СИЛЬВЕСТРОВА Тамара Яковлевна родилась в 1960 г., окончила Московский кооперативный институт (1977), канд. экон. наук (2000), д-р философ. наук (2006), проф. (2011), зав. каф. мировой экономики и налоговых систем Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 95 работ.
КАЛИНИНА Галина Викторовна родилась в 1960 г., окончила Московский кооперативный институт (1977), канд. экон. наук (2002), д-р философ, наук (2007), проф. (2010), зав. каф. торгового дела и товарного менеджмента Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 120 работ.
УДК 334.73.01
МЕХАНИЗМ УЧАСТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РАЗВИТИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА
Г. Г. Васильев
Рассмотрен механизм участия потребительской кооперации в развитии агропромышленного комплекса в рамках социально-экономического партнерства.
Ключевые слова: социально-экономическое партнерство, кооперация, агропромышленный комплекс.
Существует множество определений категории «стратегия развития». Например, по П. Друкеру, стратегия есть способ реализации теории бизнеса в практической деятельности, цель которой - обеспечить организации возможность достижения предполагаемых результатов; стратегия позволяет организации целенаправленно искать и использовать в своих интересах благоприятные возможности.
По мнению Г.Н. Самостроенко, страте -гии развития целесообразно группировать по следующим признакам:
- типу покупателей, выделяя стратегии, предназначенные населению (дифференцированные по социальным группам, категориям, объединениям, месту жительства); юридическим лицам (дифференцированные по предприятиям, организациям, их видам) и органам управления территорией;
- видам (потребительские, маркетинговые, предпринимательские, трудовые и организационные стратегии);
- сферам деятельности (производство, услуги, инфраструктура, сфера управления, социальная сфера и пр.);
- отраслям (промышленность, сельское хозяйство, образование, транспорт, связь, строительство и т.д.);
- направлениям (инвестиционная, инновационная, финансовая, институцио-
нальная, развитие импортозамещающих производств и т.д.);
- стратегическим приоритетам, выделяя стратегии стабильности функционирования, ключевые стратегии, новаторских стратегий.
Для каждой стратегии развития в целом и каждого из элементов приведенной выше классификации разрабатываются программы маркетинга, в которых отражаются особенности организации работы с потребителями соответствующего сегмента рынка.
Сегодня Ф. Котлер высказывает мысль, что существует единственная цель маркетинга
- максимизация качества жизни, означающего удовлетворение базовых потребностей, доступность множества хороших изделий и получение удовольствия от природной и культурной среды. Он выражает уверенность в возможности ее достижении при условии надлежащего управления с помощью системы маркетинга.
Потребительская кооперация наиболее близко взаимодействует с населением как рабочей силой и потребителями продукции и услуг кооперативных организаций, а следовательно, в большей степени может:
- комплексно изучить, прогнозировать и формировать потребности и спрос населения и иных субъектов хозяйствования в рамках своего сегмента;
Рис. 1. Задачи социальной концепции организаций потребительской кооперации
- исследовать факторы внешней и внутренней среды, влияющие на выбор направления трансформации социально-экономической системы;
- формировать стратегии развития, а также позитивное отношение к ней как у непосредственных пользователей, так и наиболее влиятельных контактных аудиторий на всех стадиях процесса управления;
- обеспечить реализацию и эффективное использование стратегии, своевременное выявление необходимости и направлений ее корректировки.
Таким образом, можно предположить, что интеграция отдельных отраслей и предприятий АПК вокруг сферы торговли позволит создать некоторого рода механизм управления или воздействия на процесс создания добавленной стоимости.
При этом реализация социальной концепции в отношении конечных потребителей может включать: социальную ориентацию по отношению к предприятиям, включаемым в состав интеграционного объединения, и непосредственно в отношении конечных потребителей (рис. 1).
Как считает Н. Денин, применительно к агропромышленному комплексу интеграция - это экономическая категория, сущность которой заключается в объединении предприятий, имеющих разную специализацию и выполняющих различные функции в воспроизводственном процессе вновь организованного агропромышленного формирования.
