56
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2021. № 1(43)
УДК 796
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ
И БЕЗОПАСНОСТЬЮ ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В АДАПТИВНОМ СПОРТЕ
Е.В. Иванова, Л.П. Федорова
В исследовании отмечается, что при управлении безопасностью личности и безопасностью общества в целом в контексте государственной политики в адаптивном спорте необходимо их гармоничное сочетание. Проведен анализ и выявлены тренды развития адаптивного и инклюзивного спорта в региональной практике спортивной инклюзии с их объединением в три группы: разработка проектов реализации современных технологий, организация бесплатных регулярных совместных занятий, социально ориентированные проекты для целевой группы участников. Обоснованы рекомендации по определению стратегических направлений развития региона в адаптивном спорте посредством выстраивания механизма стратегирования в рамках предложенных подходов для повышения безопасности личности и общества в целом: выделения в региональных программах развития физической культуры и спорта отдельных задач; участия в проектах федеральных программ и национальных проектов; реализации на территории отдельных муниципальных образований системного подхода в спортивной инклюзии; распространения «точечных» примеров успешной региональной практики.
Ключевые слова: управление; безопасность личности; безопасность общества; адаптивный и инклюзивный спорт; физическая культура; стратегирование; государственная политика.
E.V. Ivanova, L.P. Fyodorova. THE MECHANISM OF MANAGING THE SAFETY OF THE INDIVIDUAL AND THE SAFETY OF SOCIETY IN THE CONTEXT OF STATE POLICY IN ADAPTIVE SPORTS
The study notes that when managing the safety of the individual and the safety of society as a whole in the context of state policy in adaptive sports, their harmonious combination is necessary. The analysis is carried out and the trends in the development of adaptive and inclusive sports in the regional practice of sports inclusion are identified with their integration into three groups: the development of projects for the implementation of modern technologies, the organization of free regular joint classes, socially oriented projects for the target group of participants. The recommendations for determining the strategic directions of the region's development in adaptive sports are justified by building a strategy mechanism within the framework of the proposed approaches to improve the safety of individuals and society as a whole: highlighting individual tasks in regional programs for the development of physical culture and sports; participating in projects of federal programs and national projects; implementing a systematic approach to sports inclusion on the territory of individual municipalities; distributing «point» examples of successful regional practices.
Keywords: management; personal safety; public safety; adaptive and inclusive sports; physical culture; strategic planning; public policy.
Безопасность личности, наряду с безопасностью общества и страны, является одной из неотъемлемых частей государственной безопасности. В советский и постсоветский периоды в нашей стране отдавалось предпочтение вопросам национальной безопасности. В настоящий момент в мировом масштабе возникла потребность слаженного сочетания безопасности отдельного человека (социального сообщества) и безопасности общества в целом, организованного в форме государства. Сложившаяся система взглядов на безопасность, опирающаяся на приоритетную защиту безопасности страны, нуждается в пересмотре. Иннова-
ционный подход к обеспечению безопасности в XXI в. был разработан и рекомендован в программе ООН по развитию, в которой центральную позицию занимает безопасность личности. Защищенность страны понимается не просто как безопасность государства, а как безопасность народа; не просто как защита от разногласий между государствами, а как защита от конфликтов между народами [3].
Спорт выступает явлением глобального масштаба, обладает способностью сплачивать различных людей. Сохранение здоровья и благополучия россиян рассматривается в качестве национального приоритета и одной из целей
государственной политики в стратегическом контуре. Комплексный и системный характер реализуемой государственной политики в спортивной индустрии, включая инклюзивный спорт, обеспечивает ее нацеленность на достижение национальных стратегических приоритетов в области демографии, рост уровня и качества жизни граждан, повышение эффективности труда. В стратегическом аспекте необходима такая государственная политика в инклюзивном спорте, которая бы обеспечивала полное соответствие национальным целям и стратегическим задачам развития страны, с одной стороны, и с другой - ориентированность на долгосрочное развитие инклюзивного спорта с учетом мировых трендов и опыта научно-технологического и цифрового развития.
