.2018); Снурницына М.А. Методика оценки инновационной ориентированности региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10766 (дата обращения: 15.11.2018).

18 Там же.

конкурентоспособности территории. Все хозяйствующие субъекты территории (региона) условно разделены на пять сфер: правительство, образование, информационную, социальную и производственную. Каждая сфера выполняет свою ключевую роль. Правительство — генератор идей, социальная сфера — информирование всех слоев населения, информационная сфера — обеспечение связью, позволяющей изучать мировой опыт, образование выполняет одноименную функцию, а в производстве рождаются инновации. На практике все сферы взаимодействуют и взаимосвязаны. В итоге есть результат взаимодействия всех сфер территории. Так, на создание инноваций влияет и правительство, обеспечивающее финансирование, и образовательная сфера, являющаяся центром образования и науки, и информационная сфера, обеспечивающая техническую возможность знакомиться с достижениями в мире, и производственная сфера, в которой технологические инновации разрабатываются, внедряются и далее распространяются.

Итак, механизм формирования и развития СОР, бесспорно, свидетельствует о том, что данная стратегия — конкурентное преимущество территории, позволяющееповысить свою значимость среди всех территорий. Стратегия СОР в ближайшей перспективе от теоретического вопроса должна перейти в практику российской действительности. Самообучающиеся территории — это ориентир для исполнительной власти страны, так как мировой опыт обучающихся городов демонстрирует конкурентоспособность экономики территорий.

В рамках настоящего исследования была проведена интегральная оценка регионов на соответствие стратегии СОР по центральному федеральному округу (ЦФО). Все регионы ЦФО были оценены на соответствие СОР по признаку «приращение неявных знаний», который является катализатором соответствия территории стратегии СОР. Территории были оценены по вспомогательным индикаторам, представленным в таблице 3.

19 ЛьвовД.С., ГранбергА.Г., ЕгоршинА.П. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. М.: Экономика, 2005.

Таблица 3. Состав индикаторов оценки приращения неявных знаний в СОР20

№п /п Признак СОР Наименование индикатора Единица измерения

1 Приращение неявных знаний Доля новых для мирового рынка инновационных товаров (работ, услуг), в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства Проценты

А Приращение неявных знаний Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. чел. населения) Единиц

Б Приращение неявных знаний Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций Проценты

В Приращение неявных знаний Связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий Проценты

Г Приращение неявных знаний Доля инновационных товаров, работ, услуг, в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг организаций промышленного производства Проценты

Д Приращение неявных знаний Доля инновационных товаров, работ, услуг, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства Проценты

За идеал индикатора была принята средняя арифметическая от средней арифметической по РФ за период с 2013 по 2017 г. и среднеарифметической за этот же

период по региону-лидеру по данному показателю. Расчеты показали, что разница между усредненными данными по России и региону-лидеру по предложенному индикатору отличается приблизительно в 2 раза. Однако следует уточнить, что по предложенным индикаторам Россия отстает от мировых стран в десятки раз. Так, страны-лидеры по экспорту высоко-технологичной продукции — Китай (высокотехнологичных товаров на 554,28 млрд долл. США), Германия (высоко-технологичных товаров на 185,56 млрд долл. США), США (высоко-технологичных товаров на 154,36 млрд долл. США), Сингапур (высоко-технологичных товаров на 130,99 млрд долл. США), Южная Корея (высоко-технологичных товаров на 126,55 млрд долл. США), Франция (высоко-технологичных товаров на 104,34 млрд долл. США), Япония (высокотехнологичных товаров на 91,51 млрд долл. США), Великобритания (высокотехнологичных товаров на 69,42 млрд долл. США), Нидерланды (высокотехнологичных товаров на 59,13 млрд долл. США), Швейцария (высоко-технологичных товаров на 53,26 млрд долл. США). В России данный показатель составляет 9,68 млрд

20 Составлено автором по источникам: Целевые индикаторы реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].

URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/science and innovations/science/# (дата обращения: 15.11.2018).

21

долл. США . Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что в России отсутствует регион-лидер, соответствующий стратегии «самообучающегося региона», однако удалось составить рейтинг регионов, приближающихся к стратегии СОР, приведенный на рисунке 2.

место в рейтинге

О О

л

Я к о

S

<u Л

Смоленская Орловская Тамбовская Брянская Костромская Калужская Ивановская Курская Тверская Воронежская Рязанская Владимирская Московская Ярославская Липецкая Белгородская Тульская

область область область область область область область область область область область область область область область область область Москва

5 10 15

место в рейтинге

20

22

Рисунок 2. Рейтинг регионов ЦФО на соответствие стратегии СОР

Первая тройка регионов-лидеров по ЦФО — г. Москва, Тульская и Белгородская области. При анализе данных по всем территориям (субъектам РФ) может измениться и список лидеров.