Необходимость создания таких формирований обусловлена кризисным состоянием
большинства сельскохозяйственных предприятий, необходимостью проведения реструктуризации их деятельности.
Несмотря на отличительные особенности интегрированных структур (по формам хозяйствования, способам управления и другим признакам), всех их объединяет одна проблема - поиск экономического механизма, необходимого для равновыгодного сотрудничества участников интеграционного процесса, в котором слабым звеном ныне является сбыт и обеспечение гарантированной оплаты стоимости готовой продукции.
Целесообразность создания агропромышленных формирований проявляется в его выгодности как для сельскохозяйственных, так и для перерабатывающих, торговых и сервисных предприятий. Сельскохозяйственные предприятия получают возможность своевременно и в полном объеме реализовывать скоропортящуюся и малотранспортабельную продукцию. Перерабатывающие же предприятия обеспечиваются спросом на ассортимент должного качества и работают с максимальной мощностью. Между ними устанавливается связь по использованию рабочей силы, транспортных средств, отходов и прочих элементов производства. Экономический эффект достигается за счет увеличения его масштабов, углубления специализации предприятий, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения издержек, в том числе на реализацию продукции, определения приоритетных направлений инвестирования, внедрения достижений научно-технического прогресса во все отрасли, решения социальных вопросов и прежде всего
повышения мотивации к труду, материального обеспечения каждого работника в соответствии с его трудовым, имущественным и денежным вкладом.
В зависимости от характера межотраслевого взаимодействия (на принципах кооперирования или комбинирования) агропромышленные формирования могут создаваться по отраслевому или территориальному признаку, а также в их сочетании. Кроме того, интеграция аграрного и промышленного производства, как объективный процесс, может развиваться и в рамках отдельного крупного хозяйства, например, потребительской кооперации.
Р.Е. Майлс, Г. Майлс, Ч.К. Сноу считают, что «в идеале, организация реализует только те ресурсы и действия, которые могут быть экономически использованы посредством ее уникальных способностей».
Потребительская кооперация как организационная форма имеет свои особенности, обусловленные:
- историческими особенностями развития;
- многоотраслевым характером деятельности;
- масштабами деятельности и специфичностью сегмента рынка, совпадающего с рынком АПК;
- целями, формой управления объектами.
Все эти особенности формируют перво -начальный запас знаний и компетенций потребительской кооперации, которые в свою очередь определяют особенности протекания основных процессов: функциональных, инвестиционных, адаптационных и формирования добавленной стоимости (рис. 2).
От степени организации процессов зависит: операционных - эффективность использования ресурсов; инвестиционных - пополнение текущих активов и возможность предоставления новых ресурсов для подъема экономической активности или разностороннего развития (реконструкция и модернизация; диверсификация) организации; адаптационных - реакция организации на рыночные возможности и использование
накопленных знаний (подстройка на текущие потребности рынка; гибкость в отношениях «поставщик-потребитель; инновации).
Все процессы в совокупности создают уникальные преимущества организации. При этом большое значение имеют вложения в человеческий капитал как основа повышения знаний и развития компетенций.
Ориентация на создание добавленной стоимости означает, прежде всего, переход от товарной ориентации на ориентацию на процессы: закупка - переработка - реализация.
Цепочка создания стоимости определяет технологическую деятельность, необходимую для производства определенного класса продукции. Финансовые и информационные характеристики цепочек создают каркас для моделирования новой системы, в то время как организационные характеристики и характеристики покупателей лежат в основе сущности модели.
