Г.А. Щадилов
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Рассматривается формирование социально ориентированной экономики с учетом механизма реализации многоуровневой системы социальной ответственности. Данный механизм позволяет по-новому взглянуть на решение социально-экономических проблем, существующих в нашем обществе. Механизм реализации многоуровневой системы социальной ответственности призван естественным образом дополнить существующую систему государственного регулирования национальной экономики.
Ключевые слова: механизм реализации многоуровневой системы социальной ответственности; государственное регулирование экономики; социальная справедливость.
В 1993 г. в России была принята Конституция, которая в ст. 7 провозгласила, что наша страна является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Переход на путь социального рыночного государства в России в течение 1990-х - начала 2000-х гг. характеризовался сложным, противоречивым и бессистемным его становлением. При этом, несмотря на взаимосвязь и взаимообусловленность экономической и социальной политики, последняя осуществлялась по остаточному принципу. Это объяснялось наличием множества проблем, не позволявших, в конечном итоге, последовательно и планомерно переходить из одной экономической системы в другую. В последние годы наметились тенденции укрепления экономики и появились условия и предпосылки для целенаправленной деятельности по реализации целей и задач социального государства. При этом отметим, что хотя мы и не воспользовались положительной конъюнктурой цен на энергоносители на внешнем рынке с целью изменения социальноэкономических отношений и перехода от страны -сырьевого придатка в страну с интенсивно развивающейся «новой экономикой», но, во всяком случае, поняли, что без системы эффективного взаимодействия между государством, бизнесом и обществом построить социально ориентированную экономику невозможно.
Среди основных принципов, которые необходимо учитывать при построении социально ориентированного государства, можно отметить:
- развитие и экономическую эффективность социального рыночного хозяйства;
- экономическую свободу человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;
- доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;
- социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;
- участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства [1. С. 4].
Функционирование государства на основе рассмотренных принципов предполагает определенный механизм государственного регулирования национальной экономики, направленный на формирование цивилизованных, социально ответственных отношений в обществе. Отметим, что социальное государство реализует свои цели только при наличии высокоэффективной социально ориентированной экономики и соответствующих условий для самоактуализации каждого человека, а также ответственного отношения к труду всего экономически активного населения. В то же время очень важна роль во всем процессе формирования социально ориентированного государства отводится эффективному взаимодействию государства, бизнеса и общества на всех уровнях национальной экономики.
Современное государственное регулирование национальной экономики предполагает несколько механизмов, на основе которых осуществляется становление и развитие социального российского государства. К ним относятся: механизмы экономической политики (в том числе структурной, налоговой, денежнокредитной, инвестиционной и др.); механизмы социальной политики; механизмы правовой политики; другие механизмы государственной политики. При этом механизмы экономической политики, с помощью мер прямого и косвенного воздействия на хозяйствующих субъектов, нацелены на формирование конкурентоспособной, высокоэффективной экономики, в которой бизнес функционирует на принципах законности, открытости и т.д., ориентируясь на частный и национальный интерес. Механизмы социальной политики нацелены на предоставление социальной поддержки населению, снижение социального неравенства, достижение социального согласия в обществе и т. д. Механизм правового регулирования призван создавать законодательные акты, соответствующие потребности и тенденциям развития экономики и общества. При этом создаваемые законодательные акты должны ограничивать своекорыстные интересы тех категорий населения, которые обладают значительным превосходством над другими в богатстве и силе, и ограждать «социально слабые» категории населения от произвола «социально сильных».
Рассмотрев подробно механизмы государственного регулирования национальной экономики на основе [24], можно сделать следующие выводы:
1) основным источником финансирования и общим регулятором всех механизмов выступает государство. При этом, учитывая экономические возможности со-
временной России, сложно говорить о действенности и полноте проводимой политики;
2) государственный механизм регулирования национальной экономики не в полной мере позволяет современному обществу (в том числе человеку) реализовать и актуализировать себя в должной степени;
3) процесс становления цивилизованных социальных и экономических отношений в обществе сопровождается случайными, периодическими и разрозненными мерами государственной политики и активностью предпринимателей, носящей в большинстве случаев формальный характер;
4) механизмы государственного регулирования экономики не достаточно уделяют внимания вопросам формирования такого социально-экономического пространства, в котором те или иные социальноэкономические механизмы реализовывались с большей эффективностью.
