Научная статья на тему 'Механизм социального управления: концептуальный анализ'

Механизм социального управления: концептуальный анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
429
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / SUBJECT OF MANAGEMENT / МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / A MECHANISM OF SOCIALMANAGEMENT / ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / OBJECT OF MANAGEMENT / ПРЕДМЕТ УПРАВЛЕНИЯ / СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ / METHODS OF MANAGEMENT / СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / STRATEGY OF MANAGEMENT / УПРАВЛЯЕМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ / CONTROLLED VARIABLES / НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ / UNCONTROLLABLE VARIABLES / УЧИТЫВАЕМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ / TAKEN INTO ACCOUNT VARIABLES / SOCIALMANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Данакин Николай Семенович, Деева Н. Н.

В статье проведен концептуальный и структурный анализ механизма социального управления, в котором выделены и рассмотрены два основных сегмента – субъектный и объектный. Субъектный сегмент включат стратегию, технологии, ресурсы и организационную систему управления. Объектный сегмент охватывает: предметное поле управления; социальные проблемы, подлежащие решению; социальные факторы, оказывающие воздействие на объект управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism of socialcontrol:a conceptual analysis

The article providesa conceptualand structural analysis ofthe mechanism of socialcontrol, in which are identified andaddressed twomain segments-subjective and objective. Subjectivesegmentwill includestrategy,technology, resourcesand organizationalmanagement system.Objectivesegmentcovers: subject field of management; the social problems to be solved; the social factorsthat influence themanagement object.

Текст научной работы на тему «Механизм социального управления: концептуальный анализ»

Н.С. ДАНАКИН доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и управления'

Н.Н. ДЕЕВА кандидат педагогических наук, директор Биробиджанского филиала Амурского

государственного университета, докторант кафедры социологии и управления Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Механизм социального управления: концептуальный анализ

Любой механизм, уже по определению, включая социальный механизм управления, состоит из определенных деталей, которые в чем-то схожи, а в чем-то различаются. Это позволяет выделять и описывать отдельные группы деталей. В социальном механизме управления нетрудно заметить и выделить группу деталей, представляющих собой средства, способы и методы управленческого воздействия. Способ управленческого воздействия определяется теми средствами, которые используются при его осуществлении. Каждый способ реализуется, в свою очередь, посредством нескольких методов. Метод - это определенный алгоритм использования средств воздействия. Все это инструментальное многообразие можно объединить одним словом - технология (социальная технология).

Таким образом, социальные технологии образуют первую и, наверное, самую очевидную группу деталей социального механизма управления.

Для управления необходимы также соответствующие ресурсы. В научной - социологической и экономической - литературе рассматриваются, как правило, отдельные виды ресурсов. Понятие «ресурсы» как таковое не выделяется и не определяется, поэтому придется воспользоваться той дефиницией, которая предлагается в «Словаре современного русского языка».

«Ресурсы» имеют два значения: 1) запасы, средства, используемые при необходимости, 2) предельное значение какого-то средства (скажем, суточный ресурс времени - 24 часа). К понятию «ресурсы» близко по своему значению понятие «резервы». Иногда они употребляются даже как синонимы. Резервы - 1) источник, откуда черпаются новые силы, средства, 2) запас чего-либо на случай необходимости, 3) возможности, средства, еще не использованные.

* Данакин Николай Семенович, e-mail: [email protected]

Еще одно близкое понятие - потенциал, которое определяется как совокупность всех средств, запасов, источников, которые могут быть использованы в случае необходимости с какой-либо целью 1. И, наконец, - понятие «возможности», определяемое как то, что имеется, что заложено в чем-либо, что может служить источником, основой для развития или для использования2.

Функционирование социального механизма управления связано непосредственно с использованием не любых, а социальных ресурсов, которые представляют собой совокупность ресурсов, выражающих социальное состояние и взаимодействие субъектов рынка труда.

Продолжая концептуальный анализ социального механизма управления, выделим в нем еще одну группу «деталей» - стратегии.

Имеется несколько дефиниций стратегии (А. Чандлер, И. Ансофф, Б. Карлофф и др.). Наиболее точным нам представляется определение, данное А.Н. Петровым: «Стратегия - это обобщенная модель долгосрочных действий по управлению любым объектом,

о

необходимых для достижения поставленных целей»3.