Во-первых, у цепочки создания стоимости должна быть финансовая база, чтобы определить затраты на выпуск и измерение созданной стоимости. Это создает фундамент для систематического учета издержек по видам деятельности и дает возможность разработать эффективную систему перемещения издержек для измерения экономических взаимоотношений между цепочками создания стоимости. Во-вторых, сфера действия цепочки должна быть оценена с позиции информации как созданной ею, так и необходимой для поддержки общеотраслевой информационной сети. Подобная информационная четкость создает фундамент для системы управления данными, необходимой для эффективного контроля за информацией в пределах макропроцессов и для построения системы координации информации для более эффективных коммуникаций между цепочками. В-третьих, у цепочки создания стоимости должен быть четко определенный покупатель, обычно нижерасположенная цепочка, которая может сформировать требования (издержки, график, исполнение, качество) для деятельности. Ориентация на покупателя создает «направленный вниз»
Организационные
Накопленные знания, процессы: Созданная организацией
развитие компетенций - функционирования; добавленная стоимость
- инвестирования;
- адаптации
Рис.2. Создание добавленной стоимости в рамках организации
менталитет производства, который транслирует желания, потребности и требования конечного покупателя через цепочку. В-четвертых, цепочка создания стоимости должна быть определена таким образом, чтобы четко устанавливать организационную власть, которая необходима для удовлетворения обязательств по процессам.
Эти перспективы определяют границы отдельных цепочек создания стоимости, которые могут быть использованы для перевода товарной ориентации в ориентацию на процессы.
Следующий шаг стратегического моделирования интеграционной системы включает в себя изучение различных взаимосвязей между цепочками создания стоимости. Цепочки предназначены для достижения одной из трех главных целей интеграции. Во-первых, вертикальные цепочки создают реальную стоимость внутри товарного сектора. Второй тип цепочек создания стоимости - это горизонтальные цепочки, которые обеспечивают координирование между вертикальными цепочками (через процессы создания каждого товара). Третий тип цепочек создания стоимости - это интегрированная цепочка, где координирование осуществляется через сектор отрасли (рис. 3).
Реализация указанного взаимодействия может проходить в нескольких формах с участием потребительской кооперации:
1) в рамках отдельной организации, когда потребительская кооперации формирует замкнутый цикл: закупки сельхозпродукции
- ее переработка - реализация. Причем закупка продукции может проходить как у сельскохозяйственных предприятий на основе договоров, в этом случае воздействие осуществляется через систему «поставщик -потребитель», так и у физических лиц на тех же условиях.
Например, на основе анализа установлено, что для обеспечения темпов роста оборота розничной торговли потребительской кооперации Чувашской Республики ежегодно в размере 130 % необходимо, чтобы темпы роста денежных доходов населения составляли примерно 134 %, который может быть достигнут в том числе за счет активизации закупки сельхозпродукции у населения. Увеличение денежных доходов населения будет способствовать росту расходов и сбережений населения, последние могут быть источниками пополнения оборотных средств на условиях возврата для увеличения объемов закупочной деятельности кооперативных организаций.
2) создание независимой интеграционной структуры типа коммерческого или некоммерческого партнерства с управляющими функциями со стороны потребительской кооперации.
Основными целями таких объединений могут быть:
- обеспечение функционирования системы в условиях постоянно меняющейся внешней среды;
- оптимизация отношений по цепочке создания добавленной стоимости с целью
Рис. 3. Создание добавленной стоимости посредством координирования через сектор отрасли
максимального удовлетворения потребностей всех субъектов объединения и потребителей.
К принципам функционирования интегрированных объединений могут быть отнесены:
а) гибкость и способность адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды;
б) ориентация на инновации;
в) децентрализация управления;
г) сохранение контроля и общего управления на уровне объединения;
д) учет культурной среды;
е) использование методов трансфертного ценообразования;
ж) ориентация на внутренних потребителей.
В общем случае формирование интегрированной структуры производства приводит к появлению новых стратегических вопросов деятельности (таблица).
По мере развития интеграционных функций стратегия на уровне интеграционного объединения должна будет учитывать:
1) портфель процессов: за какими горизонтальными и интегрированными цепочками следует установить контроль (с какой целью) и на развитие каких горизонтальных и интегрированных цепочек необходимо поощрять других?
2) стратегические партнерства: какие типы соглашений между секторами будут выгодными для сторон?
з) сферу влияния: как установить контроль за другими процессами для повышения ценности результатов основного процесса, особенно через контроль за информацией, жизненно необходимой для нижерасположенных цепочек создания стоимости?