Между тем аналитические исследования подтверждают наличие тенденции сохранения значительного разрыва между средними показателями состояния и развития физической культуры и спорта и аналогичными показателями в адаптивном спорте. В частности, доля лиц, систематически занимающихся адаптивным спортом (19,4 %) более чем вдвое ниже среднего показателя (43,0 %). Более того, отмечается выраженная региональная диспропорция, в частности, в регионах-аутсайдерах - менее 4 % в сравнении с регионами-лидерами, где этот показатель превышает 40 % [2; 7; 8]. Это актуализирует необходимость реализации такой государственной политики, которая бы способствовала повышению доступности спорта для лиц с ОВЗ и инвалидов.
По данным Росстата, в России за последние восемь лет прослеживается устойчивая тенденция снижения численности инвалидов, что, по мнению экспертов, обусловлено повышени-
ем качества медицины, улучшением условий труда и относительным улучшением уровня жизни (рис. 1).
По состоянию на 1 января 2020 г. в России инвалидами, т.е. лицами с нарушением здоровья, считались 11875 тыс. чел., в том числе около 50 % - со 2 категорией, т.е. неспособные выполнять какую-либо профессиональную деятельность, однако способные выполнять отдельные виды удаленной работы; 37 % - с 3 категорией, т.е. занимающиеся низкоквалифицированным трудом или работающие на условиях неполной занятости [4]. Однако за последние восемь лет неуклонно растет инвалидность среди детей. По состоянию на 1 января 2020 г. в России 688 тыс. детей признаны инвалидами, что по сравнению с 2013 г. на 21 % больше. Среди инвалидов 56,6 % - женщины, причем это достигается посредством увеличения их количества в старшем возрасте. Но среди детей-инвалидов преобладают мальчики - 57 % [4; 7].
Несмотря на то, что на государственном уровне признается значимость физической культуры как эффективного средства социальной адаптации и физической реабилитации инвалидов, его ресурс используется недостаточно активно и широко. В 2017 г. доля лиц с ОВЗ и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составляла лишь 14 %, и в соответствии с действующими на тот момент стратегическими документами и государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», должна была возрасти к 2020 г. до 20 % [1; 2].
Однако пандемическая ситуация 2020 г. не дала шансов на положительные сдвиги, хотя
13200 13000 12800 12600 12400 12200 12000 11800 11600 11400 11200
13082
12946
12924
12751
12261
12111
11947
11875
2013 г.
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
2020 г.
Рис. 1. Количество инвалидов в Российской Федерации за 2013-2020 гг., тыс. чел. [4; 7]
Министерство труда и социальной зашиты РФ
Мини стер ста о здравоохранения РФ
Министерство спорта РФ
Совет по адаптивной физической культуре и спорту
Мини стер ста о просвещения РФ
Министерство образования и науки РФ
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ
Общероссийская спортивная федерация спорта глухих
Специальная Олимпиада России
О ощеста енны е организации инвалидов (ВОГ ВОС; БОИ)
Органы исполнительной власти субъектов РФ
Органы местного самоуправления
Всероссийская федерация спорта лиц с ПОДА
Федерация спорта слепых
Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальны:^ нарушениями
Всероссийская федерация футбола лиц с заболев аниями ДЦП
I___________________________________________________________________________
Спортивные клубы и команды по видам адаптивного спорта
Центры социальной реабилитации инвалидов
Парки Туристи- Персональная Дворцы
культуры ческие раоота с спорта и
и отдыха сазы инвалид ами спортивные
на дому центры
Дистанционная работа
Лица с ограниченными в озмо:кн остями здоровья и инвалиды
Рис. 2. Организационная структура управления привлечением лиц с ОВЗ и инвалидов к массовому спорту
следует признать наличие масштабного опыта взаимодействия всех уровней государственной власти по организации адаптивной физической культуры и практике реализации инклюзии. Всеми субъектами Российской Федерации усовершенствованы программные документы по созданию условий для занятий спортом лиц с ОВЗ, включая целевые программы региона по развитию физической культуры и спорта и формированию доступной среды. Реализуемые меры были направлены на комплексное решение проблем адаптивного спорта. Однако по-прежнему слабым звеном остается процесс привлечения к систематическим занятиям лиц с ОВЗ и инвалидностью трудоспособного возраста. Одной из нереализованных задач, препятствующих массовому распространению организации совместных занятий спортом, остается недоработанность нормативно-правовой базы.