Данные выводы позволяют с определенной степенью уверенности сказать, что современные механизмы государственного регулирования с учетом принципов построения социально ориентированной экономики, не в полной мере реализуются на практике. Например, реализация принципа развития и экономической эффективности социального рыночного хозяйства во многом зависит от высокопроизводительного труда. А т.к. на многих предприятиях оплата труда не выполняет свою стимулирующую и воспроизводственную функцию, то работники не стремятся выполнять качественно и добросовестно свою работу и оптимизировать производственный и/или управленческий процесс. Такой принцип, как право человека на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства ограничивается теневой экономикой. То есть, устроившись на работу, человек в определенной мере попадает в сферу теневых отношений, где часть заработной платы выдается в «конверте», нет социального пакета и т. д. Выбирая тот или иной вид предпринимательской деятельности, человек может оказаться в поле деятельности криминальных структур и т.д. Принцип доверия к регулирующей роли рынка также не может быть реализован, т.к. рыночные отношения не в полной мере сложились в нашей стране. Кроме этого, субъекты рынка преследуют исключительно частный интерес, что не позволяет, при возникновении кризисных явлений, совместными усилиями государства, бизнеса и общества преодолеть их. Принцип социальной справедливости и социальной солидарности общества должным образом не реализуется в механизме государственного регулирования экономики, т. к. наряду с отсутствием эффективной системы перераспределения доходов от богатых к бедным, у нас пока не получила развитие система акционерной собственности работников на предприятиях. Принцип участия всех граждан в управлении государственными и общественными делами не реализуется, т. к. в нашей стране нет механизма, позволяющего каждому гражданину участвовать в управлении страной и общественным развитием. Отметим, что система социального партнерства не может сегодня получить своего дальнейшего развития из-за того, что процессы, протекающие в современном социально-экономическом про-
странстве, в большинстве своем не носят цивилизованный, социально ответственный характер, а также из-за того, что нет эффективной системы взаимодействия государства, бизнеса и общества (в том числе работников).
С учетом вышесказанного можно сделать вывод о необходимости совершенствования и дополнения современного механизма государственного регулирования экономики на основе предлагаемого механизма реализации многоуровневой системы социальной ответственности, который призван раскрыть социально ответственную деятельность ее элементов-институтов (государства, гражданского общества и цивилизованного предпринимательства на всех уровнях национальной экономики) как единой системы, действующей интегрированно и согласованно, с целью вовлечения всего общества в социально-ответственный процесс.
Под социально-ответственным процессом понимается взаимодействие (на всех уровнях) государства, бизнеса и общества с целью эффективного решения задач социального и экономического характера с соблюдением баланса интересов всех участвующих сторон.
Необходимо сказать, что процессы, протекающие в социально-экономическом пространстве, имеют человеческий фактор. Следовательно, нельзя автоматизировать эти процессы (подвести под невидимую руку рынка или что-то подобное), необходимо воздействовать и регулировать их с помощью новейших методов государственного управления и администрирования. С учетом этого в основу предлагаемого механизма не может быть положен универсальный подход, т.е. рассчитанный на некоего среднего человека (собственника, менеджера, предпринимателя, работника, человека), поскольку каждый человек обладает индивидуальным набором качеств. Речь в данном случае должна идти о дифференцированном подходе к государственному воздействию на ту или иную группу людей.
Несмотря на то, что современный государственный механизм воздействия на экономику включает множество различных методов (прямого и косвенного воздействия), тем не менее, механизма формирования социальной ответственности государственных служащих, предпринимателей и общества в целом на всех уровнях национальной экономики как системы нет. Примером этого может служить нынешняя ситуация, в которой социальная ответственность как понятие применяется только к бизнесу, т. к. современные исследования в этой области посвящены именно ему, а не всем институтам, функционирующим в социально-экономическом пространстве. То есть о социальной ответственности, исходящей от чиновников, общественных деятелей и общества в целом, сегодня мало кто говорит.
Предлагаемый механизм реализации многоуровневой системы социальной ответственности предусматривает меры воздействия: 1) непосредственно на собственников; 2) на наемных работников (не собственников). А так как основной движущей силой экономики являются предприятия (собственники предприятия) и их работники, то предлагаемый механизм будет направлен, в первую очередь, на них.
