УДК 323.13(574)
МЕХАНИЗМ СНИЖЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
(СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
THE MECHANISM OF THE REDUCTION OF INTER-ETHNIC TENSION IN THE REGIONS OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
(SOCIO-POLITICAL ASPECT)
В. П. Шеломенцева, Г. М. Бейсембаева
V. P. Shelomentseva, G. M. Beisembayeva
Ключевые слова:
этническая напряженность; миграция; конфликтность; межнациональные отношения; толерантность; гражданская и этническая идентичность
Key words:
ethnic tension; migration; proneness to conflict; interethnic relations; tolerance; civil and ethnic identity
С момента приобретения независимости Республики Казахстан вопросам стабилизации межнациональных отношений внутри страны государственными органами власти уделяется особое внимание. Еще в 1990 году, с принятием Декларации Республики Казахстан о государственном суверенитете, в числе приоритетных государственных задач была обозначена задача укрепления национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих на территории Казахстана.
На современном этапе одна из ключевых задач модернизации полиэтнического общества Казахстана — формирование единой нации, укрепление казахстанской идентичности на принципах гражданства. Среди государств постсоветского пространства Республика Казахстан характеризуется как страна с наиболее устойчивой политической системой и общественной стабильностью [1].
Этнические конфликты и войны в соседних с Казахстаном странах ближнего зарубежья (Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Россия) повлекли за собой огромные экономические, политические, гуманитарные проблемы для людей и оказали негативное влияние на развитие этих независимых стран [2].
В отличие от соседних стран в Казахстане не было крупных межнациональных конфликтов или столкновений. В то же время проведенные исследования межэтнической ситуации в Казахстане свидетельствуют о наличии рисков, связанных с высоким этноконфликтным потенциалом и высокой степенью неудовлетворенности культурных и языковых потребностей членов общества [3].
Одним из факторов, влияющих на этнический состав населения, стабильность межэтнической ситуации в стране, является миграционная политика государства. С одной стороны, проводимая в настоящее время миграционная политика Республики Казахстан способствует привлечению высококвалифицированной иностранной рабочей силы. С другой стороны, неконтролируемый рост потока иммигрантов в страну может оказать негативное влияние на настроения тех или иных групп населения.
Сосуществование разных этнических групп на одной территории в такой многонациональной стране, как Республика Казахстан, рассматривается как актуальное направление разноплановых научных исследований. Прикладные задачи научных исследований в данном направлении заключаются в выработке эффективных механизмов снижения межэтнической напряженности в стране.
Большинство исследований по проблемам межэтнических отношений базируется на изучении общественного мнения. Значительная часть эмпирической информации о межнациональных отношениях внутри отдельных регионов поступает в результате проведения социологических опросов. Оценка текущей миграционной и межнациональной ситуации осуществляется преимущественно дескриптивным (описательным) методом, который не только дает собирательное представление об объекте исследования, но и создает основу для построения более сложных моделей анализа.
В условиях нарастания миграционных процессов, усложнения геополитической обстановки и обострения национальной конфликтности во многих регионах мира для Республики Казахстан как государства со сложным этническим, языковым и религиозным составом особую актуальность приобретают проблемы количественной оценки межэтнической стабильности внутри страны. Например, применение метода балльно-индексной оценки может дать объективную оценку сложившейся межэтнической ситуации в регионе и принять эффективные решения по предотвращению межгрупповых конфликтов и снижению общественно-политической напряженности.
Однако следует отметить, что проведение такого рода исследований сталкивается с проблемой методологического характера. В настоящее время не существует единых научных подходов к определению такого понятия, как «межэтни-
ческая напряженность», отсутствуют методологические подходы к его количественному анализу.
Цель данного исследования заключается в развитии методологических подходов к проведению количественной оценки сложившейся ситуации в области нациестроительства и межэтнических процессов.
Для достижения поставленной цели в рамках исследования были определены следующие задачи: представление методики экспресс-оценки сложившейся межэтнической ситуации; проведение анализа этнической структуры и ее динамики в Республике Казахстан; проведение оценки современной межэтнической ситуации в стране; определение перспективных механизмов управления межэтническими отношениями и создание системы предотвращения межгрупповых конфликтов.