Построенная в России организационная структура по привлечению лиц с ОВЗ и инвалидов в регулярные занятия спортом включает координационный и управляющий механизмы
интеграции Минспорта РФ, Совета по адаптивной физической культуре и спорту и др. (рис. 2). Такая деятельность требует систематического планирования и координации между всеми ее участниками в целях реализации программ, проектов и мероприятий. Проведенное исследование позволило заключить, что работа по привлечению в массовый спорт лиц с ОВЗ и инвалидов должна быть сосредоточена в профильном органе исполнительной власти федерального и регионального уровней, с созданием межведомственных структур (советы, координационные советы и пр.) по координации работы всех участников процесса реализации адаптивного спорта. Инициация активной деятельности по привлечению к систематическим занятиям спортом совместно со здоровыми людьми должна исходить от каждого органа местного самоуправления.
Формы работы по привлечению лиц с ОВЗ и инвалидов к систематическим занятиям спортом совместно со здоровыми людьми представлены на рис. 3. Задачи совместных занятий включают:
Формы работы по привлечению лиц с ОВЗ и инвалидов к систематическим занятиям спортом совместно со здоровыми людьми
Интерн ет-ресур с ы
Группы по интересам в социальных сетях
Размещение познавательных и интересных материалов в интерет-Ешогах и форумах
Создание и размещение видеоматери алов: популяризирующих пользу
массового спорта: на популярных видеохостинг ах
Создание сп еци ализиров анных интерн ет-п ортал ов
Телевидение и радио
Тематические радио - и телепрограммы^ ориентированные на целевую аудиторию
Информация в новостных блогах: программах: передачах; освещающих физкуль-турн о -озд оровительрую работу и спорт
Привлечение для участия в эфире авторитетных представителей спорта: ученых: педагогов: спортивных врачей: формирующих детерминанты к систематическим занятиям
Создание мотив анионных передач: пропагандирующих физическую активность на принципах инклюзии
Печатные издания
Распространение адресных листовок, информационных флаеров: тематических газет
Формирование авторских коллективов для написания книг о способах укрепления организма и физической активности лиц с ОВЗ и инвалидов
Постоянный выпуск популярных печатных изданий и наглядных материалов, способствующих формированию устойчивого интереса к инклюзивному _спорту_
Рис. 3. Формы работы по привлечению лиц с ОВЗ и инвалидов к систематическим занятиям спортом совместно со здоровыми людьми [9]
1) приобщение целевой группы к здоровому образу жизни и активному общению;
2) формирование мотивации к улучшению физических и моральных качеств в рамках совместного тренировочного процесса и социализации;
3) осознание себя членом коллектива, обладающим равными правами и способным совершать те же действия, что и здоровый человек;
4) изучение психофизических возможностей человека с точки зрения их восстановления средствами спорта либо в условиях альтернативой замены одного вида двигательной активности другим видом.