В группе собственников важно выделить: 1) собст-венников-рантье; 2) собственников-менеджеров; 3) собственников, имеющих активную позицию по отноше-
нию к своей собственности и к людям, которые трудятся на объектах их собственности. В группе наемных работников выделим: 1) менеджеров; 2) работников, со скрытыми и/или неиспользуемыми по каким-либо причинам творческими (в том числе предпринимательскими) способностями; 3) работников с ограниченными физическими возможностями.
При этом механизм реализации многоуровневой системы социальной ответственности должен быть естественным образом встроен в модель государственного регулирования и воздействия на общество в целом.
Рассмотрим первое направление из воздействий государства в рамках механизма реализации многоуровневой системы социальной ответственности:
1. Воздействия на собственников-рантье. На рантье необходимо воздействовать через систему социальной справедливости, которая формирует в обществе новые предпочтения, в соответствии с которыми подобной группе людей будет «неуютно» жить в этом обществе, постепенно превращаясь в «изгоев» общества. Данная группа будет ощущать ненормальность своей жизненной позиции и будет вынуждена постепенно включаться в социально ответственный процесс. В этом случае необходимо создать новую систему ценностей, идеологию у всего общества, которая позволит достичь подобную цель. Здесь, в определенной степени, должен учитываться опыт Советского Союза. Однако создаваемая нами идеология не должна править экономикой и порождать иждивенчество и «уравниловку», а напротив, должна содействовать условиям для всестороннего развития каждого человека, при этом вызывать негативную реакцию по отношению к неактивным, беззаботным рантье. Кроме этого, необходима продуманная политика государства по отношению к данной группе собственников, чтобы, с одной стороны, они становились участниками социально ответственного процесса, а с другой - не стремились избегать этого различными путями (в том числе уход в «тень», вывоз капитала из страны и т.д.). В данном случае необходимо применять прямые методы воздействия, характери-
зующиеся адресностью. При этом информационной базой для этого должна являться система учета собственников (с разным количеством акций (долей) в уставном (складочном) капитале), функционирующая на всех уровнях национальной экономики, которая позволит выявлять степень активности и участия того или иного собственника в деятельности предприятия. Это позволит делить рантье на определенные группы (в зависимости от доли, степени участия в управлении и т. д.) и, соответственно, разрабатывать методы воздействия на представителей каждой группы.
2. Воздействия на собственников, имеющих активную позицию по отношению к своей собственности и к людям, которые трудятся на объектах их собственности, а также на собственников-менеджеров. В данном случае собственники владеют предприятием (хозяйствующим субъектом) и участвуют в его деятельности, будучи заинтересованными в устойчивом его функционировании. Для участия данной группы людей в механизме реализации многоуровневой системы социальной ответственности необходимо применять как прямые, так и косвенные методы воздействия.
Отметим, что возможности участия каждого из хозяйствующих субъектов в социально-ответственном процессе (переговорах, выделении средств, исполнении заданий, ответственность за определенные направления, контроль и т.д.) неодинаковы. Это зависит от желания собственников участвовать в этом процессе, а также от той политики, которую проводит государство с целью активизации представителей делового мира в направлении социально ответственного, цивилизованного бизнеса. Кроме этого, возможность участия зависит также от размера предприятия, вида экономической деятельности, его организационно-правовой формы. В то же время нельзя забывать о том, что возможность влиять на принятие решений могут иметь также и другие участники предприятия (менеджеры, работники). Это определяется размером и организационноправовой формой предприятия (таблица).
Субъекты государственного воздействия
Критерий Субъекты, принимающие участие в принятии решений на предприятии
Собственники Собственники и менеджеры Собственники, менеджеры и работники
Размер предприятия Все Средние и крупные Крупные
Организационно-правовая форма предприятия Все ООО, ЗАО и ОАО ОАО
Наибольший интерес представляет анализ организационно-правового закрепления прав собственности, который позволяет сделать вывод о том, какие организационно-правовые формы необходимо развивать, а какие нет, либо развивать с определенными условиями. При этом необходимо учитывать принципы и требования, выдвигаемые многоуровневой системой социальной ответственности: законность, прозрачность, откры-
тость, обязательность публикации отчетов по социальной и финансовой деятельности и т.д.