Исследование включает в себя сбор информации о национально-этническом составе отдельных территорий Казахстана, анализ документов, обработку вторичных данных, полученных из открытых источников.
Информационной базой исследования служат показатели государственной статистики, результаты социологических исследований, проведенных авторами, а также опубликованные результаты социологических исследований государственных органов и общественных объединений Республики Казахстан.
При оценке этнической структуры отдельных территорий страны применялся индекс мозаичности по Б. М. Эккелю, который рассчитывается по формуле
где Р — индекс мозаичности этнической структуры населения; М — количество этнических групп в регионе; Jяi — доля /-го этноса во всем населении [4].
Чем выше индекс мозаичности, тем разнообразнее этнический состав территории.
Предлагаемая методика оценки сложившейся межэтнической ситуации в республике основывается на определении интегрального оценочного показателя — индекса межэтнической напряженности (1ет).
Для сбора первичной информации использовался количественный метод. Поскольку официальной статистики для объективной оценки межэтнической ситуации недостаточно, основным источником данных стал социологический опрос «О состоянии этнической сплоченности в Республике Казахстан», проведенный
¿=1
группой экспертов Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения DEMOSCOPE с 15 по 23 августа 2016 года1.
Социологический опрос как наиболее распространенный количественный метод сбора первичной информации имеет определенную ограниченность, поскольку результаты основаны на субъективном мнении опрашиваемых. В то же время объективным обоснованием выбора данного метода сбора первичной информации является его успешное использование в случаях, когда получение информации для исследования другим способом затруднено либо невозможно.
Объем выборки составил 3 192 человека из Астаны, Алматы и всех 14 областных центров Казахстана, из них 69 % — женщины и 31 % — мужчины. Возрастная структура респондентов: более 40 % — молодые люди в возрасте 18-29 лет, 27 % — возрастная группа 30-39 лет, остальные — старше 40 лет. Для данной выборки максимальный размер статистической погрешности с вероятностью 95 % не превышает 1,75 %.
Для проведения стандартизированного интервью и уменьшения непреднамеренных ошибок респондентов был подготовлен вопросник, который, по сути, представляет собой анкету, содержащую вопросы закрытого типа.
Для приведения качественных признаков и количественных показателей к стандартному виду Институтом политических решений Республика Казахстан в рамках проекта «Концепция ЕТ1. Индекс этнической напряженности» разработана методика определения индекса межэтнической напряженности, в соответствии с которой для всех регионов этот показатель рассчитывается ежеквартально.
По данным Комитета государственной статистики Республики Казахстан, на 1 января 2016 года численность населения в республике составила 17 670,6 тыс. человек. Несмотря на то что подавляющее большинство населения страны (66,5 %) — представители одного этноса (казахов), Казахстан относится к регионам с высокой степенью этнического многообразия.
В настоящее время на территории государства проживают представители 18 национальностей. Помимо казахов, наиболее многочисленной этнической группой являются русские (3 644,5 тыс. человек или 20,6 % от общей численности населения), узбеки (548,8 тыс. человек или 3,1 % от общей численности населения).
Показатель этнической мозаичности населения в среднем по Республике Казахстан на начало 2016 года составил 0,513. Индекс этнической мозаичности по состоянию на начало 2016 года представлен на рисунке.
1 Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения DEMOSCOPE [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.demos.kz/rus/?poll=53.
Рисунок. Индекс этнической мозаичности для регионов Республики Казахстан
Анализ индекса этнической мозаичности позволяет выделить на территории Казахстана несколько очагов полиэтичности, из которых происходит дальнейшее расселение многих народов.
Первая многонациональная зона — это северная часть страны (Костанай-ская, Акмолинская, Северо-Казахстанская, Павлодарская области). Здесь достаточно высока доля славянских этносов, что связано, прежде всего, с эвакуацией военных заводов и некоторых учреждений во время Великой Отечественной войны, освоением целинных и залежных земель в 30-50-х гг. XX века. Вторая многонациональная зона — это Карагандинская и Восточно-Казахстанская области, а также город Алма-Ата. Здесь проживает около 41 % русского населения страны.
