Научная статья на тему 'Механизм сравнений в произведениях Ольги Славниковой'

Механизм сравнений в произведениях Ольги Славниковой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
321
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Славникова Ольга / сравнения / Тропы / образ автора

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коробкова Евгения Сергеевна

Одной из ярких черт авторского стиля Ольги Славниковой является особая насыщенность текста произведений сравнениями. В ходе стилистического анализа выявлены закономерности построения сравнений Ольги Славниковой и их роль в композиции текстов в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм сравнений в произведениях Ольги Славниковой»

графический очерк // Ростопчина Е. П. Сочинения : в 2 т. СПб. : Типография Смирдина, 1890. Т. 2. С. 1-68.

24 Добролюбов, Н. А. Собрание сочинений. М., 1962. Т. 2. С. 72.

25 Там же. С. 74.

26 Там же. С. 75.

27 Добролюбов, Н. А. Собрание сочинений. М., 1962. Т. 2. С. 79.

28 Там же. С. 80.

29 Там же. С. 82.

30 Добролюбов, Н. А. Собрание сочинений. Т. 2. С. 87.

31 Русские писатели. Биобиблиографический словарь : справочник для учителя. М. : Просвещение, 1971. 728 с.

32 Краткая литературная энциклопедия. М. : Советская энциклопедия, 1971. 1040 стлб.

33 Быков, В. Русские женщины-писательницы //Древняя и новая Россия. 1878. № 7. С. 238-243.

34 Тишкин, Г. А. Женский вопрос в России. 50-60-е годы XIX века. Л. : Издательство Ленинградского университета. С. 240.

35 Ростопчина, Е. П. Стихотворения. Проза. Письма...

36 Русские поэтессы XIX века.

37 Мазалова, М. А. Проза Е. П. Ростопчиной.

38 Исследовательница впервые выделяет три периода эволюции прозы Е. П. Ростопчиной:

1) конец 1830-х годов - период создания ранних романтических светских повестей;

2) 1851-1854 годы - время создания романа «Счастливая женщина» и повести «Палаццо Форли». Характер индивидуального творческого развития Е. П. Ростопчиной в это период определяется начинающим противостоянием между писательницей и демократическим течением;

3) 1855-1858 годы - заключительный период творчества, время создания романа «У пристани». Резкое обострение противостояния Ростопчиной и представителей демократического течения в русской литературе.

39 Мазалова, М. А. Проза Е. П. Ростопчиной. С. 192.

40 Там же. С. 155-156.

41 Там же. С. 167.

42 Там же. С. 168.

Е. С. Коробкова

МЕХАНИЗМ СРАВНЕНИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ОЛЬГИ СЛАВНИКОВОЙ

Одной из ярких черт авторского стиля Ольги Славниковой является особая насыщенность текста произведений сравнениями. В ходе стилистического анализа выявлены закономерности построения сравнений Ольги Славниковой и их роль в композиции текстов в целом.

Ключевые слова: Славникова Ольга, сравнения, тропы, образ автора.

Большинство сравнений Славниковой «играет на понижение». Человека и все относящееся к сфере человеческого автор сравнивает либо с овощем, либо с насекомым, либо с предметами низкого бытового свойства, либо с едой: «увидала похожих на тряпичные личинки беззубых старух», «беззубый рот походил на отвисший карман с дырой», «глаза напоминали белые таблетки в ледянистых гнездах целлофана», «улыбка его напоминала вылезшую из слоеного пирога полоску варенья» [4].

Зачастую при помощи сравнений автор заостряет читательское внимание на различных антиэстетических явлениях. Так, к примеру, во многих произведениях Славниковой упоминаются прыщи. В рассказе «Сестры Черепановы» они сравниваются с «малиновым вареньем», в романе «Один в зеркале» [3] - с помидорными семечками, а в романе «2017» - с «остатками горохового супа».

Для усиления эффекта отвращения Славникова сравнивает безобразное с едой.

В сравнениях Ольги Славниковой практически всегда присутствует прилагательные, благодаря которым сообщаемому явлению придается коннотативное значение. (С носа сестер сходит шкурка не просто «как с картошки», а как с «молодой» картошки). Наиболее часто прилагательное выражает не положительную, а отрицательную авторскую оценку (в таких случаях, к примеру, когда сообщается, что один из героев «благоухал одеколоном, как свежераздавленное насекомое» [2]3).

Прилагательным определяется яркость и неожиданность сравнений: «старик, седенький, как травяной корешок», «палец, грязный, как морковка», «дети, тощие, как комары». Так прилагательное «грязный» является неожиданной характеристикой моркови, поскольку главным прилагательным, относящимся к этому овощу, является прилагательное «оранжевая». «Руки были оранжевые, как морковка», - стандартное сравнение, «руки грязные, как морковка» - неожиданное.