Исходя из этого определения, можно выделить две основные особенности стратегии: во-первых, это - модель долгосрочных действий; во-вторых, - это обобщенная модель долгосрочных действий. Еще одна важная особенность стратегии выражена М. Месконом и его известными соавторами: «Стратегия - это детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее

- 4

целей»4.

Выделенные группы «деталей» социального механизма управления - социальные технологии, ресурсы и стратегии - не могут функционировать в отрыве друг от друга. Они действуют только в единстве, что обеспечивается организационной системой управления. Организационная система управления - совокупность взаимосвязанных управленческих структур и функций, осуществляющих координацию деятельности отдельных субъектов для решения определенных задач. Организационная система управления обеспечивает комплексное использование управленческих технологий, ресурсов и взаимодействие субъектов управления. Организационная система управления способствует рациональному разделению труда, является основой планирования и

1

См.: Шафиков М.Т. Потенциал: сущность и структура // Социально-гуманитарные знания, 2002, № 1.

См.: Хрусталев А.Н. Социальные ресурсы управления производственной организацией. Белгород: Изд-во БГТУ, 2007.

3 См.: Королева Е.Н. Стратегическое управление развитием муниципальных социально-экономических систем в условиях глобализации: теоретико-методологические аспекты. М., 2006.

4 См.: Мескон А., Алюберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1998.

распределения работ с установлением соответствия между организационной структурой и перечнем конкретных функций и задач.

Таким образом, «составляющими» социального механизма управления выступают: 1) социальные технологии управления, 2) социальные ресурсы управления,

3) стратегии управления, 4) организационная система управления.

Механизм управления занимает особое - промежуточное -положение в системе управления, а именно, промежуточное между управляющей подсистемой (субъектом управления) и управляемой подсистемой (объектом управления).

Механизм управления может быть представлен, с одной стороны, в качестве сегмента управляющей подсистемы, с другой стороны, в качестве сегмента управляемой подсистемы. Выделенные выше «составляющие» социального механизма управления относятся непосредственно к первому сегменту, связанному с управляющей подсистемой. Технологии, ресурсы, стратегии и организационная система - все это относится к характеристике управляющей подсистемы (субъекта управления).

Возникает вопрос о том, какие «составляющие» социального механизма управления имеются в сегменте, связанном непосредственно с управляемой подсистемой (объектом управления).

Отвечая на этот вопрос, заметим предварительно, что любой объект управления подвержен изменениям, а изменения - это исходное основание для управления. Нельзя управлять тем, что не поддается или не подлежит изменению. Объект управления выступает в виде набора меняющихся признаков или, иными словами, переменных. При этом обнаруживается, что одни переменные могут зависеть от субъекта - управляемые переменные, другие - не зависят (неуправляемые переменные). Они зависят от других факторов, на которые мы не можем повлиять, по меньшей мере, в данный момент. Иногда остается надежда на то, что какие-то из неуправляемых переменных могут оказаться в пределах досягаемости в силовом поле целенаправленного влияния. Это побуждает их отнесение к рангу учитываемых переменных, т.е. переменных, вызывающих и поддерживающих внимание субъекта управления. Он отслеживает эти переменные, прогнозирует их вероятные значения в будущем. Правда, делает это не только и не столько по соображениям возможного воздействия на эти переменные, сколько из-за их особой, нередко - и исключительной, непреходящей - значимости.

Итак, необходимо различать управляемые и неуправляемые переменные. Вторые, в свою очередь, подразделяются на учитываемые и неучитываемые.

Число и характер переменных служат основанием для различения объекта и предмета (предметного поля) управления. Объект управления включает все переменные: управляемые, учитываемые и

неучитываемые. В предметное поле управления входят управляемые переменные (узкая интерпретация), или же управляемые переменные + учитываемые переменные (широкая интерпретация). В последующем нами будет использоваться широкая интерпретация понятия «предмет» (предметное поле) управления как совокупности управляемых и учитываемых переменных.

Кстати сказать, в терминах переменных могут быть сформулированы общие цели управления как:

- целенаправленное воздействие на управляемые переменные (последние выступают «точками приложения» управленческих воздействий);

- перевод неуправляемых переменных в управляемые;

- отслеживание поведения учитываемых переменных и соответствующая организация собственных действий;

- расширение зоны учитываемых переменных.