Инклюзивный спорт сопряжен со значительными затратами на создание и поддержание соответствующих условий для регулярных занятий спортом совместно со здоровыми людьми, подготовки специалистов в этой сфере, что отнюдь не может являться «коммерческим проектом», а преимущественно реализуется за счет бюджетных средств. Поэтому развитие как адаптивного, так и инклюзивного спорта находится в зависимости от состояния национальной экономики. Региональную прак-
тику спортивной инклюзии можно объединить в рамках следующих направлений:
1. Разработка проектов реализации современных технологий, реализующих права лиц с ОВЗ и инвалидов в рамках инклюзивных программ. Лучшей такой практикой стал проект «Спорт, доступный каждому!» в Татарстане, максимизирующий возможности свободного доступа в физкультурно-спортивную среду здоровых людей и лиц с ОВЗ. На рис. 4 представлены реализованные в проекте задачи. Для создания такого центра в каждом регионе сформированы определенные условия. В качестве целевого показателя проекта был выбран рост количества лиц с ОВЗ и инвалидов, вовлеченных в активную совместную спортивную, судейскую, инструкторскую и волонтерскую деятельность со студенческой молодежью. В течение 2019 г. в проекте было задействовано более 800 чел., в 2020 г. их число возросло на 18 % [6].
2. Организация бесплатных регулярных совместных занятий для различных возрастных групп лиц с ОВЗ и инвалидов и здорового населения. В качестве примера можно привести опыт реализации проекта «Энергия
Рис. 4. Задачи, реализуемые в проекте «Спорт, доступный каждому!»
долголетия: бесплатные регулярные занятия оздоровительной физкультурой для пенсионеров-инвалидов в условиях их инклюзии в данную возрастную группу здорового населения», реализованного в г. Санкт-Петербурге в период с июня 2018 г. по ноябрь 2019 г. (рис. 5).
Несмотря на то, что проект имел временные ограничения, сопряженные с периодом финансирования, он продемонстрировал хорошие результаты. За период реализации проекта было сформировано 11 групп с численным охватом
490 пенсионеров-инвалидов, включенных в совместные занятия оздоровительной физкультурой с 520 здоровыми пенсионерами [5]. Подобные проекты, как правило, финансируются приоритетно за счет грантовой поддержки или с участием фондов.
3. Социально ориентированные проекты для целевой группы участников, не затрагивающие тренировочный процесс, но инициирующие устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом.
В качестве примера такой практики при-
Рис. 5. «Дорожная карта» проекта «Энергия долголетия» [5]
Рис. 6. «Дорожная карта» проекта «Сахалинское долголетие» [7]
ведем проект «Сахалинское долголетие», предусматривающее бесплатное посещение пенсионерами-инвалидами спортивных и культурных мероприятий в формате инклюзии и открытого общения с социумом. Проект реализуется в Сахалинской области начиная с апреля 2019 г. на регулярной основе по настоящее время. В результате инклюзии со здоровыми пенсионерами охват участников проекта составил более 5000 чел. в возрасте от 55 лет [7]. На рис. 6 представлена «дорожная карта» проекта.
Подобные проекты инициируются региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Проводимая комплексная работа в этой сфере способствует успешному и быстрому прохождению социализации. Однако подобная работа реализована далеко не во всех субъектах Российской Федерации, что предопределяет необходимость системного подхода на государственном уровне и на уровне каждого региона. Ее основу должно формировать единое стратегическое видение проблематики инклюзивного спорта, которое пока не реализовано. В исследовании сделан вывод, что регионы вполне закономерно самостоятельно могут выбирать свои стратегические направления развития в данной сфере, выстраивая механизм стратегирования в рамках следующих подходов:
1) выделение в региональных программах развития физической культуры и спорта отдельных задач, прямо или косвенно связанных с созданием необходимых условий и реализацией инклюзии в спорте;
2) участие в проектах федеральных про-
грамм и национальных проектов в качестве экспериментальной площадки;
3) реализация на территории отдельных муниципальных образований системного подхода в спортивной инклюзии;
4) распространение «точечных» примеров успешной региональной практики реализации спортивной инклюзии как основы для страте-гирования этого направления в рамках субъекта Российской Федерации.
Представляется, что предлагаемые в работе принципы организации и методы вовлечения лиц с ОВЗ в массовый спорт способны стать активным мотивирующим началом в обеспечении масштабирования лучшей практики регионов на территории всей страны, повышения уровня вовлеченности лиц с ОВЗ в массовый спорт, роста двигательной активности, укрепления здоровья и работоспособности, эффективным способом достижения эмоционального здоровья и фактором обеспечения безопасности личности и общества в целом.