Напротив, наименьшими значениями индекса этнической мозаичности характеризуются моноэтнические области, такие как Кызылординская, Мангистау-ская, Атырауская, где численность этнической группы казахов составила 96, 90,3 и 92,1 % соответственно.
С момента обретения независимости этническая структура республики претерпела существенные изменения. Непосредственное влияние на демографические и территориальные позиции этнических групп Казахстана активно оказывают миграционные процессы.
Согласно данным ООН, в 2015 году в стране проживали более 3,5 миллионов мигрантов всех категорий (включая репатриацию оралманов, трудовую миграцию, миграцию по личным мотивам и в рамках обмена), что составило 20 %
населения Казахстана, равняющегося на тот период 17,5 млн человек (статистика Всемирного банка за 2015 год).
Въездной миграционный поток формируется за счет граждан Узбекистана, Россиии и Китая. Приоритетными направлениями эмиграционного потока являются Россия, Германия, Беларусь, Узбекистан.
Вследствие роста эмиграционных потоков неказахского населения и репатриации казахов из Монголии, Узбекистана, Китая и России этнонациональная структура стала иной. За 26 лет численность титульного этноса — казахов — увеличилась с 6 534,6 до 11 748,2 тыс. человек. Данная тенденция обусловлена не только естественным приростом, но и активизацией миграционных процессов. В 1991 году началась стихийная репатриация этнических казахов на родину. С целью упорядочения процесса расселения этнических иммигрантов на территории Республики Казахстан в 2008 году была принята Государственная программа «Нурлы кош» («Светлая ночевка»).
Эта программа стала стимулом для многих этнических казахов вернуться на историческую родину. С 1991 по 2015 гг. на историческую родину вернулись и получили статус оралмана 260 325 семей или 955 894 этнических казаха, что составляет 5,5 % от общей численности населения страны2. Большинство этнических казахов прибыли из Узбекистана — (61,6 %), из Китая — 14,2 %, из Монголии — 9,2 %, из Туркменистана — 6,8 %, из Российской Федерации — 4,6 %. Остальные 3,6 % оралманов прибыли из других стран дальнего зарубежья.
В целом следует отметить, что этническая структура населения республики имеет позитивные и негативные тенденции. С одной стороны, это сохранившаяся толерантность во взаимоотношениях народов, проживающих на территории Казахстана, и проведение лояльной государственной этнической политики, а с другой — активизация процессов региональной идентификации и социально-экономического позиционирования этносов, развития внешней и внутренней миграции [5].
Вопросы формирования национальной идентичности всегда находились в центре внимания органов государственной власти Республики Казахстан. Еще в начале 1990-х гг. Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым была сформирована идея межэтнического согласия. В Конституции 1995 года общественное согласие и стабильность были обозначены как основные принципы деятельности государства. В основном законе страны заложено свыше 11 норм, обеспечивающих равенство прав всех граждан независимо от расовой, этнической, религиоз-
2 Миграционная ситуация в Республике Казахстан за 2015 год [Электронный ресурс] // Интернет-портал СНГ. - Режим доступа: http://www.e-cis.info/page.php.id=25136.
ной и социальной принадлежности3. Установлен единый гражданско-правовой и общественный статус этносов и этнических групп, их представители обладают всей полнотой прав и свобод единого народа Казахстана.
Грамотная политика позволила стране избежать крупных конфликтов и вооруженных противостояний, сохранить общественно-политическую стабильность в регионе. Результаты различных социологических опросов по проблемам межэтнических отношений показывают, что в целом в республике сохраняется высокий уровень толерантности населения.
Так, по результатам социологического исследования 2016 года, проведенного Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения DEMOSCOPE, 41 % опрошенных казахстанцев называют отношения сложными, но стабильными, некритичными и в целом безопасными. Около 12 % респондентов оценивают отношения между этносами в стране как «дружественные» и не имеющие проблем. Остальные констатируют разную степень сложности межэтнического взаимодействия отношений. Около 28 % респондентов называют эти отношения «непростыми, но только на бытовом уровне, как в любой семье». 12 % считают межэтническую сферу «очень сложной», констатируют ухудшение и возможность развития конфликтов.