Таким образом, изучение теоретических аспектов формирования и развития самообучающегося региона позволило обосновать актуальность настоящего исследования, которая обусловлена контрастным социально-экономическим развитием

ИванченкоА.Г., УшаковД.С. Комплекс тенденций развития мирового рынка высокотехнологичной продукции // Молодой ученый. 2018. № 17. С. 171-174. URL: https://moluch.ru/archive/203/49690/ (дата обращения: 12.12.2018).

22 Составлено автором по источнику: Целевые индикаторы реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011г. № 2227-р) // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].

URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/science and innovations/science/# (дата обращения: 15.11.2018).

0

регионов РФ. Ключевым фактором полярности территорий (субъектов РФ) является человеческий капитал — качество образования, образованности, продолжительности жизни и других характеристик человеческого капитала. Изучение теории СОР выявило вопросы, требующие разработки, а также позволило определить ключевой признак СОР и одновременно главную цель взаимодействий участников экономических отношений в регионе — формирование неявных знаний. Практические наработки позволили сформулировать механизм функционирования СОР. Практическая значимость работы заключается в проведении интегральной оценки регионов ЦФО на соответствие стратегии СОР, что дает возможность сравнить уровень развития регионов со схожими факторами развития, скорректировать стратегию развития территорий (субъектов РФ) в зависимости от их текущего уровня и потенциальных возможностей.

Список литературы:

1. Банников А.Ю. Опыт стран ЕС и АТЭС по развитию инновационных кластеров // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. № 57. С. 265-286. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item 835 (дата обращения: 15.11.2018).

2. Горбунова Т. В. 2006. 03. 021. Эцковиц X., Клофстен М. Инновационный регион: теория «Знаниеёмкого» регионального развития. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 8, Науковедение: Реферативный журнал. 2006. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2006-03-021-etskovits-x-klofsten-m-innovatsionnyy-region-teoriya-znanieyomkogo-regionalnogo-razvitiya-etzkowitz-h-klofsten-m-the (дата обращения: 15.11.2018).

3. Дубровская Ю.В., Козоногова Е.В. Анализ особенностей кластеризации экономики на основе мирового опыта // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. № 58. С. 126-146. URL: http://e-j ournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2016/vipusk 58. oktj abr_2016_g./problemi_upravlenij a _teorij a_i_praktika/ dubrovskaya_kozonogova.pdf (дата обращения: 15.11.2018).

4. Дудяшова В.П., Кипень Н.А. Взгляд на интеллектуальный капитал с позиции экономики знаний // Научный вестник костромского государственного технологического университета. 2012. № 2. URL: http://ksu.edu.ru/index .php/nauchnaya-deyatelnost/publikatsionnaya-deyatelnost/arkhiv-periodicheskikh-izdanij.html (дата обращения: 15.11.2018).

5. Дудяшова В.П., Кипень Н.А. Цикл производства знаний и его длительность // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-1(86). С. 804-810.

6. ИванченкоА.Г., УшаковД.С. Комплекс тенденций развития мирового рынка высокотехнологичной продукции // Молодой ученый. 2018. № 17. С. 171-174. URL: https://moluch.ru/archive/203/49690/ (дата обращения: 12.12.2018).

7. Ильин А.Б., ЛеонтьеваЛ.С. Теоретические аспекты инновационного потенциала вузов // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 15. С. 50-52.

8. Концепция «Обучающийся регион» в странах ЕС: через образование на протяжении всей жизни к конкурентоспособности регионов // University of Limerick [Электронный ресурс]. URL: http://adukatar.net/wp-content/uploads/2014/06/Adukatar 23 Pages 2-5.pdf (дата обращения: 15.11.2018)

9. Леонтьева Л.С., Воронов А.С., Доронина И.Э. Управление ресурсами при развитии предпринимательского потенциала региона // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 67. С. 203-222. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2018/vipusk 67. aprel 2018 g./ekonomitcheskie vopro si upravlenija/leontyeva voronov doronina.pdf (дата обращения: 01.12.2018).

10. Лосева О.В. Интеллектуальный потенциал региона: оценка и механизм управления в инновационной деятельности // Управленческие науки. 2016. № 6(2). С. 38-47.

11. Львов Д.С., Гранберг А.Г., Егоршин А.П. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. М.: Экономика, 2005.