Возвращаясь к вопросу о том, какие «составляющие» социального механизма управления имеются в сегменте, связанном непосредственно с управляемой подсистемой (объектом управления), можно дать такой ответ: искомыми «составляющими» выступают управляемые и учитываемые переменные (в дальнейшем изложении - переменные), иначе говоря, предметное поле целенаправленных воздействий.

Предметное поле управленческих воздействий неоднородно с точки зрения сравнительной значимости его отдельных секторов, распределенности по ним силовых напряжений. В одних секторах наблюдается временное «затишье», другие привлекают к себе постоянное внимание, третьи вызывают тревогу и т.д. Иначе говоря, секторы предметного поля управленческого воздействия различаются степенью проблемности - остропроблемные, умеренно проблемные и беспроблемные. Это дает основание для выделения в социальном механизме управления еще одной «составляющей» - социальных проблем.

Социальные проблемы выражают наиболее значимые и актуальные для управления предметные секторы, играют ориентирующую, мотивационно-стимулирующую роль в управленческом процессе.

Для целостного описания социального механизма управления не хватает, на наш взгляд, еще одной группы деталей - социальных факторов. Именно социальные факторы вызывают изменения управляемого объекта. Целенаправленно вызываемые изменения -это лишь часть происходящих изменений, и расширение их зоны возможно посредством, во-первых, уяснения причинной связи между действием фактора и его результатом, во-вторых, перевода этой связи в форму целенаправленного действия.

Если вернуться к рисунку 1, то следует обратить внимание на заштрихованную часть изображенной фигуры, которая не входит в состав ни субъектного, не объектного сегментов механизма социального управления, но, вместе с тем, «облегает» оба этих сегмента. Данная часть как раз и выражает социальные факторы.

Таким образом, предлагаемая модель социального механизма управления состоит из семи групп элементов (деталей): 1) стратегии, 2) технологии, 3) ресурсы, 4) организационная система, 5) предметное поле управленческих воздействий, 6) социальные проблемы, 7) социальные факторы. Первые четыре группы относятся к субъектному сегменту, три последние - к объектному.

При исследовании структуры социального механизма управления мы исходим из принципа объективной обусловленности управленческих стратегий, технологий, ресурсов и организационных структур, иначе говоря, успешность их применения зависит от того, насколько точно они «наведены» на предметное поле управляемого объекта, разрешение имеющихся здесь проблем и использование влияющих на это поле факторов. Примечательно в этой связи утверждение известного теоретика менеджмента Г. Минцберга об объективной обусловленности управленческой стратегии. «Нет оснований сводить стратегию исключительно к планированию и разработке соответствующих документов, поскольку в этом случае вне поля зрения остаются официально не предусмотренные факторы»5.

Аналогичное можно сказать и о технологии управления или о его организационной структуре.

Данакин Н.С., Деева Н.Н. Механизм социального управления: концептуальный анализ. В статье проведен концептуальный и структурный анализ механизма социального управления, в котором выделены и рассмотрены два основных сегмента - субъектный и объектный. Субъектный сегмент включат стратегию, технологии, ресурсы и организационную систему управления. Объектный сегмент охватывает: предметное поле управления; социальные проблемы, подлежащие решению; социальные факторы, оказывающие воздействие на объект управления.

Ключевые слова: социальное управление, механизм социального управления, объект управления, предмет управления, способы управления, стратегия управления, управляемые переменные, неуправляемые переменные, учитываемые переменные.

Danakin N.S., Deeva N.N. Mechanism of social control: a conceptual analysis. The article provides a conceptual and structural analysis of the mechanism of social control, in which are identified and addressed two main segments - subjective and objective. Subjective segment will include strategy, technology, resources and organizational management system. Objective segment covers: subject field of

5

Minzberg H. The Managers Job. Folclore and Facts // Harvard Business Review, vol 58, no 4 (July-August, 1975).

management; the social problems to be solved; the social factors that influence the management object.

Key words: social management, a mechanism of social management, object of management, subject of management, methods of management, strategy of management, controlled variables, uncontrollable variables, taken into account variables.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.