Большинство респондентов (62 %) убеждены, что межэтнические конфликты могут возникнуть только по искусственно созданным причинам либо в случае провокации или вмешательства третьей стороны.
Основной причиной возникновения межэтнического конфликта, по мнению 17 % респондентов, является экономический фактор. Языковые разногласия в Казахстане в качестве серьезной конфликтогенной основы назвали лишь 5 % респондентов. Еще 16 % опрошенных считают, что неблагоприятный сценарий возможен при совокупности вышеназванных причин.
Больше половины респондентов (59 %) ставят на первое место гражданскую идентичность, а не этническую принадлежность. Для 26 % опрошенных этническая и гражданская идентичности одинаково важны. Лишь 4 % считают себя прежде всего представителями своего этноса.
Примечательно, что 81 % респондентов ориентируются на Конституцию, считая, что все национальности равны и, прежде всего, казахстанцы. Однако 19 % уверены, что не все граждане равны, что отдельные этносы имеют больше или меньше прав. Следует отметить, что русские более критично оценивают положение собственной национальной группы, чем казахи и другие этносы [6]. В два раза меньше русских, чем казахов, чувствуют себя полноценными гражданами Казахста-
3 Аналитика Ассамблеи народов Казахстана. Общественное согласие — главный конституционный принцип [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://assembly.kz/ru/analitika.
на, около 15 % русских (против 3 % респондентов-казахов) чувствуют притеснения и ущемления по национальному признаку, унижение национального достоинства.
Никогда не испытывали какого-либо давления по этническим причинам 32 % опрошенных, а 45 % респондентов редко испытывали такую угрозу, но данный факт не вызывает беспокойства. В то же время 23 % респондентов в совокупности отметили, что регулярно или все чаще испытывают угрозу и давление.
Согласно результатам социологического исследования, проведенного Казахстанским институтом стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан в 2014 году [7-9], уровень ожидания межэтнического конфликта, по оценкам опрошенных, составил всего 6,3 %. Доминантное большинство респондентов (88,2 %) не ожидают открытого межэтнического конфликта в ближайшее время. Конфликтный потенциал на этнической почве в Казахстане составил 27,8 % (25,8 % — в 2013 году).
Согласно приведенным расчетам, индекс межэтнической напряженности находится на низком уровне. В настоящее время случаи возникновения этнических конфликтов и акций националистического характера носят эпизодический характер. В то же время можно констатировать, что латентная межнациональная напряженность в республике существует.
По мнению большинства экспертов, в настоящее время межэтнические противоречия в Казахстане неактивны и носят не ярко выраженный характер. В то же время межэтнические столкновения в Казахстане стали случаться с пугающей регулярностью. Так, в последнее десятилетие произошло порядка 9 серьезных конфликтов на этнической почве, широко освещавшихся в СМИ.
К ключевым проблемам в сфере состояния межэтнических отношений Республики Казахстан можно отнести следующие:
• недостаточно эффективная миграционная политика;
• несовершенство языковой политики, что является важнейшим поводом для межэтнической напряженности в казахстанском обществе;
• социальное неравенство населения в стране.
Несмотря на то что ситуация в этнонациональной сфере региона характеризуется как устойчивая, этническое разнообразие населения Казахстана требует разработки и дальнейшей реализации мер по гармонизации межнациональных отношений на территории страны.
Одним из механизмов реализации концепции в области предотвращения конфликтов и создания стабильной межэтнической ситуации выступает общенациональная патриотическая идея «Мэцгшк Ел».
Национальная идея «Мэцгшк Ел», в основе которой заложены культурные и духовные аксиомы независимой страны, была представлена в Патриотическом
акте, принятом 26 апреля 2016 года на XXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана «Независимость. Согласие. Нация единого будущего». Общенациональная идея нашла широкий отклик со стороны граждан страны, в продвижение и разъяснение населению данной идеи включились творческая интеллигенция, ученые и представители НПО.