12. Мильнер Б.З. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями. М.: ИНФРА-М, 2018.

13. Мильнер Б.З., Румянцева З.П., СмирноваВ.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях. М.: Дело, 2006.

14. Найман Е.А. Становление концепции «обучающегося региона» в западной науке // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2013. № 1(9). С. 81-91. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-kontseptsii-obuchayuschegosya-regiona-v-zapadnoy-nauke (дата обращения: 15.11.2018).

15. ОборинМ.С., ШерешеваМ.Ю., Иванова С.А. Анализ результатов государственной поддержки и тенденций развития моногородов РФ // Государственное

управление. Электронный вестник. 2018. № 68. С. 211-241. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2018/vipusk 68. iiun_2018_g./problemi_upravleniia_te orija i praktika/oborin sheresheva ivanova.pdf (дата обращения: 15.11.2018).

16. Президент утвердил 24 показателя эффективности региональных органов власти // Агенство стратегических инициатив [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/news/85656/ (дата обращения: 15.11.2018).

17. Пржедецкая Н.В., Шевелева В.В., Кулькова Е.П. Механизм государственной поддержки продвижения инноваций на рынке интеллектуальной собственности: региональный аспект // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 1. С. 104-109. URL: http://upravlenie.uriu.ranepa.ru/wp-content/uploads/2018/04/104- 109-2.pdf (дата обращения: 15.11.2018).

18. Проекты в Беларуси при финансовой поддержке Европейского союза // Euprojects [Электронный ресурс]. URL: https://euproiects.by/ru/proiects/ (дата обращения: 15.11.2018)

19. Сапегина О.П. Факторы, влияющие на формирование инновационного климата в российских регионах // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2018. № 1. С. 19-23. URL: http://intellekt-izdanie.osu.ru/arhiv-zhurnala/anons-n1 2018.html (дата обращения: 15.11.2018).

20. Снурницына М.А. Методика оценки готовности субъектов региона принять стратегию самообучающегося региона // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 3. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/146EVN315.pdf (дата обращения: 15.11.2018).

21. Снурницына М.А. Методика оценки инновационной ориентированности региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10766 (дата обращения: 15.11.2018).

22. СтернбергР. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002.

23. Целевые индикаторы реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011г. № 2227-р) Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_inn ovations/science/# (дата обращения: 15.11.2018).

24. The Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD) [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/ (дата обращения: 15.11.2018).

25. Developing lifelong learning // Cedefop [Электронный ресурс]. URL: http://www.cedefop.europa.eu/EN/ (дата обращения: 15.11.2018).

26. Lernende Regionen — Förderung von Netzwerken. Programmdarstellung // Netzwerk Westmünsterland [Электронный ресурс]. URL: http://www.netzwerk-westmuensterland.de/fileadmin/redaktion/zukunft unternehmen/downloads Presseartikel/BM BF-21_Lernende-Regionen_Master_03.pdf (дата обращения: 15.11.2018).

27. Morgan K. The learning region: institutions, innovation and regional renewal // Regional Studies. No. 31(5). P. 491-503.

28. PENR3L - A European Commission Project to establish an expertise network on Learning Regions // EUROlocal [Электронный ресурс]. URL: http://eurolocal.info/project/penr3l-european-commission-project-establish-expertise-network-learning-regions (дата обращения: 15.11.2018).

Snurnitsyna M.A.

Mechanism for Managing Self-Learning Region Development

Marina A. Snurnitsyna — Head of Personnel Department, International University of Business and New Technologies, Yaroslavl, Russian Federation E-mail: sm13m@yandex.ru

Abstract

The competitiveness of regions modern innovative economy is mainly determined by the human factor. The regions are tasked with reducing the social inequality of the country's citizens. It includes education improvement, life expectancy and indicators reflecting the state of the region's human capital.

The author of the article has solved the following tasks: theoretical aspects of self-learning region formation and development as well as practical experience of self-learning region formation and development have been studied; the mechanism of self-learning regions formation and development is described.

The study of theoretical aspects and practical experience of self-learning region development allowed us to formulate the characteristics of self-learning region functioning, to justify the mechanism of self-learning region functioning, the stages of self-learning region development as a management object. The technology of human capital management at the meso level is proposed. The integral assessment of regions on compliance to self-learning region strategy in the Central Federal district was carried out. The regions were evaluated on the basis of "implicit knowledge increment", which is a catalyst for self-learning region strategy development. This technique can be used to assess the territories and to form regional development strategy.

Key words

Learning region, strategy self-learning region, management, development, competitiveness, human factor, innovation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.