Наиболее удачные образы и сравнения Славникова использует повторно в различных произведениях. В романе «2017» читаем: «обнюхав мокрую руку, красную и грязную, будто морковь» [2]; в романе «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки»: «дети... грязные, как угли» [6]. Нельзя не отметить наличие у автора «излюбленных» тем и образов. Поганки и несъедобные грибы - непременный «атрибут» большинства произведений Славниковой: в романе «2017» помимо «башни-поганки» упоминаются леса, в которых «поганки растут до небес»; в романе «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки» описана ступня «с бледными, как поганки, зябко поджатыми пальцами» [6]; в рассказе «Старик и смерч» из сборника «Любовь в шестом вагоне» с поганкой сравнивается смерч: «Материнская туча, присосавшись смерчем к земле, словно получала питание и, раздобрев, густела. Все это вместе напоминало гриб - гигантскую кружевную поганку на тонкой ножке» [5]; в романе «Бессмертный» автор говорит о сходстве беременной женщины с поганкой: «синеватость облика беременной, сходство ее с нежнейшей, на одуванчиковом стебле, тонкокожей поганкой говорили о том, что водка есть ее привычное, на много поколений вглубь... занятие» [1]; в рассказе «Сестры Черепановы» поганки упоминаются по отношению к утонувшему автобусу: «заплывшие фары его напоминали ломкие болотные поганки». К повторяющимся образам в рассказе можно отнести образ «башен-призраков», которые появлялись на страницах романа «2017».

Образы Славниковой одиночны, каждый последующий не соотносится ни с предыдущим, ни с текстом в целом. Можно считать оправданным сравнение ягод, выросших на местном болоте с пулями («тяжелые, как пули, болотные ягоды»), поскольку сравнение подчеркивает мысль о противостоянии, достаточно четко выраженную в рассказе: деревня противостоит остальному миру, Фекла противостоит административной машине, даже ягоды, выросшие на болоте, - это пули, не без помощи которых сестрам Черепановым удалось «выстрелить», чтобы разбудить и деревню, и обитателей городской администрации. (Напомним, что на местных ягодах получали самогон, использующийся как топливо для паровоза). Тем не менее удачный образ перечеркивается практически сразу же, когда болотные ягоды автор сравнивает с чем-то «жирным».

В рассказе автор выстраивает случайные словесные ряды, которые не соотносятся с текстом в целом, как, например, сравнения из флотской тематики, когда автор сообщает, что коса Феклы обладала «крепостью корабельного каната», мужики натыкались на землю, «будто сошедшие на берег матросы» а муж Машки, Игорек, был «сух и крепко просмолен». Эти сравнения не коррелируют со словесными рядами, относящиеся к реалиям

деревенского быта, неясно, с какой целью автор вводит в повествование такие образы и какую роль они играют в композиции рассказа.

При помощи сравнений Славникова прибегает к субъективациям, например, очевидно стремление рассказать о быте и жизни сестер языком выходца из той среды, где живут сестры: шелушащиеся носы сестер сравниваются с молодой картошкой, веснушки - со свежими опилками, про отца сестер, прозябающего в тюрьме, сказано, что он там «словно леший на болоте». Однако однородность выстраиваемых словесных рядов автору сохранить не удается, поскольку не везде они оказываются соотнесены с одной сферой языкового употребления. На наш взгляд, стилистически неверно сравнивать мать сестер «с печальным больным кенгуру». Это экзотическое сравнение выбивается из словесного ряда, ранее выстроенного автором.

В авторском повествовании преобладают лексика и сравнения «кухонно-бытовой» тематики: гнезда журавлей сравниваются с «тазами с нарубленной гнилью», маленькие птицы живут в гнездах с «нежной, как пяльцы с вышивкой», очень жалует автор слово «кружева»: в тексте встречается и «забранные в чугунное кружево двухэтажные кирпичные дома», и «кружевные, подсохшие кляксы» лишайников. О пролетающей птице сообщается, что она «огромная, как пальто», а узкоколейка - «узкая, как расческа». Особенно часто возникают сравнения с едой: о картошке говорится, что она «желтая, как масло», голубика «жирно» чернеет от пальцев, караси в болоте «жирные», кабели от телевизионной камеры - тоже «жирные», журналистский автобус «валяло в пыли, будто котлету в муке», машинное масло «застыло, будто мармелад», ряска на болоте разбита, «будто жир на супе». Таким образом, можно говорить о том, что авторский взгляд в рассказе женский и не претендующий на «всеведение». Любопытно, что, к примеру, в романе «2017», где главные действующие герои, в отличие от настоящего текста, мужчины, все равно преобладают образы из «женских сфер», когда сосны сравниваются с палками колбасы, голые пятки - с хозяйственным мылом и т. д.

Судя по всему, автор достаточно четко представляет себе своего читателя: женщину-домохозяйку с предельно узким кругозором. Славникова выстраивает свой текст так, чтобы именно этой женщине-домохозяйке стало «все понятно». Такой прием «подстраи-вания» под вкусы аудитории широко используется на страницах печатных СМИ, если учесть, что Славникова долгое время работала журналистом, можно говорить том, что некоторые приемы своей журналистской практики она пытается внедрять в художественную литературу. Очевидно также, что автора мало заботит соотнесенность языковых средств с композицией текста. В связи с этим тексты Славниковой интересны в первую очередь исключительно как источник ярких и живописных образов.

Список литературы

1 Славникова О. Бессмертный. URL : http.www.litra.ru.

2 Славникова, О. 2017 // Литературный сетевой ресурс “Литпортал ”. URL : www. litportal.ru.

3 Славникова, О. Один в зеркале // Журнальный зал. URL : http: // magazines.russ.ru/ novyi_mi/1999/12/slawn.html.

4 Славникова, О. Сестры Черепановы // Либрусек. URL : http://lib.rus.ec/b/137765/ read..

5 Славникова, О. Старик и смерч // Национальная премия “Большая книга”. URL : http://www.bigbook.ru/publications/slavnikova-01.php.

6 Славникова, О. Стрекоза, увеличенная до размеров собаки // Онлайн библиотека. URL : www.erib.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.