Чтобы объединить стратегии каждой структурной единицы, относящейся к цепочке создания стоимости организации, страте -гия на уровне отдельной структурной единицы должна создать политику для направления
этих децентрализованных цепочек создания стоимости. В частности, стратегически перепроектированное предприятие (объединение) должно на уровне структурной единицы рассматривать следующие вопросы:
1. Изготовление уникального товара: как организация может оптимизировать модель и работу цепочек создания стоимости для достижения гибкости процессов, достаточной, чтобы удовлетворить индивидуализированные товарные запросы?
2. Проектирование системы: как объединить серии цепочек создания стоимости для сохранения равновесия потребностей в эффективности внутри каждой децентрализованной организации процесса, в то же время достигая эффективности производственной системы организации (объединения)?
3. Гибкость системы: как поддерживать высокоэффективную структуру процессов, в то же время приобретая способности, достаточно гибкие, чтобы ответить на внешние потребности в изменении?
Этот новый организационный подход создает серию новых внутренних вопросов управления, в частности:
1. Эффективность процесса: как можно осуществлять разработки, управление и контроль в ряде процессно-ориентированных организаций с целью создания производственной гибкости, положительного эффекта экономии от масштаба производства и стандартизации процесса?
2. Децентрализация процесса: как можно уполномочить руководителей отдельных процессов проявлять собственную инициативу для развития методов удовлетворения внутренних покупателей, в то же время удовлетворяя минимальные, однако абсолютные требования организации (объединения)?
3. Оценка результатов: как можно планировать и контролировать каждый процесс при централизованном управлении человеческими ресурсами, информационными
Таблица
Стратегические вопросы в рамках интегрированной структуры
Стратегия Традиционные товарные /рыночные аспекты Дополнительные процессные аспекты
Уровень интегрированной системы Продуктовый портфель, корпоративное сотрудничество, внутренние инвестиции Портфель процессов, стратегические партнерства, сфера влияния
Уровень предприятия Позиционирование товара, характерные компетенции, конкурентное преимущество Изготовление уникального товара, проектирование системы, гибкость системы
Функциональный уровень Функциональное превосходство, функциональная интеграция, исполнение бюджета Эффективность процесса, децентрализация процесса, оценка результатов
системами, отношениями с клиентами и финансовыми оценками?
Для решения последнего вопроса следует разработать соответствующую функциональную структуру учета затрат по каждому этапу.
Преимущества потребительской кооперации для организации такой системы интеграции заключаются в следующем:
а) она обладает сохранившейся еще с советских времен развитой инфраструктурой розничной и оптовой торговли, системой заготовок сельскохозяйственной продукции, выращенной в личных подсобных хозяйствах, не только на местном, но и на районном и областном уровнях;
б) в последние годы система потребительской кооперации во многих регионах России достигла значительных успехов по развитию структурных подразделений, занятых переработкой сельскохозяйственной продукции (хлебопекарен, колбасных цехов, маслозаводов);
в) большинство сельских жителей является не только членами сельскохозяйственных производственных кооперативов, но и пайщиками потребительских обществ. Поэтому интеграция кооперативов, оба из которых созданы для реализации интересов своих членов, может обеспечить синергетический эффект;
г) развитая сеть потребительской кооперации не только на областном, но и на федеральном уровне позволит оптимизировать межрегиональные поставки ГСМ, удобрений, запасных частей. Ведь большинство видов несельскохозяйственной продукции для сельскохозяйственных производителей производится не на территории субъекта Федерации, а на территории других регионов. Отсутствие эффективной рыночной инфраструктуры, обеспечивающей оптимальные межрегиональные поставки не только по сельскохозяйственной, но и по многим видам промышленной продукции, ведет к тому, что ГСМ, удобрения, запасные части до сельскохозяйственного производителя поставляются через множество торгово-посреднических структур. Поэтому интеграция технологической цепочки производства и реализации сельскохозяйственной продукции в рамках потребительской кооперации представляется одним из эффективных вариантов реорганизации аграрного сектора и преодоления его кризисного состояния.
Во-первых, вертикальная агропромышленная интеграция позволит значительно
снизить трансакционные издержки, связанные с разрывом единой технологической цепочки.