Список литературы
1. О национальных целях Развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474. URL: http:// consultant.ru (дата обращения: 15.12.2020).
2. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 3081-р. URL: http://consultant.ru (дата обращения: 15.12.2020).
3. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2016 год / под ред. С.Н. Бобы-
лева, Л.М. Григорьева. М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. 298 с.
4. Инвалиды в России: офиц. сайт. URL: https://rosinfostat.ru/invalidy.
5. Комитет по физической культуре и спорту г. Санкт-Петербурга: офиц. портал. URL: http:// kfis.spb.ru.
6. Министерство спорта Республики Татарстан: офиц. портал. URL: https://minsport.ta-tarstan.ru.
7. Министерство спорта Российской Федерации: офиц. портал. URL: https://minsport.gov.ru.
8. Особенности подготовки спортсме-нов-паралимпийцев к соревнованиям: монография / А.В. Зюкина [и др.]. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. 175 с. URL: https:// znanium.com.
9. Сценарии роста российской экономики с учетом вклада человеческого капитала: доклад к XX Апрельской междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (9-12 апреля 2019 г.) / Н.В. Акиндинова [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 51 с. URL: https://www.hse.ru.
10. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации: офиц. портал. URL: https://rosstat.gov.ru.
References
1. O natsionalnykh tselyakh Razvitiya Rossij-skoj Federatsii na period do 2030 goda [On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030]: ukaz Prezidenta RF ot 21.07.2020 № 474. URL: http://consultant.ru (Accessed 15.12.2020).
2. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya fizicheskoj kultury i sporta v Rossijskoj Federatsii na period
do 2030 goda [On the approval of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period up to 2030]: rasporyazhenie Pravitelstva Rossijskoj Federatsii ot 24.11.2020 № 3081-r. URL: http://consultant.ru (Accessed 15.12.2020).
3. Doklad o chelovecheskom razvitii v Ros-sijskoj Federatsii za 2016 god [Report on Human Development in the Russian Federation for 2016] / pod red. S.N. Bobyleva, L.M. Grigoryeva. M.: Ana-liticheskij tsentr pri PraviteFstve Rossijskoj Federatsii, 2016. 298 s.
4. Invalidy v Rossii: ofits. sajt. URL: https://ros-infostat.ru/invalidy.
5. Komitet po fizicheskoj kulture i sportu g. Sankt-Peterburga: ofits. portal. URL: http://kfis.spb.ru.
6. Ministerstvo sporta Respubliki Tatarstan: ofits. portal. URL: https://minsport.tatarstan.ru.
7. Ministerstvo sporta Rossijskoj Federatsii: ofits. portal. URL: https://minsport.gov.ru.
8. Osobennosti podgotovki sportsmenov-para-limpintsev k sorevnovaniyam [Features of preparation of Paralympic athletes for competitions]: mono-grafiya / A.V. Zyukina [i dr.]. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2018. 175 s. URL: https://znanium. com.
9. Stsenarii rosta rossijskoj ekonomiki s uchetom vklada chelovecheskogo kapitala [Scenarios for the growth of the Russian economy, taking into account the contribution of human capital]: doklad k XX Aprelskoj mezhdunar. nauch. konf. po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva (9-12 aprelya 2019 g.) / N.V. Akindinova [i dr.]; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2019. 51 s. URL: https://www. hse.ru.
10. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoj statis-tiki Rossijskoj Federatsii: ofits. portal. URL: https:// rosstat.gov.ru.
ИВАНОВА Елена Владимировна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: chempionka-88@ mail. ru.
ФЕДОРОВА Людмила Петровна - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
IVANOVA, Elena Vladimirovna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
FYODOROVA, Lyudmila Petrovna - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Management and Marketing. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].