Отметим, что специфика организационно-правовых форм предприятий России, их структурная неадекватность потребностям возрождения российской экономики вносят свой вклад в деформацию отношений собственности и препятствуют широкому вовлечению в социально ответственный процесс хозяйствующих субъектов.
Построение социально ориентированной российской экономики и ее неотъемлемой составляющей многоуровневой системы социальной ответственности должно сопровождаться становлением и правовым закреплением таких организационно-правовых форм собственности, которые соответствуют следующим критериям:
- удовлетворение интересов как собственников и менеджеров, так работников и общества в целом;
- открытость финансово-хозяйственной деятельности (обязательное условие - наличие финансовой, а также социальной отчетности), которая в известной степени влияет на кредитоспособность предприятия;
- вовлечение в разряд собственников активных физических лиц, имеющих не только свободные финансовые ресурсы, но и желание развиваться, взаимодействуя с участниками социально ответственного процесса.
Рассмотрим второе направление воздействий государства в рамках механизма реализации многоуровневой системы социальной ответственности:
1. Воздействие на наемных менеджеров, которые так или иначе принимают участие в решениях по активности предприятия в социально ответственном процессе. Воздействие государства на данную группу людей может содержать следующие меры:
1) создание соответствующей идеологии в обществе, влияющей на решения, принимаемые менеджерами в области социально ответственного поведения;
2) создание условий для вовлечения их в разряд предпринимателей (собственников), проводя различные конкурсы по выявлению менеджеров с предпринимательскими способностями. Наделив имуществом и возможностями, государство может ставить определенные условия (задавать направления) функционирования вновь сформированного хозяйствующего субъекта. Все это делается с целью формирования цивилизованного, социально ответственного бизнеса с новыми активными собственниками, желающими работать на благо общества. При этом нельзя забывать о методах, позволяющих взаимодействовать с менеджерами. А именно через систему институтов социального партнерства, сорегулиро-вания, частно-государственного партнерства, а также через средства массовой информации.
2. Воздействие на работников со скрытыми и/или неиспользуемыми по каким-либо причинам творчески-
ми (в том числе предпринимательскими) способностями, которые могут организовать свое дело и быть полезными обществу, взаимодействуя с ним и государством. В данном случае государство проводит политику, аналогичную по вовлечению менеджеров в разряд цивилизованных предпринимателей.
3. Воздействие на работников с ограниченными физическими возможностями. На данную группу людей необходимо воздействовать через систему социальной справедливости, при которой формируется соответствующее отношение в обществе (в том числе у работодателей), которое позволяет данной группе чувствовать себя наравне с другими людьми. Необходимым условием этого является, в том числе, создание системы нормативов для предприятий различных размеров и видов экономической деятельности, определяющей количество рабочих мест, где могут трудиться представители данной группы, используя при этом инструменты социальной политики (государственная социальная стандартизация, социальная защита).
Таким образом, неотъемлемой частью социально ориентированной экономики является механизм реализации многоуровневой системы социальной ответственности, позволяющий эффективно взаимодействовать основным участникам социально-экономического пространства на принципах социально ответственного, цивилизованного поведения. Необходимо заметить, что внедрение данной системы взаимодействия в уже существующую будет сопровождаться недоверием консервативных групп сферы государственного и муниципального управления к механизму ее реализации. Кроме того, представители бизнеса, которым не выгодно идти на встречу решения социальных проблем и, в принципе, участвовать в каком бы то ни было процессе, влекущим дополнительные затраты, тоже будут избегать и противодействовать становлению этой системы. Это говорит о том, что государству и активным представителям бизнеса и общества необходимо проработать все нюансы внедрения данной системы и провести подготовительные работы с представителями как власти и бизнеса, так и общественных организаций на всех уровнях, а также разработать систему поощрений и льгот за активное участие в становлении многоуровневой системы социальной ответственности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция социального государства Российской федерации. Режим доступа: http://www.ksocpol.rags.ru/soc_st.htm, свободный.
2. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. М.: Экономист, 2004. 620 с.
3. Государственное регулирование рыночной экономики / Под общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. М.: Экономика, 2001. 736 с.
4. ПикулькинА.В. Система государственного управления: Учеб. для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 543 с.
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 10 июля 2009 г.