Во-вторых, повысится управляемость технологической цепочкой, ориентация всех ее звеньев на конечного потребителя.
В-третьих, существенно сократится длительность технологического цикла, связанная с поиском контрагентов.
В-четвертых, за счет использования внутренних трансфертных цен денежные средства, получаемые непосредственно от конечных потребителей, можно наиболее оптимальным образом перераспределять в пользу сельскохозяйственного производства.
В-пятых, совмещение в одном лице и пайщиков и производителей позволит в максимальной степени защитить интересы сельских жителей.
В-шестых, до минимума (только - на период оборота дебиторской задолженности розничного звена) сократится временной лаг между производством и переработкой сельхозпродукции и получением денег, что позволит преодолеть неплатежеспособное состояние многих сельскохозяйственных предприятий.
Представляется, что интеграция потребительской кооперации и сельских товаропроизводителей должна быть основана на следующих принципах: предоставление сторонам максимальных возможностей по выбору наилучшей для себя организационно -правовой формы; установление мер ответственности за достижение конечного результата и определение риска степени участия в управлении производством; выявление на конкурсной основе наиболее энергичных, грамотных руководителей, способных организовать сельскохозяйственное производство, сбыт, переработку, хранение произведенной продукции; повышение гибкости управления как сельскохозяйственным производством, так и потребительским кооперативом в целом; расширение хозрасчетной самостоятельности отдельных структурных подразделений (торговых, сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, коммерческого центра и др.) при сохранении едино -го стратегического центра управления интегрированной системой; сохранении имеющегося производственного потенциала, целостности производственно-перерабатывающего и торгово-сбытового комплекса, внутрихозяйственных производственнотехнологических связей; обеспечение доступности и совместного пользования объектами,
которые имеют общехозяйственное значение для участников, например, овощехранилища должны быть предназначены как для пользования коллективными хозяйствами (фермерскими и личными подсобными хозяйствами, так и для организаций потребительской кооперации); социальная защищенность членов потребительских кооперативов и населения, которые проживают на данной территории.
Однако часть вопросов, связанных с эффективным функционированием интегрированных структур, в частности, обеспечение гарантированного сбыта готовой продукции остаются до конца нерешенными. В связи с этим развитие интеграционной структуры в сфере АПК возможно при определенной государственной политике.
При этом возможны два направления:
1) косвенное регулирование деятельности интегрированных формирований путем проведения соответствующей налоговой, финансовой, инвестиционной, структурной, внешнеэкономической политики государства:
а) когда государство реализует льготный режим в отношении «чисто» сельскохозяйственных предприятий, а косвенный эффект выгод получает интегрированное объединение;
б) когда государство реализует льготный режим для потребительской кооперации;
в) поощрение интеграции в сфере АПК;
2) прямое регулирование, прежде всего, путем установления стратегических ориентиров развития, долгосрочного планирования и прогнозирования развития экономики, субсидирования отдельных направлений деятельности, реализация системы государственных закупок и заказов, государственного инвестирования и участия в интеграционных объединениях как полноправного члена через управление государственной собственностью.