Важными приоритетами национальной политики в сфере стабилизации межэтнических отношений, укрепления взаимопонимания и предотвращения межэтнических конфликтов в Республике Казахстан можно считать меры по укреплению единства многонационального народа; совершенствование механизмов развития миграционной обстановки; меры по сокращению социального неравенства.
Таким образом, проведенное исследование позволяет констатировать, что сложившийся этнический состав населения страны находится под прямым влиянием миграционных процессов. Республика Казахстан характеризуется как поли-этничная по составу населения страна. В то же время миграционные процессы в сочетании с демографическими процессами серьезно влияют на ее этническую структуру. За годы независимости существенно увеличилась доля казахов, и в настоящее время это основная этническая группа, занимающая две трети населения страны. В то же время, несмотря на то что русский этнос является вторым по численности этносом в стране, его доля в этнической структуре неуклонно снижается, а также происходит снижение уровня его социальной активности и культурного лидерства.
Поскольку межэтнические противоречия в Казахстане неактивны, ситуация может быть охарактеризована как умеренно напряженная. Хотя индекс межэтнической напряженности находится на низком уровне, сохраняется риск возникновения этнических конфликтов и единичных акций националистического характера.
Исследование позволило выявить ключевые проблемы, влияющие на рост противоречий и напряженности в обществе: недостаточно эффективная миграционная политика, несовершенство языковой политики, углубление социальной дифференциации населения.
Полученные результаты позволили обозначить перспективные направления государственной политики по стабилизации межэтнических отношений и укреплению национального и гражданского единства населения страны. К таким направлениям относятся комплекс мероприятий по укреплению единства многонационального народа Республики Казахстан, совершенствование механизмов развития миграционной обстановки и меры по сокращению социального неравенства.
Библиографический список_
1. Rustembekova D. K., Amandykova S. K. Inter-Ethnic Relations in the National Policy of the Republic of Kazakhstan (Some Legal Aspects) // World Applied Sciences Journal. -2013. - Vol. 27. - Р. 288-293.
2. Ishmukhamedov S. A. (n. d.). Constitutional basis of rights and interests protection of ethnic groups in modern Kazakhstan. - Available at: http://www.academia.edu/6671508/ Kazakhstan_ethnic_ groups_law_constitution.
3. Нургалиева М. Резервы и риски межэтнической стабильности в Казахстане (по результатам мониторинга «Социальные настроения в крупных городах Казахстана» за 2012 год) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-history.kz/media/upload/1466/2014/09/12/ 0797b28e3f1 d886b3499cbaad4c8f165.pdf.
4. Эккель Б. М. Определение индекса мозаичности национального состава республик, краев и областей СССР // Советская этнография. - 1976. - № 2. - С. 33-42.
5. Факторы внешнего влияния на межэтнические отношения в Республике Казахстан: коллективная моногр. / Под ред. Б. К. Султанова. - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2010. - 112 с.
6. Симакова О. (2016). Эмиграция русских: приглашение к размышлению // Казахстан-Спектр. - 2016. - № 75. - С. 99-109.
7. Хайруллина Н. Г., Койше К. К. Этническая идентификация татар Тюменской области: социологическое измерение // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - № 1. -С. 116-120.
8. Хайруллина Н. Г., Салихова А. Р. Межэтнические взаимодействия и этническое самосознание татар юга Тюменской области: традиции и инновации. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2003. - 77 с.
9. Черных И. А. Казахстан в 2013 году: актуальные вопросы развития страны
через призму общественного мнения. - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2014. - 232 с.
Сведения об авторах Шеломенцева Валентина Павловна,
д. социол. н., профессор, Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар, тел. 8(97182)652659, e-mail: [email protected]
Бейсембаева Галия Мустапаевна, докторант, Бишкекский государственный университет, г. Бишкек, Киргизская Республика
Information about the authors Shelomentseva Valentina P., Doctor of Sociology, Professor, Innovative University of Eurasia, Pavlodar, phone: 8(97182)652659, e-mail: [email protected]
Beisembayeva Galiya M., Doctoral Student, Bishkek State University, Bishkek, The Kyrgyz Republic