Таким образом, развитие интеграционных процессов свидетельствует о том, что интегрированные структуры, объединяющие в своем составе все звенья по технологической цепочке (от производства сельскохозяйственной продукции до реализации ее конечному потребителю) становятся наиболее эффективными и адаптированными к условиям рыночной экономики. В центре каждой из интеграционных структур находится так называемый интегратор - относительно независимый экономически устойчивый субъект, источник активности, осуществляющий практическую деятельность по созданию интегрированной агропромыш-
ленной системы, реализующей в ходе этого процесса свои интересы, использующий свой капитал и прочие ресурсы. Передача материальных, земельных и трудовых ресурсов неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций (СХО) более эффективному пользователю или собственнику, а также соединение смежных отраслей АПК и создание между ними связей создает новую производительную силу, дающую дополнительный хозяйственный эффект, и тем самым формирует оптимально выгодные пути продвижения ресурсов из одной фазы производства в другую. Это позволяет:
• обеспечить перерабатывающую промышленность собственной стабильной сырьевой базой;
• объединить в единое целое перерабатывающую, снабженческо-сбытовую сферы, промышленность, обслуживающую инфраструктуру и торговлю с целью реструктуризации бизнеса, реинвестирования доли прибыли от переработки и торговли в сельское хозяйство;
• оптимизировать налоговые схемы по экономии налогов от реализации продукции между объединенными отраслями (НДС, транспортный налог, налог с прибыли);
• сохранить мотивацию территориального расширения хозяйственной деятельности у руководителей, которые смогли уже наладить высокоэффективное производство,
• ликвидировать наценки спекулятивного характера многочисленных посредников в условиях неразвитости рыночных отношений;
• препятствовать монополизации рынков сторонними субъектами предпринимательской активности и иметь высокую степень защиты участников кооперации в условиях конкуренции;
• иметь самостоятельно определяемые рынки (не только сырья, но и готовых потребительских товаров);
• выстраивать вертикаль агропромышленных связей снизу вверх с учетом условий производства и характера потребностей населения;
• гибко реагировать на изменения спроса и предложения за счет оптимального приближения структуры к своим участникам и четкого функционирования механизма;
• использовать установленный государством льготный режим налогообложения сельскохозяйственного производства;
• объединить имеющиеся ресурсы в новую структуру с целью привлечения потенциального инвестора для финансового
оздоровления, либо банкротства несостоятельных товаропроизводителей;
• решать наиболее острые социальные проблемы, в том числе и по трудоустройству работников неплатежеспособных товаропроизводителей;
• более эффективно использовать имеющиеся земельные ресурсы, уменьшить количество залежных земель, осуществлять выплаты арендной платы собственникам земельных долей.
Агропромышленная интеграция позволяет сглаживать и в определенной мере преодолевать негативные влияния природноклиматических условий в сельском хозяйстве (посредством развития многоотраслевых производств, за счет оперативного и максимально полного использования перерабатывающих мощностей, более высокой оснащенности и оптимизации технологических процессов). Интеграция сельскохозяйственного производства и потребительской кооперации предполагает поставить сельскохозяйственное производство, переработку произведенной продукции и реализацию в плановое русло. Организатором процесса товародвижения но схеме «производство - переработка - реализация» становится потребительское общество. Однако формальный подход к интегрированию сельскохозяйственного производителя и потребительского общества без глубокой экономической и психологической проработки недопустим. Главным критерием должен оставаться экономический эффект, рост
благосостояния сельского населения. При этом внешним контролером процессов и арбитром могут выступать государственные (региональные, местные) органы власти.
Таким образом, в рамках социально-экономического партнерства государственное управление может включать:
- сохранение регулирующей функции в отношении обеспечения сглаживания отрицательных эффектов рыночного механизма (эффективного совокупного спроса, поддержки конкурентоспособности, открытости рынка), экономической стабильности, процесса расширенного воспроизводства (антициклическое регулирование, стимулирование деловой активности и долгосрочного экономического роста), решения социальных проблем (перераспределение доходов, обеспечение социальной стабильности, стимулирование занятости, развитие общественных услуг);
- предоставление самостоятельности субъектам АПК, в том числе потребительской кооперации в отношении выбора партнеров, проведения экономической и социальной политики с целью достижения общих макроэкономических целей.
При этом ориентация кооперативных организаций на потребности сельского населения будет способствовать не только повышению эффективности деятельности потребительской кооперации, но и создаст условия для более полного и эффективного использования возможностей и ресурсов агропромышленного комплекса.
VasilievG.G. THE MECHANISM OF PARTICIPATION OF CONSUMER COOPERATIVES IN THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE IN THE SOCIO-ECONOMIC PARTNERSHIP
The author examined the mechanism of participation of consumer cooperatives in the development of agriculture in the socio-economic partnershi p.
Key words: socio-economic partnership, cooperation, agriculture.
ВАСИЛЬЕВ Генрих Геннадьевич родился в 1955 г., окончил Московский кооперативный институт (1980), Московский государственный социальный университет (1996), канд. экон. наук (2005). Автор 20работ.